Опять повторяю сказанное: « Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена ». Поистине страшная угроза! Но ныне — совсем не то. Уже не три дня прошло и не погибель Ниневии угрожает нам, а много дней протекло с того времени, как на земле Церковь разрушена и повержена долу, как все одинаково рабствуют греху, а особенно те, на которых лежит ответственность управления. Чем сильнее зло, тем больше настоит нужда. Поэтому не удивляйтесь, если я убеждаю вас сделать в некотором отношении больше, чем сделали ниневитяне. Я проповедую вам не только пост, но и показываю то врачевство, которое предохранило от падения этот город. Почему так? Потому, что когда Господь увидел (дела ниневитян), « они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел » (Ион. 3:10). Сделаем это и мы с вами. Будем удаляться от корыстолюбия и славолюбия, прося Бога явить нам Свою помощь и восстановить падших наших братий. Мы не того должны страшиться (что угрожало Ниневии). Тогда имели ниспадать камни и бревна, и погибать тела; но нет ничего такого, но зато души имеют быть преданы огню гееннскому. Призовем же (Бога), прославим Его; за прошедшее испросим у Него прощение, а на будущее будем молить Его, чтобы, освободившись от этого лютого и сильного врага (греха), нам быть достойными воссылать хвалу человеколюбивому Богу и Отцу, с Которым Сыну со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 11 « Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова » (Еф. 4:4–7).   Почему в церкви один получает больше, а другой — меньше. — Смирение необходимо для единства тела церкви. — Епископ поставлен для научения словом. — Производить разделения в церкви — не меньшее зло, чем впадать в ереси.   1. Павел требует от нас такой любви, которая бы связывала нас между собою, делая неразлучными друг от друга, и — такого совершенного единения, как бы мы были членами одного тела, потому что только такая любовь производит великое добро.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Какая опять тесная связь между человеком и «землею со всем ее воинством»! Какое божественное понимание стыда наготы, как наказания за грех , а не как закона природы! Какой божественный взгляд на многообразную плоть» и зачала Ева и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа»…, и «принес Каин от плодов земли дар Господу», а Авель «от первородных стада своего и от тука их» ( Быт. 4:1–4 )!.. А вот перед нами на страницах той же библии и «вся Божья тварь», вся «многообразная языческая плоть». Когда Господь заключал Свой завет с Израилем, то не с ним только, но через него и со всяким «иноплеменником – не от семени Авраама» и со всякою плотью, которая на земле…, и с птицами, и со скотами, и со всеми зверями земными», словом, со «всею землею»… Посему и «знамение завета», как например радуга, было «знамением» для всей плоти, для всей земли; посему и к обрезанию приобщались не только «иноплеменники», но даже «плодовые деревья и виноградники» и Богу посвящались все первенцы «от человека до скота» и «жатвенного снопа» ( Быт. 9:17 ; Исх. 13 ; Лев. 19:23–25 ). Замечательно, что вместе с Израилем и через него Господь благословлял и проклинал всякий плод земли и на земле, все стихии природы: «благословен ты… и плод земли твоей, и плод твоих волов, и плод овец твоих… и небеса твои, которые над головою твоей, сделаются медью, и земли под тобою железом»… ( Втор. 28:3–24 ). Вместе с человеком у Израильтян празднует, ликует ( Исх. 20:10 ; Лев. 25:2 ; Ис. 56:9 ), постится, скорбит и покрывается вретищем «вся земля»: «сетует земля… рыдают виноградники… стонет скот… уныло ходят стада волов… Томятся овцы… и взывают… и крепко вопят к Тебе, Господи»!.. ( Иоил. 1 , срав. Ион. 3 ). «Скот также чувствует происходящее», говорит праведный Иов: «спроси у скота и научит тебя, у птицы небесной и возвестит тебе; или побеседуй с землею и наставит тебя и скажут тебе рыбы морские», хотя Господь и «научает нас более, нежели скотов земных и вразумляет нас более, нежели птиц небесных» ( Иов. 12:7–8; 35:11; 36–33 )!