Дворец гр. А. И. Мусина-Пушкина на Разгуляе в Москве. 1790–1800-е гг. Фотография. Нач. XX в. Дворец гр. А. И. Мусина-Пушкина на Разгуляе в Москве. 1790–1800-е гг. Фотография. Нач. XX в. В дальнейшем коллекция М.-П. пополнилась рукописями из собраний гр. Г. И. Головкина, историка и археолога А. Н. Оленина, прот. П. А. Алексеева, Астраханского и Ставропольского архиеп. Никифора (Феотоки) . Большую коллекцию ростовских и ярославских древностей М.-П. получил благодаря знакомству с Ярославским и Ростовским архиеп. Арсением (Верещагиным) . Архангелогородский архиеп. Аполлос (Байбаков) специально завещал М.-П. книжные редкости и летописи. Екатеринославский, Херсонский и Таврический архиеп. Иов (Потёмкин) подарил ему неск. редких книг, найденных в Польше, в т. ч. Литовский статут, напечатанный «славянскими буквами» в Вильно в 1588 г. Неск. своих рукописных сочинений отдал М.-П. поэт Державин. В коллекцию М.-П. поступали целые б-ки с личными архивами (с 1791 - А. А. Барсова, профессора Московского ун-та, и с 1794 - Болтина, к-рую специально приобрела для собрания императрица) или их значительная часть (рукописи и книжное собрание Елагина и историка Татищева, б-ка архим. Иоиля (Быковского)). Большое место в коллекции М.-П. заняли черновые бумаги выдающихся личностей. Первыми были черновики имп. Екатерины II к «Запискам касательно Российской истории» и к новому уложению, к-рые собирателю подарила сама императрица. Затем к ним добавились рукописи митр. Ростовского свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , митрополитов Гавриила (Петрова), Киевского Самуила (Миславского) , архиеп. Арсения (Верещагина). В собрании М.-П. находился сборник на пергамене с Житием вел. кн. св. Владимира. Наиболее известные памятники из собрания М.-П.- «Слово о полку Игореве» (XII в.) и Лаврентьевская летопись (ныне в отделе рукописей РНБ). Со слов М.-П., его комиссионер в 1795 г. приобрел рукопись «Слова...» у архим. Иоиля (Быковского), бывш. настоятеля обращенного к тому времени в архиерейский дом ярославского в честь Преображения Господня монастыря . Но установлено, что М.-П., будучи обер-прокурором Синода, получил сборник, содержавший «Слово...», из б-ки Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря и присвоил его себе ( Бобров. 2014). Осенью 1791 г., согласно повелению имп. Екатерины II, эту рукопись вместе с другими, «до российской истории относящимся», прислали митр. Гавриилу (Петрову), к-рый в соответствии все с тем же повелением императрицы собирал древние рукописи, посещая мон-ри своей епархии. В дек. того же года митрополит переслал рукопись в Синод к М.-П.

