Одна грозная туча, и ниневитяне произрастили бесчисленное множество добрых плодов. Переплавились, как старинные какие-нибудь статуи. Они переменились вследствие покаяния, из грешников сделались праведниками, любезными ангелам, угодными Богу. Установили колеблющийся город, подняли падавший, укрепили потрясенный. Обратились и не извратились; переменились и не погибли. «И увидел, – говорит, – Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» ( Ион.3:10 ). Чудное дело! Судия изменил решение, отменил смертный приговор и постановил оправдательный. Покаялись ниневитяне и раскаялся Бог . Покаяние отменило грозное повеление. Отвергли те зло, Бог отверг приговор. О, всемогущее покаяние! Совершается оно на земле и производит перемену на небесах. Так и мы, возлюбленные, покаемся; так и мы будем поститься; присоединим к посту добрые дела; не будем делать худого, убоимся угрозы геенной; путем покаяния будем стремиться получить от Бога спасение. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Беседа 3. О милостыне, и о богатом, и о Лазаре 1. Велика благотворность милосердия. Ничто другое не равняется милосердию. Никакая (другая) добродетель не может так заглаждать грехи. Поэтому и божественное Писание говорит: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу» ( Притч.19:17 ). Если человеку дать взаймы золото, он обременит (тебя) неприятностями и письмами. А у Бога не так. Если дашь мученикам, бедным, Бог позовет, чтобы отдать долг. Что ты дал бедному, (Он) спешит выкупить и не просто отдает, но – с великим благословением, говоря: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). Если одолжишь человеку, бывает иной раз так, что он не отдаст долга, не захочет даже видеться с тобой. А Бог , получив в долг в лице находящихся при мучениках и бедных, не только отдает и возвращает долг, но и делает заимодавцев сонаследниками, говоря: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

[Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя; из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой.] Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною […вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша] . И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня […возлияся на мя вода до души моея, бездна обыде мя последняя] ; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада […да взыдет из истления живот мой к Тебе, Господи Боже мой]. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущие суетных и ложных (богов) оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву […хранящии суетная и ложная милость свою оставиша; аз же со гласом хваления и исповедания пожру Тебе]; что обещал, исполню: у Господа спасение!» ( Ион.2:2-10 ) 7-я и 8-я песни канона построены на основе благодарственной песни трех отроков, вверженных в раскаленную печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасенных (3-я глава Книги пророка Даниила; следует отметить, что во всех протестантских изданиях Библии, в которых указано «Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические», с пометой «перепечатано с Синодального издания», песни трех отроков вы не найдете, так как она переведена с греческого текста Библии и отсутствует в еврейском, которым руководствуются протестанты). Вспоминая чудесное спасение отроков, Церковь славит Всемогущего и Всесильного Бога и призывает все творение Его к хвале Ему. Образец 7-й песни — Дан.3:19,26-56 (выделено жирным шрифтом): «Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Так и ты не отчаивайся из–за грехов: в грехе всего преступнее то, когда остаются в грехе, и в падении всего хуже то, когда лежат по падении. Об этом и Павел плачет и рыдает; это называет он достойным слез: (боюсь) да не так, говорит, когда приду к вам, « уничижит » меня « Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих », не просто, « согрешивших », но « не покаявшихся в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали » (2 Кор. 12:21). А для покаяния какое время может быть удобнее времени поста? 3. Но возвратимся к истории. Услышав эти слова  , пророк « и встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию » (Ион. 1:3). Куда бежишь, человек? Разве ты не слышал, что говорит пророк: « куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? » (Пс. 138:7) На землю? Но « Господня — земля и что наполняет ее » (Пс. 23:1). В ад? « Сойду ли », сказано, « в преисподнюю — и там Ты » (Пс. 138:8). На небо? Но « взойду ли на небо — Ты там » (Пс. 138:8). Или в море? Но « и там », сказано, « удержит меня десница Твоя » (Пс. 138:10), что и с ним (Ионой) случилось. Но таков грех: он доводит душу нашу до великого неразумия. Как люди с отяжелевшей от опьянения головой бродят без цели и без разбора, и случится ли перед ними яма, или стремнина, или что другое, они падают туда от неосмотрительности, — так и стремящиеся к греху, как бы опьянев, от желания совершить грех, не знают, что делают, не видят ничего — ни настоящего, ни будущего. От Господа бежишь, скажи мне? Так подожди немного, и на самом деле узнаешь, что ты не можешь убежать и из рук подвластного Ему моря. Действительно, едва (Иона) взошел на корабль, как оно воздвигло волны и поднялось высоко. Как верная служанка, нашедши беглого со–раба, похитившего что–либо из господского имущества, дотоле не перестает всячески беспокоить принявших его, пока не возьмет его с собой, — так точно и море, нашедши и узнав своего со–раба, всячески беспокоит корабельщиков, мятется, воет, и хоть не влечет в суд, но угрожает потоплением кораблю вместе с людьми, если не отдадут ему со–раба.