Уместно привести здесь слова Иоанна, жизнеописателя преподобного Иосифа, на которые мы кратко указывали в начале данного очерка. “Когда он (преподобный Иосиф — М. И .) стал писать стихи, — повествует Иоанн, — то и слух услаждал чудно приятностию звука и поражал сердце силою мыслей. Какого рода музыки нет у него? какая сладость стиха не исторгается из уст его?.. Чудное находят отдохновение здесь и те, которые стремятся к жизни совершенной; возмущаемые, как волнами, сердечными движениями укрощают в себе смятение, когда слушают их; а радующиеся начинают плакать от полноты радости и восторга… Но что говорю я о разнообразии и гармонии стихов? Зачем распространяюсь о приятности и сладости, которыми как благовонными ароматами благоухают поэмы Иосифа? Если кто прочтет жизнь Святого, празднуемого в какой-либо день Церковью, тот сам увидит достоинство песней Иосифа и узнает жизнь прославляемого… Пусть славят иные святые кротость его, другие — мудрость, третьи — дела его; и все купно да славят благодать Святаго Духа, которая так щедро и беспримерно обогатила его своими дарами” 144 . Очевидно, что современники очень чутко оценили дарование преподобного Песнописца, почему могли с таким пониманием и так глубоко коснуться сущности “поэм Иосифа”. Преподобный Иосиф и старчество Чтобы личность преподобного Иосифа Песнописца, целокупный образ его был нам осязаемо памятен, необходимо коснуться в заключение еще одного свойства его души, о котором попутно упоминалось выше. Это духовничество преподобного Иосифа, которое было ему поручено в Константинополе в отношении всего столичного клира. Уже говорилось, что он имел чудный дар прозорливости по отношению к тем душам, которые приходили к нему. Он видел тайные грехи, которые ему не открывались, и смиренно ждал, не обличал, долготерпел, вел душу к добровольному раскаянию и, как говорится в его жизнеописании, “успевал” в этом делании. В канонах преподобного Иосифа Песнописца можно найти косвенное свидетельство сказанному. В отдельных тропарях своих канонов Преподобный указывает на дар видеть грехи и помогать очищать их. Выше мы приводили воспевание святым Иосифом преподобного Петра Афонского за то, что тот являлся большим “снаб­дением”, находкой, отрадой для тех, кто “втайне стяжал греховные скверны”, за то, что они обретали молитвенника в преподобном Петре при условии, что “яс­но” каялись в своих грехах. Подобную же мысль высказывает преподобный Иосиф в каноне святому Иоанникию Великому, когда пишет: “Душа твоя, светозарением Божественнаго Духа освещаема присно, душ зряше верно приходящих тебе советы, блаженне, пророческими про­знань­ми священно удивляема” 145 .

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

Уместно привести здесь слова Иоанна, жизнеописателя преподобного Иосифа, на которые мы кратко указывали в начале данного очерка. «Когда он (преподобный Иосиф – М. И.) стал писать стихи, – повествует Иоанн, – то и слух услаждал чудно приятностию звука и поражал сердце силою мыслей. Какого рода музыки нет у него? какая сладость стиха не исторгается из уст его?.. Чудное находят отдохновение здесь и те, которые стремятся к жизни совершенной; возмущаемые, как волнами, сердечными движениями укрощают в себе смятение, когда слушают их; а радующиеся начинают плакать от полноты радости и восторга… Но что говорю я о разнообразии и гармонии стихов? Зачем распространяюсь о приятности и сладости, которыми как благовонными ароматами благоухают поэмы Иосифа? Если кто прочтет жизнь Святого, празднуемого в какой-либо день Церковью , тот сам увидит достоинство песней Иосифа и узнает жизнь прославляемого… Пусть славят иные святые кротость его, другие – мудрость, третьи – дела его; и все купно да славят благодать Святаго Духа, которая так щедро и беспримерно обогатила его своими дарами» 144 . Очевидно, что современники очень чутко оценили дарование преподобного Песнописца, почему могли с таким пониманием и так глубоко коснуться сущности «поэм Иосифа». Преподобный Иосиф и старчество Чтобы личность преподобного Иосифа Песнописца, целокупный образ его был нам осязаемо памятен, необходимо коснуться в заключение еще одного свойства его души, о котором попутно