Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ († 1609, угличский Покровский мон-рь), прмч., и др. мученики Угличские (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), монахи угличского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря и жители Углича, погибшие от рук польско-литов. интервентов (см. Смутное время ). Летом 1609 г. тушинский полковник Микулинский взял штурмом Углич и осадил Покровский мон-рь. Настоятель обители игум. Антоний и 12 иноков вышли за ворота, чтобы образумить осаждавших, и были зарублены саблями. На следующий день Покровский мон-рь был захвачен, 40 монахов и более тысячи жителей Углича были убиты, некоторые погибли в пожаре. Их останки были погребены в Покровском монстыре в братской могиле, над которой установили камень с надписью: «В лето 7117 убиенныя тела от Литвы». Впосл. над могилой устроили деревянную часовню, к-рая просуществовала до 20-х гг. XX в. Список убиенных монахов (36 имен), восходящий, видимо, к монастырскому синодику, опубликовал в 1887 г. краевед К. Ярославский: священномученики архим. Герасим, Евфимий, Варсонофий, преподобномученики Макарий, Макарий, Матфей, Вассиан, Вассиан, Гурий, Иов, Иов, Иларион, Иларион, Акакий, Онуфрий, Тихон, Иосиф, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Филарет, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Арсений, Феодосий, Иона, Иуда, Сампсон, Михаил, Иоанн, Мамант, Григорий, Никифор, Никита. Панихидная память убиенных иноков Покровского мон-ря и более тысячи мирян совершалась 14 мая и в субботу мясопустную. Угличские мученики канонизированы в Соборе Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено 10 марта 1964 г. Ист.: Ярославский К. Ист. сведения о бывших и существующих угличских мон-рях с хронол. перечнем начальствовавших лиц и с указателем источников и пособий для полного описания мон-рей//Ярославские ЕВ. 1887. 23. Ч. неофиц. Стб. 364; Угличский летописец//Тр. ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 122-123; Угличский летописец/Под ред. А. А. Севастьяновой. Ярославль, 1996. С. 147; Sapieha J.-P. Dzieje Marsa krwawego//Moskwa w rkach polaków. Warsz., 1995. S. 294; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 378.

http://pravenc.ru/text/578156.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ († 29.06.1681, Николо-Угрешский мон-рь), архиеп. Коломенский и Каширский. С 1664 г. архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря . По повелению царя И. в 1666 г. сопровождал в ссылку бывш. патриарха Никона, отправленного по решению Большого Московского Собора 1666-1667 гг. в Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь . В июле или авг. 1672 г. И. был хиротонисан на Коломенскую и Каширскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В том же году участвовал в возведении на Патриаршество Питирима . С 1 сент. 1674 по авг. 1675 г. находился в Москве, присутствовал на архиерейских Соборах 15 окт. 1674 г. и 15 мая 1675 г., установивших неподсудность духовенства светским чиновникам и определивших отношения епархиальных архиереев к патриарху и подчиненному им духовенству. В окт.-нояб. 1675 г. на основании челобитных домовых людей И., поданных патриарху, архиерей был обвинен в заочном оскорблении царя Алексея Михайловича и патриарха Иоакима (Савёлова) . И. якобы говорил, что «великий государь глуп, и болван, и дурак; не умеет-де в царстве никакия расправы собою чинить: люди им владеют», патриарха «называл бранно и ругательно глупцом и безлюдицею… кто-де его выбрал, и грамоте-де не умеет» и т. д. ( Титов. 1911. С. IV). По оценке митр. Макария (Булгакова) , «весьма резкие высказывания Иосифа в адрес царя и патриарха... косвенно свидетельствуют о серьезных противоречиях в среде высшего духовенства, которые не отражают официальные источники» ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 476). Жалобщики также утверждали, что архиепископ приказывал жестоко «смирять» провинившихся подчиненных, как клириков, так и мирян: «...бить плетьми и шелепами и по ногам бить на правеже безо всякия пощады, а иным велел воду лить на голову с ледом и всякое поругательство… и от того его безчинного смирения явились и мертвые. И в церкви и в олтаре во время Божественныя литоргии и поддьяков бил своими руками до крови» ( Титов. 1911. С. 61). В результате следствия 14 марта 1676 г. И. был признан виновным, запрещен в служении (с сохранением сана) и сослан под надзор в Лисицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь под Новгородом.