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Пророк Исаия, от нощи утреннюющий в желании путеводствоваться повелениями Спасителя и творить волю Его, в Великом каноне стоит как бы в тени – но разве не находим мы в творении преподобного Андрея созвучия тем стихам пророка, которые по богослужебному уставу предваряли тропари Канона: Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде… Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26:9-19). Преподобный Андрей постоянно использует (а иногда почти дословно цитирует) богодухновенные слова Исайи, имеющие, по выражению святителя Кирилла Александрийского, «ясность евангельской проповеди». У святого Андрея: Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умно, Света Превечна (ВК 5:21). У пророка Исайи: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9:2); Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше… (Ис. 66:13-14). «Умное видение», умственное созерцание Предвечного Света у преподобного Андрея неразрывно связано с покаянием: Калом смесихся окаянный умом, омый мя, Владыко, банею слез моих, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег (ВК 5:14), Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя… ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя (ВК 7:17), «Смилуйся, Спаситель, и возврати мне, как поет Давид, веселие!» (ВК 7:18). Еще один пророк Божий, о котором говорит преподобный Андрей – Иона: «В Фарсис убежал Иона, предвидя обращение ниневитян…» (ВК 8:10). Библейские песни из пророка Ионы (Ион. 2:3, 4, 6-8) предваряют тропари Великого канона сокращенной редакции Пророк Иона – один из излюбленных персонажей не только книжной миниатюры, но и храмовой росписи. Не менее часто можно встретить в книжной миниатюре изображения Псалмопевца (Едине Спасе, Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей, – взывал преподобный Андрей); пророков Илии и Елисея (Елисей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога); Даниила с тремя отроками в пещи Вавилонской.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

" И вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Хацор, и Мегиддо, и Газер " (3 Книга Царств 9:15). " Во дни Факея, царя Израильского, пришел Тиглатпаласар, царь ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кадеш, и Хацор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию " (4 Книга Царств 15:29). Раскопки Хацора, начатые в середине 1950-х годов под руководством Йегуэля Ядина, были самыми масштабными за все годы существования государства Израиль. Интерес к городу был продиктован Библией, тем более, что речь шла о завоевании Ханаана — важнейшей вехе истории Израиля. Ядин надеялся открыть не только библейский Хацор, но и предшествовавший ему ханаанейский город. Особенно привлекала возможность найти его клинописный архив, подобный тем, что сохранились от второго тысячелетия до н.э. в Месопотамии, Египте и Сирии. Письма из Хацора, обнаруженные в других архивах, позволяли надеяться на успех. Тем более что в 1962 году оказавшийся на раскопках американский турист случайно подобрал на поверхности холма… клинописную табличку, упоминавшую Хацор и его правителя! Увы, находка так и осталась единственной в своем роде. Зато раскопки позволили воссоздать историю древнего города, самого крупного и значительного во всем регионе. Его общая площадь уже во втором тысячелетии составляла около 80 га, а население достигало почти 20000 человек. Достаточно сказать, что территория Хацора в 10 раз превышала Иерусалим эпохи Давида и Соломона! Древнейшие сведения о Хацоре содержатся в египетских текстах проклятия, относящихся к XIX веку до н.