В тексте Вычегодско-Вымской (Мисаило-Евтихиевской) летописи сохранилось прямое указание на то, что М. контролировал составление летописей. В статье 1619 г. сообщается, что после смерти священников Мисаила и Евтихия «владыко Макарий Вологоцкий и Великопермский писати не велел малым попам и причтовым людем ни по что» (Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Историко-филологический сб. Коми филиала АН СССР. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 271). Д. С. Бабкин атрибутировал М. 1-е рус. пособие по теории красноречия («Книги суть риторики двои потонку в вопросех списаны…»). Однако единственным основанием для такой атрибуции была писцовая запись на списке «Риторики» (РГБ. Унд. 874): «написася в лето 7131 февраля в 8 день с книги преосвященного митрополита Макария богоспасаемых градов Великого Новаграда и Великих Лук. Подажь ему, Христе, во общую ползю непобедимыя Ти десница помощь. Аминь» ( Бабкин. 1951. С. 343). Остальные аргументы в пользу М. как автора этой книги не подтвердили исследования редакций текста и почерковедческая экспертиза (см.: Аннушкин, Буланина. 1993. С. 318-321). К наст. времени автор «Риторики» не установлен. Перед смертью М. сделал вклад в 50 р. на вечное поминание в Троице-Сергиев мон-рь ( Кириченко Л. А., Николаева С. В. Кормовая книга Троице-Сергиева мон-ря 1674 г.: Исслед. и публикация. М., 2008. С. 240 (л. 262)). Согласно «Описанию новгородской святыни» времени правления митр. Новгородского Киприана (Старорусенкова) (1626-1634), М. был похоронен в зап. притворе («Корсунской паперти») новгородского Софийского собора ( Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церковная традиция и ист. критика. М., 1988. С. 143, 148-149, 150, 193, 195, 218; ср.: НовгорЛет. 1879. С. 373 («у Софии в притворе»); С. 457 (ошибочное указание на Мартириевскую паперть как место погребения М.)). Арх.: НИОР СПбИИ РАН. Ф. 171. Пер. 1. 19, 25. Ист.:ДРВ. 1788. Ч. 6. С. 127, 131; ААЭ. Т. 3. 127. С. 179-182; 330. С. 483-485; АЮ. 1838. 390. С. 414-415; АИ. Т. 3. 142. С. 232; ПСРЛ. 1841. Т. 3. С. 273, 304; 1910. Т. 14. Ч. 1. С. 148; Дворцовые разряды. СПб., 1850. Т. 1. Стб. 395, 403; Суворов Н. О вторичном присоединении Двины, Ваги и Каргополя от Новгородской к Вологодской епархии в нач. XVII в.//Вологодские ГВ. 1862. 28. Ч. неофиц. С. 114-115; РИБ. Т. 2. 258. Стб. 1101-1103; 259. Стб. 1103-1104; 260. Стб. 1105-1106; 261. Стб. 1106-1107; 262. Стб. 1107-1108; 263. Стб. 1108-1110; 264. Стб. 1110; 265. Стб. 1111-1112; 266. Стб. 1112; НовгорЛет. 1879. С. 443, 444; Курдюмов М. Г. Описание актов, хранящихся в архиве имп. Археографической комиссии//ЛЗАК за 1904 г. СПб., 1907. Вып. 17. С. 386; он же. То же: Коллекция П. И. Савваитова//ЛЗАК за 1914 г. Пг., 1915. Вып. 27. С. 9-10; Акты, относящиеся к истории земских соборов/Сост.: Ю. В. Готье. М., 1909. 8. С. 24.

