О.Л.Соломина Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) и предпринятое им издание Русской Библии Скачать epub pdf В мае 2010 г. исполнилось 70 лет со дня рождения архимандрита Иннокентия (Просвирнина Анатолия Ивановича; 1940–1994), сыгравшего большую роль в издательской деятельности Русской Православной Церкви (РПЦ) второй половины ХХв., заместителя председателя Издательского отдела Московского Патриархата митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева Константина Владимировича; 1926–2003), одного из самых ярких представителей ученого монашества, видного церковного и общественного деятеля, члена Археографической комиссии РАН, Международного фонда славянской письменности и культуры, а также Славянского фонда России. С ранних лет тяготея к духовной жизни, Анатолий получал богословское образование сначала в Московской Духовной семинарии, а затем в Московской Духовной академии. 4 февраля 1970 г. Анатолий был рукоположен в сан диакона, 22 февраля 1970 г. – священника, 27 декабря был пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия (Вениаминова) , митрополита Московского, в 1978 г. возведен в сан игумена, а в 1981 г. – архимандрита. С 1977 по 1992 г. о. Иннокентий был насельником Троице-Сергиевой Лавры, с 27 апреля 1991 г. по 12 августа 1993 г. являлся директором Музея Библии , расположенного на территории Иосифо-Волоколамского монастыря. Архимандрит Иннокентий активно занимался педагогической деятельностью: с 1 сентября 1968 г. по январь 1987 г. был преподавателем Московской Духовной семинарии и МДА. Являясь насельником Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Иннокентий организовал в Водяной башне Отдел фондового хранения Издательского отдела Московской Патриархии. В 1984 г., когда сотрудники отдела начали осваиваться в Водяной башне, она была в аварийном состоянии. За шесть лет башня была отремонтирована, и на ее 4-х этажах были организованы складские помещения (продукция Издательского отдела) и фондовые хранилища. Были сформированы следующие фонды из материалов, собранных при подготовке изданий Издательского отдела Московской Патриархии: «Афон», «Палестина», «Троице-Сергиева Лавра», «Минеи», «Русская Православная Церковь », «Церковная периодика», «Русская патристика»; фонд епископа Афанасия Сахарова ; фонд профессора протоиерея Николая Петрова  и др. Планировалось объединить научные силы Издательского отдела и Московских Духовных школ для создания базы данных по Русской патристике. К сожалению, уже в августе 1991 г. Отдел фондового хранения безвозмездно передал оборудованные помещения Водяной башни Троице- Сергиевой Лавре, а фонды были вывезены частично в Москву, в Издательский отдел Московской Патриархии, частично в Иосифо-Волоколамский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Трифон, архиепископ Полоцкий и Великолуцкий (Ступишин) Постриженник Иосифо-Волоколамского монастыря. С 1542 года игумен Песношского Николаевского монастыря. С 1544 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. 10 марта 1549 года хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского. В 1551 году присутствовал на Стоглавом Соборе. В мае 1551 года епископ Трифон был уволен на покой. Пребывал в Иосифо-Волоколамском монастыре, где также на покое проживал Новгородский архиепископ Феодосий († 1563). За несколько дней до 26 февраля 1563 года, когда скончался архиепископ Феодосий, «прииде к нему епископ бывшии Суздальскии Трифон по реклу Ступишин, и мнози от старец и братиа благословенна и прощениа от него просчяще он же всех благослови и прости». В Волоколамской обители епископ Трифон пробыл на покое около двенадцати лет. В 1563 году русские войска взяли крепость Полоцк. В этом же году владыка Трифон был назначен на Полоцкую кафедру. В Никоновской летописи говорится: «...месяца апреля в 4 день царь и великий князь Иван Василиевич всеа Русии, по совету отца своего и богомолца Макария Митрополита всеа Русии и богомолцов его архиепископов и епископов и всего освещеннаго Собора, учинил в своей отчине граде Полотцску у Софеи Премудрости Божии архиепископью. И поставлен бысть Митрополитом Макарием архиепископ Трифон, прежде бывший епископ Суздальский; и постриженник той Трифон Ступишен Иосифа игумена Волотцскаго, добродетели же его ради был архимандрит на Симонове и потом епископ в Суздале, епископию же Суздалскую остави за свою немощь; царь же и великий князь понуди его быти в Полтеск архиепископом, а местом учинил его под Ростовскою архиепископией». В 1564 году участвовал в работе Собора о белом клобуке и в интронизации митрополита Московского и всея Руси Афанасия († до 1575). Этот Собор рассматривал вопрос о праве Московского митрополита носить белый клобук, бывший до этого привилегией лишь Новгородского архиепископа. Скончался 20 сентября 1566 года во время мора в городе Полоцке, где был и погребён.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , книгописец, владелец обширной б-ки. Социальное происхождение и место рождения Л. неизвестны. Вероятно, он принял постриг в 70-х гг. XVI в., поскольку был учеником книжника Евфимия (Туркова) . В 1582-1587 гг. Л. являлся соборным старцем, а в 1587-1590 гг.- игуменом мон-ря. Во время его настоятельства земельные владения обители продолжали увеличиваться, несмотря на меры правительства, предпринятые против роста монастырских вотчин. В 1589-1590 гг. старец Никифор (Морин) в качестве подушного вклада передал в мон-рь сельцо Сафатово и пустошь Уткину в Волоцком у. (АФЗХ. Ч. 2. 386). В этот же период старец Феодорит (Шереметев) пожертвовал с. Бурухино и сельцо Рудино в Коломенском у. (Там же. 387), к-рые, впрочем, не вошли в состав монастырских владений, поскольку были «отписаны» на государя, однако в качестве компенсации Иосифов мон-рь получил дворцовое с. Вейна с селами в Козельском у. (Там же. 388). 5 июля 1590 г. населению этой вотчины была отправлена послушная грамота с повелением подчиняться властям Иосифова мон-ря, грамоту подписал боярин и дворецкий Г. В. Годунов (Там же. 389). При Л. мон-рь пользовался вниманием и заботой гос. власти. 11 февр. 1588 г. по челобитью Л. «з братьею» царь Феодор Иоаннович выдал обители жалованную льготную грамоту на беспошлинный провоз до 4 тыс. рыб «на монастырский обиход» по р. Волге от Казани (Там же. 383). 5 февр. 1589 г. мон-рь получил жалованную льготную грамоту на беспошлинный провоз соли (до 20 тыс. пудов!) из Белоозера и Каргополя (Там же. 385). В янв. 1589 г. Л. присутствовал на Соборе, учредившем Патриаршество в России, и подписал Уложенную соборную грамоту (СГГД. 99). В 1590 г. по неизвестным причинам Л. оставил игуменство, но сохранил за собой влиятельное положение соборного старца (АФЗХ. Ч. 2. 391). В 1595 г. он был ризничим (Три описи Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в. Подгот. текстов и публ.: Т. И. Шаблова. СПб., 2014. С. 101). В 1598 г. присутствовал на Земском соборе, избравшем на царский трон Бориса Феодоровича Годунова , и был среди тех представителей духовенства, которые подписали соборную грамоту (ААЭ. Т. 2. С. 15). Л. дал в Иосифов мон-рь крупный денежный вклад - 190 р. (РГАДА. Ф. 181. 141/196. (Записные книги: гл. 82); см.: Зимин. 1977. С. 146).

