Мы понимаем: прекращение страданий Иова могло произойти лишь в тот миг, когда он одержал окончательную победу над сатаной, реализовал тот Божественный замысел о себе, что и лежал в основании спора Господа с диаволом о праведнике. Причем момент этот наступает для Иова не тогда, когда он покаялся перед Господом, но именно теперь, когда он обратился с молитвенным ходатайством за грешников к Богу. Не совершивший личного греха, безвинный, — это, как мы помним, неоднократно подтверждено Самим Богом — Иов совсем недавно решительно осудил себя, являя в этом прообраз грядущего Христа, Который, будучи свободен от всякого греха, безвинно принимает осуждение на смерть на Кресте. Иов подобно Спасителю не только безвинно страдает и несправедливо обвиняется другими во грехе, которого не совершал, но и — также являя здесь тип Христа — делается ходатаем перед Богом за грешников: молится за прогневавших Господа друзей. Тем самым Иов явственнейшим образом здесь прообразует Того, о Ком говорит пророк Исаия: и за преступников сделался ходатаем (Ис 53, 12). Раньше Иов жаждал Небесного Заступника, пророчески прозревая Его сущим на Небесах: И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! (Иов 16, 19). Теперь он сам, познав и таинственным образом лично узрев Этого грядущего в мир Заступника ( теперь же мои глаза видят Тебя — Иов 42, 5), прообразует Его ходатайство перед Небесным Отцом за человеческий род именно тем, что заступнически молится Господу о прощении грешников и в этом своем — по образу Христа — заступничестве оказывается услышан. Мы видим: Иов прообразует собой не только Христа страждущего, не только Господа распятого, но и Сына Божия, спасающего человечество от греха и смерти, Христа, ходатайствующего за весь людской род. Иов ныне — еще и источник прощения для других, для своих кающихся друзей, подобно тому как прообразуемый им Христос — Источник прощения для всех верующих в Него, входящих через покаяние в Его Церковь, как в Его Тело. Итак, именно в этот миг — в момент услышанной Господом молитвы Иова за согрешивших друзей — и исполняется, реализуется окончательно призвание этого праведника как ветхозаветного типа Христа: прообраза не только Христа-Искупителя, но и Христа-Ходатая; тем самым здесь ставится закономерная точка в прообразовательном значении страданий Иова.

http://pravoslavie.ru/79381.html

Однако, с другой стороны, слова, произносимые здесь Иовом, могут пониматься и как пророчество о Христе: многое здесь говорится как будто устами Самого страждущего Спасителя, от Которого отреклись Его близкие – Его богоизбранный народ. В истинности подобной пророческой интерпретации данных слов Иова убежден святитель Григорий Великий : «Мы покажем это лучше, если приведем свидетельство Иоанна, который говорит: Пришел к своим, и свои Его не приняли ( Ин. 1:11 ). Братья Его удалились от Него и знающие Его чуждались, – Того, о Ком хранившие закон евреи умели пророчить и Кого наяву не сумели узнать. Потому верно сказано: Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня ( Иов. 19:14 ). Иудеи, близкие по плоти и знакомые по наставлению закона, словно забыли Того, о Ком пророчествовали, когда словами закона воспевали Его [будущее] Воплощение и когда словами вероломства отреклись от Него по Воплощении» 761 . В таком же пророческом смысле изъясняет святитель Григорий и слова страдальца: Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их ( Иов. 19:15 ). Как пишет Двоеслов, иудеи «отказались признать и почитать воплотившегося Господа, Которого задолго до того предсказывали в словах закона. И вот он [Иов] еще яснее показывает, что по их превратной воле Он не был узнан: посторонним стал я в глазах их. Итак, Искупитель наш, Которого не узнала синагога, в доме Своем оказался посторонним» 762 . Тем самым, по святителю Григорию, Иов предсказывает здесь причину того, почему Господь, придя к Своему богоизбранному народу, «лишь немногих собрал в Иудее и, уйдя призвать народы, завершил начатый путь» 763 обращения человеческого рода к истине: свои – иудеи – не пожелали узнать Его, посчитали Его посторонним, презрели Его и от Него отреклись. Затем ( Иов. 19:21–22 ) Иов молит Елифаза, Вилдада и Софара о жалости. Если Сам Бог преследует его, то уж хотя бы они, в отличие от Господа, могли проявить к своему другу милосердие. Иов произносит: Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться? ( Иов. 19:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

