III. Особенности 1) Был Иона ясным прообразованием Иисуса Христа, а особливо в рассуждении смерти, которая была самопроизвольная, ходатайственная и спасительная; также в рассуждении погребения, воскресения и последующего проповедания о покаянии и Евангелии ( Мф.12:39–41; 16:4 ; Лк.11:29–32 ). – 2) Прежде и после проповеди о покаянии оказал некоторую слабость человеческую ( Ион.1:3; 4:1,3,8 ). – 3) Слог имеет исторический и ясный. IV. Случай Нечестивая жизнь Ниневитян, и приближающееся их истребление. V. Содержание Иона описывает покаяние Ниневитян, его проповедью возбужденных, предыдущими и последующими тому случаями. VI. Конец Дабы 1) самым ясным доказать примером, что Бог не хощет смерти грешников, но желает им спасения, и ничего не опускает, что только к исполнению сего намерения служит, и что истинно кающимся все беззакония прощает; а потому пременение жизни пременяет Божий суд; что благочестивые заблуждают иногда от пути истинного, а потому святость их несовершенна. – 2) Дабы Иудеев поощрить к подражанию, то есть, чтоб они, смотря на Ниневитян, скорым и истинным покаянием предварили наступающую им гибель. ( Мф.12:41 ). III. Разделение Разделяется на две части: В первой части в первой раз призывает Бог Иону, дабы шел проповедовать Ниневитянам; тут же несчастливое Ионе приключение, – Ион.1 до ст. 3, где: 1) Призывание Ионы. Гл. 1, ст. 1–3 ( Ион.1:1–2 ). 2) Тщетное Ионы предприятие, где: а. Бегство его, сильная буря на море, ввержение Ионы в море. Ион.1 :3с до конца. б. Поглощение Ионы от кита; молитва его. Гл. 2, ст. 1 до 11 ( Ион.2:1–10 ). в. Извержение его на сушу. Ион.2:11 . Во второй части второе призывание Ионы, и благополучный его успех, – от Ион.3с до конца, где: 1) Повторенное звание. Гл.3, ст. 1 до 3 ( Ион.3:1–2 ). 2) Послушание его и проповедь. Ион.3:3–5 . 3) Успех его проповеди, и отвращение погибели от Ниневитян. Ион.3:5 до конца. 4) Малодушие Ионино, Божие наставление, и убеждение Ионы засохшею тыквою. Ион.4 . VII. Места особливого примечания достойные

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

   Кроме бесчисленных примеров, касающихся отдельных лиц, мы встречаем в Священ­ном Писании и примеры общего всенародного покаяния, как например, в случае ниневитян, на котором стоит немного задержаться, потому что наше общество находится сегодня в по­хожем, если не в худшем, положении. «Востани и иди в Ниневию град великий, так сказал Гос­подь Ионе, и проповеждь в нем, яко взыде вопль злобы его ко Мне» (Ион. 1:2). Жители Нине­вии погрузились во глубину зол, почему и не могли прийти в чувство, согласно словам про­рока: «Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит» (Притч. 18:3). Поэтому всеблагое человеколюбие Божие взяло на себя инициативу, чтобы пробудить их от греховного сна. «Еще три дни, и Ниневия превратится» (Ион. 3:4). Такой короткий срок, назначенный ниневитянам долготерпением Божиим, привел их в чувство осознания своего положения: «И вероваша мужие ниневийстии Богови, и заповедаша пост, и облекошася во вретища от велика их да­же до мала их. И возвратися кийждо от пути своего лукавого и от неправды сущим в руках их» (Ион. 3:5, 8).    Пост, злострадание, раскаяние, сокрушение — вот покаяние во всем его объеме. Чело­век согрешает перед Богом как единая душевно-телесная сущность, поэтому и покаяние по необходимости двойственно: скорбь, печаль, смирение, раскаяние, сокрушение как дела­ние души, и пост, злострадание, подвиг, борьба или милостыня как телесное делание.     «И виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых», — обратились не фор­мально, но по существу — «и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори» (Ион. 3:10). Так подтверждаются слова Апостола: «И хвалится милость на суде» (Иак. 2:13), то есть милость Божия всегда побеждает Его решение об осуждении, И хотя Бог «верен во всех словесех Своих» (Пс. 144:13), все же мы видим, что покаяние человека и Его собст­венная милость часто понуждают Его изменять Свои решения. Пророк Иона как раз этим и обосновывал свой отказ идти в Ниневию и попытку побега: «О, Господи, не сия ли убо сло­веса моя, яже глаголах, еще сущу ми на земли моей? Сего ради предварих бежати в Фарсис, зане разумех, яко милостив Ты еси и щедр, долготерпелив и многомилостив, и каяйся о зло­бах человеческих» (Ион. 4:2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как позднейшую грамматическую особенность книги пр.Ионы отмечают наконец в ней 5) употребление сокращённой формы местоимения: – ’ашэр и соединение его с личным, как: – б э шэл э мij – за кого из нас ( Ион.1:7 ; ср. Ион. 1:8 ). Относительно доказательной силы этих данных в пользу позднейшего сравнительно с веком Иовы времени происхождения книги его имени, весьма важно заметить, что за ним не признают такого значения даже некоторые и из защитников неподлинности книги нашего пророка, не говоря уже о богословах ортодоксального направления. И это вполне справедливо. Ибо, прежде всего, не все указанные выше особенности книги пр. Ионы приведены справедливо, как особенности, встречающиеся только в книгах позднейшего времени. Так глагол: кр’ имеет в книге пр.Ионы значение: проповедовал, но в смысле предсказания только будущего, а и в смысле публичного провозглашения, обнародования того, что повелел Господь ( Ион.1:2 ; Ион.3:2, 4 ), и даже в смысле воззвания, мольбы к Богу ( Ион.1:6, 14 ), причём главная суть значения в том и другом случае заключается в самом понятии кричания. Но в таком смысле и даже с таким значением это слово употребляется не у позднейших только, а и у раннейших писателей (см. Ис.40:2, 6 ; Притч. 1:21; 8:1 ; 1Цар. 21:9 ; Пс.147:9 ; Быт. 4:26; 39:14 ; Исх.25:5 ). Точно также и значение глагола: мнг в смысле: приготовлял, обрекал, повелел быть, есть и у Ис.65:12 , и в Иов.7:3 , и в Ис.61:8 . Далее, усиление глагола тожественным с ним существительным свойственно точно также и позднейшим и раннейшим и даже самым раннейшим писателям. Так в Быт.49:25 читаем: bijбpkэk бip э кот – благословит тебя благословением; Быт.16:10 : гр э б ’р’ба – умножая умножу; а в Быт.22:17 то и другое выражение вместе; в книге же Бытия (27:3) и ещё есть совершенно такой же оборот речи: bijэxэpaд ijц э гк г а рдаг – э долг – и вострепетал Исаак трепетом великим. Подобных оборотов много особенно в псалмах и в других поэтических книгах; с ними, кажется, можно поставить в аналогию, во всех книгах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Оно чрезвычайно прожорливо, зев и пасть у него так широки, что чудовище целиком и очень легко может проглатывать людей, морских тюленей и лошадей (см. Keil, comm. ub. d. zw. proph. S. 282). Оставаясь во чреве такого чудовища совершенно невредимым и усматривая в этом несомненный залог чудесного спасения, твердо верующий Иона обращается к Иегове – Богу своему, с молитвою, – но не с молитвою о спасении от погибели, а с молитвою уже благодарения к Богу и прославления Его за дарованное Им спасение, – обращается с молитвою к Тому Богу, от Которого хотел убежать, но Которого теперь, во время тесноты и нужды, снова призывает как своего Бога ( Ион.2:2 ). Молитву свою пророк излагает по большей части не собственными словами, а словами прежних, до него составленных псалмов, – теми словами, которые наиболее соответствуют положению его и вполне выражают собственные, личные его мысли и чувства. Выражая так свою молитву, пророк свидетельствует этим о своем столь глубоком знакомстве с священными книгами, что слово Божие, заключенное в этих книгах, стало его собственным словом, так что