Итак, как пишет святитель Григорий Великий , подводя некоторый предварительный итог тем словам, что сказаны в отношении этого праведника в начале книги Иова, «блажен Иов, поскольку [здесь] указано, насколько он был чист в добре, и искусно показывается, насколько он был чужд злу» 161 . Мы знаем из библейского рассказа, что у Иова была большая семья – семь сыновей и три дочери (см.: Иов. 1:2 ), что он владел огромным имением: Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги ( Иов. 1:3 ) и что он был... знаменитее всех сынов Востока ( Иов. 1:3 ). По мысли святителя Григория Великого , последнее означает, что «Иов обладал необыкновенным богатством. А кто не знает, что мужи Востока весьма богаты? Значит, Иов именуется знаменитым, потому что был богаче [их]» 162 . Говоря о богатстве Иова, святоотеческая традиция в то же время настойчиво подчеркивает превосходство его духовного богатства над материальным. По слову преподобного Исихия Иерусалимского , «видимые богатства Иова были восхитительны, но еще более восхитительны были богатства внутренние...» 163 Вместе с тем, Святые Отцы настаивают на том, что причина личной святости Иова, равно как и основание его материального благополучия, – отнюдь не в нем самом. По мысли преподобного Ефрема Сирина , недопустимо, чтобы кто-либо «подумал, что все это – благочестие, невинность, великий почет – было у Иова благодаря [лишь] его человеческим способностям» 164 . Основание всего этого – в Божественных дарах, в подлинном Первоисточнике всякого блага – Творце и Промыслителе мироздания. Все это было Иову даровано Богом. Следом за кратким начальным описанием духовного, житейского и материального благополучия Иова библейский текст рисует близкую к идеальной картину его семейной жизни: Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал [за ними] и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их... Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все [такие] дни ( Иов. 1:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

В Библии , в Книге Иова, есть такие строки: «Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. ...И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» ( Иов. 1:6, 8 ). Враг посмел возразить: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что y него? Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, благословит ли он Тебя?» ( Иов. 1:9,11 ). И отдана была душа Иова на великое испытание. Вспомним лишь начало этого испытания. «Приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне, и взяли их, а отроков поразили...» ( Иов. 1:14–15 ). Приходит другой к Иову вестник: огонь спалил имущество других его детей и их самих... Так, один за одним вестники сообщают Иову о гибели всех его детей и всего имущества... Что же Иов сделал, услышав об огне, спалившем его достояние, о врагах, убивших его близких? Иов «пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» ( Иов. 1:20–21 ). Таков был ответ Иова на все утраты, им понесенные: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» Чудный гимн Творцу исшел из уст Иова. «Во всем этом, – кратко добавляет его книга, – не согрешил Иов, и не произнес ничего неразумного о Боге» ( Иов. 1:22 ). Неразумное слово о Боге… Как часто люди его произносят в мире – и среди своей беззаботности, и среди своих страданий. И это неразумное слово о Боге, Творце миров, есть нечто более страшное, чем все бомбы, войны и пожары... Свое материальное имущество, свой жалкий скарб умеют спасать люди и легко заливают водой огонь, сжигающий их материальное благосостояние. Но когда раздается в устах человека ропотливое, кощунственное слово, направленное против великого Творца и Бога, сколь многие люди молчат, не протестуют, не останавливают кощунства, не усмиряют безумия, не заливают огня неверия словом веры и разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Плодом и итогом подобных нападений на Церковь ее врагов, по мысли святителя Григория, в соответствии со словом Библии становится именно победа над ними Церкви и тот суд, на который они приходят по своей погибели пред Лице Божие. Именно об этом и говорит здесь Иов: ...