Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИНА (МАРАНА) И КИРА [Греч. Μαρνα κα Κρα] († ок. 450), преподобные (пам. 28 февр.). Сведения об этих св. подвижницах содержатся в «Истории боголюбцев» блж. Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. rel. 29). Он называет первую из них Марана. Преподобные были знатными жительницами г. Бероя (ныне Халеб) в Сирии, но решили оставить богатство и стать затворницами. За городом Марана и К. устроили ограду. Они жили внутри нее под открытым небом, страдая от зноя, снега и дождей. Через небольшое отверстие в ограде преподобные получали пищу, а Марана давала духовные наставления служанкам, к-рые последовали за своими госпожами и поселились рядом с ними в небольшом домике. Кроме того, в дни Пятидесятницы Марана беседовала через это отверстие с женщинами-посетительницами. Когда к преподобным приходил блж. Феодорит, Марана и К. из уважения к его священному сану отворяли дверь и впускали его внутрь ограды. Подвижницы носили необыкновенно тяжелые вериги, под их весом К. склонялась до земли и не могла выпрямиться. Они 3 раза повторяли пост прор. Моисея , проведя 40 дней без еды, и 3 раза 3-недельный пост прор. Даниила . Во время паломничества в Иерусалим Марана и К. не принимали никакой пищи в пути до и после поклонения святыням. Такой же пост держали они во время паломничества к гробнице равноап. Феклы близ Селевкии в Киликии. В такой аскезе Марана и К. провели, по словам блж. Феодорита, 42 года. Видимо, вскоре после написания «Истории боголюбцев» (ок. 444) они скончались. Согласно синаксарному сказанию, Марана и К. вкушали пищу 1 раз за 40 дней на протяжении 3 лет, вместо ограды в нем говорится о хижине (SynCP. Col. 496), а в Минологии имп. Василия II - о келье (PG. 117. Р. 332). В последнем источнике добавлены сведения, что Марана и К. при жизни сподобились дара чудотворения и исцеляли слепых, бесноватых и расслабленных. В славяно-рус. нестишные Прологи вошел текст из Минология Василия II, но имя одной из преподобных в них искажено: вместо К. в них читается «Корра» (Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 806). В сказании в стишном Прологе, представляющем перевод текста греч. стишного Синаксаря, Марана названа М., а имя К. приведено правильно ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 6. С. 78). ВМЧ содержат оба сказания ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 498-499). В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского приведена только краткая заметка о М. и К. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 566 об.), а в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» - переработанное сказание из стишного Пролога (ЖСв. Февр. С. 494-495), оба источника называют преподобных жен М. и К. Эти формы имен закрепились и в современном календаре РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2562064.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКИАН († ок. 258), мч. Иконийский (пам. 13 июля; пам. греч. 11 июля). Краткое Житие М. содержится в визант. Синаксарях. Согласно Синаксарям семейства В (по классификации И. Делеэ), М. происходил из г. Икония в М. Азии, в юности он уверовал во Христа и принял крещение. После этого он стал пламенным проповедником, обличавшим языческие заблуждения. М. был схвачен и приведен к наместнику, к-рый ни уговорами, ни угрозами не смог его заставить принести жертвы идолам. М. поместили в темницу и подвергли мучениям: изуродовали лицо, перерезали жилы, отсекли язык, поместили на раскаленную решетку, а после отрубили голову (PG. 117. Col. 533-536). В Синаксаре К-польской ц. мучение М. изложено более кратко, но указывается имя наместника Икония - Периний. Согласно этой версии, за дерзновенное исповедание Христа наместник велел строгать тело М., бросить его на жаровню, отрезать ему язык, а затем отсечь голову (SynCP. Col. 813). Житие в Синаксаре Lips. R II 25, 1172 г. (семейства С) лишь незначительно отличается перечислением пыток (Ibid. Col. 812-814). В стишных Синаксарях (семейство М) приводится только память М., к-рый «от ножа скончался», и посвященное этому святому двустишие (Ibid. Col. 813-814). Болландисты считают, что М. происходил из Икония, но пострадал в Каппадокии. Они датируют кончину святого 258 г., основываясь на имени презида (консула) Перенния (Периния), упоминаемого в других источниках, напр. в Мученичестве Кодрата, мч. Никомидийского (пам. 10 марта), в Мученичестве сщмч. Курнута (Короната), еп. Иконийского (см. ст. Корнут , сщмч.). Известно, что эти мученики пострадали в гонение рим. императоров Деция (249-251) и Валериана (253-260). Мч. М. упомянут в синаксарной заметке о сщмч. Корнуте Никомидийском (Иконийском) как пострадавший в то же время от того же правителя. Краткое Житие М. было переведено на слав. язык в составе нестишного Пролога ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 289), а память М. и двустишие ему - в составе стишного Пролога ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 11. С. 30). В ВМЧ сведения из нестишного Пролога были помещены под 13 июля, а из стишного Пролога - под 11 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 309, 310 (2-я паг.)). Под 13 июля краткая житийная заметка о М. была включена в Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Стб. 326), краткое Житие - в «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Июль. С. 349), а память - в совр. календарь РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2562348.