532 Е. А. Рыдзевская. Легенда о князе Владимире в саге об Олафе Трюггвасоне. – ТОДРЛ, т. II. М. – Л., 1935, стр. 5 – 20. 539 Н. Оглоблин. Письмо архиепископа Брунона к германскому императору Генриху II. Киев, 1873; лучшее немецк. изд.: W. Giesebrecht. Geschichte der deutschen Kaiserzeit, Bd. II. Braunschweig, 1885, S. 689 – 692. 540 ПВЛ, ч. 1, стр. 114, 121, 132; ПРП, вып. 1, стр. 79. Любопытно, что послом Ольги, жившей в Вышгороде, был человек, носивший эстонское имя Искусеви. 544 К. В. Кудряшов. Половецкая степь. – «Записки ВГО», т. 2 М., 1948 (Карта: Русские походные пути в Половецкую землю XII b.) 570 См. И. И. Малышевский . Евреи в Южной (России и Киеве в X – XIV bb. Киев, 1878, стр. 68 – 69; Г. М. Барац. Собрание трудов (по вопросу об еврейском элементе в памятниках древнерусской письменности, т. I, отдел второй. Париж, 1927, стр. 455 – 456. 585 НПЛ, стр. 40 – 41 (1193 г.); ср. ПСРЛ, т. II, стб. 370 (1148 г.) о решении веча привлечь часть духовных лиц к походу против Долгорукого. 588 ПСРЛ, т. XXV, стр. 73; т. I, вып. 2, стб. 352 – 353. Не случайно в сказании поход Андрея сопоставляется с мнимым доходом Мануила на арабов. Ср. Н. Н. Воронин. Сказание о победе «ад болгарами 1164 г. и праздник спаса. – «Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сборник статей к 70-летию академика М. Н. Тихомирова». М., 1963, стр. 88 – 92. 592 ГЛ, XVI, 2; XXVIII, 4; ср. E. Donnerm. Heinrich von Lettland und die Anfänge der Deutschherrschaft in Livland. – «Изв. АН Латв. ССР», 1959, (143), стр. 29. 593 Половецкая «Глебова чадь» и половчин Глеб (ПВЛ, ч. 2, стр. 447); «Василь половцин» (ПСРЛ, т. II, стб. 341 – 1147 г., ср. стб. 325 «полочанин»); ханы Глеб Тирьевич, Алак и Толгый Давыдовичи (ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 395 – 396 – 1185 г.); хан Роман Кзичь (ПСРЛ, т. II, стб. 644 – 1185 г.); половчин Лавор помог бежать Игорю (там же, стб. 650); хан Данило Кобякович (ПСРЛ, т. XXV, стр. 119 – 1223 г.) и т. п. 599 И. У. Будовниц. Борьба крестьян с монастырями на Руси в XIV – XVI bb. (по материалам «житий святых»). Рукопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шляпкин И. Русское поучение о перенесении мощей Николая чудотворца и его отношение к западным источникам//Памятники древней письменности. СПб., 1881. Вып. 10. С. 21. Книга хожений: Записки русских путешественников XI–XV вв. M.,1984. C. 74. Подробнее об этом см.: Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад (XI–XV вв.). М., 1970. С. 11 сл. Подробнее см.: Даркевич В. П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе (X–XIV вв.). М., 1966. Полное собрание русских летописей. M., 1962. T. 1. Стб. 411 (далее: ПСРЛ). Понырко Н. В. Эпистолярное наследие... С. 16. См.: Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. Прил. С. 142 (далее: РИБ). См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 43, 46, 53, 124–125, 146. См. там же. С. 154. См. там же. С. 151–153, 157–158, 160, 167–169, 179, 183. См. там же. С. 151, 168–169. Понырко Н. В. Эпистолярное наследие... С. 17. ПСРЛ. М., 1962. Т. 2. Стб. 387. Рогов А. И. Отражение в идеологической жизни славян разделения Церквей в 1054 г. (XI–XIII вв.)//Studia balcanica. София, 1991. T. 20. С. 88–90. Правда, автор повествования о крещении Владимира вложил в уста крестивших его греческих священников назидания в духе антилатинской полемической литературы: «Не преимай же учения от латын, их же учение развращено» (Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1. С. 79–80), но при описании контактов русских правителей с их западными соседями такие моменты отсутствуют. Пашуто В. Т. Внешняя политика... С. 332. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 667–668. Там же. Стб. 386. В этом месте летописи (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 452) наименование Стефана святым вложено в уста венгерского короля, но в дальнейшем изложении уже воевода Петр, посол Изяслава Волынского, говорит о кресте, который «привел Бог по своей милости к святому Степану» (Там же. Стб. 462). См. там же. Стб. 452–454. См.: Шайтан М. Э. Германия и Киев в XI в.//Летопись занятий Археографической комиссии. Л., 1927. Вып. 1 (34). См.: Грушевський М. С. Icmopiя Льbib, 1905. Т. 2. С. 485.