приходят туда и от стыда краснеют ( Иов. 6:20 ). Этот стих в версии Вульгаты выглядит несколько иначе: пришли ко мне, и устыдились [покрылись стыдом] ( Иов. 6:20 ; Вульгата). Как видим, здесь, по чтению Вульгаты, страдалец подразумевает то, что «неверные братья» приходят на суд именно к нему, к Иову. По убеждению Двоеслова, Иов говорит так, ибо вновь глаголет от лица Церкви Христовой, которую он и прообразует. Он пишет: «В день суда нечестивые приходят, конечно, к самой Святой Церкви, поскольку тогда-то они доходят до того, чтобы видеть Ее славу и чтобы, будучи отданными на великие наказания за свою вину, они увидели, что потеряли. Но тогда нечестивых покрывает стыд, когда их обвиняет в качестве свидетеля их совесть перед Лицом Судии. Тогда внешне познается Судия, но внутренне мучит обвинитель. Тогда всякая вина предстает перед глазами, и душа над пламенем геенны еще тяжелее мучится от собственного огня» терзающей ее совести 518 . Кроме того, по убеждению святителя Григория, произнося слова: «И пришли ко мне, и устыдились [покрылись стыдом]» ( Иов. 6:20 ; Вульгата), страдалец говорит тем самым и о своих друзьях, пришедших к нему, чтобы его обличить во грехе, но оказавшихся внутренне пристыженными его глубокой духовной твердостью в отстаивании собственной непорочности пред Богом. Он как бы утверждает здесь: «Те, кто видят телесные раны, но не пожелали [увидеть] твердости души, когда посмели обвинить меня в неправедности, все еще не познали меня. Но бросающие мне жестокие обвинения между тем как познают, что дух мой крепок в несчастьях, стыдятся словно, приходя ко мне. Ведь ко мне тем приходят, что познают глубины моего сердца, и тогда их покрывает стыд, когда внешняя брань не колеблет меня» 519 . Слова Иова: Так и вы теперь ничто: увидели страшное и испугались ( Иов. 6:21 ), которые можно понять как свидетельство об ужасе друзей, увидевших, в каком страшном физическом, болезненном состоянии пребывает страдалец, еще более резко, чем в синодальном переводе, – горестной мольбой праведника – звучат в версии Септуагинты: Ныне же и вы наступаете на меня без милости: убойтесь, хотя бы увидев мои язвы! ( Иов. 6:21 ; Септуагинта). По мысли Златоуста, Иов тем самым как бы говорит: «Если ничто другое, ни дружба, ни благодеяния, не делает вас сострадательными, то самый вид моих язв должен наполнить вас милосердием» 520 . При этом, в понимании Олимпиодора, Иов здесь одновременно вопрошает их и о том, почему они, его близкие друзья, увидев пятна проказы на его теле и сочтя их знамением Господнего наказания, не проявляют к нему милосердия, сострадания, но утверждают, что из-за этих пятен он и должен быть судим как нарушитель Божественного закона? 521

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

В конечном итоге грешника, по убеждению Софара, неизбежно ожидает Божественное отмщение. Именно о нем он свидетельствует, говоря, что всякого беззаконника ожидает день гнева Божия ( Иов. 20:28 ). «В этот день свершится над ним суд Божий», – обобщает смысл этих слов Софара Олимпиодор 785 . Подводя итог речи Софара и подчеркивая, что его обвинения Иова в лицемерии и беззакониях несправедливы, святитель Григорий Великий вновь сравнивает друзей страдальца с современными ему еретиками, а в Иове видит прообраз Христовой Церкви. Подобно Церкви, преследуемой коварными еретиками, Иов с величайшим сердечным смирением переносит подобные брошенным в него острым дротикам, обращенные к нему несправедливые упреки трех гордецов. На нем здесь подлинно исполняются библейские речения, свидетельствующие о том, что ниспосылаемые праведным людям от Бога скорби и болезни подаются им в первую очередь ради духовной пользы самих страждущих. Святитель Григорий припоминает здесь слова ветхозаветного псалма: Много скорбей у праведного ( Пс. 33:20 ), а также речение апостола Павла: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр. 12:6 ) 786 . Часто ли угасает светильник у беззаконных.. ? Второй ответ Иова Софару ( Иов. 21:1–34 ). За второй речью Софара следует ответ Иова, содержащийся в 21-й главе библейской книги. В нем Иов, в опровержение предшествующих слов Софара, утверждает, что беззаконные нередко бывают счастливы здесь, на земле, до самой своей кончины и что они зачастую остаются во время земного существования безнаказанными от Бога за свои грехи. Иов задается вопросом о том, почему же это происходит. В начале речи ( Иов. 21:1–6 ) Иов вновь призывает Елифаза, Вилдада и Софара удержаться от насмешек, хотя бы на время умолкнуть и со вниманием выслушать его дальнейшие слова: это стало бы для Иова большим утешением. И отвечал Иов и сказал: выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас. Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайся. Разве к человеку речь моя? как же мне и не малодушествовать? Посмотрите на меня и ужаснитесь, и положите перст на уста. Лишь только я вспомню, – содрогаюсь, и трепет объемлет тело мое ( Иов. 21:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

