Я помню свои детские впечатления и недоумения при чтении «Моей первой Священной истории», когда после вкушения плода с древа познания добра и зла Адам и Ева не умирают тут же – а именно этого я и ждал, ибо четко звучат слова Божии: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2:16–17 ). Сейчас я понимаю, что смерть вошла в человеческий род после этого вкушения, но тогда мне казалось, что это должно произойти как-то автоматически – ну, как будто пальцы в розетку всунул. Более того, Бог не просто оставил человека живым в тот момент, но Он еще и дал ему обетование, которое мы понимаем как «семя жены сотрет главу змия», а значит, эта смертность, вошедшая в человека, не окончательна и будет побеждена любовью. Неминуемо должно произойти спасение мира: в этом и Промысл Божий и Божественное предопределение – но когда и как это произойдет, зависит как от Божьего провидения, так и от ответа человека. Более того, мы знаем, что пророк Иона возмущается Божественной непоследовательностью и пытается сбежать от возложенного на него поручения проповедовать гибель Ниневии, ибо Бог способен по Своему милосердию отменить Свой гнев, и тогда Иона окажется лжепророком: И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно? ( Иона 3:10–4:4 ). Есть еще один важный момент в Священном Писании , который подчеркивает необходимость человеческого участия в диалоге с Богом: всегда поражает вера праведника в силу своей молитвы, причем молитва эта есть некий спор с Господом Богом о том, что сам праведник не считает свою миссию в земной жизни исчерпанной и надеется еще послужить Господу Богу. Это мы видим в ситуации, связанной с болезнью царя Езекии:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Из многочисленных случаев употребления в Ветхом Завете слова “чу­деса” ( ), большая часть употреблена в прямой связке с “знамениями” ( ъъКаКдИ ), что заставляет предположить доминирую­щее (но все же не единственное!) понимание смысла чудес как особого вида знамений . Однако в Новом Завете все кардинально меняется. При обилии чудес ( t¦ ), знамения ( t¦ shme‹a ) не просто отходят на второй план, их не просто становится меньше, — можно сказать, что они принципиально отвергаются. Христос отвергает предложение сатаны совершить знамение, бросившись со стены храма и оставшись невредимым (Мф 4:5–7; Лк 4:9–12). Христос неоднократно отвергает прямые требования фарисеев явить им знамение (Мф 12:39; 16:4; Мк 8:12; Лк 11:29; Ин 2:18–19), говоря: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение (Мк 8:12). Более того — даже когда Иоанн Креститель посылает своих учеников, которые не вполне понимали, Кто есть Иисус (Ин 3:25–26), спросить: ожидать ли нам другого? (а не “ожидать ли мне другого”), желая, чтобы Христос как-то лично, по-особенному убедил бы их , то Господь отвечает им таким образом, что и общеизвестных совершенных Им чудес достаточно для того, чтобы уверовать тому, кто желает верить Богу (Мф 11:2–5; Лк 7:19–22). Даже для них Он отказывается совершать специальные знамения. Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:39–40); Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего (Лк 11:29–30). Каково значение этих слов? Очевидно, что в том, что Господь и так делает, уже заключено знамение. Ведь Иона — едва ли не единственный пророк Ветхого Завета такого масштаба, который не творил вообще никаких чудес (на что указывал еще преподобный Ефрем Сирин )! И смысл ответа Иоанновым ученикам именно таков.

http://pravmir.ru/ponyatie-chuda-v-hrist...

