См. также Быт.20:3 ; Суд.6:25 ; 1Цар. 3, 28:6, 15 ; 2Цар.7:4–17 ; 3Цар.3:5 ; Иов.33:15, 4:12–21 ; Пс.125:1 ; Иер.27:9 ; Дан.4 ; Иоил.2:28 ; Мф.1:20, 2:12, 13, 27:19 . Ним(в)род НИМ(В)РОД Имя Ним(в)род стало нарицательным для обозначения непревзойденного охотника, не знающего себе равных в силе и ловкости. Нимрод — внук Хама (одного из сыновей Ноя), охотник, «зверолов». Единственный в родословии сынов Хама удостоен индивидуальной характеристики, что свидетельствует о нем как о выдающемся в своем деле человеке: «Хуш родил Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом Богом, потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом Богом» ( Быт.10:8–9 , ср . 1Пар.1:10 ). Таким образом, имя его вошло в пословицу еще у современников. Ничтоже сумняшеся НИЧТОЖЕ СУМНЯШЕСЯ (СУМНЯСЯ) Действовать, отбросив всякие сомнения, не колеблясь; оборот содержит ироническую оценку чьих-либо поступков, подчеркивает их необдуманность, стоящие за ними легкомыслие и безответственность. Сохранился в речи в варианте слав. Б . (рус. — «нимало не сомневаясь»). Принадлежит к группе библейских выражений, утративших содержательную связь с источником. В современной разговорной практике иным стал объект высказывания и, соответственно, сфера употребления. Евангелист Лука, повествуя о деяниях апостолов, использует этот оборот, имея в виду полную и абсолютную веру в Господа, готовность исполнять Его волю без сомнений и колебаний. Петр во время своего апостольского служения находился однажды в доме кожевенника Симона. Молясь там, он получил откровение о призвании язычников в Церковь Христову: о том, что путь к спасению открыт и чистым (иудеям), и нечистым (язычникам). Петр увидел полотно, спускающееся с неба, в котором находились нечистые животные. «И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян.10:13–15 ). Петр недоумевал, и, когда он «размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их» ( Деян.10:19–20 , ср . 11:12). В этом же смысле употребляет оборот и апостол Иаков, призывая уповать на Господа без колебаний и «двоящихся мыслей». «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих» ( Иак.1:5–8 ). Ной

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

10:17,20; срав. Матф. 12:43—45; Марк. 9:20; Лук. 11:24; Еф. 2:2). б) Приписывает им ум и волю. Апостол Павел в одном месте предостерегает православных Христиан: чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы ( νοματα ) е г о (2 Кор. 2:11); а в другом выражает благожелание, чтобы изменившие истине Христовой освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю ( θλημα ) (2 Тим. 2:26; срав. Иоан. 8:44; Иак. 2:19; 3:15). в) Дает основание заключать, что они чужды всякой вещественности и телесности. Таким основанием служат: аа) отчасти само уже название их духами и то общее понятие о духе, какое находим в Слове Божием, что дух плоти и костей не имеет (Лук. 24:39); бб) случаи, упоминаемые в Евангелии, и показывающие, что в одного человека могут вселяться разом многие бесы; например, из Марии Магдалины Спаситель изгнал семь бесов (Марк. 16:9); в другом человеке их находилось целый легион , так что, когда они были изгнаны из этого человека и вошли в свиней, то все стадо бросилось в озеро (Лук. 8:30,33); вв) наконец, ясные слова святого апостола Павла: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). г) Представляет их существами, превышающими человека по силам, и однако же ограниченными. Это видно, во-первых, из действий диавола, когда он, по допущению Божию, искушал праведного Иова (Иов. гл. 1,2), и потом самого Христа-Спасителя (Матф. 4:1—11); во-вторых, из наставлений, какие дает Апостол Христианам касательно духовной брани: братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф. 6:10—13; срав. 1 Петр. 5:8). Видно, наконец, из сказания того же Апостола об антихристе, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес. 2:9), которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Так, Бог повелел некогда Авимелеху, царю герарскому, просить Авраама помолиться