http://sedmitza.ru/lib/text/442943/

112 Булычев А. А. История одной политической кампании XVII âåêà. Çàêîíîäательные акты второй половины 1620-х годов о запрете свободного распространения “литовских” печатных и рукописных книг в России. М., 2004. С. 96. 113 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время Патриаршества Иосифа. Изд. 2. Сергиев Посад, 1913. С. 10. 114 Поздеева И. В.; Ерофеева В. И.; Шитова Г. М. Кириллические издания. XVI–1641 ãîä. Íàõîäêè àðõåîãðàôè÷åñêèõ ýêñïåäèöèé 1971–1993 ãîäîâ, ïîñòупившие в научную библиотеку Московского университета. М., 2000. С. 201, 206, 215, 230, 263; Московские кирилловские издания XVI– XVII ââ. â ñîáðàíиях РГАДА. Каталог. Вып. 1: 1566–1625. М., 1996. С. 73. 115 В 1637 году согласно приговору с людей Патриарха и прочего духовенства “по крымским вестем” мобилизовывались “даточные люди”. — АИ. Т. 3: 1613–1645. СПб., 1851. С. 352–353; РИБ. Т. 35: Архив П. М. Строева. Т. 2. Пг., 1917. Стб. 958–959. 116 Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 317. Однако Н. Абрамов, называя данную дату хиротонии владыки Герасима, говорит, что его рукоположил Патриарх Иосиф; см. Абрамов Н. Герасим Кремлев, четвертый архиепископ Сибирский и Тобольский: 1640–1645//Странник. СПб., 1866. 8. С. 50. 117 Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. 1: Биография Арсения Суханова. М., 1891. С. 155–156. Прим. 140. 118 Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997. С. 41, 85; Архимандрит Макарий. Погребения Всероссийских Патриархов//Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 139. 119 ПСРЛ. Т. 33. Л., 1977. С. 173. Известны материальные затраты на помин души скончавшегося Патриарха Иоасафа I: изготовление доски на гробницу Патриарха — 10 алтын; см. Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т. 1. М., 1884. Стб. 1051. “И всего на погребение св. Иоасафа Патриарха Московского и всеа Русии, 500 руб. 12 алтын дано”. — Там же. Стб. 1054. За каменный гроб, в котором был погребен Патриарх, было уплачено 12 рублей (Там же). На гробницу Патриарху был сделан киот, в который были поставлены образа — 2 руб. 16 алт. 4 деньги (Там же). 859 рублей было роздано на сорокоуст по Патриархе (Там же. Стб. 1055). Из покоев тело Патриарха Иоасафа выносили в дубовом гробе, за который уплатили 2 руб. (Там же. Стб. 1056). 6 мая 151 года царь дал по Патриархе Иоасафе 200 рублей (Там же. Стб. 1057).