упоминалось выше. Это духовничество преподобного Иосифа, которое было ему поручено в Константинополе в отношении всего столичного клира. Уже говорилось, что он имел чудный дар прозорливости по отношению к тем душам, которые приходили к нему. Он видел тайные грехи, которые ему не открывались, и смиренно ждал, не обличал, долготерпел, вел душу к добровольному раскаянию и, как говорится в его жизнеописании, «успевал» в этом делании. В канонах преподобного Иосифа Песнописца можно найти косвенное свидетельство сказанному. В отдельных тропарях своих канонов Преподобный указывает на дар видеть грехи и помогать очищать их. Выше мы приводили воспевание святым Иосифом преподобного Петра Афонского за то, что тот являлся большим «снабдением», находкой, отрадой для тех, кто «втайне стяжал греховные скверны», за то, что они обретали молитвенника в преподобном Петре при условии, что «ясно» каялись в своих грехах. Подобную же мысль высказывает преподобный Иосиф в каноне святому Иоанникию Великому, когда пишет: «Душа твоя, светозарением Божественнаго Духа освещаема присно, душ зряше верно приходящих тебе советы, блаженне, пророческими прознаньми священно удивляема» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Антония Великого , однако на Николая Монаха скорее всего повлиял текст Иосифа Песнописца (песнь IV.2; см. ниже). Мотив долгой неизвестности прп. Петра для мира, по-видимому, был взят Николаем Монахом у того же Иосифа, который говорит, правда, о мощах святого, долгое время остававшихся неизвестными (песнь V.3), однако в двух местах (стихира з; песнь VII.2) слова Песнописца можно понять и в духе Николая. К Иосифу же восходит, вероятно, и мотив мироточения мощей (стихира з; песни V.3, VII.3, IX.3). Наконец, перенесение мощей прп. Петра в монастырь Климента явно восходит к преданию этой обители (относительно гипотетичности перенесения мощей в Кариес см. выше). Причем на историю их исчезновения можно взглянуть иначе: не исключено, что за этим кроется не типичное sacrum furtum, а претензии монастыря Климента на прежнее обладание святыней (например, для поднятия своего авторитета): вполне естественно, что пришедшие в обитель с мощами монахи затем, вопреки желанию братии, забрали их с собой. Анализируя этот скудный фактический материал, мы видим, что Николай Монах опирается, вероятно, на два источника: на локальные афонские предания (пещера, монастырь Климента) и на скудный биографический материал (жизнь на Афоне, долгая неизвестность, мироточение), который в основном обнаруживается в каноне Иосифа Песнописца. Составленный последним Канон прп. Петру Афонскому общепризнанно считается древнейшим свидетельством о святом. Однако точно датировать этот памятник не удается: традиционные даты жизни прп. Иосифа Песнописца – между 816–818 и 886 г., однако св. Феодора Фессалоникийская, в честь которой он написал канон, умерла только в 892 г. 278 Нет абсолютной уверенности и в самом авторстве Иосифа – известны несколько других византийских гимнографов с этим именем 279 . Сама атрибуция канона Иосифу зиждется на акростихе: «Как второго Петра достойно тебя я почитаю. Иосиф». Интересно, что здесь, как и в Энкомии Мефодия, прп. Петр Афонский соотносится с апостолом Петром – эта тенденция может быть частью одной традиции, так как известно, что как иконопочитатели, так и игнатиане (а Иосиф относился к обеим группам) были активно ориентированы на Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Преосвященный архиепископ Филарет Черниговский высоко превозносит все творчество и особенно покаянные каноны преподобного Иосифа Песнописца и говорит, что они «исполнены самого глубокого сокрушения о грехах и одушевлены чувством твердой надежды на Милосердаго: нельзя ни одного из них прочесть, не почувствовав умиления» 24 . Как бы в подкрепление своих суждений о канонах преподобного Иосифа преосвященный Филарет приводит очень подробную ссылку на мнение о трудах Преподобного его жизнеописателя Иоанна, где свидетельствуется о величии и сладости творений преподобного Песнописца 25 . То живое чувство, которое творчество преподобного Иосифа вызывает и в наши дни, понуждает нас вникнуть в строки его божественных