Иона огорчился тем, что Божественный суд не совершился над городом, и скорбел о том пред Господом. Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии ( Uoh.VI, 2 ). Впрочем, все-таки ожидая исполнения своего пророчества, он, вышедши из города, сделал себе шалаш и укрывался в нем от солнечного зноя. Для вразумления пророка, по повелению Божию, в одну ночь выросло из земли тенистое дерево (вероятно, из породы тыквенных), защищавшее его от лучей палящего солнца и дававшее ему прохладу. Иона был очень рад укрыться под тенью этого растения; но на другой день вместе с зарей червь подточил корень растения, оно засохло, и солнце снова начало палить зноем своим голову Ионы. Сильно опечаленный этим, пророк просил себе смерти. Тогда Господь сказал ему: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота ( Uoh.IV, 10, 11 ). Вразумленная и помилованная Богом Ниневия существовала после того еще более 200 лет, пока не была разрушена в 610 г. Набополассаром, ц. вавилонским, и Циаскаром, ц. мидийским. В последней – IV гл. книги пр. Ионы повествование о нем отрывисто заканчивается. На пр. Иону указывает сам Господь наш Иисус Христос в следующих словах: Ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Mф. XII, 39–41 ). Род лукавый и прелюбодейный, говорил Он в другом месте, знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка ( Mф.XVI, 4 , Лk. XI, 29–32 ). Замечательно, что в первой из этих цитат слова Господа: во чреве кита в подлиннике употреблены именно те же самые, которые соответствуют словам греческого перевода кн. Ионы ( Uoh.I, 17 ), в которых на еврейском стоит: кит, а не большая какая рыба, как думают некоторые. Повторяем, это важно в том отношении, что дает нам видеть в этих словах не только подтверждение самим Господом исторического характера повествования о пр. Ионе, но и подтверждение, выраженное святыми устами Его, греческого перевода Библии. Приведенные нами тексты в Новом Завете и в IV кн. Цар. ( 4Цap.XIV, 25 ) свидетельствуют о том, что Иона был действительно лицо и что книга, носящая его имя, передает нам действительно исторические факты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

С евр.: «И сказали ему: что нам с тобою делать, чтобы море для нас утихло, ибо море более и более волновалось». Пророк понял, что корабельщики бедствие, ими теперь претерпеваемое, приписывают гневу богов. Нет, говорит св. Иона, не богов ваших я чту, а Бога истинного, сотворившего небо, море и сушу, давая разуметь, что не языческие боги воздвигли эту бурю, а Бог истинный, Творец моря. Слова пророка и здесь очень кратки, но последующие слова пловцов показывают, что он говорил им пространнее, более, чем здесь сказано, исповедал, между прочим, что он бежал от лица Господня, ослушался Его повеления, говорил так сильно и убедительно, что язычники пришли в великий страх при одной мысли, что Иона бежит от лица Божия, т. е. бежит от поручения, данного ему Богом, сильно испугались, ибо и они знали, что Бог поруган не бывает, что мщение Божие найдет преступника, осмелившегося противиться Его повелению всюду, где бы он ни был, на суше или на море. Потому с упреком сказали Ионе: что сие сотворил еси? Т. е. как же ты, зная все это, решился бежать от вездесущего Творца неба и земли? При сем язычникам, конечно, пришла и та мысль, что, приняв на свой корабль такого великого преступника, чрез это они сами сделались соучастниками в его преступлении пред Богом, а потому и они виновны, должны погибнуть от бури. Все это вместе привело пловцов в великое смущение. Сделав строгий выговор пророку, мореплаватели не решаются, однако, произнести смертный приговор (ибо и у язычников наказывали смертью оскорбителя богов), но спрашивают самого Иону, как поступить с ним, дабы утолилось, т. е. успокоилось, море, которое между тем сильнее и сильнее волновалось. 