Назван рыбаком, поскольку уничтожил зловоние идолослужения людей, и возвратил наши души к вере благочестия, и разобщённые обрывки мысли сплотил истиной. Назван овцой, потому что яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущими его безгласен ( Ис.53:7 ). Овцой был благодаря закланию, и благодаря тому, что мы воспринимаем Его святое Тело и навечно сохраняемся через запечатление Его святой Кровью. Пастырь, потому что говорит: Аз есмь пастырь добрый ( Ин.10:11 ), поскольку возвращает заблудившихся овец и убивает древом креста враждебного нам льва. Жемчужиной был из-за того, что Он как жемчужина в раковине, посреди двух створок тела и девственной души, родился без семени мужа; или из-за того, что Он есть украшение души; или из-за Его светозарности и чистоты и блистания вездесущим сиянием Божества. Свет, потому что бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир ( Ин.1:9 ), поскольку Он прогнал мрачное заблуждение древней тьмы от наших умов и раскрыл очи господствующего в нас ума, чтобы мы поистине видели, что те, кому мы раньше поклонялись, не беша бо бози, но дела рук человеческих, древа и камение ( Ис.37:19 ). Был камнем краеугольным, потому что верой возвёл два народа словно две стены. Он над ними возвышается, сводя их в одно спасительное соединение. Был солнцем правды благодаря тому, что Он свет и тепло – несть, иже укрыется теплоты Его ( Пс.18:7 ), и благодаря двенадцати лучам света апостолов. Был зерном горчичным, поскольку умалил Сам Себя и снизошёл к нашему состоянию, к самому началу веры, если Он, после того как глубоко рассыпался, скрывшись в бороздках нашей —23— души, побудил к благочестию и разуму, вознёсшись к высоте небесной. Червь, ибо говорит: Аз же есмь червь, а не человек ( Пс.21:7 ), потому что Он, сокрыв сияющее Божество словно крючок в нашем теле как в червяке, и опустив его в глубину жизни, и как хороший рыбак, вытащив, исполнил написанное: Извлечеши ли змия удицею? ( Иов.40:20 слав.= Иов.40:25 Sept.). Был человеком, поскольку Он носил тело, составленное не от удовольствия и сна, но возникшее от Девы и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он называется путь, потому что говорит: Аз есмь путь и истина (Ин. 14:6), поскольку Он является началом всякой добродетели и восхождения на небеса. Он же назван дверь, потому что говорит: Аз семь дверь овцам (Ин. 10:7), поскольку через Него как бы через дверь мы входим в Царство Небесное. Назван рыбаком, поскольку уничтожил зловоние идолослужения людей, и возвратил наши души к вере благочестия, и разобщенные обрывки мысли сплотил истиной. Назван овцой, потому что яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущими его безгласен (Ис. 53:7). Овцой был благодаря закланию, и благодаря тому, что мы воспринимаем Его святое Тело и навечно сохраняемся через запечатление Его святой Кровью. Пастырь, потому что говорит: Аз есмь пастырь добрый (Ин. 10:11), поскольку возвращает заблудившихся овец и убивает древом креста враждебного нам льва. Жемчужиной был из–за того, что Он как жемчужина в раковине, посреди двух створок тела и девственной души, родился без семени мужа; или из–за того, что Он есть украшение души; или из–за Его светозарности и чистоты и блистания вездесущим сиянием Божества. Свет, потому что бе свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущаго в мир (Ин. 1:9), поскольку Он прогнал мрачное заблуждение древней тьмы от наших умов и раскрыл очи господствующего в нас ума, чтобы мы поистине видели, что те, кому мы раньше поклонялись, не беша бо бози, но дела рук человеческих, древа и камение (Ис. 37:19). Был камнем краеугольным, потому что верой возвел два народа словно две стены. Он над ними возвышается, сводя их в одно спасительное соединение. Был солнцем правды благодаря тому, что Он свет и тепло — несть, иже укрыется теплоты Его (Пс. 18:7), и благодаря двенадцати лучам света апостолов. Был зерном горчичным, поскольку умалил Сам Себя и снизошел к нашему состоянию, к самому началу веры, если Он, после того как глубоко рассыпался, скрывшись в бороздках нашей души, побудил к благочестию и разуму, вознесшись к высоте небесной. Червь, ибо говорит: Аз же есмь червь, а не человек (Пс. 21:7), потому что Он, сокрыв сияющее Божество словно крючок в нашем теле как в червяке, и опустив его в глубину жизни, и как хороший рыбак вытащив, исполнил написанное: Извлечеши ли змия удицею? (Иов. 40:20 слав.=Иов. 40:25 Sept.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