http://pravenc.ru/text/578469.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛФИЙ, ФИЛАДЕЛЬФ, КИРИН, ЕРАЗМ, ОНИСИМ И С НИМИ 14 [греч. Αλφεις, Αλφαος] († ок. 251), Кирин [Киприн, Киприан, Кирилл], мученики Бастийские (пам. 10 мая). Происходили из Васканской обл. (возможно, совр. г. Васто в Юж. Италии). Онисим обратил ко Христу сыновей знатного архонта Виталия братьев А., Филадельфа и Кирина, а также сына их покойной сестры Еразма. Во время одного из гонений (вероятнее всего, при имп. Деции ) они вместе с др. 14 христианами были преданы суду наместника Лициния. Он приговорил к казни Онисима, к-рый был задавлен положенным ему на грудь камнем, и Еразма с 14 мучениками, к-рых усекли мечом; трое же братьев были отправлены в Рим, а оттуда на о. Сицилию, где они были замучены наместником Тертиллом (в Месополе Леонтинском): А. умер от кровоистечения после урезания языка, Филадельф был сожжен на решетке, а Кирин - на сковороде. При виде их мучений обратились ко Христу многие жители Италии и Сицилии, в т. ч. иудеи. В 1517 г. мощи святых братьев были обретены в г. Лентини, покровителями к-рого они почитаются. Их культ распространился по всей Сицилии. Сохранилось обширное повествование об их мученичестве со многими поздними интерполяциями. Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. оно вошло под 10 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 157). Гимнография Память этих мучеников редко встречается в месяцесловах богослужебных книг. Она зафиксирована в Типиконе Великой ц. (IX-X вв.- Mateos. Typicon. Vol. 1. Р. 286), а также в Минологии Василия II и Петровом синаксаре (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 138), однако отсутствует в большинстве списков Студийского, Мессинского и Иерусалимского уставов; в совр. практике греч. и рус. правосл. Церквей последование святых не поется. В греч. печатной Минее выписан краткий Стишной Пролог по 6-й песни канона (Μος. Σ. 101). Из греч. рукописей христ. Востока (Ath. Lavr. Г 19. Fol. 28-32v, 1047 г.) известен канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа Иосифа, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни с акростихом «Я почитаю подвиги трех родных братьев. Иосиф» (Τριν δελφν γνησων θλους σβω. Ιωσφ).

http://pravenc.ru/text/115570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ [Антонин] (IV в.), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.), пострадал при имп. Констанции II . Упомянут у Феодорита Кирского (Graec. affect. cur. VIII 69). Согласно греч. синаксарному житию, А. происходил из Сирии и был по профессии каменщиком. Проповедовал христианство среди язычников. Удалившись на 2 года в пустынное место, он подвизался под руководством некоего отшельника по имени Тимофей. Укрепленный его молитвами, А. вернулся в родной город, где во время языческого празднества сокрушил идолов. Подвергшись после этого различным мучениям, он был вынужден удалиться в Апамею Сирийскую. Епископ этого города поручил ему построить храм Св. Троицы, но язычники ночью схватили А. и мечами рассекли его тело на части. В Сирии А. особо почитался уже вскоре после кончины; есть сведения, что в нач. VI в. существовал храм, построенный в его честь. Согласно Феодориту Кирскому, установленный в честь А. церковный праздник заменил в Апамее языческое празднество, к-рое раньше отмечалось в это время. В визант. календарях память А. указывается или 9 нояб.- в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 151-152) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 208), или 10 нояб.- в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 96) и Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 351). Во многих рукописях святой назван Антонином. На Руси в 1-й пол. XII в. был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в состав нестишного Пролога под 9 нояб. (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 168). В ВМЧ помещено проложное житие А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 143 (1-я паг.)). Гимнография По греч. рукописи XI в. (Sinait. gr. 570. Fol. 18-20 - Ταμεον. Ν. 177. Σ. 79) известен канон Иосифа А. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑθλους γεραρω το σοφο Αντωνου. Ιωσφ» (греч.- Подвиги восхваляю мудрого Антония. Иосиф). В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях , используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. (Νομβριος. Σ. ).

