Новый летописец (XVIII) К оглавлению 401. О размене из Литвы митрополита Филарета Никитича и бояр. Послал государь в Вязьму для размена с литовскими людьми и с паном Струсом послов, бояр Федора Ивановича Шереметева, да князя Даниила Ивановича Мезецкого, да окольничего Артемия Васильевича Измайлова. Они же пришли в Вязьму и в Вязьме были долгое время, дожидаясь послов литовских для размена. И пришли из Литвы послы, и митрополита Филарета Никитича, и боярина Михаила Борисовича Шеина, и дьяка Томила Луговского, и всех дворян, которые были с послами и которые были взяты языками, привезли с собою. И в Вязьме Александр Гашевский с [русскими] послами замешкался, хотел того, чтобы землею поступились. Патриарх же Филарет Никитич послал к московским послам, чтобы ни одной чети не уступали земли Литве. Послы же литовские, видя крепкое стояние патриарха Филарета, разменялись, а боярина князя Василия Васильевича Голицына в Литве не стало. 402. О приходе к Москве патриарха и о встречах боярских, [посланных] от государя. Пришел же патриарх Филарет Никитич в Можайск, и государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии послал к нему, государю, навстречу бояр и окольничих, а велел государь встречать его в трех местах. Первая встреча — в Можайске, а встречали архиепископ рязанский Иосиф, да боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский, да окольничий князь Григорий Константинович Волконский; а другая встреча — на Вязьме, а встречали вологодский архиепископ Макарий, да боярин Василий Петрович Морозов, да думный дворянин Таврило Григорьевич Пушкин; третья встреча — в Звенигороде, а встречал его крутицкий митрополит Иона, да боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, да окольничий Федор Леонтьевич Бутурлин. А на последнем стану перед Москвой встречали все бояре. 403. О приходе патриарха к Москве и о встрече [его] государем. Пришел митрополит государь Филарет под Москву. Государь царь Михаил Федорович всея Русии встретил отца своего, государя Филарета Никитича, за речкою Преснею с боярами и с дворянами и со всем народом Московского государства. Многие же слезы были тогда от радости у государя царя и всего народа Московского государства. И после же [были слезы], ибо радость была на Москве великая, потому что столь много лет был [Филарет Никитич] в Литве в утеснении и гонении. Власти же его встретили за Каменным мостом с крестами. Государь же царь Михаил Федорович всея Русии в тот день, в который его государя отца Филарета Никитича выменяли, поставил храм во имя пророка Елисея между Никитской улицей и Тверской, и установил празднование большое. Митрополит же государь Филарет Никитич на Патриаршем дворе не встал, а встал на Троицком подворье. Государь же царь Михаил Федорович всея Русии из-за прихода отца своего тех, которые были в его государевой опале под присмотром приставов, и тех, которые были сосланы по городами и темницам, пожаловал, велел освободить.

