Припомните, что говорит Истина: молитеся же, да не будет бегство ваше в зиме, ни в субботу (Мф.24:20). Потому что заповедью Закона не дозволяется в субботу ходить далеко, а зима сама служит препятствием к путешествию, потому что шаги идущих связывает цепенение от холода. Ясно Он говорит, как бы так: «Смотрите, не тогда желайте удаляться от грехов ваших, когда уже нельзя ходить». Следовательно, это время, в которое нельзя бежать, должно быть обсуживаемо только тогда, когда можно. На этот час нашего исхода мы должны смотреть всегда, это увещание нашего Искупителя постоянно должно быть пред очами нашими: бдите убо, яко не весте дне ни часа. Беседа XIII, говоренная к народу в храме блаженного Феликса Исповедника в день страдания его. Чтение Св. Евангелия: Лк.12:35–40 Во время оно, рече Иисус ученикам Своим : да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии. И вы подобни человеком чающим Господа Своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут Ему. Блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих. Аминь глаголю вам, яко препояшется и посадит их, и минув послужит им. И аще приидет во вторую стражу, и в третию стражу приидет, и обрящет (их) тако, блажени суть раби тии. Се же ведите, яко аще бы ведал господин храмины, в кий час тать приидет, бдел убо бы, и не бы дал подкопати дому своего. И вы убо будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын человеческий приидет. 1. Вам, возлюбленнейшая братия, открыто прочитанное чтение Св. Евангелия. Но дабы кому–либо не показалось самое содержание его слишком высоким, для сего мы кратко пересмотрим оное, поскольку истолкование оного для незнающих должно быть ясно так, чтобы не было в тягость для знающих. Что у мужчин похоть заключается в чреслах, а у женщин в пупе, об этом свидетельствует Господь, Который о диаволе говорит блаженному Иову, глаголя: се бо, крепость его на чреслех, сила же его на пупе чрева (Иов.40:11). Итак, у главного пола под именем чресл разумеется невоздержное житие, когда Господь говорит: да будут чресла ваша препоясана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

На вечерни вторника 1-я паремья 58 из книги Бытия содержит два дня творения: четвертый и пятый После изображения (в Паремье на 6-м часе) греховного мрака, в который представляется погруженным светоносный град Иерусалим, и бесплодия мертвых дел, которых конец сожжение, повествование на 1-й вечерней Паремье о сотворении Богом в 4 й день небесных светил, в 5-й душ живых, плавающих в водах и летающих по воздуху, есть истинное возведение мысли и чувства от греховной тьмы и уничижения к благодатному озарению, и с тем вместе, к произведению живых дел в слезных водах покаяния и к воскрилению от дольнего к горнему. В четвертый день Бог из сосредоточенного первосозданного света творит светила небесные, вообще все звездное небо со всеми большими и малыми, более близкими и отдаленными от земли светилами; но из всех светил особенно именуется солнце в начало дня, чтобы оно первым ближайшим своим действием начинало, продолжало и оканчивало день, и светило меньшее, месяц, чтобы он определял начало, продолжение и окончание ночи; также, чтобы они служили для определения знамений и времен, дней и годов; служили для определения знамений силы Божией ( Рим. 1:19,20 ; Ис.40:8 ), промышления Божественного о мире ( Пс.18:2 ; Мф.16:2,30 ), проявлением особенных, благотворных, или страшных наказательных событий ( Лк.21:25,24:45 ; Деян.2:20 ); служили для означения времен года жизни человеческой, целых веков и тысячелетий; служили для определения дней в обыкновенном течении, и торжественных дней церковных и гражданских, и годов, по числу дней, полных, неполных, в церковном отношении; по Еврейскому счислению, субботних, юбилейных, и т. п. Взирая и чувственным и умственным оком на светила небесные, – Божественное творение четвертого дня, украшающие дивным благолепием свод небес, и наливающие радостотворный