Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иосиф Песнописец Иосиф Песнописец (греч. Ιωσφ μνογρφος; + 883 / 886 ), преподобный Память 4 апреля Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес . В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Феофила (829-842) - время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и патриарх были иконоборцами. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и папа Лев III , неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит . Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину.

http://drevo-info.ru/articles/10027.html

И наслаждаться ими, если только сохраните мир и любовь между собою, вы подлинно будете. Ибо что такое мир между вами? Мир между вами есть стена крепкая и неразрушимая, о которую разобьются все неприятности монастырские; мир между вами есть столп, на котором спасение всех монахов, вам вверенных, утвердится. Мир между вами есть ваши ограда и щит против стрел дьявола, которые он особенно часто пускает в монастырях именно на власть имеющих. Мир, наконец, между вами есть иго благое и приятное и для вас самих, и в очах Божиих угодное. Итак, да водворится он и между вами, власть имеющими! И «умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ). Аминь. 4-й день 221. Будет ли награда в будущей жизни тем, которые здесь на земле прославляют Пресвятую Богородицу и святых (Из жизни преподобного Иосифа Песнописца. Чет. Мин. апр. 4) Многие из христиан и в молитвах домашних, и в церквах – в пениях и песнях духовных прославляют Божию Матерь и святых. Как вы думаете, братие, будет таким людям, за прославление Божией Матери и святых, награда на небесах или нет? Да, знайте, что некоторым из них будет, и это мы докажем примером следующим. В тот час, когда скончался преподобный Иосиф Песнотворец, один из друзей его, муж праведный и благочестивый, услышал голос, говоривший ему: «Выйди из дома и смотри на великие таинства Божии». Он вышел и увидел небо отверстым, и с него сходили сначала апостолы, за ними пророки, за пророками мученики и, наконец, после всех, святители. Друг Иосифа ужасался, дивился и недоумевал тому, что хочет быть. Но вот он услышал снова голос: «Смотри и внимай тому, что увидишь». И тотчас он увидел четырех юношей, сиявших небесною славою, а посреди них шла Пресвятая Богородица. И Пресвятая Богородица сказала святым мужам: «Возьмите от земли святую душу, которая ваши дела и памяти ваших дней в песнопениях прославила и своей жизнью вам подражала».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Так, когда мы пользуемся благоволением свыше, то, хотя бы мы находились среди варваров, в чужой земле, – можем проводить жизнь лучше тех, которые живут дома и наслаждаются всякого рода услугами; и, напротив, хотя бы жили и в своем доме и по-видимому наслаждались полным покоем, но, будучи лишены помощи свыше, мы несчастнее всех. Велика сила добродетели и бессилие порока» 999 . Можешь ли ты, душа моя, сказать: пересилит ли сила твоей добродетели бессилие твоего порока? Можешь ли ты принести Господу твоему что-нибудь, подобное добродетели праведного Иосифа? Помилуй, Боже, помилуй мя. Преступи понедельнику даже до славы. Чти вторнику. Моисеов слышала еси ковчежец, душе, водами, волнами речными, яко в чертозе древле, бегающий дела горькаго фараонитска «Ты слышала, душа моя, о ковчежце – смоляной корзинке с младенцем Моисеем, носимом речными волнами, избегая горестных последствий замысла фараонова, как был некогда в древние времена носим праотец Ной водами в чертоге – ковчеге, который он таким же образом, осмолив деревянные конструкции, соорудил для преодоления вод потопа», – так то ли спрашивает тебя, душа, святитель-песнописец, то ли утверждает, что ты не могла не слышать о столь известном событии. Если не слышала – послушай. Некогда правитель Египта, фараон, озабоченный умножением еврейского народа в стране, которой он правил, и полагая, что такое множество иноплеменников (а по некоторым данным число их достигало трех миллионов человек 1000 ) может оказаться небезопасным для египтян и для его личной власти, решил обратиться к мерам, жестокость которых была совершенно невиданной. «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