http://sedmitza.ru/lib/text/439363/

Переименован второй викарий Литовской епархии, епископ Брестский Иоаким в первого викария той же епархии. 14 октября 1897 г. воспоследовало высочайшее соизволение на восстановление в С.-Петербургской епархии кафедры третьего викария, с присвоением ему именования «епископа Ямбургского» и производством ему содержания из местных средств. На кафедру епископа Ямбургского назначен, того же 14 октября, настоятель Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря, архимандрит Вениамин. Перемещены: архиепископ Рижский Арсений – на Казанскую архиерейскую кафедру; епископ Архангельский Никанор – на кафедру епископа Смоленского, епископ Екатеринославский Владимир – на кафедру епископа Екатеринбургского (ныне находится на покое); преосвященный Екатеринбургский Симеон – на Екатеринославскую архиерейскую кафедру; епископ Рязанский Иустин – на кафедр епископа Уфимского; епископ Орловский Мисаил – на кафедру епископа Могилевского; епископ Астраханский Митрофан – на кафедру епископа Орловского; епископ Вятский Сергий – на кафедру епископа Астраханского, епископ Якутский Мелетий – на кафедру епископа Рязанского; епископ Подольский Димитрий – на кафедру епископа Тверского; епископ Тульский Ириней – на кафедру епископа Подольского; епископ Тобольский Агафангел – на кафедру епископа Рижского; второй викарий Литовской епархии, епископ Брестский Иосиф – на кафедру епископа Острогожского, викария Воронежской епархии; викарий Тверской епархии, епископ Старицкий Гавриил – на кафедру епископа Велико-Устюжского, викария Вологодской епархии. Назначены: викарий Киевской епархии, епископ Уманский Иоанникий – епископом Архангельским; викарий Нижегородской епархии, епископ Балахнинский Алексий – епископом Вятским; викарий Иркутской епархии, епископ Киренский Никодим – епископом Якутским (ныне епископ Забайкальский); викарий Полтавской епархии, епископ Прилукский Тихон – епископом Оренбургским (ныне умерший); викарий Черниговской епархии, епископ Новгород-Северский Питирим – епископом Тульским; викарий Воронежской епархии, епископ Острогожский Владимир – епископом Оренбургским; викарий Тульской епархии, епископ Каширский Михаил – епископом Таврическим (ныне умерший); виварий Вологодской епархии, епископ Велико-Устюжский Антоний – епископом Тобольским, первый викарий Литовской епархии, епископ Ковенский Христофор – епископом Екатеринбургским; викарий Казанской епархии, епископ Чебоксарский Анастасий – епископом Туркестанским (находился некоторое время на покое и ныне назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии) и второй викарий С.-Петербургской епархии, епископ Гдовский Назарий – епископом Олонецким.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Плащаница и ее история Плащаница придает трогательное великолепие и умилительную торжественность церковным службам последних великих дней Страстной седмицы. Она составляет их необходимую принадлежность и является наглядным выражением совершаемых в них воспоминаний. Обыкновенно, на вечерни Великого пятка, совершаемой в воспоминание крестной смерти Спасителя, при трогательном пении тропаря «Благообразный Иосиф», она выносится на средину храма, где и поется над нею канон на «Плач Богородицы». В Великую субботу вся утреня совершается над плащаницею и знаменует собою умилительнейшее отпевание, а потом, шествием с плащаницею вокруг храма, и самое погребение Божественного мертвеца. Православный мир так привык и полюбил печальное торжество этих великих дней, что для него они немыслимы без плащаницы. Между тем совсем еще не далеко то время, когда православная Русь не знала плащаницы. Появление ее на Руси и образование служб над нею имеют свою весьма любопытную историю. За все время господства в русском богослужении студийского устава, т. е. со времени преп. Феодосия и до самого конца XIV века, плащаницы не было на Руси. По крайней мере от того времени до нас не сохранилось ни одной плащаницы, и в тогдашнем уставе ничего не говорится ни о выносе ее для поклонения, ни о ходе с ней вокруг храма. В сохранившемся до нашего времени списке студийского устава конца XII или начала XIII века находится лишь следующая подробность утрени Великой субботы: после стихир на хвалитех поется «Слава в вышних Богу певчески; на славу же таковаго пения абие входит поп с диаконом, имуще евангелие, свещи предыдущи и всходит на стол и, дав мир, сядет»; затем после прокимна – паремия из прор. Иезекииля, апостол и евангелие, которое читается «от попов в алтаре» 380 синодал. библ.). Но в этом входе с евангелием отнюдь нельзя видеть начала развившегося потом обычая совершать шествие с плащаницей вокруг храма. Проф. Мансветов в этом входе видит остаток древнейшей церковной практики, известной под именем «песненного последования», по которому вход и чтение евангелия совершались не перед