он свои мысли и чувства не иначе может выражать, как тем же словом книг священных. Знание, – вполне соответствующее положению и назначению пророка. Начиная свою прославительную молитву с того, что Господь услышал вопль, обращенный к Нему во время тесноты ( Ион.2:3 ), пророк затем в двух строфах ( Ион.2:4–8 ) изображает самую тесноту, в какую он был приведен, и спасение из этой тесноты. Заключает свою молитву пророк ( Ион.2:9–10 ) обетом благодарности за дарованное ему спасение. «Обложили меня, снова разъясняет пророк свое гибельное положение, воды по самую душу» (ср. Пс.17:5, 68:2 ), – обложили так, что стали угрожать даже лишением самой жизни, – «бездна закрыла меня», беспредельная глубина моря поглотила меня совсем; я был погружен на самое дно моря, так, что " тростник, растущий на дне морском (водоросль), обвивался вокруг моей головы. Я низшел, – раскрывает ту же мысль пророк, – в корням гор», погрузился в самую глубину морскую, где коренятся основания гор, – основания, которые, обыкновенно, лежат или в глубине земли, или в глубине морей (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Похож ли на этих гордецов, так естественно и правдоподобно изображённых в библии, пр. Иона? Нет. Ибо в противном случае зачем он исповедался пред корабельщиками в своей вине и признался им, что бежит от лица Иеговы ( Ион.1:10 )? Они не спрашивали его об этом ( Ион.1:8 ) и он признался им сам, сам показал им свои недостатки ещё, быть может, прежде, чем поднялась самая буря на море, как можно догадываться по тому, что об этом признании здесь замечается как бы мимоходом. Такая откровенность не идёт к лицу гордеца, который обыкновенно других людей считает недостойными того, чтобы унижать себя пред ними раскаянием. Разве это признание Ионы было самохвальством его пред своими корабельными товарищами, вытекавшим из желания показать пред ними своё геройство, свою храбрость, что так естественно в гордеце? Но в таком случае, что значит вся молитва пр.Ионы, с которой он обратился к Иегове из чрева рыбы ( Ион.2:2–10 )? Если бы пр. Иона был упорным и жестоким гордецом, то он не стал бы говорить, что он взывал в скорби своей к Богу, Которому одному принесёт жертвы ( Ион.12:3, 5, 10 ). Униженная просьба не в природе гордеца; молитва свойственна существу, считающему себя рабом Господа, бессильным и слабым. Правда, и фарисей молился, и Фараон просил Моисея помолиться за него Иегове; но у первого молитва была лживая, льстивая, наружная только, но не внутренняя; второй молился, пусть даже искренно, но из трусости, вынужденный к молитве необходимостью, желанием, как бы то ни было, только поскорее избавиться он налегавшей на него казни. Ничего подобного нельзя сказать о молитве пр.Ионы. Нет нужды разъяснять снова, что в ней льсти несть ни единой; нет нужды разъяснить снова, что она и не молитва робкого, хотя бы то и правдивого человека; ибо ни одной жалобы, ни одной просьбы не изрекает в ней пр. Иона; вся она – благодарственная песнь Иегове за избавление от опасности 379 . Печать спокойствия и уверенности и своей судьбе лежит на всей молитве пророка, и эта уверенность не дерзкая и хвастливая, а покорная, верующая; пророк не хочет лишь утруждать Бога своими просьбами о том, что, несомненно, будет, в чём он убеждён, как в действительном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Ион.2:8 . Внегда скончаватися от мене души моей (когда выходила из меня душа моя), Господа помянух, и да приидет к Тебе молитва моя, ко храму святому Твоему. Минута смерти близка была к погрязшему во глубине морской, но память оставалась при нем. И прежде всего он не терял памяти о Боге. Душа его, готовая отрешиться от тела (скончавалась), возносилась к Господу, живущему во храме святом Своем. Он бежал от лица Господа, от храма Его, от места, освященного особенным присутствием Его. Теперь в нем явилось великое раскаяние в этом грехе, и лишенный возможности быть в храме телесно, он переносится к нему мыслью с мольбою о помиловании и с обетом благодарения Господу за помилование. Ион.2:9–10 . Хранящии суетная и ложная милость свою оставиша. Аз же со гласом хваления и исповедания пожру Тебе. Елика обещах, воздам Тебе во (за) спасение мое Господеви. Сей стих составляет заключение молитвы Ионы во чреве кита. Молитва заключена тем же, чем начинается, т.