http://pravenc.ru/text/2561428.html

20 дек. 1924 г. был арестован вместе с большой группой лаврских монахов по делу о сокрытии церковных ценностей; освобожден 13 апр. 1925 г. под подписку о невыезде. С 1926 г. наместник Киево-Печерского мон-ря, одновременно служил в церкви в с. Совки (ныне в черте Киева), а после ее закрытия в 1929 г.- в ц. арх. Михаила в с. Будаевка близ Киева. В 1-й пол. 1933 г. был снова арестован; во время обыска в его комнате были изъяты рукописные материалы - переписка и, возможно муз. сочинения и записи церковных песнопений. 20 мая 1933 г. был освобожден под подписку о невыезде. Во 2-й пол. 30-х гг. И.- священник без прихода. В 3-й раз был арестован 13 июля 1938 г. по делу о контрреволюционной агитации; против него были составлены показания «бывших прихожан» и «свидетелей» с заверениями в призывах И. «быть твердыми в вере», «выступать против закрытия церквей и требовать открытия ранее закрытых церквей и охранять христианскую веру». 7 сент. 1938 г. И. признал себя виновным, 29 окт. ему был вынесен приговор: ссылка в Казахстан сроком на 5 лет, считая с момента заключения под стражу. Далее сведения об И. отсутствуют. Биографические данные об И., хранящиеся в ЦГИАК и в ЦДАГОУ, были найдены и впервые опубликованы Л. П. Рылковой. Муз. соч.: Ектения мирная, «С нами Бог», «Отче наш»: Для смеш. хора. М.; Лпц.: [П. Юргенсон, б. г.]. Соч.: История Киево-печерскаго лаврского роспева//РМГ. 1907. 3. Стб. 99-102; Чинопоследование «Пассии»: Ист. очерк и порядок ее. К., 1909, 19112. Лит.: Лисицын М., свящ. Упадок Киево-Печерскаго роспева//Совр. театр и музыка. 1903. 13; он же. Еще о пении в Киево-Печерской Лавре: (Письмо в редакцию)//РМГ. 1903. 37. Стб. 834-839; он же. Имеющему уши…: (Ответ г. В. П.)//Там же. 1904. 8. Стб. 208-209; 9. Стб. 235-237; В. П. [Петр В. И.]. О современном состоянии церк. пения в Киево-Печерской лавре//Там же. 1903. 27/28. Стб. 631-642 [ответ на ст. свящ. М. Лисицына «Упадок Киево-Печерскаго роспева»]; 45. Стб. 1087-1092; 46. Стб. 1119-1124 [возражение Лисицыну]; Компанейский Н. И. Церк. пение в Киеве//Там же. 1904. 40. Стб. 877-878; Балабан М. Киев (корреспонденция): [Рец.]//Там же 1907. 7. Стб. 207-208 [И. как регент митрополичьего хора]; N. Нам пишут из Киева: [Рец. на концерт хора под управлением И.]//Там же. 1909. 12. Стб. 345; Рылкова Л. П. Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за Православную веру в XX ст. К., 2008. С. 126-128.

http://pravenc.ru/text/200129.html

Стб. 326; Кельсиев В. И.//Там же. Стб. 386-390; Керженец//Там же. Стб. 519-526; Кладбища раскольнические//Там же. Т. 11. Стб. 21-29; Московские трезвенники//Сб. речей о трезвенническом движении, произ. в собраниях ЦК «Союза 17 октября» в Москве и Петербурге 5, 6, 13 и 14 мая 1913 г. М., 1913. С. 10-25; Канонизация// Гранат. 1914. Т. 23. Стб. 313-316; Каноник//Там же. Стб. 316; Каноническое право//Там же. Стб. 318-319; Канон//Там же. Стб. 318-323; Консистория//Там же. М., 1916. Т. 25. Стб. 51-54; Кормчая книга//Там же. Стб. 217-219; О найденных в собр. гр. А. С. Уварова двух старообр. портретах//Слово Церкви. 1916. 19. С. 443-444; [Стихи]//Поэзия узников ГУЛАГа: Антология/Под общ. ред. А. Н. Яковлева; сост.: С. С. Виленский. М., 2005. Лит.: Правила и программы учеб. заведений В. В. Кузьмина и И. М. Громогласова в Москве. М., 1902; Перед Церковным Собором: [Сб.] М., 1906. С. 125-126, 321-322, 324, 332-334, 340-341, 355; Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий на 1907 г. СПб., 1907. С. 21; Покровский А. И. Магистерский диспут И. М. Громогласова//БВ. 1908. 12. С. 639-652; Попов Н. Беседа с проф. духовной академии И. М. Громогласовым//Церковь. 1908. 38. С. 1292-1294; Гидулянов П. В. [Рец. на кн.:] Громогласов И. М. Определение брака в Кормчей...//ВВ. 1909. Т. 15. Вып. 1. С. 153-166; Магистерские диспуты И. М. Громогласова и Д. Г. Коновалова: [Дис.: «Определения брака в Кормчей» и «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве»]. М., 1909; Никодим (Милаш), еп. Отзыв о кн. Громогласова И. М. «Определения брака в Кормчей и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения». Серг. П., 1908. Вып. 1//БВ. 1909. Т. 3. 10. С. 355-359; Журналы заседаний Совета МДА за 1909 г. Серг. П., 1910. С. 457-479; Тихомиров П. В. В МДА//Голос Москвы. 1911. 2, 4 янв.; Замещение кафедры в духовной академии//Там же. 120, 27 мая; Увольнение проф. И. М. Громогласова//Рус. слово: Газ. 1911. 70; Антоний (Вадковский), митр. Отзыв по делу обвинения Громогласова в неблагонадежности//ИВ.