каноном, а на великом славословии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Георгий Митрофанов Канонизация: Споры не должны приводить к расколам Источник:  Нескучный сад За последнее десятилетие Русская Церковь канонизировала в несколько десятков раз больше святых, чем за три предыдущих столетия. Многие из этих канонизаций вызвали недоумение, а то и бурные споры в среде верующих. " Споров не нужно бояться " – считает член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат философских наук и магистр богословия протоиерей Георгий Митрофанов. Можно ли сомневаться в святости? – Некоторые канонизации, которые совершились в последние 10-15 лет, вызывали бурные споры: царская семья, Матрона Московская, митр. Иосиф Петровых. Это связано с нашим сложным временем или и в древней Церкви такое бывало? – Споры как до канонизации святого, так и после нас не должны смущать, это естественное явление; главное, чтобы эти споры не приводили к расколам и вражде. В древней Церкви не существовало такой отработанной процедуры прославления, как сегодня. Почитание носило более харизматический, я бы сказал, стихийный характер, так были канонизированы практически все древние христианские мученики, но споры были и тогда, вспомнить хотя бы донатистский раскол, вспыхнувший по окончании последней волны гонений на христиан: тогда не могли договориться не только о давно умерших подвижниках, но и о выживших современниках – кого из них считать исповедником или мучеником, а кого нет. Может ли Церковь принять неверное решение относительно чьей-либо канонизации? Да, может. Подчас Соборы, которые созывались по критериям Соборов Вселенских, принимали догматически ложные решения, и только впоследствии их объявляли еретическими (например, знаменитый Эфесский (монофизитский) собор 449 года, названный потомками " разбойничьим " . Его решения были пересмотрены на Халкидонском соборе в 451 году). Тем более нас не должно смущать то, что и при канонизации святых могут допускаться определенного рода ошибки. В Католической Церкви есть даже процедура деканонизации. У нас такой практики нет, хотя что-то подобное и произошло в свое время с Анной Кашинской (ее деканонизовали, а потом опять канонизовали). Но, безусловно, надо иметь в виду, что кто-то в наших святцах, как это выяснится на Страшном суде, святым не является. И наоборот, может так случиться, что те, кто при жизни друг друга не то что за святого, за христианина-то не считали, окажутся вместе канонизованы.

http://religare.ru/2_91849.html

Политическая идентичность Церкви РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_25338.html 26 января 2006 Александр Кырлежев Политическая идентичность Церкви Источник:  Ежемесячник " Накануне " , 1995, май-июнь В прошлом отношение Православной Церкви к современной ей политической реальности не сводилось к проблеме взаимоотношений Церкви и Государства, как это часто полагают люди, привыкшие использовать готовые западные подходы. Все нынешние православные церкви восходят к одному архетипу – византийскому православию, являются " изводами " , по существу, одной имперской Церкви, существовавшей в Византии вплоть до окончательного падения последней в середине XV cmoлemuя. В отличие от Западной Европы, Православная Церковь никогда не выступала в социально-политическом пространстве ни как мощная суверенная институция (папство), ни как интернациональное клерикальное сословие, говорящее на одном языке и обладающее монополией на образование и ученость. Византийская парадигма действовала и в России, осознавшей себя " третьим Римом " , то есть преемницей второго. Русский царь воспринимался как защитник православия и государь-покровитель всех православных. Уклоны " вправо " (Иосиф Волоцкий) и " влево " (патриарх Никон) от византийской теории " симфонии " Царства и Церкви были благополучно преодолены. Собор 1667 года с участием восточным патриархов подтвердил: " Царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – церковных, дабы таким образом сохранилась целой и непоколебимой во век стройность церковного учреждения " . В петровской России, несмотря на церковную реформу по протестантской модели (патриарх был упразднен, его заменила " коллегия " епископов – Синод, а император был к конце концов провозглашен " главой Церкви " ), ситуация принципиально не изменилась. Церковь оставалась идеологической " душой " Государства (православие-самодержавие-народность), а государство – политическим " телом " Церкви. Что это значит для нашей темы? Это значит, что на протяжении столетий, в том числе последних веков, получивших название Нового времени, которое определило современное состояние мира в целом и " европейского мира " в особенности, для Православной Церкви не существовало политики как особой, внеположной ей самой реальности. В патерналистских обществах, где эта Церковь жила, политика, по существу, сводится к:

