Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКЕПСИЙ И АИФАЛ [Апсей, Хафсай; греч. Ακεψης] и Аифал († 354), мученики Арбельские (пам. 11 дек.). Аифал, жрец храма богини Шарбель в Арбеле, столице Адиабены , страдал недугом (кровотечением, «как у женщин»), от к-рого его не избавили многократные молитвы языческой богине. По совету христианина, увидевшего его мучения, Аифал обратился за помощью к местному епископу, к-рый исцелил его молитвой. Уверовав во всемогущество истинного Бога и опасаясь преследования язычников, Аифал ушел с христианами в г. Махозе д-Ареван (на р. М. Заб), где принял Крещение. Впосл. он вернулся на родину и стал успешно проповедовать новую веру. Из-за гонений многие христиане вынуждены были покинуть Арбелу. Аифал последовал за ними, но по пути задержался, не в силах оставить родной город. Враги узнали Аифала, заковали в цепи и доставили в крепость Хазза под Арбелой. Шапур-Тахмшапур, мобед (верховный жрец) Адиабены, после допроса Аифала повелел страже доставить его на место казни христианина диак. Бархадбешаббы (в июле 354), надеясь добиться раскаяния при помощи устрашения. Но вид пыток и казни единоверца не сломил духа Аифала. Его заточили в тюрьму вместе с А., диак. ц. Матта д-Арабайе. Мобед Адиабены позднее отправил их на суд в царскую ставку, к-рая находилась в Хузистане. По прибытии в Бет-Лапат Аифал и А. предстали перед судом шаханшаха и после пыток и безуспешных увещеваний были обезглавлены 16-го числа сир. месяца канун (дек. 354). Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие включено под 11 дек. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 234-235). Иконография Изображение мученичества святых представлено на миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. gr. 1613. Р. 368.). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорит о мучениках следующее: «Акепсий, старец, и Аифалай, юный диакон, были обезглавлены мечом» (Ч. 3. § 22. Дек. 11).

http://pravenc.ru/text/63850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ВОИН И АНТОНИНА ДЕВА († 312 или 313), мученики (пам. 10, 9 или 12 июня, 3 или 2 мая). Согласно актам, св. Антонина происходила из городка Вродамна (или Кродамна), местоположение к-рого точно неизвестно и к-рый, вероятно, располагался во Фракии или М. Азии; происхождение А. В. неизвестно. Благочестивая дева Антонина, исповедав христ. веру перед президом (наместником) Фестом в гонение имп. Максимина , была отправлена им в публичный дом. Один из воинов Феста, молодой человек 22 лет А. В., к-рому ангел велел спасти Антонину, нашел ее и, покрыв своим плащом, дал ей возможность уйти, а сам остался вместо нее. Это обнаружили др. воины и донесли наместнику. А. В. исповедал перед ним христ. веру, за что был подвергнут бичеванию. Затем ему и вновь схваченной Антонине после многочисленных истязаний отрубили кисти рук и сожгли обоих мучеников на костре. Не называя ни года, ни места мученичества, акты точно сообщают его день и час: суббота, 2 мая, в 9-м ч. дня (ок. 15 ч.). Мч. Александр Воин. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Александр Воин. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Далее сообщается, что правитель Фест умер через неск. дней, после чего гонение на христиан прекратилось. Римский мартиролог упоминает этих мучеников под 3 мая. Стоящая в синаксарях дата 9 или 10 июня может рассматриваться как дата перенесения мощей мучеников в К-поль. Синаксари упоминают, что А. В. и Антонина особенно почитались в к-польском мон-ре Максимина, где покоились их мощи. Этот мон-рь впервые упоминается в VI в. при имп. Юстиниане I . Канон в честь этих святых был составлен в IX в. Иосифом Песнописцем . Краткое житие мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. жития включены под 9 и 10 июня в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 217, 223). Иконография

