Позднее богослужение продолжалось в доме схиархиеп. Антония (Абашидзе) . В 1942 г. была возобновлена монашеская жизнь на нижней территории лавры, наместником был назначен уставщик архим. Валерий (Устименко), и в Крестовоздвиженской ц. вновь зазвучал К.-п. н. В 1961 г. мон-рь был закрыт во 2-й раз, богослужебная традиция переместилась в частные квартиры: в Житомире совершал службы с К.-п. н. насельник лавры с 1921 г. архим. Спиридон (Лукич), в Киеве - уставщик архим. Феодосий (в схиме Антоний). Во Владимирском соборе службы с К.-п. н. нерегулярно звучали в исполнении старых певчих лавры. Каждое из таких богослужений было событием для верующих Киева. Большую работу по возрождению К.-п. н. провел 1-й наместник Киево-Печерской лавры после ее возобновления в 1988 г. иером. (в наст. время архиеп.) Ионафан (Елецких) : были проанализированы граммофонные записи хора 1910 г., магнитофонные записи 1958-1960 гг., упорядочены нотные архивы архимандритов Валерия (Устименко) и Феодосия. Многое для восстановления мелодического предания мон-ря сделал архим. Спиридон (Лукич), чьи воспоминания об особенностях лаврского богослужебного устава и пения были записаны мон. Лаврентией (Черновой). В возрожденной обители было создано 2 хора - братский и из приглашенных профессиональных певчих. Основную нагрузку нес профессиональный хор, разделявшийся в праздники на 2 лика. Регентом хора приглашенных певчих был Б. И. Орлов. Одними из первых регентов братского клироса были иноки Владимир (Линенко; впосл. архим. Поликарп, уставщик Киево-Печерской лавры) и Павел (Письменный; впосл. архим. Спиридон, насельник Свято-Троицкого Ионинского монастыря). Хоры стремились возродить дух лаврского пения. Живой опыт стилевых особенностей К.-п. н. передал возвратившийся в лавру схиигум. Агапит (Кармаз), до 1961 г. служивший там канонархом. Черты стиля Одноголосие Наиболее ранние формы К.-п. н., записанные киевской нотацией, найдены в Супрасльском Ирмологионе 1596-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 1. 5391) - древнейшей датированной юго-западнорусской нотолинейной рукописи, содержащей переводы крюковых образцов южнорус.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

