По письменным источникам известно два троицких книжных вклада архимандрита ­Иоасафа: под 1662 годом — рукописный орнаментированный крюковой Стихарь, под 1664 годом — печатное Евангелие.  В период духовного руководства Троицкой обителью происходит личное знакомство и сближение Иоасафа с царем Алексеем Михайловичем. По преданию, архимандрит обратил на себя внимание государя благодаря чуду, ниспосланному русским в виде крупной победы над поляками в ходе русско-польской войны 1654–1667 годов после трехдневного поста и молитв троицкой братии (это произошло в ноябре 1661 года) 7 . Будучи архимандритом Сергиевой обители, Иоасаф принимал участие в Большом Московском Соборе (1666–1667) и в соборном суде над Патриархом Никоном. Сохранились его подписи в документах Собора 8.   Царская воля Тридцать первого января 1667 года Патриархами Александрийским Паисием и Анти­охийским Макарием архимандрит Иоасаф на Соборе был избран Патриархом Московским и всея Руси. Бывший ко времени избрания на патриаршество глубоким стариком, Иоасаф, по всей видимости, совершенно искренне отказывался занять первосвятительскую кафедру, ссылаясь на преклонные года, малую ученость и отсутствие опыта. Однако царь Алексей Михайлович уговорил старца стать новым Патриархом. И 10 февраля он был поставлен на Патриарший престол с именем Иоасафа II (Иоасаф I был Патриархом Московским и всея Руси в 1634–1640 годах).  Историки полагают, что царь Алексей Михайлович отдал предпочтение троицкому архимандриту, поскольку тот был немощным старцем. Очевидно, царь не хотел видеть во главе Русской Церкви деятельного и независимого человека, каким был Патриарх Никон, и поэтому лоббировал ситуацию, что Иоасаф миновал архиерейскую ступеньку в карьере. Каноны тоже были соблюдены, поскольку тогда наметилась тенденция, что троицкий игумен мог продвигаться по карьерной лестнице, назначаться на архиерейские должности. Такое событие, как избрание нового Патриарха, было отмечено иеромонахом и преподавателем школы при московском Заиконоспасском монастыре Симеоном Полоцким стихотворным «Приветствием новоизбранному Патриарху», которое впоследствии поэт включил в свой «Рифмологион» 9 . При Патриархе Иоасафе II Симеон Полоцкий играл весьма примечательную роль: по мнению историков А. П. Богданова, И. А. Татарского и А. Н. Робинсона, он приложил руку ко многим соборным документам и материалам, в частности к грамоте Патриарха об учреждении славяно-греко-латинской гимназии 10 .

http://e-vestnik.ru/history/novotorzhets...

По письменным источникам известно два троицких книжных вклада архимандрита Иоасафа: под 1662 годом — рукописный орнаментированный крюковой Стихарь, под 1664 годом — печатное Евангелие. В период духовного руководства Троицкой обителью происходит личное знакомство и сближение Иоасафа с царем Алексеем Михайловичем. По преданию, архимандрит обратил на себя внимание государя благодаря чуду, ниспосланному русским в виде крупной победы над поляками в ходе русско-польской войны 1654-1667 годов после трехдневного поста и молитв троицкой братии (это произошло в ноябре 1661 года) 7 . Будучи архимандритом Сергиевой обители, Иоасаф принимал участие в Большом Московском Соборе (1666-1667) и в соборном суде над Патриархом Никоном. Сохранились его подписи в документах Собора 8 . Царская воля 31 января 1667 года Патриархами Александрийским Паисием и Антиохийским Макарием архимандрит Иоасаф на Соборе был избран Патриархом Московским и всея Руси. Бывший ко времени избрания на Патриаршество глубоким стариком, Иоасаф, по всей видимости, совершенно искренне отказывался занять Первосвятительскую кафедру, ссылаясь на преклонные года, малую ученость и отсутствие опыта. Однако царь Алексей Михайлович уговорил старца стать новым Патриархом. И 10 февраля он был поставлен на Патриарший престол с именем Uoacaфa II (Uoacaф I был Патриархом Московским и всея Руси в 1634-1640 годах). Историки полагают, что царь Алексей Михайлович отдал предпочтение троицкому архимандриту, поскольку тот был немощным старцем. Очевидно, царь не хотел видеть во главе Русской Церкви деятельного и независимого человека, каким был Патриарх Никон, и поэтому лоббировал ситуацию, что Иоасаф миновал архиерейскую ступеньку в карьере. Каноны тоже были соблюдены, поскольку тогда наметилась тенденция, что троицкий игумен мог продвигаться по карьерной лестнице, назначаться на архиерейские должности. Такое событие, как избрание нового Патриарха, было отмечено иеромонахом и преподавателем школы при московском Заиконоспасском монастыре Симеоном Полоцким стихотворным «Приветствием новоизбранному Патриарху», которое впоследствии поэт включил в свой «Рифмологион» 9 . При Патриархе Uoacaфe II Cuмeoh Полоцкий играл весьма примечательную роль: по мнению историков А.П. Богданова, И.А. Татарского и А.Н. Робинсона, он приложил руку ко многим соборным документам и материалам, в частности к грамоте Патриарха об учреждении Славяно-греко-латинской гимназии 10 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5899467...

