Черленково. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь, Введенская церковь Карта и ближайшие объекты В XVI ст. в Черленкове находился небольшой монастырь, приписанный к Иосифо-Волоцкому монастырю и построенный на его средства. В нем было 12 келий, здесь постригались местные вкладчики из крестьян и начальствовали свои игумены. Монастырская церковь во имя свт. Николая построена в 1562 г. и представляла собой монументальный четырехстолпный одноглавый храм с тремя мощными пониженными апсидами на булыжном фундаменте и дубовых сваях. На четверике стояла настенная звонница. В середине XIX ст. верх храма перестроили, одновременно пристроив к западному фасаду здания трапезную. В советское время храм закрыли. Во время войны в храм попал снаряд, полностью уничтожив два алтарных полукружия. В 2000 г. при храме создана православная община. Никольская церковь в селе Черленкове Шаховского района Московской области в списках памятников архитектуры не зна­чится. Принадлежность Никольской церк­ви XVI столетию была установлена авто­ром при следующих обстоятельствах. Ра­ботая с актами Иосифо-Волоколамского монастыря, мы обратили внимание на ме­новую грамоту от 21 сентября 1562 г., из которой следовало, что церковь Николая Чудотворца монастырского села Черленкова на реке Рузе древнего Хованского стана Волоцкого уезда в указанном году была каменной. Автор по опыту знал, что каменные вотчинные храмы, построенные ранее XVIII в., относительно мало страда­ли от перестроек последующих двух столе­тий и далеко не всегда разбирались до основания, и в 1980 г. предпринял поездку в Черленково (западная граница Москов­ской области) с целью выяснения судьбы упомянутого в древней грамоте храма. По прибытии в Черленково его ожидания под­твердились: в большом, сильно перестроен­ном четверике современной Никольской церкви без труда угадывалось здание XVI столетия. Проведенные в 1981 г. натурные и архео­графические исследования позволили полу­чить о памятнике следующую предвари­тельную информацию. Существующее зда­ние Никольской церкви заключает в себе два строительных периода. Его изначаль­ным ядром является четырехстолпная, квадратная в плане церковь крестовокупольной конструкции, с тремя понижен­ными алтарными полукружиями. Степы церкви сложены из кирпича 27,5х12,5—13Х7 см, на булыжных фундаментах и дубовых связях. Размеры четверика 13 Х Х13 м, подкупольные столбы незначитель­но смещены к востоку.

http://sobory.ru/article/?object=01068

Волоколамск. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты В XV-XVI веках на месте Петропавловской церкви на посадской земле существовал Власьевский женский монастырь, который пользовался особым покровительством удельных Волоцких князей, особенно князя Бориса Васильевича Волоцкого. Здесь в этой обители почти 30 лет провела подвижническую жизнь инокиня Мария (Марина Санина) – мать святого преподобного игумена Иосифа Волоцкого. Когда польско-литовские интервенты в начале XVII века разорили и сожгла деревянный Власьевский монастырь, его восстановили на средства Успенской Иосифо-Волоцкой обители. К ней же он был приписан и получал от большого монастыря необходимые средства для содержания монашествующих. В 1694-1696 гг. по благословению Святейшего Патриарха Адриана по прошению настоятеля Успенского монастыря архимандрита Николая над могилой схимонахини Марии возвели каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Петропавловская церковь и въездные ворота были единственными каменными постройками на территории монастыря. Во второй половине XVIII века после упразднения обители, Петропавловский храм стал приходским. В 1767-1770 гг. в его трапезе на средства прихожан устроили теплую придельную церковь во имя святого Алексия человека Божия. В 1827-1830 гг. трапезную церковь разобрали с устройством двух приделов во имя святого великомученика Георгия Победоносца и святого Алексия человека Божия. В 1884-1886 гг. трапезную Петропавловской церкви с колокольней вновь перестроили по проекту архитектора С.И.Бородина. При церковной ограде упоминалась каменная часовня.Настоятелем Петропавловской церкви с 1917 г. состоял священник Иоанн Ильич Кочетов. В годы советской власти храм был закрыт и сильно перестроен. Были снесены глава и колокольня, перестроено внутреннее пространство, пробита для гаражных ворот южная стена четверика, пристроены хозяйственные постройки. Долгое время в храме располагался Волоколамский хлебозавод. По настоящее время храм занят коммунальным учреждением.