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мч. Аполлоний. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) (III в.), мч. Иконийский (пам. 10 июля). Род. в г. Сарды (Лидия), жил в правление имп. Деция . А. добровольно пришел в Иконий, чтобы исповедать себя христианином, и предстал перед правителем Перинием. Отказавшись воздать божественные почести императору, А. был распят на деревянном кресте. Краткие жития А. содержатся в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 812) и Минологии Василия II (PG. 117. Col. 533-534), память указывается в Типиконе Великой ц. IX- X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 310) и ряде греч. календарей (напр., в Петровом Синаксаре XI в. - Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 208). По мнению нек-рых исследователей, А., возможно, тождествен апологету мч. Аполлонию , пострадавшему в Риме при префекте Переннии в кон. II в. (СДХА. С. 390). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в нестишной Пролог (РГАДА. Син. тип. 174. Л. 113об.- 114, 1-я пол. XIV в.). Согласно этому житию, А. был повешен, а не распят. В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены оба проложных жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 307 (2-я паг.)). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен синаксарь без стихов (Μηναον. Ιολιος. Σ. 81). Изображения А. представлены в настенном минологии (под 11 июля) ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- оплечно на миниатюре в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 121, XV в.) - в голубом хитоне и красном гиматии с крестом в правой руке, средовек с темными вьющимися волосами и короткой бородой. Ист.: SynCP. Col. 812; ЖСв. Июль. С. 285-286. Лит.: Kirsch J. P. Apollonius (5)//DHGE. T. 3. Col. 1011; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1129; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 51. А. Ю. Виноградов

http://pravenc.ru/text/75660.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРД [Греч. Πρδος; лат. Pardus] (VI в.), прп. Палестинский (пам. 15 дек.). В «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 101) говорится, что святой происходил из Рима, в юности был погонщиком мулов. Однажды он отправился в Иерихон и остановился на постоялом дворе. Мулы, оказавшись без присмотра хозяина, насмерть раздавили мальчика. Удрученный этим событием, П. удалился в некий мон-рь у Арнона (возможно, р. Арнон, ныне Эль-Мауджиб, Иордания), где, вероятно, принял монашеский постриг. Оплакивая кончину мальчика, он непрестанно говорил, что был причиной смерти невинного ребенка и на Страшном Суде будет осужден как убийца. Каждый день святой ходил в расположенное неподалеку логово льва, бил и раздражал зверя, чтобы тот растерзал его. Однако лев не причинял П. никакого вреда. Тогда святой лег на тропе, по к-рой зверь обычно ходил на водопой, думая, что лев заметит его и поглотит. Но лев спокойно перешагнул через П. После этого отшельник понял, что Бог простил его прегрешение, он возвратился в свою обитель и до конца дней пребывал в воздержании, помогая ближним и наставляя их примером собственной жизни. В греч. тексте «Луга духовного» по изданию Ж. П. Миня святой именуется Павлом, место, куда он удалился,- Арон. Имя Пард и местность Арнон фигурируют в лат. переводе, выполненном А. Траверсари в 1628 г. и изданном параллельно с греч. текстом в «Патрологии» Миня. В рус. переводе сочинения Иоанна Мосха отражены те же имена и названия, что и в греч. тексте ( Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 122-123). В славянской и русской церковной традиции имя преподобного передается как Пард. Память святого содержится под 15 дек. в Стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в. ( Петков Г. Стишният пролог в старата бълг., сръбска и рус. лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 223). Под этим же числом сказание о П., составленное на основе «Луга духовного», вошло в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 240-241 паг.]). Свт. Димитрий , митр. Ростовский, внес в «Книгу житий святых» память П. под 15 дек. без сказания ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 118 об.). Однако в совр. переработке «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского сказание о святом содержится (ЖСв. Дек. С. 434-435).