В самом деле, даже при взгляде со стороны положение сменившего Никона на патриаршем престоле Иоасафа II, а затем Питирима вызывает неприятные ощущения, тем более что участие первого в грязной игре самодержца не мотивировано собственным желанием. Исследователи довольно единодушно не рассматривают Иоасафа как самостоятельную, ответственную за свои поступки фигуру, а энергичный Питирим, пробивший-таки себе дорогу к патриаршему престолу, властвовал менее года, не совершил сколько-нибудь заметных деяний и как патриарх заметен значительно менее поставленного по воле Лжедмитрия Игнатия. Об этих преемниках Никона правильнее говорить в контексте драмы великих фигур: бунтаря-патриарха, лидеров староверов, царя Алексея; Иоасаф и Питирим являются отсветами огня битвы гигантов. Оба они были возвышены Никоном, оба являлись по убеждениям никонианами, хотя и выступали, согласно указаниям государя, против своего покровителя. Иоасаф II Будущий восьмой патриарх Московский и всея Руси был отмечен вниманием Никона уже в преклонные годы и поставлен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря (1654—1656). Вскоре Иоасаф возглавил знаменитый Гроице-Сергиев монастырь (1656—1666), в котором вместе с братией горячо молился о победе россиян над поляками. Говорили, что архимандрит обратил на себя внимание государя благодаря чуду, ниспосланному россиянам в виде крупной победы над неприятелем после трехдневного поста и молитв троицкой братии. Подобных чудес во время долгой и яростной борьбы двух крупнейших славянских государств за Украину и Белоруссию (1654—1667) являлось с обеих сторон немало; переменчивость военного счастья прославила тогда святыни многих православных и католических обителей (хотя с Троицей мог соперничать, пожалуй, только Ченстохов). Когда оба государства напрягали последние силы, пребывая в состоянии экономической катастрофы и социального брожения, когда любая случайность могла перетянуть чашу весов на ту или иную сторону, богомольный царь Алексей даже у звезд готов был спрашивать

