его останки перенесены в архиерейскую усыпальницу под Троицким кафедральным собором Пскова. Арх.: РГИА. Ф. 802. Оп. 16. Д. 495; Ф. 815. Оп. 14. Д. 159; Д. 737. Л. 131 об., 205; Оп. 11 - 1918 г. Д. 69. Л. 45-47. Соч.: Речь при наречении во еп. Балахнинского 1909 г. 23 сент.//ПрибЦВед. 1909. 41. С. 1920-1922; Речь 29 июля 1918 г.//Петрогр. ЦВ. 1918. 21. С. 3. Лит.: Геннадий (Туберозов), еп. Балахнинский, вик. Нижегородской епархии//Нижегородский церк.-обществ. вестн. 1909. 40. С. 919-920; Кондратьев Е. Добрый труд пастырский и плоды его: (Светлая страница из совр. жизни)//Изв. по С.-Петерб. епархии. 1909. 20. С. 10-14; ЦВед. 1909. 39. С. 353; 1914. 12. С. 96; 1917. 27. С. 177; ПрибЦВед. 1909. 40. С. 1896; 1912. 17. С. 726; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. К., 1913, 1993р. С. 1406; Обозрение Преосв. Геннадием, еп. Балахнинским, церквей 2-го округа Семеновского уезда//Нижегородский церк.-обществ. вестн. 1913. 5. Стб. 121-124; 7/8. Стб. 184-185; 11. Стб. 291-294; 13. Стб. 357-360; 17. Стб. 448-449; 18. Стб. 466-467; 20. Стб. 521-523; 21. Стб. 547-560; Обозрение… церквей с. Городца Балахнинского уезда//Там же. 1914. 3. Стб. 70-73; 4. Стб. 96-99; 6. Стб. 160-161; Прощание Преосв. Геннадия, еп. Нарвского, с паствою//Там же. 1914. 14/15. Стб. 382-390; Рус. паломник. 1914. 23. С. 371; Состав Свят. Правосл. Всерос. Синода и Рос. церк. иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 32-33; Коммунист. 1922. 17 авг. С. 3; Полоцкий. Маска сброшена//Псковский набат. 1922. 22 июня. С. 3; Черное духовенство//Там же. 12 авг. С. 1; Арест еп. Геннадия//Наш путь. Великие Луки. 1922. 18 авг. С. 3; Местный. Смиренный владыко, покажи свою истинную физиономию//Псковский набат. 1922. 10 дек. С. 2; ЦВед., изд. при Архиерейском Синоде РПЦЗ. 1923. 11/12. С. 11; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 291-292; Акты свт. Тихона. С. 968; Св.-Иоанновский ставропигиальный жен. мон-рь: История обители/Авт.-сост. М. В. Шкаровский. СПб., 1998. С. 381; Синодик СПб епархии. С. 12; Политбюро и церковь.

http://pravenc.ru/text/162098.html

В описи ризницы Софийского собора сохранились сведения об «устроении по повелению» М. «домовою казною» 3 архиерейских митр, украшенных драгоценными камнями, золотом и серебром (11 сент. 1654; 15 авг. 1655; 1 сент. 1656), и серебряной панагии (Опись архиерейской ризницы, находящейся в Софийском соборе, и имущества, оставшегося после смерти Иова, митр. Великого Новгорода и Великих Лук, 1716 г. февр. 8//ОДДС. Т. 1. С. XL, XLI, XLII, XLVI). После кончины тело М. находилось больше 3 месяцев в ц. Рождества Христова на Владычном дворе («на сенях»), «а говорили над ним Псалтирь священницы градские день и нощь»; лишь 22 февр. 1663 г. (НовгорЛет. С. 375-376, 458; 30 янв. 1663 - Тихомиров. 1940. С. 103) состоялось погребение М., которое провел Тверской архиеп. Иоасаф. М. был похоронен в притворе соборной ц. во имя св. вмч. Георгия Юрьева новгородского монастыря с правой стороны. Ист.: ААЭ. Т. 4. 69. С. 106-107; 97.II. С. 136-138; 133. С. 180-181; 332. С. 494; АЮ. 385.V. С. 406; АИ. Т. 4. 99. С. 242-243; 106. С. 249; ДАИ. Т. 3. 119.L. С. 480-481; Т. 4. 88. С. 227-228; Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 324; 1854. Доп. к Т. 3. Стб. 213-215, 219, 220, 222-224, 226, 235, 241; РИБ. 1878. Т. 5. 20. С. 40-41; 65. Стб. 170; 75. Стб. 195-197; 86. Стб. 223; 92. Стб. 275-276; 95. Стб. 278-281; 150. Стб. 373; 174. Стб. 452; 421. Стб. 1021-1022; Дело о патр. Никоне. СПб., 1897. 27. С. 109-111; Тихомиров М. Н. Новгородский хронограф XVII в.//НИС. 1940. Вып. 7. С. 68-114. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 36; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 7. C. 81, 105, 113, 129, 133, 308, 309, 313. И. А. Устинова Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2561430.html