http://pravenc.ru/text/2564398.html

1786 - 13 мая 1792); митр. Гавриил (Банулеску-Бодони ; 10 мая 1793 - 29 сент. 1799); архиеп. Афанасий (Иванов ; 1 окт. 1799 - 18 авг. 1805); архиеп. Платон (Любарский ; 18 авг. 1805 - 20 окт. 1811); архиеп. Иов (Потёмкин ; 7 февр. 1812 - 28 марта 1823); архиеп. Феофил (Татарский; 19 мая 1823 - 15 окт. 1827); архиеп. Онисифор (Боровик ; 28 нояб. 1827 - 20 апр. 1828); архиеп. Гавриил (Розанов; 22 мая 1828 - 9 мая 1837); еп. Анастасий (Ключарёв ; 22 мая 1837 - 16 апр. 1838); еп. Иннокентий (Александров ; 23 апр. 1838 - 19 авг. 1853); еп. Леонид (Зарецкий ; 19 авг. 1853 - 14 нояб. 1864); еп. Платон (Троепольский; 13 дек. 1864 - 21 авг. 1868); еп. Алексий (Новосёлов; 21 авг. 1868 - 23 июня 1871); еп. Феодосий (Макаревский; 23 июня 1871 - 5 февр. 1885); еп. Серапион (Маевский ; 16 февр. 1885 - 5 дек. 1891); еп. Августин (Гуляницкий ; 14 дек. 1891 - 30 нояб. 1892); еп. Владимир (Шимкович ; 5 дек. 1892 - 12 июня 1896); еп. Симеон (Покровский; 12 июня 1896 - 4 окт. 1911); архиеп. Агапит (Вишневский; 4 окт. 1911 - нач. 1919, возможно, в 1921-1922); еп. Уманский, вик. Киевской епархии, Димитрий (Вербицкий; 1919, в. у.); еп. Ермоген (Максимов; осень 1919-1920); архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов; 1921 - янв. 1926); сщмч. еп. Макарий (Кармазин; кон. 1925 - 3 дек. 1937); еп. Александровский, вик. Днепропетровской епархии, Стефан (Адриашенко; 1926, в. у.); архиеп. Полтавский и Переяславский Дамиан (Воскресенский ; 1927-1928, в. у.); еп. Георгий (Делиев; 1928 - 8 дек. 1937, с 1932 в сане архиепископа); архиеп. Харьковский и Ахтырский Константин (Дьяков ; 1929, в. у.); архиеп. Полтавский и Кременчугский Сергий (Гришин ; 1931 - 21 марта 1932, в. у.); еп. Димитрий (Маган; 11 июня - дек. 1942); архиеп. Андрей (Комаров; 28 янв. 1944 - 17 июля 1955); архиеп. Симон (Ивановский ; 20 июля - 17 окт. 1955); архиеп. Гурий (Егоров; 19 окт. 1955 - 21 мая 1959; митр. Симферопольский и Крымский, в. у. Днепропетровской епархией 14 нояб. 1961 - 12 июля 1965); еп. Иоасаф (Лелюхин ; 21 мая 1959 - 14 авг.

http://pravenc.ru/text/178625.html

архиеп. Виктор (Садковский; 13 апр. 1793 - 13 мая 1796), архиеп. Иов (Потёмкин; 13 мая 1796 - 7 февр. 1812), архиеп. Серафим (Глаголевский ; 7 февр. 1812 - 20 авг. 1814), еп. Могилёвский Даниил (Натток-Михайловский; 1814 - 7 февр. 1816, в. у.), архиеп. Анатолий (Максимович ; 7 февр. 1816 - 10 февр. 1832), еп. Евгений (Баженов ; 10 февр. 1832 - 1 сент. 1834), еп. Никанор (Клементьевский ; 5 сент. 1834 - 28 янв. 1840), архиеп. Антоний (Зубко ; 28 янв. 1840 - 1 марта 1848), архиеп. Михаил (Голубович ; 1 марта 1848 - 23 янв. 1868), еп. Александр (Добрынин ; 14 авг. 1868 - 25 апр. 1877), еп. Евгений (Шерешилов; 16 мая 1877 - 26 июля 1880), еп. Варлаам (Чернявский ; 26 июля 1880 - 21 мая 1889), еп. Симеон (Линьков; 3 июня 1889 - 31 авг. 1899), архиеп. Михаил (Темнорусов; 22 сент. 1899 - 29 мая 1912; в сане архиепископа с 14 мая 1911), еп. Слуцкий сщмч. Иоанн (Поммер ; 1 июня - нояб. 1912, в. у.), еп. сщмч. Митрофан (Краснопольский ; 9 нояб. 1912 - 6 июля 1916), еп. Георгий (Ярошевский; 6 июля 1916 - 1919), митр. Мелхиседек (Паевский; 1919 - 23 июля 1922 (в сане епископа), 1926 - 12 июля 1927), бывш. Ростовский, на покое еп. Арсений (Смоленец; 13 июля - 12 сент. 1927, в. у.), архиеп. Павел (Вильковский; окт. 1927 - окт. 1930), архиеп. Феофан (Семеняко; 13 дек. 1930 - 1935), еп. Могилёвский Феодосий (Вощанский; апр. 1933, в. у.), еп. Могилёвский сщмч. Иоасаф (Жевахов ; 1936, в. у.), в 1936-1941 гг. кафедра вдовствовала, митр. Пантелеимон (Рожновский; 6 окт. 1941 - 2 июня 1942 и 16 апр. 1943 - 7 июля 1944), архиеп. Филофей (Нарко; июнь 1942 - 16 апр. 1943), архиеп. Василий (Ратмиров; 4 сент. 1944 - 13 янв. 1947), митр. Питирим (Свиридов; 13 янв. 1947 - 21 апр. 1959), митр. Гурий (Егоров ; 21 мая 1959 - 19 сент. 1960), еп. Бобруйский Леонтий (Бондарь; 19 сент. 1960 - 16 марта 1961, в. у.), митр. Антоний (Кротевич ; 16 марта - 5 июля 1961), архиеп. Варлаам (Борисевич ; 5 июля 1961 - 4 авг. 1963), митр. Никодим (Ротов ; 4 авг.- 9 окт. 1963), архиеп. Сергий (Петров ; 9 окт. 1963 - 25 мая 1965), митр. Антоний (Мельников; 25 мая 1965 - 10 окт. 1978; с окт. 1965 в сане архиепископа, с 1975 в сане митрополита), митр. Филарет (Вахромеев; 10 окт. 1978 - 25 дек. 2013), митр. Павел (Пономарёв; 25 дек. 2013 - 25 авг. 2020), митр. Вениамин (Тупеко; с 25 авг. 2020 в сане епископа, с с 6 сент. того же года в сане митрополита).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Наконец, в третьей части речи (31-я глава) Иов вновь настаивает на своей нравственной безупречности пред Богом и людьми. Итак, 29-я глава ( Иов. 29:1–25 ) содержит рассказ о том, как Иов, пребывая прежде в состоянии особой Божественной милости к нему, обладал подлинным земным счастьем. Его окружали любимые дети, имение его было изобильно, люди воздавали ему великие почести. В те времена Иов не лишал необходимой поддержки и заботы ни одного страждущего. Живя подобным образом, Иов ожидал для себя долгой земной жизни и спокойной старости. У него было все необходимое для такой продолжительной и благополучной жизни: славное имя среди людей, крепкие физические силы, преклонение перед ним всех тех, кто видели в нем своего милосердного утешителя. Тогда, в прошлом, Иов был подобен царю в окружении верных ему войск. И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал: о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы; как был я во дни молодости моей, когда милость Божия [была] над шатром моим ( Иов. 29:1–4 ). По Златоусту, Иов здесь как бы говорит друзьям: «Я хотел бы, чтобы наступил месяц моего прежнего благоденствия, дабы заградить ваши уста и показать, кем я был». При этом, по убеждению святителя Иоанна, Иов жаждет возвращения «своего прежнего благоденствия» в первую очередь именно ради того, чтобы показать Елифазу, Вилдаду и Софару подлинное значение осуществлявшегося в жизни Иова Промысла Божия. Иов желает, чтобы друзья убедились: все, что раньше имел Иов, было приобретено им по дару любви, ниспосланному праведнику от Самого Господа. По Златоусту, свое прежнее житейское благополучие Иов «приписывает одному Богу» 879 . Иов ясно свидетельствует и о том, что обстоятельства его прежней жизни все же не были абсолютно «гладкими», «беспроблемными». Как мы помним, он жил в падшем грехом мире, еще до пришествия Христа, причем принадлежал к языческому народу. Именно поэтому свое былое существование он сравнивает с хождением среди тьмы ( Иов. 29:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