По этой причине Святая Церковь с древних времен постановила в дни, посвященные воспоминанию страданий Христовых, предлагать вниманию верующих чтения из книги Иова. Святой священномученик Зинон, епископ Веронский, живший в IV в., находит еще другие – частнейшие черты сходства между прообразом и образом. «Иов, по моему мнению, – говорит святой Отец, – был образом Спасителя нашего Иисуса Христа. Сравнение объяснит нам эту истину. Иов был праведен, – Спаситель наш есть сама правда, источник нашей праведности, потому что о Нем предречено было: се день грядет и возсияет Солнце Правды ( Мал. 4, 12 ). Иов был истинен, – Господь наш есть подлинная, совершенная истина: Аз есм, – говорит Он, – путь и истина и живот ( Ин. 14, 6 ). Иов был богат, но чье богатство может сравниться с богатством Господа нашего, Которому принадлежит вся вселенная, по свидетельству блаженнейшего Давида: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней ( Пс. 23, 1 )? Иов три раза был искушаем диаволом (лишением имения, погибелью детей и болезнию); подобным образом, по свидетельству евангелиста, трижды же искушал диавол и Господа нашего ( Мф. 4, 1–11 ). Иов, лишенный всего своего имения, обнищал, – Господь наш, по любви к нам, снисшедши на землю и оставив небо со всеми его благами, также обнищал, чтобы нас обогатить. Дети Иова были умерщвлены рассвирепевшим диаволом, – дети Господа нашего пророки были побиты безумным фарисейским народом ( Лк. 13, 34 ; Деян. 7, 52 ). Иов поражен был язвами, – Господь наш, приняв на Себя плоть нашу и грехи всего человеческого рода, вместе с тем принял все нечистоты и язвы греховные. На Иова нападали друзья его, – на Господа нашего преимущественно пред всеми восставали первосвященники и книжники, которые должны были бы особенно чтить Его и быть Его друзьями. Иов, пораженный проказою, точимый червями, сидел на пепле вне города, – Господь наш, принявший на Себя все греховные язвы всего рода человеческого, обращался в этом нечистом мире среди людей, исполненных пороков и кипевших похотями, которые и предали Его позорной смерти вне города.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Житие бл. Иова по печатн. изд. стр. 2 на обор. Следовательно некоторые ошибаются, полагая, что пр. Иов принял схиму уже в Почаевском монастыре после дела с Фирлеями 1642 г. «(ср. Русск. свят. пр. Филарета Черниг. изд. 2-е, отд. 3-е, стр. 272). По истории Русской иерархии: игумен почаевский Иоанн 1626 г. (т. IV, стр. 560). Кроме того мы увидим далее (си. ниже гл. 4), что на киевском соборе 1628 г. пр. Иов подписывается тоже именем Иоанна. А мы видели, что это – схимнические имя пр. Иова. Также точно именем Иоанна подписывается пр. Иов и в первой протестации своей против Фирлея от 9 марта 1641 г. (архив поч. Лавры, Дело 1/76). Потому «Гора Почаевская» справедливо замечает, что дело с Фирлеем почаевские иноки вели купно со игуменом своим, пречестным первее в мантии на имя Иовом, а последже в схиме, сиесть великом «ангельском образи, Иоанном Железом». (Гора почаевская, стр. 6). А что Досифей в своем жизнеописании не упоминает об этом схимническом имени преп. Иова, и даже в одном месте, после кончины преподобного, именует его «Иеросхимонахом Иовом» (по печатн. изд. стр. 6 – 7), то это вовсе не значит, чтобы он не знал этого имени. Это просто обычай церкви, которая вообще и доселе не именует соугодников по их схимническому имени. Достаточно вспомнить для примера святителя Митрофана, в схимонасех Макария, Митрополита Киевского Филарета в схиме Феодосия и др. Еще более ошибаются те, которые смешивают преп. Иова почаевского с Иовом Княгиницким, хотя и современным ему схимником галицийским из Угорницкого монастыря. Достаточно заметить, что этот последний именовался в схиме Иовом, никогда не имел священного сана и подвизался в Угорницком, им самим основанном Михайловском ските, а пр. Иов в схиме именовался Иоанном, был иеромонахом и подвизался в готовом уже Угорницком Преображенском монастыре. Кроме сего, как увидим, пр. Иов скончался в 1661 г., а Иов княгиницкий в 1621 г. и т. д. (Подробнее о семе см. ниже исследование под заглавием: «пр. Иов иг. почаевский и схимонах Иов княгиницкий». Волынск. еп. Вед. 1679 г. 13 Часть неофиц. стр. 490 – 499).