http://pravenc.ru/text/2579020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые отцы и учители Церкви. Церковные писатели. Русские богословы и духовные писатели. Персоналии АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, писатель, апологет старообрядчества ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) КОРНИЛИЙ (1501-1570), игум., прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и и в Соборе святых Эстонской земли) ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121234.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВКСИВИЙ Свт. Авксивий, еп. Солийский. Царские врата. Нач. XVI в. (Византийский музей в Пафосе) Свт. Авксивий, еп. Солийский. Царские врата. Нач. XVI в. (Византийский музей в Пафосе) [Авксидий; греч. Αξβιος, Αξδιος, Αξτιος], († ок. 102), свт. (пам. греч. 17 или 19 февр.), еп. Солийский. Род. в Риме, здесь же вместе с братом Темпестагором обучался различным наукам. Узнав о желании родителей женить его, юноша бежал на Восток и поселился на Кипре в мест. Лимнитис близ г. Солы. Ап. Марк , проповедовавший на Кипре, обратил А. ко Христу и поставил его во диакона, затем во пресвитера и, наконец, рукоположил во епископа Солийского. А. поселился у зап. ворот города, рядом с храмом Зевса, и со временем привел ко Христу языческого жреца и нек-рых язычников, пораженных аскетичностью его жизни: А. спал на соломе, да и то очень редко, постоянно пребывая в посте и молитве. По предложению Кипрского еп. Ираклида А. выступил во время гонений на христиан с открытой проповедью на городском рынке, совершая чудеса и знамения. Благодаря этому ко Христу обратилось множество не только горожан, но и сельских жителей. Из Рима к А. прибыл его брат Темпестагор, к-рый крестился вместе с женой, а затем принял пресвитерский сан. После полувекового управления паствой А. мирно почил, оставив на кафедре своего ученика Авксиния. Пространное житие святого переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память (стих) переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. проложное и краткое жития со стихом включены под 17 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 484-485). Иконография А. изображается старцем с остроконечной бородой, в епископском облачении ( фелонь , омофор , эпигонатий ), с Евангелием в руках. Образ А. представлен: на миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 409); в росписи алтарной части целого ряда церквей на Кипре (ц. Аракос Панагии в Лагудере, 1192 г.,- в медальоне; ц. Панагии Мутулла, 1280 г.,- в рост, со свитком в руке; ц. свт. Николая «Руфского» близ Какопетрии, сер. XIV в.,- в медальоне) - изображение А. расположено в святительском ряду в центральной зоне апсиды; на левой створке царских врат из ц. св. Кириака (Кипр) (XVI в. Византийский музей в Пафосе).