http://sobory.ru/article/?object=09100

11 февраля 2004 г. В память вечную будет праведник 18 февраля в Москве, в здании Российского фонда культуры, состоялся вечер, посвященный памяти выдающегося церковного и общественного деятеля митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Этот вечер — первый в мемориальном цикле, организованном Издательским Советом Русской Православной Церкви и Российским фондом культуры, одним из создателей которого был митрополит Питирим. Тридцать один год, с 1963 по 1994, владыка Питирим возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. Своими воспоминаниями о нем поделились митрополит Минский и Слуцкий Филарет, старейший сотрудник Отдела внешних церковных связей Алексей Сергеевич Буевский, известный реставратор Савелий Ямщиков, коллеги и друзья владыки. В Москве местом служения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима был храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Одна из главных святынь этой церкви — чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших». Вечер памяти владыки Питирима состоялся в день празднования этого образа Божьей Матери. В юности, перед поступлением в Московскую духовную семинарию, будущий митрополит Питирим окончил Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Как отмечал сам владыка, МИИТ научил его инженерному уму и организованности. Позднее в этом техническом вузе впервые в России появилась межфакультетская кафедра теологии, которую возглавил митрополит Питирим. На его лекции ходили не только студенты, но и преподаватели. В 1997 году в МИИТе был вновь организован студенческий строительный отряд, отправившийся восстанавливать Иосифо-Волоцкий монастырь, настоятелем которого в конце 80-х был назначен митрополит Питирим. Теперь каждое лето студенты МИИТа ездят на восстановительные работы в разные монастыри Подмосковья. Также по инициативе владыки Питирима был создан миссионерский храм-вагон «Одигитрия», который уже не первый год путешествует по железным дорогам России. Бог наградил митрополита Питирима множеством талантов. И каждый из них он приумножил.

http://e-vestnik.ru/church/v_pamyat_vech...

З. внес значительный вклад в источниковедение истории Церкви. Ученый опубликовал ряд древнерус. произведений, связанных с ранним периодом христианства на Руси, напр. «Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку» (КСИС. 1963. Вып. 37. С. 66-75). Подготовил к печати делопроизводственные материалы Иосифова Волоколамского мон-ря (Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. М.; Л., 1948; совм. с М. Н. Тихомировым ), ряд документов в изд.: «Акты феодального землевладения и хозяйства» (М., 1956. Ч. 2). В инициированной З. и им же издаваемой сер. «Памятники русского права» (1952. Вып. 1; 1953. Вып. 2; 1955. Вып. 3; 1956. Вып. 4; 1959. Вып. 5) было опубликовано значительное число церковно-правовых актов: Уставы равноап. кн. Владимира Святославича и кн. Ярослава Владимировича (ПРП. 1952. Вып. 1), Уставная грамота св. кн. Ростислава Мстиславича 1137-1150 гг. в редакции 1150 г., грамоты новгородских князей XII в. на села и земли новгородским Юрьеву , Пантелеимонову и Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужским монастырям (Там же. 1953. Вып. 2). Под рук. З. канд. диссертацию о древнерус. княжеских уставах написал Я. Н. Щапов (опубл.: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М., 1972). З. исследовал историю «Краткого собрания» ханских ярлыков, в т. ч. определявших взаимоотношения Русской Церкви и монг. властей (ПРП. 1955. Вып. 3), уточнил датировку отдельных документов и всей коллекции. Вместе с изд. «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в.» (М., 1952-1964. 3 т.) названные публикации составили прочный фундамент для изучения средневек. периода истории Русской Церкви. З. был редактором и составителем мн. др. сборников исторических документов, сопровождавшихся его статьями и комментариями (Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. М.; Л., 1950; Троицкий список Новгородской первой летописи//Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 510-561 (совм. с А. Н. Насоновым); Пересветов И. С. Соч. М.; Л., 1956; Иоасафовская летопись. М., 1957; ПСРЛ. Т. 29. С. 3-116; Первое послание Курбского Ивану Грозному//Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/Текст подгот.: Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. М., 1981. С. 7-9, 352-355; Сказание о Мамаевом побоище: Осн. ред. по Ермолаевскому списку//Памятники Куликовского цикла/Гл. ред.: Б. А. Рыбаков, В. А. Кучкин. СПб., 1998. С. 223-250, и др.).

