Ст. 4. Или опасение имея от тебе обличит тя, и внидет с тобою на суд 18 . Если же Господь пожелает обличить преступного, научить неразумного, покарать, беззаконного, исправить порочного; то ужели Он будете поступать так, как делают обыкновенные судьи? Нет, Он не будет начинать дело предварительным дознанием – расспросами виновного и свидетелей, не будет выяснить дело словесным прением с подсудимым (что, как будто, желательно было Иову в отношении своего суда с Богом). Господь определяет свой приговор без всяких недоумений и опасений за его истинность: Он совершенно и всецело знает и обличает, непоколебимо и решительно карает и исправляет виновного и нечестивого человека. И чем виновнее человек, тем решительнее он обличается, страшнее карается и полнее научается страху Божию. Ст. 5. Еда злоба (порочность) твоя есть не много, безчисленнии же твои (не) суть (ли) греси. Но если по несчастию и лишениям должно судить о нечестии и пороках; то по величию несчастий и множеству лишений должно заключать о величии нечестия и многочисленности злодеяний. Иов неоднократно и сильно жаловался на свое безмерное горе и страдания, бесчисленные и невыносимо – тяжёлые, как песок морской (гл. 6, ст. 2–3); соответственно этому Елифаз судит о его бесчисленных грехах, нетерпимых по святому суду Божию. Ст. 6. Если же по множеству бедствий можно судить о величии нечестия, то, по предметам лишений можно соображать о видах и свойствах преступлений. Так соображает Елифаз в суждениях о бедствиях Иова- – имея в виду его общественное положение и ясно определённые жалобы. В залог бо имал еси (брал) от братии твоей вотще, одежду же нагих отнимал еси. Иов со скорбью жаловался на неблагодарность и жестокость в отношении к нему его «братии», и – справедливо, потому что не только знакомые и друзья, но даже родственники и жена оставили его при страшных бедствиях и насущных лишениях (ср. гл. 19, ст. 13 и др ). Это, вероятно, предполагает Елифаз, потому, что Иов сам притеснял свою «братию», как человек богатый, он давал бедным нужные средства к жизни под залог последнего их имущества: но так помогая им в одном, он затруднял их в другом, давал хлеба и брал под залог одежду, отдавал одежду и брал вола, заставлял работать на своих нивах день и ночь ради пропитания и отбирал у работников одежду, не возвращал ее пока они не оканчивали своих урочных дел, хотя бы им приходилось проводить холодные, дождливые или росные ночи под открытым небом. Таким образом самая благотворительность Иова могла равняться хищничеству и разбою, но по силе своего высокого и почетного положения в обществе он оставался безнаказанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Дела милосердия могут совершаться мирянами как в индивидуальном порядке (частная благотворительность), так и принимать организованные формы (общественная благотворительность). 2 Уже Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16, 9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14, 31), избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9) и очищает всякий грех (Тов. 12, 9; Дан. 4, 24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12, 8; Ис. 58, 6-7). В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16; Лев. 25, 35; Втор. 15, 7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 15; 2 Мак. 8, 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12-13; 31, 16-17; Притч. 31, 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27-29; Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 6; 61. 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) или предоставлять мелкие беспроцентные ссуды (Лев. 25, 35-37; Втор. 15, 7-11). Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15, 3, 7-11; Исх. 22, 25-27; Лев. 25, 35-37; Втор. 23, 20). Кроме того, ветхозаветные благодеяния — это скорее результат законодательного повеления, а не веления сердца. Основной аргумент этого законодательства — страх Божий (Сир. 4, 5-6; Тов. 4, 7). В Новом Завете диакония является продолжением служения Христа, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45). Помощь ближнему — это деятельное и практическое выражение христианского милосердия и любви, заповеданной Спасителем: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35). Христианство свободно от юридического принуждения к благотворению. Любовь к ближнему — священное призвание и нравственный долг каждого христианина (Ин. 13, 34). Притчей о Страшном Суде Спаситель ясно говорит, что делающий благо ближнему делает его Богу (Мф. 25, 40).