30 окт. 1992 г. из Киевской епархии УПЦ КП выделена Черкасская епархия (во «епископа Черкасского и Чигиринского» 15 нояб. 1992 был поставлен архим. Нестор Кулиш). К нач. 1993 г., когда каноническая УПЦ имела 226 общин в Киевской обл. и 44 общины в Киеве, УПЦ КП насчитывала 68 зарегистрированных общин в Киевской обл. и 26 в Киеве, среди последних было 8 общин, образованных в 1992 г., и 18 бывш. общин УАПЦ, часть к-рых не успела внести в приходские уставы изменения, утверждавшие их переход в УПЦ КП. Из общин, формально числившихся за УАПЦ, к 1993 г. состояли на регистрации: Киевская духовная семинария (106 слушателей) и Златоверхий Михайловский мон-рь (Там же. Д. 670). 10 февр. 1993 г. открылся жен. мон-рь во имя вмц. Екатерины в с. Ташань Переяслав-Хмельницкого р-на, а 20 авг. 1993 г.- муж. мон-рь во имя прп. Антония Печерского в с. Петровское Киево-Святошинского р-на (эти мон-ри, хотя и были зарегистрированы в органах власти, на деле оказались фиктивными общинами, и создавались, по свидетельству местных властей, всего лишь с целью получения для УПЦ КП новых помещений и для улучшения отчетности). Власти активно передавали раскольникам древние святыни и памятники архитектуры: в июне 1993 г. представитель президента в Киевской обл. И. М. Капштик передал в ведение УПЦ КП Николаевский муж. мон-рь в г. Богуслав, к сент. 1993 г. за УПЦ КП закреплен стилобат киевской Андреевской ц., закрытой к тому времени на ремонт (21 сент. 1993 здесь была зарегистрирована новообразованная «Киевская духовная академия» УПЦ КП). По инициативе Денисенко и при поддержке властей постоянно регистрировались «параллельные» общины УПЦ КП (часто фиктивные), к-рые заявляли свои претензии на храмы и мон-ри, принадлежавшие к юрисдикции канонической УПЦ. Так, 19 авг. 1993 г. по личной просьбе Филарета Денисенко были зарегистрированы общины УПЦ КП: Введенского жен. мон-ря (претендовала на Введенский муж. мон-рь УПЦ), Ионинского муж. мон-ря (претендовала на киевский Ионинский муж. мон-рь УПЦ), Кирилловского жен.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В 1862-1882 гг. в К. е. вновь практиковалась выборность благочинных местным духовенством, возобновления этого местного обычая в дек. 1861 г. добился митр. Арсений. В 1882 г. Синод восстановил назначение благочинных епархиальным архиереем. В целях возрождения еще одной местной традиции - братского движения - в 1862 г. в «Киевских епархиальных ведомостях» был опубликован «Проект устава для сельских братств», на основе к-рого начали возрождаться братства. 15 июля 1864 г. митр. Арсений торжественно открыл киевское Владимирское епархиальное братство. К нач. 80-х гг. XIX в. епархия была разделена на 94 благочиния, включала 1326 приходов, в каждом благочинии насчитывалось от 9 до 27 приходов. В 1882 г. число благочиннических округов по инициативе митр. Платона (Городецкого) было уменьшено до 59, в каждом округе осталось в среднем по 23 храма, 29 апр. 1883 г. митр. Платон утвердил распределение церквей К. е. по благочинническим округам. В 1882 г. в клире К. е. состояли 1330 священников, из них 33 протоиерея. В июне-авг. 1883 и в июне 1884 г. митр. Платон посетил все мон-ри и значительную часть приходов К. е., обращая особое внимание благочинных на состояние приходских храмов (до этого в течение 10 лет Киевские митрополиты не совершали объезд епархии) (ЦГИАК. Ф.127. Оп. 685. Д. 658. Л. 33). Усилиями митр. Платона в 1884-1886 гг. был возрожден Межигорский Преображенский муж. мон-рь под Киевом, упраздненный в 1786 г. Настоятелем мон-ря стал, согласно резолюции Синода 1886 г., настоятель киевского Ионинского во имя Св. Троицы мон-ря игум. прп. Иона (Мирошниченко) с возведением в сан архимандрита, Ионинский мон-рь был приписан к Межигорскому. Митр. Иоанникий (Руднев). Портрет. XIX в. (НКПИКЗ) Митр. Иоанникий (Руднев). Портрет. XIX в. (НКПИКЗ) В 1886 г. по инициативе митр. Платона в Киеве прошел съезд преосвященных юж. и зап. епархий для выработки мер по борьбе с распространением штундизма . В К. е. были учреждены 4 должности епархиального миссионера. В 1896 г. для борьбы со штундизмом митр. Иоанникий (Руднев) основал в Киеве ж. «Миссионерское обозрение». В 1902 г. митр. Феогност (Лебедев) с той же целью открыл в Киеве миссионерский комитет, преобразованный в 1908 г. в Киевский епархиальный миссионерский комитет. По инициативе митр. Иоанникия в 1893 г. было создано Киевское религиозно-просветительское об-во. В 1902 г. основаны киевский отдел правосл. Палестинского имп. об-ва и Киевский отдел Об-ва ревнителей рус. исторического просвещения в память имп. Александра III.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В 1942-1944 гг. на территории ботанического сада К. И. м. принадлежал скит в честь иконы Божией Матери «Знамение», настоятельницей к-рого являлась мон. Мамелфа (Енакоева). В 1944 г., перед закрытием, в скиту проживало 39 монахинь и послушниц, многие из них исполняли послушание «садовниц» в ботаническом саду (ЦДАГОУ. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1. Л. 158-159). Арх.: ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 752. Д. 729; Оп. 761. Д. 181; Оп. 781. Д. 20; Ф. 922. Оп. 1. Д. 18, 41; ЦДАВО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 2706; Ф. Р-5. Оп. 3. Д. 1065; Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1; Ф. 4752. Оп. 6. Д. 241. Лит.: Григорович Н. И. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по Духовному ведомству: (1769-1869). СПб., 1869. С. 178; Петров Н. И. Киев, его святыни и памятники. СПб., 1896; Строитель Киево-Свято-Троицкого общежительного мон-ря в Бозе почивший о. архим. Иона (в схиме Петр). Од., 1902; Ковалинський В. Св.-Троïцький мон-р: [Icmopiя мон-ря]//Ahдpiïbcьkuй yзbiз. К., 1992. 8. С. 7; он же (Ковалинский В.). Меценаты Киева. К., 1998. С. 98-112; Архим. Иона, основатель и настоятель киевского Св.-Троицкого общежительного мон-ря: Житие, подвиги и чудеса. М., 1995; Дятлов В. Святой Троицы Ионинский// Он же. Мон-ри УПЦ: Справ.-путев. К., 1997. С. 26-29; Рилкова Л., Трегубова Т. Св.-Троïцький (Iohibcьkuй) мон-р//Зbiд пам " яток icmopiï та культури Украïни. Киïв: Енцикл. видання. К., 2004. Кн. 1. Ч. 2. С. 1150-1160; Сказания о прп. старце Ионе, киевском чудотворце. К., 2005, 2011; Киевский Св.-Троицкий Ионинский мон-рь. Севастополь, 2008; Житие прп. Ионы, Киевского чудотворца. К., 2009. В. Г. Пидгайко 1991-2013 гг. В 1991 г. на бывш. территории К. И. м. возобновились богослужения: община во главе с игум. Агапитом (Бевциком), первоначально зарегистрированная по адресу частной квартиры на ул. Киквидзе (как скит Киево-Печерской лавры), молилась перед закрытой Троицкой ц. На постройки обители необоснованно претендовала греко-католич. община Киева, которая в 1991-1992 гг. также совершала богослужения перед храмом. 25 нояб. 1992 г. игум. Агапиту удалось добиться разрешения на совершение богослужений в храме; в тот же день была отслужена 1-я литургия. В сер. 90-х гг. XX в. на территорию обители претендовала зарегистрированная в 1992 г. Киевским горисполкомом по адресу резиденции бывш. Киевского митр. Филарета (см. Денисенко М. А.) община «Ионинского мужского монастыря УПЦ-КП», которую возглавил «архимандрит» Изяслав (Ю. А. Карга). Однако благодаря совместным усилиям братии и прихожан обитель удалось сохранить в ведении канонической Церкви.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