е. выражением благодарности Господу за спасение от смерти в морской пучине. Видя себя целым и невредимым во чреве кита, он надеется, что Господь продлит дни его жизни на земли живых, и в благодарность за сию милость Господа дает обет принести Ему жертву в святом храме Его со гласом хваления и исповедания, утверждая, что непременно исполнит этот обет. Но чем живее душа его проникнута благодарностью Господу, тем жалче ему кажутся те, которые хотя испытывают милости к ним Господа, не признают себя обязанными чтить за них Господа, оставляют Того, Кому обязаны своим благополучием (милость свою) ( Пс. 143:2 ). Это те, которые хранят суетная и ложная, т. е. чтут ( Ос. 4:10 ) мнимых богов ( 4Цар. 17:15 ), на них возлагают свои надежды суетные и ложные. Ион.2:11 . И повел Господь китови, и изверже Иону на сушу. По прекращении морского волнения, Иона был во чреве кита три дня (1) и затем извергнут был китом на сушу, – на Палестинский, как обыкновенно полагают, берег Средиземного моря. Ион.3:1–2 . И бысть слово Господне ко Ионе вторицею глаголя: востани и иди в Ниневию град великий, и проповеждь в нем по проповеди преждней, юже Аз глаголах тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

5) Молитва пр.Ионы, изложенная в Ион.2:3–10 , не бездарная компиляция позднейшего времени, как утверждают противники исторической подлинности этой книги, а совершенно самостоятельное, логически связное по своей форме и вполне соответствующее описанному в книге положению пророка во чреве рыбы по своему содержанию, художественное произведение, естественнее всего написанное самим пр. Ионой. 6) Тесная же внутренняя связь молитвы пр.Ионы с остальным содержанием книги его имени, характер идей книги, более приличный времени Ионы, чем позднейшему, язык её; как в общем своём строе, так и в отдельных выражениях, и обстоятельные исторические и топографические данные относительно событий и явлений, описанных с этой книге, не объяснимые при мысли о происхождении её в позднейшее время, убедительно говорят об указанном нами выше происхождении и всей вообще книги пр.Ионы. 7) Несправедливо противники исторической подлинности книги пр. Ионы, как на возражение против этой подлинности, указывают на сказочно-чудесный характер некоторых фактов, описанных в этой книге; каковы – поднятие бури на море по повелению Иеговы и её прекращение по случаю ввержения в море Ионы ( Ион.1:4–7, 14, 15 ), быстрое появление растения над головой пророка по выходе его из Ниневии и исчезновение этого растения в одну ночь после того, как оно подточено было червём, и наконец, послание от Иеговы солнечного жара и жгучего ветра ( Ион.4:6–10 ). Все эти факты, с теистической точки зрения представленные в книге Ионы происшедшими от Бога, в тех странах и в то именно время, в которых бывшими изображены они в книге, вполне возможны и естественны, как подтверждают то анализы описания их в книге пр.Ионы и аналогичные с этим описанием данные других книг, несомненно исторических. 8) Несправедливо противники исторической подлинности книги пр. Ионы восстают против рассказа её о трёхдневном пребывании пророка во чреве рыбы великой ( Ион.2:1–2, 11 ). Факт этот для оправдания своей подлинности не нуждается в видоизменении подлинного текста книги; в том его виде, как он описан в книге пр.