39 В событии Благовещения, как и, шире, в событии Боговоплощения, проявляется благоволение Божие к смертному человеку (ср. Ин.3:16 ). 40 Со своей стороны смертный человек сам жаждет или, точнее, дерзает просить живого, личностного общения с Богом. Подобным дерзновением наполнена вся Священная история: можно вспомнить, например, борьбу Иакова с Богом ( Быт.32:24–30 ), вопрошания Аввакума ( Авв.1:2 и др.), Иеремии ( Иер.20:7–18 ) и Иова ( Иов.19:25–27, 23:3–6 ), а также целый ряд евангельских эпизодов ( Мф.9:20–21, 15:22–28 и др.). И оказывается, именно такое сыновнее, а не рабское служение угодно Богу ( Мф.9:2, 22 ; Мк.10:47–52 и др.). Это дерзновение не есть богоборчество в смысле отрицания или ниспровержения Бога, а доверчивое и откровенное к Нему отношение (см. Иов.42:5–6 ; Мф.15:27 и др.). Священная история наполнена подобными дерзновениями. Они, собственно, и составляют тот человеческий импульс, который ею движет. Плодом этих дерзновений явилась Пресвятая Дева. Родившись от Нее, Господь ответил на человеческое дерзновение самым щедрым и полным образом. Вообще, противоположная симметрия последней пары хайретизмов отражает два тесно связанных между собой аспекта православного учения о спасении. Спасение совершается Богом, но не только с согласия человека, а при его активном участии, содействии, сотворчестве, соработничестве с Богом, т. е. в ответ на дерзновение, преодолевающее соблазны и сомнения. 41 Поэт-составитель Акафиста подключает материал Евангелия от Матфея, дополняющий рассказ св. Луки о Благовещении. В  Мф.1:18–25 говорится о Благовещении Иосифу, точнее, о том, как Ангел Господень разрешил сомнения Иосифа по поводу ожидания Марией рождения Младенца. Мария была Девой, согласно обычаю обрученной Иосифу для хранения Ее девства, так как Она была посвящена на служение при Храме. Перевод: «Внутренне обуреваемый сомнениями, целомудренный Иосиф, зная (зря) Тебя, Непорочная, как не познавшую брака (славянский перевод, калькирующий греческий текст и передающий греч. предлог «прос» в его обычном значении – «к (Тебе)», – тем самым несколько затемняет смысл) и считая Твою брачную чистоту украденной, пришел в смятение; узнав (уведев) же, что зачатие есть от Духа Святого, изрек: Аллилуиа».

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Та же истина утверждается в многочисленных свидетельствах ветхого завета о бессмертии души, каковое усвояется только человеку, и нигде животным, а также в изображении воскресения мертвых под видом возвращения души в тело ( 3Цар.17:21 ; Иез.37:6, 8–9 ). Примечание. Есть мнение (высказанное в древности маркионитами, ныне повторяемое рационалистами), будто в ветхом завет усвояется одинаковая душа и человеку, и животным и, следовательно, не содержится в нем учения о бытии самостоятельного духовного начала в человек. Основание для такого мнения видят преимущественно в тех изречениях ветхого завета, в которых душа – nephesch, а иногда и дух – ruach приписываются как человеку, так и животным, частью – в видимом отождествлении души с кровью, почему и запрещалось употребление в пищу крови ( Быт.9:4–5 ). Такое мнение должно быть отвергнуто, как неправое. Слово душа – nephesch, особенно в соединении с живая – chaija, употребляется в ветхом завете в очень широком значении, в значении вообще живого и движущегося существа или жизненного одушевляющего тело начала, с удалением которого живое существо умирает (напр. Быт.1:20, 21, 24, 30; 9:10, 16 ; Втор.20:16 ; Нав.10:40 и др.), или вообще в значении «жизнь» (напр. Быт.32:30 . Втор.19:21 ; 3Цар.19:2, 4 ; Пс.34:7; 53:7 ; Иов.27:8 ; Ион.4:3 ; Иер.21:9 и мн. др.; в новом завет в том же значении, т. е. жизнь употребляется иногда ψυχ, напр. Ин.12:25; 15:13 ; Лк.12:19–20 ). В таком значении nephesch – душа, очевидно, приложимо как к животному, так и к человеку. Но отсюда не следует, что жизненное начало животных и душа человека однородны. Когда говорится в ветхом завете о душе, то nephesch является преимущественным названием души животного, собственно же название человеческой души, особенно там, где душа животных и человека сопоставляются друг с другом (напр. Иов.12:10 ), есть ruach – дух. Ruach в психологическом значение никогда не приписывается животным и всегда употребляется в отношении к человеку и Богу (исключение единственное Еккл.3:21 ), по отношению же к животным употребляется исключительно в физическом значении – дыхания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

