На соседнем с Патмосом о-ве Липси приняли мученическую кончину 5 Липсийских преподобномучеников: монахи Неофит с о-ва Аморгос († 6 апр. 1558), Иона с о-ва Лерос († 28 февр. 1561), Иона Гарбис с о-ва Нисирос († апр. 1635), Парфений из Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария) († 1696) пострадали от турок, мон. Неофит († 8 дек. 1609) - от пиратов. Неизвестно, когда в поздневизант. период И. Б. м. перешел с общежительного на особножительный устав. В 1579 г. братия И. Б. м., побуждаемая К-польским патриархом Иеремией II , решила восстановить в обители общежительный устав. Но через 2 года и 1 месяц пришлось отказаться от киновиального образа жизни ( Miklosich, M ü ller. 1890. P. 266-269). Большую роль в развитии просвещения на Патмосе сыграл деятельный и образованый игум. Никифор Хартофилакс с о-ва Крит (впосл. митрополит Лаодикийский; † 1628), преподававший в И. Б. м. в кон. XVI - нач. XVII в. философию и древнегреч. язык и завещавший мон-рю личную б-ку. Кон. XVI-XVII в. характеризуется большой строительной активностью. Ок. 1598 г. был построен парекклисион Честного Креста, в 1601 г. были укреплены стены и возведен вост. контрфорс, в 1603 г. Никифор Хартофилакс воздвиг перед входом в мон-рь парекклисион св. Апостолов (иконостас 1607). В нач. XVII в. (ранее 1605) был сооружен парекклисион св. Иоанна Предтечи, строительство к-рого связано с именем кафигум. Парфения (Панкостаса; 1602-1606, 1610-1612, † 1629), основавшего также «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь (1607) и парекклисион прп. Онуфрия близ входа в И. Б. м. (1611). В 1625 г. рядом с кафоликоном (соборным храмом) была построена б-ка для хранения книг, подаренных Никифором Хартофилаксом (в 1859 преобразована во «внешнюю ризницу»). После землетрясения 1646 г. были проведены работы по укреплению стен, в т. ч. на средства патмосца Николая Мафаса был возведен большой контрфорс, охватывающий сев.-вост. угол мон-ря. К этому же времени относится сооружение парекклисиона свт. Василия Великого рядом со звонницей на плоской крыше у сев. стены.

http://pravenc.ru/text/471591.html

445-448 ИОНА (Василевский Иоанн Семенович; 1763-1849), митр. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузинского Экзархата РПЦ 448-453 ИОНА (Гедеванишвили Иоане) (1737-1821), митр. Руисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата 453-454 454-455 ИОНА (Гоголь-Богушевич Иван Петрович; † 1602), еп. Пинский и Туровский (Западнорусская митрополия) 455-456 456-457 457-458 458-459 459-460 460-463 ИОНА (Покровский Владимир Ильич; 1888-1925), св. Русской Православной Церкви за границей (пам. 7 окт.), еп. Ханькоуский РПЦЗ 463-465 465-466 466-467 ИОНА (Сысоевич; ок. 1607-1690), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г. 467-471 471-474 474-475 ИОНА мон-рь, в средние века центр монастырской конгрегации; находится на о-ве Айона в архипелаге Внутренние Гебриды (у зап. берега Шотландии) 475-485 485-486 ИОНА III (Протасович-Островский Иван; † 1577), митр. Киевский и Галицкий (Западнорусская митрополия) 486-488 ИОНА ГАРБИС († апр. 1635), прмч. (пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в Соборе Патмосских святых), мон. 488-489 ИОНА И НЕКТАРИЙ (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович; † между 1563 и 1576), преподобные , Казанские (пам. в 1-ю субботу после 4 окт.) 489-490 490-492 ИОНА КУРНОСЫЙ († после 1780), старообрядческий деятель, настоятель скита на Керженце, писатель и историограф ИОНА ОДЕССКИЙ (Иона Моисеевич Атаманский; 1855-1924), св. (пам. 17 мая и в Соборе Одесских святых), прот. 492-493 ИОНА СОЛОВЕЦКИЙ (1561 - после 1621), мон. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, книжник-каллиграф 493-496 496-497 497-498 ИОНАФАН (Елецких Анатолий Иванович; род. 1949), митр. Тульчинский и Брацлавский, рус. духовный композитор, поэт, переводчик богослужебных текстов 498-500 500-502 502-507 507-508 508-509 509-511 ИОРДАН Федор Иванович (1800-1883), гравер и рисовальщик, мастер резцовой репродукционной гравюры на металле 511-512 512-519 519-538 ИОРЕСТ (ок. 1600 - ок. 1657), митр. Трансильванский, исп. (пам. румын. 24 апр.; пам. серб. 24 мая)