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Аминь. Преподобный Иов Почаевский жил в трудные для православной России годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание, для укрепления Православия. Преподобный Иов (в миру Иоанн) родился в крае, называемом Покутье, лежащем в Галиции между Карпатами и Днестром. Семья его, носившая фамилию Железо, принадлежала к дворянскому роду, хранившему верность Православию. Родителей его звали Иоанном и Агафией. С детства будущий подвижник обнаружил стремление к иноческой жизни. В десятилетнем возрасте мальчик оставил родительский дом и просил игумена ближайшего Угорницкого монастыря позволить ему служить братии. Своим усердием он завоевал вскоре любовь монастырского братства, прозорливый же игумен провидел в нем большие духовные дары. На двенадцатом году жизни Иоанн принял монашеский постриг с именем Иов, на тридцатом, уже после многих иноческих подвигов, он был рукоположен в священнический сан (впоследствии он принял схиму, вернув прежнее имя). Известность о его духовных подвигах широко распространилась по всему краю. К преподобному Иову начали приходить вельможи, просившие духовного окормления. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника Православия на Волыни князя Константина Острожского. Князь Константин обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Игумен согласился, и через некоторое время преподобный Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более двадцати лет, к этому времени относятся заключение Брестской унии (1596) и последовавшие притеснения православных. Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и Папы Римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям преподобного. Во время пребывания в Дубне святой приступил к распространению православных книг. С этой целью он подвигнул некоторых на переводческую деятельность и переписку книг, по свидетельству жития, преподобный Иов и сам участвовал в этом труде. По благословению святого в 1581–82 гг. князь Константин издал в г. Остроге первопечатную славянскую Библию (Острожская Библия ). Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали святого Иова от монашеского делания. Поэтому он решил оставить Дубенский монастырь и около 1604 года поселился в скромной обители неподалеку – на горе Почаевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Григорий Великий , интерпретируя данные слова Иова, размышляет о том, что же на самом деле есть пророческий дар – что есть пророчество как таковое? Есть ли оно лишь механическая передача пророком Богооткровенной истины или же здесь осуществляется ее реальное и творческое постижение пророчествующим? С одной стороны, предмет пророчества есть тайна, которая – в полноте своих, недоступных человеческому разуму, смыслов – сокрыта порой и от самого пророка. Однако, с другой стороны, по убеждению Двоеслова, всякое пророчество наделяет произносящего его особым пониманием, особым знанием путей Божественного Промысла. И если внутрибожественное бытие, как Божественная сущность, остается сокрытым от человека, то смысл действующего в мире Божественного Промысла, напротив, зачастую открыт для некоторых избранных во всем его величии. Именно таким избранным и является всякий Божий пророк. Как убежден Двоеслов, Иов, по причине переносимых им страданий, возводящих его ко все большим степеням святости и совершенства, также постепенно становится подлинным пророком. Именно поэтому отныне он может веско заявить друзьям: не только я услышал слова от Бога, но духовное ухо мое также и заметило их для себя ( Иов. 13:1 ) – то есть постигло их подлинный смысл, распознало их богооткровенное значение. Как мыслит комментирующий этот библейский стих святитель Григорий, ныне Иов видит в Боге все то, что Сам Творец считает необходимым открыть страдальцу уже именно как пророку. При этом Иов познает Господа как Того, в Ком нет ничего ни прошлого, ни будущего, но в Ком – перед Чьим взором – все вещи и явления присутствуют сразу и совместно друг с другом. И поскольку Иов подлинно узрел те явления, что должны осуществиться в грядущем, и реально познал действие Божественного Промысла о мире и твари и таинственно причастился Божественному Откровению Истины, «он справедливо говорит: все это видело око и слышало ухо ( Иов. 13:1 ). Но слова бессмысленны, если они не поняты. И здесь уместно добавить: я понял каждую йоту – и заметило для себя ( Иов. 13:1 ). [Ведь] если [человеку] не даровано понимание услышанной или увиденной вещи, то этого мало для пророчества. Однако блаженный Иов может свидетельствовать, что он имеет дух пророчества, ибо