об отвращении гибели его и его дома за жену Авраамову Сарру, сказав: «возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив“. И когда помолился Авраам, то не только миновала гибель дома Авимелеха, но и ниспослано было ему Божие благословение ( Быт. 20:7–19 ). Согрешившие друзья Иова, по повелению Божию, должны были просить молитв за себя у этого праведника, чтобы не погибнуть, и грехи их прощены были ради Иова ( Иов. 42:8–9 ). Иудеи, убежденные в действительности молитв праведников, в трудных обстоятельствах просили молитв и заступничества праведников. Однажды, напр., находясь в опасности от иноплеменников, они обратились с мольбою к пророку Самуилу и сказали: «не переставай взывать о нас ко Господу, Богу нашему, чтобы Он спас нас от руки филистимлян», и пророк возопи ко Господу о Израили, и послуша его Господь ( 1Цар. 7:8–10 ). Пророк Давид исповедует: благ Господь всем призывающим Его во истине, но особенно внимает прошениям праведных: волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит ( Пс. 144:18–19 ); очи Господни на праведных, и уши Его в молитву их ( Пс. 33:16 ). Новозаветное Писание также постоянно внушает, что христиане обязаны молиться друг за друга. В кн. Деяний ап. сообщается, что когда ап. Петра заключили в темницу, христиане сообща молились за него Богу. Бог услышал их молитву и послал ангела освободить апостола из темницы (12:5. 7–10). Апостолы твердо верили, что молитвы святых имеют великую силу пред Богом, и заповедали христианам всегда совершать молитву за ближних. Так, ап. Иаков говорит: молитеся друг за друга; много бо может молитва праведнаго споспешествуема, и в доказательство приводит пример силы молитвы пр. Илии ( Иак. 5:16–18 ). Ап. Павел собственным примером показывал силу и важность молитвы друг за друга: сам молясь о всех верующих, ( Еф. 1:16 ; 2Сол. 1:11–12 ), и к ним он неоднократно обращался с просьбами: молю вы, братие, Господем нашим И. Христом и любовию духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим. 15:30 ), или: братие, молитеся о нас ( 1Сол. 5:25 ), бдяще во всяком терпении и молитве о всех святых, и о мне ( Еф. 6:18–19 ; сн. Кол. 4:3 ; 2Кор. 1:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

3. Объяснения, находящиеся наиболее в концах статей, в отличие их от самых статей напечатаны петитом. 4. Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 5. Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все напечатанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. — Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина. 6.  …вера без дел мертва (Иак. 2. 20, 26). 7. Patrologie Graecae, Tomus 40, pagina 963 и 964. 8a.  Дивно для меня ведение Твое (Пс. 138. 6). 8. Pag. 973. 9.  …как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). 10. Pag. 973. 11.  …непостижимы судьбы Его (Рим. 11. 33). 12.  …связав ему руки и ноги… во тьму внешнюю… плач и скрежет зубов (Мф. 22. 13). 13.  …богатый милостью (Еф. 2. 4). 14. Pag. 963 и 964. 15. Ис. 26. 18. 16. Pag. 964. 17. Pag. 964. 18. Pag. 965. 19. Pag. 965. 20.  Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле (Ис. 26. 18. — Pag. 965). 21. Pag. 1097. 22. Pag. 1084. 23. Pag. 965. 24. Pag. 965. 25. Pag. 966. 26. Это мнение Великого Антония, посвященного десницею Божиею в тайны мира духов, неудобопонятно для чуждых такого познания. Но Священное Писание свидетельствует, что падший дух любил женщину и убил семь юнош, за которых она поочередно выходила замуж (Иов. 6. 15). Некоторые из падших духов столько преданы плотскому вожделению, что от него заимствовали свой характер: они именуются блудными бесами, в отличие от других бесов, преданных другим страстям. 27.  …вы храм Бога живаго (2 Кор. 6. 16). 28. Pag. 967. 29.  …не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 30.  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21. 34). 31. Pag. 1084. 32. Pag. 967. 33. Pag. 967.