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

В период османского ига офиц. почитание Н. было практически невозможно, т. к. это могло спровоцировать новые преследования со стороны тур. правительства. Во время тур. владычества К-польские патриархи канонизировали лишь немногих святых, живших до или после 1453 г., кончина к-рых не была обусловлена гонениями со стороны турок. Исключение составляет прмц. Филофея Афинская († 1589; пам. греч. 19 февр.), канонизированная при патриархе К-польском Матфее II (1596, 1598-1601, 1603), но не как мученица, а как святая ( Salaville. 1950. P. 232). Кроме того, неоднозначное отношение к добровольным Н. также вызывало споры об их прославлении в лике святых. Колливады прилагали усилия к развитию культа Н. и объясняли необходимость их почитания тем, что по своему подвигу Н. равны «древним» мученикам. Прп. Никодим Святогорец и его сподвижники, прежде всего прп. Афанасий Паросский, выступали за святость добровольных мучеников; это мнение поддержал патриарх Григорий V ( Голубинский. Канонизация святых. С. 27). Однако, по мнению влиятельного греч. историка Мануила Гедеона (1851-1943), такие мученики проявляли неразумную ревность к вере и фанатизм ( Γεδεν Μ. Αγιοποισεις: Τ καθεστς τς ν γοις συναριθμσεως. Θεσ., 1984. Σ. 27, 38, 125). Между тем среди христ. населения Османской империи почитание Н. возникало довольно быстро после их кончины, при этом формальной канонизации не требовалось. После освободительного восстания и основания независимого греч. гос-ва ситуация мало изменилась: почитание мн. Н. было «представлено частному усердию желающих», «довольно многие новые греческие мученики не канонизованы официальным образом и чтутся частно усердствующими» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 26-27). Офиц. канонизация греч. Н. была затруднительна, поскольку для этого было необходимо решение К-польского патриарха и Синода. В 1839 г. патриарх Григорий VI причислил к лику святых нмч. Георгия Янинского († 1838; пам. греч. 17 янв.), однако сщмч. Григорий V, казненный в 1821 г. османскими властями, был канонизирован только в 1921 г. Во 2-й пол. XX в. в Греции существенно возрос интерес к вопросу, касающемуся Н.: с этого времени там появляются многочисленные публикации источников и исследования на эту тему. В 1961 г. был канонизирован прмч. Косма Этолийский, в 1962 г.- прав. исп. Иоанн Русский, в 1970 г.- преподобномученики Рафаил , Николай и мц. Ирина († 1463; пам. греч. 9 апр., во вторник Светлой седмицы), в 1977 г.- Георгий, Ангелис , Мануил, Николай Меламбесские († 1824; пам. греч. 28 окт.), в 1985 г.- Самофракийские мученики Мануил, Феодор, Георгий, Георгий, Михаил и Лампрос († 1835; пам. греч. 6 апр.), в 2000 г.- Критские новомученики († 1821-1822; пам. греч. 23 июня), в 2003 г.- 5 преподобномучеников: Неофит († ок. 1609), Иона († 1561), Неофит (другой; † 1558), Иона Гарбис (другой; † 1635) и Парфений († 1696) Липсийские (пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля), в 2011 г.- сщмч. Ефрем Новый († 1426; пам. 5 мая, 3 янв.).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