При этом Иов, по мысли Златоуста – отец, нежно любивший своих детей, – отнюдь не оставался здесь бесчувственным к случившемуся. Поэтому и его слова Господь дал, Господь и взял ( Иов. 1:21 ) никак нельзя считать проявлением с его стороны какого-либо равнодушия. Он искренне и подлинно скорбит, но эта скорбь не сокрушает его дух, не лишает его прежнего великого смирения и чувства любви к Богу 259 . Как пишет об этой особой любви Иова к Богу святитель Иоанн Златоуст , «...смотри также, что сказал Иов: Господь дал, Господь и взял ( Иов. 1:21 ). Не желая, чтобы кто-либо злословил его Возлюбленного, – а иной мог сказать: в такие-то бедствия Он предал тебя, – Иов своей любовью устраняет проклятие: буди, говорит, имя Господне благословенно (ср.: Иов. 1:21 ). Люблю, говорит, и не могу я злословить Его» 260 . Толкователи также отмечают, что Иов этими своими словами выражает убеждение в том, что все, что мы имеем в нашей жизни, любое имущество, – то, чем, как нам кажется, мы владеем и распоряжаемся, – на самом деле нам не принадлежит и является достоянием одного только Бога. Так, по мысли комментирующего это речение Иова (Господь дал, Господь и взял. – ( Иов. 1:21 )) Климента Александрийского , «ничто из того, что мы стяжали, нам не принадлежит; мы владельцы одного только имения – благочестия» 261 . Тем самым, эта мысль Иова оказывается универсальной для всех поколений живущих на земле верующих христиан, призванных разделить такую убежденность древнего праведника. Таким образом, Иов стойко и смиренно перенес все постигшие его искушения и испытания. Как свидетельствует библейский текст, во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге ( Иов. 1:20–22 )». Итак, Иов не возроптал на Бога за все случившееся, хотя и страшно терзался и страдал из-за потери любимых детей. И в этом, по убеждению Святых Отцов, Иов так же, как и во многом другом, явил собой прообраз Христа, Который, будучи безвинен и безгрешен, смиренно и безропотно принял поношения и страдания ради Искупления человеческого рода. Об этом созвучии страданий Христа и их ветхозаветного прообраза – несчастиях праведного Иова, во время которых Иов не восстал против Бога и не согрешил против Него ни словом, ни мыслью, – пишет святитель Григорий Двоеслов . При этом Святитель проводит ясную параллель между этим библейским свидетельством и словами из Послания апостола Петра. Двоеслов подчеркивает, что подобно Иову, который и не согрешил, и не произнес ничего неразумного о Боге, и Христос также, по свидетельству апостола, не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его ( 1Пет. 2:22 ) 262 . Бог и сатана: второй диалог (Иов. 2:1–6)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Тем не менее Иов не горделив. Его слова свидетельствуют о его смирении и даже духе покаяния. Он, судя по всему, вполне готов признать себя грешником: Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил? ( Иов. 6:24 ). Он знает, что, без сомнения, он не совсем чист: Но кто свободен от нечистоты? Никто ( Иов. 14:4 ). Однако его возможная виновность и беды, которые ему приходится претерпеть, настолько несоразмерны, что между ними нельзя не только увидеть причинно-следственной зависимости, но даже какой-либо связи одного с другим. Напротив, Иов к тому же отказывается устанавливать зависимость между тем, что он праведен, и благосостоянием, которым он пользовался ранее, признавая его как беспричинный дар Бога, а не как воздаяние за его добрые дела (ср. Иов. 2–10 ) 165 . Рассматривая себя как праведника, Иов не обманывает себя. Его праведность подтверждается автором книги, который так начинает свой рассказ: Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, богобоязнен и удалялся от зла ( Иов. 1:1 ). В своем толковании свт. Иоанн Златоуст