Скачать epub pdf Книга 1. Евангелие от Матфея Так называется сия книга, потому что Матфей, ученик Господень, написал сие Евангелие. С начала повествует о Спасителевом рождестве по плоти от семени Давидова; почему и родословие от него (Давида) доводит до Христа, полагая всех родов 42. Излагает крещение Иоанново, и искушения, бывшия от диавола на горе, и великие знамения и чудеса, учиненные Спасителем, избрание Учеников и предание им таинства; наконец говорит и о том, что Иисус Христос предан Пилату, распят телом, и что тело Его положено во гроб; воины разделили одежды Его; а Он, возставши в третий день, повелел Ученикам учить все народы и крестить их, обещаясь быть с ними во все дни даже до скончания века. Чудеса, совершенные Иисусом Христом, о которых повествует Матфей, суть следующия: прокаженный очищен; отрок сотника исцелен заочно одним словом Его; теща Петрова исцелена от огневицы; в один вечер принесли к Нему беснуемых и болящих: и Он духов выгнал словом, а болящих исцелил. – В частности в сей книге содержится: Гл. I. Родословие И. Христа от Авраама до Иосифа; зачатие И. Христа от Св. Духа и рождение от Девы Марии, обрученной уже Иосифу. Ангел успокоивает Иосифа, и изъясняет имя: Иисус. Гл. II. Мудрецы с востока приводятся звездою ко Христу, покланяются Ему и приносят дары свои. Иосиф бежит во Египет с Иисусом и Материю Его. Ирод избивает младенцев. Ирод умирает, и И. Христос возвращается в Галилею, и поселяется в Назарете. Гл. III. Проповедь Иоанна; его служение, жизнь и крещение. Иоанн обличает Фарисеев. Иисус является, и крестится в Иордане. Гл. IV. И. Христос уединяется в пустыню, постится и искушается. Ангелы являются и служат Ему. Он приходит и поселяется в Капернауме. Начинает проповедывать. Призывает Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Исцеляет разного рода больных и бесноватых. Гл. V. И. Христос начинает свою нагорную проповедь : объясняет, кто суть блаженные, кто суть соль земли: Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится? ни во что же будет ктому, точию да изсыпана будет вон, и попираема человеки (ст. 13.), свет мира, град на вершине горы: Вы есте свет мира: не может град укрытися верху горы стоя (ст. 14.), свеча на свещнице. Предваряет, что Он пришел исполнить закон, а не разорить его. Изъясняет: что значит убивать, прелюбы творить, клясться? Увещевает переносить обиды, любить врагов, заботиться о совершенстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

сост. Александр Ратшин Калужской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: РОЖДЕСТВЕНСКИЙ-ПАФНУТИЕВ, муж. 1 класса, в 3 верстах от уездного города Боровска, при впадении реки Истремы в Протву; находится под управлением архимандрита. Основан в 1444 году Преподобным Пафнутием, по благословению св. митрополита Ионы, при Боровском князе Василие Ярославиче на земле кн. Димитрия Юрьевича Шемяки. – В смутное время, в 1610 году, монастырь этот подвергся совершенному разорению от поляков, предводимых Сапегой – и при сем случае защищавший обитель русский воевода, князь Михаил Константинович Волконский, убит над гробом св. Пафнутия, вместе с ним убито более 40 иноков и в том числе живший на покое знаменитый Иоасаф, который был здесь, 1592, игуменом, а потом архимандритом Троицкого Сергиева мон. во время осады его поляками; он здесь и погребен в общей могиле убиенных. Ныне в Пафнутиевом монастыре пять каменных церквей: 1) Соб. Рождества Богородицы, с двумя приделами: Архангела Михаила и Великомученицы Ирины; этот последний придел устроен сестрою царя Бориса Годунова, Ириною; в нем погребен бывший здесь иноком и схимником, участник в убийстве царевича Димитрия, окольничий и дядька царя Феодора Иоанновича Андрей Петрович Лупп-Клешнин, в иноч. Левкий. 2) Пафнутия Боровского, где и мощи его почивают в великолепной раке. 3) Рождества Христова. 4) Илии Пророка. 