http://pravenc.ru/text/199799.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Кожин Матвей Васильевич, нояб. (?) 1401, с. Гридково (позднее Кожино), близ Кашина (совр. Тверская обл.) - 17.03.1483, Макариев калязинский мон-рь), прп. (пам. 17 марта, 26 мая, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Калязинский, чудотворец, основатель Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Главными источниками сведений о жизни М. являются воспоминания его современников. Самый ранний памятник, «Записка о Макарии Калязинском», составлен в марте 1524 г., когда брат вел. кн. Московского и всея Руси Василия III Иоанновича дмитровский кн. Юрий Иванович (на территории удела которого после 1485 находился Калязинский мон-рь) спрашивал о житии М. его родственницу - «стретеньскыа старицы Ефросинии, Василиевскыа жены Кожина». «Записка...» с воспоминаниями монахини Евфросинии сохранилась в 2 списках XVI в. (РГБ. Ф. 113. 515. Л. 422 об.- 423; РНБ. Погод. 1571. Л. 28 об.; публ.: Крушельницкая. 1993. С. 313-314). По мнению Е. В. Крушельницкой, старица Евфросиния была женой племянника М.- Василия Александровича Кожина. Содержание «Записки...» свидетельствует о сборе данных о жизни святого для составления Жития в связи с обретением его мощей 26 мая 1521 г. Поскольку Житие в ближайшее время так и не было создано, «Записка...» некоторое время, видимо, выполняла его функцию (в Погодинском списке рассказ старицы помещен вместе со Сказанием о чудесах от мощей святого). Другим ранним источником является 10-я гл. Духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого ( 1515), посетившего Калязинский монастырь в 1479 г. и познакомившегося с М. Воспоминания прп. Иосифа о М. вошли также в Волоколамский патерик (см. Иосифо-Волоколамский патерик ), к-рый был составлен Досифеем (Топорковым) не ранее 1547 г. Воспоминания старицы Евфросинии и прп. Иосифа Волоцкого стали фабульной основой Жития М., созданного в сер. XVI в. М. был старшим сыном благочестивых кашинских бояр-землевладельцев Василия Кожина (см. св. прав. Василий Кашинский) и прав. Ирины (Кожиной) . В семье кроме М. было четверо детей. Один из братьев М.- Григорий (в иночестве Геннадий (Кожин) ) в 1461-1477 гг. был Тверским епископом, др. брат преподобного, Александр, положил начало дворянскому роду Кожиных, а его сестра Ксения была матерью прп. Паисия Угличского и вместе с мужем, дмитровским боярином Иваном Гавреневым, почитается как местночтимая Угличская святая.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон, председатель  Отдела внешних церковных  связей Московского Патриархата;  митрополит Рязанский и Михайловский Марк , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального мужского монастыря ;  епископ Богородский Антоний , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  епископ Бронницкий Парамон , наместник  Донского ставропигиального мужского монастыря ;  схиархимандрит Илий (Ноздрин) ;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП;  архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник  Данилова ставропигиального мужского монастыря ;  архимандрит Порфирий (Шутов) , наместник  Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Тихон (Секретарев), наместник  Успенского Псково-Печерского монастыря ; архимандрит Савва (Фатеев), наместник  Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Сергий (Воронков), наместник  Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Паисий (Чекан), наместник Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря; архимандрит Пимен (Адарченко), наместник мужского монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме; архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; игумен Варфоломей (Петров), наместник  Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря ; иеромонах Макарий, духовник Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы;  священник Александр Волков , руководитель  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; иеромонах Илия, эконом Старого Русика.