писаний, чтобы обрести в них стояние и мудрование церковное. Образный строй творений преподобного Иосифа Песнописца Переходя к разбору произведений преподобного Иосифа, остановимся как на оценке внешней формы канонов Преподобного, на тех дарах слова, которые делают его каноны произведением поэтического искусства, так и на том смысле, на том внутреннем содержании, который он развивает в своих творениях как церковный песнописец, как учитель духовной жизни и покаяния. Воспевая подвиги святых, преподобный Песнописец вдумывался в условия и обстоятельства их жизни, находя для каждого только ему соответствующий образ слова. Следовательно, попытка изучить внешнюю форму творений преподобного Иосифа является существенной частью разбора его творений. Каноны преподобного Иосифа отличает продуманность образов, положенных им в основу каждого своего произведения, исключительное изящество выражения, часто особая форма изложения той идеи, которую он хочет подчеркнуть в каноне. Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем стилистическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой. Мы кратко остановимся на тех из них, которые, по нашему мнению, чаще всего встречаются в канонах святого Гимнографа и красоту которых читающий эти каноны может оценить даже без обращения к греческому оригиналу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

По свидетельству профессора Московской Духовной Академии А. П. Голубцова , до святого Иосифа в церковной гимнографии имелось всего до 200 канонов на дни праздников и святых, преподобный же Иосиф один составил более 220 канонов 636 . Трудами этого отца и других песнописцев к началу X века были, таким образом, определены основные формы церковной службы, сформирован полный месяцеслов с установленным кругом праздников. К XI веку уже имеются полные месячные Минеи со службами на каждый день месяца, тогда как раньше были только Минеи праздничные. В последующие века православная гимнография лишь слабо пополняется трудами отдельных церковных писателей. «Пора оживленной, можно сказать, лихорадочной деятельности на этом поприще миновала с этими великими тружениками-литургистами, – пишет профессор А. П. Голубцов , – и дальнейшая судьба церковной гимнографии на Востоке представляет движение слабое и медленное в направлении, положенном песнописцами VIII?X веков» 637 . Сказанное в значительной степени относится к личности преподобного Иосифа Песнописца. Посвящая данный очерк трудам преподобного Иосифа, мы не считаем для себя возможным с достаточной полнотой осветить эпоху, в которой жил Преподобный, так же как не задаемся целью детально систематизировать его произведения. Наш очерк – это попытка остановиться на тех строках канонов Преподобного, в которых немеркнущий во все века смысл непреложно, истинно и верно руководит верующего ко спасению. Если творения преподобных Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина наполняют сердце человека возвышенным чувством великих христианских истин, то строки тропарей и икосов в канонах преподобного Иосифа касаются непосредственно сердца молящегося, ведут его к покаянию и спасительному умилению. А все это так необходимо людям нашего века, забывающим об основных слагаемых жизни человека. В Бозе почивший Святейший патриарх Алексий I указывал в своих беседах на спасительную направленность канонов преподобного Иосифа Песнописца, которого он заметно выделял из ряда других духовных писателей 638 . Обращая взор верующих к внутренним основам их жизни, Святейший патриарх учил мудрствовать в согласии с духом и направленностью мыслей преподобного Иосифа. Знаменательно, что и блаженная кончина Святейшего патриарха Алексия совпала с днем церковной памяти преподобного Иосифа Песнописца – 4/17 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