12) И рече к ним Иона возмите мя и вверзите в море, и утолится море от вас понеже познах аз, яко мене ради волнение сие великое на вы есть. С евр.: «Он сказал им: возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что за меня постигла вас буря сия великая». Пророк не замедлил решением вопроса. Вполне сознавая свою вину пред Богом и что вполне достоин смерти, Иона предложил корабельщикам бросить его в море для утоления гнева Божия; при сем предсказывает, что море действительно успокоится, кораблеплаватели спасутся от бури и потопления – и утолится море от вас – т. е. для вас, для вашего спасения море утихнет. Таким образом, в сем решении Иона, с одной стороны, выразил глубочайшее раскаяние в своем преступлении и решился искупить его своею смертью , с другой – величайшую любовь к своим ближним, для спасения которых решился умереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Следовательно перевод Семидесяти сам по себе не может служить доказательством того, будто Иона находился во чреве того животного, которое называется китом ныне в естественной истории. В Римских катакомбах изображен поглощающим Иону не кит, а какое-то морское чудовище, похожее на дракона. Следовательно, в первые времена христианства не считали необходимым понимать здесь непременно кита. И был Иона во чреве китовом три дня и три ночи, и помолися Иона ко Господу Богу своему от чрева китова (2:1–2). В этой молитве Иона изобразил свое крайнее бедствие – как он заживо во чреве чудовища унесен во глубину морскую, в область неизбежной смерти или, лучше сказать, в ад; – лишен надежды когда-нибудь явиться в храм, чтоб принести молитву в узаконенном месте; посему, не имея возможности хотя бы издали устремить очи ко храму, пророк в предсмертном томлении, как бы из области тления, возносит молитву о сохранении своей жизни и дает обет принести жертву хваления и исповедания (2:3–10 1151 ). Тогда Господь повелел морскому чудовищу, и оно извергло Иону на сушу, – по преданию, на скалу между Беритом и Триполи, вдающуюся в море и называемую горою Ионы (2:11). Тогда последовало вторичное повеление Божие идти в Ниневию, и встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню. Ниневия же была город великий у Бога, т. е. чрезвычайно велик, на три дня ходьбы (3:1–3). Ниневия, по единогласному свидетельству древних, была самым могущественным, богатым и великолепным городом. Но пророк, согласно с лежавшей на нем обязанностью – обойти по его улицам и возвестить всем жителям предстоявшее наказание, указывает только на обширность Ниневии: на три дня ходьбы. Это указание совпадает с обозначением окружности Ниневии в 480 стадий у Диодора Сицилийского (Lib. 11:сар. 65). Ибо Геродот (Lib. V, сар. 53) говорит, что у путешественников в древности полагалось проходить 150–160 стадий в день. Великолепие же и могущество Ниневии, столицы Ассирийского царства, было общеизвестно в Иудее. Потому оно только кратко обозначено выше решимостью Ионы бежать от лица Господня… И в этот то великолепный царственный город вошел безвестный чужеземный путник и начал проповедывать: еще три дня, с подлинника сорок дней, 1152 и Ниневия превратится, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Покаяние ниневитян было так сильно и искренне, что оно способно было продлить долготерпение Божие. Под влиянием проповеди Ионы они «обратились от злого пути своего», и под этим злым путем нужно разуметь не только их внутреннюю беззаконность и нечестие, но и тот путь кровожадной и хищнической завоевательности, который был главным их историческим грехом и от которого грозила неминуемая гибель царству Израильскому. Беспримерное сокрушение смирило их неукротимый дух, и они оставили на время свое намерение о разгроме и разрушения того народа, откуда вышел столь чудесный пророк. И вот в виду такого покаянного сокрушения ниневитян, «пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» ( Ион. 3:10 ). Между тем Иона, обойдя с своею проповедью всю Ниневию и не зная еще о решении милосердия Божия, вышел за город и ожидал, что будет с ним. Когда пришел назначенный им срок, а предсказание о гибели Ниневии не осуществилось, то Иона, узнав о милосердии Божием, поддался тому мелочному чувству себялюбия, от которого по временам не бывают свободны и великие праведники. Он крайне огорчился неисполнением его проповеди и обратился к Богу с укорительной молитвой, в которой старался даже оправдать свою попытку бежать от лица Господня в далекий Фарсис, так как все равно проповедь его оказалась, на его взгляд, излишней. Но это огорчение вытекало из мелочного недомыслия и потому сам Иона нуждался в наглядном уроке, который и преподан был ему. За городом пророк оказался под нестерпимыми лучами жгучего солнца; чтобы укрыться от зноя, он наскоро сделал себе из ветвей навес и в крайнем изнеможении сел под ним. Но навес мало защищал его от палящего солнца, и потому он чрезвычайно обрадовался, когда над головою его с чудесною быстротой поднялось одно туземное растение, своей широкой листвой