419-422 ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), 422-424 ИОНА (Климентов Иван Иванович; 1464-1534), прп. (пам. 6 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых) 424-427 ИОНА (Мирошниченко Иван Павлович; в схиме Петр; 1805 (1809?) - 1902), прп. (пам. 9 янв. и 20 сент.- в Соборе Брянских святых), архим., основатель киевского Ионинского во имя Св. Троицы мон-ря 427-430 ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 430-431 ИОНА († 1561), прмч. (пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон. ИОНА прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики Валаамские ИОНА (Иоанн; † 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 431-432 ИОНА (Санков Иван Андреевич; 1873-1938), иером., прмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря преподобных отец) ИОНА (Смирнов Иван Афанасьевич; 1870 - 1938) иером., прмч. (пам. 23 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) 432-433 ИОНА (Паффхаузен Джеймс; род. 20.10.1959), архиеп. Вашингтонский и Нью-Йоркский, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады (с 12 нояб. 2008) Православной Церкви в Америке 433-434 ИОНА († 843), еп. г. Орлеана (Франция), церковный писатель и богослов эпохи позднего Каролингского возрождения 434-437 437-438 438-443 ИОНА (Архангельский; † 1627), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий), местоблюститель Патриаршего престола 443-445 ИОНА (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович, ок. 1505 - 1585), еп. Луцкий и Острожский (Западнорусская митрополия)

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

За это чудесное сохранение свое Иона обращается ко Господу с благодарственною молитвою, в которой прославляет Его за спасение от столь великой опаспости. После этого рыба, по повелению Божию, выбросила Иону на сушу (г. 2). Пророк получает за тем новое повеление идти в Ниневию, и так как он теперь узнал уже, что Господь везде имеет силу и что нельзя уклонятся от исполнения воли Его, то немедленно и возвестил угрожающую ей погибель. Ниневитяне покаялись по проповеди Ионы (и конечно в знамение Господне Ионе, ср. Лк.11:30 и Иона.3:5 ) и отвратили от себя гнев Божий ( Иона.3:1–10 ). Но Ионе было весьма неприятно это долготерпение божественное, так что Господь высказал ему порицание в словах: «хорошо ли это, что ты огорчился»? ( Иона.4:1–4 ) и вслед за тем сделал ему наставление делом, показавши, как несправедливо поступил Иона, вступивши в пререкание с Господом о Ниневии. Иона сожалеет о тыкве (клещевине), доставлявшей ему тень; он не трудился над нею, не ростил, а она сама быстро растет и быстро увядает. Как же Господу не пожалеть такого города как Ниневия, в котором 120.000 человек, неумеющих отличить правой руки от левой и множество скота? ( Иона.4:5–11 ). Прообразовательное значение Ионы Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве китове имеет прообразовательное значение. На это указал Сам Иисус Христос , говоря; «как Иона был во чреве китове три дня и три ночи; так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ). – Господь Бог в смертных страданиях Ионы и спасении его устроил вместе прообраз смерти и воскресения Иисуса Христа во спасение всему миру. Как Иона предастся смерти, чтобы исполнить повеленное ему дело, богатое столь великими последствиями – возвестить ниневитянам суд и милосердие Господа неба и земли; так Сын Божий, подобно пшеничному зерну ( Ин.12:23–32 ), долженствовал пребыть в земле, чтобы принесть плод для всего мира. В этом прообразовательное сходство. Но Иона заслужил наказание смертью; Христос же невинно пострадал за грехи людей и предал Себя добровольно смерти, имея жизнь в Себе Самом, чтобы совершить волю своего небесного Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Иона ради спасения кораблеплавателей, с ним бывших, добровольно повергается в море, да утолится оно от бури, – один спасает других. Ясно, что таким подвигом самоотвержения Иона прообразовал Спасителя, который добровольно пострадал и умер за людей, утолив гнев Божий Своею смертью: Един спас род человеческий, волнуемый житейскими бурями. Корабельщики же, думавшие гибелью одного спасти всех бывших на корабле, как бы предугадывали и предрекали своим поступком с Ионою, что уне есть, да един человек умрет за люди ( Ин. 11:50 ). Иона поглощен морским зверем. Зверь сей означал смерть, которая всех поглощала, не давая никому пощады; весь род человеческий был ее добычею. Поглощен был Иона зверем, но – к удивлению всех – остался жив, не