останавливается, в частности, на слове непорочен: «Почему не сказано “невинный”, но непорочен? Потому что… он не делал, говорится, не только тяжких проступков, но старался не поддаваться и самым легким, которые скорее составляют недостаток, чем вину, и заслуживают порицания, а не наказания» 166 . Эта характеристика Иова подтверждается Самим Богом, Который дважды говорит сатане, когда тот предстает перед Ним: Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова, ибо нет такого, как он, на Земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла ( Иов. 1:8; 2:3 ). Свт. Иоанн Златоуст отмечает: «Бог свидетельствует, что Иов непорочен» 167 . В глазах Бога Иов – самый святой человек своего времени. Бог считает ни за что нечистоту, которую Иов готов признать за собой (ср. Иов. 14:4 ). Иов не принимает мысль об «имманентной справедливости» Бога, которую высказывают его друзья. Реальность опровергает представление, будто бы беды, которые человек должен претерпеть, посланы в наказание за его ошибки, потому что можно видеть, как много невинных претерпевают такие беды. Иов, в частности, вспоминает множество людей, которых, хотя они и верны Богу, несправедливо угнетают, эксплуатируют и вынуждают претерпевать все формы бед ( Иов. 24:1–12 ; см. также 9:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Не потому ли попустил Господь сатане искушать Иова, что дух ревности, зависти и злобы давно уже овладел его друзьями и они помышляли в сердце своем, не понимая, что это голос врага Божия: “Разве даром богобоязнен Иов?” (Иов 1:9). Как знать, может быть именно эти помыслы и послужили причиной несчастий Иова? Ведь нечестивый зачинает зло, рождает ложь, и утроба его приготовляет обман (Иов 15:35), который служит жилищем лукавого. Иов также трепещет пред лицем Божиим, размышляя о вечности, и страшится имени Его (Иов 23:15). Но “дух Божий в ноздрях моих”, — говорит он (Иов 27:3). Душа Иова жаждет познать истину, которая бы смогла избавить его от рабского страха, ибо, по словам святого евангелиста Иоанна, только она может сделать человека свободным (Ин 8:32). “Пусть Он только обратил бы внимание на меня и я навсегда получил бы свободу от Судии моего” (Иов 23:6–7). “Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!” (Иов 13:15). В отличие от друзей, Иов знает, что страх Божий — это не “животный страх”, который охватывает человека, боящегося лишиться земных благ, и всех делает рабами, как сказал апостол Павел: “От страха смерти подвержены рабству” (Евр 2:15). Но Божественная любовь лишает человека страха, ибо “со­вершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение” (1 Ин 4:18); страх за свою плоть унижает человека и превращает его жизнь в настоящую пытку. Ведь человек, полагающий основой своей жизни заботу о собственном благополучии, постоянно умирает “от недостатка разума” (Притч 10:21). И Иов, дни которого угасают, и он находится уже у края гроба (Иов 17:1), раскрывает друзьям тайну богобоязненности, ничего не имеющей общего с боязливостью: “Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум” (Иов 28:28). Иов боится быть отчужденным от Бога: “Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?” (Иов 13:11), — обращается он к друзьям. Ибо что, как не отсутствие страха Божия, побуждает друзей так гордо отвечать и рассыпать бездумно “ветреные слова”? — Только страх Божий дает возможность усомниться в собственной правоте и быть осторожным при обличениях.