и взятое от земли возвращалось в землю, и дарованное от Бога заключалось в ад, и происходило разрушение прекрасного союза, и разделялось прекрасное тело. 56 Человек был разделяем смертью. Ибо ужасное несчастье и пленение объяло его. Он был захвачен в плен тенью смертной, и образ Отца лежал заброшенный. Именно по этой причине совершилось таинство Пасхи в теле Господа. 57 Вначале же Господь предустроил Свои страдания в патриархах, в пророках и во всем народе, запечатлев через закон и пророков. Ибо, чтобы будущему стать новым и великим, оно загодя приуготовляется, чтобы потом, когда оно осуществится, ему поверили, поскольку оно издавна прообразовано. 58 Так и таинство Господа прообразовано издавна, видимо же сегодня, заслуживает доверия [как] совершившееся, хотя и кажется для людей новым. Ибо таинство Господне ветхое и новое – ветхое по прообразу, новое же по благодати. Но если взглянешь на этот прообраз, увидишь истинное через его исполнение. 59 Итак, если хочешь увидеть таинство Господне, взгляни на Авеля, подобным образом убиваемого, на Исаака, подобным образом связываемого, на Иосифа, подобным образом продаваемого, на Моисея, подобным образом отвергаемого, на Давида, подобным образом гонимого, на пророков, подобным образом за Христа страдающих. 60 Взгляни же и на овцу, в земле египетской закалаемую, на поразившего Египет и спасшего кровью Израиль. 61 Таинство же Господне проповедано и пророческим голосом. Ибо Моисей говорит народу: «И увидите Жизнь вашу, висящую пред очами вашими ночью и днем, и не уверуете в Жизнь вашу» 891 . 62 Давид же сказал: «Зачем мятутся народы, и люди замышляют тщетное? Предстали цари земные, и начальники собрались вместе против Господа и против Христа Его» 892 . 63 Иеремия же: «Я как незлобивый агнец, ведомый на заклание. Они замыслили зло против Меня, говоря: Давайте положим дерево в пищу Его и отторгнем Его от земли живых, и имя Его больше не будет поминаться» 893 . 64 А Исаия: «Как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец перед стригущим его безгласен,

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Читая многих христианских авторов, высказавших свои соображения по поводу древа познания добра и зла, а также по поводу древа жизни, к сожалению, невольно ловишь себя на мысли, что далеко не все из них должным образом понимали, что Бог не только бесконечно любил Адама, но и был бесконечно щедр к нему. Соответственно, два главных дерева в раю – древо жизни и древо познания добра и зла – должны были давать величайшие дары, которые только может воспринять человек. А величайшими дарами, разумеется, является не нечто человеческое, а нечто божественное. Поэтому, к примеру, бытующее мнение, будто плоды с древа жизни обеспечивали Адаму просто человеческое бессмертие, удивляет и огорчает. Как будто, если бы он не вкушал плодов с этого древа, то умер бы. Получается, что непосредственно в самом раю существовала опасность смерти, и она могла постигнуть Адама даже в том случае, если бы он и не согрешил. На самом же деле плоды с древа жизни давали несравненно большее: они делали человека причастником божественной жизни. В Ветхом Завете древом жизни названа Премудрость: «Она (Премудрость) – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!» (Прит.3:18). Но ведь Христос и есть Воплощённая Премудрость. И в святоотеческом предании Православной Церкви Христос именуется Древом Жизни. Существует икона «Спас Древо Жизни». В благодарственном каноне Божией Матери преп. Иосифа Песнописца ко Пресвятой Деве обращены такие слова: «Огнеобразная колеснице Слова, радуйся, Владычице, одушевленный Раю, Древо посреде имуще Жизни – Господа, Его же сладость оживотворяет верою причащающихся и тли подклонившихся...» . Истинная, духовная и небесная жизнь неотделима от Бога Сына – вечной Жизни, и Он подаёт её алчущим этой жизниис благоговением к Нему приступающим. Этой-то духовной жизни и причащался Адам, вкушая плоды с древажизни. Тогда он воспринимал эту жизнь в райских плодах древа; а сейчас мы воспринимаем эту небесную жизнь в Евхаристии, о чём и сам Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Иоан.6:53-54). Также и Иоанн Богослов свидетельствует: «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1Иоан.1:2).

