Изразец случайно или намеренно сбили с церкви около 70 лет назад во время реставрации 20 июня. ПРАВМИР. Накануне праздника Святой Троицы в Храм Живоначальной Троицы в Хохлах принесли изразец 17 века, который был утерян много лет назад. Всего на «восьмерике» церкви семь таких изразцов с изображениями херувимов. Это работы знаменитого художника того времени Степана Полубеса. Неожиданный подарок станет восьмым и займет пустовавшее место. Изразец случайно или намеренно сбили с церкви около 70 лет назад во время реставрации, осколки подобрал один из жителей квартала. Он тщательно склеил фрагменты и долго хранил уникальную вещь у себя. В посмертном завещании местный житель сообщил детям о своей воле: вернуть изразец в храм Живоначальной Троицы в Хохлах. Накануне престольного праздника в церкви появилась дочь сохранившего реликвию Наталья Горшкова, которая и передала ее храму. Изразцы Степана Полубеса Икона вместо изразца Настоятель храма Живоначальной Троицы Алексий Уминский назвал это настоящим чудом: – То, что нам на Троицу херувимы слетаются — это особенное чудо. Это знак того, что история нашего храма не отделена от сегодняшнего дня. Этот изразец Степана Полубеса к нам возвращается сегодня, в 21 веке, как реальный символ того, что храм жив, а мы — неотделимое продолжение того прихода, который здесь всегда был. Храм был разрушен, но люди соединили настоящее, будущее, прошлое: и тот, кто собрал изразец из маленьких кусочков, и его дети, которые принесли сюда херувима, и наши прихожане, которые молятся здесь, — все это есть реальность и чудо. Видимый знак милости Божией. Сначала мы найдем для изразца место в храме, чтобы все прихожане соприкоснулись с историей, а потом постараемся водрузить на законное место, рядом с другими херувимами. Русский художник Степан Полубес в конце 17 века украшал своими изразцами знаменитые русские барочные храмы. Известен по работам в Иосифо-Волоколамском, Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях. Он жил в Гончарной слободе и в своей мастерской делал изразцовые фризы и панно, принимая участие в оформлении и местной церкви — храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Но мало кто знает, что теперь уже 8 херувимов на «восьмерике» храма Живоначальной Троицы в Хохлах — тоже его искусство. В ближайшее время обретенный изразец отдадут на изучение специалистам, а потом он какое-то время будет выставлен в храме. У людей появится уникальная возможность вблизи оценить мастерство Степана Полубеса.

http://pravmir.ru/izrazets-17-veka-neozh...

Илейкино. Часовня Ахтырской иконы Божией Матери. Ахтырская часовня Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня в деревне Илейкино стоит на месте ключа. Часовня была построенна на средства Бекловской помещицы. Она деревянная, восьмиугольная, на каменном фундаменте. Здесь находилась икона Ахтырской Божьей Матери, которая очень чтилась во всей округе, «и от нее исходила масса исцелений». Ежегодно 2 июля из церкви с. Луковникова в часовню совершался крестный ход. На это торжество собиралось несколько тысяч богомольцев. Разрушена в советское время. В настоящее время часовня в Илейкино отстроена вновь и приписана к приходу села Луковниково. Святой источник в честь иконы Ахтырской Божией Матери освящён 15 июля 2002 года священниками отцом Константином и отцом Дмитрием. Источник: Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень. 2007 В деревне Илейкино на месте ключа стоит часовня, построенная на средства Бекловской помещицы. Она деревянная, восьмиугольная, на каменном фундаменте. Здесь находилась икона Ахтырской Божьей Матери, которая очень чтилась во всей округе, «и от нее исходила масса исцелений». Ежегодно 2 июля из церкви с. Луковникова в часовню совершался крестный ход. На это торжество собиралось несколько тысяч богомольцев. Разрушена в советское время. В настоящее время часовня в Илейкино отстроена вновь и приписана к приходу села Луковниково. По материалам издания Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия. Источник был освящен монахами Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря в середине XVIII века. В то время в расположенном неподалеку от источника селе Луковниково, относящемся к монастырю, разразился страшный мор. Монахи освятили ключ во имя Ахтырской иконы Божией Матери и заставили жителей деревни пить родниковую воду. Все выпившие воду из святого источника немедленно выздоравливали. С того времени слава чудесные свойства воды из источника Ахтырской иконы пресвятой Богородицы пошла по всей России. В середине XIX века над ключом на деньги помещицы окрестной деревни Беклово была возведена деревянная часовня, освященная во имя Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы

http://sobory.ru/article/?object=22611

Источники. Архивы и фонды При работе с источниками использованы следующие условные обозначения: [ ] – для расшифровки сокращенных в источнике слов, для уточнений, заметок составителей и для указания источников информации; (?) – означает неразборчиво написанное слово или часть слова в рукописи, чтение которых предположительное. ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации (Москва): ф. 1099 Филиппов Тертий Иванович; ф. 10035 Управление Комитета госбезопасности по Москве и Московской области. ГАСО – Государственный архив Смоленской области (Смоленск): ф. 48 Смоленская Духовная консистория. ГНИМА – Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. Щусева (Москва): «Коллекция А. Н. Ильина». ОПИ ГИМ – Отдел письменных источников Государственного исторического музея (Москва): ф. 331 Архимандрит Паисий (Соколов). ОР ГЦТМ – Отдел рукописей Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина (Москва): ф. 1 – Письма. ОР ИИМК – Отдел рукописей Института истории материальной культуры (С.-Петербург). Картотека фотографий. ОР РГБ – Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки (Москва): ф. 99 Елагина Авдотья Петровна; ф. 149 Леонид (Краснопевков) , архиепископ Ярославский; ф. 213 Архив Оптиной пустыни; ф. 214 Оптина пустынь (книги, рукописи); ф. 231 Погодин М. П.; ф. 262 Савва (Тихомиров) , архиепископ Тверской; ф. 304/II Архив Троице-Сергиевой Лавры; ф. 817 Шереметевы (Волочаново); ф. «Филарет, митрополит Московский». РГАДА – Российский государственный архив древних актов (Москва): ф. 210 Боярские книги; ф. 1192 Иосифо-Волоколамский монастырь; ф. 1204 Троице Сергиева Лавра; ф. 1209 Поместный приказ. Вотчинная коллегия; ф. 1287 Шереметевы (Мнхайловское); ф. 1354 Планы дач специального и генерального межевания; ф. 1355 Экономические примечания; ф. 1356 Губернские карты. РГАЛИ – Российский государственный архив литературы и искусства (Москва): ф. 1337 Коллекция мемуаров идневников. РГВИА – Российский государственный военно-исторический архив (Москва):

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Иустин, епископ Пермский и Екатеринбургский (Вишневский Иван Федорович) Родился в 1748 году (по другим источникам, в 1751 году) в селе Сергиевском Михайловского уезда Рязанской губернии. Образование получил в Рязанской духовной семинарии, по окончании которой оставлен в ней учителем. В 1773 году пострижен в монашество. В 1775 году назначен законоучителем в Инженерный кадетский корпус. В 1783 году определен к Русской духовной миссии в Венецию. В 1799 году вернулся в Россию и 14 августа возведен в сан архимандрита Иосифо-Волоколамского монастыря и назначен членом духовной комиссии в Москве. 19 декабря 1799 года переведен в Валдайский Иверский Богородицкий монастырь. 25 марта 1800 года хиротонисан во епископа Свияжского, викария Казанской епархии. 20 января 1802 года перемещен на Пермскую кафедру. В 1804 году свидетельствовал и открывал мощи Иркутского святителя Иннокентия (Кульчицкого, † 1731; память 9/22 февраля и 26 ноября/9 декабря). 5 февраля 1818 года открыл в епархии отделение Библейского общества для просвещения язычников. 31 мая 1823 года уволен на покой. Скончался 31 января 1826 года. Погребен под алтарем Пермского кафедрального собора. В течение двадцатилетнего управления Пермской епархией епископ Иустин заботился о распространении христианских идей в народе. Большое внимание уделял он церковной проповеди, всячески поощрял проповедников и сам постоянно проповедовал. В Перми епископ Иустин выстроил новый кафедральный собор, в Екатеринбурге учредил женскую общежительную обитель (1811), открыл в Далматове духовное училище, а в Перми духовную семинарию, о которой много заботился. Он значительно пополнил семинарскую библиотеку, привлекая многих жертвователей, а в духовном завещании отказал семинарии всю свою личную библиотеку. Труды: Славянская грамматика, сочиненная при Российском министерстве в Венеции иеромонахом Иустином (рукопись). Увещание к пастве о привитии оспы. Увещание к христианам Пермской епархии по тому случаю, что многие тысячи из них не исповедываются и не причащаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Литература Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 1. Андрей Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. Репринт по изд. М., 1901. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. 2. Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. 3. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости: В 4 т. Н.Новгород. 1995. 4. Василий Великий, свт. Десятая беседа на Шестоднев//Журнал Московской Патриархии. 1972, 1, с. 29–30. http://www.orthlib.ru/Basil/sixday10.html. 5. Василий Великий, свт. Одиннадцатая беседа на Шестоднев//Журнал Московской Патриархии. 1972, 3. http://www.orthlib.ru/Basil/sixday11.html. 6. Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский). Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001. 7. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999. 8. Григорий Нисский, свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997. 9. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 3. М., 1997. 10. Ефрем Сирин, преп. Творения. М.: Изд. «Отчий дом», 1995. 11. Заведеев П. Лекции по богословским наукам (Полное руководство для подготовки к экзамену на священника). Священное Писание Ветхого Завета. 1908. 12. Иерофей (Влахос) митр. Господские праздники. Симферополь: «Таврия», 2002. 13. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. Репринт по изд. СПб, 1894. Ростов-на-Дону: Изд-во «Приазовский край»,1992. 14. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: В 12 т. Репринт по изд. СПб. Духовная Академия, 1898-1906. М.: Православное братство «Радонеж», 1991-2004. Т. 4. Беседы на книгу Бытия. М., 1993. Т. 6, кн. 1. Толкование на пророка Исайю. М., 1998. Т. 6, кн. 2. Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998. Т. 7, кн. 1. Беседы на Евангелие от Матфея. М., 1993. Т. 8. Беседы на Евангелие от Иоанна. М., 1993. Т. 9. Беседы на Деяния Апостольские. М., 1994. Т. 12, кн. 3. Беседы на Притчи Соломона. М. 15. Иоанн Златоуст, свт. Сокровище Божественных Писаний. М., 1999. 16. Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Писания. Репринт по изд. М., 1892. СТСЛ, 1993.