http://patriarchia.ru/db/text/4483972.ht...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 33. Приезд в Оптину владыки Михея (Алексеева). Посещение Оптиной Великой княгиней Елисаветой Феодоровной Романовой В начале 1914 года в скит Оптиной пустыни приехал владыка Михей, епископ Уфимский (в миру Михаил Феодорович Алексеев; 1851–1931). Он был дворянин, окончил в Петербурге Морское училище, достиг чина капитана 1-го ранга, командовал кораблями; был духовным чадом протоиерея Иоанна Кронштадтского и раз в неделю исповедовался и причащался у него в Кронштадте в Андреевском соборе. Когда скончалась его жена (1890), он по благословению отца Иоанна поступил послушником в скит Оптиной пустыни, а отсюда в Московскую Духовную Академию (1892) и в том же году был пострижен в монашество. В 1897 году он, в сане игумена, – настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря, с 1901-го – Херсонского Владимирского. В 1901 году был хиротонисан во епископа Сарапульского и в дальнейшие годы занимал кафедры Архангельскую и Уфимскую. Он много занимался благотворительностью и имел по этому поводу переписку с Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. В 1913 году владыка Михей вышел на покой и поселился в Почаевском монастыре, но в следующем году решил перейти в скит Оптиной пустыни. Летописец скита (рясофорный инок Александр Аваев 507 ) отмечает частые служения владыки в храмах обители. 26 января 1914 года: «Литургию в монастыре служил преосвященный Михей». 2 февраля: «Сретение Господне. Литургию в монастыре служил преосвященный Михей. Вечером владыка посетил старца отца Нектария». 14 марта: «Сегодня преосвященный Михей служил в скиту литургию. По окончании обедни владыка благословил братию и сказал краткое задушевное приветствие». 16 марта: «В монастыре на литургии преосвященный Михей посвятил монастырского иеродиакона отца Иосифа в сан иеромонаха и монаха отца Иосифа (бывшего скитского библиотекаря) – в сан иеродиакона». 25 марта: «Литургию в монастыре служил преосвященный Михей». 6 апреля: «Светлое Христово Воскресение. Литургию в Казанском соборе служил преосвященный Михей, а в больничной церкви архимандрит Ксенофонт. В скиту в 7 часов было отслужено бдение, на котором присутствовал владыка». 7 апреля: «Литургию в скиту в новом храме служил преосвященный Михей. Пели два хора: монастырский и скитской. После обедни владыка сказал речь, в которой благодарил скитян за оказанную ему любовь». 25 мая: «День Святой Троицы. Литургию в монастыре служил преосвященный Михей. Перед литургией был царский молебен. В 7 часов в скиту началось бдение, на котором присутствовал преосвященный Евфимий [Лапин, епископ Барнаульский. – Ред.]. Владыка выходил на величание, а после 6-й песни канона произнес речь, в которой указывал скитянам на великую пользу скитского уединения для усовершенствования духовной жизни» 508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Четыре послания и завещание Нила Сорского Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова Нил Сорский – русский церковный и общественный деятель второй половины XV – начала XVI в., автор ряда сочинений («Предания ученикам», «Устава», двух молитв, по крайней мере четырех посланий и «Завещания»), составитель, редактор и переписчик книг. Родился в Москве около 1433 г. в семье Майковых, служил в молодости «судиям книгочеем», принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, путешествовал на Афон, в подвластный туркам Константинополь, в Святую Землю. По возврашении на Русь ушел из монастыря и километрах в двадцати от него основал свой скит на лесной речке Соре. Прославился в качестве «заволжского» (по отношению к Москве) старца, идеолога нестяжательной, наполненной умственной и книжной работой жизни в тиши лесной пустыни с небольшим числом учеников. В 1503 г. на соборе в Москве выступил против ставшего традиционным монастырского владения селами и таким образом стал начинателем движения «нестяжателей», против которых выступил Иосиф Волоцкий и его последователи «иосифляне». Умер 7 мая 1508 г. Послания Нила Сорского прекрасно показывают, каким деликатным он был в отношениях с людьми и какую важность придавал постоянному внимательному чтению, «испытанию», «святых писаний», «божественных писаний». Завещание же хорошо характеризует его как человека, избегавшего мирской славы и заботившегося о судьбе книг, – как тех, которые писал он сам, так и тех, которыми пользовался. Три больших послания старца Нила известны во множестве списков (см.: Прохоров Г. М. Послания Нила Сорского //ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 125–143). Ученые пытались приписать ему еще некоторые послания (см., например: Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. СПб., 1882. С. 56–57), но достаточных для этого оснований не обнаружено. Первым из трех в рукописях всегда помещается послание «брату, вопросившему его о помыслх». В некоторых списках указан его получатель – Вассиан Патрикеев. В миру – князь Василий Иванович Патрикеев, в 1499 г. он был насильно пострижен в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре, встретился там с Нилом Сорским и сделался его учеником. Впоследствии как писатель-публицист он развивал нестяжательские взгляды Нила на право монахов владеть селами и выступал против применения к еретикам смертной казни. В 1431 г. он был осужден и заточен в Иосифо-Волоколамском монастыре, где и умер. «Вопрошая» Нила Сорского «о помыслех», он, видимо, еще недавно простился со светской жизнью. Будучи пострижен насильно, он, однако же, явно старался победить в себе прежние мирские влечения, но это давалось ему с трудом. Послание – наставление ему от опытного монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Говоря о времени правления митрополита Симона, следует также отметить один весьма необычный для того времени эпизод – низложение с кафедры архиепископа Новгородского Серапиона. Соборное решение о лишении Серапиона кафедры было принято по причине несправедливо допущенного им отлучения преп. Иосифа Волоцкого. Подоплека этого дела была такова: игумен Волоцкий вследствие крайне неприязненного к нему отношения со стороны Волоколамского князя вынужден был проситься под руку великого князя Московского Василия III. Иосиф, разумеется, не мог предпринять столь ответственный шаг без благословения своего епархиального архиерея, каковым тогда был Серапион. К архиепископу в Новгород из Волоцкой обители был послан гонец, которого, однако, задержали по дороге, так как в новгородской земле в ту пору свирепствовала эпидемия моровой язвы. Посланец Иосифа принужден был вернуться назад. Тогда игумен отправил другого нарочного – к митрополиту, с изложением сути дела и обещанием по окончании эпидемии испросить прощение у Серапиона за вынужденное самовольство. Василий III, приняв во внимание ходатайство митрополита Симона за Волоцкого игумена и будучи весьма расположенным к преп. Иосифу лично, взял в 1507 г. Иосифо-Волоцкий монастырь под свое личное покровительство, обещая самолично просить за Иосифа перед Серапионом. Между тем, обиженный действиями Иосифа князь Волоколамский сумел настроить Новгородского архиерея против святого игумена. Серапион наложил на Иосифа отлучение. Однако амбициозный архиепископ не учел, что речь шла не о каком-то рядовом проштрафившемся монахе, а о великом подвижнике и мыслителе, авторитет которого был одинаково высок как перед лицом русского духовенства и монашества, так и в глазах великого князя. Кроме того, Иосиф по сути был совершенно невиновен, а тяжесть наказания была несопоставимо велика в сравнении с происшедшим. В конце концов оскорбленный своеволием Новгородского владыки Василий III устроил в Москве соборное разбирательство дела. Серапион при этом не смог произнести ничего вразумительного в свое оправдание кроме того, что он де «в своем чернеце волен вязати и разрешати». Василий явил гнев на Серапиона, и имевший дерзость при явной своей неправоте идти против великого князя архиепископ неминуемо поплатился сам: он был лишен священного сана и отправлен в московский Спасо-Андроников монастырь на покаяние.