http://sedmitza.ru/lib/text/443625/

Кандидатами помимо И. были Ростовский митр. Варлаам и Вологодский архиеп. Варлаам. 6 февр. И. был возведен на Патриарший престол, интронизация завершилась чином шествия на осляти; чин поставления И. сохранился в списке XVII в. (см.: Шумилов В. Н. Гос. древлехранилище хартий и рукописей: Опись докум. мат-лов фонда 135. М., 1971. С. 133, 302). Незадолго до избрания, 28 янв. 1634 г., в Москве при участии И. был принят соборный приговор о взимании денег на жалованье ратным людям в связи со Смоленской войной (1632-1634). В описи архива Посольского приказа отмечена «докладная выписка» о государевом жалованье «на поставленье Иоасафу патриарху, и что он, патриарх, поднес даров великому государю, и государыне царице, и государем царевичем, и царевнам» (Опись. 1990. С. 35). Царь Михаил Феодорович известил вост. патриархов о кончине своего отца и об избрании ему преемника, называя новопоставленного патриарха «мужем благоразумным, правдивым, благоговейным и наученным всякой добродетели» (СГГД. Ч. 3. С. 354-359, 105). Иоасаф I, патриарх Московский и всея Руси. Литография. XIX в. (ГИМ) Иоасаф I, патриарх Московский и всея Руси. Литография. XIX в. (ГИМ) В Хронографе Астраханского архиеп. Пахомия (1641-1655) сообщается, что новый первосвятитель был поставлен «по изволению царя Михаила Федоровича всея Русии и по благословению Филарета патриарха, понеже был дворовой сын боярской, во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновенен» ( Попов А. Н. Изборник слав. и рус. сочинений и статей, внесенных в Хронографы рус. редакции. М., 1869. С. 318). Новый Предстоятель Русской Церкви не обладал таким авторитетом, как патриарх Филарет, и имел меньшее значение в гос. делах, поэтому он титуловался в отличие от своего предшественника не «великим государем», а только «великим господином», царь не ставил имя патриарха наряду со своим даже в грамотах по церковным делам. После смерти Филарета открыто проявилась враждебность светских сословий по отношению к правам и привилегиям Церкви, государство начало их ограничивать.

http://pravenc.ru/text/578112.html

Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг. Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству. Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость Патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее — при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти Патриарх Гермоген лежал как живой. По благословению святителя Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12/25 мая и 17 февраля/1 марта. Филарет (Романов Федор Никитич) (1554–1633) – Патриарх Московский и всея Руси, отец первого царя из династии Романовых. При царе Феодоре Иоанновиче – знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году, находясь с посольством в Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в Россию и до своей кончины был фактическим правителем страны при своем болезненном сыне – царе Михаиле Феодоровиче. Иоасаф I – Патриарх Московский и всея Руси. Царь Михаил Федорович, извещая четырех Вселенских Патриархов о кончине своего отца, писал также, что «избран и поставлен Великия Российския Церкви Патриархом Псковский архиепископ Иоасаф, муж благоразумный, правдивый, благоговейный и наученный всякой добродетели».Патриарх Иоасаф I был возведен на кафедру Московского Патриарха по благословению Патриарха Филарета, который сам указал себе преемника.

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

Выразив радость от встречи с украинскими паломниками, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал священнослужителей не снижать пастырскую активность. «Я думаю, что вы хорошо понимаете, особенно на примере непростого украинского контекста, в котором живете, что служение священника не должно заканчиваться на пороге храма и пастырское слово должно идти в мир, — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, обращаясь к гостям. — Для этого нужно использовать разные возможности, строить правильные отношения с системой образования и воспитания, с различными организациями, которые взаимодействуют с Церковью, дабы слово священника, слово Церкви усваивалось как можно большим числом людей». «Я считаю огромной честью быть сегодня здесь, — сказал, в свою очередь, митрополит Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф, поблагодарив за внимание и отеческую заботу. Отметив, что в нынешнем году отмечается 50-летие монашеского пострига и служения в священном сане Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополит Иоасаф подчеркнул: «Это время — целая эпоха, это живая книга по новейшей церковной истории, в которой запечатлено Ваше самоотверженное и плодотворное служение, которое по своей масштабности и значимости не знает равных. Мы следим за Вашим рабочим графиком и удивляемся силе и энергии, с которыми Вы совершаете Первосвятительское служение. А учитывая реалии сегодняшнего дня, служение это многотрудное и многосложное». Говоря о ситуации, сложившейся в связи с антиканоническими действиями Константинополя на Украине, иерарх подчеркнул: «Были в истории разные моменты, но не было так, чтобы Церковь, которая себя называет матерью, буквально терзала свою дочь, обрекала на страдания людей». Он рассказал о происходящих, в том числе в его епархии, попытках захвата храмов раскольниками и о том, как священники и прихожане противостоят захватчикам. «Ваше Святейшество, мы рады, что Вы на своем уровне предпринимаете столько усилий, чтобы сохранить единство Церкви, и поддерживаем те решения, которые Вы принимаете для этого», — отметил владыка Иоасаф.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5543415...