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ныне вступим в союз с господином моим, царем Ассирийским». И далее: «И разве я без воли Господней пришел на землю сию, чтобы разорить ее?» 1222 (2) Так Иона говорит о том же силою пророчества: «И подошел к нему начальник корабля, и сказал ему: Что ты спишь? Восстань, воззови к Богу Твоему, может Он спасет нас и мы не погибнем?» ( Ион. 1:6 ). (3) Словами «Бог Твой» он показал, что считал его человеком, который знает Бога, а продолжение фразы, «чтобы Он спас нас», делает ясным, что в разуме язычников уже присутствовало представление о Вседержителе, хотя они еще не верили в Него. (4) Далее сказано: «И он сказал им: я еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу». (136,1) «Тогда воззвали они: Молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего». 1223 (2) Малахия пророк влагает следующие слова в уста Господу: «Приношение рук ваших не угодно Мне, ибо от восхода Солнца и до захода велико будет имя Мое между народами, и на каждом месте будет принесена Мне жертва», (3) И снова: «Ибо Я царь великий и имя Мое явлено в народах» ( Мал. 1:10–14 ). О каком имени здесь речь? Об имени Отца, таинственно явленном через Сына, Бога-Творца, как его называют эллины. 1224 Еще раз о поэтах и философах (4) О свободной воле Платон учит следующим образом: «Добродетель не есть лишь достояние какого-либо одного почитателя или непочитателя ее. Каждый приобщается к ней в большей или меньшей степени. И вина лежит на избирающем, Бог же – невиновен». 1225 Бог, действительно, не может быть причиной зла. (5) Лирик так говорит об этом 1226 : О войнолюбивые Трояне, всевышний, всех видящий Зевс Не есть причина скорбей смертных, Однако каждый человек в силах сам Найти путь святой и чистой Дикэ, Сопровождаемый правомерностью и осторожной Фемидой, И благословенны ваши родители, Если все они обитают в вашем доме. (137,1) О Зевсе-Спасителе, муже Фемиды, царе спасительном и праведном, Пиндар говорит в таких словах 1227 : Сначала справедливейшую Фемиду небесную На колеснице златой к крутому берегу океана Мойры подводят, к самому началу сверкающих ступеней, Что ведут на высокий Олимп, Пред очи спасителя Зевса как его супругу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. ( Ис.49:15 ) Вот уже с лишком семь тысяч лет мир стоит, и семь тысяч лет ото дня падения Адама до наших дней неумолчно гремит над землею один глас небесной любви: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез.33:11 ). С судом праведным является Бог в раю, по падении Адама: но и в самом суде правды Его не сияет ли во всем величии небесная любовь? Он с любовью вопрошает Адама и жену его о причине падения, и тогда уже, когда ни тот, ни другая не хотели вполне сознать пред Ним своей вины, тогда уже только определяет им суд и наказание, и притом как?... Это нежный Отец, сквозь слезы, так сказать, учащающий раны любимым детям своим; это Отец, который левою рукою своею бросает на землю проклятие, а правою указывает уже на благословение. Гневен Бог в Содоме и Гоморре, но и здесь «сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Лук.13:34 ) Небесная любовь соглашается пощадить город сначала для пятидесяти праведников, потом для сорока пяти, потом для тридцати и, наконец, даже для десяти, – и, когда уже и десяти праведников не нашлось в целом городе, только тогда уже пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь ( Быт.19:24 ). Ниневия оскорбила Бога: правда Божия хочет наказать грешный город, а любовь Божия хочет помиловать и посылает к грешникам пророка Иону, возвестить им, что через три дня Господь посетит Ниневию гневом Своим, если не покаются; но когда Ниневитяне покаялись, тогда и Бог пожалел о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел ( Ион.3:10 ). Но кто исчислит все милости Божии к человеку-грешнику?... Законы, пророки, знамения и чудеса, явления природы, и грозные и благодетельные, – что такое, как не выражения любви Его к человеку? И нужно ли все это исчислять, когда все знают, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Иоан.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   Нигде в святых книгах, ни у апостолов, ни у пророков, ни у святых отцов не говорится, что второе Христово пришествие будет тогда, когда минует тысяча лет или две после первого Его пришествия. Сам Господь наш Иисус Христос сказал в Святом Евангелии: «Никто не знает, ни Ангелы небесные... но только Отец» (Мк. 13:32). Согласно с этим писали и святые пророки и апостолы и святые отцы наши.    