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Церковь обязывает каждого верующего с семилетнего возраста исповедоваться, по крайней мере, один раз в год. Обязанность сия лежит на каждом христианине, какое бы он звание ни носил и какую бы святую жизнь ни вел. Ибо никто не свободен от греха, хотя бы один был день жизни его ( 1Иоан.1:10 ). Самые св. Апостолы говорили о себе: «Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас» ( 1Иоан.1:8 ); «много бо согрешаем вси» ( Иак.3:2 ). А прощение во грехах сделанных после крещения можно получить только через Таинство покаяния и в нем через исповедь во грехах своих ( Деян.5:31,11:18 ; Иов.1:9,2:8 ; Матф.18:18 ; Иоан.20:23 ). Необходимо каждому исповедаться во грехах, когда ему угрожает большая опасность смерти. Так каждый находящийся в тяжкой болезни, готовящийся к продолжительному и опасному путешествию, к сражению, к опасной операции, женщины перед разрешением от бремени и среди тяжких родов обязаны исповедоваться. Непременно обязаны исповедоваться в грехах всей жизни своей готовящиеся принять сан священства или вступить в чин иноческий. Полезно исповедоваться перед вступлением в брак. Находящийся же в смертном грехе обязан исповедоваться, когда ему надобно совершить или принять какое-либо Таинство, и всякому, в случае тяжкого грехопадения, церковь внушает не отлагать покаяние, а ускорять оное (о должн. приход. пресвит. о покаян.), чтобы поскорее избавиться от власти и насилия демонов и не умереть во грехе. Можно причаститься Святых Таин только после исповеди и разрешения от грехов ( 1Кор.11:28 ). Велено допускать к исповеди и святым тайнам и преступников, осужденных на смерть (Полн. Собр. Зак. I. 412, гл. 4). Необходимость устной исповеди Исповедь, совершаемая перед священником, должна быть устная, живым голосом. Так всегда исповедь совершалась в церкви. И конечно пастыри церкви не могут пользоваться своею властью вязать и решить, когда сам кающийся не откроет вполне всех своих грехов. Грешник, не стыдившийся оскорблять Бога и даже иногда хвалиться грехом, должен исповедовать его перед служителем Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Апостол Иаков ( Иак.5:10:11 ) представляет его в пример злострадания и долготерпения вместе с пророками, и в побуждение к подражанию ему, указывает на конец, которым Господь увенчал его терпение. В прибавлении к книге Иова у Семидесяти 6 приводится родословие Иова. Не говоря об отцах и учителях церкви, в настоящее время все исследователи признают историю Иова за действительную. 7 Обращаясь к самой книге, мы находим ясные следы исторической действительности. Все собственные имена упоминаемых здесь лиц не заключают в себе ни малейшего намека на то, чтобы они были вымышленные, символические. Имя самого Иова не составляет никакого исключения. 8 Далее приводится родословие младшего из друзей Иова Элиуя: сын Варахиилов, бузитянин, из племени Рамова (32:2). Если бы оно было придумано писателем книги, то, конечно, он придумал бы родословие как для старших друзей, так и для самого Иова. Да и какой особенный интерес мог побудить писателя представить вымышленные лица историческими, привести родословие одного из них? Почему бы он избрал местом действия страну Уц, ничем не знаменитую и почти вовсе неизвестную в истории 9 , если бы это не было историческою действительностью? Наконец, болезнь Иова столь особенная и редкая, но с такою верностью и наглядностью изображенная, скорее указывает на действительный факт, чем на вымысел. Присовокупим ко всему этому, что искусство придавать историческую действительность чистым вымыслам фантазии, вымышленные лица действия представлять историческими, свойственное новейшим сочинениям (драмам и романам), по общему признанию, вовсе было неизвестно древним писателям. 