В 1784 году монах Иов получил в Яссах посвящение в иеромонаха от молдовлахийского митрополита Гавриила 2146 . В 1785 году, был произведён в игумена и назначен настоятелем молдавского Городищенского Успенского монастыря 2147 . В 1790 году, 20 января, по словесной просьбе светлейшего князя Потёмкина-Таврического, архиепископ Екатеринославский Амвросий, бывший в то время и блюстителем молдовлахийской «эксархии» 2148 , посвятил игумена Иова, за «честное его поведение», в архимандриты «с возложением на него креста на ленте ордена св. Владимира 4-й степени» 2149 . Вероятно, с посвящением в архимандриты Иов получил другое назначение. С осени 1792 года он находился в городе Дубоксарах. Когда сделалась свободной Феодосийская и Мариупольская архиерейская кафедра, викарная екатеринославской 2150 , св. синод в представлении на высочайшее утверждение обычных двух кандидатов на эту кафедру первым поставил архимандрита Иова. Высочайшее избрание пало на первого кандидата 2151 , и 27 февраля 1793 года, «в день воскресный», в Воскресенской церкви Киевского митрополичьего дома, архимандрит Иов был посвящён в епископа 2152 . В его хиротонии участвовали, кроме митрополита Самуила, находившиеся в Киеве преосвященные: Максим католикос Имеретнский, бывший Севский епископ Кирилл и грузинский архиепископ Иона, «имевший в Киеве пребывание по указу» 2153 . Случилось так, что незадолго до посвящения Иова скончался Екатеринославский архиепископ Амвросий 2154 , и новоназначенному Екатеринославскому викарию поручено было управлять до времени всей Екатеринославской епархией 2155 . Из Киева он прямо приехал в Полтаву, где находилась Екатеринославская архиерейская кафедра, и 13 марта 1793 года вступил в управление обширной епархией 2156 . Судьба, таким образом, ставила одного Потёмкина устраивать в духовном отношении тот самый край, который другим Потёмкиным – светлейшим князем Таврическим – был устроен в отношении гражданском. Впрочем, преосвященному Иову в Полтаве быть пришлось не долго. 10 мая на Екатеринославскую епархию был назначен Молдовлахийский митрополит Гавриил – и в конце этого месяца он был уже на своей кафедре 2157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Вся фамилия Потёмкиных была проникнута духом церковности. Светлейший князь Григорий Таврический в молодости думал вступить в монашество и мечтал о достижении архиерейского сана. Он до конца своей жизни удержал охоту толковать о церковных вопросах, и вопрос о соединении церквей всегда был для него то, что обыкновенно называют «любимый конек» 2143 . Две сестры деда преосвященного Иова по отцу – Перфилия и Феврония – одна за другой были игуменьями Московского Новодевичьего монастыря. Старший брат Иова, вместе с ним воспитывавшийся и также поступивший было в военную службу, скоро оставил её, удалился на Афон, там принял монашество с именем Анастасия, вернулся в Россию, поступил в Александроневский монастырь, где достиг сана игумена, и окончил свои дни в 1791 году, в Николаевской пустыни, что в Короче, Орловской губернии 2144 . Преосвященный Иов начал монашескую лестницу с самых низших ступеней, и самых тяжких, ни в чем, не желая пользоваться преимуществами своего положения. Интересен один случай из начальной монашеской жизни Иова, рисующий его характер. Молдавские монастыри часто прибегали к сбору подаяний в России. Настоятель того монастыря, в котором постригся Иов, назначил одного своего иеромонаха ехать в Россию