5 окт. 1993 г. были обретены и перенесены в Троицкий собор К. И. м. нетленные мощи прп. Ионы. Святыня хранится в соборной крипте в мраморной раке. В левом приделе церкви находится кипарисовый гроб, собственноручно изготовленный архим. Ионой, а также некоторые его личные вещи. В 2010 г. из Покровского мон-ря была возвращена икона Божией Матери «Троеручица» - келейный образ, особо чтимый преподобным, написанный по его просьбе в Белобережской брянской пустыни . На месте явлений прп. Ионе Пресв. Богородицы установлен крест, освященный 25 июля 1996 г. митр. Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) . 4 нояб. 1999 г. было установлено общецерковное прославление прп. Ионы. Основными памятными датами обители являются: праздник Св. Троицы; 25 июля - празднование иконе Божией Матери «Троеручица»; дни явления Божией Матери прп. Ионе - 1 марта (1861) и 9 марта (1862); 9 янв.- день кончины прп. Ионы; 5 окт.- обретение его мощей. В К. И. м. имеются б-ка, воскресная школа для взрослых, певч. и художественная школы, при монастыре трудятся вышивальщицы. В стенах обители готовились и выходили в эфир радиопрограмма «Православный мир», телепрограмма «Православный календарь», телесериал «Паломник». Основным направлением социальной деятельности братии является работа с детьми и молодежью. В 1996 г. была организована детская воскресная школа (под рук. О. В. Алексеевой), по четвергам проходят беседы для молодежи 18-30 лет, действуют объединение «Молодость неравнодушна» и волонтерские группы, оказывается помощь детским домам, домам престарелых, детским больницам. В К. И. м. совершается литургия с сурдопереводом. С 2000 г. издается «Ионинский листок», еженедельная иллюстрированная газета. Первые места на конкурсах изданий для юношества занимает регулярно выходящий ж. «Отрок». В 1997 г. К. И. м. были переданы Зверинецкие пещеры, где был устроен скит во имя арх. Михаила, впосл. преобразованный в самостоятельный монастырь. В 2004 г. в с. Нещеров Обуховского р-на Киевской обл. был учрежден Преображенский скит. В 2008 г. решением Синода УПЦ в с. Вел. Ольшанка Васильковского р-на Киевской обл. открыто подворье К. И. м.- жен. мон-рь в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