Ионы (по подлиннику её, а не по LXX и славянскому переводу), он не заключает в себе ничего противоестественного и, как такой, вполне возможен, хотя и в своём целом и не может быть объясняем иначе, как чудо. К этому заключению, кроме разбора отличных от показаний книги представлений этого факта, приводит анализ его в том его виде, как он описан в книге, подтверждаемый философскими соображениями и естественно-научными данными о других фактах подобного рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Содержание I. Посольство Ионы в Ниневию, его бегство и наказание за это II. Спасение Ионы III. Покаянная проповедь Ионы в Ниневии IV. Недовольство Ионы и вразумление его     В 4-й кн. Царств, в 14 гл. ст. 25, повествуется, что Иеровоам II, царь Израильский, «восстановил границы Израиля от входа в Хамаф до моря пустынного (Мертвого), по слову Иеговы, Бога Израилева, которое Он сказал чрез раба своего Иону, сына Амитаева, пророка из Гат-хефера» (в уделе кол. Завулонова, см. Нав.19:13 ). Это пророчество Ионы о расширении пределов Израильского царства не дошло до нас, но зато до нас дошла книга пророка Ионы, сына Амитаева (слав. Амафиина), значит, принадлежащая тому же лицу, которому принадлежит и пророчество, – книга, в которой простым, прозаическим языком рассказывается о Божественном посольстве Ионы в Ниневию за тем, чтобы возвестить погибель сему городу, о попытке пророка чрез бегство в Фарсис (Финикийская колония в Испании) освободиться от такого поручения, о Божием наказании ослушника и раскаянии его, о покаянной проповеди его в Ниневии и благоуспешных последствиях ее, о ропоте пророка к Богу на помилование Им покаявшихся Ниневитян и вразумлении его со стороны Бога. I. Посольство Ионы в Ниневию, его бегство и наказание за это. Рассказ книги прямо начинается формулою: «и было слово Иеговы к Ионе, сыну Амитаеву», формулою, соединяющею между собою известный принятый ряд событий, совершающихся последовательно, по времени, одно за другим, хотя бы эти соединяемые события передавались и в разных священных книгах (см. Руф.1:1 ; 1Цар.1:1 ; и др.) и потому нисколько не принуждающею к предположению такого рода, что следующий за этою формулою рассказ в книге пророка Ионы есть отрывок из некоего большего сочинения, до нас не дошедшего. Слово Божие говорило пророку: «встань, поди в Ниневию, большой город оный и возглашай против него», угрожай ему наказанием, «ибо зло его взошло пред лице Мое». И так пророк посылается в Ниневию, главный в то время город Ассирийского царства и резиденцию Ассирийских царей, по сказанию кн. Быт. ( Быт.10:11 ) построенный, по переводу одних, Ассуром, а по переводу других, Нимродом 1 , а по сказанию Греческих и Римских писателей Нином, мифическим основателем Ассирийского царства, – город неоднократно называемый в книге большим городом, городом на три дня пути ( Ион.3:2–3, 4:11 ), и называемый так пророком не ради того, чтобы выставить пред своими соотечественниками могущественную силу его, а ради того значения, какое имела для Бога Ниневия, как столица языческого мира, как город большой у Бога именно ( Ион.3:3 ), как город многолюдный и потому обращавший на себя особое попечение Божие ( Ион.4:11 ). Этому великому языческому городу Иона должен возвещать грозное слово Иеговы, потому что «зло его взошло пред лице Иеговы»; потому что развращение, нравственное растление Ниневии так велико, что оно проникло уже на небо и вопиет там к Богу о мщении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте! Если верить википедии, после второго пришествия Иисуса Христа все христиане будут пребывать в блаженстве с Богом. Правда ли это и можно ли его приблизить? 6 Ответов Приближение Второго пришествия Христа (т.