«Прославь убо Бога в теле своем и в душе твоей ( 1Kop. VI, 20 ); не оставайся постоянно на острове; может, тебе надобно быть по-прежнему испытанным, чтобы получить чрез это светлейший венец». 319 В этом письме выразился весь пламенный Феодор, святой борец за Православную истину. И было бы прямо клеветой на Преподобного говорить о нем, что он «скрывался», тогда как он всегда был впереди, был, по выражению жития, «животворной искрой» 320 , воспламеняющей православных на решительную борьбу с еретиками. Словом, в то бурное краткое время иконоборческого неистовства Льва Армянина до ссылки прп. Феодора мы не найдем времени, к которому можно было бы приурочить то, о чем сообщает Codin. Таким образом, мы видим, с какими сомнительными источниками связано общераспространенное мнение о соавторстве в Постной Триоди св. Иосифа Солунского вместе с святым братом Феодором Студитом . Эти сомнительные источники, породившие такую единственную в своем роде рукопись, как Ватиканская 786 (1379 г.), создали, однако, крепкую, хотя и ложную, традицию, подкрепляемую к тому же великими именами в ученом мире (как Christ, Krumbacher, Pitra и др.). 321 Но несмотря, однако, на такую забронированность этой традиции, уже давно стали раздаваться голоса против бесспорности факта написания Постной Триоди св. Иосифом Солунским совместно со св. Феодором Студитом . Правда, эти голоса вначале робки, частичны, отрывая от авторства Иосифа Студита только некоторые произведения Триоди в пользу Иосифа Сицилийца. Например, ученый Итальянец Октавий Кайетан указывал, что Иосифу Сицилийцу несомненно принадлежит до 36 песнопений Триоди. 322 То же свидетельствует другой Итальянец Мараччи, специально изучавший произведения прп. Иосифа Песнописца, приписывая ему в Постной Триоди 39 произведений. 323 Греческий исследователь Γεργιο Παπαδπουλο говорит, что Иосиф Песнописец написал большую часть (τ πλεστον) из песнопений Триоди. В последнее время вышла специальная работа по этому вопросу, основывающаяся исключительно на рукописном древнейшем материале – Греческом и Славянском. Это – неоднократно упоминавшаяся нами работа проф. И. А. Карабинова под названием «Постная Триодь», где автор не без оснований сомневается в песнотворчестве св. Иосифа Солунского. Мы в своем суждении по вопросу о Постной Триоди примыкаем к взгляду проф. И. А. Карабинова – и вопрос – один или два Иосифа авторы церковных песнопений с надписанием «Иосифа» и «Кир Иосифа» – на основании всех высказанных соображений – решаем в первом положительном смысле. Сделаем сводку всех добытых данных. В пользу: А. Прп. Иосифа Сицилийца Б. Прп. Иосифа Студита говорят: 1.     Жития, синаксари 2.     церковные службы 3.     древние Греческие и Славянские рукописи:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В канонах на предпразднства Богородичных праздников: Рождества Пресвятой Богородицы и Введения Ее во храм, Преподобный, воспевая, предпразднуя праздник, неукоснительно вместе с тем думает о человеке. “Родися днесь мост, — в глубокой думе изрекает он в каноне на предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы, — преводящ к свету человечество, лествица небесная, гора Божия явственнейшая Богородица Дева, Юже ублажаем” 114 . В девятой песни преподобный Иосиф еще раз закрепляет эту мысль: “Днесь земля ликует, — повествует он, — новое бо небо виде в немже вселився плотию, небес превыше возведет человеки” 115 . Небо новое  — рождающаяся Матерь Божия, но и людей возведет Рождшийся из Нее — превыше небес . Та же сокровенная и глубокая мысль о людях, о спасении их обнаруживается у преподобного Иосифа Песнописца и в его каноне на предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы (и именно в 9-й песни, акростих которой свидетельствует о принадлежности канона преподобному Иосифу). “Се Божия гора святая со свещами светлыми внутрь во святая шествует, — утверждает Преподобный в этой песни, — от Нея же камень отсечется человеки же самыя соделает храмы и честная обителища” 116 . Эти храмы из естества человеческого соделает Тот, Кто, как камень , отсечется от естества Девы. Но люди уже присутствуют на торжественном входе Пречистой во храм, и преподобный Иосиф показывает, что и само великое таинство Ее вхождения во Святая святых происходит ради них: во святая шествует , да че­ло­ве­ки соделаются храмами. Та же мысль владеет Преподобным в его каноне на положение честного пояса Пресвятой Богородицы (31 августа), когда в девятой песни он так заканчивает один из ее тропарей: “Вся земля ликует и почитает Тя, радости неизглаголанныя