за сбором подаяния и в проводники ему дал монаха Иова, как российского уроженца. Странствуя по разным местам, молдавские монахи зашли и к Нихолажскому полковнику, который и приютил странников у себя. Иов видел отца и всю свою семью, но ничем не открыл себя перед ними. Не надеясь всё же на свои силы, он выдал себя за молдавского уроженца, не знающего русской речи, и за всё время пребывания в родительском доме не сказал ни слова. Любимая сестра Иова завела однажды с его спутником – иеромонахом разговор о неизвестно куда скрывшемся своём любимом брате. «Слышно, что и он монахом; но где, нам неизвестно. Он вот точно «такойже, как этот». Она указала на «этого», который и был «он», и горько заплакала. Трудно было, под давлением воспоминаний детства, устоять перед слезами любимой сестры. Иов готов был разрыдаться. Но он поспешил уйти в свою комнату, из которой и не выходил уже до последнего дня, под предлогом болезни. Суровый монах оказался непоколебимым. И только уже с дороги он послал в родной дом весть, что он жив и старается идти путём спасения 2145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Под влиянием В. в 1-й пол. XVIII в. находились поповцы Москвы, Поволжья, Дона, Яика и др. Ослабленный преследованиями Нижегородского еп. Питирима (Потёмкина) и нарастающими внутренними спорами между софонтиевским, онуфриевским и дьяконовским согласиями, Керженец подчинился В. и ее деятельному старцу Феодосию. Последний энергично участвовал в полемике, особенно с дьяконовцами, начавшими активно переселяться с Волги на В. и в Стародубье. Одним из противников Феодосия был дьяконовец Т. М. Лысенин . Их спор отражен в «Описании прения старца Феодосия с некоим Тимофеем Матвеевым Лысениным, и с учеником его Василием Власовым, и с их единовольники о Честном и Животворящем Кресте Христове», происходившем на В. в июне 1709 г. ( Лилеев. Материалы. С. 3-9). Предмет спора заключался в следующем: Лысенин, как и все дьяконовцы, почитал равно 4-конечный и 8-конечный кресты, Феодосий же называл «истинным» только 8-конечный крест. Строго относился Феодосий и к Софонтию - организатору на Керженце скита, не подчинявшегося В., а также к керженскому старцу Онуфрию - почитателю догматических писем протопопа Аввакума. О преемниках Феодосия по управлению ветковским Покровским мон-рем до сер. 30-х гг. XVIII в. известно следующее: Александр (брат Феодосия) «такоже вторым чином принял [в старообрядчество.- Е. А.] священноинока Антония и проч. Антоний же принял священноинока Иова и проч.» ( Нифонт. С. 78). Иов, присоединив к старообрядчеству неск. иеромонахов, в 1734 г. «принял под исправу» лжеепископа Епифания Ревуцкого (2-м или 3-м чином, по разным старообрядческим источникам). Мн. ветковцы не признали архиерейства Епифания, к-рый тем не менее «рукоположил» для старообрядцев 14 «священников». Ранее ветковские старообрядцы предпринимали неск. попыток получить собственного епископа. В 1730 г. ветковский игум. Власий передал Ясскому митр. Антонию «просительный лист» о собственном архиерее, подписанный ветковскими поповцами и стародубскими диаконовцами, прошение поддержали владелец В. пан Халецкий и молдав. господарь. Не получив ответа, в следующем году ветковцы направили новое прошение, к-рое было рассмотрено находившимся тогда в Яссах К-польским Патриархом Паисием II, согласившимся удовлетворить просьбу, но с условием во всем следовать учению правосл. Церкви, что не устраивало ветковцев.