10 Земля Авситидийская, в которой жил Иов, по еврейскому тексту называется: Уц. По указанию пророка Иеремии ( Иер.25:20 ; Плач.4:21 ), ее должно искать между Иудеей и Египтом в соседстве с Едомом, Моавом и Аммоном; а именно – к юго-востоку от Иудеи и к востоку от Едома, так как к востоку от Моава, или Аммона свойство страны не дозволяло земледелия, которое было одним из главных источников богатств Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Положительная интерпретация первого всадника засвидетельствована у множества раннехристианских толкователей. Сщмч. Викторин Петавийский, Икумений, Андрей Кесарийский и другие считают, что всадник символизирует «победный триумф христианства» — проповедь Евангелия, охватывающую весь мир и приводящую людей ко Христу. Процитируем объяснение известного греческого комментатора Апокалипсиса Андрея Кесарийского (VI в.): «Под снятием первой печати, по нашему мнению, нужно разуметь сонм апостолов, которые, направив против демонов, подобно луку, Евангельскую проповедь, привели ко Христу уязвленных спасительными стрелами и были увенчаны венцом нетления за то, что победили истиною князя тьмы» . Нужно также указать, что немецкий исследователь Бахман проследил традицию интерпретации всадника в христианском изобразительном искусстве и сделал вывод, что на протяжении многих веков, по крайней мере до XIII в. включительно, всадник воспринимался именно как светлый образ . Аргументы от ветхозаветных текстов . Во многих текстах Ветхого Завета венец символизирует радость и благополучие (Иов. 19:9; Иер. 13:18; Плач. 5:16; Притч. 24:24), царское или священническое достоинство (2 Цар. 12:30; Зах. 6:11), т. е. ассоциируется преимущественно с положительными вещами. Аргументы от прочих новозаветных текстов . Уже ранние толкователи выявляют четкую параллель со словами эсхатологической речи Иисуса Христа: «…проповедано будет сие Евангелие по всей вселенной во свидетельство всем народам, тогда придет конец» (Мф. 24:14; Мк. 13:10) . Только тогда, после возвещения проповеди о Христе всему миру и обращения людей, мировая история придет к завершению. Стоит также отметить, что «венец» в апостольских посланиях является обозначением вечной небесной награды, которую Бог дарует верным Ему (1 Фес. 2:19; 1 Кор. 9:25; Флп. 4:1; 2 Тим. 4:8; Иак. 1:12; 1 Петр. 5:14): эти новозаветные места как раз и цитируют в связи с Откр. 6:2 раннехристианские авторы. 2.1.2. Богословский смысл толкования образа первого всадника как евангельской проповеди

http://bogoslov.ru/article/6195603

Свт. Игнатий (Брянчанинов): " Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (Евр.4:12), и в Святых Отцах. По большей части оба этих слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого, тогда оба слова имеют значение тождественное (Лк.23:46; Ин.10:15,18). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий, и которою душа человеческая отличается от души животных… " (Прибавление к Слову о смерти). Именно так и надо понимать Священное Писание. Анна 5 марта 2009, 07:47 Спаси Христос вас всех, очень нужная и открывающая статья. Мира, благоденствия и спасения вам всем! Анна Александр 3 марта 2009, 20:05 Фраза (11 абзац): " Некоторые православные авторы говорят также о духе человека, поясняя, что «это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая сотворение его… " настораживает. Автор, что, не согласен с " некоторыми " АРХИЕПИСКОПОМ ЛУКОЙ, (в миру Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким), профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым и т.д.? Тогда как же понимать Священное Писание: Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21). Находящимся в темнице духам (а не душам!)... проповедал (1 Пет. 3, 19). К духам(не душам) праведников, достигших совершенства (Евр. 12,23). И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8,55). В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46). Господе Иисусе! приими дух мой (Деян. 7,59). Изыдет дух ею, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145,4). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Духом пламенейте (Рим. 12, II). Он тайны говорит духом (1 Кор. 14, 2). Дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение (Иов. 82, 8). Дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26,41). И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2, 4). Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез. 18, 31).