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

Данной версии происхождения Иова придерживаются такие авторитетнейшие древние толкователи православного Востока, как, например, святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит . Так, святитель Иоанн пишет: «Иов жил прежде Моисея, потому что был пятым после Авраама потомком Исава» 26 . С этим согласен и блаженный Феодорит . Задаваясь вопросом «откуда ведет свой род Иов?», он сам на него отвечает: «От Исава. Это показывает его история; ибо сказано: человек бяше во стране Авситидийстей ( Иов. 1:1 ). То же объявил и блаженный Моисей. Ибо, описывая преемство царствовавших из рода Исавова, сказал так: умре же Валак, и царь бысть по нем Иовав сын Зарин от Восорры ( Быт. 36:33 ). Сие сходно с историей Иова» 27 . Тем самым получается, что события книги Иова происходят в ту эпоху, когда евреи уже находились в Египте. Как пишет святитель Иоанн Златоуст , «когда сиял этот праведник, иудеи были еще в Египте, который имели потом покинуть» 28 . Подобной же позиции в отношении вопроса о происхождении Иова и о времени его жизни придерживаются и некоторые западные толкователи. Так думал блаженный Августин : Иов «жил на три поколения позже Израиля» и «происходил от народа Идумейского, в среде которого родился и умер...» 29 А неизвестный нам по имени латинский автор IV столетия, условно называемый в церковной традиции Амвросиастом , пишет: «...А что от Исава происходят добрые и верующие сыны, доказывает Иов: он из сынов Исава, пятого поколения от Авраама, и, значит, его внук» 30 . По убеждению же христианского историка конца IV – начала V столетия Сульпиция Севера, Иов жил во времена Моисея и пребывания евреев в египетском рабстве 31 . Однако вместе с осуществлением на христианском Западе перевода Библии блаженным Иеронимом (Вульгата), не включившим вставку из Сирской книги в новый вариант текста книги Иова, основная версия о происхождении и времени жизни этого ветхозаветного праведника перестала быть единственной в христианской среде. Вслед за иудейской традицией толкования родословия Иова блаженный Иероним утверждает: «У Нахора, брата Авраама, от жены его Милки, дочери Арана, родился сын-первенец по имени Ус, от ветви которого произошел Иов, как написано в начале книги, посвященной ему: Был человек в земле Ус, по имени Иов ( Иов. 1:1 ). Поэтому неверно считают некоторые, будто Иов ведет свою родословную от Исава... [ведь] содержащееся в конце книги Иова (а именно то, что книга была переведена с сирийского языка, и то, что Иов является четвертым от Исава, и прочее, что там содержится (см.: Иов. 42:17 ; по Септуагинте), в еврейских книгах отсутствует» 32 . Касаясь же личности Иовава, о котором говорится в книге Бытия (см.: Быт. 36:33 ), блаженный Иероним , сначала приведя библейскую цитату: И воцарился после него Иовав, сын Зары, из Восоры ( Быт. 36:33 ; Вульгата), подчеркивает: «Некоторые, в соответствии с добавлением в конце книги Иова, предполагают, что речь идет об Иове. Но евреи, со своей стороны, утверждают, что Иов родился от потомства Нахора...» 33

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Иов решительно утверждает, что всегда был верен путям Божиим: Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся ( Иов. 23:11 ). По мысли святителя Григория Великого , это означает, что страдалец всю свою жизнь стремился подражать «шествию Бога» в этом мире, являемому нам посредством Его обращенных на человека промыслительных «долготерпения и доброты» 823 . Подобные же этим Божественным совершенствам добродетели всегда стремился взращивать в себе и Иов. Иов настойчиво свидетельствует друзьям о таких своих добродетелях: От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила ( Иов. 23:12 ). Святитель Григорий Великий отказывается видеть в этих словах Иова намек на какую-либо присущую ему гордыню, на самопревозношение страдальца. В связи с этим святитель Григорий приводит последующие слова Иова, цитируя их в версии Вульгаты. Они содержат в себе свидетельство о том, что Иов отнюдь не считает причиной собственных добродетелей себя самого, их единственный Источник он видит в Боге: Ибо Он – единственный ( Иов. 23:13 ; Вульгата. По синодальному переводу: Но Он тверд). Как говорит при этом святитель Григорий, «разве вытекает из этого, что Иов полагает себя чем-то?.. Прибавив эту фразу, Иов показывает, что во всем содеянном добре он не усматривает ничего своего...» 