говорит не только то, что он видел и слышал, но также, что он заметил [, то есть понимал,] все это» 678 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Святитель Иоанн Златоуст говорит об ответе Бога Иову так: «Явившийся затем Господь оправдывает Иова и, научая тайне Христовой, говорит к Иову: Кто сей, скрываяй от Мене совет, содержай же глаголы в сердце? (38:2)» т. 6, кн. 2, с. 670]. Я уже приводил вам слова, которыми Иов отреагировал на вторую речь Бога: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5-6). Что он увидел? Как и в случае Авраама, в опыте страдания Иов сделался соучастником тайны Христовой. И это было для него гораздо большей наградой, чем возвратившееся материальное благополучие. Он с ликованием и смирением отрекается, потому что все его выступления оказываются безумием перед лицом Креста Христова. Весьма характерно в этом отношении и то, что в праздник Рождества Христова и Пасхи (точнее, в Великую Субботу) мы начинаем чтение паремий с первой главы книги Бытия, с повествования о сотворении мира, которым открывается и речь Господа к Иову. И, наконец, третье объяснение смысла стрпаданий Иова, которое дает нам взятая в качестве ключа стихира. Иов в себе самом пророчески изобразил страдания Спасителя. История Иова устроена совсем неслучайным образом. Продолжая сопоставление с Авраамом, вспомним, что жертвоприношение, в котором он познал тайну Христову, было прообразом крестных страданий Спасителя. Прообраз, со всей очевидностью, можно увидеть и в случае Иова ст. 60–61]. Праведный Иов, как и Христос, страдал безвинно, не за свои грехи. В страшной болезни Иов был оставлен всеми, даже друзья пренебрегали им, считая грешником, как и Христос во время крестных страданий был оставлен учениками и поносим от врагов. Самое тяжкое в страданиях Иова – богооставленность. Вопль богооставленности вырвался на Кресте и из уст Спасителя. После своих страданий Иов как бы воскрес и вознесен Богом выше прежнего своего состояния. В Иове является прообраз Великого Первосвященника Христа, потому что он, Иов, приносит ходатайственную жертву о прощении своих согрешивших друзей.

http://sedmitza.ru/lib/text/431312/

Иов продолжает: Их-то сделался я ныне песнью и пищею разговора их. Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицом моим. Так как Он развязал повод мой и поразил меня, то они сбросили с себя узду пред лицом моим ( Иов. 30:9–11 ). Здесь, по мысли святителя Григория Великого , продолжающего развивать прообразовательную символику личности Иова, предуказующего грядущую Христову Церковь , пророчески говорится о будущих гонениях на Церковь со стороны нечестивых – язычников и ее врагов. Как пишет святитель Григорий, «этими словами описывается то время Святой Церкви, когда над ней открыто насмехаются нечестивые; когда растет нечестие, вера становится упреком, а истина – преступлением. И тем более презренным становится человек, чем более он праведен; тем более отвратительным, чем более достоин похвалы. Так Святая Церковь избранных во времена бедствий становится пищею разговора ( Иов. 30:9 ) нечестивых» 890 . Продолжая развивать эту же типологическую тему и комментируя дальнейшие слова Иова Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицом моим ( Иов. 30:10 ), святитель Григорий пишет: «Удаляются от Святой Церкви все нечестивцы, удаляются не шагами, а качеством нравов своих; далекими становятся не по месту, а по заслугам – все растущее высокомерие их открытым презрением [ополчается] на Церковь . А плевать пред лицом ( Иов. 30:10 ) Ее значит не только злословить добрых в их отсутствие, но и нападать на праведников в их присутствии. На них нечестивые, открыто смеясь, изливают слова унижения подобно бегущим потокам...» 891 При этом святитель Григорий подчеркивает, что более всего в подобных «гонениях нас печалит то, что мы претерпеваем все это от близких людей, в которых верили любя» 892 . Вероятно, нечто подобное испытал и изрекший все это Иов, сам лично переживший такое гонение при помощи слова, исходящего из уст очень дорогих ему и возлюбленных им людей – Елифаза, Вилдада и Софара. Вместе с тем святитель Григорий обращает внимание на то, что, по слову Иова, произносящего о Господе: Он… поразил меня ( Иов. 30:11 ), – все это с ним происходит в соответствии с неким Божественным «тайным советом» о праведнике, смысла которого Иов не понимает, но в согласии с которым Сам Господь ему «попускает страдание» 893 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Тем более непознаваема Она для сил преисподней, упоминаемых здесь Иовом под именами Аваддона и смерти ( Иов. 28:22 ). По убеждению пресвитера Филиппа, «этими двумя словами («Авадон» и «смерть») может быть назван дьявол , поскольку он определяется как смерть...» 