http://sedmitza.ru/lib/text/431249/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), сподвижник прп. Иосифа Волоцкого (Г. Ч. называл себя учеником преподобного), профессиональный книгописец. Упоминается в посланиях прп. Иосифа Волоцкого и во всех редакциях Жития прп. Иосифа. Г. Ч., несомненно, был опытным иноком уже в 70-х гг. XV в., когда он жил в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре . В 1477 г., во время конфликта игумена мон-ря прп. Иосифа Волоцкого с вел. кн. Иоанном III Васильевичем (по поздней редакции Жития прп. Иосифа, с братией Пафнутиева мон-ря из-за введения преподобным общежительного устава), Г. Ч. был в числе 7 иноков, поддержавших игумена, в 1477-1478 гг. сопровождал прп. Иосифа в паломничестве по севернорус. (преимущественно общежительным) обителям, называя себя его старцем. Вместе они посетили Симонов Новый московский в честь Успения Пресв. Богородицы , Саввин близ Твери, Макариев калязинский во имя Св. Троицы и Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ри. В 1479 г., когда прп. Иосиф окончательно покинул Пафнутиев мон-рь, Г. Ч. последовал за ним в числе ближайших сподвижников и поселился при Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Г. Ч. вел строгую постническую жизнь вне стен обители, не занимаясь адм. и хозяйственной деятельностью, его имя не фигурирует в монастырских актах. Тем не менее на авторитет, к-рым Г. Ч. пользовался в обители, указывает то обстоятельство, что именно его прп. Иосиф направил между 1504 и 1506 гг. к волоцкому кн. Федору Борисовичу, чтобы напомнить ему о возврате долга мон-рю в 100 р. (миссия была неудачной, скупой князь грозился избить старца кнутом, «а денег не дал» - ВМЧ. Сент. Дни 1-13. СПб., 1868. Стб. 475; Послания Иосифа Волоцкого. С. 210). Игум. Евфимий (Турков) называет Г. Ч. в одной из своих приписок «начальником» и «учителем» наряду с прп. Иосифом и старцами Кассианом Босым и Ионой Головой (Там же. С. 109; КЦДР. С. 7). На особый характер отношений Г. Ч. и прп. Иосифа косвенно указывают их совместные занятия книгописанием. Описи Иосифова мон-ря XVI в. упоминают «Евангелие в десть, половина Осифово писмо, а другая Герасима Черного» (КЦДР. С. 24, 43; Клосс. С. 161). По мнению Т. И. Шабловой, наряду с прп. Иосифом Г. Ч. мог быть причастен к созданию и установлению поминальной практики в Волоколамском мон-ре. На это указывает упоминание в монастырской описи 1545 г. игуменского Служебника, «писмо Герасима Чернаго, и кормы в нем писаны» (Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.). СПб., 2004. С. 90. Примеч. 6).