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

под 1210 г. (ПСРЛ. Т. 7. С. 117; Т. 10. С. 62). Дата кончины указана в Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 444–445). 1041 Был поставлен, по сведениям Лаврентьевской лет. 06.01.1224 (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 447). Принимая поправку на мартовский стиль, дата поставления – 06.01.1225. 1042 Прибыл на Русь, по Воскресенской и Софийской второй лет., в 1237 г. (в Никоновской лет. – в 1236 г.) (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 288; Т. 7. С. 139; Т. 10. С. 104). Дальнейшая судьба неизвестна. 1043 О Иоасафе, епископе Холмском (или Угровском), в Ипатьевской лет. записано: «...Асафъ Воугровьскъуи иже скочи на столъ митрофоличь и за то сврженъ бъусть стола своего и переведена бьусть пискоупьв во Холмъ». («... Иоасаф Угровский, который занял престол митрополичий и за это был свержен со своей кафедры и переведен был епископом в Холм».) (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 739–740). Летопись это событие относит к 1223 г., но представляется более верной датировка – 1240–1244 гг., время смуты после татаро-монгольского разгрома и междупатриаршества в Никее (где поставлялись митрополиты из-за захвата Константинополя крестоносцами), т. к. самовольный захват митрополичьей кафедры явился бы вопиющим нарушением церковных канонов, что в относительно стабильный домонгольский период было почти невозможно, ибо вызвало бы значительную смуту, данных о которой не имеется. Летописную датировку следует признать сомнительной. 1044 Епископ Холмский, нареченный. В Ипатьевской лет. под 1243 г. упоминается как митрополит (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 794). 1045 По Ипатьевской лет. отправился на поставление в 1250 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 808). Упоминается в 1250 г. в Суздале и в 1251 г. в Новгороде (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 472). Упоминается в Никоновской лет. под 1263 г. при похоронах Св. князя Александра Невского (ПСРЛ. Т. 10. С. 143). Вторая дата – дата кончины, по Новгородской Первой лет. (ПСРЛ. Т. 3. С. 324). В приложении к монографии Я. Н. Щапова со ссылкой на граффити Киевского Софийского собора уточняется, что митрополит скончался 27.11.1281, а 06.12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

122 . Сопиков В. С. Опыт российской библиографии, или полный словарь сочинений и переводов, напечатанных на славянском и российском языках от начала заведения типографии до 1813 г. СПб., 1813. Ч. 1: [Славянские книги]. 123 . Софийский временник, или Русская летопись с 862 по 1534 г./Изд. П. Строев. М., 1820–1821. 2 ч. 124 . Срезневский И. И. Обозрение глаголических памятников/Изв. Имп. Археолог, общества. 1861. Т. 3. Вып. 1. Стб. 1– 18. Вып. 3. Стб. 185–198. Вып. 6. Стб. 437–457; 1862. Т. 4. Вып. 1. Стб. 1–16. Вып. 2. Стб. 93–114. Вып. 3. Стб. 197–201; 1863. Т. 5. Вып. 1. Стб. 1–11. 125 . Срезневский И. И. Сведения о малоизвестных и неизвестных памятниках/Зап. Имп. АН. 1864. Т. 6. Кн. 2. С. 93–111; 1867. Т. 11. Приложение 2. 126 . Строев П. М. Обстоятельное описание старопечатных книг славянских и российских, хранящихся в библиотеке тайного советника, сенатора... графа Федора Андреевича Толстова. М., 1829. 127 . Строев П. М. О византийском источнике Нестора (Георгии Амартоле)/Труды и летописи Общества истории и древностей российских. М., 1828. Ч. 4. Кн. 1. С. 167–183. 128 . Сухомлинов М. И. О древней русской летописи как памятнике литературном. СПб., 1856. 129 . Татищев В. Н. История российская с самых древнейших времен. [М.], 1768–1784. 4 130 . Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. 131 . Устав для генуэзских колоний в Черном море, изданный в Генуе в 1449 г./Пер., предисл. и примеч. В. Юргевича/Зап. Одес. общества истории и древностей. 1863. Т. 5. С. 629–837. 