давшее густую благодатную тень 251 . В этой прохладной тени Иона забыл и о своем огорчении, и спокойно проспал ночь. Но на следующей день, когда опять наступил зной, растение, за ночь подточенное червем, столь же быстро засохло, как оно и выросло, и опять знойные лучи солнца с палящим восточным ветром так сильно стали жечь беззащитную голову пророка, что он совершенно «изнемог, и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить». «Неужели так сильно огорчился ты за растение?» спросил его божественный голос. – «Очень огорчился, изнеможенно отвечал Иона: даже до смерти». Тогда Господь и преподал ему великий урок: «ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота»?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В XIV огласительном поучении св. Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус Христос во Евангелии сказал: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Mф. XII, 40 ). Рассматривая повесть об Ионе, мы находим в ней действие очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона послася ( Uoh. I, 2; III, 2 ). Но он бежал, не ведая будущего. Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное... Иона был ввергнут во чрево китово: Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: От власти ада Я искуплю их от смерти избавлю их ( Ocuu XIII, 14 ). Иона из чрева китова молился, говоря: к Господу воззвал я в скорби моей, из чрева преисподней я возопил ( Uh. II, 3 ). Это говорил он, еще находясь в ките. Но, находясь в ките, он говорил о себе, что находится в преисподней (во аде); потому что он был пред изображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно, пророчествуя, он сказал от лица Христова. Попре глава моя в расселине гор ( Uoh. II 6). Если он был во чреве китовом, то какие там горы? Знаю это, отвечает он; но я служу образом Того, Кто будет положен в иссеченном каменном гробе. Находясь в море Иона говорит: До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня ( Uoh. II, 7 ); потому что он носил образ Христа нисшедшего в землю». Подобным образом св. Епифаний Кипрский указывает со всею ясностью и определенностью местонахождение ада во внутренности земли, описывая в Слове своем на Великую Субботу спасение людей Богочеловеком. Вот выдержки из этого Слова: «Отчего толикое безмолвие на земле? Что значит это безмолвие и молчание великое? Безмолвие великое: Царь погрузился в сон. Земля убоялась и замолкла, потому что Бог во плоти уснул. Бог во плоти уснул, и ад ужаснулся. Бог уснул на краткое время – и спящих издревле, от Адама, воскресил. Ныне спасение сущим на земле и от века сущим под землею; ныне спасение всему миру – и видимому, и невидимому.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

на разстоянии пути трех дней. и начал Иона входить в сей город на разстоянии пути одного дня. и проповедывал и говорил: еще три дня, [[Еще 40 дней… (Мак.)]] и Ниневия будет разрушена. и поверили Богу мужи ниневийские. и оповестили пост. и оделись во вретища, от малого до большого у них. и дошло это слово до царя ниневийскаго. и он встал с престола своего. и скинул с себя одежду свою. и оделся во вретище. и сел на пепеле. и было оповещено и сказано в Ниневии от лица царя и вельмож его, говоривших: «люди и скоты, и волы и овцы, пусть ничего не едят, и не пасутся и воды не пьют». и облеклись во вретища люди и скоты. и возопили к Богу прилежно. и воротился каждый с пути своего худаго, и от неправды, что сподручна им, говоря: кто знает? авось передумает и умолен будет Бог. и прекратит гневную ярость свою. и мы не погибнем. и увидел Бог дела их, как воротились они с путей своих худых. и потужил Бог о зле, которое, как говорил, сделает им, и не сделал. И опечалился Иона печалию великою и смутился. и помолился Господу и сказал: о Господи! Не то же ли самое я выражал, когда был еще на земле своей? посему и предварил это бегством моим в Фарсис. ибо я знал, что ты милостив и щедр. долготерпелив и многомилостив. и отдумываешь наказывать людей за злодеяния. и ныне, владыко, возьми душу мою из меня. ибо мне лучше умереть, нежели жить мне. и сказал Господь Ионе: вельми опечалился [[И сказал Иегова: хорошо ли это, что ты огорчился? И вышел Иона из города… (М.).]] ты? и сказал: вельми печален я даже до смерти. и вышедши Иона из города, сел насупротив города. и сделал себе кущу. и сидел под нею в тени, дабы видеть, что будет городу. и повелел Господь Бог тыквеннице. и выросла она выше головы Ионы. Дабы тень была над головою его, чтобы осенять его при озлоблениях его. и обрадовался Иона сей тыквеннице радостию весьма великою. и повелел Господь Бог червю, на заре другого дня. и напал он на тыквенницу. и она изсохла. и было после сего: взошло солнце. и повелел [[Бог повелел дуть восточному тихому ветру.