Состоял членом Археографической комиссии, Церковно-археологического об-ва при Киевской ДС, почетным членом Археологического ин-та и мн. др. С окт. 1887 г. страдал нервным расстройством, в марте 1889 г. был уволен с должности. Последние дни жизни провел в лечебнице для душевнобольных на ст. Удельная. Соч.: Очерк жизни прот. И. И. Григоровича//Странник. 1861. 6. С. 303-339; Открытие Комиссии, высочайше утвержденной 6 дек. 1865 г. СПб., 1866; Обзор учреждения в России архиерейских правосл. кафедр и способов содержания их, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1866). СПб., 1866; Обзор общих законоположений о содержании правосл. приходского духовенства в России, со времени введения штатов по духовному ведомству, 1764-1863. СПб., 1867; Избрание Георгия Конисского во еп. Белоруссии//Странник. 1868. 3. С. 83-92; 50-летний юбилей служебной деятельности архиеп. Василия (Лужинского)//Голос: Газ. 1869. 235; Обзор учреждения в России правосл. мон-рей, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869; Степанов В. С. , Григорович Н. И. В память 100-летнего юбилея имп. военного ордена св. вмч. и Победоносца Георгия (1769-1869). СПб., 1869; [Архивы упраздненных судебных мест С.-Петербургской губ.]//Голос: Газ. 1871. 301; Канцлер князь А. А. Безбородко в связи с событиями его времени. СПб., 1879-1881. 2 т. (СбРИО; Т. 26, 29). Публ.: Автобиогр. показание Арсения Мацеевича//Осмнадцатый век. М., 1868. Кн. 2. С. 361-365; Имп. Николай I в Святейшем Синоде//РА. 1869. 5. Стб. 739-752; Ириней, архиеп. Псковский//Там же. 7/8. Стб. 1103-1126; Письмо кн. Антиоха Кантемира к архиеп. Феофану Прокоповичу о пасторе Мильярде//Там же. 9. Стб. 578-581; Из бумаг митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила//Там же. 10. Стб. 1569-1650; Анатолий Мелес, еп.: (Ист. очерк)//Там же. 1870. 4/5. Стб. 689-743; Письма (13 рескриптов) имп. Екатерины II к обер-прокурорам Святейшего Синода//Там же. Стб. 744-766; Азбучный указ. личных имен к ПСЗ за царствование имп. Павла I//Там же. 1873. 6. Прил. Стб. 1-124; Отзыв итальянца о гл. правительственных лицах во 2-ю пол. екатерининского царствования//Там же. 1875. 6. Стб. 113-125; Азбука гражданская с нравоучениями: Правлена рукою Петра Великого. СПб., 1877; Переписка и бумаги гр. Б. П. Шереметева: 1704-1722 гг. СПб., 1878. (СбРИО; Т. 25); Письма митр. Гавриила к архиеп. Амвросию//РА. 1895. 3. Стб. 289-312; 4 письма имп. Екатерины II к Димитрию (Сеченову), митр. Новгородскому (1763-1766)//Там же. 1896. 2. Стб. 196-202; Именные указы, объявленные Святейшему Синоду и непомещенные в ПСЗ//Там же. 1906. 1. Стб. 5-62.

http://pravenc.ru/text/168115.html

Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – кондак и икос сщмч. Ермогена, глас 6й; седален сщмч. Ермогена, глас 8й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен сщмч. Ермогена. «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: сщмч. Ермогена, глас 7й – 3 , и вмч. Феодора, глас 1й – 3 ; затем стих сщмч. Ермогена [«Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него» , или: «Честна пред Господем/смерть преподобных Его» , или: «Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются» , или: «В память вечную будет праведник,/от слуха зла не убоится» ;] и стихира сщмч. Ермогена, глас 7й: «Приидите, ублажим пастыря добраго…» (см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6й: «Священия дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4й: «Российския земли первопрестольниче…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». На часах – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки сщмч. Ермогена и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны сщмч. Ермогена, песнь 3я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