5) св. Митрофана. – Ризница монастыря весьма богатая: в ней сохраняется множество низанных жемчугом и драгоценными каменьями облачений и золотых сосудов. До учреждения штатов принадлежало обители до 11000 душ крестьян в разных недвижимых имениях. Св. Иосиф Волоколамский был здесь пострижен в иночество самим Преп. Пафнутием, и по кончине своего учителя, поставлен во игумена. В XVI веке принял иночество св. Даниил Переславский. – Здесь погребены: епископ Коломенский Герасим, XV века, князь Михаил Андреевич Верейский и Боровский, внук В. К. Димитрия Донского; также многие из князей Репниных, Лыковых, Оболенских, Щербатовых; действительный камергер князь Павел Михайлович Волконский, оставивший по себе память благодетельного помещика, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном 18 ноября 2016 г. 15:32 18 ноября 2016 года в Патриаршей резиденции  Данилова ставропигиального монастыря  в Москве прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с  Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном , прибывшим в пределы Русской Церкви для участия в торжествах по случаю 70-летия Предстоятеля Русской Православной Церкви. Блаженнейшего Митрополита Тихона сопровождали члены делегации: епископ Санта-Розский Даниил, архимандрит Герасим (Элиел), протоиерей Назарий Полатайко, архидиакон Иосиф Матусяк и чтец Роман Осташ, а также канцлер Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке протоиерей Чад Хатфилд. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , управляющий  Патриаршими приходами в США   епископ Наро-Фоминский Иоанн , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , сотрудник ОВЦС Д.И. Петровский. Святейший Патриарх Кирилл тепло приветствовал гостя, сказав: «Благодарю, что Вы нашли возможность присоединиться ко мне в молитве в связи с круглой датой, которую я отмечаю». Святейший Владыка отметил значимость двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке. «Исторические истоки этих добрых отношений связаны с именами наших общих великих святых святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия и священномученика Иоанна Кочурова, напомнил Его Святейшество. Их имена в святцах обеих наших Церквей, мы молимся им, в том числе испрашивая их ходатайства пред Богом за процветание Американской и Русской Православных Церквей, за сохранение добрых отношений, которые у нас сложились». В этой связи Предстоятель Русской Православной Церкви упомянул о прошедшей 9 ноября в городе Кадоме (Рязанская область) конференции, посвященной преподобному Герману Аляскинскому, который родился в этом месте. В конференции приняли участие богословы, ученые из России и Соединенных Штатов Америки.

http://75.patriarchia.ru/db/text/4684715...

Сразу нестыковка: митрополит Иосиф (Петровых), возглавлявший т.н. «иосифлянский» раскол, умер в казахстанской ссылке на мирской работе, так и не присоединившись к Церкви через покаяние. В тексте нет упоминания о покаянии и протоиерея Николая. Уже одно это ставит о. Николая за рамки списка святых новомучеников, пока не будет выяснено всё. Далее. «Приговорили его к трём годам исправительно-трудовых лагерей. Концлагерь (???), в котором отец Николай отбывал наказание, именовался совхозом (!) «Гигант». Автор попросту демонстрирует полное отсутствие представления о том, что такое исправительно-трудовой лагерь, чем отличается он от фашистского концлагеря, что такое совхоз. Обратимся снова к тексту «жития». «Сначала он был направлен на чёрные работы, но потом вследствие болезни его перевели на работу в конторе. (Это в «концлагере»!) Работал он старательно, поэтому, его освободили досрочно» . Умер он, согласно тексту, от нескольких заболеваний, находясь на иждивении брата-священника 8 октября 1941 года. Вечная ему память. Но причём здесь мученичество ради Христа? В таких случаях вспоминается, что еще в 2013 году Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что далеко не каждый человек, отбывший наказание в советские годы, может быть канонизирован, как святой. А святитель Иоанн Златоуст утверждал, что скончавшийся в расколе, даже если тело свое отдаст на сожжение, не спасается. Слово «концлагерь» встречается в очень многих житиях. Это говорит об отсутствии знаний у самих преподавателей семинарий или об их тенденциозном антисоветизме. Обратимся к еще одному «концлагерному» житию. Хороший батюшка о. Пётр Чельцов (12 сентября). В житии читаем: «19 июня 1927 года вновь арестован… и был приговорён к 3 годам концлагеря, которые он провёл в Соловецком лагере особого назначения...». Из текста жития мы узнаём, что в «концлагере» батюшка 1) окончил фельдшерские курсы и работал фельдшером; 2) матушка Мария регулярно присылала ему посылки и сама приезжала к нему; 3) в 1929 году он был досрочно освобождён (из «концлагеря»!) Это Освенцим? Подобные тексты больше похожи не на жития святых, а на заказные политические газетные статейки с терминологией времён Троцкого.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/09/be...