свет на все подлунное, не можем не востекать мыслью в высшее небо, в горний – светоносный мир Ангельский. Если видимые, но необъемлемые нами небесные светила в правильном своем соотношении, в стройном течении, и благотворном действии, столь изумительны, что когда, по творческому, премудрому, всесильному слову, возблистали на беспредельной высоте небес: то от зрелища дивного великолепия весь мир Ангельский пришел в восторг и удивление, как то в высокой творческой беседе своей с Иовом, Господь вселенной сам изрек, что, когда сотворены были звезды, восхвалили меня великим гласом все Ангелы мои ( Иов.38:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Мф.22:30 .  ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. (Ср. Мк.12:25 ; Лк.20:35–36 ). Сравнение с Ангелами не дает права на заключение, что жизнь в будущем мире будет бестелесная. Существование тел у воскресших людей «необходимо предполагается в изречении Христа» (ср. 1Кор.15:40 ; Флп.2:10 ). Воскресшие будут иметь тела, но с ограничением – в невозможности и бесцельности вступления в брак. «Христос не отрицает, что на небе будут и мужчины, и женщины, а скорее предполагает существование женщин, но так, что своим полом для брака и рождения они не пользуются. Nemo enim dicit de rebus quae non habent membra genitaliä non nubent, neque nubentur» (Иероним). Мф.22:31 .  А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Мф.22:32 .  Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. (Ср. Мк.12:26–27 ; Лк.20:37–38 ). В Ветхом Завете есть места, где содержится более ясное учение о воскресении, чем в приведенной Христом цитате из Исх.3:6 (см. Иов.19:25 ; Ис.26:19, 66:14 ; Иез.37:1–14 ; Дан.12:12 ; 2Мак.7:9, 12, 14 и др.). Почему же Спаситель не ссылается на эти более ясные места, а предпочитает не столь ясное Исх.3:6 ? Объясняя это, Иероним предполагал, что они (саддукеи) принимали только книги Моисея, отвергая пророчества. Следовательно, неразумно было заимствовать свидетельства из таких источников, авторитета которых саддукеи не признавали. Новейшие же экзегеты, однако, признают, что саддукеи не отвергали пророков, но только Пятикнижие считали каноническим в собственном смысле. Если так, то вполне ясно, почему Спаситель для доказательства воскресения обратился к Пятикнижию Моисея. Он выбрал цитату ( Исх.3:6 ), которая, конечно, саддукеям была хорошо известна, но которой они не понимали. Слова «Бог не есть Бог мертвых, но живых» не заимствованы из Исх.3:6 , а являются только толкованием слов закона Самим Спасителем. У Луки еврейская цитата передается в перифразе (своими словами), у Матфея и Марка приводится сам ее текст, но с незначительными отступлениями как от еврейского, так и от перевода Семидесяти. Смысл слов Христа вполне ясен. Если в законе Моисеевом сказано, что Бог называл Себя Богом прежде живших, но потом умерших людей, то это значит, что они и теперь живы, потому что истинный и живой Бог не может быть Богом мертвых и несуществующих лиц. Таким образом, истина загробного и продолжающегося бытия людей основывается на признании истины бытия Бога, как живого и вечного. Тот только отрицает бессмертие человека, кто отрицает бытие Бога. Против цитаты из закона (стих 24) Спаситель приводит другую цитату из закона же, и этим оружием опровергает Своих врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Горы и равнины западно-иорданской Палестины, равно как и побережье озера Геннисаретского, покрыты бесчисленным множеством благоуханных растений, наполняющих, вечером на закате солнца, воздух благовонием. Во всех этих местах растут гиацинты, нарциссы, тацеты, анемоны, тюльпаны, белые и желтые лилии, белые и красные розы, левкои, разные роды живучек и др. – Марити, странствуя по разным направлениям Галилеи, в зимнее время, видел везде по лугам множество цветов, рассеянных между кустами. В апреле 1713 г. Нерет видел на Саронской равнине тюльпаны, белые и красные