рукописях/Сост.: Э. Габидзашвили. Тб., 1991. С. 73-140 (на груз. яз.)), включены 3 его чуда, но отсутствуют мучения. В Грузии XI - рубежа XI и XII вв. известны 5 памятников, содержащих композицию «Чудо Георгия о змие» (Адиши, Икви, Бочорма, Вани и П.). В П. эта фреска занимает приалтарную часть сев. стены и воспринимается как главный сюжет всей росписи. Вмч. Георгий не убивает дракона: царевна уводит дракона в город. Фигуры в отличие от др. груз. изображений этого сюжета статичны: мастер изображает не событие, а скорее передает его суть, насыщая роспись значимыми деталями. Следующий сюжет - «Чудо с отроком, спасенным из плена» - находится в юж. части зап. стены и представлен как парный первому (так же в Адиши, Икви, Бочорме, Вани). Вмч. Георгий здесь также изображен в виде всадника, он везет юношу (юноша изображен дважды - на коне, за спиной вмч. Георгия, и в объятиях матери) родителям во время поминальной трапезы. В отличие от белого коня вмч. Георгия в предыдущей сцене в этой сцене вмч. Георгий показан на гнедом коне, что связано с аллюзией на традиционное для грузинской живописи изображение парных св. всадников, вмч. Георгия и вмч. Феодора, кони к-рых должны быть разной масти. На зап. участке юж. стены представлены 3-е чудо вмч. Георгия, «Чудо с сарацином», и 2 сцены мученичества вмч. Георгия, задуманные мастером как триптих, состоящий из 3 узких, вертикально трактованных симметричных композиций. «Чудо с сарацином», или «Чудо с пронзенным образом»,- одно из древнейших в житийном цикле святого и довольно редко встречающееся в изобразительном искусстве (в Грузии - только в Икви и в П.). В верхней части сцены помещен погрудный образ вмч. Георгия, обведенный фестонами с трилистниками; в нижней части изображены 3 воина: воины по бокам стреляют из луков в икону, средний, раненый воин изображен выронившим лук и упавшим. «Царапание вмч. Георгия» занимает центральную часть. Сцена «Колесование вмч. Георгия» симметрична сцене «Чудо с сарацином»: в верхней ее части изображен вмч.

http://pravenc.ru/text/2578631.html

Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос сщмч. Ермогена, глас 6-й; седален сщмч. Ермогена, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен сщмч. Ермогена. «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: сщмч. Ермогена, глас 7-й – 3 , и вмч. Феодора, глас 1-й – 3 ; затем стих сщмч. Ермогена [«Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него» , или: «Честна пред Господем/смерть преподобных Его» , или: «Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются» , или: «В память вечную будет праведник,/от слуха зла не убоится» ;] и стихира сщмч. Ермогена, глас 7-й: «Приидите, ублажим пастыря добраго...» (см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Священия дар...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Российския земли первопрестольниче...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки сщмч. Ермогена и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны сщмч. Ермогена, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

По исполнении стихир «Тебе слава подобает...» не произносится, но тотчас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры вмч. Феодора, глас 4-й (с припевами своими – 1-й: «Праведник, яко финикс процветет,/яко кедр, иже в Ливане, умножится», 2-й: «Насаждени в дому Господни,/во дворех Бога нашего процветут»). «Слава» вмч. Феодора, глас 8-й: «Страдальческим мужеством...», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими молитвы...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»). По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь и кондак вмч. Феодора. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны вмч. Феодора, песнь 3-я – 4 (со ирмосом 1-го канона), и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – вмч. Феодора (Триоди). Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы и вмч. Феодора. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143). Б. Повечерие великое без поклонов: По 1-м Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Российския земли первопрестольниче...»; тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