http://pravenc.ru/text/64338.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМФИАН И ЕДЕСИЙ [Апфиан, Апиан; греч. Αμφιανς, Απφιανς] († 306), мученики (пам. 2 апр.). Повествование Евсевия Кесарийского о судьбе братьев А. (Апфиан - у Евсевия) и Е. в соч. «О палестинских мучениках» (De mart. Palaest. 4-5) легло в основу их жития. Род. они в Лидии (по Евсевию - в Ликии), в семье язычников. Посланные родителями на учебу в Бейрут братья уверовали во Христа и приняли крещение в Кесарии Палестинской у пресвитера Памфила. Во время гонения имп. Максимина А. в храме стал убеждать правителя Кесарии не приносить жертвы идолам и стать христианином, но был схвачен воинами, избит и брошен в темницу. На суде, требуя отречения от Христа, его били железными прутьями, жгли на ногах куски льна, облитые маслом. Не сломленный пытками, А. был утоплен (2 апр. 306); очевидцем его мученической кончины был Евсевий Кесарийский. Е. был сослан на медные рудники. После освобождения он отправился в Александрию, где смело обличил правителя Иероклея. После пыток Е., как и брата, утопили (306). Память А. и Е. достаточно часто встречается в визант. календарях. В памятниках к-польского происхождения она указывается 2 апр. в Типиконе Великой ц . X в. (Mateos. Typicon. P. 262-263), Минологии Василия II , 9 апр. в Синаксаре К-польской ц. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 95, 103). В рус. богослужебных рукописях их память впервые указывается 2 апр. в месяцеслове Лаврашевского Евангелия кон. XIII - нач. XIV в. (Л. 176 об.), 9 апр.- в Румянцевском Обиходе (РГБ. Рум. 284. Л. 94 об., 1-й пол. XIV в.). В 1-й пол. XII в. был осуществлен перевод краткого жития А. и Е. из Минология Василия II, включенный в рус. нестишной Пролог. В 1-й пол. XIV в. житие А. и Е. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены мучение А. и Е., написанное Евсевием (BHG, N 161), и краткие проложные жития (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 64-65). Гимнография

http://pravenc.ru/text/114606.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАНИЯ ПРЕСВИТЕР, ПЕТР И 7 ВОИНОВ (нач. IV в.), мученики Финикийские (пам. 26 или 27 янв.). Пострадали в Финикии в гонение имп. Диоклетиана . Несмотря на юные годы, Анания был поставлен пресвитером. После того как А. П. силой своей молитвы чудесным образом ниспроверг идолов и разрушил языческий храм, он был заключен в темницу, где на 7-й день удостоился явления Христа, а на 12-й узрел Св. Духа в виде голубя. Бывший свидетелем этих чудес темничный страж Петр уверовал во Христа и вместе с А. П. предстал перед судом, к-рый приговорил их к мучениям. Петра положили на горячие угли, а А. П.- на раскаленную сковороду и строгали его тело, посыпая солью. После этого их заперли в горячо натопленной бане и через 3 дня обнаружили невредимыми. Присутствовавшие при этом чуде 7 воинов обратились ко Христу, за что были побиты плетьми. Затем все 9 мучеников были брошены в огонь, но, сподобившись видения Св. Духа в виде голубя, остались невредимы. А. П. не тронули звери, к-рым он был отдан на растерзание. После пыток мученики были утоплены в море; на пути к месту казни А. П. крестил 7 воинов. Мироточивые тела мучеников, вынесенные на берег волнами, были с честью погребены христианами. Сохранилось житие А. П., написанное ранее X в. (BHG, N 2023). В большинстве визант. календарей память А. П. указывается 27 янв.: Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. P. 213-214), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 281-282), Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 425-427), Петровом Прологе XI в. (РНБ. Греч. 240) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 26). В совр. церковном календаре память А. П. перенесена на 26 янв. из-за празднования 27 янв. памяти Иоанна Златоуста. В рус. и слав. календарях память А. П. упоминается довольно редко, впервые она встречается 27 янв. в старослав. Ассеманиевом Евангелии XI в. (Л. 141). В рус. месяцесловах память А. П. появляется только в XIV в.: в Румянцевском Обиходе (РГБ. Рум. 284. Л. 93, 1-я пол. XIV в.) и Луцком Евангелии (РГБ. Рум. 112. Л. 246об., 2-я пол. XIV в.). Краткое житие А. П. было переведено на Руси в 1-й пол. XII в. и включено в нестишной Пролог под 27 янв. (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. (Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 190). В 1-й пол. XIV в. житие А. П. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и приводится 26 янв. В ВМЧ помещены житие А. П. из Стишного и нестишного Прологов под 26 и 27 янв. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 420-421). Гимнография