погиб. Господь Иисус Христос взят был смертью, но не удержан в ее узах, остался жив. Иона, находясь во чреве китовом, мучился, страдал. Премного пострадал за нас и Господь. Иона хотя и страдал, но не отчаивался, крепился духом и с твердым упованием возносил молитвы свои ко Всевышнему, причем, распростерши длани свои крестообразно, ясно прообразовал спасительное страдание Христово 63 . Господь также страдал, но не падал духом и также возносил Свои молитвы к Отцу Своему небесному. Чрево китово, с его внутренним огнем 64 , было для Ионы адом ( Ион. 2:3 ); но ад сей не победил Иону, не сделал его пленником своим навеки; напротив, Иона победил ад, вышел из него целым и торжествующим. Это пребывание Ионы во чреве китовом, как бы в аду, означало сошествие Спасителя во ад, а исшествие Ионы из чрева китова – победоносное и торжественное исшествие Господа из ада, разрушение вечных заклепов и верей его. Иона находился во чреве кита как бы в новом, необыкновенном гробе. Спаситель мира положен был также во гробе новом, в котором не был никто из людей ( Ин. 19:41 ). Иона исходит, как бы воскресает, из своего необыкновенного гроба чрез три дня и три ночи. Это было явное знамение трехдневного пребывания Спасителя во гробе и Его преславного Воскресения. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, – говорит Господь о неверных иудеях, – и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:39, 40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В Иона 3. 4 в LXX и Vetus Latina читают «три дня» (вероятно, по аналогии со ст. 3. 3) вместо «сорок дней» в МТ. Нек-рые исследователи считают чтение LXX подлинным, а МТ вторичным ( Bewer. 1999. P. 53; Salters. 1994. P. 29; подробнее: Moberly. 2003; Соловьев. 1884. C. 16. Примеч. 1). В LXX глагольные формы из Иона 3. 8 переданы как повествовательные: κα περιεβλοντο... κα νεβησαν... κα πστρεψαν («и покрылись... и вопияли... и обратился») вместо  ...    ...     («и чтобы были покрыты… и крепко вопияли... и чтобы обратился») в МТ, где содержится продолжение царского указа. Риторический вопрос в Иона 3. 9 в LXX приписывается ниневитянам, в ст. 3. 8b добавлено λγοντες - говоря, возможно, в др. версии евр. текста стояло слово   - говоря. В Иона 3. 9 фраза           разбита в МТ так, что главная пауза оказывается после   - вернется, т. е.: «Кто знает - вернется. И передумает Бог...» Смысл такой интерпретации раскрывается в Таргуме на Книгу прор. Ионы: «Кто знает, что за ним есть грехи, тот пусть вернется от них [=раскается]; и умилосердится Всевышний...» Более правильное толкование, отраженное в Септуагинте, Вульгате и переводах на совр. языки, в т. ч. и в синодальном: «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится...» (букв.- «Кто знает? Вернется и передумает Бог...»), подтверждается цитатой из Иоил 2. 14, где в МТ пауза ставится после глагола «знает». Наиболее популярные конъектуры в тексте Книги прор. Ионы Ученые XIX - нач. XX в. предлагали большое количество перестановок и исправлений (конъектур) в тексте книги, чтобы придать более убедительный и понятный смысл наиболее сложным местам книги. Можно отметить самые распространенные исправления. Прор. Иону бросают в море. Извержение из чрева кита. Статуэтка. Нач. IV в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Прор. Иону бросают в море. Извержение из чрева кита. Статуэтка. Нач. IV в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Слова «как он сам объявил им» (Иона 1. 10) мн. ученые считают глоссой, т. к. в предыдущем стихе (Иона 1. 9) И. не сообщает, что «бежит от лица Господня» (BHS. P. 1031; ср.: Bewer. 1999. P. 36-38, где предлагаются более радикальные исправления Иона 1. 9-10). Однако эту проблему можно разрешить иначе, если предположить, что в Иона 1. 9 пророк сообщил морякам дополнительные сведения о себе, в частности о своем бегстве, не считая Иона 1. 10b как резюме предыдущего стиха ( Sasson. 1990. P. 121-122).