http://pravenc.ru/text/389319.html

Т. 14 [«Новый летописец»]; РИБ. 19092. Т. 132; ЦВед. 1912. 7. Стб. 233; 8. Стб. 275, 327; 9. Стб. 351; 10. Стб. 409; 12/13. Стб. 493; 1913. 14. Стб. 655-658; 15/16. Стб. 143-150; 21. Стб. 931-936, 961-975 [репортажи о торжествах прославления Е.]; БЛДР. 2006. Т. 14. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 131-133; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском гос-ве XVI-XVII вв. СПб., 1889; он же. О происхождении патр. Гермогена// Он же. Статьи по рус. истории. СПб., 1903; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 128-129; Лебедев Е. М. Спасский мон-рь в Казани: Ист. описание. Каз., 1895; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 168-173; Глаголев Д. М. Краткая заметка на мнение С. Ф. Платонова о происхождении патр. Гермогена//РА. 1901. Кн. 3. Вып. 9; он же. Святейший патр. Ермоген//Там же. 1902. Кн. 3. Вып. 10; он же. Род вел. господина свят. Ермогена//Там же. Кн. 2. Вып. 8; Васенко П. Г. Новые данные для характеристики патр. Гермогена//ЖМНП. 1901. 7; он же. Патр. Гермоген. Н. Новг., 1909; Покровский И. М. Гермоген, митр. Казанский и Астраханский, а затем патриарх Всероссийский, и его заслуги для Казани//ПС. 1907. Ч. 1. 3. С. 329-350; Успенский Д. И. Страдальцы за Русскую землю: Патр. Гермоген и троицкий архим. Дионисий. М., 1911; Кедров С. И. Жизнеописание свят. Гермогена, патр. Московского и всея России. М., 1912; Назаревский В. В. Святейший патр. Гермоген. М., 1912; Сухотин Л. М. К вопросу о причастности патр. Гермогена и кн. Дмитрия Пожарского к делу Первого ополчения//Сб. ст. в честь М. К. Любавского. Пг., 1917; Дробленкова Н. Ф. Гермоген//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 153-163 [Библиогр.]; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. Отд. 1 (по указ.); Богданов А. П. Русские патриархи, 1589-1700. М., 1999. Т. 1. С. 199-247; Флоря Б. Н. Польско-литовская интервенция в России и рус. об-во. М., 2005; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 50-57. В. Г. Вовина-Лебедева Иконография Сщмч. Ермоген. Миниатбра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. F.IV.764. Л. 103) Сщмч.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Самый большой мощевик в форме ковчега содержит крест с Животворящим Древом, украшенный драгоценными камнями,- дар имп. Андроника II Палеолога, а также барельефные изображения святых, держащих в объятиях частицы мощей: свт. Иоанна Милостивого, мч. Елевферия, вмч. Феодора Тирона, равноап. Марии Магдалины, свт. Модеста, вмц. Марины, свт. Василия Амасийского, мц. Параскевы, вмч. Пантелеимона, мч. Трифона, вмч. Евстафия Плакиды и вмч. Артемия (мастер Иоанн Смирнский, 1806). Им же выполнен и кивот с мощами прмч. Стефана Нового, вмч. Феодора Тирона, прп. Герасима, мц. Иулитты, сщмч. Антипы, вмч. Пантелеимона, свт. Иоанна Златоуста, вмч. Никиты и сщмч. Власия. Золотой крест с частью Животворящего Древа, вклад молдав. господаря Александру Лэпушняну, украшенный рубинами, хранится в ковчеге с мощами вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Харалампия, мч. Ермолая, вмч. Пантелеимона, мч. Трифона, вмч. Артемия и мц. Параскевы. Подобных мощевиков с крестами и частицами мощей еще 6, форму ковчега имеет мощевик с большой частью кожи прпмч. Стефана Нового. В Д. хранится плат, обагренный кровью вмч. Димитрия Солунского, подаренный господарем Александру Лэпушняну в 1560 г., упоминаемый в неск. источниках. Однако после того как мн. святыни Д. остались без драгоценных мощевиков, произошло их смешение, и в наст. время считается, что этот плат имеет отношение к мч. Роману, но в переписях 1921-1977 гг. присутствует приписка о том, что под платом была «найдена бумажка, где написано, что этот плат омочен в крови великомученика Димитрия». В мощевиках в форме руки хранятся десница с кожей мц. Параскевы и кость руки вмц. Марины, имя к-рой выгравировано по-гречески и по-славянски. В деревянном ковчеге, украшенном перламутровой инкрустацией, находится часть мраморной плиты, имеющей отношение к 1-му чуду св. архангелов: ей был прикрыт клад и ее же привязали на шею спасенному чудесным образом послушнику. В алтаре хранятся также мощи новомучеников Иакова Дохиарского, Иоанна и Герасима, часть главы равноап. Космы Этолийского и прп. Арсения Паросского. Часть мощей прп. Феофана, игум. Д., была получена от Веррийского еп. Софрония в 1927 г. Монастырский комплекс