7 . Не буду перечислять череду или великую гряду прочих добродетелей, которые не привыкли скрываться, но, даже будучи предметом восхищения прохожих, наделяют, как в псалмах, жнецов своим благословением. В общем, я взыскую изобильной жатвы дел, сходной с изобилием словесного посева, которая была бы достойна благоуханной и тучной нивы, благословенной Господом, чтобы и мне довелось не только сеять со слезами, но и пожинать плоды с радостью. Или же и мне возделывать землю, и не приложит силы своея дати мне ( Быт.4:12 ), или (вот тяжелейшее проклятие!) вместо пшеницы взыдет ми кропива, а вместо ячменя терние ( Иов.31:40 )? Привыкнуть ли проливать пот в тяжких трудах, не имея никакой возможности ни питаться от их плодов, ни пройтись по пашне вместе с Христом, срывая колосья и растирая зерна в руках, чтобы таким образом утолить и моисеев глад ( Втор.28:20 ), и поэтическую «нужду, грызущую сердце» 1 . 8 . Итак, предаваясь этим пустым помыслам, и в то же время зная, что и вы, утомленные непрестанной пустотой мирских речений, утратили вкус к слушанию, я полагал, что вы либо вовсе не придете сюда, либо не сможете выдержать звука моего голоса. Потому-то я готов был заградить уста и не говорить ничего более, чтобы и самому не болтать напрасно, как медь звенящая ( 1Кор.13:1 ), и вас не тре вожить зря, пытаясь достучаться до слуха. Ведь, подобно тому, как тяжко страдаю щим от болезни неприятны любые кушанья, так и души, истощенные печалью, не склонны ни сами говорить, ни слушать речь другого, но предпочитают по большей части в молчании переносить боль. Свидетельствуют о том друзья благород ного Иова, которые немало дней и ночей пребывали в безмолвии, видяху бо язву люту сущу и велику зело ( Иов.2:13 ). Так и я, не только видя вашу рану, но и сам будучи отчасти уязвлен еще страшнее, и состарадая каждому из вас, до сих пор не издавал ни звука и не собирался делать этого впредь. 9 . Но так было «прошлого, третьего ль дня» 2 ; ныне же, благодаря могучей силе этого времени, мы окрепли, так что отчаявшиеся, едва в лицо повеяло его приближением, возродились для новой жизни (таково великое чудо Осии, вдыхающего жизнь в мертвецов), сонные почувствовали себя бодрыми, расслабленные получили утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Honiat/...

И слово Божие знает эти неизбежные страдания. Иов был праведен, а он страдал так, что страдания его были тяжелее стонов его. Пророки угождали Богу, а были гонимы и мучимы. Искупитель принес на землю спасение, а был распят на кресте. Апостол Павел благоугождал Богу, а ему было дано жало в плоть ( 2Кор.12:7–10 ), которое сильно удручало его и по троекратном молении не было удалено от него, дабы знал он, что сила Божия и в немощи совершается. Иисус Христос призывает всех последователей Своих, труждающихся и обремененных к успокоению, а Сам снова посылает их в мир скорби: «в мире будете иметь скорбь» (Ев. Ин.16:20: 23 ). В Своем учении о блаженствах Иисус Христос обещает всем последователям Своим утешение, а Сам, по замечанию приснопамятного митрополита Филарета, начинает его скорбью и еще большей скорбью заканчивает. А сколько исправляющих и карающих, но тем не менее неизбежных, страданий выпадает на долю преступников общества! Таких страданий отрицать и тем более проклинать —16— за них Бога, как советовала сделать страдальцу Иову его неразумная жена, нельзя, потому что безусловное уничтожение природного зла и полное успокоение духа, дающееся в пределах земного бытия лишь до известной степени – в меру постижения смысла жизни, есть достояние грядущей жизни 33 . Их надо объяснить и осмыслить, как пытался сделать это сам Иов. А малопонятный для поверхностного взгляда религиозно-психологический опыт, по которому христианин может не только мириться со страданиями, но даже и радоваться при них, опыт о котором знает Откровение (ср. Деян.5:40–42 ; Мф.5:3–12 ; Иак.1:2–4 ; 1Пет.1:6–9, 3:14 ; Кол.1:24 ; 2Кор.7:4, 8:2 и др.), вызывает глубокий интерес и дает достаточный повод для уяснения факта неизбежных страданий именно с психологической точки зрения. В самом деле, если разум наш примиряется со страданиями, когда нам говорят о их воспитательном, усовершающем одних и исправляющем других, значении и если дух христианина умиротворяется, когда ему, как на облегчающие наши страдания средства, справедливо указывают на дары благодати, обильно изливаемые в