По исполнении стихир «Тебе слава подобает…» не произносится, но тотчас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры вмч. Феодора, глас 4й (с припевами своими – 1й: «Праведник, яко финикс процветет,/яко кедр, иже в Ливане, умножится», 2й: «Насаждени в дому Господни,/во дворех Бога нашего процветут»). «Слава» вмч. Феодора, глас 8й: «Страдальческим мужеством…», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими молитвы…» (см. прил. 2е, «В субботу утра»). По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». На часах – тропарь и кондак вмч. Феодора. Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны вмч. Феодора, песнь 3я – 4 (со ирмосом 1го канона), и песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – вмч. Феодора (Триоди). Апостол и Евангелие – субботы 1й седмицы и вмч. Феодора. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго . И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143). Б. Повечерие великое без поклонов: По 1м Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4й: «Российския земли первопрестольниче…»; тропарь вмч. Феодора, глас 2й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». По 2м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6й: «Помилуй нас, Господи…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Стб. 518-519). Этот же принцип вводился и относительно порядка ношения одежды и обуви (Там же. Стб. 524-525). Казначею предписывалось строго смотреть, чтобы никто из иноков не имел в своей келье ничего лишнего. Запрещалось брать к.-л. вещь или делать приписки в книгах без благословения настоятеля (Там же. Стб. 526-527). Оставались запреты беседовать на трапезе и вечером, выходить из монастыря без благословения настоятеля, приносить в обитель вино (Там же. Стб. 528-530, 542-543); не разрешалось приходить в обитель женщинам, запрещалось проживание в монастыре детей (Там же. Стб. 543-546). В 6-й и 7-й главах содержалось предписание обязательного участия всех монахов, кроме больных, в монастырских службах (Там же. Стб. 530-542). Рама с клеймами жития прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов. (ЦМиАР) Рама с клеймами жития прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов. (ЦМиАР) Прп. Иосиф Волоцкий. Подвесная пелена. 3-я четв.— кон. XVII в. (ГРМ) 10-я гл. получила особое название: «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцехъ, бывшихъ в монастырехъ, иже в Рустей земли сущихъ»; здесь обобщен опыт уставной и повседневной жизни русских: Троице-Сергиева, Кириллова Белозерского, Симонова, Саввина тверского, Андроникова, Чудова, Макариева Калязинского мон-рей, к-рые, по мысли автора, ничем не уступали мон-рям Афона. Главная идея «Отвещания...» - необходимость единодушия настоятеля и братии мон-ря. 11-я гл. посвящена обязанностям настоятеля (Там же. Стб. 563-566). 12-я гл. представляет собой краткий пересказ первых 9 глав Устава (Там же. Стб. 567-570). 14-я подчеркивает решающую роль соборных старцев в управлении мон-рем, в т. ч. в выборе настоятеля (Там же. Стб. 587-609). Здесь перечислены епитимии за нарушения монастырской дисциплины (Там же. Стб. 610-615). При составлении Устава И. использовал монастырские уставы преподобных Феодосия Печерского, Феодора Студита, правила прп. Афанасия Афонского , свт. Василия Великого, новеллы визант.

http://pravenc.ru/text/578410.html

165 (1071 г.), 199 (1089 г.), 257 (1106 г.); Иван Войтишич – стб. 284 (1116 г.), 292 (1128 г.) – он служил Мономаху и его сыновьям; заняв Киев, Игорь Ольгович сказал Улебу и Ивану: «како еста была у брата моего, така же будете у мене», – стб. 324 (1146 г.), однако они предпочли служить Изяславу; Шварн – стб. 335 (1146 г.), 425 (1151 г.), 518 (1162 г.), 527 (1167 г.); польский выходец Володислав – стб. 526 (1167 г.), 549 (1172 г.), 562 (1173 г.), 570 (1174 г.); на основе этих известий можно составить любопытные биографии служилых бояр XI – XII bb. 347 ПСРЛ, т. II, стб. 408 – 409 (1150 г.); ср. стб. 528 – 529 (1168 г.); в уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича (1150 г.) – ПРП, вып. 2, стр. 39 – 40. 357 ПСРЛ, т. II, стб. 603 – 604; Мстислав Владимирович лишил столов полоцких князей, которые «не слушаху его, коли е зовяшеть» – там же, стб. 303. 361 Епископ Федор (ЛПС, стр. 78, 1169 г.); грек Никола, поставленный за взятку митрополитом, не был допущен в епископию Всеволодом (ЛПСГ стр. 94, 1185 г.; ср. любопытное дополнение – т. XX, ч. 1, стр. 135); епископа Ивана прогнал Юрий Всеволодович (ЛПС, стр. 112, 1214 г.); епископа Кирилла – Ярослав Всеволодович (ПСРЛ, т. I, вып. 1, стб. 452, 1228 г.). Черниговского епископа Антония изгнал свой князь (ЛПС, стр. 76, 1168 г.; ср. т. XX, ч. 1, стр. 124) за связь с ересью печерского игумена Поликарпа; черниговского епископа Перфурия хотел «яти» князь Всеволод Юрьевич (ЛПС, стр. 100, 1187 г.). Подобное происходило и в Галицко-Волынской земле (В. Т. Пашуто. Очерки истории СССР (XII – XIII bb.), стр. 15); смоленский епископ Лазарь оставил свое место в 1224 г. «за много обидение своих церквей, иже обидят волостели, отнимающие имение и злая без Правды творяще» (А. С.  Павлов. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России, т. I. Одесса, 1871, стр. 6). Изучение «борьбы за инвеституру» на Руси – назревшая задача науки. 366 ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 321 (1148 г.); ПВЛ, ч. 1, стр. 132 (1078 г.); НПЛ, стр. 53 (1214 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010