Таким образом, мы равно имеем нужду друг в друге, начальники в подчиненных, настоя­тель в послушниках; начальники существуют для других многих. Никто ни в каком деле не может ограничиться самим собою, нужно ли будет рукополагать, или давать со­веты и мнения, но получает большую честь от собрания и множества. Например, бедные имеют нужду в подающих, а подающие в приемлющих. «Будем внимательны друг ко другу, – гово­рит (апостол), – поощряя к любви и добрым делам» ( Евр.10:24 ). По­тому много может общение с Церковью , и кто не может сде­лать чего-либо сам собою, то сделает вместе с другими. По­тому-то здесь особенно совершаются потребные молитвы о все­ленной, о Церкви во всех пределах, о мире, о находящихся в опасностях. И Павел выражает это, когда говорит: «дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» ( 2Кор.1:11 ), т.е., чтобы воздана была благодарность многим. И часто он испрашивает себе молитв их. Посмотри, что и Бог говорит о ниневитянах: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек» ( Ион.4:11 )? «Где двое или трое, – говорит (Христос), – собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Если же двое могут сде­лать много, то не тем ли более многие? Положим, что ты и один имеешь силу, но не столько (как с другими). И почему ты один? Почему не собираешь многих? Почему не делаешься виновником любви? Почему не устрояешь дружбы? Ты не имеешь величайшей славы добродетели. Как зло, сделанное по согла­сию с другими, более оскорбляет Бога, так и добро, сделанное по согласию с другими, более приятно Ему. «Не следуй, – говорит (Писание), – за большинством на зло» ( Исх.23:2 ). «Все уклонились, все стали совершенно негодны» ( Пс.13:3 ) и сделались подобны ликующим в злобе своей. Позаботься приобрести себе друзей прежде до­машних своих, прежде всего прочего. Если «миротворцы» есть «сыны Божии» ( Мф.5:9 ), то не тем ли более приобретающий друзей? Если только примиряющий называется сыном Божиим, то делающий примиряющихся друзьями чего не удостоится? Бу­дем совершать эту куплю, враждующих между собою делать друзьями, соединять тех, которые ни враги, ни друзья между собою, а прежде всех – нас самих. Как тот, кто допустил вражду в своем доме и живет не в согласии с своею женою, не будет иметь доверия, когда станет примирять других, но услышит слова: «врач! исцели Самого Себя» ( Лк.4:23 ), так точно и мы услышим здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но когда те самые, которые прежде учили злу, обратятся к покаянию и будут учить добру, тогда мы увидим, что народ Ниневийский обращается вследствие одной проповеди и что исполняется написанное у Исаии: «аще... родися язык» в один раз ( Ис. 66, 8 ). Также людей и скот, покрывшихся вретищами и взывающих к Господу, понимай в том же смысле, что и разумные, и неразумные, и мудрые и простодушные приносят, вследствие проповеди Ионы, покаяние согласно с темь, что в другом месте говорится: «человеки и скоты спасеши, Господи» ( Псал. 35, 7 ), Мы можем также и иначе понимать скот, покрытый вретищами, главным образом на основании следующих свидетельств, в которых говорится: «солнце и луна покроются вретищем» (Иезек. 32, 7), и в другом месте: «покрою небо вретищем» ( Ис. 50, 3 ), то есть в смысле печальной одежды, скорби и сетования, что метафорически ( μεταφορχς) называется вретищем. В словах же: «кто знает, может быть Бог обратится и простит» для того выражается сомнение и неопределенность, чтобы люди, сомневаясь в своем спасении, усерднее приносили покаяние и более склоняли Бога к милосердию. Ион.3:10 .  И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о зле, о котором сказал, что сделает им, и не сделал. LXX: И увидел Бог дела их, что они обратились от злых путей своих, и раскаялся Бог в зле, о котором сказал, что сделает им, и не сделал. В том и в другом смысле Бог или в то время городу ассирийскому или ежедневно народам всего мира угрожает для того, чтобы они покаялись, и если они обратится, то также Он отменит Свое определение и изменится вследствие обращения народа. Это Иеремия и Иезекииль яснее выражают, говоря, что (Бог не исполнит ни Своих обещаний о благодеяниях, если добрые обратятся к порокам, ни Своих угроз о ниспослании зол людям злым, если те обратятся к спасению. Таким образом и теперь Бог увидел дела их, что они обратились от злого пути своего: Он не слова их услышал, в которых обыкновенно Израиль часто делал обещания: «вся..., яже глагола Господь, сотворим» ( Исх. 24, 3 ), но увидел дела, и так как Он более желает покаяния грешника, нежели смерти (Иезек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Если же считать, что вторая часть послания (главы 9–13) является отдельным