http://pravenc.ru/text/180375.html

глава Никодима Святогорца; часть главы Феодора Стратилата; часть главы св. Иоанна Предтечи; мощи прп. Иоанна Кукузеля ( целиком); мощи  Прп.Акакия Нового Кавсокаливита ( за исключением главы); левая рука свт. Иоанна Златоуста; часть руки  ап. Луки; часть руки свт. Нектария Эгинского. . Частицы мощей: вмч. Меркурия; вмч. Прокопия; вмч. Артемия; ап. Андрея Первозванного; Ап. Луки; 40 Севастийских мучеников; первомуч. Стефана; свщч. Игнатия Богоносца; прп. Ефрема Сирина; свт. Иоанна Милостивого; свщч. Антипы; вмч. Никиты; сщмч. Елевферия; прав. Иоанна Русского; сщмч. Фоки; цел.и вмч. Пантелеимона; равноап. Константина и Елены; прп. Андроника; прп. Луки Элладского; прп.  Сампсона Странноприимца; сщмч. Харлампия; бесср. Космы и Дамиана; вмч. Евстафия; мч. Акиндина; вмч. Мины; сщмч. Ермолая; мч. Иакинфа; прмч. Стефана Нового; свт. Андрея , архиепископа Критского; прп. Даниила Столпника; первомц. Феклы; мучениц Нимфодоры, Иулитты, Параскевы и Анастасии.   Миро от мощей вмч. Димитрия; железный посох и наперсный крест неизвестного святого, который подвешивался за шею при помощи железного обруча.                         ВАТОПЕД:   Честной Пояс Богородицы; глава свт. Григория Богослова; глава свт. Андрея Критского; нога ап. Варфоломея; правая нога цел. и влм. Пантелеимона; большая кость руки мч. Трифона; чудовторная рука мц. Марины; крест императора Константина; крест-реликварий с частицей мощей Животворящего Древа Господня и мощами святых; трость от Страстей Господних; часть Честного Пояса Пресвятой Богородицы; перст Иоанна Предтечи; десница ап. Андрея; стопа ап. Варфоломея.   Честные главы: свт. Григория Богослова; свт. Иоанна Златоуста; вмч. Меркурия; вмч. Иакова   Персянина; основателей монастыря Николая и  Афанасия; новоявленного  чудотворца Евдокима; прп. Анапия; прп.Никодима; прп. Иоакима Папулакиса.     Частицы глав: пвмч. Стефана; свт. Модеста; мц. Пелагеи – девы; прмц. Феодосии Константинопольской; свмч.Харалампия; мучеников Сергия и Вакха; вмч. Фердора Стратилата; мч. Флора;