http://pravenc.ru/text/164639.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАН ЮРЬЕВ НОС (XVI в.), государев крестовый дьяк, распевщик. Исследователи узнали о его деятельности в 1846 г., когда было открыто «Предисловие, откуду и от какого времени начало быти в нашей Русской земли осмогласное пение» - сочинение XVII в. по истории рус. церковнопевч. искусства, написанное при участии учеников московского мастера Феодора Христианина , хорошо знавшего И. Ю. Н. (см.: [Погодин М.] Вновь найденные данные для истории церковного пения в России//Москвитянин. 1846. С. 173-174; Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 21-22). Начальный этап деятельности И. Ю. Н. связан с Вел. Новгородом, где находилось уч-ще церковного пения Саввы Рогова, одного из лучших дидаскалов в Российском гос-ве той эпохи; можно полагать, что И. Ю. Н. обучался у этого мастера в кон. 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XVI в. В документах Иосифова Волоколамского мон-ря имеются сведения о деятельности некоего «молодого» монастырского слуги (т. е. мирянина, осуществлявшего надзор за хозяйством к.-л. монастырского села в течение строго определенного срока) Ивана Носа. Возможно, И. Ю. Н. и этот монастырский служащий - одно лицо. Первое упоминание его имени в монастырских документах относится к 26 нояб. 1548 г.: казначей Лаврентий «давал ключи» слугам, в т. ч. «в село Отчищево Ивану Носу - ключ, как было за Васильем, за иконником, срок - Николин день вешней» (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 1. Л. 28). В апр. 1549 г. среди «молодых слуг» ему выдали жалованье - ок. 40 алтын. Впосл. он назначался в разные села (Ивановское, Луковниково, Новое). Иногда ему доверяли получение жалованья для дворника и дворницы, «истобников» (Там же. Л. 28 об., 64, 79 об., 103, 139 об.). Вероятно, служба при мон-ре приносила неплохой доход. Напр., денежные вклады монастырских слуг («поминать в повседневном списке доколе монастырь стоит») составляли 90-100 р. (РГАДА. Ф. 181. Оп. 8. 141. Л. 21, 101 об. и др.). В документах Иосифова Волоколамского мон-ря буд. распевщик в последний раз упоминается в февр. 1557 г., когда в с. Новое был назначен др. слуга (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 1. Л. 150). В описи монастырской б-ки 1573 г. отмечен его вклад - певч. кн. «Ермолой» (Ирмологий) (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 89), но установить, когда был сделан вклад, невозможно (более ранняя опись датируется 1545).

http://pravenc.ru/text/200465.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кормчая 1653/1787 Кормчая/Напеч. при патр. Никоне. М., 1653. Переизд.: В 2 ч. М., 1787 Королёв. Исповедники Простите, звезды Господни!: Исповедники и соглядатаи в документах, или Зачем русскому Церковь/Сост.: В. А Королёв. Фрязино, 1999 Корпус груз. Корпус грузинских исторических документов. Тбилиси, 1984. Т. 1 Кочетков. Словарь иконописцев Словарь русских иконописцев XI-XVII вв./Ред.-сост.: И. А. Кочетков. М., 2003 Красносельцев. Красносельцев Н. Ф. КСИА Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АН СССР. М., 1960-1969. Т. 81-120; Краткие сообщения/Ин-т археологии АН СССР. 1970-. Т. 121-. КСИВ Краткие сообщения Ин-та востоковедения АН СССР. М., 1951-1960. 41 т.; далее: КСИНА КСИИМК Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Ин-та истории материальной культуры АН СССР. Л.; М., 1939-1958. 80 т. КСИНА Краткие сообщения Ин-та народов Азии АН СССР. М., 1961-1965. Т. 42-86 КСИС Краткие сообщения Ин-та славяноведения АН СССР. М., 1951-1965. 43 т. Кубанеишвили. Хрестоматия Хрестоматия по древнегрузинской литературе/Сост.: С. Кубанеишвили. Тбилиси, 1946. Т. 1 (груз. яз.) Кулаковский. История Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 19962. 3 т. Культура Византии Культура Византии: В 3 т./Отв. ред.: З. В. Удальцова, Г. Г. Литаврин; Ин-т всеобщей истории. М., 1984-1991 Кушелев-Безбородко. Памятники Памятники старинной русской литературы, изд. гр. Г. А. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860-1862. Вып. 1-2: Сказания, легенды, повести, сказки и притчи/Ред.: Н. Костомаров. 1860; Вып. 3: Ложные и отреченные книги русской старины/Собр.: А. Н. Пыпин. 1862; Повести религиозного содержания, древние поучения и послания/Извлеч. из ркп. Н. Костомаровым. 1862 КЦ Картлис Цховреба/Ред.: С. Г. Каухчишвили. Тбилиси, 1955. Т. 1; 1959. Т. 2; 1975. Т. 4 (груз. яз.) КЦДР Книжные центры Древней Руси. Л., 1991. [Вып.]: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности; СПб., 1991.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=11