132 . Федотов А. Ф. Руссы, в 866 г. напавшие на Константинополь, точно ли были руссы киевские, как сказано в наших летописях/Труды и летописи Общества истории и древностей российских. М., 1830 Ч. 5. Кн. 1. С. 7–52. 133 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859. 3 т. 134 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Святые южных славян: Опыт описания жизни их. Чернигов, 1865. 2 т. 135 . Хронограф Георгия Амартола: Греческий подлинник/Изд. Э. Г. фон Муральтом. СПб., 1859/Учен. зап. Имп. АН Отд-ния рус. яз. и словесности. 1861. Кн. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Во Введенском храме поставлен новый иконостас, отреставрирован Казанский храм, восстановлена часовня с колодцем. С 2018 г. П.-З. Ф. м. возглавляет игум. Даниила (Севериненко). К 2019 г. в обители проживают 20 сестер. Насельницы читают неусыпаемую Псалтирь, пекут просфоры, занимаются рукоделием. Имеется подсобное хозяйство. В мон-ре почитается как чудотворная литографированная копия Андроникового образа Божией Матери, хранятся частицы мощей вмч. Феодора Стратилата, свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского и др., Служебник и напрестольное Евангелие сщмч. Николая Дунаева. С 2016 г., после образования Переславской и Углической епархии, на территории П.-З. Ф. м. располагается здание Переславского епархиального управления. Арх.: Архив СПбФИРИ РАН. Кол. 115. 170; РГАДА. Ф. 281. ГКЭ Переславль-Залесский. 162/8886, 173/8897, 181/8905, 194/8918, 221/8945, 229/8953, 289/9013, 292/9016; РНБ ОР. Ф. 532. Оп. 1. 85. Ист.: ААЭ. Т. 1. 259. С. 285-286; Т. 3. 212. С. 310-311; АИ. Т. 1. 165. Стб. 315-318; Т. 2. 237. Стб. 279; Т. 5. 234. Стб. 424-425; АЮБДР. Т. 3. 362. Стб. 435-437; Иванов П. [И.] Описание Гос. архива старых дел. М., 1850. С. 234-236; Переславль-Залесский: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1884. С. 12, 13, 40; РИБ. Т. 32. 216. Стб. 440-442; 336. Стб. 651; Косаткин В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 292-293; Шумаков С. А. Губные и земские грамоты Московского гос-ва. М., 1895. С. 28; он же. Обзор «Грамот Коллегии экономии». М., 1917. Вып. 4: Кострома «съ товарищи» и Переславль-Залесский. 941. С. 306-307; 1019. С. 351; 1089. С. 389-390; 1259-1260. С. 454; 1518. С. 550; Наместничьи, губные и земские уставные грамоты Московского гос-ва. М., 1909. С. 130-133; Федотова М. А. К вопросу о Житии Никиты Столпника Переяславского//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 376-383; Мазур Л. Д. Переславль Залесский в XVII ст.: Опыт ист.-градостроительного анализа: (С прил. Переписной книги 1677 г. С. Т. Салтыкова и подьячего Я. Шарапова). М., 2012.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

«Оплакивание». Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. «Оплакивание». Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Остальные сохранные фрески и их фрагменты относятся к житийному циклу небесного патрона храма - вмч. Пантелеимона. На вост. стене - «Мучение железом и огнем», в юж. части верхнего регистра и ниже - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от казни на колесе». На юж. стене в вост. части верхнего регистра - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от утопления в море», в нижнем регистре - «Святые Ермолай, Ермипп и Ермократ перед императором» и их «Усекновение мечом и погребение». На сев. стене в зап. части нижнего регистра - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от казни мечом», в вост. части верхнего регистра - «Усекновение вмч. Пантелеимона мечом», ниже - «Погребение вмч. Пантелеимона». Благодаря сохранившимся надписям, а в случае их утраты - по характерным внешним признакам идентифицируются следующие образы святых: в жертвеннике - епископы Модест, Спиридон, Антипа, Елевферий, Парфений, Ахиллий, Поликарп; в диаконнике - святые целители Кир и Иоанн, Косма и