http://pravenc.ru/text/114760.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТИОХ [греч. Αντοχος] († нач. IV в.), мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч. 15 июля), пострадал при имп. Диоклетиане . Согласно пространному греч. житию (BHG, N 2030), А. жил в г. Севастия (пров. Каппадокия) и был врачом; по преданию, он приходился братом мч. Платону , благодаря к-рому уверовал во Христа. После обращения к истинной вере А. ходил по городам и селам, безвозмездно исцеляя больных. В Галатии он был схвачен правителем области Адрианом, к-рый подверг А. тяжким мучениям: бросил в котел, откуда святой вышел невредимым, напустил на него диких зверей, но они смиренно легли у его ног, а один заговорил человеческим голосом, обличая мучителей. Не добившись от святого поклонения идолам, к-рые рассыпались в прах по его молитве, А. отсекли голову; из обезглавленного тела мученика источились кровь и молоко. При виде этого чуда его палач, воин Кириак, тотчас обратился ко Христу, исповедал Господа и разделил судьбу А. Празднование в честь А. существовало уже в нач. VII в., о чем свидетельствует житие прп. Феодора Сикеота (пам. 22 апр.). Нек-рые исследователи отождествляют А. с Антиохом , мч. Солцийским. В визант. календарях память А. указывается или 15 июля - в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 543-544), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 824-825), или 16 июля - в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 340-341), в Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 215). В рус. календарях память А. указывается редко, 1-е упоминание его в месяцесловах относится только к кон. XIII - нач. XIV в.: Синайский Апостол (Sinait. Slav. 39. Л. 39 об.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в рус. нестишной Пролог. В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Пространное житие А. находится в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 315 (2-я паг.)). Гимнография

http://pravenc.ru/text/115746.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ II КАВЛЕЙ [греч. Αντνιος Καυλας], Патриарх К-польский (3.08.893 - 12.02.901), свт. (пам. 12 февр.). Житие А. К., написанное Никифором, «ритором и философом», вероятно, вскоре после смерти святого, характеризует его как «мужа благочестивого, твердого в добродетели, храм доброты и сострадания». А. К. в 12 лет стал монахом, потом был рукоположен во священника и избран игуменом одного из столичных мон-рей. После смерти Патриарха Стефана I (886-893), брата имп. Льва VI , был избран на Патриарший престол. В своей деятельности он много внимания уделял благотворительности и помощи нуждающимся. А. К. не одобрял 2-й брак имп. Льва с Зоей, дочерью Стилиана Зауцы, и лишил сана священника, благословившего этот брак. В конце правления А. К. состоялось окончательное примирение между сторонниками Патриархов Игнатия (847-858; 867-877) и Фотия (858-867; 877-886). А. К. был основателем (или восстановителем) к-польского мон-ря, с 1192 г. известного под названием «кир Антония». В церкви этого мон-ря Патриарх и был похоронен. Житие описывает многие чудеса, происшедшие у его гробницы. Память А. К. указывается 12 февр. в вост. и зап. календарях. В визант. памятниках она упоминается начиная с X в. Отмечена в Типиконе Великой ц. IX- X вв., согласно к-рому празднование А. К. совершалось в созданном им мон-ре ( Mateos. Typicon. P. 230). Краткие жития А. К. находятся в составе Минология Василия II (PG. 117. Col. 307-308) и Синаксаря К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 458-460). О почитании А. К. на Руси свидетельствует упоминание его памяти в месяцеслове Холмского Евангелия (РГБ. Рум. 106. Л. 166 об., 2-я пол. XIII в.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. К., включенного в нестишной Пролог (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 194). В 1-й пол. XIV в. житие А. К. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены краткие жития А. К. из нестишного и Стишного Прологов ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 474, 476 (1-я паг.)). Мощи А. К. видел в К-поле в 1200 г. Антоний , архиеп. Новгородский (Книга Паломник. С. 29). Гимнография