http://pravenc.ru/text/1684567.html

23. Свт. Василий Великий. Нравственные правила. – М.: Сибирская благозвонница, 2011. – 208 с. 24. Свт. Григорий Богослов. Песнопения таинственные. – М.: Правило веры, 2004. – 672 с. 25. Свт. Иоанн Златоуст. О браке, семье и воспитании детей. – М.: Артос-Медиа, 2010. – 64 с. 26. Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Евангельское злато. Беседы на Евангелие. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2007. – 336 с. 27. Свт. Николай Сербский (Велемирович). Кассиана. Повесть о христианской любви. Статьи. Проповеди. – СПб: Искусство России, 2010. – 192 с. 28. Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. – М.: Правило веры, 2005. – 688 с. 29. Свт. Феофан Затворник. Спасение в семейной жизни. Поучения. – М.: Трифонов-Печенгский мон-рь: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Льялово, 2004. – 96 с. 30. Свт. Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла. К Ефесянам. – М.: Правило веры, 2004. – 648 с. 31. Свт. Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла. К Коринфянам первого. М.: Правило веры, 2006. – 808 с. 32. Свт. Филарет (Дроздов). Как создать православную семью. – М.: Сибирская благозвонница, 2010. – 46 с. 33. Свт. Филарет, митр. Московский. Православный катехизис. – М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2002. – 224 с. 34. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. М.: Дар, 2007. – 768 с. 35. Слободской С, прот. Закон Божий. – Типография прп. Иова Почаевского. Репринтное издание, 1990. – 724 с. 36. Смолин И., диак., сост. Миссионерский путеводитель по Библии. Нижний Новгород: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. – 304 с. 37. Требник. – М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2002. – 752 с. 38. Уоллис Бадж. Древний Египет: духи, идолы, боги. – М.: Центрполиграф, 2009. – 478 с. 39. Учение о семейной жизни святителя Филарета Московского. – М.: Свято-Троицкий Ионинский мон-рь, 2010. – 64 с. Примечания 1 Избранным народом древние евреи назывались потому, что именно они были единственным народом Древнего мира, кто сохранил веру в единого Бога – Бога Откровения. Все остальные народы Древнего мира исповедовали различные языческие культы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Киевский Церковщинский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2012 г. Киевский Церковщинский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2012 г. В 1991 г. энтузиасты начали расчистку пещер от обвального грунта и мусора (первым был расчищен храм прп. Феодосия). Одновременно здесь работала археологическая экспедиция отдела «Киев подземный» Музея истории г. Киева. Решением Киевского горсовета от 13 янв. 1992 г. пещеры были переданы в ведение музея. В противодействие стихийному посещению пещер 17 апр. 1998 г. была учреждена приходская община храма прп. Феодосия, в которую вошли участники расчистки пещер и археологической экспедиции. К сент. 1998 г. на входе в пещеры была установлена бронированная дверь, после чего началось организованное посещение пещер под контролем общины и музея. 21 сент. 1998 г., в праздник Рождества Пресв. Богородицы, на уцелевшем водном ключе (в стороне от Антониева колодца, обращенного в подземный водный резервуар) насельник киевского Ионинского монастыря игум. Иона (Черепанов; впосл. еп. Обуховский, викарий Киевской митрополии) и иерей Валерий Божок, настоятель Преображенского храма в с. Лесники, отслужили молебен с водосвятием. Подкоп с проникновением в пещеры, совершенный в февр. 1999 г. группой неизвестных лиц, побудил общину обратиться к священноначалию Голосеевского в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-ря с просьбой взять святыню под «опеку». С 27 авг. 1999 г. братия Голосеевской обители совершала в пещерном храме прп. Феодосия регулярные богослужения. В окт. 1999 г. музей подписал с К. Ц. м. договор о сотрудничестве. В 2001 г. МВД Украины передало мон-рю здание клуба и администрации больницы, которое располагалось в недостроенном Никольском храме с примыкающими кельями. Здесь был организован скит, приписанный Голосеевскому монастырю. На Антониевом колодце была возведена каменная часовня с купелью, установлен гранитный крест, построены келии и трапезная. В 2003-2005 гг. завершено строительство Никольского храма, освящение которого 30 дек. 2005 г. совершил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении наместника Киево-Печерской лавры архиеп. Вышгородского Павла (Лебедя) .