http://patriarchia.ru/db/text/1343180.ht...

О . 4. Вы бо есте врачеве неправеднии (неумелые), и целителе злых вси. Предлагая страждущему свои советы, друзья тем самым желали облегчить тяжесть страданий и чрез то становились как бы врачами его. Но искусный и опытный врач необходимо должен уметь точно определять род и свойство болезни, видеть и знать ход её развития до известной степени, затем – найти удачное средство к её прекращению. А друзья так не знали болезни Иова, которую решились излечить. Напротив, вместо того, чтобы успокоить страдальца, все они, не понимая причины и степени его страдания, своими или безосновательными, или ошибочными, или пристрастными обличениями только еще более раздражали страждущего, увеличивали его скорбь. Ст. 5. Буди же вам онемети, и сбудется вам в премудрость. Друзья представляют себя мудрыми. Но мудрость состоит между прочим в определении цели и в знании достаточных средств для её достижения. Между тем такой мудрости Иов не замечает в советах друзей, так как они не успокаивают его в болезни, и потому советует им совершенно замолчать. Это может послужить доброй цели – прекратить спор и тем несколько успокоить душу страдальца; а такой поступок, как целесообразный, частью будет свидетельствовать и о мудрости друзей ( – по поводу слов Софара, гл. 11, ст. 2 – 3). Ст. 6. Слышите же обличение (λεγχον) уст моих. Лучший судья человека-он сам, если он пожелает открыть свое сердце, со всем вниманием прислушаться к голосу своей совести и вполне искренно высказать то что наметит в себе непристойного. Суду же устен моих вонмите. Искренняя речь обличаемого, представляющая свойства его. сердца и содержание таинственных дум – глубокое основание всего поведения, достойнее всяких замечаний, высказанных друзьями – обличителями на основании поверхностных наблюдений и неточных умозаключений о поведении бедного страдальца. Высшее достоинство самообличения Иова – именно в его полнейшем беспристрастии. Ст. 7. Не пред Богом ли глаголите, и пред ним вещаете лесть (δλον). Как Иов, так и друзья его вели беседу во имя Божие, но неодинаково беспристрастно. Выставляя на вид и усердно защищая всесовершенную святость Божию, друзья стремились угодить Богу. Но восхваляя божественную правду, они, незаметно для себя, значительно нарушили ее, так как утверждали, будто человек, как смертный, не может быть праведен пред Ботом и всегда достоин таких лютых бедствий, какие перенес Иов. Притом, основываясь на своих подозрениях, они не щадили страдальца в своих обличениях. Таким образом от достойной похвалы они переходили, к отрицанию благости Божией, к лести и оскорблению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ст. 2 Жив Господь, иже ми сице суди, и Вседержитель, иже огорчи ми душу. Эти слова страдальца – праведника торжественная и святая клятва пред вечным Судиею – Вседержителем. Господь жив – Его воля царит в мире, Его власть судит людей; Он поверг душу Иова в такую крайнюю скорбь, что страдалец невольно издавал громкие вопли и вынужден бы и проклинать день своего рождения. Но это совершилось именно по неисповедимой воле Вседержителя, – неизвестно по какой причине. Ст 3–4. Дондеже еще дыхание мое есть, и Дух Божий сущий в ноздрех моих: не возглаголют устне мои беззакония, ниже душа моя поучится неправде. И это – усиленная клятва страдальца праведника. Он говорит, что не в его воле причина его бедствий, а в неисповедимой воле Господа Вседержителя: этой то правды он и не решается отрицать доколе жив. Он знает, что его дыхание – дар Духа Божия; он не решится употребить во зло этот дар Божий; он не произнесет ни единого звука лжи пред Творцом жизни. который даровал возможность дышать и способность говорить. Он знает, что и душу даровал Господь; он не решатся злоупотребить – этим высшим даром Божиим – усвоить и хранить в душе неправду, за что Господь лишает жизни. Ст. 5. Не буди