http://pravenc.ru/text/158276.html

из кружечной семинарской суммы. Если студент подавал прошение об увольнении, И. сначала наводил справки о его успехах, материальном положении. Способных учащихся не отпускал, предлагая материальную помощь. При И. инспектором и преподавателем церковной истории в Екатеринославской ДС служил юный М. Я. Глухарёв (прп. Макарий ), который в янв. 1818 г. подал архиерею прошение о пострижении в монашество. Первоначально И. отнесся к решению своего подчиненного «холодно», однако, препровождая прошение в Синод, писал, что Глухарёв «поведения честного, правил твердых и постоянных». 24 июня 1818 г. И. постриг Глухарёва в монашество, 25 июня рукоположил во диакона, затем во иерея. Современники свидетельствовали о личной нерасположенности И. к иером. Макарию, что вызывало у последнего «борьбу огорчений, оскорбленного самолюбия, недоумений, сомнений, надежд». Неск. раз И. конфликтовал с молодым инспектором, в т. ч. из-за покупки непригодного дома для нужд семинарии. Особенно ухудшилось отношение И. к иером. Макарию после встречи и совместной молитвы последнего с 2 квакерами, к-рые привезли ему письмо от архиеп. Московского Филарета (Дроздова) . Иером. Макарий получил тогда от И. строжайший выговор. Впосл. преподобный с благодарностью вспоминал И., считая, что опытный архипастырь искоренял в нем «гордость ученую», «всякую сырь», обличал тайные плотские страсти: «Усмотрев во мне пороки, ненавистные и мне самому, он стал воздействовать на меня со свойственной ему силой и прямотой, но не без педагогической осмотрительности… Объявив войну страстям, надо мной господствовавшим, преосвященный Иов всегда поступал с большой осторожностью, неизменно следуя закону вечной любви и премудрости, не позволяющему превышать силы, дарованные человеку для их преодоления» ( Макарий (Глухарёв). 1905. С. 4; Харлампович К. В. Архим. Макарий Глухарев: По поводу 75-летия Алтайской миссии. СПб., 1905. С. 11). Награжден орденом св. Александра Невского (в 1797 в Минске имп. Павел I собственноручно вручил награду) и алмазным крестом для ношения на клобуке (18 апр. 1817). Содействовал деятельности Российского Библейского общества , был знаком с кн. А. И. Мусиным-Пушкиным , передал ему несколько редких книг, найденных в Польше, в т. ч. Литовский статус (Вильно, 1586). Летом 1818 г. И. посетил Херсон и пожелал убедиться в сохранности праха Г. А. Потёмкина, погребенного в склепе Екатерининского собора. Ночью 4 июля того же года в присутствии прот. И. Глобачёва, диак. И. Павловского и др. были сорваны доски пола, проломан свод склепа и вскрыт гроб. Набальзамированное тело оказалось на месте (см. подробнее: Брикнер. 1891. С. 228-229).

http://pravenc.ru/text/578184.html

назначен и рукоположен в 1569 (управлял после 1575) 10.02.1607 Иеремия (Тиссаровский), епископ рукоположен с января 1608 (избран в 1607) 01.03.1641 Арсений (Желиборский), епископ рукоположен с 17.11.1641 (управлял с 04.06.1641) 18.09.1662 Афанасий (Желиборский), епископ рукоположен в феврале 1663 Иеремия (Свистельницкий), епископ рукоположен в мае 1668 (избран в 1667) Иосиф (Шумлянский), епископ утверждён на кафедре с 26.06.1668 по 1677 принял тайно унию; 23.07.1708 (1710) Далее православных владык на кафедре не было. Минская Учреждена 13 апреля 1793 года Минская, Изяславская и Брацлавская Кафедра в городе Слуцке Имена Сведения бывший епископ Переяславский, викарий Киевской епархии с 13.04.1793 по 12.04.1795 переименован архиепископ Минский и Волынский Минская и Волынская С апреля 1795 года Кафедра в Минске Имена Сведения Виктор (Садковский), архиепископ бывший епископ Минский, Изяславский и Брацлавский с 12.04.1795 по 13.05.1796 архиепископ Черниговский и Нежинский Иов (Потёмкин), архиепископ бывший епископ Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 13.05.1796 по 16.10.1799 переименован архиепископ Минский и Литовский Минская и Литовская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Иов (Потёмкин), архиепископ бывший