исполнившую человечество” 117 . Земля, по преподобному Иосифу, ликует тогда, когда радости исполняется и все человечество . Изложенное в данном разделе, наряду с приведенной нами отдельно проповедью покаяния, является как бы центральным во всем творчестве преподобного Песнописца. Тревога за человека, его мрачный грех, удаляющий от Бога, призыв к спасительному самовоззрению и покаянию перед Содетелем всяческих завершается для него тем, что он указывает на спасительные таинства веры Христовой, всегда находя в них место пришедшему к Богу, смирившемуся и сознавшему свою неправду человеку. Это по преимуществу и составляет основное содержание трудов преподобного Иосифа наряду с отмеченной нами выше углубленной его работой над формой изложения истин христианства, почему каноны преподобного Песнописца представляют большую ценность и как произведения слова.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

Преосвященный архиепископ Филарет Черниговский высоко превозносит все творчество и особенно покаянные каноны преподобного Иосифа Песнописца и говорит, что они “исполнены самого глубокого сокрушения о грехах и одушевлены чувством твердой надежды на Милосердаго: нельзя ни одного из них прочесть, не почувствовав умиления” 24 . Как бы в подкрепление своих суждений о канонах преподобного Иосифа преосвященный Филарет приводит очень подробную ссылку на мнение о трудах Преподобного его жизнеописателя Иоанна, где свидетельствуется о величии и сладости творений преподобного Песнописца 25 . То живое чувство, которое творчество преподобного Иосифа вызывает и в наши дни, понуждает нас вникнуть в строки его божественных писаний, чтобы обрести в них стояние и мудрование церковное.  Образный строй творений преподобного Иосифа Песнописца Переходя к разбору произведений преподобного Иосифа, остановимся как на оценке внешней формы канонов Преподобного, на тех дарах слова, которые делают его каноны произведением поэтического искусства, так и на том смысле, на том внутреннем содержании, который он развивает в своих творениях как церковный песнописец, как учитель духовной жизни и покаяния. Воспевая подвиги святых, преподобный Песнописец вдумывался в условия и обстоятельства их жизни, находя для каждого только ему соответствующий образ слова. Следовательно, попытка изучить внешнюю форму творений преподобного Иоси­фа является существенной частью разбора его тво­рений. Каноны преподобного Иосифа отличает продуманность образов, положенных им в основу каждого своего произведения, исключительное изящество выражения, часто особая фор­ма изложения той идеи, которую он хочет подчеркнуть в ка­ноне. Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем сти­листическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой. Мы кратко остановимся на тех из них, которые, по нашему мнению, чаще всего встречаются в канонах святого Гимнографа и красоту которых читающий эти каноны может оценить даже без обращения к греческому оригиналу.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

Уместно привести здесь слова Иоанна, жизнеописателя преподобного Иосифа, на которые мы кратко указывали в начале данного очерка. «Когда он [преподобный Иосиф] стал писать стихи, – повествует Иоанн, – то и слух услаждал чудно приятностию звука и поражал сердца силою мыслей. Какого рода музыки нет у него? какая сладость стиха не исторгается из уст его? ЧУдное находят отдохновение здесь и те, которые стремятся к жизни совершенной; возмущаемые, как волнами, сердечными движениями укрощают в себе смятение, когда слушают их; а радующиеся начинают плакать от полноты радости и восторга. Но что говорю я о разнообразии и гармонии стихов? Зачем распространяюсь о приятности и сладости, которыми, как благовонными ароматами, благоухают поэмы Иосифа? Если кто прочтет жизнь святого, празднуемого в какой?