http://pravenc.ru/text/1684573.html

За время работы типографии в ней было напечатано ок. 20 книг, в т. ч. переложенное на белорус. наречие «Сказание о житии преподобных Варлаама и Иоасафа» (1637), «Трифологион» (1647), Псалтирь (ок. 1650), Диоптра (1651, 1654), Новый Завет с Псалтирью (1652), Букварь (1653) и «Лексикон» (1653) издателя, поэта и переводчика П. Берынды ( 1632). Гравюры книг, напечатанных в кутеинской типографии, выполнены в традициях барокко и старобелорусского народного искусства. Каждая книга имела искусно декорированный титульный лист, ее украшали заставки, иллюстрации на библейские темы, изящное орнаментальное оформление. В Богоявленском братстве, к-рое насчитывало ок. 200 чел., состояло много талантливых мастеров: художников, резчиков по дереву, чеканщиков и граверов. В мон-ре они не только работали в типографии, но и участвовали в книгописании. На основе артели иконописцев в мон-ре была создана иконописная школа. Кроме того, сложилась своя школа партесного пения. Известен и Кутеинский ирмологий 1651 г. Кодекс сохранился в списке, сделанном для Борколабовского мон-ря ( Ю. П. Бeлapyckiя ipмaлoi - noмhiki музычнага мастацтва XVI-XVIII ст.//Мастацтва Бeлapyci. 1984. 11. С. 54). В 1655 г. для дальнейшей работы по ходатайству патриарха Никона типография из Кутейно была переведена в Иверский мон-рь. XX-XXI вв. В 1904 г. по указу Синода из киевского Ионинского (Ионовского) во имя Святой Троицы мужского монастыря в О. К. Б. м. был переведен игум. Валентин с несколькими иноками. Новый настоятель 11 нояб. 1904 г. ввел общежительный устав Ионинской обители, построил 2-й корпус келий. При игум. Валентине было заведено образцовое лесное и полевое хозяйство, развивалось огородничество, пчеловодство, садоводство, налажен процесс обучения ремеслам: столярному, малярному, портняжному и сапожному. В монастыре находилась аптека, которой заведовал мон. Израиль, имевший фельдшерское образование. В аптеку обращались больные горожане и крестьяне из соседних селений. В 1912 г. в мон-ре проживали игум. Серафим и ок. 60 насельников. В 1915 г. в монастырской братской трапезной была устроена ц. Богоявления. Последним настоятелем (1916-1918) был игум. Ферапонт (Отрощенко). В 1918 г. мон-рь закрыли, здесь было создано товарищество по совместной обработке земли, пришедшее вскоре в запустение. В 20-х гг. XX в. обитель была упразднена, игум. Ферапонт служил на приходах, подвергался арестам (За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951): Биогр. справ./Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 576). Во время Великой Отечественной войны на территории обители находился лагерь военнопленных, с кон. 40-х гг. XX в. сохранившиеся здания использовались как жилье для рабочих Оршанского льнокомбината.