870 По мысли святителя Григория Великого по отношению к Божественной Премудрости, «увидеть» ее означает то же самое, что и Ею обладать. Силы же ада лишь «слышат» о Ней, то есть знают о Ее существовании, но не лицезреют Премудрость, потому что, будучи низринуты в глубины ада по причине своей гордости, духовно и нравственно на это не способны 871 . Впрочем, речь здесь, в этом библейском стихе – Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена ( Иов. 28:21 ), – идет о времени еще собственно ветхозаветном: о той эпохе, когда Сын Божий, Отчая Премудрость, был невидим, ибо еще не воспринял человеческого естества. Именно поэтому о Нем тут говорится как о невидимом, незримом. Однако, как мы знаем, сердца Иова уже коснулась надежда на то, что он в грядущем «своими глазами» (ср.: Иов. 19:27 ) узрит эту Божественную Премудрость, ибо в Новом Завете Она, воплотившись, навеки соделается видимой для человека. Далее ( Иов. 28:23–27 ) Иов говорит о том, что лишь Один только Бог ведает пути Премудрости и подлинное место Ее пребывания. Праведник также свидетельствует о том, что Премудрость всегда пребывала с Богом от создания мира, являлась Участницей устроения всех законов тварной вселенной. Иов произносит: Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагай воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной, тогда Он видел ее и явил ее, приготовил ее и еще испытал ее ( Иов. 28:23–27 ). По убеждению святителя Амвросия Медиоланского , в этот миг Иов пророчески прозревает величайшую из небесных тайн – тайну Божественной Троичности – через посредство приоткрывающейся ему тайны «места» пребывания Премудрости: он познает, что Второе Лицо Пресвятой Троицы – Сын, Слово, Ипостасная Премудрость – всегда и целиком пребывает в Боге Отце.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

По Златоусту, Елифаз здесь упрекает Иова за его прошлые слова, в которых он утверждал, что знает о Боге и о Его Промысле ничуть не меньше, чем друзья: Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас ( Иов. 13:2 ). С точки зрения Елифаза, это неправда. Настоящий мудрец, по убеждению друга Иова, никогда не будет надмеваться собственной мудростью, выставляя ее напоказ; не станет он и обвинять подлинно духовно опытных, разумных людей, каковым сам Елифаз себя и считает 711 . Преподобный Исихий Иерусалимский , тонко определяя выраженное здесь в словах Елифаза его психологическое состояние и характер его отношения к страдальцу, пишет: «Поскольку Иов серьезно упрекал своих друзей, они были раздражены и обижены. Но это не было высокомерием [Иова] перед Богом. Действительно, так как Иов верил в свою невиновность, то он и не принимал всерьез их тщетные обвинения. Чувствуя себя пристыженным за упреки Иову в предыдущих словах, Елифаз говорит в тщетной попытке бесполезной болтовни, будто Иов говорил о нем надменно пред Богом. А затем, нисколько не ожидая, он спешит открыть причину, по которой очернял Иова: будто Иов избрал язык лукавых ( Иов. 15:5 )» 712 . Далее Елифаз говорит: Разве ты первым человеком родился и прежде холмов создан? Разве совет Божий ты слышал и привлек к себе премудрость? Что знаешь ты, чего бы не знали мы? Что разумеешь ты, чего не было бы и у нас? И седовласый и старец есть между нами, днями превышающий отца твоего ( Иов. 15:7–10 ). Как мы понимаем, под «седовласым» и «старцем», который находится среди них (см.: Иов. 15:10 ) Елифаз подразумевает самого себя как старейшего годами среди собеседников. Святитель Григорий Великий , комментируя данные слова друга Иова, подчеркивает, что в указанном речении Елифаз опять являет себя в качестве прообраза нынешних еретиков. Ведь он подобно им утверждает, что основывается на древней традиции. Очень часто бывает так, что еретики настойчиво подчеркивают в споре с православными, что они якобы имеют на своей стороне неких авторитетнейших «старцев» – незаконно причисляемых ими к числу своих предшественников Отцов Церкви древности, чье учение они ложно усваивают себе. И Елифаз здесь поступает точно так же, как и они 713 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010