посланием, написанным позднее и присоединенным к тексту Второго послания, 647 тогда к списку параллелей, известных нам по книге Деяний, можно присоединить заключение в крепости в Иерусалиме ( Деян. 21:37–23:22 ), двухлетнее пребывание в заключении в Кесарии ( Деян. 23:33–26:32 ), кораблекрушение ( Деян. 27:41–44 ), пребывание на Мальте ( Деян. 28:1–10 ), двухлетнее пребывание под домашним арестом в Риме и ежедневное стечение людей к Павлу в этот период ( Деян. 28:30–31 ). Так или иначе, приведенный текст показывает, что целый ряд событий из жизни Павла не нашел отражение в книге Деяний, в частности пятикратное бичевание от иудеев и трехкратное избиение палками. Подобного рода избиения были чрезвычайно жестокими, нередко оканчивались смертью избиваемого. На теле Павла должны были оставаться многочисленные и глубокие раны, шрамы и рубцы от нанесенных бичами и палками ударов. 648 Вероятно, именно эти следы побоев Павел имеет в виду, когда говорит: «...я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» ( Гал. 6:17 ). 649 Слова «от Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного» отражают широко распространенную во времена Павла практику подвергать людей бичеванию, но ограничивать число ударов тридцатью девятью. Такая практика зафиксирована Иосифом Флавием («Если кто будет поступать вопреки этим предписаниям, тот да подвергнется от руки общественного служителя сорока без одного ударам плетью»; 650 «он должен подвергнуться заслуженному наказанию, а именно получить сорок без одного ударов плетью» 651 ) и восходит к предписанию Второзакония: «Если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету; сорок ударов можно дать ему, а но более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими» ( Втор. 25:2–3 ). Один удар от сорока отнимали на всякий случай – чтобы но ошибиться. Слова о том, что Павел «ночь и день пробыл во глубине морской», можно воспринимать как метафорическое описание кораблекрушения: сама метафора, вероятно, навеяна Книгой пророка Ионы ( Ион. 2:4 ), но за ней стояло реально пережитое событие. Говоря об опасностях от людей, Павел перечисляет четыре категории лиц: разбойники (можно вспомнить, как он путешествовал в Иерусалим с большой суммой денег; вероятно, его группа подвергалась нападениям разбойников); единоплеменники (то есть иудеи); язычники; лжебратия (то есть члены христианских общин, противодействовавшие Павлу; не которые упоминаются в его посланиях).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Писании соединяется с молитвами, и, наконец, милостыни и подобные дела христианской любви. Плоды поста следующие: примирение наше с Судиею Богом, разные блага или благословения, обращение и преуспеяние в святости. В Евангелии предписывается часто и много поститься — при торжественном приготовлении к какому-либо важному делу, особенно же к делу священному. Пост бывает общий, т.е. охватывающий все общество верующих, или всю Церковь, как это видно из следующих мест Св. Писания: «И пришли все сыны Израилевы и весь народ в дом Божий, и плакали, сидя там перед Господом, и постились в тот день даже до вечера» (Суд. 20:26). «И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени Царя, и вельмож его, чтобы ни люди, ни скот, ни волы ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили» (Ион. 3:7); и бывает пост частный: либо домашний, т.е. такой, который держит какое-либо семейстзо, либо личный, как, например, пост Анны и Давида.    Один из плодов любви к Богу — почитание праздников. Ветхозаветная суббота установлена Богом с самого начала мира. Впоследствии постановление о ней повторено израильскому народу через Моисея, для того, чтобы он всегда помнил об избавлении своем от рабства, и торжественно объявлено в Десятословии для всеобщего соблюдения. У христиан же она заменена днем Господним, или воскресным, как это видно из следующего места Св. Писания: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я семь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Апок.1:10),— следовательно, святой апостол Иоанн почитал день воскресения Господня и именно в этот день Господь явил ему особенную благодать Откровения. Этот день праздновали апостолы, собираясь для преломления хлеба, т. е. для совершения Таинства Св. Причащения, и всем верным завещали праздновать день воскресный, как это видно из постоянных действий первенствующей христианской Церкви. Празднование же, или священие этого дня должно состоять: в воспоминании нашего сотворения, искупления и Воскресения Христова; в благодарении за эти благодеяния и хвалении Бога; в освобождении себя от прочих трудов и в посвящении всего дня одному Богу (то есть этот день должно проводить в молитве с прочими