либо день Церковию, тот сам увидит достоинство песней Иосифа и узнает жизнь прославляемого. Пусть славят иные святые кротость его, другие – мудрость, третьи – дела его; и все купно да славят благодать Святаго Духа, которая так щедро и беспримерно обогатила его своими дарами» 779 . Очевидно, что современники очень чутко оценили дарование преподобного Песнописца, почему могли с таким пониманием и так глубоко коснуться сущности «поэм Иосифа». Чтобы личность преподобного Иосифа Песнописца, целокупный образ его был нам осязаемо памятен, в заключение необходимо коснуться еще одного свойства его души, о котором попутно упоминалось выше. Это – духовничество преподобного Иосифа, которое было ему поручено в Константинополе в отношении всего столичного клира. Уже говорилось, что он имел чудный дар прозорливости по отношению к тем душам, которые приходили к нему. Он видел тайные грехи, которые ему не открывали, и смиренно ждал, не обличал, долготерпел, вел душу к добровольному раскаянию и, как говорится в его жизнеописании, «успевал» в этом делании. В канонах преподобного Иосифа Песнописца можно найти косвенное свидетельство сказанному. В отдельных тропарях своих канонов Преподобный указывает на дар ВИДЕТЬ грехи и помогать очищать их. Выше мы приводили воспевание святым Иосифом преподобного Петра Афонского за то, что тот являлся большим снабдением, находкой, отрадой для тех, кто втайне стяжал греховные скверны, за то, что они обретали молитвенника в преподобном Петре при условии, что ясно каялись в своих грехах. Аналогичную мысль высказывает преподобный Иосиф в каноне святому Иоанникию Великому, когда пишет: Душа твоя, светозарением Божественнаго Духа освещаема присно, душ зряше верно приходящих тебе советы, блаженне, пророческими прознаньми священно удивляема 780 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Уместно привести здесь слова Иоанна, жизнеописателя преподобного Иосифа, на которые мы кратко указывали в начале данного очерка. «Когда он [преподобный Иосиф] стал писать стихи, — повествует Иоанн, — то и слух услаждал чудно приятностию звука и поражал сердца силою мыслей. Какого рода музыки нет у него? какая сладость стиха не исторгается из уст его? ЧУдное находят отдохновение здесь и те, которые стремятся к жизни совершенной; возмущаемые, как волнами, сердечными движениями укрощают в себе смятение, когда слушают их; а радующиеся начинают плакать от полноты радости и восторга. Но что говорю я о разнообразии и гармонии стихов? Зачем распространяюсь о приятности и сладости, которыми, как благовонными ароматами, благоухают поэмы Иосифа? Если кто прочтет жизнь святого, празднуемого в какой-либо день Церковию, тот сам увидит достоинство песней Иосифа и узнает жизнь прославляемого. Пусть славят иные святые кротость его, другие — мудрость, третьи — дела его; и все купно да славят благодать Святаго Духа, которая так щедро и беспримерно обогатила его своими дарами» . Очевидно, что современники очень чутко оценили дарование преподобного Песнописца, почему могли с таким пониманием и так глубоко коснуться сущности «поэм Иосифа». Преподобный Иосиф и старчество Чтобы личность преподобного Иосифа Песнописца, целокупный образ его был нам осязаемо памятен, в заключение необходимо коснуться еще одного свойства его души, о котором попутно упоминалось выше. Это — духовничество преподобного Иосифа, которое было ему поручено в Константинополе в отношении всего столичного клира. Уже говорилось, что он имел чудный дар прозорливости по отношению к тем душам, которые приходили к нему. Он видел тайные грехи, которые ему не открывали, и смиренно ждал, не обличал, долготерпел, вел душу к добровольному раскаянию и, как говорится в его жизнеописании, «успевал» в этом делании. В канонах преподобного Иосифа Песнописца можно найти косвенное свидетельство сказанному. В отдельных тропарях своих канонов Преподобный указывает на дар ВИДЕТЬ грехи и помогать очищать их. Выше мы приводили воспевание святым Иосифом преподобного Петра Афонского за то, что тот являлся большим снабдением, находкой, отрадой для тех, кто втайне стяжал греховные скверны, за то, что они обретали молитвенника в преподобном Петре при условии, что ясно каялись в своих грехах. Аналогичную мысль высказывает преподобный Иосиф в каноне святому Иоанникию Великому, когда пишет: Душа твоя, светозарением Божественнаго Духа освещаема присно, душ зряше верно приходящих тебе советы, блаженне, пророческими прознаньми священно удивляема .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010