После пиршественных дней Иов приносил жертву по числу всех сыновей, для того чтобы Господь на них не прогневался. Он говорил: Может быть, они согрешили в сердце своем (см. Иов. 1, 5 ). Если Иов так думал о своих детях, значит, и сам он старался не допустить неосторожной мысли или слова. Можно предположить, что этот человек был чрезвычайно внимателен к себе. Согрешив даже мыслью, он приносил жертву Богу и считал, что таким образом он удовлетворяет правосудию Божию. Иов не роптал, понимая, что все посылаемое от Бога нужно терпеть, и, как видим, благодать Божия не покидала его. Когда друзья упрекали его за грехи, он отвечал им: «Вы говорите, что я грешен, но я чувствую дух Божий в ноздрях моих» (см. Иов. 27, 3 ). Видимо, благодать Божия и помогала ему устоять против соблазнов: ропота, отчаяния, уныния и прочего. Как я уже сказал, от него стали требовать покаяния в грехе, которого он не совершал. Не выдержав, Иов стал просить у Бога, чтобы ему было открыто, почему его постигли все эти несчастья. Конечно, в этом проявилась его человеческая немощь и ограниченность. Однако никто из нас не способен выдержать и гораздо меньшую скорбь, а он вынес неисчислимые бедствия. Господь явился праведному Иову и открыл ему путь смирения. Все случающиеся бедствия нужно принимать с благодарностью, как от руки Божией, не искать объяснений и видеть во всем скрытый, непостижимый для нас Промысл Божий. Ему также было сказано, что дела Божии непостижимы. Действительно, это был Промысл, смиривший Иова и давший ему большее богопознание, чем то, которое он имел до того дня. В конечном счете Иов себя тоже укорил: Руку полагаю на уста мои, ибо раньше я слышал о Тебе слухом уха, а теперь вижу Тебя лицом к лицу (см. Иов. 39, 34; 42, 5 ). Книга Иова учит нас смирению. Когда Иов смирился, к нему возвратилось и внешнее благополучие. Известно, что он прожил еще много лет, имел детей, к нему вернулось прежнее богатство. Это совсем не означает, что всякий смирившийся обязательно будет благополучен в земной жизни, но пример Иова убеждает нас в великой пользе терпения и смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Святые Отцы подчеркивают, что Иов жил на земле еще до дарования Господом Своему богоизбранному народу ветхозаветного закона и все же был свят и праведен настолько, что даже во многом – самим образом своей жизни – не только исполнил этот закон, но и превзошел его, реализовав в себе весь заложенный в человеческую природу потенциал ее естественного закона: как жажды богообщения и тяги к совершенству. Как говорит Златоуст об Иове, «вот человек, живущий без повелений писанного закона и исполнивший сердцем неписанный естественный закон» 155 . Иов подлинно реализовал в себе все те лучшие людские моральные качества, к осуществлению которых призван каждый из нас. Он достиг этого не только до пришествия Христа, но еще и до Моисея, возвысившись уже в те годы – в эпоху, казалось бы, полной лишенности человека подлинного богообщения – к исполнению по своей сути уже евангельских нравственных заповедей. Так, по слову святителя Иоанна Златоуста , Иов подобным образом «любомудрствовал и до благодати и до закона... Не равное дело: любомудрствовать, когда Христос пришел, столько показал на Себе, увещевал и советовал, и то же обнаружить в себе до пришествия Его, до закона и до пророков» 156 . «Такое любомудрие имел он [Иов], будучи прежде благодати, прежде закона, не пользуясь учением, не зная письмен и книг, не видя других, себе подобных, не имея возможности обращаться к предшествующему времени и пользоваться примерами добродетельных мужей, так как не было письма или истории, передающей прошедшее. По непроложенной дороге, по морю неиспробованному, во тьме нечестия он один и первый шел тогда этим путем любомудрия, с избытком достигши высшей ступени в том, что составляет главное благо» 157 . Итак, Иов обладал предельным нравственным совершенством, святостью. Иов, по убеждению святителя Иоанна Златоуста , не совершал не только каких-либо личных грехов, но даже поступков, заслуживающих сколь-нибудь малой укоризны. Святитель задается вопросом: почему же в библейском тексте про Иова сказано не «невинный», а именно «непорочный»? – и затем сразу же дает на него свой ответ. Он пишет: «Потому что слово «вина» прилагается к тяжким грехам, а «порок» – к малым и самым незначительным. Таким образом, он [Иов] не делал, говорится, не только тяжких проступков, но старался не поддаваться и самым легким, которые составляют скорее недостаток, чем вину, и заслуживают порицания, а не наказания» 158 . По словам же Дидима Слепца , «Иов был совершенным мужем, во всем удаляясь от зла и прилепляясь ко благу, ибо свойство совершеннейшего человека не только удаляться от зла, но достигать верха добродетели, свободно и сознательно удаляясь от противных расположений» 159 . Тем самым, как подчеркивает Златоуст, «Иов был праведным, имея не часть добродетели, а всю человеческую добродетель, целую и всеобъемлющую, не так, что от одного худого дела воздерживался, а другое – делал» 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