Ряд материалов нового тома посвящен важнейшим персонажам ветхозаветной истории. В частности, 25-й том «Православной энциклопедии» знакомит своих читателей с Ионафаном, сыном первого царя Израильского Саула, Иоасом, 9-м царем Иудейским (835-796 г. до Р.Х.), Иоафамом, 11-м царем Иудейским (ок. 740-731 г. до Р.Х.), а также двумя правителями по имени Иохаз — 11-м Израильским царем (814-800 г. до Р.Х.) и 17-м царем Иудейским (ок. 609-608 г. до Р.Х.). Ветхозаветную тематику продолжают крупные публикации, рассказывающие о святом праотце Иове и библейской Книге Иова, а также статьи о святых пророках Иоиле и Ионе. 25-й том «Православной энциклопедии» представляет масштабный комплекс статей, посвященных православным святым, иерархам, церковным деятелям, которые носили имя Иоасаф. В этом ряду особое внимание обращают на себя материалы о свт. Иоасафе (Скрипицыне, 1555 г.), митрополите Московском и всея Руси, который возглавлял Русскую Церковь в период малолетства великого князя Иоанна IV — будущего царя Иоанна Грозного, и свт. Иоасафе (Горленко, 1705-1754 гг.), епископе Белгородском и Обоянском. Также необходимо отметить статьи, посвященные преподобным Иоасафу Нижегородскому (ок. 1567 г.), Иоасафу Каменскому (кон. XV в.) и преподобномученику Иоасафу Сентогорскому, Псковскому (1299 г.), убитому во время нападения на Псков рыцарей Тевтонского ордена. Многочисленны в новом томе статьи, в которых речь идет о новомучениках ХХ столетия: священномученике Иоасафе (князе Жевахове, 1874-1937 гг.), епископе Могилевском; священномученике Иоасафе (Стефановиче, 1859-1918 гг.); священномученике Иоасафе (Удалове), епископе Чистопольском (1886-1937 гг.) и расстрелянных на полигоне Бутово в 1937 г. преподобномучениках Иоасафе (Боеве), Иоасафе (Крымзине) и Иоасафе (Шахове). Вызывает интерес публикация, в которой речь идет о прп. Иоасафе (Иоанне Уроше, 1422/23), последнем представителе Сербской династии Неманичей, ктиторе Большого Метеорского монастыря в Греции. Среди крупных церковных деятелей, которым в 25-м томе отведены большие статьи, заслуживают особого упоминания два Предстоятеля Русской Православной Церкви XVII века — Патриархи Московские и всея Руси Иоасаф I (1640 г.) и Иоасаф II (1672 г.).