«Внимайте, придите ко Мне, слушайте – и будете жить. Вечный договор заключу Я с вами, ради верной любви Моей к Давиду; свидетелем для народов Я его сделал, вождем и повелителем народов. Ты призовешь к себе племя, о котором и не знал, племя, не знавшее тебя, к тебе прибежит, ради Господа Бога твоего, Святого Бога Израиля, который тебя прославил. Взывайте к Господу, пока Он рядом, зовите Его, пока Он близко!» Иеремия 31:3134 – самый известный отрывок о новом соглашении; это – также самый длинный отрывок Ветхого Завета, цитируемый в Новом. Причины понять не сложно! Бог, цель которого – проповедь Евангелия, теперь воплотился на земле для того, чтобы исполнить обещания, данные Аврааму, Израилю, Давиду, Иеремии и всем народам и племенам земным! Псалмы изобилуют ссылками на спасение народов. Просмотрите этот неполный список: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему» (65:4). «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами. Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все» (66:56) «Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, ибо Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты» (85:810). «Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, вес племена; ибо велика милость Его к нам, и истина Господня вовек. Аллилуйя» (116:12). К сожалению, Израиль не разделял Божье стремление к спасению народов. Наилучшая иллюстрация этому – лицемерие пророка Ионы. Вспомните эту историю. Господь посылает пророка в Ниневию, чтобы предупредить жителей города о грядущем суде Божьем за их греховность (1:2). Но Иона убегает, не желая совершать этот труд. Он покупает билет на корабль, следующий в противоположном направлении. Но Господь посылает шторм и огромную рыбу, чтобы вернуть пророка обратно. Наконец, Иона произносит проповедь . Жители Ниневии каются. Бог смягчается и предотвращает катастрофу. Но Иона «сильно огорчается» (4:1).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Поэтому, когда у нас есть какая-то страсть, ну, например, к воровству, брать чужое. Мы умоляем, просим: «Пресвятая Богородица, Господе Иисусе Христе, избавь меня от этой страсти, от этого греха!» Или тот, у кого есть желание непреодолимое впасть в грех блуда или прелюбодеяния – надо молиться, взывать к Богу. Мы умоляем Христа и Он нас избавит. Наша вера! Говорят, наступают последние времена… Как в последние времена спастись? Немножко попозже все-таки последние времена придут. Но они придут в любом случае. Хоть сегодня, хоть завтра, мы должны придерживаться своего предания, своей традиции. И всю нашу жизнь и нашу надежду возлагать на Бога. Не надо бояться. И делать из этого тему. Мы видим, сейчас грех господствует в мире. Но с другой стороны, мы видим сколько святых в этом грешном мире. Царство Божие силою берется! Что Вы пожелаете народу Украины? Я хочу пожелать, чтобы Господь дал покаяние этому народу. Искреннее чувство раскаяния. Как в Ветхом завете рассказывается, в городе Ниневии было 120 тысяч народу. И Господь принял решение уничтожить Ниневию за грех. Потому что они впали в страшные грехи. И послал пророка Иону, чтобы он пошел и проповедал им, что приблизился день конкретного для них суда. ( " И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня " (Ион. 1:1-2). И пророк Иона, он не хотел идти. Как? Куда идти?! Он вошел в корабль, чтобы уплыть подальше от Иерусалима. И когда корабль попал в бурю и Иона мог утонуть… Уже выбросили все, любой багаж. Это говорит о том, что уже только жизнь была ценна. Были уже готовы умереть люди. Он же, как известно из Писания, в трюме дремал. Господь послал на него сон. Когда он поднялся наверх, спросил: «Что вы выбрасываете уже последние вещи?» Отвечают: «Мы утонем!» И Иона признался: «Я виноват, выбросьте меня в море, чтобы вы были спасены». Бросили его в море. И кит огромный, как говорит Писание, огромная рыба проглотила его. Через три дня выбросил он (кит) Иону на берег - Ниневийский как раз. Именно возле Ниневии его рыба и сплевала.