Дамиан, Ермолай, а также Сампсон Странноприимец на зап. стене прохода из диаконника в алтарь; в сев. рукаве креста на сев. стене - святые гимнографы Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Феофан Начертанный, Иосиф Сицилийский; в юж. рукаве на юж. стене - преподобные Антоний Великий, Павел Фивейский, Евфимий Великий, Савва Освященный, на зап. стене - Арсений Великий и Ефрем Сирин; в зап. рукаве креста на сев. стене - святые воины Феодор Тирон, Феодор Стратилат и Прокопий, на юж. стене - Георгий, Димитрий, Нестор, на зап. стене к югу от выхода в нартекс - Артемий и Никита; в сев.-зап. компартименте - мученики Авксентий, Евгений, Евстратий, Мардарий и Орест Севастийские, Мина, Виктор, диак. Викентий и еп. Валерий, Трифон, Мамант и Власий (все трое с пастушескими посохами, последний - еще и с животным на руках), а также некий св. Александр. На иконографическую программу росписи оказал влияние богословский спор сер.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

Георгия о змие. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. Кон. XIII в. Чудо вмч. Георгия о змие. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. Кон. XIII в. Считалось, что после поражения при Манцикерте в 1071 г. в К. прекратились росписи христ. храмов. Так, Жерфаньон датировал все каппадокийские храмы до посл. четв. XI в. Однако, уже ему были известны церкви, росписи к-рых по надписям могут быть отнесены к XIII в. Завоевание турками-сельджуками не означало прекращения создания визант. росписей в К. после XI в. и в поздневизант. время, вплоть до захвата османами К-поля в 1453 г. Христианское население К. имело в ислам. гос-ве религ. права, культурную независимость и духовно принадлежало к Византийской империи. Эти духовные связи многократно подтверждаются документально. Так, в надписи в Кыркдамалты-килисеси вблизи Белисырмы упоминается не только правящий султан Масуд II (1282-1304), но и визант. имп. Андроник II Палеолог (1282-1328). Оба имени правителей приведены также рядом в надгробной надписи из мон-ря Акманастыр близ Коньи, где, кроме того, упомянут патриарх Григорий II, что позволяет довольно точно датировать эту надпись 1288/89 г. Тамара. Фрагмент ктиторской композиции. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. 1282–1304 гг. Тамара. Фрагмент ктиторской композиции. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. 1282–1304 гг. Кыркдамалты-килисеси («Церковь под 40 стойлами», освящена во имя вмч. Георгия Победоносца, кон. XIII в.) находится на левой стороне ущелья долины Ыхлара. Первоначальное посвящение вмч. Георгию и дата росписи известны из посвятительной надписи. Церковь имела погребальное назначение, о чем свидетельствуют многочисленные гробницы в полу и аркосолии; это следует и из граффити, оставленных на фресках. На сводах заметны следы копоти. Снаружи перед входом в церковь фрагментарно сохранилась фреска в нише с композицией «Чудо вмч. Георгия о змие». Святой сидит на белом коне, хвост к-рого завязан причудливым узлом, а под копытами в обе стороны изогнулся 2-головый змей.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

В том же кресте повыше подножия вторый ковчег сребрянный золоченый; в нем часть самаго же Древа Креста Господня, весом шестьдесят пять золотников». Оба ковчега со святынями не сохранились. В документе перечисляются также 14 серебряных звезд с частями камней: «пещеры, где родился Господь»; «пещеры, где постился Господь»; Гроба Пресв. Богородицы; пещеры, где св. Иоанн Предтеча скрывался от Ирода; «пещеры, идеже молился Иоанн Предтеча»; «трапезы, на ней же угости Авраам Святую Троицу»; «жезла Моисеева, им же пресече Чермное море»; 7 камней без подписи. 