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

В самом деле, даже при взгляде со стороны положение сменившего Никона на патриаршем престоле Иоасафа II, а затем Питирима вызывает неприятные ощущения, тем более что участие первого в грязной игре самодержца не мотивировано собственным желанием. Исследователи довольно единодушно не рассматривают Иоасафа как самостоятельную, ответственную за свои поступки фигуру, а энергичный Питирим, пробивший–таки себе дорогу к патриаршему престолу, властвовал менее года, не совершил сколько–нибудь заметных деяний и как патриарх заметен значительно менее поставленного по воле Лжедмитрия Игнатия. Об этих преемниках Никона правильнее говорить в контексте драмы великих фигур: бунтаря–патриарха, лидеров староверов, царя Алексея; Иоасаф и Питирим являются отсветами огня битвы гигантов. Оба они были возвышены Никоном, оба являлись по убеждениям никонианами, хотя и выступали, согласно указаниям государя, против своего покровителя. Иоасаф II Будущий восьмой патриарх Московский и всея Руси был отмечен вниманием Никона уже в преклонные годы и поставлен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря (1654–1656). Вскоре Иоасаф возглавил знаменитый Троице–Сергиев монастырь (1656–1666), в котором вместе с братией горячо молился о победе россиян над поляками. Говорили, что архимандрит обратил на себя внимание государя благодаря чуду, ниспосланному россиянам в виде крупной победы над неприятелем после трехдневного поста и молитв троицкой братии. Подобных чудес во время долгой и яростной борьбы двух крупнейших славянских государств за Украину и Белоруссию (1654–1667) являлось с обеих сторон немало; переменчивость военного счастья прославила тогда святыни многих православных и католических обителей (хотя с Троицей мог соперничать, пожалуй, только Ченстохов). Когда оба государства напрягали последние силы, пребывая в состоянии экономической катастрофы и социального брожения, когда любая случайность могла перетянуть чашу весов на ту или иную сторону, богомольный царь Алексей даже у звезд готов был спрашивать совета 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подготовил Тихон Сысоев ]. Прокомментированные иллюстрации : Иерусалимский храм, в который вошла Богородица. Макет; Завеса, в вышивке которой, по преданию, участвовала сама Богородица и которая в момент смерти ее Сына на Кресте раздралась надвое (Мф 27:51); Икона праздника с пояснениями; Юная Богородица в храме молится с рукоделием в руках. Живопись; Византийский император Юстиниан, при котором (VI в.) начали отмечать Введение во храм Пресвятой Богородицы. Иконопись; Хор семинаристов (типичная «семинарская» фамилия «Введенский» давалась представителям духовного сословия с конца XVII в.). Фото; Ярославский Толгский  монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы — один из старейших в России. Основан в 1314 году. Фото//Фома. - – декабрь 2018. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »). Митрополит Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной Наша Церковь не хочет быть «антироссийской», так же как и «антигреческой». Она должна быть Церковью Христовой . [Как на действия Константинопольского Патриархата смотрят изнутри Украинской Православной Церкви? Как относятся там к идее автокефалии и каких последствий от решения Фанара опасаются больше всего? Об этом ведется беседа с управляющим делами Украинской Православной Церкви, митрополитом Борисопольским и Броварским Антонием (Паканичем)].  Материал подготовлен редакцией журнала « Фома в Украине ». Фотографии Всеукраинского  крестного хода мира, любви и молитвы за Украину//Фома. - — декабрь 2018. - С.32-36. - (раздел « Вера »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает телеведущая, журналист, актриса, сценарист Алена Горенко //Фома. - — декабрь 2018. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »).   Что решил Собор епископов Украинской Православной Церкви .   [Текст постановления, которое принял 13 ноября 2018 года Собор епископов Украинской Православной Церкви]//Фома. - — декабрь 2018. - С.37. - (раздел « Вера »).   Патриарх Кирилл. Я пытался поговорить с Патриархом Варфоломеем от сердца к сердцу . Из ответов на вопросы участников VIII Международного фестиваля «Вера и слово», 30 октября 2018 года, Москва. Заголовок дан редакцией. Фото свящ. Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — декабрь 2018. - С.38-39. - (раздел « Вера »).   Новомученики:  Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномуче ник  Иоасаф ( Боев ). 20.04.1879-10.12.1937. На фото:  архимандрит Иоасаф (Боев). Таганская тюрьма. 1937//Фома. - – декабрь 2018. – С.40-42. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-188...

50. Епископ Нарвский Лазарь; 51. Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; 52. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), профессор Санкт-Петербурской Духовной академии; 53. Архимандрит Кирилл (Говорун), председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви; 54. Архимандрит Иоасаф (Морза), ректор Минской Духовной академии и семинарии; 55. Архимандрит Порфирий (Шутов), казначей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; 56. Архимандрит Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского монастыря; 57. Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; 58. Архимандрит Филарет (Зверев), глава Синодальной литургической комиссии Украинской Православной Церкви; 59. Игумен Димитрий (Байбаков), руководитель Информационно-издательского центра Екатеринбургской епархии; 60. Игумен Иоасаф (Полуянов), руководитель Патриаршего Центра Духовного развития детей и молодежи; 61. Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище г. Москвы; 62. Игумен Филарет (Булеков), представитель Московского Патриархата при Совете Европы; 63. Игумен Филипп (Симонов), заместитель председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата; 64. Протоиерей Александр Абрамов, и.о. представителя Московского Патриархата в США; 65. Протоиерей Валентин Асмус, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент Московской Духовной академии; 66. Протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; 67. Протоиерей Александр Балыбердин, секретарь Вятской епархии; 68. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; 69. Протоиерей Павел Великанов, доцент, секретарь Ученого совета Московской Духовной академии; 70. Протоиерей Борис Даниленко, руководитель Синодальной библиотеки Московского Патриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II; 71. Протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный храмов Центрального благочиния г. Москвы;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209366...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010