епископ Минский и Волынский с 16.10.1799 по 07.02.1812 архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический Серафим (Глаголевский), архиепископ бывший епископ Смоленский и Дорогобужский с 07.02.1812 по 30.08.1814 архиепископ Тверской и Кашинский Анатолий (Максимович), архиепископ бывший епископ Переяславский и Полтавский с 07.02.1816 по 10.02.1832 архиепископ Симбирский и Сызранский Евгений (Бажанов) епископ бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 17.02.1832 по 30.04.1833 переименован епископ Минский и Гродненский Минская и Гродненская С 30 апреля 1833 года Имена Сведения Евгений (Бажанов), епископ бывший епископ Минский и Литовский с 30.04.1833 по 01.09.1834 архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии бывший епископ Калужский и Боровский с 05.09.1834

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Прибавление: 45 . МЕФОДИЙ Смирнов. Ему в 1808 году, Сентября 1, пожалован крест алмазный для ношения на клобуке. В 1814 году, Августа 30, переведён в Псков. 46 . СЕРАФИМ Глаголевский, в 1814 году, Августа 30, переведён из Минской Епархии с оставлением при нём той степени, какая присвоена Минской Кафедре и пожалован Членом Святейшего Синода. К стр. 144 73 . Прибавление: 5 . АФАНАСИЙ Иванов, в 1801 году пожалован Архиепископом. В 1805 году переселился из Новомиргорода в Екатеринославль и вскоре там скончался, погребён в Екатеринославском Самарском Новомосковском монастыре. 6 . ПЛАТОН Любарский. В 1809 году, Марта 1, пожалован ему алмазный крест на чёрный клобук. В 1811 году, Октября 20, скончался и погребён в Самарском Новомосковском монастыре. 7 . ИОВ Потёмкин. В 1812 году Февраля 7, переведён из Архиепископов Минской Епархии. К стр. 150 74 . Прибавление: 17 . ВАРЛААМ Шишацкий. В 1808 году, Марта 23, пожалован Архиепископом. В 1813 году, по Именному Указу от 1 Мая лишён Архиерейства и священства и сослан в Новгород-Северский Спасский монастырь. 18 . ДАНИИЛ Натток-Михайловский. В 1813 году, Июля 6 переведён из Волынско-Житомирской Епархии. К стр. 155 75 . Прибавление: 36 . МИХАИЛ Десницкий, в 1844 году был присутствующим в Синоде и того же года, Августа 30, пожалован Членом оного. К стр. 156 76 . Прибавление: 2 . ИОВ Потёмкин. Он именовался Минским и Литовским. В 1812 году, Февраля 7, переведён в Екатеринославль. 3 . СЕРАФИМ Глаголевский. В 1812 году, Февраля 7, переведён из Смоленска Архиепископом с наименованием: Минский, Литовский и Архимандрит Слуцкого монастыря. В 1813 и 1814 годах присутствовал в Синоде и Августа 30 дня 1814 года пожалован Членом оного и переведён в Тверь. К стр. 157 77 . Прибавление: 1 . ИОАННИКИЙ Никифорович. В 1801 году, Сентября 15, пожалован в Архиепископа. К стр. 159 78 . Прибавление: 1 . ФЕОФИЛАКТ Русанов. В 1807 году был чередным присутствующим в Святейшем Синоде. В 1808 году, Февраля 21, пожалован Членом оного с жалованьем по 1.759 рублей 55¼ коп. в год. В том же году, Июня 26, получил Орден Св. Владимира 2 степени большого креста, а Декабря 25 пожалован Архиепископом. В 1809 году, Марта 5, переведён в Рязань.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

30.11.1892 Владимир (Шимкович), епископ бывший епископ Сумской, викарий Харьковской епархии с 05.12.1892 по 12.06.1896 епископ Екатеринбургский и Ирбитский; 06.01.1926 (1925) Викарии Екатеринославской епархии Феодосийские и Мариупольские епископы Викариатство учреждено 7марта 1787 года Имена Сведения Игнатий (Гозадинов или Хозадинов) 17 , митрополит Крымский и Мариупольский (Готфейский и Кефайский) бывший греческий митрополит 16.02.1786 Дорофей (Возмуйлос), епископ рукоположен с 02.05.1787 10.09.1790 Моисей (Гумилевский), епископ рукоположен с 05.06.1791 05.10.1792 (убит разбойниками) Иов (Потёмкин), епископ рукоположен с 27.02.1793 по 13.05.1796 архиепископ Минский и Волынский Гервасий II (Линцевский), епископ рукоположен с 29.05.1796 08.01.1798 Христофор (Сулима), епископ рукоположен с 18.04.1798 по 16.10.1799 епископ Слободско-Украинский и Харьковский