http://pravoslavie.ru/29431.html

V. Конец Оный есть, чтоб показать: 1) что Бог иногда, и по каким причинам, благочестивых людей в разные ввергает бедствия; 2) что судьбы Божии всеконечно справедливы, однако часто бывают неизвестны; 3) что благочестивые в рассуждениях о путях и судьбах Божиих удобно погрешишь могут; 4) чего должно уклоняться благочестивым в оскорблениях; 5) что в благочестивых слабость находится, и искушения оную открывают; и 6) что Бог напоследок оскорбления благочестивых оканчивает, и их по достоинству награждает. Иак.5:7–11 . VI. Прообразование Иисуса Христа Оное есть Иов, который прообразил состояние как истощания, так и прославления Иисуса Христа. VII. Проречение о Иисусе Христе Иов.19:25,27 . VIII. Разделение. На четыре части разделяется сия книга. Первая содержит повествование о скорби Иова, и борении его с различными злоключениями, именно же: а. С некоторыми злоключениями внешними, лишающими его детей и всего имения. Иов.1 . б. С злоключениями внутренними, не только с болезнью телесною, но и со искушениями душевными, при стужении жены и молчании другов. Иов.2 . Вторая, Иовлево прение со вступившимися друзьями, потом с Елиусом и с Богом, где предлагается: а. Жалоба Иова о тяжести злоключений, подающая причину к следующим отражениям. Иов.3 . б. Разговор с тремя друзьями, и троекратное прение. Первое, когда друзья говорили ему, что он виновен по собственному своему преступлению. 1. С Елифазом, – где: а. Елифаз обличает Иова в нетерпеливости. Иов.4 . б. Советует быть терпеливу. Иов.5 . в. Ответ Иовлев, в котором он α. Доказывает свою невинность. Иов.6 . β. Жалуется на бедственность жизни Иов.7 . 2. С Валдатом Савхейским, об искушении благочестивых и нечестивых многое рассуждающим, дабы Иов признал судьбу Божию; а Иов предлагает свое желание, чтобы Бог открыл причину Своего негодования, – гл. 8 до 11 ( Иов.8–10 ), где: а. Речь Валдатова, в которой он защищает судьбу Божию. Иов.8 . б. Ответ Иовлев, в котором он: α. Признает за праведный суд Божий. Иов.9 . β. Умилостивляет оный и оплакивает свою бедность. Иов.10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

В Пс.106речь идет совсем о другом. Псалмопевец говорит о людях, которые восстали против Бога и «страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои», в результате чего оказались на пороге смерти (стих 18). Тогда они воззвали к Богу, и Он спас их от безвременной кончины (стих 19). Здесь нет ни слова о физическом исцелении, гарантированном каждому, вне зависимости от обстоятельств. Терпение Иова Наконец, давайте обратимся к отрывку Иак.5:108 , на который часто ссылаются в рамках учения о вере и исцелении. Для начала посмотрим на то, что Иаков говорит о Иове, ветхозаветном праведнике, который, тем не менее, перенес много страданий. Постулат проповедников Веры, что человек, живущий верой, может «страдать», но не может болеть, разбивается о конкретный случай Иова, потому что болезнь составляла значительную часть его «страданий» (стихи 1011). Неудивительно, что в глазах многих проповедников Веры Иов является примером неверия. Однако Иаков не согласен с такой оценкой – для него Иов является примером терпения (стих 11), а терпение – признаком истинной веры (ср. Иак.1:34 ). Позвольте мне кратко пояснить, почему из книги Иова нельзя делать вывод, что Иов сам навлек на себя несчастья. После того, как Иов сказал: «Господь дал, Господь и взял» и «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» – мы читаем, что Иов во всем этом не согрешил устами своими ( Иов1:2122; 2:10 ). Таким образом, нет никаких оснований утверждать, что Иов навлек на себя страдания своим собственным «негативным исповеданием». Да в стихе 3Иов действительно говорит, что с ним произошло именно то, чего он боялся. Однако в тексте нет и намека на то, что причиной его страданий каким-то образом стал этот страх. Да, после того, как друзья Иова попытались понять причину его страданий, Иов действительно заговорил с излишней самоуверенностью и впоследствии даже раскаялся в своем высокомерии (40:35; 42:16). Однако потом Бог сказал друзьям Иова, что они говорили о Нем не так верно, как Иов (42:7). А поскольку друзья Иова как раз и настаивали на том, что он сам навлек на себя страдания своими грехами, ошибочность такого предположения очевидна.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010