http://sedmitza.ru/lib/text/436281/

Даниил, митрополит Московский и всея Руси (Рязанец) Первое известие о нем относится к 1515 году, когда он братией Иосифо-Волоколамского монастыря был избран игуменом. Основанием для избрания послужило то, что Даниил представлял из себя образец деятельного инока, наделенного большими умственными и дипломатическими способностями, всесторонней начитанностью и образованием. Вступив на пост игумена, он свято хранил заветы преподобного Иосифа, строго поддерживал устав, данный монастырю его основателем. При преподобном Иосифе в Волоколамском монастыре была составлена значительная богословская библиотека. Игумен Даниил продолжил труд приобретения книг и умножения их посредством переписки. Он проявил себя в монастыре деятельным администратором и опытным хозяином. В этот же период он начал заниматься и литературной деятельностью. Кроме названных положительных качеств, игумен Даниил отличался значительным честолюбием и умением входить в доверие к нужным ему людям. Волоколамский монастырь часто посещал великий князь Василий. Этими посещениями и воспользовался игумен Даниил для своего возвышения. Он сумел внешним поведением понравиться великому князю, который своей волей, без Собора епископов, 27 февраля 1522 года возвел игумена Даниила на Московскую митрополию. В сане митрополита Даниил проявил излишнюю, доходящую до предосудительности угодливость великому князю. В 1523 году он вместе с великим князем писал грамоту Северскому князю Василию Ивановичу Шемячичу, приглашая его в Москву и гарантируя ему полную безопасность. Однако, как только Шемячич приехал, он был схвачен и заключен под стражу. При этом митрополит Даниил, несмотря на свое обещание, не только не вступился за него, но и еще открыто одобрил поведение великого князя. Этим он сильно уронил свой нравственный авторитет в глазах русских людей. В таком же дурном свете он зарекомендовал себя в 1525 году, когда вопреки евангельскому учению и всем церковным правилам он допустил развод великого князя и сам же затем вторично венчал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010