http://religare.ru/2_25338_1_21.html

Родители девочки – Сергей Максимович и Евдокия Иосифовна Лепешкины – живут в самом городе Ростове Великом, недалеко от вокзала. Семейство небогатое (отец занимается извозом), но благочестивое и доброе. Уютные, всегда чистенькие комнатки их маленького помещения, достаточно украшенного св. иконами, производят самое отрадное впечатление. Недаром говорится: чистота – роскошь бедности. В таком-то семействе выросла очень умная и добрая девочка Лиза. 12-го Июля 1910 года ей исполнилось 10 лет. И в этом же году совершенно неожиданно с ней приключилась какая-то непонятная и страшная беда. Хорошо начав учиться в местном приходском училище, она вдруг стала как-то слабеть в успехах, жаловалась на забывчивость. На праздник Благовещения 25 Марта 1910 года она пошла ко всенощной с отцом в Благовещенскую церковь . Постояв несколько, она сказала, что ей как будто просквозило ушки. Почувствовала себя не особенно хорошо. Заболела головка, потом быстро появился жар, бред, так что за обедню в самый праздник уже идти не могла. Дали хины, но это не помогло. Напротив, Лизе стало хуже. Что это была за болезнь, понять было трудно. Больную как-то «бросало всю», точно в припадке. 26-го Марта мать съездила с ней в Яковлевский монастырь, где отслужила водосвятный молебен. Во время молебна и чтения над болящей, она все металась, домой привезли ее почти без памяти. Вслед затем у неё вскоре же открылись явные припадки – чем дальше, тем сильнее, раз по 5 и до десяти в день. Припадки производили ужасающее впечатление на окружающих: девочка каталась по полу, – бывало весь пол искатает, причем билась руками и ногами, кусала руки и т. п. Обращались к докторам, между прочим – к известнейшему в Ростове Л. Я. Богданову, который нашел у девочки сильное малокровие, упадок сил и велел давать ей мясную пищу и молоко. Когда все это не оказывало заметных успехов для здоровья больной, с нею стали путешествовать по св. местам, ближайшим к городу. И это мало помогало, хотя девочка вблизи святынь не чувствовала себя плохо, Св. Таин причащалась и к святыням подходила без всякого страха и какого-либо нервного возбуждения, свойственного другим припадочным.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Ростов. Рождественский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор расположен на территории Рождественского монастыря, возле южного корпуса келий. Он не раз перестраивался. Была утрачена колокольня. В 1715 г. собор Рождественского монастыря был украшен фресковой росписью. Настенная летопись, сохранившаяся на откосе портала западной стены, сообщает только, что храм расписан «тщанием и трудолюбием игуменьи Наталии». Имена работавших здесь мастеров неизвестны. Однако особенности стиля росписи: её насыщенная, несколько пестрая цветовая гамма, живой и многословный язык повествования, богатство растительных орнаментов, пристрастие к великолепному узорочью в отделке кулис и предметов утвари, - позволяют причислить её к лучшим произведениям ярославского стиля петровской эпохи. В 1873 г. при игуменье Марии стенопись собора была прописана на пожертвования крестьянина Ивана Алексеевича Рулева. Иконография центрального храма следует ярославским традициям. Сомкнутый свод небольшого собора разделен киноварными разгранками на четыре части, в которых написаны «Новозаветная Троица», «Воскресение», «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение». Изображения четырех евангелистов остроумно перенесены на откосы верхних окон, расположенных на западной стене. Стены делятся горизонтальными разгранками на 5 ярусов. В верхнем очень кратко иллюстрирована земная жизнь Христа. Второй и третий посвящены теме акафиста Богородице. По полноте изложения (25 клейм) и богатству иконографических изводов - это лучший акафистный цикл в стенописях ярославской школы. В двух нижних ярусах очень живо написаны «Страсти Христовы». У самого иконостаса цикл «Страстей» дополняют три сцены из жизни Богоматери: «Зачатие», «Рождество» и «Вознесение». Архитектоника окон и порталов собора выявлена нечетко и не везде одинаково. На одних окнах помещены фигуры преподобных в рост, а другие служат продолжением сюжетных клейм стены. Широкие откосы трех входных порталов, соединяющие центральное помещение храма с трапезной, украшены фигурами преподобных и мучеников. На центральном портале, вместе с ангелами, охраняющими вход в храм, изображены преп. Стефан (патрон Стефана Яворского, местоблюстителя патриаршего престола в петровскую эпоху) и преп. Исаакий Далматский, считавшийся покровителем новой столицы России - Санкт-Петербурга. На южном портале написаны ростовские чудотворцы: Иосиф Блаженный, Петр Ордынский и Авраамий, получающий жезл от Иоанна Богослова. Последнее изображение снабжено пространным текстом из древнего жития Авраамия.