мне правдивыми нарещи вас, Дóндеже умру: не изменю бо незлобия моего. «Незлобие», вот неиссякаемый источник чистейшей праведности и глубочайшая основа совершеннейшего характера Иова. Он незлобив: зло чуждо его сердца, отвратительно для его мысли. он дорожит незлобием, как самою жизнью, зная, что жизнь – там, где – добро, и неизбежна погибель там, где зло. При таком высоконравственном сознании Иов готов до смерти решительно отрицать мнение друзей о своем нечестии. Ст. 6. Правде же внимая. не оставлю ея: не свем (не сознаю) бо себе злых соделавша. Кто непоколебим в незлобии, тот вернейший друг правды. Таков страждущий Иов. Он готов умереть, но – не оставить правды, и знает, что в этом – основание его оправдания. Таков верный раб Божий. Ст. 7. Обаче же дабы были врази мои, якоже низвращение нечестивых, и восстающи на мя якоже пагуба беззаконных. Кто верный друг правды, тот пламенный враг врагов её. Таков Иов. Со всею искренностью своей незлобивой души он желает совершеннейшей погибели врагам незлобия – коренного превращения и разрушения их благополучной жизни, которым подвергаются не имеющие в сердце благоговения к воле Вседержителя и ужасной погибели, какой подвергаются пребеззаконные, все поведение которых суть одно сложное преступление законов Божиих и человеческих. Врагами правды становятся друзья Иова, если они не признают истины в его оправдании и восстают на него, усиливаясь принудить его отказаться от своей праведности. Но когда они подвергнутся «превращению и погибели», тогда они узнают, что справедлив тот, кто защищает свою праведность при ужасных превратностях жизни, тогда для них очевидно будет незлобие страдальца Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Нечестивые а) суть дети диавола: Господь сказал иудеям: ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего ( Ин.8:44 ). Павел сказал Елиму волхву: сын диавола, враг всякой правды! ( Деян.13:10 ). Дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего ( 1Ин.3:10 ); б) под властью диавола: Господь сказал Савлу: Я посылаю тебя открыть глаза иудеям, чтоб они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу ( Деян.26:18 ). С кротостью должно наставлять противников, чтоб они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю ( 2Тим.2:26 ); в) действуют под влиянием диавола: Диавол вложил в сердце Иуде предать Господа ( Ин.6:70 ). Вошел сатана в Иуду, и он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им; и обещал и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе ( Лк.22:3–4,6 ). Петр сказал: для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? ( Деян.5:3 ); г) будут наказаны с диаволом: Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Верующие а) опечаливаются диаволом по попущению Божию: Сказал Господь сатане: вот все, что у Иова, в руке твоей; только душу его сбереги. И после отнятия имения и детей поразил сатана Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его ( Иов.1:12 , Иов.2:6–7 ); б) искушаются: Восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян ( 1Пар.21:1 ); в) преследуются: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас ( Откр.2:10 ). Верующие должны а) противиться диаволу: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских ( Еф.6:11 ). Противостаньте диаволу, и убежит от вас ( Иак.4:7 ); б) не допускать его к себе: не давайте места диаволу ( Еф.4:27 ). Верующие а) преодолевают диавола: Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и вы победили лукавого ( 1Ин.2:14 ). Низвержен клеветник братий наших. Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего ( Откр.12:10–11 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Обряды, связанные с В., столь многочисленны, что их сложно свести в единую систему. О ритуальных омовениях подробно говорится уже в аккад. клинописных текстах XXII-XXI вв. до Р. Х. ( Емельянов. С. 161-165, 291-294). Универсальной практикой было погружение в В. священных предметов, статуй языческих богов и т. п. Особую роль В. играла в ритуалах, связанных с инициацией или с переменой статуса (напр., в инд. и древнегреч. культурах известен обряд посвящения состриженных волос местной реке, связанный с возрастными инициациями). В. часто использовалась в ордалиях (испытаниях, заменяющих в традиц. обществах судебные разбирательства). Ее символами в древних культурах обычно служили зигзагообразные линии, спирали или различные варианты орнамента (напр., меандр). В Ветхом Завете В. составляет необходимую принадлежность быта и хозяйства; водоемы оказываются в центре внимания в решающие моменты истории Израиля (переход через Чермное м., через р. Иордан при завоевании Ханаана). В климатических условиях Ближ. Востока забота о В. была равнозначна заботе о пропитании («хлебе») (см.: Исх 23. 25; 3 Цар 18. 13; 22. 27; 4 Цар 6. 22; Ис 3. 1; 21. 14; Иез 4. 11, 16-17; Ос 2. 5; Иов 22. 7). В. необходима и для роста употребляемых в пищу растений - этой цели служили дождевая В. и роса, тем более что в ВЗ почти ничего не говорится об ирригации (исключение составляют сады - см.: Втор 11. 10-11). Омовение ног гостя было признаком гостеприимства хозяина дома (Быт 18. 4; 19. 2; 24. 32; 43. 24; 2 Цар 11. 8). Символика В. Образ водной стихии пронизывает религиозно-исторические представления ветхозаветного Израиля от преданий о творении мира до эсхатологических пророчеств, являя в них то животворное начало (напр., потоки Эдемского сада, «живая вода» времени спасения), то враждебную творению смертоносную стихию, орудие Божественного суда (напр., В. первобытной бездны, всемирного потопа). I. В. как угрожающая творению стихия и орудие суда Божия. Во мн. текстах ВЗ образ В. передает идею угрозы, гибели или порабощения как целого народа (Ис 8. 6-7 - противопоставление тихих вод Силоама бурным потокам, образу войска ассирийского царя; ср.: Ис 28. 2; Иер 46. 7-8; 47. 2; 51. 55; Иез 26. 19), так и отдельного человека (см.: 2 Цар 22. 17; Пс 17. 16; 31. 6; 68. 2, 15; 87. 17; 123. 4-5; 143. 7; Иов 22. 11; 27. 20; Иона 2. 4, 6). Кара Господа сравнивается с разносящей дамбу водной массой (2 Цар 5. 20; 1 Пар 14. 11), смывающей и затопляющей все на земле (Ис 30. 28, 30). В. предстает здесь как стихия, враждебная человеку и всему творению, однако подвластная Богу и подчиняющаяся Его повелениям. Этот образ отчетливо представлен в рассказах о сотворении мира (В. первобытной бездны), о потопе, о переходе Израиля через Чермное м. и др.

http://pravenc.ru/text/155055.html

Терния и волчцы упоминаются в Писании значительно чаще и нередко вместе. Значения их близки: так называются колючие сорные травы. Приведем список мест, в которых встречаются эти слова: терния (терны), волчцы : Быт 3:18 (их произрастание — наказание Адаму за грехопадение, поскольку затрудняет работу); Ис 5:6 (Господь пошлет запустение на Свой виноградник, ибо тот принес дикие ягоды); Ис 10:17 (“Свет Израиля будет огнем, а Святый его — пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день”); Ис 27:4 (Господь не гневен, но если кто противопоставит Ему в Его любимом винограднике волчцы и терн, Он выжжет виноградник); Ис 32:13 (предостере­жение беспечным — терн и волчцы будут расти на земле и на развалинах ныне веселящихся городов); Иез 2:6 (Господь увещевает пророка не страшиться тех отпавших, к которым Он его посылает, даже если они будут для него волчцами и тернами); Иез 28:24 (о Сидоне: “не будет он впредь для дома Израилева колючим терном и причиняющим боль волчцом”); Ос 10:8 (идолопоклонство Израиля; “терние и волчцы вырастут на жертвенниках их”); Евр 6:8 (“производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение”); терние : 2 Цар 23:6–7 (“нечестивые будут, как выброшенное терние, которого не берут рукою огнем сожигают его на месте”); Мф 13:7,22 (притча о сеятеле: терние заглушает семя, упавшее в него, что означает бесплодность слова для тех, кто заботится о делах века сего и обольщается богатством); та же притча в Мк 4:7,18–19 и Лк 8:7,14; волчцы : Иов 31:39–40 (Иов клянется в том, что неповинен: “если я ел плоды ее [земли] без платы и отягощал жизнь земледельцев, то пусть вместо пшеницы вырастет волчец…”). Добавим, что слово волчец — уменьшительное от волк 2 , что приводит на память определение лжепророков как хищных волков в Мф 7:15. Итак, Писание достаточно очевидно свидетельствует, что сорным травам уподобляются грехи и грешники, причем подчеркивается не просто их опасность, но и агрессивность. Сами же сорняки — порождение падшего мира, следствие грехопадения и одновременно кара за него, символ разрушения и гибели. Завершение этой темы в Писании — терновый венец, возложенный на Спасителя, взявшего на Себя грехи мира (Мк 15:17).

http://pravmir.ru/plevelyi-ternii-volcht...

ж) испытать и очистить сердце: Сказал Иов: пусть Господь знает путь мой, пусть испытает меня, – выйду, как золото ( Иов.23:10 ). Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро ( Пс.65:10 ). Обращу на тебя руку Мою, и, как в щелочи, очищу с тебя примесь и отделю от тебя все свинцовое ( Ис.1:25 ). Вот Я испытал тебя в горниле страдания ( Ис.48:10 ); з) побудить к добрым делам: Прежде страдания моего я заблуждал; а ныне слово Твое храню ( Пс.118:67 ). Всякую у Меня ветвь, приносящую плод, Отец Мой очищает, чтобы более приносила плода ( Ин.15:2 ); и) научить терпению: Испытание вашей веры производит терпение ( Иак.1:3 ). Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение ( Рим.5:3 ). Бог а) посылает скорби – страдания: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это ( Ис.45:7 ). Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои ( Плач.3:38–39 ). Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? ( Ам.3:6 ); б) определяет меру и продолжительность скорбей – страданий: Мерою Ты наказывал Израиля, когда отвергал его ( Ис.27:8 ). Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении дает и облегчение, так чтобы вы могли перенести ( 1Кор.10:13 ). Сказал Господь Аврааму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей: будут угнетать их четыреста лет; в четвертом роде возвратятся они сюда ( Быт.15:13,16 ). Сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут, все тела ваши в пустыне. По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день ( Числ.14:33–34 ); в) посылает скорби – страдания не по изволению сердца Своего: Не навек оставляет Господь, но послал горе и помилует по великой благости Своей. Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих ( Плач.3:31–33 ). Обратитесь ко Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии ( Иоиль.2:13 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

С живою верою в Бога, как плод ее, необходимо соединяется надежда на Его промысел и обетования. Верою мы видим и приемлем откровенные и спасительные истины. Надеждою усвояем блага, обещаемые нам Божественным Откровением для настоящей и особенно вечной жизни. К надежде на Бога мы обязуемся верою в Божественное Откровение, свидетельствующее о благости Божией, особенно для надеющихся на Него, об истине обетований Божиих, ходатайств Спасителя, Который, по Писанию, есть основание нашей надежды ( 1Тим. 1:1 ); чувством наших немощей телесных и нравственных, и высокими благами от упования на Бога. Господь открывает в Слове своем верующему: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити ( Евр. 13:6 ). Воззрите на древние роды, и видите кто верова Господеви, и постыдеся; кто пребысть в страх Его и оставися; или кто призва Его, и презре и ( Сир. 2:10 ). Действительно надежда на Бога победоносно возвышает и укрепляет наши мысли, немощи, сердце и нравственность. Делая Бога нашим сокровищем, она успокаивает сердце наше в Боге: идеже бо