http://pravenc.ru/text/115894.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мц. Акилина. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ) [Аквилина; греч. Ακυλνα, лат. Aquilina - орлиная] († 293), мц. Библская (пам. 13 июня); происходила из г. Библ (Вивл) в Финикии. Когда А. было 2 года, умер ее отец Евтолмий, мать воспитала дочь в христ. благочестии. Крестил А. местный еп. Евфалий. Когда по приказу имп. Диоклетиана правитель Волузиан начал жестокое преследование христиан, отроковица А. убеждала сверстников не поклоняться ложным богам и исповедать веру во Христа. По обвинению в оскорблении языческих богов А. предстала перед правителем. Не поддавшись на его уговоры отречься от Христа, святая подверглась сначала побоям, затем пытке: раскаленными железными прутьями палачи просверлили ей голову через уши, отчего из ноздрей началось кровотечение. От невыносимых страданий А. упала замертво и была брошена на съедение псам, но явившийся ангел чудесным образом исцелил ее, и мученица невредимой явилась перед спящим Волузианом. Он, однако, не раскаялся в злодеяниях и приговорил А., к-рой шел 12-й год, к усечению мечом. А. предала душу Господу за мгновение до казни, и палач отсек голову уже умершей мученице; при этом из раны вместо крови истекло молоко. Чудотворные мощи А. были перенесены в К-поль, где близ Форума в квартале Филоксена был построен храм ее имени; в царствование имп. Юстиниана I этот храм сгорел, но позднее был восстановлен. Канон А. составил Иосиф Песнописец (IX в.). Краткое житие святой переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие включено под 13 июня в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 225). О. Н. З. Мц. Акилина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Эта мученица особо почиталась в Византии. Ее память содержится в большинстве греч. Месяцесловов : в Типиконе Великой ц. (IX–X вв.), где указано совершать празднование «в святейшем ее мартириуме в квартале Филоксениу возле Форума и в Перитихизматах» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 312-313), в Стишном Прологе придворного к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского и во многих др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 179). Согласно Мессинскому Типикону (1131) (Arranz. Typicon. P. 159) и нек-рым спискам Иерусалимского устава (напр., XII в. Sin. Gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 50) совершается служба с Аллилуия 2 святым (А. и Трифилию Левкусийскому), а по первому печатному рус. Типикону 1610 г. и Уставу, используемому совр. греч. и рус. Церквами (Типикон. Т. 2. С. 672-673),- служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/63868.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Акатов Алексеевский, в Воронеже, основан в 1620 г.; ныне второклассный. [III, 73.] Архимандриты Иосиф † вскоре после 1701 или в нём (sic). Никанор (1700?), 1703 и 4. Иосиф , 1710–12. Мефодий в февр. 1712 перев. из Лютикова. Антоний , 1718. Пахомий , 1741–43. Ефрем , 1744–49. Самсон определён 25 апр. 1750–1764. Гервасий 1764 перев. из Белгородского Николаевского; до 1767. Самсон , опять, 1767–93, уволен и вскоре †. Амвросий Келембет , из префектов Киевской акад., произведён 22 мар. 1793, а 29 дек. 1796 – в Новгородский Антониев. Иустин Трипольский перев. из Белгородского Николаевского, 1797–1807, уволен на покой; † 16 дек. 1809. Афанасий Савинский , бывший архим. Новгородского Антониева, с 1807; † 22 дек. 1811. Мефодий Соколов 13 февр. 1812 перев. из Лютикова, а 28 февр. 1826 хирот. в епископа Нижегородского. Филадельф перев. из Козелецкого Георгиевского, 1826–29. Иннокентий , 1829–34. Варлаам Успенский перев. из Белевского Спасского, 1834–37, перев. в Белгородский Николаевский. Елпидифор Бенедиктов , 259 с 1837, а 2 февр. 1842 хирот. в викария Воронежского и потом управлял мнтрём до 1848. Феогност , епископ Острогожский, 1848–52, июнь. Антоний , епископ Острогожский, 1852 и 53, окт. Иларион , 1854–59. Феодосий Шаповаленко , с 1861; 1 сент. 1863 хирот. в епископа Тамбовского. Феодосий Макаревский , с 1863; 29 янв. 1867 хирот. в епископа Острогожского и управлял им; 23 июня 1871 перев. в Екатеринославского архиерея. 