В ответ на свой обращенный к Господу порыв Иов не находит встречной устремленности той Божественной любви, которой он ныне также оказался лишен. И это приносит Иову большую сердечную боль. Иов в своих речах отмечает и то, что ненавидящие Бога беззаконники здесь, на земле, очень часто живут в довольстве и благополучии, в то время как праведники порой бывают жестоко притесняемы; страдалец недоумевает: где же та Божественная справедливость, где же то неотвратимое воздаяние, что постулируют его друзья? Иов не отрицает, что иногда должное наказание настигает грешников и здесь, на земле; вот только так бывает далеко не всегда. Вместе с тем Иов продолжает верить в святость Бога; и все же он не понимает, как эта святость может сочетаться с Господней жестокостью в отношении некоторых праведников, в том числе – в отношении его самого. Вместе с тем, в отличие от друзей, Иов постулирует абсолютное всесилие Бога, предполагающее Его способность (конечно же если Господь Сам того пожелает) даже поступить с тем или иным человеком абсолютно неправосудно. Бог может порой оказаться и несправедлив, ибо Он – всемогущ. Кроме того, по убеждению древних толкователей, Иов в результате спора с друзьями, утверждавшими возможность рационального постижения Бога, напротив, приходит к утверждению превосходства апофатического пути богопознания. Иов постепенно полностью отказывается от любых рациональных попыток познания Божественной тайны, смиряясь с Божественной непознаваемостью. Святые Отцы отмечают и то, что значительная часть речений Иова посвящена описанию устройства вселенной, а также создания и устроения человека. Все это дает возможность древним толкователям коснуться различных вопросов христианской космологии и антропологии. Древних толкователей занимает вопрос и о том, знал ли Иов о грядущем всеобщем воскресении из мертвых, верил ли он в него. Святитель Иоанн Златоуст считает, что Иов поначалу не верил в воскресение 1199 , но затем узнал о нем благодаря обретенному – от Бога и через собственное страдание – пророческому дару 1200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Восстань Пророк! Весь мир в пустыне… Пора тяжелая пришла. СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращуся, Господь дал, Господь и взял. ( Иов. 1:21 ). На всем свете нет человека, который больше бы перенес неправды, чем Иов многострадальный. Напраслина, нищета, страшные удары потерь, злая ненависть от близких, ропот, уныние, отчаяние – вот цепь ужасных мук, перенесенных праведным и неповинным человеком. Будучи непорочным перед Богом и людьми, Иов страдал исключительно по зависти бесовской. Сатана не стерпел его добродетелей и праведной жизни. И вот, по Божию попущению, он навел на Иова ужасные бедствия. Праведный Иов был богат и знаменит. У него было семь сыновей и три дочери. Было семь тысяч голов мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, а также весьма много прислуги. В один злополучный день Иов все это потерял. Детей, когда они все были вместе, раздавил упавший дом, в котором они находились. Его весь скот угнали иноплеменники. Имение разграбили разбойники. Слуг и дворовых побили. Когда Иов услышал обо всем этом, он разодрал свои одежды в знак великого горя, упал на землю и сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращуся, Господь дал, Господь и взял… Буди имя Господне благословенно!» ( Иов. 1:21 ). Но диавол на этом не успокоился. Он поразил Иова лютой проказой от подошвы ног по самое темя его. Иов вышел из селения, потому что нельзя было ему находиться там по причине зловония, исходящего от него. Он сел на пепел вне селения и черепком соскабливал гной со своих ран. Это были физические страдания. Но кроме них есть страдания более тяжкие – нравственные, душевные. Сатана, видя что и проказа не сломила дух Иова, навел на него душевные страдания. Жена Иова – самый близкий человек – стала его укорять и злословить. Она пришла на гноище Иова и сказала ему: – Доколе ты будешь терпеть? Вот подожду еще немного и уйду от тебя. Дети мои все погибли, имение тоже, все болезни и труды мои, коими я трудилась, все напрасно. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место… До каких пор все это будет? Скажи некое слово к Богу и умри.