824 Далее ( Иов. 23:13–17 ) Иов вновь говорит о том, что ему не ясна причина, по которой Божественный Промысл ниспослал ему все эти страдания; он силится разгадать эту тайну, но она непостижима для него. Это бессилие в понимании Божественного замысла приводит праведника в трепет и ужас; потому-то он и находится, по выражению Златоуста, «во тьме отчаяния» 825 и горько сожалеет, что не умер ранее, чем все эти несчастья его настигли. Иов произносит: Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его. Так, Он выполнит положенное мне, и подобного этому много у Него. Поэтому я трепещу пред лицом Его; размышляю – и страшусь Его. Бог расслабил сердце мое, и Вседержитель устрашил меня. Зачем я не уничтожен прежде этой тьмы, и Он не сокрыл мрака от лица моего! ( Иов. 23:13–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Итак, Иов вступил в живое и реальное общение с грядущим воплотиться Словом; узрел он и сам образ такого будущего Воплощения – именно как человеческий лик Христа. Быть может, именно поэтому святитель Амвросий Медиоланский и пишет о том, что из всех когда-либо живших на земле святых «никто... больше Иова... не любил Христа»; при этом Иов любил Спасителя так самозабвенно «даже [и] в страданиях своего собственного тела». И потому-то для Иова эти раны его страданий оказываются «ранами любви», «ранами благими». Некогда, еще при начале своего спора с друзьями, восклицая: стрелы же Господни в теле моем, их ярость испивает кровь мою; когда начну говорить, ранят меня ( Иов. 6:4 ), Иов как раз горестно свидетельствовал об этих мучительных ранах любви, наносимых ему Богом 1122 . Однако тогда он даже не догадывался, что эти раны ему наносятся во Христе, что он через них состраждет с Самим Господом. Он не знал, что эти «стрелы» мучений являются «Господними», отнюдь не в том смысле, что их наносит Иову Сам Господь (как мы знаем, Иова ранил не Бог, а сатана). Эти язвы – «Господни» в том их значении, что некогда в земной истории подобные же мучительные раны будут наносится людьми Самому Богу – Сыну Божию, ставшему человеком, и что страдания Иова эти раны как раз и прообразуют. Говоря о такой предельной любви Иова ко Христу именно как, по слову святителя Амвросия, о любви «в страданиях собственного тела», следует обратить внимание еще на одно. Иов зрит человеческий лик Христа именно в то время, когда его, Иова, страдания еще отнюдь не прекратились. Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на то, что «Иов произносит» обращенные к Богу слова теперь же мои глаза видят Тебя ( Иов. 42:5 ; Септуагинта) еще «не будучи избавлен от искушения, но... пребывая в страданиях». Иов «воспел эту палинодию» (греч. «παλινωδα», «покаянную песнь»), произнес отречение от своих прежних слов в отношении Бога, говоря: поэтому я уничижил сам себя и истомился, и мню себя землей и прахом ( Иов. 42:6 ; Септуагинта) еще в то время, когда праведник продолжал терзаться болезнями. Иов встречает Христа именно в реальности собственных страданий, страстей, и потому эта радость сретения с Господом сочетается и как бы «смешивается» в нем с мучительной горечью переносимой им муки. Безвинно страждущий Иов, прообразующий собой грядущую муку Христову, встречает лицом к Лицу именно грядущего безвинно пострадать за мир Сына Божия; он зрит не просто Самого Христа, но Христа, идущего на Распятие, на вольную страсть. Вероятно, как раз в этом смысле и следует понимать значение слов Златоуста о том, что Иов в миг той личной встречи зримо научается именно «тайне Христовой» 1123 – узнает лично от Него Самого, от Христа, о таинстве Его будущей земной жизни, венчаемой мучительной смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010