2 Успенского, в Воронеже, соединённого с Акатовым. [III, 74.] Игумены Кирилл . (См. Акатов 1). Феодосий , 1616–29, 31 (sic), в февр. (sic) 1638. Иона , в авг. (sic) 1625. ( Сергий , строит., в нояб. 1657). Алексий , 1659 и 60, авг. (sic), в апр. (sic) 1662. Геннадий , 1664. Макарий , 1665–1669. Сергий , 1674–85. Мнтрь соединён с Акатовым в 1700 г. 3 Успенский Пристанский, под Валуйками, заштатный, основан в XVII веке. [III, 493.] Игумены Макарий , 1626. Кирилл , строит., в сент. 1634. Иона , строит., 1651 и 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[греч. Σπαρταλιτης] (1560/70, о-в Крит - 30.07.1636, Афон), патриарх Александрийский (с 30 нояб. 1620), богослов, экзегет. Хорошо знал древнегреч., лат., евр. и араб. языки. После того как патриарх Александрийский Кирилл Лукарис был избран на К-польскую кафедру, Собор 23 епископов в Стамбуле в храме вмч. Георгия в нояб. 1620 г. возвел Г. С. на Александрийский престол. Г. С. помогал К-польской кафедре в выплате долга тур. властям. Занимался просветительской деятельностью: напр., поддержал просьбу патриарха Кирилла Лукариса перед англ. послом о содействии открытию в Стамбуле греч. типографии. Послал неск. грамот московскому царю Михаилу Феодоровичу. В 1-м послании (1623) в ответ на грамоту патриарха Московского Филарета об исправлении Требника Г. С. указывал, что на молитве освящения воды не следует к призыванию Св. Духа прилагать слово «огнем» как несходное с преданием и отсутствующее в древних рукописях. Отношения между Россией и вост. правосл. патриархами Г. С. сформулировал следующим образом: «Поелику они [вост. патриархи] благодатию Духа Святого суть верные кормчие святой Восточной Церкви, то хотя ныне и вселилась их сила посреди волков, однако же подобает им немного и держать, и, восприяв благочестивую свободу, насаждать тишину во святой Церкви, которая обретается под светлым скипетром благочестивой державы Российской, дабы везде сохранялось православное учение веры» (цит. по: Лопарев. Каталог Алекс. патриархов. С. LXXVI). В 1624 г. рус. послы И. Кондырев и Т. Бормосов вручили Г. С. 140 золотых монет «за здравие государево». В последующих грамотах к царю, царице Евдокии Лукьяновне и патриарху Филарету Г. С. просил денежной помощи на различные церковные нужды: откуп за церкви, средства для монашеской общины на Синае, погашение долга патриаршей кафедры перед мусульм. властями и др. В 1629 г. патриарх Кирилл Лукарис переслал Г. С. из Стамбула письмо миссионера-кальвиниста А. Легера, в к-ром тот просил аудиенции у патриарха, указывал на необходимость церковного единения, просил изложить вероучения греч. Церкви, предложил, чтобы протестант. профессора преподавали в греч. богословских школах, спрашивал о потребностях в печатной христ. лит-ре на араб. языке. Г. С. в ответном послании указал на догматические расхождения обеих Церквей, но с симпатией отнесся к идее диалога с кальвинистами. Предложение о профессорах для духовных школ Г. С. отклонил, а по вопросу об араб. книгах заметил, что необходимы лишь печатные издания точных переводов богослужебных текстов на арабский с греч. языка. В 1633 г. в Москву от Г. С. прибыл его протосинкелл архим. Иосиф для перевода на слав. язык греч. книг и обучения юношей греч. языку. По-видимому, Г. С. добровольно оставил Александрийскую кафедру, удалился в один из афонских мон-рей, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/164593.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛИНАРИЯ [греч. Απολιναρα] († ок. 470), прп. (пам. 5 янв.), дочь к-польского сенатора (синклитика) Анфимия, ставшего впосл. западнорим. императором под именем Прокопия Антемия (467-472). Отличалась красотой, умом и благочестием, тогда как ее младшая сестра с детских лет была одержима злым духом. Дав обет девства и упросив отца отпустить ее в паломничество, А. посетила Иерусалим, а затем храм св. Мины в Египте. Переодевшись монахом и назвав себя Дорофеем, А. поселилась у прп. Макария Великого . Она прожила в Скиту много лет и получила от Бога дар чудотворений. Когда ее младшая сестра, к-рую возили по святым местам в надежде на исцеление, прибыла в Скит, А. избавила ее от демона. Чтобы отомстить А., бес придал ее сестре вид беременной женщины. Император обвинил авву Дорофея в соблазнении младшей дочери, и А. была в оковах препровождена в Рим, где тайно открылась родителям. На суде авва Дорофей был оправдан и вернулся в Скит. Только после его кончины Макарий Великий и скитские отцы узнали, что под этим именем скрывалась А. От мощей преподобной происходило множество исцелений. В зап. мартирологах и визант. календарях память А. отмечается 5 янв. Краткое житие А. содержится в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 369-372), память указывается в Типиконе Великой ц. IX-XI в. ( Mateos. Typicon. P. 174), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 6) и др. В ряде рукописей память А. указана под 4 янв. (напр., Синаксарь ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 532). Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является упоминание ее памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 257об.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в к-рый была включена память А. без жития (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 186). В 1-й пол. XIV в. краткое житие А. было переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены память и житие А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 377, 379 (1-я паг.)).