http://isihazm.ru/1/?id=1818

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 706—707; Т. 15. Стб. 230. Там же. Т. 1. Стб. 706, 707; см. также: Тихомиров ?. ?.Указ. соч. С. 303. Воронин ?. ?.Житие Леонтия ростовского и византийско-русские отношения второй половины XII в.//ВВ. М., 1963. Т. 23. С. 30. Голубинскии Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 334. Патерик. С. 76. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457. Воронин ?. ?.К вопросу о начале ростово-суздальского летописания//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 22. Приселков М. Д.Очерки. . . С. 139. О принадлежности Смоленска Владимиру Мономаху в это время см.: Алексеев Л. В.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 196—197. Рорре A.Panstwo i Kosciol. S. 180—181. Великие минеи четьи. Октябрь, 19—31. СПб., 1880. 29 октября. Стб. 2026—2027. Приселков М. Д.Очерки. С. 291, 309. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 445 (припоминание под 1222 г.); Т. 2. Стб. 228 (1096 г.). Приселков М. Д.Очерки. . . С. 309—310, 324. О принадлежности Смоленска Владимиру Мономаху в это время см.: Алексеев Л. В.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 196—197. Срезневский И. И.Древние памятники русского языка и письма. СПб., 1882. Стб. 39. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347. Последнее комментированное издание грамот Смоленской епископии: Российское законодательство X—XX вв., М., 1984. Т. I. С. 212—223. Исследование документов: Щапов Я. Н.Смоленский устав князя Ростислава Мстйславича//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 37—47; Он же.Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. С. 136—150; Поппэ А.Учредительная грамота Смоленской епископии//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 59—71; Рорре A.Fundacja biskupstwa smolenskiego//Przeglad historyczny. 1966. Т. 57, ?. 4. S. 538—557; Рорре А. D.Dziedzicena Rusi//Kwartalnik historyczny. 1967. Z. 1. S. 4—15; Алексеев Л. В.Устав Ростислава Смоленского 1136 г. и процесс феодализации Смоленской земли//Slowianie w dziejach Europy. Poznan, 1974. С. 85—113; Он же.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 20—25. «Том же лете поставлен бысть епископ Василиць Переяславлю, а другого Кузму поставиша епископом в Галич» (ПСРЛ. Т. 25. С. 63; см. также: СПб 1856. Т. 7. С. 66).