97 частиц мощей (в наст. время - 94) названы в порядке их расположения на К. к. («с возглавия Креста, от левой руки к правой»): вмч. Георгия, мч. Христофора, мч. Трифона, мч. Прокопия, вмч. Димитрия, вмч. Никиты, вмч. Меркурия, вмч. Пантелеимона, мч. Анастасия, прор. Даниила, равноап. царя Константина, евангелиста Матфея, ап. Андрея, св. Иоанна Предтечи, ап. Павла, вмч. Иакова Перского, сщмч. Елевферия (по надписи сщмч. Еферия, еп. Херсонесского), свт. Ионы Московского, вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Киприана, прп. Алексия, человека Божия, свт. Нектария К-польского, мч. Агафоника (в наст. время свт. Афиногена), свт. Петра Московского, сщмч. Климента Анкирского, сщмч. Петра Александрийского, сщмч. Василия Анкирского (в наст. время свт. Василия Великого), свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, ап. Тита, ап. Фомы, ап. Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, евангелиста Марка, ап. Иакова, брата Господня, прав. Лазаря, ап. Тимофея, евангелиста Луки, ап. Иоанна Зеведеева (по надписи ап. Иакова Зеведеева), свт. Григория Богослова, свт. Василия Великого (в наст. время сщмч. Василия Анкирского), свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Епифания Кипрского, сщмч. Акепсима, прп. Андрея Критского, свт. Григория Паламы, сщмч. Ермолая, сщмч. Афиногена, свт. Филиппа Московского, вмч. Феодора Тирона, свт. Гурия Казанского, свт. Алексия Московского, мч. Евстратия, мч. Каллиника, мч. Кирика, мч.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

верблюдов среди проч. имущества (местное предание о перенесении церкви И. из Каллина в Эль-Баяху). Похожую иконографию имеет икона И. XVIII в. в ц. Пресв. Богородицы в квартале Харат-Зувайла в Каире ( Atalla N. S. Coptic Icons. Cairo, 1986. P. 52-53, 58-59). На ней мученик представлен на белом коне с копьем (без змея); дополнительно включено изображение церкви с людьми внутри. Вмч. Исхирион. Икона. Иконописец И. ан-Насих. 1767 г. (ц. вмч. Меркурия в Ст. Каире) В ц. вмч. Меркурия в Ст. Каире находится икона И., написанная в 1767 г. копт. иконописцем Ибрагимом ан-Насихом. На ней И. представлен в виде всадника, поражающего копьем змея. Вместе с И. на коне сидит мальчик в тур. одежде, с шапочкой на голове, в руке у него богато украшенный кофейник и салфетка. Образ мальчика, восседающего на коне рядом со святым, возник под влиянием иконографии вмч. Георгия Победоносца (существует версия о связи с иконографией вмч. Феодора Стратилата - Meinardus. 2000. P. 85). Одна из легенд о «мальчике, подносящем кофе» (см.: Rice D. T. The Accompanied St. George//CIEB, 6. 1951. Vol. 2. P. 383-386) называет его христ. юношей Панкратием, схваченным сарацинами в Пафлагонии или на о-ве Лесбос и чудесным образом освобожденным вмч. Георгием. Эта легенда повлияла на иконографию вмч. Георгия у народов Ближ. Востока в период османского владычества ( Aufhauser J. В. Das Drachenwunder des hl. Georg in der griechischen und lateinischen Überlieferung. Lpz., 1911. S. 3-4; Meinardus. 2000. P. 87). Затем этот образ перешел в иконографию др. мучеников (вмч. Димитрия Солунского, который спасает из мусульм. плена еп. Киприана; сир. мч. Веенама (Бехнама); эфиоп. мон. Габра Манфас Кеддуса, восседающего с мальчиком на петухе, возносящемся на небеса). По мнению О. Майнардуса, распространение образа всадника в вост. иконографии имеет социальную подоплеку. Оно было реакцией на запрет представителям неислам. населения (см. Зиммии ) ездить верхом на лошадях. Кроме того, с кон. XIV в. мусульмане часто отнимали у коптов сыновей и принудительно обращали их в ислам, готовя из них янычар. Поэтому христиане старались женить сыновей сразу по достижении канонического возраста (12 лет), т. к. мальчик, к-рый состоял в браке, уже не мог быть взят на военную службу. Т. о., тема спасения христ. мальчика от змея, олицетворявшего власть мусульман, получила отражение в копт. иконографии XVIII в. ( Meinardus. 2000. P. 93-94).

http://pravenc.ru/text/1237701.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010