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Святитель Иов (в миру Иоанн), первый Патриарх Московский и всея России, родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старица в семье благочестивых горожан. В детстве Иоанн был обучен грамоте настоятелем Успенского Старицкого монастыря архимандритом Германом. Отрок любил читать Священное Писание и, обладая прекрасной памятью, знал некоторые тексты Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. Около 1553 года, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец хотел его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество. «Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучиться и восприяти святый ангельский образ ... и наречен бысть во иноцех Иов». Более пятнадцати лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. «...Не обретеся человек, подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом... Дарование Божие бысть ему паче же прочих человек». Вместе с тем святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал, Будучи настоятелем, святой Иов словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию. В 1571 году святой Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием он исполнял возложенное на него послушание. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени, святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В 1572 году, а позднее и в другие годы он был участником Церковных Соборов. В 1575 году святой Иов был назначен настоятелем Новоспасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель. 16 апреля 1581 года архимандрит Иов был рукоположен Митрополитом Московским Дионисием и собором русских архиереев во епископа Коломенского. 9 января 1586 года святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а 11 декабря 1587 года собором епископов поставлен Первоевятителем Русской Церкви – Митрополитом Московским и всея России.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иов познает свое бесконечное ничтожество, и тщетность всех своих слов; тем не менее он считает себя вправе, как Человек, задавать некоторые вопросы, искать и разрешать некоторые недоумения. Иов хорошо понимает, что «если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня», и что «если я невиновен, то Он признает меня виновным» ( Иов.9:20 ). Конечно, перед Богом, Высочайшей Святостью Божьей, пред которой «и небеса нечисты», он может быть виновным, но, как человек, сознает, что может не понимать своих страданий. И здесь Иов говорит удивительное слово, выражающее одну из тайн его сыновней души перед Богом. Он говорит: «Нет между нами (между Богом и им, человеком) посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» ( Иов.9:33 ). За две тысячи лет до Рождества Христова, нищий, прокаженный старик в Аравийской пустыни провидит и предчувствует то, в чем так жизненно нуждается человечество и что должно совершиться. Он провидит, что падший мир алчет посредника, который, как звено, соединил бы небо и землю. Иов провидит Богочеловека. Он мог это провидеть, потому что сам был близок Духу Христову, духу Посредничества между Богом и людьми. Он ведь молился за своих детей, когда понимал, что дети его далеко отстоят от Бога, и что им нужен человек, который протянул бы руку к Богу, а другою рукою взял бы этих несчастных детей; и что только так может совершиться спасение слепого человечества. Но в то же время он не видит человека, который стал бы между миром и Богом, был бы свят, как Бог , и причастился бы страдания земного, как человек. Он не понимает, что этот Человек уже действует в нем самом. В переживании, в алкании последней правды духа Иов впадает в то полу отчаяние, которое можно было бы назвать «протестом», но протестом не в том смысле, в каком протестуют многие люди, без любви к Богу, когда восстают они против Творца со злобой противления, с искрой ненависти. О, это последнее есть иной, страшный симптом! Человек, имеющий его, никогда не познает истины. Но когда, чисто и смиренно ища правду, человек борется с молчанием Божиим (как и Савл боролся против безмолвной для него истины), то такую борьбу, борьбу искания правды, Господь любит, Господь познает в ней сыновнюю душу, близкую Себе, ту, которая хочет открыть Его миру: И в ответ на эти подлинно пророческие вещания Иова об алкании Посредника, в котором бы было объяснено все, его страдания и все вообще в мире, – друзья опять начинают ему говорить свои – человеческие слова. «Подлинно вы только люди, – опять отвечает им Иов, – и с вами умрет мудрость! И у меня есть сердце, как у вас» ( Иов.12:2–3 ) – «Знаю, что вы говорите мне, знаю правосудие Божье, но ищет сердце мое большего».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/taina-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010