розы, нарциссы, анемоны, белые и желтые лилии и другие цветы. Некоторые растения западно-иорданской Палестины составляют там значительную статью вывозной торговли малоазийских купцов (каковы различные виды astragalus L.). В восточно-иорданской Палестине, на равнине Хауранской, травы ныне так высоки и густы, что по ним с трудом пробирается верховая арабская лошадь. Богатство ливанских растений так велико, что Эренберг и Генширих в два месяца собрали там до 1140 видов. Св. Писание упоминает о полевой траве, когда говорить о промысле Божием: «аще же сено сельное (полевую траву) днесь суще, и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас, маловери» ( Мф.6:30 ); о человеческой суетности и ничтожности: «всяка плоть сено, и всяка слава человеча, яко цвет травный» ( Ис.40:6–8 ; Ср. Иов.14:2 ; Пс.102:15 ; Иак.1:10,11 ; 1Пет.1:21 ); о скоротечности скорбей и огорчений: «не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие. Зане яко трава скоро изшут, и яко зелие злака скоро отпадут». ( Пс.36:1, 2 ). Кроме диких растений в Палестине находились еще растения садовые, которые напоминали собою прекрасный сад эдемский, или земной рай, украшенный всеми родами дерев красных в видение и добрых в снедь. Израильтяне, при вступлении своем в землю обетованную, нашли уже там богатые «винограды и маслины и всяко древо снедное во множество» ( Неем.9:25 ). При Израильтянах еще более должны были умножиться садовые растения в Палестине: ибо Моисей с одной стороны запретил вырубать все сады прежних жителей Палестины ( Втор.20:19,20 ) 6 , а с другой – заповедал тотчас по занятии земли обетованной садить на ней «всяко древо снедное» ( Лев.19:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

7. Ведь насколько я знаю, можно говорить о трёх разрядах смерти. Первый, когда смерть отдельного существа происходит под действием общего закона. Второй, когда она наступает не в соответствии с естественным порядком следования воздухов или стихий, но когда посылается либо по Божией угрозе, прозвучавшей относительно недостойно приобщающихся коринфян (см. 1 Кор 11:27–30) 39 , либо по Божиему гневу, как то случилось с первенцами египетскими (см. Исх 12:29). Третий разряд, когда по неизреченному суду Божиему люди — как неправедные, так и праведные — умирают либо нечаянно упав, либо удушенные внезапным приступом болезни, либо погребённые под развалинами дома, как это произошло с сыновьями Иова (Иов 1:18–19). Равным образом мы знаем, что есть два различных вида жизни: первый, когда она возникает естественным образом по общему закону благодаря благочинному и нормальному управлению стихий, происходящему, как я уже неоднократно говорил, по Промыслу Божиему; второй вид — богодарованная жизнь, то есть предоставленная Богом, как, например, данная после болезни Езекии в течение пятнадцати лет (4 Цар 20:6), или жизнь, дарованная Лазарю после воскрешения (Ин 11:43–44), а также жизни других таких же праведников. 8. Кроме того, следует знать, что Бог, владычествуя над живыми и мёртвыми, над естествами и стихиями и вообще над всеми, когда пожелает, прибавляет жизнь каждой из тварей, а когда повелевает, то и на праведников навлекается смерть. Так, Он глаголет Моисею: Да приложится Аарон к отцем своим (Чис 20:24) 40 ; ещё Он изрекает, обращаясь опять к Моисею: взыди на гору (Чис 27:12) и умри 41 . Мне кажется, что годы жизни Навуходоносора, Давида и других великих царей народов и языков часто приумножаются или, наоборот, уменьшаются по попечению Божиему о достоинстве того или иного народа. Часто также и некоторым праведникам, которые с течением времени намереваются лишь всё более и более духовно преуспевать, Бог прибавляет годы сверх естественной жизни тела. 9. Однако ныне речь наша идёт не о редких случаях продления или уменьшения Богом жизни, а также не о преждевременной или продлеваемой Им кончине некоторых людей, но о жизни и смерти наших тел, которые общи всему роду человеческому.