http://pravenc.ru/text/2463339.html

Амельфино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная, оштукатуренная, трехчастная осевая приходская церковь, построенная на средства прихожан в 1861г. в псевдорусском стиле. К основному объему храма типа " восьмерик на четверике " с востока примыкает трехчастный алтарь, с запада двухпридельная трапезная и невысокая двухъярусная шатровая колокольня. Оригинальность облику здания придает завершение всех фасадов храма большими треугольными щипцами. Окна обрамлены одинаковыми наличниками с килевидными очельями, фасады расчленены парными полуколонками. Имелись Никольский и Казанский престолы. Частично сохранились росписи и рамы иконостасов. Закрыта в конце 1930-х. Открыта в 2004, ремонтируется при помощи общины Покровской церкви в Новогорске. По материалам сайта http://50rus.hramy.ru/ Состоящая в древнем Сестринском стане Волоколамского уезда деревня Амельфина (Омельнево) в начале XVI веке принадлежала московскому боярскому роду Белеутовых , которые 1530/1531 г. передали свою вотчину Успенскому Иосифо-Волоколамскому монастырю. В XVII веке она входила в приход церкви Введения во храм Божией Матери в селе Спирове. Во второй половине XVIII столетия, после раздела приходских деревень, Амельфина перешла в приход Покровского храма села Покровского, так же принадлежащего Иосифову монастырю. В результате конфискации церковных и монастырских владений в 1762 - 1763 годах деревня Амельфина перешла во владение Государственной Коллегии Экономии, то есть стала государственным владением. В конце 1840-х - начале 1850-х годов Амельфина состояла во втором стане Волоколамского уезда Московской губернии, как владение Московской Палаты государственных имуществ. В деревне числилось 19 дворов с населением 167 человек. Отдаленность приходских деревень от церкви послужила главной причиной решения населения деревень Амельфина, Лысцово, Ситниково и Шишкино о строительстве нового храма с образованием самостоятельного прихода. Планы прихожан поддержал митрополит Московской и Коломенский Филарет (Дроздов), который обратился с ходатайством к Святейшему Синоду. 18 июня 1857 года последовал синодский указ, разрешающий " означенным крестьянам сооружение церкви на свой кошт " . Крестьяне выделили для нового храма законное количество земли и обязались построить деревянные дома для причта (в 12 саженях от здания церкви).