http://pravenc.ru/text/578248.html

  Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Иона ( Санков ) . 20.07.1873–4.07.1938. Ил.: «Постановление об избрании меры пресечения и предъявления обвинения» с тюремной фотографией Ивана Андреевича Санкова и выписка из протокола о его расстреле//Фома. - – июль 2018. – С.48-50. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Преподобномученик Иона родился 20 июля 1873 года в селе Солчино Зарайского уезда Рязанской губернии в семье купца Андрея Никитовича Санкова, занимавшегося в Москве хлебной торговлей, и в крещении был наречен Иоанном. В 1893 году, когда Ивану исполнилось 20 лет, он поступил послушником в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. В этой славной обители завершилось, по его словам, его духовное образование,          здесь он был пострижен в мантию  с именем Иона и рукоположен во иеромонаха. 1 марта 1914 года иеромонах Иона был командирован в на подворье Пантелеимонова монастыря  в Константинополь в Турции, где прослужил до начала войны 1914 года, когда все русские подданные были из Турции высланы. Отец Иона выехал вместе с другими служащими русского консульства. По прибытии в Россию был определен на подворье Пантелеимонова монастыря в Одессе, а после закрытия подворья в 1923 году перешел служить Благовещенскую церковь. В 1927 году, когда власти закрыли и эту церковь, стал служить в храме Всех Святых на кладбище, но и         этот храм вскоре был закрыт. В 1930   году отец Иона получил из родных мест письмо, в котором его знакомые   предложили ему занять место скончавшегося у них священника. Отец Иона          тут же выехал на родину и стал священником в Казанском храме в селе Алпатьеве, где прослужил до ареста.  24 февраля 1938 года отец Иона был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне. Ему предъявили обвинения в контрреволюционной агитации и клевете на советскую власть, основанные на заранее подготовленных показаниях свидетелей. Виноватым он себя не признал.7 июня 1938 года следствие было закончено: иеромонаха Иону        приговорили к расстрелу и перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 13 июня          тюремный фотограф изготовил его тюремную фотографию для палача. Иеромонах Иона (Санков) был расстрелян 4 июля 1938 года и погребен в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-183-...