н. Парусии) можно ускорить ведением омерзительной жизни, всё большего количества людей. Как об этом сказал Христос: " найду ли Я веру, когда приду " Лк. 18:8 Но перед Парусией будут войны, болезни и мучительные смерти. Благочестивым людям будет очень трудно. Дарья, узнавайте о Боге из Священного Писания, а не из Википедии. На Ваш вопрос ответил Господь Иисус Христос: " Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий " ( Мф.25:13 ). День Второго пришествия уже предрешён Богом от вечности и его бессмысленно как-то искусственно пытаться приблизить. Сергий, скажите, а отодвинуть этот день тоже нельзя? Даже если мы попытались бы это сделать, то не узнали бы об этом. Так как этот день скрыт даже от ангелов. День скрыт, а искусственно отодвинуть его можно. Покаяние допускает отмену принятого Господом решения: Ион.3:4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! Ион.3:5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Ион.3:10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. Так этот день предопределен, исходя из нравственного состояния человечества. Я думаю, что судный день наступит тогда, когда большинство людей настолько уподобятся демонам, что Христу останется только забрать остаток праведников и сжечь этот мир огнем. Согласен. Предполагаю, что от безумия человеков случиться всемирная война. Останется одно государство. Уставшие от войны люди возопиют — выберем одного царя и да будет мир. Взойдет на трон последний правитель всей земли, который будет исполнять волю сатаны. 3 года и 6 месяцев будет править он. Затем — конец земли и Страшный Суд.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-pribli...

7:4). Усматривай и из этих слов безмерную, благость Господа, как Он, после столь великого долготерпения и теперь еще предсказывает за семь дней, желая вразумить тогдашних людей страхом и привести в раскаяние. А для удостоверения, что Он предсказывает для того, чтобы не привести в исполнение слова Своего, подумай о ниневитянах, и смотри, какое различие между этими и теми. Эти (современники Ноя), спустя столько лет услышали, что несчастие уже при дверях, и, однако же, не отстали от греха. Мы, конечно, бываем беспечны и не спешим исправиться, когда наказание угрожает еще издали; но когда несчастье близко к нам, тогда мы смиряемся и выказываем в себе большую перемену. Так было и с ниневитянами. Когда они услышали, что еще сорок дней и Ниневия будет разрушена (Ион. 3:4), то не пришли от этих слов в отчаяние, напротив, воспрянули, и так решительно воздержались от греха, такое сильное показали раскаяние, что участниками его сделали и бессловесных, не для того, чтобы бессловесные принесли исповедь — потому что, как это возможно, когда они не имеют дара слова? — но чтобы через них привлечь к себе милосердие благого Господа. Объявив, говорится, пост, царь приказал, чтобы и овцы, и волы, и все бессловесные не употребляли ни пищи, ни воды (Ион. 3:7); потом, все люди, даже сам царь, сидящий на престоле, облекшись во вретища, принесли (Богу) глубокое и усердное исповедание, хотя и не знали, избегнут ли они наказания. « Кто знает », говорили они, « может быть, еще Бог отвратит от нас бедствие, о котором сказал, что наведет » нам (Ион. 3:8, 10)? 7. Видишь благопризнательность варваров? Видишь, как и такая краткость времени не отняла у них бодрости, и не привела их в отчаяние? Смотри и на этих (современников Ноя), как они, спустя столько лет, услышав, что « еще семь дней » — и наведется потоп, все–таки не обратились, но остались нераскаянными, что и служит доказательством, что причина всех зол наше произволение. Ведь вот, эти — люди, и то — люди: природа дана им та же, но не одинаково произволение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010