http://sobory.ru/article/?object=05697

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – январь 2007 16 мин., 11.04.2006 Пролог: (на заставке – фото протоиерея Алексея Семкина)   Иосиф Бродский. «Спаситель родился в лютую стужу…». Стихотворение//Фома. - – январь 2007. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Вопрос номер один:   Что сделать, чтобы детям запомнилось Рождество? // Фома. - – январь 2007. – С.4-7. – (рубрика « Вопрос номер один. Праздник Рождества »). На вопрос ответили: Алексей Ананьев , председатель совета директоров «ТехноСерв А/С», Москва. Нельзя лишать детей Нового года .– С.5; Александр Парменов , ответственный редактор интернет-сайта «Православие.ру», Москва. Быть вместе в этот праздник . – С.5; Екатерина Васильева , народная артистка России, Москва. Быть внутри радости . Фото ИТАР-ТАСС. – С.6; Людмила Соболева , директор школы-интерната для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, Кузьминки, Москва. Выполнить мечту… - С.6; Андрей Фандеев , художник, город Людиново Калужской области. Детей надо везти в Оптину пустынь! Фото Марины Улыбышевой. – С.6; Татьяна Петрова , обозреватель областной газеты «Весть», Калуга. Запретить Новый год . Фото Марины Улыбышевой. – С.7; Светлана Пилюшина , 1-й заместитель главного редактора журнала «Русский Ювелир», Санкт-Петербург. Съедобные украшения на елку! – С.7. Грани: Грани (…памяти, …археологии, …развития, …просвещения, …служения, …науки, …взаимодействия, …принципов, …признания)/Подготовил Алексей Соколов. В подготовке рубрики использованы материалы агентства «Интерфакс». Фото Евгения Глобенко, Павла Смертина//Фома. - – январь 2007. – С.8-9. – (рубрика « Грани »). Совместный проект журналов «Фома» и «Эксперт»: Реальная Россия. Начало серии публикаций, посвященных исследованиям современного российского общества, в частности, его отношения к религии (первые результаты исследования опубликованы в книге «Реальная Россия», изданной в 2006 году)//Фома. - – январь 2007. – С.10-12. – (рубрика « Грани »). Включены материалы:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-45-y...