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi/

Аминь, аминь глаголю вам, учил Спаситель в Своем обращении к иудеям, яко грядет час и ныне есть, егда мертвы услышат глас Сына Божия, и услышавшие оживут... грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавши оживут… грядет час, в оньже все сущии во гробех услышат глас Сына Божия, изыдут, сотворшии благая, в воскрешение живота, a сотворшии злая, в воскрешение суда ( Ин.5:24, 28, 29 ). Се есть воля пославшего Мя Отца, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день ( Ин.6:39 . снес, ст. Ин.6:40, 44 ). Кроме того, Иисус Христос еще так выразился о воскресении мертвых: сподобльшиися век он улучити и воскресение, еже от мертвых, ни женятся, ни посягают; ни умрети бо ктому могут; равни бо суть ангелом ( Лк.20:35, 36 ; Мф.22:30 ; Мк.12:25 ). В этом учении Христовом, что нетрудно видеть, с большей ясностью и определенностью, повторено было то же, чему, отчасти, учили и веровали и в Ветхом Завете, относительно воскресения всех умерших, как праведных, так и грешных ( Дан.12:2, 3 ), и воскресения с теми же, по существу, телами ( Иов.19:25–27 ; Дан.12:2, 3 ; 2Мак.7:11 ), – только к сему присовокуплено было еще то, что воскресшие люди, по своей телесной природе, уже, подобно ангелам, будут чужды такого рода телесных потребностей, как половые, а также будут совершенно изъяты от закона смерти. Но все это преподано было людям с такой неотразимой внушительностью, всепобеждающей убедительностью, какая не была и не могла быть доступна никому из ветхозаветных пророков. С такой могущественной внушительностью мог о воскресении мертвых говорить, и в других вселять полную, к Себе, веру только Тот, Кто, как Сам о Себе учил, был воскрешение и живот ( Ин.11:25 ), и, подобно тому, как Его Отец воскрешает мертвых и оживляет, и Сам Он, как Его Сын, мог оживлять, – кого хочет ( Ин.5:21 ), и Кто, кроме того, и на самом деле во время Своей земной жизни воскрешал мертвых ( Лк.7:14, 8:54 ; Ин.11:14 ), а, что в сем отношении всего важнее, после Своей, по плоти человеческой, смерти, силой Божества воскресил в прославленном, воспринятое Им, вместе с душой человеческой, в Свою ипостась Свое собственное тело, в котором, для уверения в его подлинной действительности, Он неоднократно являлся Своим ученикам, и с которым вознесся на небо ( Лк.24:15–53 ; Ин.20:19–27, 21:1–14 ; Деян.1:9 ), и, тем, представил самый осязательный и несомненный залог будущего всеобщего воскресения, как всем людям, так, в особенности, тем, которые, согласно с волей Его, приобщаются Его бессмертного тела и крови, в уповании своего воскресения в последний день ( Ин.6:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

37. Кадило, из которого благоухает фимиам, и вообще каждение — неотъемлемый атрибут церковного богослужения и молитвы вообще с древнейших времен и потому символ молитвы. Однако не всякая молитва угодна (приятна) Богу, а лишь такая, которая сопрягается с любовью, доверием и смирением — всем тем, что в наибольшей мере появилось в жизни Богородицы (cp. JIk. 1, 38). Под молитвой подразумевается предстательство Богородицы перед Богом, Ее, по–греч. буквально «посланничество» от нас к Богу. 38. Здесь содержится, пожалуй, два аспекта: во–первых, мир через Рождество Христово наполняется Божиим присутствием и потому очищается, вернее, ему дается возможность очиститься (от зла и греха), а во–вторых, совершается это с сознательного и смиренного согласия Богородицы, так что в ее лице вся тварь, весь мир поворачивается к Своему Творцу. Уже сам по себе этот шаг со стороны твари свидетельствует о ее желании освятиться, очиститься и обновиться. Его совершает Пресвятая Дева (ср. прим. 34). 