http://bogoslov.ru/article/4712893

Третье же основание само нуждается в подкреплении; оно базируется на близости и сходстве тропарей, приводимых Pitra, с трипеснцами Триоди, будто бы несомненно надписанными Иосифом Солунским – Студитом. Но ведь это последнее не есть еще бесспорный факт. Древнейший рукописный материал – Греческий и Славянский – ставит это под большое сомнение. Не останавливаясь пока здесь на этом вопросе, заметим, что таким образом все три знаменитых византолога – Christ, Krumbacher и Pitra всецело разделяют традиционное мнение и считают двух песнописцев ИосифовИосифа Студита, епископа Солунского, и Иосифа Сицилийца. Первому приписывают труды с надписанием Иосифа в Триоди, а второму несомненно минейные каноны и возможно каноны Октоиха. Итак, мы имеем с одной стороны однообразную писательскую манеру, свидетельствующую об одном авторе, а с другой приведенные выше мнения западных ученых, поддерживающих обычно традиционное мнение о двух Иосифах. В результате является неизбежным вопрос: два или один Иосиф были писателями канонов, трипеснцев, четверопеснцев и других произведений в церковных богослужебных книгах с надписанием Иосифа или Кир Иосифа? Признаемся, к этому вопросу мы приступаем с большим смущением. Нам могут бросить упрек, что браться за такой вопрос после таких корифеев науки, как Christ, Krumbacher и Pitra, и идти против традиции, подкрепляемой к тому же рукописным, правда, позднейшим, материалом, является большою дерзостью. Но непосред­ственное чтение нескольких сотен канонов и других произведений с надписанием Иосифа или Кир Иосифа, знакомство с древним рукописным и печатным (особенно последнего времени) материалом настоятельно требовали пересмотра вопроса и его твердого и определенного решения. Поэтому мы, хотя и со смущением, однако ставим этот вопрос и постараемся представить посильные соображения по его содержанию. Мы далеки думать, что наше решение может быть исчерпывающим и окончательным. Может быть, последующие открытия новых древних рукописей дадут более веские материалы для того или другого решения этого вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

25 .   Перенесение мощей св. ап. Варфоломея; канон с акростихом: μνοι γεραρω τν καλν μου προσττην. В Славянской Печатной Минее канон надписан: «творение Иосифово». Но в Греческой Печатной он надписан: ποημα Θεονου. То же и в Евергетидском Типике. 578  В IX песни нет обычного акростихованного имени автора. Все это будто бы говорит за авторство Феофана, тем более что, по мнению болландистов, будто бы имя Иосифа над этим каноном нигде не надписывается. 579 На этих данных, по-видимому, стоит проф. Долоцкий, относя канон к Феофановым произведениям. 580 Но прежде всего против мнения болландистов, что канон будто бы нигде в рукописях не надписывается именем Иосифа, мы укажем несколько древних Афонских рукописей с надписанием этого канона ωσ, напр., рукописи Пантелеимоновского монастыря 706 (XV), монастыря Каракаллы 133 (1558 г.), монастыря Дохиара 32 (XII в.) и др. 581 Во-вторых, в самом акростихе певец называет апостола Варфоломея προσττην μου, своим предстателем, покровителем. А это, как мы видели из жизни преподобного Иосифа, может быть всецело отнесено только к св. Иосифу. Вслед за болландистами все почти исследователи церковных песнопений считают автором этого канона именно св. Иосифа Песнописца. Что же касается того обстоятельства, что в IX песни нет обычного акростиха, столь характерного для св. Иосифа, то это могло произойти потому, что канон этот, по-видимому, представляет собою первый опыт песнотворческой деятельности Преподобного, когда у него еще не могла образоваться известная впоследствии привычка сопровождать свои каноны акростихованным именем. Кроме того, мы знаем, что не все каноны уже непременно им были акростихованы в IX песни его именем. Можно указать на неакростихованные трипеснцы Постной Триоди, Цветной Триоди и некоторые каноны. На основании высказанных соображений и лексических особенностей мы склоняемся к обычному признанию этого канона произведением св. Иосифа. χο δ. Ирмос: νοξω τ στμα μου. Начало: πρτιμον λθον σε ζω πτρα νδειξεν. A. Rocchi с этим же началом приводит канон Bartholomaei.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