Даже если бы Бог возвестил нам в Священном Писании или кто-либо из святых апостолов или пророков сказал, что пройдет тысяча или две тысячи лет после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и тогда будет второе пришествие, и если бы прошло то время, а второго пришествия не было бы — и тогда недопустимо рассуждать об этом и вопрошать Творца и Содетеля всяческих. Ибо человеколюбивому и душелюбивому Господу Богу Вседержителю свойственно терпеть наши грехопадения и не желать нашей погибели во грехах, но всех вести к покаянию.    Так, о Ниневии Он говорил, что город погибнет, — и тот не погиб, но благочестие победило осуждение (Ион. 1:2;Ион. 3:1—10). И о Езекии завещал и сказал ему для домашних его, что он умрет и не будет жить (4 Цар. 20), — и он не умер. И об Ахаве сказал: «Наведу на тебя зло», — и не навел (3 Цар. 21).    Упоминая об этом, мы не говорим, что Господь лжет, но хотим показать, что преблагой Господь покоряется Своему человеколюбию.    Ведь и ниневитяне, будучи варварами и не зная Священного Писания и страха Божия, не отчаивались о своем спасении и не говорили: «Бог повелел, Царь установил, и как может это быть иначе?» Но все пришли к покаянию и вскоре отвратились каждый от своего греховного пути и от неправды в делах своих, говоря: «Кто знает, может быть, Господь пожалеет, и внемлет мольбам, и отвратит свой гнев и ярость, и мы не погибнем». И увидел Бог по делам их, что они отвратились от своих греховных путей, и пожалел Господь о напастях, которые обещал им.    Когда же прошли указанные три дня и Ниневия не погибла, они не вопрошали Господа, не стали говорить, что слово Его не сбылось. А мы, названные чадами Божиими, святым народом, нося Христово имя, вопрошаем и допытываемся, говоря: «Почему задерживается второе Христово пришествие, ведь уже пора ему быть?»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С другой стороны, помимо жертвоприношения, внешним проявлением раскаяния со стороны, как всего народа, так и отдельных личностей был пост, представлявший собой покаянные действия, выражающие внешнее смирение, которые заключаются в отказе от пищи и пития и передаются древнееврейским глаголом «цом», то есть «держать пост». Вот несколько примеров: Моисей после 40-дневного поста принял на Синае заповеди ( Исх.34:28 ); постом была подкреплена покаянная молитва израильтян, произнесенная Самуилом, после обращения народа от языческих культов Ваалов и Астарт ( 1Цар.7:6 ); пост наложил на себя Давид после согрешения с Вирсавией, когда молился с покаянием об исцелении родившегося младенца ( 2Цар.12:16 ); усиленно постился и Ахав, когда узнал от Господа страшный приговор о себе и своем потомстве ( 3Цар.21:27-29 ). Кроме того, «все дни вдовства своего», за исключением праздничных и предпраздничных, постилась Иудифь ( Иудиф.8:6 ). В течение дня до вечера постились «сыны Израилевы» перед битвой с  «сынами Вениаминовыми» ( Суд.20:26 ). В Сузах, узнав подробности о разрушенном Иерусалиме и бедствиях соплеменников, Неемия молился Всевышнему, подкрепляя молитву постом ( Неем.1:4 ). Есть основания видеть намек на 40-дневный пост и в жизни пророка Илии ( 3Цар.19:8 ). Строго постился и пророк Даниил: «Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои» ( Дан.10:2-3 ). Постом и покаянием ответили на проповедь пророка Ионы жители Ниневии: «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» ( Ион.3:5 ). Так они избежали грядущей катастрофы. Накануне возвращения в Палестину провел пост крупнейший еврейский законоучитель, религиозно-политический реформатор Ездра: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему [есть] благодеющая, а на всех оставляющих Его — могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» ( Езд.8:21-23 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Если же блуд мог столько сделать, то чего не сделают наши грехи? Если же ты и не потерпишь казни теперь, не удивляйся. Те не знали геенны, почему и подвергались непосредственно тотчас же наказаниям; ты же, хотя бы не понес здесь никакой казни, получишь возмездие за все, в чем бы ни согрешил, там. И хотя мы совершим те же самые грехи, что и они, однако заслуживаем большего наказания, чем они. Почему? Потому, что получили большую благодать. Когда же мы и больше их, и более тяжко согрешаем, то какому не подвергнемся наказанию? Если бы мы, согрешая и оставаясь ненаказанными, не делались хуже, то Бог отпустил бы, конечно, нам наказание; но Он ясно знает, что безнаказанность наших грехов приносит нам не меньше вреда, чем и самые грехи. Поэтому Он и налагает наказание, не только для того, чтобы наказать за прошедшее, но и для того, чтобы исправить на будущее время. И что это так, послушай, что Он говорит Моисею: «Оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их» ( Исх.32:10 ). «Оставь Меня», – говорит, не потому, чтобы Моисей удерживал Его, – ведь последний ничего не говорил Ему, а в молчании предстоял Ему, – но желая доставить ему случай к молитве за них. Так делаем часто и мы, когда, не желая ни наказать своих слуг, совершивших достойные наказания проступки, ни освободить их от страха наказания, внушаем друзьям вырвать их из наших рук, чтобы таким образом и страх у них остался в полной силе, и они избежали наших побоев. Подобного рода случай был, как можно видеть, и с Ионой. «И было, – говорится, – слово Господне к Ионе... пророку: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем: ...