http://sobory.ru/article/?object=07266

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил Рождественскую Великую вечерню в Храме Христа Спасителя 7 января 2010 г. 18:09 7 января, в день праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион ; представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле митрополит Киринский Афанасий ( Александрийская Православная Церковь ), архиепископ Филиппопольский Нифон ( Антиохийская Православная Церковь ), епископ Моравичский Антоний ( Сербская Православная Церковь ), епископ Проватский Игнатий ( Болгарская Православная Церковь ), архимандрит Стефан (Диспиракис) ( Иерусалимская Православная Церковь ), архимандрит Закхей (Вуд) ( Православная Церковь в Америке ); викарии Московской епархии ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, благочинный Центрального округа протоиерей Владимир Диваков ; председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов ; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин ; ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев ; наместники ставропигиальных монастырей; благочинные г. Москвы и представители столичного духовенства. За богослужением, которое транслировалось по каналам центрального телевидения, молились: настоятель Богоявленского кафедрального собора протопресвитер Матфей Стаднюк ; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ; игумении женских ставропигиальных монастырей; члены приходских советов столичных храмов. Согласно сложившейся традиции на Великую вечерню было вынесено старинное напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны, переданное по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима из Иосифо-Волоцкого монастыря в дар Храму Христа Спасителя «для особо торжественных праздничных богослужений». По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II Евангелие выносится только дважды в год: на Великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную Великую вечерню.

http://patriarchia.ru/db/text/985611.htm...

Святитель Герман, архиепископ Казанский Святитель Герман, архиепископ Казанский , жил в XVI веке, родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Полевых. В молодые годы Григорий (так его звали в миру) принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия, впоследствии святого архиепископа Казанского († 1563; о нем 5 декабря). (Святой Гурий был настоятелем обители с 1542 до 1551 года.) В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком . В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом. Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве - как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав Преподобного Иосифа Волоцкого († 1515, память 18 октября). Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединенным подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матфей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 г. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры. В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия . Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в г. Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в г. Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.

http://patriarchia.ru/db/text/912441.htm...

А.И. Алексеев Монография посвящена исследованию русской религиозности конца XIV — начала XVI вв., понимаемой как область отношения народного сознания к догматам веры. На материале большого количества разнообразных источников, памятников оригинальной и переводной древнерусской книжности, актах, монастырских синодиках и др. рассматриваются такие загадочные явления русского Средневековья как ересь стригольников, противоборство «иосифлян» и «нестяжателей», некоторые аспекты взаимоотношений светской и духовной властей. В центре внимания автора находится феномен нараставших по мере истечения седьмой тысячи лет от сотворения мира (1492 г.) эсхатологических ожиданий. Впервые предпринята попытка проследить многообразное воздействие этих процессов на социальную психологию и тип социального поведения. Обозначены типологические параллели факторам эсхатологических ожиданий в истории Византии и Западной Европы. Содержание Предисловие. 5 Часть I. Иосиф Волоцкий и его время. 14 1. Иосиф Волоцкий: очерк деятельности и творчества ... 14 Начало пути (16). Основатель и игумен монастыря на Волоке Дамском (19). В борьбе с ересью жидовствующих (28). На Церковном соборе 1503 года (31). Переход Иосифо-Волоколамского монастыря под великокняжеский патронат (33). Полемика с «нестяжателями» (37). Последние годы (41). Богословие Иосифа Волоцкого (42). Учение о церковно-государственных отношениях (44). Учение о почитании св. икон (46). Учение о церковных имуществах (48). Сочинения Иосифа Волоцкого (50). Об автографах Иосифа Волоцкого (63). Церковное почитание (64). Иконография (69) 2. Ожидания конца света на Руси в контексте эсхатологии раннего Средневековья. Историческая экспликация 1 . . 71 О средневековой эсхатологии (71). Ожидания конца света в Западной Европе около 1000 г. (74). 06 эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси (79). Мнения богословов о конце света на Руси в 1492 г. (88) 3. Ересь жидовствующих. Историческая экспликация 2. . . 92 Ересь жидовствующих в 1470—1490 гг. (94). Церковный собор 1490 г. (101). Ересь жидовствующих в 1490—1504 гг. (103). Учение жидовствующих (106). Митрополит Зосима (116). Литература жидовствующих и влияние полемики с еретиками на русскую культуру конца XV — начала XVI вв. (128)

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Вечером 8 января 2012 года, в неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, и в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 9 января. ПРАВМИР. Вечером 8 января 2012 года, в неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, и в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Седмица.Ru . Во время богослужения было вынесено старинное напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны, переданное по завещанию приснопамятного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима из Иосифо-Волоцкого монастыря в дар Храму Христа Спасителя для особо торжественных праздничных богослужений. Евангелие выносится лишь дважды в год: на великую вечерню в праздник Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. По окончании богослужения от имени всей Полноты Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с великим праздником Рождества Христова. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. В заключение Святейший Патриарх Кирилл по традиции принял поздравления с праздником Рождества Христова от архиереев, священнослужителей и мирян. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-sovers...