http://pravenc.ru/text/116040.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИНА [Греч. Αντωννα] (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня), пострадала при имп. Максимиане в Никее (Вифиния). Согласно краткому синаксарному житию, А., приведенная на суд к императору, безбоязненно исповедовала христ. веру, за что была подвергнута жестоким пыткам, после к-рых ее бросили в темницу. Затем ей снова предложили отречься от Христа и после отказа предали новым мучениям, положив на раскаленное железное ложе. А. явились ангелы, устрашившие палачей, и святая осталась невредимой. Тогда ее зашили в мешок и утопили в Никейском оз. (совр. Изник, Турция). Память А. указывается в зап. мартирологах 1 марта, в визант. календарях отмечается дважды - 1 марта и 12 июня: в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 242, 312), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 500, 746) и др. В Минологии Василия II память А. содержится под 2 марта и 12 июня (PG. 117. Col. 333-336, 495-496). Последование А. неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 12 июня, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Ιονιος. Σ. 82-83). В состав нестишного Пролога, переведенного на Руси в 1-й пол. XII в., включены краткие жития А. под 1 марта и 12 (или 13) июня, имеющие между собой нек-рые различия (древнейший список: БАН. 4. 5. 10, XIII в.- Пергаменные рукописи БАН. С. 35.). В 1-й пол. XIV в. краткое житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены проложные жития А. под 1 марта и 12 июня ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 1, 3, 224-225 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 26-28; SynCP. Col. 500, 746; ЖСв. Март. С. 40. Лит.: Agrain R. Antonine//DHGE. T. 3. Col. 860-861; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 961; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 47. А. Ю. Виноградов, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова Иконография Мученичество А. представлено на фресках минология ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. А. изображена с крестом в руке: в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, XV в.); на Донской иконе Божией Матери с избранными святыми, кон. XVI - нач. XVII в. (ГЭ),- на нижнем поле; в мозаике собора Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге, 1894-1907 гг. В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) святую указано писать «аки Евфимию [Всехвальную]».

http://pravenc.ru/text/114030.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТИЙ [греч. στειος, στιος] (нач. II в.), сщмч. (пам. 4 июня; греч. 5, 6 июля), еп. г. Диррахий (Иллирик), пострадал при имп. Траяне . Однажды А. увидел во сне предстоящие ему мучения за Христа и велел причетникам оставить его. По приказу городских начальников А. был схвачен. Когда он отказался принести жертвы идолам, его привели к правителю Агриколе, к-рый приказал бить А. оловянными прутьями и воловьими жилами, затем его обмазали медом и в жару распяли на кресте. Страдая от укусов шершней и мух, он предал дух Господу. Над местом погребения А. впосл. был возведен храм. Под 5 июля память А. отмечена в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 797–799), в одной из редакций Студийского Устава — Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 469), а также в большинстве памятников Иерусалимского устава , начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.— Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 51). Под 6 июля память А. указана в Типиконе Великой ц. IX - XI вв. ( Mateos . Typicon. Т. 1. P. 332), в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 525–528), в греч. Синаксарях (напр., Paris. 1617, 1071 г.) и в печатной греч. Минее (Венеция, 1591). В 1-й редакции нестишного Пролога, перевод к-рой был осуществлен на Руси в 1-й пол. XII в., краткое житие А. помещено под 6 июля; во 2-й редакции, составленной в кон. XII в.,— под 4 июня. В ВМЧ краткое житие А. помещено также под 4 июня ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 210 (2-я паг.)), эта дата является в наст. время днем празднования А. для РПЦ. Гимнография По описанию, данному в Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 469), известно последование А., не вошедшее в печатные богослужебные книги и состоящее из стихир 4-го гласа и канона Иосифа Песнописца 4-го гласа с седальном. Оно содержится в рукописных греч. Минеях: Paris. 13, Paris. 1575, XII в. и др. В 1918 г. было издано позднее последование А., составленное митр. Диррахийским Иаковом (Мосхонисиосом) (Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 15). В печатные Минеи, используемые ныне в греч. Церквах, указанное последование А. не вошло. В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 6 июля, по 6-й песни канона утрени, помещен синаксарь без стихов (Mhna‹on. " IoÚlioj. S. 53).