http://pravenc.ru/text/75636.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРДАЛИОН [греч. Αρδαλων] (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.). Согласно греч. краткому синаксарному житию, в разгар гонений имп. Диоклетиана актер А. исполнял в некоем городе (видимо, на востоке Римской империи) роль христианина, подвешенного на дыбе. Публика была в восторге от его игры, но вдруг А. приказал зрителям замолчать и во всеуслышание исповедал веру во Христа. Присутствовавший на представлении префект попытался обратить все в шутку, но А. потребовал признать его христианином, после чего подвергся пыткам и был сожжен на костре. Блж. Феодорит (Graec. affect. cur. VIII) приводит много примеров подобного обращения к вере лицедеев, изображавших таинство Крещения или мучения за Христа; схожий сюжет известен также из житий мч. Геласия (27 февр.), мч. Порфирия (15 сент.) и др. Память А. отмечается 14 апр. в большинстве визант. календарей и в зап. мартирологах; 17 апр. память А. указывается в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 268) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 407-408); 18 апр.- в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 612). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. из Минология Василия II, включенный под 17 апр. в нестишной Пролог. В отличие от греч. оригинала слав. житие говорит о мученической кончине А. на раскаленной железной сковороде (РГАДА. Тип. 177. Л. 58-58об., нач. XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и помещено под 14 апр. (древнейший список - ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). В ВМЧ под 14 апр. помещены жития А. из Стишного Пролога, под 17 апр.- из нестишного Пролога ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 79, 81 (2-я паг.)). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, 14 апр., по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Απρλιος. Σ. 101). Ист.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 213; PG. 117. Col. 407-408; SynCP. Col. 612; ЖСв. Апрель. С. 219.

http://pravenc.ru/text/75874.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИАДНА [греч. Αριδνη] (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., пам. греч. 26 сент., пам. зап. 17 сент. и 1 нояб.). А. (в сир. и лат. источниках Мария) жила во времена правления императоров Адриана и Антонина Пия и была рабыней Тертулла, старейшины г. Промиссии (или Примнесса) во Фригии (М. Азия). А. отказалась участвовать в благодарственном жертвоприношении по поводу рождения сына Тертулла. Тогда сограждане обвинили Тертулла в укрывательстве христиан. После допроса А. подвергли избиению, бросили в темницу и морили голодом. Затем архонт приказал подвесить ее и строгать тело железными крючьями, принуждая принести жертву идолам. А. удалось бежать в горы. Тертулл послал за ней погоню, воины схватили и убили А. По версии греч. синаксаря, по молитве А. скала под ней разверзлась и святая скрылась от преследователей. Греч. пространное житие А. написано в IV-V вв. (BHG, N 165); обвинение против Тертулла и допрос А. восходят к актам, совр. ее мученичеству. Память А. отмечается в зап. мартирологах 17 сент. и 1 нояб. (MartHieron. P. 583; MartRom. P. 403, 489), в греч. календарях - 18, 26, 27 сент. В большинстве визант. источников память А. указывается 18 сент.: в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 38), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 57); Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 57-58), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 287) и др. В нек-рых греч. синаксарях память А. встречается 26 сент. (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 519; Paris. 1582, XIV в.) или 27 сент. (Laurent. San-Marco. 787, 1050 г.). Древнейшее упоминание памяти А. в слав. календарях под 27 сент. встречается в Охридском Апостоле кон. XII в. (Л. 78об.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в нестишной Пролог под 18 сент. (древнейший список - ГИМ. Хлуд. 187. Л. 20, 1282 г.). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога (Прилепский Пролог. Л. 27, 1385/1390 гг.). В ВМЧ 18 сент. помещены оба проложных жития А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 43-44 (1-я паг.)).

http://pravenc.ru/text/75928.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010