http://pravenc.ru/text/2581587.html

И. был погребен в дубовом гробу в выстроенной по его повелению ц. св. Иоанна Предтечи в Отенской пуст. Незадолго до смерти, по сообщению Жития, святитель составил «завет... о монастыри своем, яко не насиловати ему, снабдети же братии своей» (БЛДР. Т. 7. С. 252). Поскольку тело святителя «не издасть воня», гроб, покрыв досками, 40 дней не засыпали землей и совершали панихиды. Почитание По свидетельству Жития И., и на 2-й год после кончины тело святителя оставалось нетленным. Почитание святителя было связано в первую очередь с Отенским мон-рем. В ц. св. Иоанна Предтечи «присно людем поющим ту и у гроба его стоящим... и многа исцелениа бываху от телеси святаго отца» (Там же). В Похвальном слове И., написанном Зиновием Отенским, содержится рассказ о чудесах, совершившихся по молитвам к И. до 1571 г. При митр. Московском и всея Руси Кирилле (1568-1572) храм в Отенской пуст. сгорел, но мощи И. чудесным образом были сохранены. О случившемся игумен обители сообщил Новгородскому архиеп. свт. Пимену (Чёрному ; † 1571), который приказал возобновить пострадавшую от пожара церковь. Мощи И. были положены в том месте, к-рое определил святитель при жизни. Когда архиеп. Пимен, прибывший в Отенский мон-рь для освящения возобновленного храма, открыл св. мощи, все ощутили благоухание. В 1600 г. монастырь вновь сгорел, мощи И. не пострадали. В 1800 г. большинство построек Отенской обители было разобрано, и на месте Трехсвятительского и Иоанно-Предтеченского храмов был возведен грандиозный одноглавый собор с 3 престолами, из к-рых северный был посвящен И. (престолы собора освящены в 1808-1809). В 1803 г. в соборе, в арке между Трехсвятительской и Ионинской церквами, над захоронением И. была устроена бронзовая позолоченная рака с сенью. В сер. XIX в. за версту от Отенского мон-ря стояла часовня с неглубоким колодцем внутри, по преданию выкопанным И. В монастыре память святителя праздновалась 5 нояб. и в пятницу перед днем памяти прор. Илии (Ильинская пятница). В Ильинскую пятницу к Отенскому мон-рю шли крестные ходы из Новгорода и из ближайших деревень, из мон-ря шествие направлялось в часовню, где совершался водосвятный молебен. В обители хранился почитаемый образ И.- покров с его раки, украденный шведами при разорении Отенского мон-ря в 1614 г., впосл. выкупленный ладожским купцом Шаровым и доставленный в мон-рь.

http://pravenc.ru/text/578254.html

К кон. XVIII в. помимо храмов в О. м. были построены настоятельские кельи при Никольской ц., 4 двухэтажные братские кельи, невысокая каменная ограда с 3 сторон, кроме северной, имевшая 3 угловые башни; с юж. стороны, рядом с братскими кельями, находились ворота. В 1800 г. большая часть построек О. м. была разобрана. При игуменах Мефодии, Захарии и Мисаиле в обители производились масштабные строительные работы. Был возведен новый большой теплый собор, освященный 30 янв. 1804 г. еп. Старорусским Михаилом (Десницким) . Собор имел 3 придела: в средней части - в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (освящен тем же епископом 30 янв. 1808), в южной - во имя прп. Онуфрия Великого (освящен клопским игум. Герасимом 16 июля 1809); сев. придел - во имя свт. Ионы Отенского. В 1803 г. в соборе в одной из 2 арок между Трехсвятительской ц. и Ионинским приделом, над захоронением свт. Ионы (мощи почивали под спудом), была устроена на каменном помосте бронзовая позолоченная рака с резной позолоченной сенью. В обители хранился почитаемый покров с раки свт. Ионы, украденный шведами в 1614 г. и впосл. выкупленный ладожским купцом Шаровым, а затем доставленный в мон-рь. В соборе с нач. XIX в. хранилась почитаемая как чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. В нач. XIX в. были сооружены настоятельские покои, братские кельи с гостиницами, кухни, кладовые и погреба, хлебный амбар, каретный двор, сараи вдоль всей зап. ограды. С вост. стороны был посажен фруктовый сад и выкопан пруд для разведения рыбы. С севера, запада и юга были построены проездные ворота. За оградой находились ветряная мельница голл. типа и скотный двор. К сер. XIX в. за версту от О. м. стояла часовня (построена церковным мастером маляром Романом Семёновым) с неглубоким колодцем внутри, по преданию, выкопанным свт. Ионой в память об избавлении от морового поветрия. В срубе колодца находился деревянный крест с распятием, там же имелся иконостас с неск. иконами (Пресв. Богородицы с предстоящими мц. Акилиной и блгв. кн. Романом, св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца), а также образы на холсте в рост свт. Ионы Отенского и прп. Онуфрия Великого.

http://pravenc.ru/text/2581699.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010