сокровище ваше, глаголет Господь, ту будет и сердце ваше ( Мф. 6:21 ); содействует к правильнейшему различению добра от зла, предпочтению истинного и существенного мнимому и суетному; охлаждает в нас греховное пристрастие к земным благам и прелестям; предохраняет от незаконного и постыдного искательства благ временных и дает силы терпеливо, кротко и мужественно переносить лишения и скорби на земном поприще. Иов в высоком уповании на Бога, лишенный имущества, детей, здоровья и утешения от близких, произнес: аще благая трияхом от руки Господни, злых ли не стерпим ( Иов. 2:10 ). Давид говорит: аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко ты (т. е. Бог) со мною еси ( Пс. 22:4 ). При христианском уповании на Бога всегда близки нашему сердцу благодушие, утешение и радость. Вселенная пред очами упования есть отеческий дом, Богом хранимый и управляемый, где нет забытых и непризренных Отцем Небесным. Разные обстоятельства нашей жизни, – обыкновенные, счастливые и скорбные, при уповании на Бога приемлются нами – то как меры Его отеческой любви, иногда руководствующей нас некоторыми лишениями для уврачевания душ наших ( 1Пет. 4:1–2 ), на пользу нашу, да причастимся святыни Его ( Евр. 12:6–11 ); то правосудия для пресечения зла ( Быт. 6:13 ); то долготерпения для нашего исправления ( Лк. 13:6–9 ) и научения не взирать на жизнь земную, как на главную цель нашего бытия ( Мф. 14:1–12 ); то премудрости для испытания и приготовления нас к высшей степени добродетели, совершенства, блаженства и славы Божией ( Ин. 9:3 ). Таким образом при уповании на Бога и взоре на судьбы человеческие нравственный порядок утешительно охраняется; жизнь наша течет благоустроеннее, святее и благотворнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Упоминание о Духе Божием мы видим, начиная с самых первых строк Библии: земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:3 , пересказ 3Езд.6:39 ). Своим участием в творении Дух отделяется от всего тварного. Дух явлен как Тот, чье бытие предшествовало творению, явлен как действующий, как соучастник творения, в котором Ему отводится особая роль. «Как же Он носился над водою? Скажу не свое мнение, но мнение одного Сириянина…, он говорил, что сирский язык выразительнее и, по сродству с еврейским, несколько ближе подходит к смыслу Писания. Разумение же сего речения таково: слово носился , как говорит он, в переводе употреблено вместо слова согревал и оживотворял водное естество, по подобию птицы, насиживающей яйца и сообщающей нагреваемому какую-то живительную силу. Подобная сей мысль, говорят, означается сим словом и в настоящем месте» 2 , – толкует св. Василий Великий . Действительно, причастие meraphehet имеет такое значение. Davis замечает, что оно означает, по существу, «парение над». Последняя часть стиха, таким образом, описывает Духа как парящего, защищающего, и участвующего в творении. Тот же самый глагол во Втор.32:11 используется для обозначения орла, парящего над своими птенцами 3 . Тема творения применительно к Духу встречается и в других местах Писания, с более частным оттенком: Дух Божий создал меня, и Дух Вседержителя дал мне жизнь ( Иов.33:4 ); Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Дух Божий выступает как со-творец (или как инструмент творения) небесного воинства (чем сразу же выводится из круга тварных духов) и каждого человека. Первое указание на то, что человек был создан Духом Божиим в Иов.33:4 дополняется тем продолжением, что Дух Божий необходим для людей, чтобы быть живыми; эти два места показывают акцентирование на два действия Духа Божия в мире, а именно Творения и Промысла. По православному догматическому учению, каждое их трех Лиц Божества участвует в Творении мира, Промысле и Спасении человека, но различным образом.

http://azbyka.ru/okrovenie-o-svyatom-dux...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010