таинствах и священных обрядах церкви, то понятно желание знать и то, какое же значение имеют страдания, как известное состояние нашего духа, в общей экономии наших личных чувств, путем какого психического процесса мы можем постичь их смысл – постичь настолько, чтобы можно было не только мириться с ними, но, несмотря на всю остроту ощущения, вызываемого душевными и телесными страданиями, принимать их, по слову Апостола, даже с радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, говорит, велико море, что и бесчисленные породы рыб содержит в себе, и величайшие морские животные без­боязненно в нем плавают. Если же кто захочет иносказательно разуметь змея – в виду того, что и у Исаии ( Ис.27:1 ) наведен на змея меч великий, святой и крепкий, – на лукавого змея, действующего в (духовном) море, – то и мы ничего не будем иметь против такого понимания, так как мы знаем, что и Иова Бог спрашивает: «можешь ли ты удою вытащить левиафана» ( Иов.40:20 )? Этот змий, созданный Богом, но возгордившийся пред Создателем, предан на посмеяние; о нем также Бог говорил Иову: «ничего нет на земле, подобно ему сотворенн ого, поруганным быть ангелами моими» 5 ( Иов.41:25 ), то есть, конечно, праведниками, потому что они, путем добродетели возвысившись до ангельского чина, посрамляют того, кто по своей злобе был извер­жен из этого чина. И Господь дал Своим ученикам «власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ). А псалмопевец в другом месте говорит: «Ты сокрушил головы змиев в воде» ( Пс.73:13 ). И справедливо, говоря о море, вспомнил об этом змие, так как и вся наша жизнь, горькая и соленая (подобно морю), обуревается неистовыми волнами, (им) возбуждаемыми. «Все... ожидают от Тебя пищи, чтобы Ты дал им благо временно» ( Пс.103:27 ). От Тебя, го­ворит, все создания во время получают то, что всякому нужно. Не­разумные животные ищут пищи, и не знают, кто дает им ее, но получают ее от Творца. «Когда Ты да...шь им, примут, когда Ты откроешь руку, все насытятся благом« ( Пс.103:28 ). Когда Ты даешь обильно, каждое из них берет свою долю. «Когда Ты откроешь руку, все насытятся благом». Это показывает легкость, с какою Творец дарует блага Как легко выпрямить загнутые внутрь пальцы, так Богу легко даровать всякие блага.. Раскрытие рук Его нужно относить также к распростертию их на кресте, вследствие чего все исполнилось благости, то есть человеколюбия, так как всякий грех был искуплен крестом. «А когда Ты отвратишь лице, – с мятутся, возьмешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратят ся» ( Пс.103:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Так для испытания, как читаем, перенесли, подобно Иову, бесчисленные скорби блаженный Авраам и многие святые; для него же и народ Иудейский подвергаем был искушениям в пустыне, как во Второзаконии говорится Моисеем: и да помянеши весь путь, имже проведе тебе Господь Бог твой, сие четыредесятое лето в пустыни, да искусит тя, и озлобит тя, и уразумеются, яже в сердце твоем, аще сохраниши заповеди Его, или ни (Втор. 8, 2), – и как напоминается о сем же в Псалме: искусих тя на воде пререкания (Пс. 80, 8). А что Иов для этого именно подвергся всему, что перенес, о сем прямо свидетельствует Сам Бог, говоря: мниши ли Мя инако тебе сотворивша, разве да явишися прав (Иов. 40, 3)? Для исправления же это бывает, когда Господь, смиряя Своих праведных за малые какие-нибудь и легкие грехи, или за превозношение своею праведностию, предает их разным искушениям, чтоб в настоящее время очистив их от всякой скверны помыслов и выжегши всякую, какую видит укрывшеюся во внутреннем их, нечистоту (Ис. 1, 25), представить будущему испытанию подобными золоту чистому, не позволяя остаться в них ничему, что, после сего испытав огнем суда, нашел бы необходимым очистить наказательным жжением. В этом смысле сказано: многи скорби праведным (Пс. 33, 20); также: сыне, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабевай от Него обличаем. Егоже бо любит Господь наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказует Отец? Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр. 12, 5–9); и в Апокалипсисе: Аз ихже аще люблю, обличаю и наказую (Откр. 3, 19). К таковым под образом Иерусалима от лица Божия пророком Иеремиею еще такая обращается речь: сотворю скончание во всех языцех (покончу их), в няже разспях тя: тебе же не сотворю в скончание, но накажу тя в суде (Иер. 30, 11). О каковом спасительном исправлении молит св. Давид, говоря: искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Если же кто захочет иносказательно разуметь змея — в виду того, что и у Исаии (Ис. 27:1) наведен на змея меч великий, святой и крепкий, — на лукавого змея, действующего в (духовном) море, — то и мы ничего не будем иметь против такого понимания, так как мы знаем, что и Иова Бог спрашивает: « можешь ли ты удою вытащить левиафана » (Иов. 40:20)? Этот змий, созданный Богом, но возгордившийся пред Создателем, предан на посмеяние; о нем также Бог говорил Иову: « ничего нет на земле, подобно ему сотворенного, поруганным быть ангелами моими » (Иов. 41:25), то есть, конечно, праведниками, потому что они, путем добродетели возвысившись до ангельского чина, посрамляют того, кто по своей злобе был извержен из этого чина. И Господь дал Своим ученикам « власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью » (Лк. 10:19). А псалмопевец в другом месте говорит: « Ты сокрушил головы змиев в воде » (Пс. 73:13). И справедливо, говоря о море, вспомнил об этом змие, так как и вся наша жизнь, горькая и соленая (подобно морю), обуревается неистовыми волнами, (им) возбуждаемыми. « Все ожидают от Тебя пищи, чтобы Ты дал им благовременно » (ст. 27). От Тебя, говорит, все создания во время получают то, что всякому нужно. Неразумные животные ищут пищи, и не знают, кто дает им ее, но получают ее от Творца. « Когда Ты дашь им, примут, когда Ты откроешь руку, все насытятся благом » (ст. 28). Когда Ты даешь обильно, каждое из них берет свою долю. « Когда Ты откроешь руку, все насытятся благом ». Это показывает легкость, с какою Творец дарует блага Как легко выпрямить загнутые внутрь пальцы, так Богу легко даровать всякие блага.. Раскрытие рук Его нужно относить также к распростертию их на кресте, вследствие чего все исполнилось благости, то есть человеколюбия, так как всякий грех был искуплен крестом. « А когда Ты отвратишь лице, — смятутся, возьмешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратятся » (ст. 29). Милостиво ниспосылая и свои блага, Ты доставляешь пользующимся ими всякую отраду; когда же Ты отворачиваешься, все они объемлются смятением и страхом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Стоит обратить внимание на один весьма знаменательный факт: ни одно официальное решение Лютеранской церкви не содержит перечня канонических книг Библии. Ограничение канона – это не наше решение» . В-третьих, в других местах Писания есть свидетельства, что далеко не всегда что-то, имеющее формальные признаки идола, представляет собой идол. К примеру, в Пс. 131:7 царь Давид поклонился (shachah) подножию Бога, т.е. ковчегу — вряд ли имеется в виду то, что царь Давид обожествил подножие. Скорее, мы имеем дело с любовью и почестями, которые обращены к Богу в прямой связи с тем, что является маркером Его особого присутствия. То же самое в Нав. 7:6. А в Книге Бытия Иаков молится Ангелу (букв. «посланнику») Бога, имея в виду, что обращается к самому Богу (Быт. 48:16). Наконец, в-четвертых, о посредничестве Иисуса Христа. Если понимать Его посредничество как предстояние, как ходатайство, то почему Бог говорит, молитва Авраама за Авимелеха будет услышана (Быт. 20:6-7:17)? Почему Иов выступает ходатаем за своих неразумных друзей (Иов 42:8-9)? Ответ может быть только один: помолиться за кого-то — не означает составить посредничество или конкуренцию Всевышнему, напротив, взаимопомощь и братское общение часть христианского служения. Но об этом позже. Другая линия доводов против молитвенного общения со святыми строится на неизвестности посмертия — непонятно, спит ли душа или она бодрствует, как она слышит молитвы и означает ли это, что она вездесуща. Мы согласны с тем, что если лютеранин верит в учение, не предполагающее, что мертвые святые слышат нас, то такие молитвы представляются делом довольно бессмысленным — но даже здесь остаются «ангелы их на небесах» (Мф. 18:10), которые присутствуют в духовном мире, при этом служат Богу и наверняка кое-что слышат. И даже если сказать, что и ангелы — лишь благие идеи, исходящие от Бога, и тогда останется как минимум актуальной фраза Спасителя из притчи: «То, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф 25:40). Если Спаситель принимает доброе служение людям за служение Себе, то может и молитвы святым принять на Свой счет.

http://bogoslov.ru/article/6168858

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010