т. X. 1910 год Десятицу лет приношу Тебе, Господи жизни и смерти моей! Первую десятицу лет монашества моего! Призри милостивно на отроческий возраст мой в житии иноческого совершенства. Благослови вступить в сознательно-рассуждающее «юношество», умеющее различать истинно доброе и спасительное от пагубного и неполезного, и со всею пылкостью увлечения отдаться внутренней работе обновления и Богоуподобления. А.И. 12 Дек. 1910 г. «...Еще же ему далече сущу, узрит его отец его, и мил ему бысть, и тень нападе на выю его, и облобыза его " … ( Лук.15.20 ). Январь, 1910 г. 4252 Часть конца одного года и начало другого – час трепетный и для многих роковой. И трогательно, что в этот час верующие ищут защиты под кровом Матери Церкви, как дети прячутся за свою мать от чужих и незнакомых, кажущихся для них опасными, людей. 1 Янв. 4253 О, если бы в новый год жизни моей начать действительно жизнь новую! О, если бы обновиться умом, сердцем и всем существом моим и делами моими! О, если бы совлечься ветхого человека и облечься в нового, чуждого дел тьмы и греха и всего, что удаляет нас от Обновителя нашей жизни и Обитателя чистых душ – Сладчайшего Господа Иисуса! 2 Янв. 4254 Как разумно Церковь в начале нового года поместила праздник обновления нашего, приглашая к которому, она всем напоминает глас Предтечи: «покайтесь, приблизилось Царствие Небесное! Уготовайте путь Господу»! И самое начало года как разумно отнесено к этому времени, под свежие впечатления главы христианских праздников – Рождества Христова, возвестившего обновление жизни всего мира. 3 Янв. 4255 Умягчи наши злые сердца, Владычице, скорбью Твоею за нас, которая изображается семью мечами в груди Твоей! Какой прекрасный образ причиняемой Тебе скорби от нашего несоответствия званию последователей Сына Твоего и чад Твоих духовный, усыновленных Тебе при Его Кресте. 4 Янв. 4256 Ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тебя»!.. ( Пс. 9 часа). Господи! В чувстве недостоинства как сладко Тебе сказать это! Как сладко почувствовать сердцем Твою безпредельную благость, кротость и милосердие, не наказующие нас по всей силе греховности нашей. И это уже – о, великая Твоя милость нам!

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Церковь в честь Рождества Крестителя и Предтечи Иоанна (Чесменская) «Именовать церковь Чесменскою…» Церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Чесменская церковь) в Санкт-Петербурге Церковь в честь Рождества Крестителя и Предтечи Иоанна (Чесменская) – одна из самых необычных по архитектуре церквей Санкт-Петербурга. Располагалась церковь, построенная по проекту придворного архитектора Ю.М. Фельтена, рядом с находившимся в семи верстах от Петербурга путевым дворцом императрицы Екатерины II, который называли по-фински Кикерикексен, или на французский манер – La Grenouillere (то есть «лягушачье болото»), так как эта низинная, поросшая луговой травой местность изобиловала лягушками. Заложили храм в 1777 году, а уже через три года – 24 июня 1780 года – церковь освятил архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров). Тогда же церкви было дано название «Чесменская»: в память о победе российского флота над турецким в бухте Чесме в 26 июня 1770 году Екатерина II «повелела именовать церковь и дворец Чесменскими». Освящали церковь торжественно, в присутствии государыни, наследника цесаревича Павла с супругой, генералитета и придворных. Среди гостей под именем графа Фалькенштейна был и путешествующий инкогнито по России Иосиф II – император Священной Римской империи германской нации. В камер-фурьерском журнале, куда заносились все события придворной жизни, так описано торжество освящения Чесменской церкви: «Ее императорское величество и их императорские высочества благоволили шествовать… при колокольном звоне в новопостроенную церковь… а при входе их встретил у дверей с животворящим крестом, в церковном облачении архиепископ Гавриил… с прочим знатным духовенством... По высочайшем прибытии в оную началось освящение церкви, а по совершении… производилась с земляного вала пушечная пальба». Потом была отслужена Божественная литургия и соборный благодарственный молебен. «После всей Божественной службы в церкви Синода члены и прочее духовенство приносили ее императорскому величеству и их императорским высочествам поздравления и жалованы к руке, и в то время производилась с земляного вала пушечная пальба».