http://pravenc.ru/text/62834.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая). Согласно рассказу Евсевия Кесарийского , в гонение имп. Диоклетиана к правителю Кесарии Урбану были доставлены юноши-христиане: А. из Газы, иеродиак. Тимолай из Понта, два Дионисия из Триполи Финикийского, иподиак. Ромил из Диосполя, египтяне Паисий [Плисий, Пуплий] и два Александра. Будучи свидетелями мучений святых Тимофея , Агапия (пам. 19 авг.) и Феклы, они открыто исповедали Христа. Заключенные Урбаном в темницу, святые мученики не поддались ни уговорам, ни угрозам и были обезглавлены. Им посвящен канон Иосифа Песнописца (IX в.) и греч. служба. Мч. Агапий [Агапит]. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Агапий [Агапит]. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Пространное житие святых мучеников переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского , затем оно было трижды переведено на слав. язык в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие включено под 15 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 26). Гимнография В визант. Месяцесловах память А. появляется достаточно рано и встречается часто. В Типиконе Великой ц. (X в.) есть воспоминание мученичества А. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 248). Студийский и Иерусалимский уставы и служебные Минеи к ним отмечают память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 451, 483). Слав. служебная Минея на март-апр. (кон. XIV - нач. XV в.; Син. 172), отражающая богослужение по Студийскому уставу, содержит седален , 3 стихиры и канон , идентичные помещенным в греч. и слав. печатных Минеях. Канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа ) с акростихом «Седми приношаю мучеником песнопение» атрибутируется Иосифу Песнописцу († 883). В целом последования в печатных Минеях схожи друг с другом, однако в греч. выписан тропарь (4-го гласа) «Τος μρτυρας Χριστο κετεσωμεν», отсутствующий в слав., и на утрене после 6-й песни содержится стишной ямбический синаксарь (Μηναον. Μρτιος. Σ. 117). Из синайской рукописи IX в. (Sin. Gr. 607. Fol. 55-57) известен др. канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), со 2-й песнью и без акростиха («Δετε ο πιστο σματικς τ τν μαρτρων σνταγμα» - Ταμεον. P. 176. N 529). В первопечатном рус. Типиконе 1610 г., как и в совр. рус. и греч., указана служба с Аллилуия . Иконография

http://pravenc.ru/text/63108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАФОКЛИЯ [Агафоклика; греч. Αγαθκλεια - благославная, лат. Agathocleia, Agathoclia, Agamhoclica], мц. (пам. 17 сент.); время и место мученичества неизвестны. Сказания об этой мученице имеются во многих греч. синаксарях в неск. вариантах. По одной версии, А. была служанкой некоего христианина Николая и его жены-язычницы Павлины. 8 лет А. сносила ненависть своей госпожи, к-рая, заставляя отречься от Христа, истязала ее побоями, морила голодом, заключила в темницу и приказала отрезать язык. За твердое исповедание христ. веры А. приняла мученическую кончину на костре. По др. версии, Николай и Павлина были отступниками от Христа, вернувшимися к язычеству и принуждавшими свою служанку последовать их примеру. Причинив А. многочисленные страдания, Павлина собственноручно умертвила мученицу железным копьем. В слав. Прологе Павлина неизвестно почему названа арианкой. В более позднее время А. считалась испанкой, м. б., потому, что являлась покровительницей г. Мекиненсы в Арагоне (Сев.-Вост. Испания). Краткое житие святой было переведено на слав. язык в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие А. было включено под 17 сент. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 43). Гимнография В Типиконе Великой ц. (IX-X вв.), Петровом Синаксаре и нек-рых др. источниках указана память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 286). Из греч. рукописи XI в. (Sin. Gr. 552), хранящейся в б-ке мон-ря вмц. Екатерины на Синае , известна служба А. (Fol. 147-151v), не вошедшая в печатные Минеи, с анонимным каноном в честь этой мученицы (1-го гласа «Λγον τν συνναρχον» - Ταμεον. Ν 57. Σ. 46). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей последование А. не совершается, однако в афинской печатной Минее сохранился ямбический стих святой (Μηναον. Σεπτμβριος. Σ. 212). Иконография