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Об этом пророке мы скажем подробнее в следующей беседе. Св. пророк Осия (около 800 лет до Р. X.) предсказал о принятии язычников в царство Мессии и произвольном отпадении Израиля, о победе Иисуса Христа над смертью и адом. И помилую, говорит Господь устами сего пророка, непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет «Ты мой Бог!» (2:23). От власти я ада искуплю их. Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа? (13:14). Св. Иоиль, современник Осии, пророчествовал о сошествии Святого Духа на Апостолов и всех верующих, также о втором славном и страшном пришествии Иисуса Христа на землю. Изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши. И также на рабов и на рабынь в те дни изолью от духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце обратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. (2:28–32; 3:11–16). Св. Амос, предсказав о рассеянии народа израильского по всей земле, присовокупляет от лица Божия: в тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее как в дни древние. (9:11) Св. Иона пророчествовал об Иисусе Христе не столько словами, сколько некоторыми событиями жизни своей. Бог послал Иону проповедовать сначала евреям, а потом язычникам, жителям Ниневеи, – с угрозою, что если они не покаются и не исправятся, то город их будет через три дня разрушен, уничтожен. Не понимая планов и целей Промысла, Иона хотел уклониться от и исполнения воли Божей; как человек, он боялся, что пророчество его о погибели Ниневеи не исполнится, по причине беспредельного милосердия Божия; и потому Иона бежал в Иоппию (Яффу) и сел на корабль, плывший в отдаленные страны. Взволновавшееся море обличило его преступление; Иона был брошен корабельщиками в воду, по его собственному признанию в вине пред Богом, и был поглощен китом. Три дня и три ночи пробыл Иона во внутренностях морского чудовища, раскаялся в своем непослушании, вознес теплую молитву к Богу – и Бог спас его; кит изрыгнул Иону на берег целым и невредимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

А для меня равно достоверно и то и другое. Ибо верую, что и Иона сохранен, потому что «у Бога вся возможна» ( Мф. 19:26 ). Верую, что и Христос восстал из мертвых, ибо имею многие на это свидетельства в Божественных Писаниях, и в видимой до сего дня действенности Воскресшего, Который один снисшел во ад, а изшел в сонме многих. Снисшел в смерть, «и многа телеса усопших святых восташа» ( Мф. 27:52 ). 19. Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялись вы, «вратницы адовы» ( Иов. 38:17 )? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого» ( Мф. 11:3 )? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть, потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после этого каждый из проповедников сказал: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15:55 ). Нас искупил Победодавец. 20. Сего Спасителя нашего образ представил собою Иона пророк, из чрева китова молясь и говоря: «К Господу воззвал я в скорби моей» и далее: «из чрева преисподней» (Иона, 2:3). И хотя был в ките, но говорил о себе, бывшем в ките, что он во аде, потому что был образом Христа, имевшего сойти в ад. И через несколько слов, весьма ясно пророчествуя, продолжает речь от лица Христова: «понре (погрузилась) глава Моя в разселины гор» (6), между тем как был во чреве китовом. Какие же горы содержат тебя в себе? Знаю, говорит он, что прообразую собою Того, Кто будет положен во гробе, иссеченном из камня. И будучи в море, Иона говорит: «снидох в землю» (7), потому что носил на себе образ Христа, снисшедшего в сердце земли. И провидя, как иудеи убеждают воинов солгать, и говорят: «скажите, что украли Его» ( Мф. 28:13 ), Пророк продолжает: «чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего» (Иона, 2:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