Викариатство упразднено 16 октября 1799 года. Енисейская Учреждена 25 мая 1861 года Енисейская и Красноярская Кафедра в Красноярске Имена Сведения Никодим (Казанцев), епископ бывший епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии с 18.09.1861 по 06.04.1870 на покое; 11.06.1874 Павел (Попов), епископ бывший епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии с 10.06.1870 по 31.03.1873 епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский Антоний (Николаевский), епископ бывший епископ Старицкий, викарий Тверской епархии с 31,03.1873 по 15.05.1881 епископ Пензенский и Саранский Исаакий (Положенский), епископ бывший епископ Моздокский, викарий Кавказской епархии с 30.05.1881 по 08.03.1886 епископ Томский и Семипалатинский; 11.05.1894 Тихон (Троицкий-Донебин), епископ бывший епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии с 08.03.1886 по 28.03.1892 архиепископ Иркутский и Нерчинский; 26.09.1911 Александр (Богданов), епископ бывший епископ Муромский, викарий Владимирской епархии с 23.03.1892 по 30.04.1894 епископ Тамбовский и Шацкий; 12.07.1898 Иркутская Учреждена в 1727 году Иркутская и Нерчинская Имена Сведения Иннокентий (Кульчицкий), епископ, свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Братство получило в связи с этим и особые права и полномочия, в том числе независимость от епархиальной иерархии и привилегию на владение Свято-Духова и приписных к нему монастырей. А надо заметить, что к началу XVIII столетия около Свято-Духова монастыря сгруппировалась целая корпорация монастырей: Вилейский, Грозовс­кий, Друйский, Евейский, Кейданский, Кронский, Сурдегский и др. С присоединением к православной Руси, роль Виленского Свято-Духовского братства как средства для защиты и попечения о Православной Церкви в чрезвычайных обстоятельствах – когда отсутствовала или находилась далеко церковная иерархия, когда политика государства де-факто была направлена на ликвидацию Православной Церкви – утратила своё значение. «Теперь... ни­чего подобного не было, и духовная власть приняла по праву ей принадлежащую миссию Братства – охранять и защищать Православную Церковь » (34). Тем более что к тому времени Виленское братство существенно оскудело как в количественном, так и в качественном отно­шении. К тому же, после вхождения Вильны в состав Минской епархии, архиепископ Минс­кий и Гродненский Иов (Потёмкин) распорядился отделить от Свято-Духова монастыря приписные к нему монастыри (со всеми их фундушами) «в видах лучшего их обеспечения, тем более что подчинение означенных монас­тырей Св.-Духову вызвано было особыми обстоятельствами – опасением скорого совраще­ния в Унию, при содействии иноверной власти, чего теперь не было причин опасаться» (34). Протест Виленского братства, адресованный Св. Синоду, не был услышан, и, лишившись материальных средств, истощённое вековой борьбой Братство «закончило свою славную миссию и на некоторое время прекратило своё существование» (34). Теперь же по инициативе митрополита Иосифа жизнедеятельность Братства была восстановлена. Согласно новому Уставу, председателями Братства становились первые викарии (т.е. епископы Ковенские) Литовской епархии, что означало непосредст­венное подчинение Братства епархиальной иерархии. Большое внимание уделялось при митропо­лите Иосифе проблеме содержания духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пострижен будущий просветитель Алтая был 24 июня 1818 года и наречен Макарием в честь преподобного Макария Великого . На следующий день архиепископ Иов рукоположил монаха Макария в иеродиакона, а еще через три дня – в иеромонаха. Указом Святейшего Синода он был причислен к братии Киево-Печерской лавры. Церковный историк отмечает, что преосвященный Иов был «единственным русским епископом XVIII века, сформировавшимся под духовным руководством старца Паисия (Величковского . – С. Н.)» С. 309; 331. С. 14–15]. Он приходился двоюродным братом князю Г. А. Потёмкину-Таврическому, характером обладал суровым и