http://pravoslavie.ru/68158.html

Пророки, как посланники Божии, смело высказывали истину перед народом и, чтобы сделать ее яснее, часто заимствовали образы выражений из обыкновенной жизни. Так, например, у пророка Иеремии можно встречать резкие сравнения тогдашнего состояния народа с глиняными сосудами. «Как поступают с нечистым сосудом, – говорил он, – выполоскают его и потом опрокинут, так опрокинут будет и Иерусалим». «Один раз, – говорил он, – я видел горшечника, работающего в своей мастерской; горшок, который он делал, не удался ему; тогда он смял его в руках своих и сделал из той же глины другой сосуд. «Не могу ли Я поступить так же, израильтяне? – говорит Господь. – Также точно, как глина в руках горшечника, находитесь и вы в руке Моей! " » В другой раз купил он у горшечника сосуд лучшей работы и, явившись перед старейшинами народными и главнейшими из священников, разбил его перед ними вдребезги и сказал: «Сия глаголет Господь сил: так сокрушу Я народ сей, как сокрушен этот глиняный сосуд, который не может более сделаться целым. Дома и дворцы иерусалимские превратятся в развалины, ибо на кровлях их приносились жертвы идолам и возлияния богам чужим!» 50. Пророк Иона Милосердый Бог Израилев, столько пекшийся об избранном народе Своем, не оставлял Своею милостью и другие народы. Так, раз Господь сказал пророку Ионе: «Встань, пойди в великий город Ниневию и проповедуй в нем, ибо злоба его вопиет ко Мне». А Нивевия была столица царя Ассирийского – город богатый и многолюдный, имевший три дня пути в окружности. Но Иона, не послушав гласа Божия, сел на корабль в Иоппии и, как бы желая убежать от Лица Бога земли Израилевой, отправился совсем в противную сторону. Тогда Господь поднял бурю на море, так что корабль был близок к погибели. Все находившиеся на корабле видели явную смерть перед собою и, объятые страхом, вопияли каждый к своему Богу о помощи. Один Иона спал беспечно в нижней части корабля. Тогда пришел к нему кормчий и сказал: «Чего ты спишь? Встань и моли Бога твоего, чтобы спас нас от погибели!» Люди же, находившиеся на корабле, сговорились между собою бросить жребий, чтобы узнать, кто из них больше всех прогневал Бога. Жребий пал на Иону и он, признавшись в своем преступлении, сказал им: «Бросьте меня в море, и утихнет волнение, ибо я знаю теперь, что из-за меня это ужасное несчастие на вас!» Бросили Иону в море – и волны утихли. Тогда все оставшиеся на корабле устрашились Господа, принесли ему жертвы и стали усердно молиться. Иону же, как только выбросили его с корабля, проглотил огромный кит, но Господь сохранил его живым и во чреве китовом. Три дня и три ночи пророк молился Господу из чрева китова с раскаянием в сердце, и Господь повелел киту выбросить его на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Теперь Господь в другой раз сказал Ионе: «Ступай в Ниневию и проповедуй там, как Я сказал тебе прежде!» В этот раз Иона пошел и начал восклицать на улицах ниневийских: «Еще три дня – и Ниневия погибнет!» Жители поверили словам пророка и стали раскаиваться. Они наложили на себя строгий пост, оделись во вретища от мала до велика, сам царь сложил с себя порфиру и велел повестить по всей Ниневии, чтобы ни люди, ни скот не вкушали пищи и не пили воды; и стали все прилежно молить Бога, да отвратит от них гнев Свой и не погубит их. И действительно, Бог пощадил Ниневию и отвратил от нее грозившее ей наказание. Но это долготерпение Божие до того раздражило Иону, что он воскликнул: «Лучше мне не жить, а умереть! Не сбылось ли, как я думал, когда еще был в стране моей? Затем и хотелось мне убежать от Лица Твоего, знал я наперед, что Ты милостив и щедр, долготерпелив и многомилостив, и не изменят Тебя самые злобы человеческие! Нет, Владыко Господи! Возьми душу мою от меня!» Между тем, он вышел вон из города, сделал себе шалаш и сел передним, ожидая, что будет с городом. Тогда Бог повелел вырасти ночью широколиственной тыкве, которая осеняла бы голову Ионы и доставляла ему приятную прохладу. Иона пробудился от сна, когда солнце начало палить уже лучами своими, и возрадовался, найдя себе защиту от зноя под тенью этого чудесного растения. Но вот на другое утро Господь Бог повелел червю подточить корень растения, и оно завяло. Взошло солнце и начало палить лучами своими голову Ионы. Тогда он опять начал малодушествовать и просить себе смерти. Но теперь Господь Бог сказал ему: «Итак, тебе очень жаль тыквы?» «Очень! – отвечал Иона. – Жаль до смерти!» Господь же сказал: «Вот ты скорбишь о тыкве, над которою не трудился, которой не воспитывал, но которая за ночь родилась и за ночь погибла! Как же мне не пощадить Ниневии, такого большого города, в котором находится более 120 тысяч человек, не умеющих еще различить правой руки своей от левой; и, кроме того, сколько скота!» 