http://pravoslavie.ru/3537.html

Чтение, предложенное в собрании Киевского религиозно-просветительного Общества 10 февраля 1902 года Выступая пред вами от имени религиозно-просветительного Общества, я намереваюсь остановить Ваше внимание на книге, которая должна быть основой и источником христианского просвещения. Книга эта есть Библия . Сначала я имею в виду отметить некоторые фактические данные, характеризующие отношение к Библии, как к руководству для религиозно-нравственного просвещения, а затем укажу те основания, в силу которых Церковь усвояет Библии это руководственное значение. История Библии восходит к глубочайшей древности. Первые книги, входящие в состав Библии, были написаны за четырнадцать веков до начала нашей эры и, таким образом, существуют более трех тысячелетий. На всем протяжении этих тысячелетий мы видим следы глубокого уважения к Библии и преклонения пред её божественным руководственным авторитетом. Так относились к Библии, прежде всего, древние евреи, которым, по слову Апостола, вверена быша словеса Божии. Это уважение избранного народа к своим священным книгам особенно увеличилось с тех пор, как прекратился преемственный ряд пророков. Теперь священные книги стали заменять народу умолкнувший голос посланников Божиих, и в этих только книгах он мог найти откровение божественной воли и руководство к вере и жизни. Отсюда мы видим, что в последние столетия ветхозаветной истории свящ. книги читаются в синагогах и усердно изучаются в школах. Характеризуя воззрения иудеев этого времени на св. книги, Иосиф Флавий говорит: „на деле видно, как мы верим в свои писания. Ибо хотя прошло уже столь великое время, никто не дерзнул ни прибавить, ни убавить, ни изменить их. Всем же иудеям с раннего детства присуще считать их за божественные догматы , их держаться и, если нужно, за них с охотою умирать“ 1 . Эта ревность древних евреев о своих свящ. книгах выразилась в том, что они приняли все меры к сохранению их неприкосновенности: они обставили самыми точными предписаниями списывание рукописей, сосчитали все слова и даже буквы Писания и отметили все особенности свящ. текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Шкаровский М. В. Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение Антицерковная, антихристианская политика советского государства в первые десятилетия после Октябрьской революции вызвала массовое сопротивление духовенства и мирян. В разные годы оно принимало различные формы. Особенно эта борьба обострилась в период великого перелома – конца 1920-х – начала 1930-х гг. Вплоть до 1927 г. попытки гражданских властей подчинить Православную Церковь , поставить ее под полный контроль, сделать в конечном итоге придатком государственного аппарата (обновленческий, григорианский расколы и т. п.) в целом заканчивались неудачей. Рубежом в этом плане явилась легализация Временного Патриаршего Священного Синода (ВПСС) при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском) , потребовавшая значительных уступок. «Декларация 1927 г.», допускавшая уход с позиций аполитичности, перемещения епископов по политическим мотивам и ряд подобных актов создавали новые условия взаимоотношений Патриаршей Церкви с государством. Именно с этого времени начал утверждаться почти тотальный контроль последнего над внутрицерковной жизнью. Такие компромиссы были негативно восприняты многими священнослужителями и мирянами. Часть православного духовенства попыталась спасти Церковь от внедрения в нее чужеродных государственных начал. Возникшее в 1927 г. движение «непоминающих» (гражданской власти и митр. Сергия) было достаточно широко распространено по стране. Всего первоначально насчитывалось более 40 архиереев, отказавшихся от административного подчинения Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Однако большинство из них не было связано между собой. Центральное место занимала наиболее сильная и сплоченная иосифлянская группа, получившая свое название по имени руководителя – митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) 584 . Именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь », употребив его в 1928 г. в одном из своих писем. Недовольство «Декларацией митр. Сергия» в одной из ведущих епархий страны – Ленинградской – проявилось уже в августе 