Митрополит Питирим (Нечаев) 13 февраля 2009 г. Преданный служитель Церкви Книга «Преданный служитель Церкви» посвящена памяти выдающегося архипастыря митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (+ 2003) и подготовлена к пятой годовщине со дня его кончины. Главным делом жизни приснопоминаемого Владыки стало более чем тридцатилетнее руководство Издательским отделом Московского Патриархата, который достиг при нем выдающихся успехов и поднялся на уровень, не превзойденный и по сей день, несмотря на появление новейших издательских технологий. Владыка Питирим войдет в историю Русской Церкви как Издатель с большой буквы. Но кроме издательского дела, к которому призвало архиерея Священно-началие, Владыка запомнился всем и как Пастырь – и также с большой буквы: он окормлял и сотрудников отдела, воспитав из них ряд священнослужителей, в том числе нескольких архиереев, и прихожан храма Воскресения словущего на Успенском Вражке, его кафедрального храма, и иноков Иосифо-Волоцкого монастыря, также находившегося под его управлением, и многих представителей творческой интеллигенции, и студентов – как церковного вуза (Московская Духовная академия), так и светского (Московский государственный университет путей сообщения – МИИТ); наконец, Владыка Питирим был среди тех церковных деятелей, которые стоят у истоков возрождения церковного окормления армии, а также духовно-патриотической работы с верующими, особенно с молодежью. Митрополит Питирим принимал участие в многочисленных межхристианских и межрелигиозных встречах и всегда с честью и достоинством представлял на них Русскую Православную Церковь. Наконец, митрополит Питирим запомнился людям и как общественный деятель в новую эпоху России, когда Церковь заняла достойное положение в обществе. Все перечисленные стороны деятельности митрополита Питирима на-шли в той или иной мере отражение в изданной книге, которая состоит из «Вступления» и 12-ти разделов. Во вступлении архипастырский путь Владыки представлен его начальными и конечными точками: речью будущего Владыки при наречении его во епископа и Словом Святейшего Патриарха Алексия I при вручении новопоставленному епископу архиерейского жезла – и Словом Святейшего Патриарха Алексия II при отпевании митрополита Питирима и некрологом о нем в «Журнале Московской Патриархии».

http://e-vestnik.ru/church/pamyati_pitir...

Пахомий, епископ Устюжский и Тотемский (Симанский) С 1753 года – архимандрит Иосифо-Волоколамского монастыря. 25 мая 1758 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Пензенского. 9 ноября 1766 года перемещен на кафедру Устюжскую. 11 июля 1767 года уволен на покой сначала в Новоспасский монастырь, а затем в Московский Спасо-Андроников. Скончался 5 мая 1789 года в Спасо-Андрониковом монастыре. Преосвященный Пахомий на Тамбовской кафедре оставил о себе самую тяжелую память. Этот человек отличался особой жестокостью даже в те суровые времена. Он был ласков только к посторонним лицам, особенно к помещикам. А для духовенства епископ был тем же, чем были в его времена помещики для крепостных крестьян. Он сек священников плетьми и заковывал их в ручные кандалы, а сыновей и дочерей их нередко дарил или продавал своим приятелям. Со всех ставленников за посвящение брал взятки от 10 до 50 рублей с человека и их же потом заставлял работать на архиерейском дворе: рыть канавы, возить лес и кирпичи, забивать сваи и зимой возить снег. Некоторые ставленники несли такую барщину по пять лет. Преосвященный Пахомий жестоко расправлялся со своими подчиненными, за самые мелкие проступки клира назначал суровые наказания. На него жаловались в Святейший Синод. Вскоре после этого он был переведен из Тамбова в бедную Вологодскую епархию. Из жалоб вологодского священства члены Святейшего Синода могли убедиться, что епископ Пахомий не исправился, несмотря на то, что Синод уже неоднократно делал ему замечания по поводу его жестокости. Поэтому он вскоре был уволен от управления епархией на покой. Литература: Григорий, архимандрит Список настоятелей Московского Спасо-Андроникова второклассного монастыря и судьба их. – 2-е изд. – М., 1891. – С. 41–42. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877 – С. 184, 735, 891, Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 422.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010