51. Вавилонское пленение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Мы можем и должны искать и исповедовать правую веру, понимая, что ложная вера гибельна. Но мы практически никогда (за исключением решений Церкви) не можем сказать ни об одном человеке, что он погибнет. Душа другого человека всегда остается тайной для нас. Господь в Евангелии осудил многих правоверных " праведников " и, напротив, принял и оправдал откровенных грешников. Первым в рай вошел разбойник. Поэтому когда речь заходит о мировоззрении, то естественно говорится об истинном пути и заблуждении, но, говоря о конкретном человеке, мы должны умолкнуть и дать месть Суду Божию, помня слова Апостола: " Внешних же судит Бог " (1 Кор. 5; 13). Вне Церкви нет спасения. Но каким путем человек входит в нее? Как оказались в ней ветхозаветные праведники? Можно ли безусловно отождествлять каноническую Церковь с Церковью Телом Христовым? Когда Святые Отцы говорят, что спасение только в лоне Православной Церкви, этим самым они не утверждают, что спасутся только православные, а из православных только те, что живут праведной жизнью, лишь небольшая группа, а все остальные, то есть весь мир, непременно погибнут. Вы знаете, что сейчас на земном шаре уже свыше 6 миллиардов людей, православных же около 170 миллионов, все прочие или неправославные, или вообще не христиане. Можно ли утверждать, что все эти миллиарды погибнут? Один из известных русских подвижников-исповедников ХХ века епископ Афанасий (Сахаров) писал: " Для меня дороже всего Православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой- либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление " . " Так молиться о неправославных можно и должно " (3). А что означает библейская история о послании Богом пророка Ионы в языческую Ниневию с проповедью покаяния (Иона 1;2)? " И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого " (Иона 3;5). И Бог принял покаяние язычников: " Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? " (Иона 4;11). Интересно, насколько православным было представление о Боге у ниневийских язычников? И если Бог помиловал их здесь за покаяние, то неужели не помилует их там?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1923...

Таким образом книга Ионы настойчиво указывает, что если среда, в которой жили язычники, была дурна и пагубна, – то с другой стороны среди них было много прекрасных человеческих душ, которые не были безвозвратно утрачены для вечного блаженства, ибо и они были спасены пришествием в мир Господа нашего Иисуса Христа, так как в душе их хранился священный огнь Божией правды и любви, возженный в душе человеческой при творении и не погасший еще окончательно 1111 . Следующие стихи еще яснее рисуют, сколько добра было в этих душах. Несмотря на выпавший на Иону жребий, обрекавший его на смерть, и несмотря на грозящую им гибель корабельщики не хотят исполнять над ним приговора, хотя Иона с полным убеждением – и в своей виновности, и в том, что с его погибелью буря утихнет, – требует исполнения приговора. А язычники все колеблются; им жалко этого человека, этого иноплеменника, потому что они лучше его знают, что он брат им по человечеству. Они начинают усиленно работать веслами, чтобы попытаться пристать к берегу, или выкинуться на него с судном. Они все еще надеются, что им не придется выкидывать в море Иону, так как мера эта возмущает их человеколюбивые души. Видя наконец, что силы их ослабевают и что им нет спасения, они возносят к Господу (ст. 14),-т. е. к Иегове, которого чтит Иона, – трогательную молитву, в которой они просят Его «не вменить им кровь невинную». В этой молитве они высказывают еще понимание, что одна воля Божия есть закон для материального и нравственного мира: «Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе». Иону выкидывают в море, и буря утихает. Это так поражает язычников, что они прославляют имя явленного им в сей день Всемогущаго Бога, имя Которого Иегова. Они приносят жертвы и дают обеты. Мы не знаем, в чем заключались эти обеты, но не невозможно, что они выражали обещание идти в Иерусалим и поклониться Иегове в знаменитом на всем востоке, – а тем более в Финикии – храме, построенном Соломоном. Вспомним молитву его при освящении храма: «Если и иноплеменник, который не от Твоего народа.... приидет из земли далекой ради имени Твоего, – ибо и он услышит о Твоем имени великом и приидет он и помолится у храма его: услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое!...».