То же место для ада определяет и Священное Писание Нового Завета. Возвещая о нисшествии в ад Своей душою и неразлучным с ней Божеством, Богочеловек сказал: Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12: 40). Объясняя слова Спасителя, блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Господь исполнил это предсказание Свое, «сошед в преисподнюю землю до ада». Господь, по словам святого апостола Павла, сниде прежде в долнейшыя страны земли, – по русскому переводу: в преисподние места земли (Еф. 4: 9), а по словам апостола Петра: находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3: 19). «Душа Христова, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – нисходит во ад для того, чтобы как живущим на земле воссияло солнце правды, так и для сидящих под землею, во тьме и сени смертной, воссиял свет» (Точное изложение православной веры, кн. 3, гл. 29). В 14-м огласительном поучении святого Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус во Евангелии сказал: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12: 40). Рассматривая повесть об Ионе, мы находим в ней действие, очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона был послан (см.: Ион. 1: 2–5). Но он бежал, не ведая будущего. Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное… Иона был ввергнут во чрево китово. Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: от руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я (Ос. 13: 14). Иона из чрева китова молился, говоря: воззвал я в скорби моей ко Господу Богу… из чрева адова вопль мой (Ион. 2: 3). Это говорил он, еще находясь в ките. Но, находясь в ките, он говорил о себе, что находится во аде, потому что он был предызображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно пророчествуя, он сказал от лица Христова: морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел (Ион. 2: 6–7). Если он был во чреве кита, то какие там горы? «Знаю это, – отвечает он, – но я служу образом Тому, кто будет положен в иссеченном каменном гробе». Находясь в море, Иона говорит: земля своими запорами навек заградила меня (Ион. 2: 7), потому что он носил образ Христа, «нисшедшего в землю» (Поуч. 14, гл. 17, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Задолго до рождения на земле Иисуса Христа жил между евреями св. угодник Божий и пророк Иона. Однажды Господь Бог повелел ему идти в дальний чужой город, который назывался Ниневия. Теперь от этого города почти не осталось и следов, а тогда он был огромный и богатый город; обойти его можно было не меньше, как в три дня. Люди, живущие в нем, были очень грешны и прогневали Бога своими пороками. От того Господь и повелел пророку Ионе идти туда и сказать всему народу что, если он не покается в своих грехах, весь погибнет и с городом своим. Пророку не хотелось, чтобы жители Ниневии покаялись, и чтобы Господь помиловал их, потому что они были врагами евреев. Он осмелился ослушаться Бога, вздумал убежать от Него, забывши, должно быть, что от Лица Божия нигде не скроешься, и что Бог везде. Для этого Иона пришел в этот самый город Яффу (по-тогдашнему Иоппию) и здесь нанял себе место на корабле, чтобы уехать в далекую сторону. Но когда корабль этот отправился из Яффы по морю, то Господь пустил по морю большой ветер, сделалась сильная буря, и корабль готов был разбиться. Корабельщики испугались, стали молиться богам своим (они не знали истинного Бога) и выбрасывали из корабля бывшие на нем вещи, чтобы облегчить его. Иона в это время спал внутри корабля; разбудили и его, чтобы и он помолился своему Богу. Но ничто не помогало. Наконец, бывшие на корабле сказали друг другу: «бросим жребий, чтобы узнать из-за кого приключилась такая беда», они думали, что это Бог хочет наказать их из-за какого-нибудь беззаконника, находившегося между ними. Бросили жребий, и он выпал на Иону. Стали все спрашивать его, кто он такой, из какой земли, за каким делом едет. Тут Иона рассказал им, что он еврей, верует в Единого Истинного Бога, Создателя всего Мира, и от чистого сердца признался перед ними в том, что он вздумал убежать от Бога своего. «Бросьте меня в море, сказал им Иона, и оно утихнет; я знаю, что эта буря постигла вас из-за меня». Не хотелось было корабельщикам делать этого и пытались они пристать к берегу, но море стало бушевать еще больше. Тогда они сказали: «Господи, не погуби нас за душу этого человека, и не ставь нам во грех смерть его», и взяли Иону и бросили его в море. Оно сейчас же стихло. Дивно стало это всем бывшим на корабле, познали они силу истинного Бога и прославили Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010