649 Некоторые литургисты, говоря о крайне редком употреблении 2-й песни в богослужебных канонах, указывают на иную причину: не столько покаянный, сколько обличительный характер ее, лишенный молитвенных прошений ко Господу, выделяет ее из ряда остальных 8 песен. Если содержание библейских песней 1, 3–9 обращено к Богу, то речь Моисея во 2-й песни адресована людям, народу израильскому. См., например: Михаил (Таги-Заде), иеромонах. Литургика: Курс лекций. М., 1996. С. 68. – Ред. 650 См. статью «Жанр канона и его место в православном богослужении» в 1-й главе настоящей книги, с. 23–28. – Ред. 656 Автор указывает ряд текстуальных совпадений между канонами, несомненно принадлежащими перу преподобного Иосифа Песнописца, и трипеснцами Постной Триоди, надписанными именем Иосифа. Совпадения эти касаются, правда, только Богородичных, однако И. А. Карабинов приводит и другие аргументы в пользу предложенной им атрибуции. См.: Там же. С. 152, примеч. 196. 659 Разбор творений преподобного Иосифа Песнописца, написанных для дней Великого поста и Пятидесятницы, а также относительную хронологию их составления см.: Там же. С. 149–168. – А. Б. 670 Минея. Месяц иулий, 15. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 3. – М. И. Служба им писана 14-го дня. – Ред. 677 О разновидностях риторических фигур см.: Гаспаров М. Л. Античная риторика как система//Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. С. 27–59. – А. Б. 692 См., например, во франкоязычном издании воскресных песнопений: Dimanche, office selon des hurt tons. 710 Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Суббота [акафиста]. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. – Ред. 717 Октоих. Глас 1. Вторник. Утреня. Канон; Гласы 4, 6, 7, 8. Понедельник, вторник. Утреня. Канон. 763 В прежней редакции Триоди эти трипеснцы полагались петься за литургией; в греческих Триодях они читаются на повечериях. В современной редакции церковно-славянской Триоди трипеснцы указано петь на повечериях, чего ради они собраны отдельно, в конце книги, и озаглавлены: Трипеснцы, творение Иосифово. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Личность св. Иосифа Песнописца и его песнотворческая деятельность стала привлекать к себе внимание ученых Греков и Итальянцев с XVII в. Немного о нем говорит Лев Алляций в некоторых своих трудах (например, De libris ecclesiasticis, изд. 1645 г. и др.), указывая песнотворческие труды св. Песнописца в церковных богослужебных книгах Православных Греков, хотя он приводит довольно путаные данные. Такого же характера суждения и другого ученого, Фабриция. Более правильные данные о св. Иосифе сообщает ученый Octavius Caietanis в своей книге, посвященной святым острова Сицилия (Vitae SS. Siculorum, 1657 г.): он сообщает о св. Иосифе биографические данные и перечисляет его каноны. Первый материал дает ему взятое из рукописи житие св. Иосифа, написанное ритором диаконом Иоанном; а второй, очевидно, дают рукописные богослужебные книги. Каиетан насчитывает, что во всех Греческих богослужебных книгах более 300 канонов св. Иосифа Сицилийца. Но, кажется, более внимательно деятельностью св. Иосифа занимался Итальянский ученый Ипполит Мараччи, или Маракциус (Maraccius). Он, очевидно, собирал труды этого песнописца по разным печатным и рукописным богослужебным книгам. По крайней мере от него остался сборник богородичных тропарей из канонов св. Иосифа, напечатанный в Риме 1661 году под названием «Mariale». Житийный материал о св. Иосифе напечатан потом в Acta SS. (апрель 1) с научным предисловием, а потом все это вместе с Mariale перепечатано в Патрологии Migne (gr. Ser. T. CVI). Всему этому материалу у Migne предшествуют notitii – ученые замечания, теперь уже в значительной степени потерявшие свое значение. Лучше всех разработана за границей теоретическая сторона Греческой Церковной Гимнографии. Работы в этом направлении кардинала Питры, Стевенсона, Эдмонда Буви, Кристи, Луи Пти и других ученых дают нам возможность рассмотреть и понять строй церковно-песенных греческих произведений, следовательно, и произведений св. Иосифа. Из всех этих трудов только, кажется, работы Питры отчасти реферированы русскими учеными и помещены в наших специальных журналах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И потому, что зов этот вечен во все века, что душа человека та же и во веки, что раньше, наследие преподобного Иосифа Песнописца достигает наших дней, не теряет силы своей в наше время, и в наши же дни является источником чистого и радостного исповедания Бога, которое приходит к людям нашей эпохи через глубокое и серьезное самовоззрение, иными словами, путем деятельного и чистого покаяния. В благодати таинств святой Церкви человек обретает Бога. И порукой тому — образ, жизнь и труды преподобного Иосифа Пес­но­писца.   Публикация А. Беглова Примечания Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010