" Ересь гораздо опаснее, чем самое мощное оружие " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_107623.html 14 октября 2015 протоиерей Всеволод Чаплин " Ересь гораздо опаснее, чем самое мощное оружие " Источник:  Газета " Русь державная " В этом году Русская Православная Церковь, наряду с тысячелетием преставления святого равноапостольного князя Владимира и тысячелетием страстотерпческой кончины первых русских святых – князей Бориса и Глеба, празднует пятисотлетие преставления преподобного Иосифа Волоцкого. Последняя памятная дата, к сожалению, была замечена меньше, чем первая, однако сегодня о ней говорят, и говорят очень ярко. Это неслучайно, потому что преподобный Иосиф – один из духовных основателей русской цивилизации, человек, который утвердил истинное христианское миропонимание среди наших народов в противостоянии тем тенденциям, которые привели к системной духовной ошибке западное общество. Святейший Патриарх Кирилл, говоря на праздник Воздвижения Креста Господня проповедь во время празднований в Иосифо-Волоколамском монастыре, напомнил, что собой представляли данные тенденции: " Для того, чтобы пояснить, что означала эта проповедь, напомню, что в это же время в Европе наступил Ренессанс, Возрождение. Возрождение чего? Возрождение языческой культуры, языческого понимания человека. А это понимание исключало то, чем жили христиане на протяжении полутора тысяч лет, чем жили древние иудеи, осознававшие, что в центре мира – Бог. Главный посыл Ренессанса миру, который многие называют интеллектуальной революцией, и заключался в том, что не Бог, а человек – в центре мира " . Русь отвергла эту ложную проповедь, и правильно поступила. " Иногда, – подчеркнул наш Патриарх, – противники исторического развития нашей страны говорят нам: " Все ваши беды от того, что у вас не было Реформации " . Но мы можем с благодарением преподобному Иосифу сегодня сказать: мы остались такими, какие есть, мы сохранили веру свою, мы сохранили народ свой, мы сохранили Отечество свое, пройдя через страшные испытания революций, именно потому, что в далеком XV веке с нами не произошло то, что произошло с нашими братьями-христианами в Западной Европе " .

http://religare.ru/2_107623_1_21.html

Иван Хворостинин Хворостинин Иван Андреевич , князь (?–1625) – из знатного рода ярославских князей, состоявших в родстве с Курбскими, Прозоровскими, Шаховскими. Его отец был опричником, пользовался расположением Ивана Грозного, умер в 1604 году окольничим при царе Федоре. Жизни самого князя Ивана Хворостинина хватит не на один рыцарский роман времен Смутного времени. Был кравчим Лжедмитрия, видимо, твердо уверовав, что он вовсе не лже, а самый настоящий царевич Дмитрий. Царь Василий Шуйский сослал его на пять лет в Иосифо-Волоколамский монастырь, а затем он стал воеводой в Мценске, Новосили, Переяславле-Рязанском. В 1623 году вновь оказался в заточении в Кирилло-Белозерском монастыре, но теперь уже как еретик. Перед смертью покаялся в своей религиозной «шатости» и постригся в монахи. Умер в Троице-Сергиевой лавре. Результатом этого покаяния князя-вольнодумца стало его предсмертное стихотворное «Изложение на еретики-злохульники», в виршах которого (около 1300 стихов) он разоблачал униатов и вообще католиков. Сохранились и другие его вирши, в том числе времен собственной «шатости», когда собирался бежать с Литву и писал «про всяких людей Московского государства» укорительные вирши: «Московские люди сеют землю рожью, а живут все ложью». Князю Хворостинину принадлежит одно из выдающихся произведений русской исторической прозы XVII века «Словеса дней, и царей, и святителей московских» (см.: «Библиотека древнерусской литературы», т. 14, М., 2006), в котором тоже нет никакой шатости. В предисловии он излагает свой « символ веры »: «Иже вышняго непостижимаго Бога, неизреченнаго и присновоспеваемого Творца, во всяком славима роде, Царя царствующим и господствующа всеми, иже живот и дыхание дая всяческой твари, им же владыки властодерствуют, и сильнии держат правостию землю, и научении пишут истину; иже искони от Вседержителя Бога превышняя мудрость, – Сын, безначальное Слово, иже слову и благодарению податель, – той бо всех нас Зиждитель и Господь, иже от небытия в бытие приведый зиждительным своим повелением...».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010