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

1055 М. К. Каргер. Раскопки и реставрационные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде. – СА, VIII, 1946, стр. 175. 1059 М. К. Каргер. Древний Киев, т. II. М. – Л., 1962, стр. 233; «Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вьп. 2, ч. 1. Изд. А. И. Пономарев. СПб., 1896, стр. 58 – 59. 1062 Проложное сказание сообщает о строительстве церкви Георгия на средства князя Ярослава («Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вып. 2, ч. 1, стр. 58 – 59). 1064 М. Д. Приселков. Указ. соч., стр. 191. Несторово житие Феодосия: «И тъгда преселися (Феодосий) от печеры с братиею на место то в лето 6570» («Киево-Печерський патерик», стор. 39). 1068 «Токмо остался двор манастырьскыи Печерьского манастыря и церкы, яже тамо есть святаго Дмитрея, юже бе дал Ефрем и с селы» (ПСРЛ, т. I, стб. 238; ПВЛ, ч. 1, стр. 169). 1072 Л. В. Черепнин. Из истории формирования класса феодально зависимого крестьянства. – ИЗ, 56, 1956, стр. 254. 1073 «Святое Богородицы володимерское золото и сребро взяста первый день, ключе полатнии церкавныя отъяста и городы ея и дани, что же бяшеть дал церкви той блаженный князь Андрей» (ПСРЛ, т. 1, стб. 375). После победы над этими князьями князь «Михалко же приеха Володимерю,... да (дал) городы святое Богородици, яже бе отъял Ярополк» (там же, стб. 377). 1074 Во время похода «за Киев» половцы «приехаша к Полному к святей Богородице граду к десятиньному, и к Семычю, и взяша села без утеча с людми, с мужи и с женами» (ПСРЛ, т. I, стб. 358. Ипатьевская летопись под 1172 г. – ПСРЛ, т. II, стб. 556). Князь Михалко Юрьевич с переяславскими воинами выгнал половцев из церковных владений, «и бысть помощь Христа честного и святое матере божьи Десятиньное Богородици, ея же бяхуть волости заяли, – добавляет летописец. – Да аще Бог не дасть в обиду человека проста, е[г]да начнуть его обидети, аже [тем более и] своее матере дому» (ПСРЛ, т. I, стб. 360 – 361; т. II, стб. 558 – 559). 1075 «Того же лета на зиму взяша татарове Мордовьскую землю и Муром пожгоша и по Клязме воеваша, и град святыя Богородици Гороховець пожгожа, а сами идоша в станы своя» (ПСРЛ, т. I, стб. 469 – 470. То же известие без указания названия города в Суздальской летописи – там же, стб. 523).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. С. 32. Там же. С. 45. Там же. С. 51 (1207/08 г.). Там же. С. 70 (1230 г.). Там же. С. 81. «Приидоша ис Чернигова Борис Негочевиц тысячкый, Михаил с братом... с князем Святославом Трубечьскым... и быша в Буици селе святого Георгия и оттоле въспятися назад князь Святослав в Русь... » (Там же. С. 280). ПРП. М.. 1953. Вып. 2. С. 108—109, 114. НПЛ. С. 72 (князь Федор, сын Ярослава Всеволодовича в 1234 г.), 79 (княгиня Феодосия, его мать, в 1244 г.); ПСРЛ. Л., 1925. Т. 5, вып. 1. С. 196 (князь Дмитрий Святославич в 1269 г.). Наименование Савватия архимандритом см.: НПЛ. С. 65. См. грамоту князя Изяслава Мстиславича Пантелеймонову монастырю: Корецкий В. И. Новый список грамоты великого князя Изяслава Мстиславича Новгородскому Пантелеймонову монастырю//ИА. 1955. 5. С. 204—207; Семенов А. И. Неизвестный Новгородский список грамоты князя Изяслава, данной Пантелеймонову монастырю//Новгородский исторический сборник. Новгород, 1959. Вып. 9. С. 247. О принадлежности Изяславу крестильного имени Пантелеймон см.: Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 65—66. Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 77. НПЛ. С. 50, 247. Там же. С. 238. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 416—417. Там же. Т. 2. Стб. 144. Летописец, правда, говорит, что Антоний «не име злата, ни сребра» (Там же. Стб. 148). Там же. Стб. 144. Там же. Стб. 145. Патерик. С. 13. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 144. Приселков М. Д. Очерки... С. 171. Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 39. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 173; Патерик. С. 7. «Сии бо Ярополк вда всю жизнь свою: Небльскую волость, и Деревьскую, и Лучьскую, и около Киева» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 492). Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1974. С. 77. Там же. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 493. Успенский сборник. С. 88. Киево-Печерський патерик. С. 57. Там же. С. 62. Там же. С. 65. Там же. С. 71. ГВНП. М.; Л., 1949. 81. С. 140. Фроянов И. Я. Церковно-монастырское землевладение и хозяйство на Руси XI—XII вв.//Проблемы общественной и всеобщей истории: Сб. статей. Л., 1973. Вып. 2. С. 89—90; Он же. Киевская Русь. С. 78—79; Аграрная история Северо-Запада России. Вторая половина XV—haчaлo XVI в. Л., 1971. С. 68, сн. 96; С. 85 (А. Л., Шапиро, Т. И. Осьминский).

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

Краткое житие А. Ц. переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. житие и память включены под 21 апр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 90). Гимнография Память А. Ц. зафиксирована в Типиконе Великой церкви (IX-X вв.), Минологии имп. Василия (Х в.) и во мн. др. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117, 119). В греч. рукописи Х. в. (Ath. Vatop. 1104. F. 145-147) сохранился не вошедший в печатные Минеи канон 2-го гласа Феофана Начертанного А. Ц. (Ταμεον. Р. 189, N 72). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей отдельное последование А. Ц. не совершается. А. Ц. упоминается в бденной службе (см. Знаки праздников месяцеслова ) вмч. Георгию Победоносцу. В Минее (МП) помещен особый тропарь А. Ц. «          », в греч.- по 6-й песне канона на утрене выписан ямбический стих. Иконография В визант. и древнерус. искусстве наряду с единоличными изображениями А. Ц. представлена в нек-рых сюжетах жития вмч. Георгия Победоносца, осуждение Георгия; исповедание веры А. Ц. перед имп. Диоклетианом - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (А. Ц. в хитоне и мафории); мученичество вмч. Георгия и А. Ц.- в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; обращение А. Ц. в христианство вмч. Георгием - на житийной иконе вмч. Георгия, нач. XVI в. из Успенского собора г. Дмитрова (ЦМиАР). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. Ц. упоминается в связи с усекновением главы вмч. Георгия: «Поодаль... царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу» (Ч. 3. § 21. 9). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. Ц. сказано: «Аки Екатерина, подобием такова». А. Ц. традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, часто с крестом в руке: среди святых жен в медальоне - в росписи Дионисия в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , 1502 г.; с вмц.

http://pravenc.ru/text/64452.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010