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Все таинственно, все знаменательно в этой книге пророка Ионы: и язычники, молящиеся во время бури богам своим, но требующие, чтобы и Иона молился Богу своему, Богу неведомому им, и тем показывающие, что они ищут Бога истинного (Ср. Деян. XVII, 27). Они суть тип тех народов, живших вне откровения, в которых однако никогда не умирала неиссякающая жажда познать истинного Бога. – Сам Иона есть тип истинного Израильтянина, честного и благочестивого, но сурового и упрямого (жестоковыйного), который глубоко огорчается тем, что Господь помиловал Ниневию; в нем совершенно отражается характер народа Израильского с его полным презрением ко всем другим народам, которых он считает недостойными какой бы то ни было милости Божией 1079 . А между тем сколько чувства доброты выказывают корабельщики язычники после того, как жребий указывает на Иону; как они колеблются выбросить его в море. И бросая Иону в море по его настоянию, они взывают к Иегове ( Uoha I, 14 ) и молятся, говоря: «да не вменишь нам кровь невинного, ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе». Таинственно и поглощение Ионы великой рыбой, которой Иегова «повелел поглотить Иону» (II, 1) 1080 , и которое прообразовало погребение в недрах земли пречистого тела Господа нашего Иисуса Христа (Матф. XII, 39 – 40 и парал.). Трогательно покаяние Ниневитян, – этих погрязших во грехах своих язычников, которые во вретищах и пепле вопияли к Всемогущему, сознавая, что только милосердие Его может спасти их, и что они недостойны Его милостей, ибо, говорили они: «Кто знает, может быть Бог еще умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ионы III, 9). Чрезвычайно замечательно сказание об огорчении сурового Израильтянина, который сетует о том, что Ниневия не погибла, и глубоко умилительно сказание о том милосердном действии и слове Божием, которым Он поучал Иону и вместе с ним весь Израиль: «Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота» (IV, 10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И Сам Бог вечный, Господь наш Иисус Христос, восприявший на Себя плоть нашу со всеми ее немощами – кроме греха, – не молился ли в саду Гефсиманском с великою скорбно и тоскою перед страданием Своим и перед прославлением в Себе всего человека воскресением 1146 ? Если наш Господь и «Начальник жизни» ( Дeяh. III, 15 ) подчинился этому общему закону высшего развития души человеческой, которую Он воспринял с плотью 1147 , – то конечно никому из человеков не может быть дано избежать этого состояния тоски и скорби, без которых не возможно высшее духовное развитие. Возвращаясь к Ионе, мы видим, что и в его жизни тоска и скорбь предшедствуют великому откровению, являющему ему тайны Божия промысла и дающему ему разумение милостивого суда Божия. 9 . «И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти». С милосердием любящего Отца поучает Господь Бог Иону, и в лице его весь Израиль, а в лице Израиля все грядущее ко Христу человечество. Иона очевидно сначала не понимает данного ему урока; он еще не может отрешиться как человек – от себялюбивого взгляда, а как Израильтянин – от гордости и кичливости пред язычниками. Тогда Господь Бог разъясняет ему притчу, совершившуюся на глазах его над ним самим. Мы не знаем, как совершалось откровение, осенившее новым разумом Иону. Совершалось ли оно в тайниках души его, которая развивалась и совершенствовалась в тайной беседе с Богом, просвещающим Духом Святым Своим сердца и мысли; или же – Ионе явился Ангел Господень, вещавший ему слова Господни: мы только уверены в том, что Иона сам начертал по повелению Духа Святаго и повествование о душевной своей немощи, и посланное ему исцеление от человеческого неразумия светом священных слов милосердия Божия. IV, 10. «Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало». 11 . «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010