1927 г. В сентябре оно резко усилилось вследствие постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о переводе митрополита Ленинградского Иосифа, отбывавшего ссылку в Моденском монастыре, на Одесскую кафедру. Ситуацию в северной столице очень обострил и указ митр. Сергия от 21 октября о поминовении во всех храмах за богослужением властей и об отмене поминовения епархиальных архиереев, находящихся в ссылке. В ноябре в городе появились приходы, не поминавшие Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф I Иаков был человек многосемейный. У него было двенадцать сыновей. Четыре старших сына назывались: Рувим, Симеон , Левий, Иуда. Матерью их была Лия. Два младших сына назывались: Иосиф и Вениамин , а матерью их была Рахиль, вторая, и любимая жена Иакова. Больше всех других сыновей, Иаков любил Иосифа. Это был мальчик красивый и даровитый. Было в нем что-то необыкновенное. Отец сделал ему нарядную одежду и держал его при себе: не посылал ни на пастбища со стадами, ни на полевые работы. Старшим братьям не нравился этот отцовский любимец, и они относились к нему недружелюбно, и даже враждебно. Иосиф же, словно не чувствовал враждебности братьев и вел себя с ними просто и доверчиво. Иосифу стали сниться необыкновенные сновидения. Просыпаясь от сна, он и сам им дивился, и простодушно рассказывал их в кругу семьи. Однажды он рассказал братьям такой сон: – Снилось мне, будто мы все на поле, вяжем снопы. И вот, мой сноп поднялся и стал прямо, а ваши стали кругом и поклонились ему. Братья с негодованием сказали ему: – Что же? неужели ты царствовать над нами будешь и владеть нами? И возненавидели его более прежнего. Вскоре, Иосиф увидел другой, подобный же сон, и рассказал его при отце: – Снилось мне, будто солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились мне. Тут и отец сказал ему с упреком: – Что это у тебя за сон? Неужели отец, и мать, братья твои, все мы придем поклониться тебе? Братья негодовали. А отец, хоть и упрекнул Иосифа, но все-таки задумался над его снами. II Однажды братья ушли со стадами далеко от отцовского дома. И долго не было от них вестей. Старец Иаков беспокоился. Он позвал Иосифа и сказал: – Пойди, проведай братьев: живы ли они, целы ли у них стада. И принеси мне ответ. Они, верно, ушли к Сихему. До Сихема было более 50 верст. Иосиф долго искал в степи братьев со стадами и, наконец, нашел их уже за Сихемом. Братья издали увидели Иосифа и сказали: – Вот идет наш сновидец! И у них тут же явилась мысль погубить нелюбимого брата. Некоторые говорили: – Пойдем, убьем его! Потом бросим в какой-нибудь ров и отцу скажем: зверь растерзал Иосифа. Вот и посмотрим, как сбудутся сны его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Скачать epub pdf Беседа 42 5. Распятие, смерть и погребение (Мк.15,20–47). Продолжение. c) Погребение Иисуса Христа (Мк.15,42–47; Мф 27,57–61; Лк 23,50–56; Ин 19,38–42). 42 И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – 43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. Высший Совет, как мы уже знаем, обосновал свое требованеие смертной казни Иисуса Христа ссылкой на богохульство. «Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета», благочестивый иудей, «который ожидал Царствия Божия», очевидно не разделял решения Синедриона. Таким образом, когда он просил у Пилата тело Иисуса, он ставил себя в опасное положение прослыть сообщником казненного преступника. Чем Иосиф мог обосновать свою просьбу перед Пилатом? Может быть, нежелательностью оттягивать погребение из климатических соображений; может быть, ссылаясь на ветхозаветную заповедь, не позволявшую оставлять казненного на ночь: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» ( Втор 21,22–23 ). Возможно, Иосиф хотел предотвратить захоронение Иисуса в общей могиле. Как бы то ни было, он «осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова». Надо сказать, что часто тела преступников не погребали вовсе, их просто снимали с распятия и оставляли на растерзание стервятникам и диким собакам. Возможно, Голгофу потому так и назвали Лобной, то есть Черепа, что она была усыпана черепами распятых. Но Иосиф, будучи праведным и тайным почитателем Иисуса, решился на Его захоронение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010