верующими, для чего должно посещать собрания церковные); в размышлении о Слове Божием, не только прежде собрания, но и после него; в призывании и других людей к Богу, по примеру св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Эти силы исполняют ее функции всегда плохо и неумело, не понимая сами того, что они делают, и впадая при этом в опасные заблуждения, в особенности смешивая задачу духовного просветления мира с задачами чисто земными; они действуют как бы на ощупь, ибо не подготовлены к этому делу; но они все же его выполняют. Так в новой европейской истории проводниками великих христианских начал свободы личности, равенства и братства между людьми оказались внецерковные и антицерковные общественные силы. Но исторический опыт одновременно оправдывает обетование, что врата адовы не одолеют церкви; церковь эмпирически-реальная, при всех ее греховных уклонениях от своего истинного назначения, a la longue не может забыть о нем и, подобно блудному сыну, постоянно вновь возвращается к своему истинному основанию, к своей богочеловеческой почве. Этим эмпирически подтверждается нераздельное и неразрывное, хотя и неслиянное, часто слабеющее и временно теряемое двуединство церкви в конкретной полноте ее существа, как человеческого осуществления богочеловеческого органического процесса преображения мира – процесса, основанного на нераздельном сотрудничестве благодати и человеческой свободы. 4. НРАВСТВЕННОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЕРЫ.ХРИСТИАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ В МИРЕ Я возвращаюсь теперь к тому, из чего я исходил в начале этого размышления. «Вера без дел мертва». Если первое и основное «дело» верующего есть, как мы видели, активность внутренней духовной жизни, работа по укреплению своей веры, по очищению и просветлению своей собственной души – в согласии со словом Христа, который на вопрос: «Что нам делать, чтобы творить дела Божйи?» – отвечал: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, кого Он послал» (Ев. Ион., 6, 28–29), – то, так как Бог есть любовь, вера должна одновременно выражаться в умонастроении и делах любви. Напомню еще раз слова апостолов Павла и Иоанна: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (I Поел. Кор., 13, 1–2). «Дети Божий и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего». «И пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем... Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит; тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (I Ин., 3, 10, 4, 20–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/s-...

Какая опять тесная связь между человеком и «Землею со всем ее воинством»! Какое божественное понимание стыда наготы как наказания за грех , а не как закона природы! Какой божественный взгляд на многообразную плоть: «И зачала Ева, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа»..., и «принес Каин от плодов земли дар Господу», а Авель «от первородных стада своего и от тука их» ( Быт. 4:1–4 )!.. А вот пред нами на страницах той же Библии и «вся Божья тварь», вся «многообразная языческая плоть». Когда Господь заключал Свой завет с Израилем, то не с ним только, но чрез него и со всяким «иноплеменником – не от семени Авраама» и «со всякою плотью, которая на земле... и с птицами, и со скотами, и со всеми зверями земными» – словом, со «всею землею»... Посему и «знамение завета», как, например, радуга, было «знамением» для всей плоти, для всей земли; посему и к обрезанию приобщались не только «иноплеменники», но даже «плодовые деревья и виноградники», и Богу посвящались все первенцы «от человека до скота» и «жатвенного снопа» ( Быт. 9:17 ; Исх. 13 ; Лев. 19:23–25 ). Замечательно, что вместе с Израилем и чрез него Господь благословлял и проклинал всякий плод земли и на земле, все стихии природы: «Благословен ты... и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов...». И наоборот: «Проклят ты... и житницы твои... и плод земли твоей, и плод твоих волов, и плод овец твоих... и небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом»... (Второз. 28:3–24). Вместе с человеком у израильтян празднует, ликует ( Исх. 20:10 ; Лев. 25:2 ; Ис. 56:9 ), постится, скорбит и покрывается вретищем «вся земля»: «Сетует земля... рыдают виноградники... стонет скот... уныло ходят стада волов... томятся овцы... и взывают... и крепко вопят к Тебе, Господи!..» ( Иоил. 1 , ср. Ион. 3 ). «Скот также чувствует происходящее, – говорит праведный Иов. – Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские», хотя Господь и «научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных» ( Иов. 12:7–8; 35:11; 36:33 )!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/n...