э. Это единственный ханаанейский город, удостоившийся упоминания в архиве города Мари (XVIII в.). Документы показывают его значение, богатство и обширные торговые связи. Он фигурирует и в знаменитом Телль-Амарнском архиве египетской столицы, относящемся к XIV веку. Неоднократны упоминания города в победных надписях египетских фараонов XV — XIV веков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Итак, плач о грехах, чистосердечное в них раскаяние и молитва о помиловании - вот первые средства для отвращения грозящих бедствий общественных. И доказательство на сие в примере Устюжан еще не единственное. Подобным им средством и Ниневитяне отвратили определение Божие о разрушении их города и когда покаялись, то увидел Бог, сказано, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них - и не навел (Ион. 3, 10). Впрочем, если вы, братие, знаете, что общественные бедствия суть следствия наших грехов, то не всего ли лучше отвращать их тем, чтобы избегать грехов? Конечно, так. Тогда и одна святая жизнь ваша предотвратит бедствия и вам к раскаянью прибегать не нужно будет. Аминь. Труды житейские тогда на пользу нам бывают, когда мы на оные испрашиваем благословение Божие (Слово о двою соседу, яко добро ходити в церковь и молитися) Много между нами богатых, много и бедных, и это неудивительно; но вот что замечания достойно: иной всю жизнь свою трудится, - работает, мучится день и ночь, а все у него и работа не спорится и, при всех усилиях, он из нужды выбиться не может; а другой и меньше его знает по работе и меньше трудится, а все и больше добывает его, и счастье и довольство так и текут к нему. - Отчего это? Да, в некоторых случаях, конечно и понять это трудно; но в иных дело просто объясняется. Два клирика, бывшие соседями, добывали себе хлеб насущный шитьем одежд. Один из них имел много детей, жену; содержал кроме них отца и мать и имел обыкновение каждый день ходить в церковь. Этот без нужды, с помощью Божьею, прокармливал свою многочисленную семью. Сосед же его несравненно лучше знал свое ремесло, в церковь не ходил, а работал даже и в праздники; но и одного себя прокормить не мог. Этот последний и позавидовал первому, и раз с гневом сказал ему: откуда и как богатеешь ты? Я несравненно больше тружусь тебя, а все-таки обнищал. Отчего так? Первый и говорит ему: я оттого богатею, что каждый день хожу в церковь и на пути в нее нахожу потерянное на дороге золото. И если хочешь со мною постоянно ходить в церковь, то, пожалуй, я согласен находимое золото, делить с тобою пополам " Бедный клирик поверил и также стал ежедневно посещать церковь. Что же? Хотя он никогда, никакого золота на дороге и не находил, но тоже вскоре приобрел достаток. Тогда первый сказал ему: " видишь ли, брат, сколько хождение в церковь принесло пользы и душе твоей и тебя как обогатило? Но поверь мне, что и я не ради золота, которого никогда не находил на пути, посещал церковь, а посещал потому, что веровал словам Господним: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам, и они оправдались на мне. А если я и сказал тебе о находимом мною золоте, то и в этом, как видишь, не погрешил, ибо подлинно, чрез хождение в церковь, оба мы: и ты, и я, приобрели все нужное нам " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Ион.1:1–3 с Ион.3:1–2 ), он пререкает Иегове (ср. 1:3 с 4:1–4, 8–9) и всё-таки исповедует Его Господом неба и земли (ср. Ион. 1:9 с 2:10 и 4:2) и исполняет волю Его; один и тот же он и в своих отношениях к язычникам, как чтителям суетных и ложных богов, недостойным милостей Иеговы (ср. Ион.1:2–3 с Ион.2:9–10 и Ион.3:10 ); один и тот же он и в своём поведении вообще, в своём характере 229 . Точно также и в изображении язычников нет ни одной черты в книге, дающей право предполагать разновременных писателей её; во всех предполагаемых Нахтигалем частях они представляются почитателями ложных богов, по слову еврейского пророка обращающихся к Иегове и милуемыми этим последним (ср. Ион. 1:5, 6, 14–16 с Ион.2:9, 10 и Ион.3:5–10 ). Соответствие между частями книги в этом отношении так велико, что многие из богословов отрицательного направления указывают на это сходство, как на