http://pravenc.ru/text/420183.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мц. Анисия. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент [греч. Ανυσα] († 286-305), мц. Фессалоникийская (пам. 30 дек.). Пострадала при имп. Максимиане . Сохранились 2 греч. жития А.: 1-е предположительно принадлежит Симеону Метафрасту , 2-е - диакону и референдарию Григорию; похвальное слово А. написано Патриархом К-польским Филофеем Коккином (XIV в.). А. родилась в Фессалонике в христ. семье и воспитывалась в благочестии. После смерти богатых родителей А. продала оставшееся ей в наследство имущество и стала помогать нуждающимся: раздавать деньги нищим и служить узникам в темницах. А. вела затворническую жизнь, пребывая в посте и молитве, на пропитание зарабатывала рукоделием. Во время гонений на христиан на пути в церковь она была убита рим. воином, к-рый хотел насильно увлечь ее на языческое празднование. Была похоронена недалеко от Кассандриотийских ворот, впосл. над местом ее погребения построили церковь. Память А. содержится 30 дек. в большинстве греч. календарей, указывается в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 233-234), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 355-357), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 367, 379) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 108) и др. Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является упоминание ее памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 256). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в рус. нестишной Пролог (древнейший список - РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. ( Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 184)). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены краткие жития из Стишного и нестишного Прологов ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 273-274 (1-я паг.)). Гимнография Память А. (без службы) зафиксирована в Типиконе Великой ц.

http://pravenc.ru/text/115522.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (IX в.?), прп. Коринфский (пам. 28 июня), врач. Сказание о прп. П. сохранилось только в слав. переводе. В визант. и греч. агиографических источниках отмечена лишь его память и в стишных Синаксарях - посвященное ему двустишие. Согласно слав. переводу греч. Жития, П. род. в Коринфе в благочестивой христ. семье. С ранних лет почувствовав призвание посвятить жизнь служению Господу, он принял постриг в некоем мон-ре и стал вести строгую аскетическую жизнь. На подвижника ополчился бес блуда, но П. стойко противостоял искушениям. Посрамленный бес задумал отомстить преподобному и внушил одной блуднице принести рожденного ею младенца в келью к П. и объявить всем, что это он - отец ребенка. Поступок блудницы вызвал большой скандал. В мон-рь ворвались некие еретики, привязали ребенка к спине П. и стали водить монаха по городу, подвергая насмешкам и поруганию. Когда на площади вокруг П. собралась толпа, он помолился Богу и предложил младенцу указать, кто его отец. Новорожденный малыш высвободил руку из пеленок, указал на бывшего в толпе кузнеца и отчетливо произнес: «Вот мой отец, а не Павел монах». После такого вразумления всех глумившихся над ним преподобный вернулся в мон-рь и продолжил подвижническую жизнь. Он получил от Господа дар врачевания любых болезней наложением рук. В возрасте 70 с лишним лет П. мирно отошел ко Господу. Память П. с двустишием была включена в славяно-рус. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 10. С. 66); впосл. сказание о П. внесено в ВМЧ свт. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 245 (2-я паг.)). Под еретиками, упомянутыми в сказании, скорее всего имеются в виду просто некие злые люди, а не приверженцы какой-то конкретной ереси. Иером. Макарий Симонопетрский - составитель «Нового Синаксаря», предполагал, что П. жил в VI или в VII в., однако оснований для этой датировки не приводит. Поскольку слав. перевод сделан в X в. и нет никаких более древних свидетельств существования Жития П., время жизни подвижника можно отнести к IX в., а никак не ранее.

http://pravenc.ru/text/2581809.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010