39. В событии Благовещения, как и, шире, в событии Боговоплощения, проявляется благоволение Божие к смертному человеку (ср. Ин.3:16). 40. Со своей стороны смертный человек сам жаждет или, точнее, дерзает просить живого, личностного общения с Богом. Подобным дерзновением наполнена вся Священная история: можно вспомнить, например, борьбу Иакова с Богом (Быт.32:24–30), вопрошания Аввакума (Авв.1:2 и др.), Иеремии (Иер.20:7–18) и Иова (Иов.19:25–27, 23:3–6), а также целый ряд евангельских эпизодов (Мф.9:20–21, 15:22–28 и др.). И оказывается, именно такое сыновнее, а не рабское служение угодно Богу (Мф.9:2, 22; Мк.10:47–52 и др.). Это дерзновение не есть богоборчество в смысле отрицания или ниспровержения Бога, а доверчивое и откровенное к Нему отношение (см. Иов.42:5–6; Мф.15:27 и др.). Священная история наполнена подобными дерзновениями. Они, собственно, и составляют тот человеческий импульс, который ею движет. Плодом этих дерзновений явилась Пресвятая Дева. Родившись от Нее, Господь ответил на человеческое дерзновение самым щедрым и полным образом. Вообще, противоположная симметрия последней пары хайретизмов отражает два тесно связанных между собой аспекта православного учения о спасении. Спасение совершается Богом, но не только с согласия человека, а при его активном участии, содействии, сотворчестве, соработничестве с Богом, т. е. в ответ на дерзновение, преодолевающее соблазны и сомнения.

http://predanie.ru/book/216891-akafist-p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАЖЕНСТВО состояние приобщенности благу ; в правосл. понимании - состояние совершенной духовной радости пребывающего в Божественной любви человека, достигнутое благодаря единению с Богом, обожению . В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.», «блаженный» в большинстве случаев передаются евр.  , греч. μακαρισμς (Рим 4. 9), μακριος (Мф 5. 3-11; Лк 6. 20-22 ( Заповеди блаженства ); Мф 13. 16; Лк 11. 28; 12. 37; 14. 14, 15; Ин 13. 17; 20. 29; 1 Петр 3. 14; 4. 14; Рим 4. 7, 8; и др.). В Септуагинте μακριος (в основном перевод  ) используется как понятие блаженного, счастливого человека (Иов 5. 17; Пс 1. 1; 2. 12; 39. 5; 40. 2; 64. 5; 83. 13; 93. 12; 111. 1; 118. 1, 2; 145. 5; Притч 3. 13; 8. 34; Ис 30. 18; и др.). Сотворение Адама и введение человека в рай. Роспись юж. паперти Воскресенского собора в Тутаеве. 1679–1680 гг. Сотворение Адама и введение человека в рай. Роспись юж. паперти Воскресенского собора в Тутаеве. 1679–1680 гг. В древнегреч. лит-ре μακαριτης, μακριος обозначали преимущественно блаженное, чуждое страданий существование богов и людей, проявляющееся и во внешнем благополучии. Понятие Б. передавалось также словами: εδαιμονα - для обозначения Б., возможного лишь при покровительстве благого божества, демона (δαμων), часто использовалось как синоним μακαριτης; λβος - для обозначения в основном внешнего счастья , благосостояния, богатства; ετυχα - счастья, удачи, везения, соотносимых с понятиями рока, случая; δον - удовольствия, чувственного наслаждения. Понятия Б. и счастья в греч. античности употреблялись, т. о., как синонимы. Античная этика рассматривает стремление человека к Б., счастью как естественное свойство его природы и цель жизни. В античном языческом мировоззрении, не знающем понятия первородного греха , мир предстает как «вечно-юное и самодовлеющее телесное бытие», «так что все бытие превращается в блаженное состояние цветущего прекрасного тела» ( Лосев А.

http://pravenc.ru/text/149367.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010