нечто крайнее, искусственное. Писатель книги остаётся равен себе во всех частях книги и в изображении Иеговы. И в начале, и в середине, и в конце её Иегова изображается, как Всемогущий Владыка неба и земли, Которому повинуются и море, и ветер, и рыбы, и черви (ср. Ион 1:4 ; Ион.2:1 с Ион. 2:4, 10 и Ион.4:6–8 ), как Правосудный и Святой, Которому злонравие равно неприятно как в иудеях, так и в язычниках (ср. Ион.1:2–4 и Ион.2:1 с Ион. 3:1–10 ) и наконец, как добрый и милостивый, прощающий кающихся и обращающихся к Нему грешников, к какому бы народу они ни принадлежали (ср. Ион.1:14–15 с Ион.2:8 ; Ион.3:10 и Ион.4:11 ). Существеннее и сильнее, по-видимому, второе основание мнения Нахтигаля, состоящее в различии, будто бы, языка и образа изложения в различных частях книги. Несомненно, что в этом отношении 3–10 стихи второй главы существенно отличаются от остальных глав книги; но из этого нельзя выводить заключения о разновременности их происхождения; отдел этот по самому содержанию своему, как молитва пророка, должен существенно отличаться от остальных глав книги чисто исторического содержания; язык поэзии и не может быть тот же, что язык прозы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Ещё больше книга пр.Ионы отличается от неканонических исторических писаний характером идей, лежащих в основе её, относительно иудеев и язычников и их взаимоотношений и отношении к Иегове. Правда пр.Иона в книге его имени выставлен не желающим спасения язычникам, огорчающимся помилованием их от Бога ( Ион.1:3 ; Ион.4:1–11 ); но в противовес этим личным чувствам пророка в книге выставлены и его религиозные убеждения, по которым он непоколебимо верует, что если корабельщики бросят его в море, то море престанет и Бог сохранит этих язычников, из которых каждый молился богу своему ( Ион.1:4–12 ), – выставлены его убеждения, по которым он, ещё будучи в земле своей, твёрдо верил, что Иегова – Бог человеколюбивый и милостивый, помилует Ниневию ( Ион.4:2 ). Самые же события, рассказанные в книге, ещё громче вещают эту истину о милостивом отношении Иеговы не к иудеям только, а и к язычникам; помилование корабельщиков ( Ион.1:15 ) и, главное, ниневитян ( Ион.3:10 ; Ион.4:11 ), – вот факты, ярко выступающие в этой небольшой книжке. В заключении же книги прямо высказывается убеждение, что Иегова, как Бог не иудеев только, а и язычников ( Ион.4:11 ), не может даже не жалеть последних. И язычники в этой книге представляются вполне достойными таких милостей Иеговы. Правда, вопль злобы их доходят до неба ( Ион.1:2 ) и они чтут суетное и ложное ( Ион.2:9 ), но они молятся богам своим ( Ион.1:5 ), приносят жертвы и дают обеты Иегове ( Ион.1:16 ) и отступают от злых дел рук своих ( Ион.3:6–9 ). He то – в неканонических книгах. В них это отношение иудеев к язычникам и соответственное с ним воззрение на этих врагов Иеговы достигает крайней степени своего напряжения. Дознанная ещё опытом плена, сладость верности отеческой вере и закону, с одной стороны, и с другой, вся горечь противоречия, в каком стояла по отношению к этой вере и закону, долженствовавших сделать евреев первым народом в мире, живая действительность, по которой евреи, несмотря на всю свою буквалистическую привязанность к отеческой вере, находились в непрерывной почти политической зависимости от тог или другого из царств Азии, невольно порождали в иудеях уже не гордое только и пренебрежительное, a и раздражительное, обидчивое воззрение на язычников и отношение к ним, которое резко бросается в глаза в неканонических книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Ещё Гезениус, на основании филологических и грамматических отличий одних библейских книг от других, определял признаки, по которым можно узнавать, к до-пленному или после-пленному периоду литературы относится известная книга 265 ; за ним пошли другие и особенно те богословы филологи, которым хотелось свести многие раннейшие писания к после-пленному