еще три дня (синод. пер. – «сорок дней») и Ниневия будет разрушена». Услышав же, «Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию» ( Ион.1:1–3, 3:4 ). Куда бежишь ты, человек? Бежишь от Господа, скажи мне? Но подожди немного, и ты на опыте узнаешь, что не можешь избежать рук даже и рабского моря. В самом деле, не успел он взойти на корабль, как то подняло волны и стало вздыматься на громадную высоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Этот принцип прост – «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10). В Евангелии читаем: «Тогда пришли некоторые к Иисусу и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13: 1-5). Духовный мир – это не «автомат», не терминал, который за получаемые монеты порционно выдает духовное благо. Бог есть Разумная и Нравственная Личность, «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 16), и достигают Бога (в том числе и в молитвах) те, кто своей жизнью уподобляется этому Божественному Качеству, т. е. Любви. Можно в 1000 монастырей подать прошения или весь Афон свечами уставить и не получить просимого до тех пор, пока айсберг грехов в душе человеческой не начнет таять под действием тепла покаянной молитвы и нравственного изменения самого человека! Кстати о свечках… Еще за долго до появления Онлайн-церкви один известный мне священнослужитель (ныне извергнутый из сана) восторженно предлагал создать некую онлайн-часовню, в которой бы пользователи интернета могли бы «зажигать» за пожертвование (а как без этого?) «электронные свечи». Рафинированный интеллектуал или профессиональный философ могут задать мне вопрос: «Ну а какая онтологическая (т. е. по-существу) разница между возгоранием восковой свечи и изменением картинки на мониторе? Ведь по-существу никакой?» Здесь нас подводит опять-таки пошлый юридизм! Не Богу нужны наши свечки (восковые или нарисованные), а нам самим; нашей окаменелой и закоснелой в грехах душе нужны определенные (в том числе и чувственные) средства для того, чтобы «разбудить» слезы покаяния. Огонь свечи – одно из средств к оному. Когда человек совершает определенный труд – идет в храм и там, в молитвенной обстановке, где другие люди тоже молятся перед святыми образами, возжигает свечу, то, несомненно, данные действия (равно как и обстановка) гораздо более эффективны в пробуждении благоговейного чувства, нежели когда человек, лениво расположившись перед экраном компьютера, щелкает по клавише.

http://pravoslavie.ru/104670.html

…И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел » (Ион.3:4-10). Иона проповедовал всего лишь один день, и, тем не менее, ниневитяне, у которых в памяти еще сохранился трагический пример Великого Потопа, поверили пророку и получили прощение. Проповедь же Ноя «звучала» сто лет, но так и не нашла отклика в сердцах его современников. Блаженный Феофилакт пишет, Ной «показал, что они достойны наказания, так как они, даже и видя, что строился в это время ковчег, не пришли в чувство, или не поверили, что будет потоп» . Стоит разобраться в причинах, которые не позволили современникам Ноя отнестись к словам Бога серьезно. Для этого попробуем определить, что представляло собой «предпотопное» общество. Мы располагаем двумя источниками информации о том трагическом для человечества времени. Первый это наука, в основном «в лице» археологии, второй – тексты Священного Писания. Начнем с науки. Современная археология обладает множеством археологических артефактов, относящихся к иной цивилизации, во многом отличной от нашей. Эти «допотопные» находки уже не одно десятилетие ставят весь научный мир в тупик. К таким древним «свидетельствам» можно отнести, например, Египетские пирамиды и другие мегалитические сооружения, способ постройки и назначение которых неизвестны. Выточенные из камня сосуды и иные предметы , которые не под силу воспроизвести современному человечеству даже при использовании всех передовых научных достижений. И многие другие, высокотехнологичные изделия и сооружения из камня и металла, о происхождении и назначении которых наука в большинстве случаях может лишь предполагать, если не сказать – фантазировать. Нет смысла перечислять все артефакты древнего мира, назначение которых не может объяснить современная наука. Но из самого их существования можно сделать вывод: цивилизация древнего мира имела научный потенциал, по крайней мере сопоставимый с научным потенциалом современного мира.

http://bogoslov.ru/article/4872886

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010