http://pravenc.ru/text/63238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.). В гонение при имп. Максимиане комит Евтолмий, возвращавшийся из Понта после розыска и ареста христиан, в мест. Карпы приказал распять мч. Зотика и его учеников. Затем, прибыв в Никомидию и узнав, что градоправитель обращен ко Христу неким знатным человеком по имени А., комит взял их обоих вместе с др. верующими под стражу и повел во Фракию, где была имп. ставка. По пути в мест. Потам были умерщвлены мученики Зинон, Феопрепий и Акиндин, к-рые не могли из-за ран идти дальше, а в Халкидоне - мч. Севериан, проповедовавший там учение Христа. В г. Византий (буд. К-поль) А. со спутниками предстали перед судом. Их предали побоям и после мучений по имп. приказу усекли мечом в мест. Аммы близ Селимврии. Мощи А. находились в пригороде К-поля Кенополе, где при имп. Константине Великом был построен храм-мартирий; в нем, а также в ц. св. Феодоры в Ксирокерке торжественно отмечалась его память. Мч. Агафоник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Агафоник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент А. посвящены неск. житий и похвальных слов (в т. ч. написанные Анастасием Квестором и Филофеем , еп. Селимврийским). Канон святому написан св. Феофаном Начертанным . Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие включено под 22 авг. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 432). Гимнография В Типиконе Великой ц. (X в.) отмечена «страсть святого Агафоника и дружины его (Mateos. Typicon. T. 1. P. 380-381); упоминается А. и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского . Месяцесловы Студийского и Иерусалимского уставов регулярно фиксируют память А. В студийской слав. Минее (XII в. ГИМ. Син. 443. Л. 130-135) выписаны седален (отличный от помещенного в печатных Минеях), 3 стихиры (одна из них совпадает с печатными), канон (тот же, что в печатных). Мессинский Типикон (1131) отмечает, что 22 авг. «последование совершается по тому же чину, что и 17 августа» (Arranz. Typicon. P. 182).

http://pravenc.ru/text/63268.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЗА ЧУДОТВОРЕЦ, 150 ВОИНОВ и др. († ок. 305), мученики Исаврийские (пам. 19 или 20 нояб.). А. Ч., родом из Исаврии, был взят на военную службу при имп. Диоклетиане . Вскоре, оставив войско, он удалился в пустыню, где проводил время в посте и молитве. Пастухи выдали его местонахождение властям, и, чтобы привести А. Ч. на суд, за ним прислали 150 воинов, к-рых святой обратил ко Христу, найдя по дороге в безводном месте источник для утоления жажды, и убедил их отвести его к Диоклетиану. Император отослал их всех к эпарху Аквилину, к-рый казнил воинов, а А. Ч. приказал рвать железными когтями, затем подверг колесованию и истязанию в печи. Видя стойкость мученика, жена и дочь Аквилина уверовали во Христа и открыто исповедали свою веру, после чего Аквилин приказал обезглавить их вместе с А. Ч. Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. краткое житие вновь было переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие было включено в ВМЧ под 19 нояб. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 192-193). Существует также неизданное греч. житие А. Ч. (X в. Cod. Vat. Gr. 807. Fol. 173v - 179v). Гимнография Память святым зафиксирована в источниках к-польского происхождения - Типиконе Великой ц. (IX–XI вв.- Mateos. Typicon. Т. 1. P. 108-109), Минологии Василия II (кон. Х–нач. XI вв.), Петровом Синаксаре (XI в.) и нек-рых др. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 358). Служба А. Ч., не вошедшая в печатные Минеи, известна из греч. рукописи XI в. (Paris. Gr. 259), содержащей 2 канона - анонимный (1-го гласа, Αστρ φαειντατος τς Εκκλησας - Fol. 187v - 191), приписываемый С. Евстратиадисом гимнографу Василию, и Георгия (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, Τ φς τ πρσιτον.- Fol. 180v - 182). В совр. греч. афинской Минее по 6-й песне канона на утрене помещен ямбический стих А. Ч.

http://pravenc.ru/text/63650.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010