времени, чтобы заподозрить их подлинность. К этому же доказательству обратились противники подлинности и нашей книги; на ценности этого доказательства настаивали особенно Ейхгорн, Ян, Крамер, Де-Ветте, Розенмюллер, Фридрихсен, Нёльдекке и др. 266 По ним, следы позднейшего арамейского диалекта, которые находятся в нашей книге, суть: 1) отдельные слова, которые встречаются в книгах не раннейшего сравнительно с пленом, а именно позднейшего времени. Слова эти: мaлxijм – корабельщики ( Ион.1:5 ), которое встречается ещё только у Иезекииля Ион. Иез.27:9, 27, 29 , но нередко у сирийцев и арабов; гс э фijhax – корабль ( Ион.1:5 ), которое нигде ещё не встречается в священных еврейских книгах, но тем чаще у арабов; ijm э шэт – думал ( Ион.1:6 ), которое в форме kal встречается только ещё один раз у Иеремии ( Иер.5:28 ). 2) Слова, встречающиеся в раннейших сравнительно со временем плена писаниях, но в книге пр. Ионы имеющие или форму, или значение такие, которые они получили только у позднейших писателей. Так в Ион. 4:11 вместо раннейшей формы количественного числительного употреблена позднейшая; слова кр – проповедывал ( Ион.1:1 ; Ион.3:2 ), мнг – предуготовлял ( Ион.2:1 ; Ион.4:6, 7, 8 ), т‘м – царское повеление, эдикт ( Ион.3:7 ), бр – отдалялся, уклонялся, употреблены точно также в позднейших значениях. 3) Слова: ’элorijм rшмijм – Господь небес ( Ион.1:9 ), которые составляют позднейшую замену раннейших слов: ’элorijм цэб с аот – Господь Саваоф. 4) Усиление значения глагола тождественным с ним по значению существительным, например, bijjp э ’y ijp’ э аг – устрашились страхом ( Ион. 1:10, 16 ), или: bjэp ρ с г – огорчился горестью ( Ион.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Даже то обстоятельство, что в Ион.2:3–10 нет тех халдеизмов и арамеизмов, которые встречаются в остальных главах книги, обстоятельство, на которое Нахтигаль обращает особенное внимание, как на доказательство разновременности происхождения этой и других частей книги пр. Ионы, вполне может быть объясняемо и без предположения о разновременности происхождения указываемых частей книги. Мысль о разновременном происхождении различных частей книги слишком важна в качестве доказательства исторической неподлинности книги Ионы, чтобы пропускать её мимо. Между тем ни один из защитников этой неподлинности, кроме Бунзена, не старался поддержать Нахтигаля в его предположении о разновременности происхождения молитвы пр.Ионы и остальных частей книги и все доказывали противное; видно слишком слабо это предположение. И действительно самого поверхностного взгляда на дело достаточно, чтобы видеть, что книга пр.Ионы во всех своих частях написана пером одного писателя. Помимо единства представлений, даваемых различными частями книги о выведенных в ней лицах, самый образ изложения во всей книге один и тот же. Всюду одинаковая краткость в описании природы и подробность в изображении людской деятельности; во всех частях книги одни и те же выражения (ср. Ион.1:2 и Ион.3:2 ; во втором стихе третьей главы есть, правда, особенность сравнительно с Ион. 1:2 , но такая, какой не могло бы быть при подражании); во всех частях книги одинаковые обороты речи (ср., например, плеоназмы в Ион.1:3 и Ион. 3:3 , Ион.1:10, 16 и Ион.4:1 ; Ион.1:2 и Ион.4:2 ). Сюда, наконец, относятся одинаковые в разновременных, по разбираемому мнению, частях книги, именно и в Ион.1:5, 10 , и в Ион.4:5 , ςτερα πρτερα т.е. такие обороты, в которых о последующем говорится раньше, чем о предшествующем этому последующему. В заключение разбора гипотезы Нахтигаля нелишне указать на то, что в книге пр.Ионы есть и нечто такое, что не косвенно только, а и прямо опровергает Нахтигаля. По нему, третья и четвёртая главы произошли раньше первой; между тем, в третьей и четвёртой главах встречаются черты, заставляющие необходимо предполагать существование уже тогда и первой главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010