властным. Архимандрит Макарий писал впоследствии об архиепископе Иове, что для паствы он был примером чистой и простой веры, твердой и мужественной добродетели, явлением духа и силы в непрерывном внимании к себе и к стаду Христову, в отеческих увещеваниях и побуждениях, в молитве, озаренной свыше, в житии подвижническом. И в глубокой старости не переставал он подвизаться в посте, молитве и бдении, не употребляя ни вина, ни бани. Преосвященного отличала при этом строгость в управлении и в отношении к подчиненным. К чему бы ни прикасался он по должности, «все начинало гореть, и горело, доколе не сгорало что-нибудь своевольное и беспорядочное. Гордость, которую иные уважают в других, дабы и в них ее уважали, и которой начальствующие иногда не беспокоят в подчиненных, боясь сами обеспокоиться, гордость в церковниках была первым врагом его, с которым он боролся всею крепостию своего духа. Гневом Божиим вооружаем был преосвященный Иов против гордости своих подчиненных» С. 20]. Нарушая их опасное спокойствие частыми и строгими взысканиями, он вел их к истинному покою и миру, которые достигаются смирением, послушанием и добросовестным исполнением своих обязанностей. Архиепископ Иов, несмотря на недолгое общение с отцом Макарием, оказал на него большое влияние. Он усмотрел в молодом инспекторе столь ненавистный ему порок – гордость – и другие, сродные с ним 11 . Преосвященный стал воздействовать на своего подопечного со свойственной ему силой и прямотой, но и не без педагогической осмотрительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Семинарская служба пришлась не по характеру и не по здоровью о. Макария – чувствительно расстроила его. Она показала совершенное отсутствие в нём дипломатического умения жить и действовать с людьми разнородных характеров и воззрений. На сем поприще гуманный Макарий претерпел множество наглых оскорблений, глумлений и преследований от злобы и интриг своих сослуживцев. Время, в которое он служил, было временем нищеты, деспотизма, с одной, и унижения, с другой стороны, в тогдашних семинариях. В Екатеринославе был еще строгий преосвященный Иов Потёмкин. Начальники семинарий старались держать в чёрном теле учительскую корпорацию и совсем не радели об учениках. Учителя, получая нищенское жалованье и угнетаемые начальством, не считали за грех брать дары и взятки с родителей воспитанников. Те ученики, родители коих не задабривали учителей, были угнетаемы. Об удобном помещении, лучшем содержании учащихся совсем не думали. Понятно, что при таких порядках гуманного Макария не возлюбили в Екатеринославе ни наставники, ни ректор, тем более, что преосвященный Иов, подобно преосвященному Филарету, считал нужным вести его «стропотными путями». За поводами к неприязненным столкновениям, разумеется, дело не стало. Такие поводы представляло совершавшееся тогда преобразование Екатеринославской семинарии и училищ по уставу 1808 года, возникшая отсюда необходимость в приобретении новых зданий для воспитанников, ремонт прежних, введение новых порядков. Старавшийся об удобнейших помещениях для учащихся, Макарий не соглашался покупать здания, по его мнению, негодные, заботившийся о религиозно-нравственной настроенности воспитанников, протестовал против распоряжений, могущих подавать повод к соблазнам для молодых людей. За всё это его возненавидели и преследовали. Сама религиозность его сделалась предметом глумливых насмешек. Нелюбимый в Екатеринославе ректором и наставниками, Макарий и в Костроме за свою строгость не пользовался симпатиями наставников, монахов, «разнообразие характеров коих было удивительное», и даже некоторых воспитанников. Однажды, когда проходил он по семинарскому двору, вдруг из окна верхнего этажа ученического корпуса был брошен в него кирпич, который больно ушиб ему плечо. Кроткий ректор не стал даже доискиваться виновного. Он собрал всех воспитанников и так задушевно и отечески усовещевал их, что всех растрогал.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010