В 1431 году святой Иона был поставлен епископом на Рязанскую и Муромскую кафедру. Немало трудов положил он на то, чтобы обратить ко Христу иноверных жителей своей епархии. Вскоре после кончины митрополита Фотия святитель Иона возглавил Русскую Православную Церковь . В 1432 году он именуется «нареченным в Святейшую Митрополию Русскую». Однако междоусобная борьба за великокняжеский престол великого князя Василия II Васильевича и его дяди галицкого князя Юрия Дмитриевича не позволили святителю выехать в Константинополь к Патриарху Иосифу II (1416–1439) для посвящения. В это время литовский князь Свидригайло послал в Константинополь для посвящения в митрополита Литовского Смоленского епископа Герасима (в начале XV века Смоленск был временно присоединен к Литовскому княжеству). Епископ Герасим был возведен в Константинополе в сан митрополита всея Руси; в 1435 году, заподозренный князем Свидригайло в измене, он был схвачен и сожжен. После кончины митрополита Герасима в Константинополь отправился епископ Иона. По прибытии в столицу Византии он узнал, что Патриарх Иосиф уже поставил на Русскую Митрополию некоего Исидора. В 1439 году Исидор принял унию на Флорентийском Соборе и по возвращении в Москву в 1441 году был заточен в Чудов монастырь. Немедленно был созван Собор русских иерархов, который осудил «Исидорово всё дело». Когда стало окончательно ясно, что Константинопольский Патриарх согласился на унию, Русская Церковь встала на защиту чистоты Православия. В декабре 1448 года в Москве был созван Церковный Собор для избрания Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран Митрополитом Всероссийским с титулом «Киевский и всея Руси». Местом пребывания он избрал Москву, поэтому именуется также Митрополитом Московским. Так прекратилась зависимость Русской Церкви от Константинополя, она положила начало своей автокефалии. Возглавляя Всероссийскую кафедру, святитель Иона прежде всего позаботился об улучшении отношений между Москвой и Литовским княжеством. Благодаря этому ему удалось присоединить к Москве юго-западные епархии. Святитель Иона приложил большие усилия на благоустройство возвращенных епархий и на искоренение в них униатства. Он призывал к миру и прекращению междоусобия, объяснял вред ярости и гнева, учил покаянию и послушанию. Особенно заботился святитель Иона о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы. В учительных грамотах он назидал помнить о спасении души, быть милосердными, добросовестно относиться к своим гражданским обязанностям. Святитель Иона строго требовал соблюдения христианских заповедей от священнослужителей. Указывая на величие священнического сана, он призывал клириков к достойному прохождению пастырского служения. Особое старание проявлял святитель Иона в выборе достойных кандидатов на архиерейские кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Есть два объяснения поступку Ионы. Первое: Иона как иудей не хотел, чтобы Господь миловал язычников – врагов Израиля, неоднократно уже с ним воевавших. Он отказывается призывать их к раскаянию – чтоб они получили заслуженную кару. Второе объяснение предлагает нам преподобный Андрей Критский в Великом Каноне: «Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов, разуме бо, яко пророк, Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгатися» («Иона побежал в Фарсис, предвидя обращение ниневитян, ибо он, как пророк, знал милосердие Божие и вместе ревновал, чтобы пророчество не оказалось ложным»). Это толкование поступка Ионы подтверждается иудейским преданием о том, что Иона ранее пророчествовал жителям Иерусалима, и Господь точно так же помиловал раскаявшийся Иерусалим. И вот, Иона боялся еще раз оказаться лжепророком, он ревновал и о собственном имени, и об авторитете пророческого слова. – Но эта концепция непонятна. Ведь Господь послал пророка к ниневийцам – не для того только, что он сообщил им о неизбежном скором конце (какой смысл в таком сообщении?), а чтобы он призвал их к раскаянию. – Это уже дополнительный смысл – в тексте мы этого не читаем, в нем лишь сказано: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня ( Иона 1, 2 ). И в Ниневии Иона просто ходит и говорит, что она будет разрушена. Он не обещает ниневитянам спасения при условии, что они покаются. Раскаяние – их собственный шаг. – Почему Иона – беглец от Божией воли – спокойно спускается в трюм погибающего корабля и засыпает (см.: Иона 1, 5 ), когда все вокруг мечутся, ища спасения? А будучи разбужен, честно исповедует перед погибающими из-за него людьми свою вину (см.: Иона 1, 10 ) и сам просит выбросить его за борт? – Что касается спокойствия Ионы среди бури – на тогдашнем корабле, то есть на скорлупке – возможно, это литературное преувеличение. И вместе с тем, мы можем предположить, что Иона в эти минуты просто понял, что от Бога никуда не убежишь, и впал в такое отчаяние, что ему стала безразлична его собственная судьба. Однако, увидев, что из-за него погибают другие люди, он понимает, что в его силах сейчас им помочь, и приносит себя в жертву ради них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010