Свидетельства о чудесах отца Понтия Скачать epub pdf Рассказ А.Н. Петровского Был со мной такой случай в Михнове. Пришел я однажды в Михново как богомолец. Захожу, как обычно, в гостиную, захожу в мужскую комнату. Вижу там моего знакомого брата во Христе Иосифа 1 (нынешнего протоиерея Иосифа), сидящего за сапожной работой, шьющего теплые комнатные ботинки из овчины. Я поздоровался с ним и спрашиваю у него, для кого он шьет эти сапожки. Он говорит мне: «Для дорогого Батюшки». Я посмотрел на них и подумал про себя: «Какой счастливый Иосиф, сподобился Батюшке такую услугу сделать», – и мысленно как бы позавидовал. Ведь я тоже это мастерство сапожное знаю и всегда, когда посещаю Михново, занимался сапожной работой, но мне никогда не приходилось ничего сделать для дорогого Батюшки. И что же получилось? На следующий день приносит мне Мария Николаевна от дорогого Батюшки сапоги и ботинки в ремонт. И не замедлил меня утешить дорогой Батюшка. Тут я сразу понял, что Батюшка знал мою недобрую мысль и скоро постарался меня утешить. Рассказ одной духовной дочери дорогого Батюшки Анны с деревни Левоновичи Был с ней такой случай. Когда по просьбе духовных детей Батюшки священник их прихода пригласил дорогого Батюшку в свою церковь помолиться, она в это время была в храме на литургии, которую Батюшка Понтий служил, была с грудным ребенком. Она поисповедовалась, и ей очень хотелось принять с Батюшкиных рук Св. Тайны. Но ей не пришлось исполнить свое желание из-за своего грудного ребенка, так как дорогой Батюшка по слабости здоровья не смог приобщить всех без исключения, потому что было очень много причастников, и он, причастив всех, передал Чашу приходскому священнику причащать тех, кто был с малыми детьми. И поэтому Анне с малым ребенком пришлось принять Св. Тайны из рук своего священника. Она об этом очень скорбела и на следующий день утром во время утренней молитвы сильно плакала. И что же Батюшка тут же предстал ей в полном облачении пред иконами, благословил ее и стал невидим. Она так обрадовалась этому явлению Батюшки, что говорила: и объяснить не могу, что я пережила в то время. Эта женщина глубоко верующая, и ее этому рассказу, без сомнения, можно верить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Скачать epub pdf 1. Евангелие Иисуса Христа (Мк.1:14–15)(Мф 4,12–17; Лк 4,14–15; Ин 4,43–45) 14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. Обратить внимание на следующие/экзегетические моменты/: ( Мк.1:14 ) κηρσσων: «предан» – Pass. Div.; «проповедуя» – κηρσσων. ( Мк.1:15 ) : «Исполнилось время» – Πεπλρωται ; «приблизилось» – γγικεν; «в Евангелие» – ν τω ι εαγγελ. В какое Евангелие? Да вот в то, что «приблизилось Царствие Божие»! Ирод Антипа, правивший частью наследия своего отца Ирода Великого с 4 г. до РХ по 39 г РХ, бросил Иоанна Крестителя в темницу, о чем будет рассказано в 6-й главе. Но если он полагал, что после этого в иудейском народе стихнет волнение, то он вскоре понял, что ошибался. Теперь на публичную сцену выступил Иисус. Разумеется, Он не просто продолжил дело Иоанна. Он принес нечто новое и небывалое. Иное место проповеди Уже внешне Иисус изменил деятельность Иоанна. Тот действовал в иудейской пустыне на Иордане – на определенном месте, к которому отовсюду тянулись люди. Иисус начал Свою деятельность в Галилее. И не к Нему шли люди, а Он шел к людям. Галилея – область, о которой Иосиф Флавий пишет: «Вдоль Геннисарета тянется страна того же имени изумительной природы и красоты. Земля по тучности своей восприимчива ко всякого рода растительности, и жители действительно насадили ее весьма разнообразно; прекрасный климат также способствует произрастанию самых различных растений. Ореховые деревья, нуждающиеся больше в прохладе, процветают массами в соседстве с пальмами, встречающимися только в жарких странах; рядом с ними растут также фиговые и масличные деревья, требующие более умеренного климата. Здесь природа как будто задалась целью соединить на одном пункте всякие противоположности; здесь же происходит чудная борьба времен года, каждое из которых стремится господствовать в этой местности. Ибо почва производит самые разнообразные, повидимому, плоды не только один раз, но и в течение всего года беспрерывно. Благороднейшие плоды, виноград и фиги она доставляет десять месяцев в году сряду, в то время, когда остальные плоды по очереди поспевают в продолжение всего года. Кроме мягкого климата, богатому плодородию способствует еще орошение, доставляемое могучим источником, называемым жителями Кафарнаумом»/(«Иуд. война», III, 10, 8)/.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010