Поэтому и другой пророк свидетельствует, говоря: «о, если бы я не был мужем, имеющим духа, и лучше бы я говорил ложь» ( Мих. 2. 11 ). Иона же, напротив, печалится, зачем он солгал, и укоряется Господом, что полезнее пророку солгать, чем погибнуть такому множеству людей (Ион, гл. 3). И чтобы не показаться одобряющим предсказание лжепророка, он, не оскорбляя лжеца, доказывает истину из примера других. Ст. 7–9. Только послушай слово сие, которое я говорю в слух тебе и в слух всего народа: пророки, которые от начала были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и голод. Пророк, который предсказывал мир, тогда только будет признан за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбудется слово его. Иеремия мог сказать Анании: ты говоришь ложь, обманываешь народ; ты не пророк, а лжепророк. Если бы он сказал это, то и лжепророк мог отвечать Иеремии тем же; поэтому Иеремия не оскорбляет его и обращается к нему как к пророку. Не только, говорит, мы с тобою пророки, но прежде тебя и меня были многие другие, как например Исаия, Осия, Иоиль, Амос и прочие. Они пророчествовали, говорит, многим землям и не малым, а великим царствам, возвещая им войну, бедствия и недостаток во всем. И напротив, были другие, обещавшие мир и благоденствие. Приговор тех и других оправдывался не лживою лестью, а исходом обстоятельств. Таким образом о себе и Анании Иеремия говорит ссылаясь на пример других, что истинность пророков оказывается тогда, когда наступит исход обстоятельств. Тоже сказал и Господь чрез Моисея (Второз. гл. 23), что пророк обнаруживается концем пророчества. Нужно заметить и то, что упрекает лжеца не грозно, не сурово, а с надеждою на силу истины, и отлагает решение на будущее время, чтобы слушатели подождали исхода дела. Ст. 10–11. И снял Анания пророк ярмо, (которое по еврейски mutoth), с выи Иеремии пророка и сокрушил его. И сказал Анания пред глазами всего народа, говоря: так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, чрез два года дней с выи всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

и не будет на лозе винограда, Если маслин не будет и поля не дадут хлеба, Если не станет овец в загоне и коров не будет у яслей, 18 То и тогда я буду радоваться о Господе, веселиться о Боге спасения моего. 19 Господь Бог – сила моя! Он сделает ноги мои, как у оленя, на высоты мои возведёт меня! Песнь 5 ( Ис.26:919 ) Молитва Исаии. 9 Душа моя, Боже, стремится к Тебе ночью, с раннего утра ищет Тебя дух мой. Когда суды Твои совершатся на земле, тогда живущие на ней познают справедливость 10 Если нечестивый будет помилован, то не познает он справедливости: Будет злодействовать даже в стране праведности и не будет взирать на величие Господа. 11 Господи, Ты занёс уже руку Свою, а они не видят её; Но увидят ревность Твою о народе Твоём, и покроются стыдом, огонь пожрёт врагов Твоих. 12 Господи, даруй нам мир! Всё, чего мы достигли, – Ты сделал за нас. 13 Господи, Боже наш, другие владыки, не Ты, правили нами, но мы славим лишь Твоё имя. 14 Мёртвым не ожить, усопшим не встать, Ибо Ты наказал и истребил их, уничтожил саму память о них. 15 Ты умножил народ, Господи, умножил народ, и тем прославил Себя, расширил пределы страны его. 16 Господи, в бедствиях он ищет Тебя; изливает тихие молитвы, ибо наказание Твоё постигло его. 17 Как женщина во время родов мучится, кричит от боли своей, так были мы пред Тобою, Господи; 18 Были беременны, мучились, но рождали только ветер; Не добились побед на земле и жители вселенной не пали пред нами. 173 19 Оживут мертвецы Твои, восстанут лежащие [в гробницах]; проснутся и воскликнут живущие в прахе! Ибо роса Твоя исцелит их, и земля отпустит мертвецов. Песнь 6 ( Ион.2:29 ) Молитва Ионы. 2 К Господу воззвал я в беде моей, и Он ответил мне; Из чрева преисподней возопил я, и Ты услышал голос мой. 3 Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, потоки уносят меня; Проходят надо мной все валы Твои, все волны Твои. 4 И сказал я: «Хоть и отринут я от очей Твоих, но ещё увижу святой храм Твой! 5 Воды подступают к душе моей, бездна сомкнулась надо мной, водорослями обвита голова моя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Ис.66:19 . И по­ложу на них знаме­ние, и по­шлю из спасен­ных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягива­ю­щим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слы­шали обо Мне и не видели славы Моей: и они воз­вестят народам славу Мою: «И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам». Судя по началу стиха, можно, пожалуй, подумать, что речь идет о всех народах; но дальнейшие слова текста, в особенности, противопоставление лиц, о которых говорится, «народам», т. е. язычникам, почти не оставляют сомнения в том, что под «спасенными от них» разумеются уверовавшие в Мессию иудеи, и ближайшим образом – апостолы и ученики Господа, на долю которых, главным образом, выпал жребий благовестничества ближним и дальним, т. е. как иудеям, так и язычникам. В таком случае и под «знамением» или знаком их отличительного служения недостаточно разуметь лишь «знамение Креста» – признак общий всем христианам, а должно понимать нарочитую «печать апостольского служения», т. е. те сугубые дары Святого Духа, которыми в день Святой Троицы наделены были апостолы (в частности, напр., дар языков, особенно поражавший многих и заставлявший их уверовать во Христа – Деян.2:12–13, 37 ). «И пошлю... к народам, в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова». Целый ряд данных географических и этнографических терминов. Так как этими терминами пророк хотел показать пределы распространения миссионерской проповеди спасенных, то и местности, или народности, обозначаемые ими, должно искать, так сказать, на самом горизонте пророческого поля зрения. «Фарсис» – в нынешней Испании – крайний пункт на Западе ( Ион.1:3 ; Ис.23:6 ; Ис.60:9 ). «Пул и Луд» – по-видимому, крайние пункты на Юге, и «Тубал и Яван» – границы на Севере. В частности, следует заметить, что этнографический термин «Пул», по-видимому, несколько искажен в современном еврейско-русском тексте 82 . Более правильной следует считать форму «Фут», которая имеется в греко-славянском переводе, 83 а также и в разных других местах еврейской Библии ( Быт.10:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отсюда, утверждают адвентисты, ясно, что слова Св. Писания: „идите от Меня проклятые в огонь вечный“ ( Мф.25:41 ), „лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый“ ( Марк. 9. 43 ), „и дым мучений их будет восходить во веки веков» ( Откр.14:11 ), говорящие о вечности, имеют ограниченное значение. 32 Толкуя слова Иоанна Крестителя: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ), адвентисты говорят: „не сказано, что огонь будет гореть бесконечно, на протяжении всех веков, но говорится только, что он будет «неугасим». Это выражение употреблено здесь, продолжают утверждать адвентисты, для того, чтобы ярче выразить уничтожающую силу этого огня. Он зажжен Самим Иеговой, и потому его не может погасить никакая сила, и он будет гореть до тех пор, пока не пожрет все, что, может служить ему пищей“. Что касается выражения: „где червь их не умирает», то оно, мудрствуют сектанты, представляет картину полнейшого уничтожения. Слово – „геена“ происходит от греческого gehenna. Геенною называлась долина Енномова, на юг от Иерусалима. Раньше там совершалось отвратительное служение идолу Молоху, а затем она была превращена в свалочное место для нечистот, отбросов, трупов животных и мертвых тел разбойников. Для предотвращения эпидемий, легко могущих возникнуть от такой массы гниющих веществ, необходимо было поддерживать огонь. Что не успевал сжечь огонь, то окончательно пожирали черви“. В таком же духе адвентисты объясняют и слова Откровения: „и ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк и будут мучиться день и ночь во веки веков» (20, 9–10). „Необходимо принять к сведению, говорят они, что огонь пожрет нечестивых в буквальном смысле, и этому нисколько не противоречит употребленное здесь выражение „во веки веков». Хотя эти слова означают и безусловную вечность, но не подлежит никакому сомнению, что они служат также и для указания известного ограниченного периода. Это ясно видно, говорят сектанты, из Ион.2:7 ; Исх.21:1–6 ; 1Пар.28:4 ; 4Цар.5:27 “. 33

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010