Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь в период Патриаршества Иоасафа II В. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви Большой Московский Собор 1666-1667 гг., осудивший и низложивший Патриарха Никона и предавший старообрядцев анафеме как еретиков, избрал нового Предстоятеля Русской Церкви. Новым Патриархом Московским и всея Руси стал архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Иоасаф. Показательно, что при избрании нового Патриарха в числе кандидатов не было ни одного архиерея, но лишь одни архимандриты и игумены русских монастырей. Вероятно, таково было пожелание царя Алексея Михайловича. Государь мог опасаться, что не любившие Никона за его жестокость и потому принявшие участие в его осуждении русские епископы, тем не менее, вполне разделяли стремление низложенного Первоиерарха ограничить влияние царской власти на Церковь. В условиях, когда силы Российского государства были предельно напряжены военным противостоянием с поляками и шведами, старообрядческим расколом и народными волнениями, царь Алексей Михайлович, безусловно, не желал, чтобы ко всем этим испытаниям вновь добавилось еще и возможное противостояние с молодым и энергичным Патриархом. Поэтому наиболее приемлемым кандидатом Алексею Михайловичу показался очень пожилой, кроткий и благочестивый архимандрит Иоасаф, чуждый честолюбивых амбиций и совершенно аполитичный. Государь ожидал от него полного послушания. О ранних и зрелых годах жизни Иоасафа ничего не известно. Предполагают лишь, что он происходил из Тверской земли, так как в ряде документов фигурирует его прозвище Новоторжец. Иоасаф выдвинулся при Патриархе Никоне, будучи уже весьма немолодым. В 1654 г. Никон поставил его архимандритом Богородице-Рождественского монастыря во Владимире, где он оставался настоятелем до 1656 г. Можно думать, что Иоасаф проявил себя во Владимире весьма успешно, так как всего через 2 года он был переведен Никоном в первую по значению обитель Русской Церкви – Троице-Сергиев монастырь. Троицким архимандритом Иоасаф был на протяжении десятилетия, с 1656 по 1666 гг. Здесь Иоасаф стал известен царю Алексею Михайловичу. Троицкий архимандрит обратил на себя особое внимание монарха после того, как во время войны с Речью Посполитой русское войско одержало победу над поляками после того, как настоятель Троице-Сергиева монастыря с братией наложили на себя трехдневный пост и сугубо молились о даровании победы Московскому государю.

http://sedmitza.ru/lib/text/436335/

343 Зимин А. А. Россия на пороге нового времени... с. 255. См. также: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1900, с. 698. См. также: Шереметовский В. Варлаам//Русский биографический словарь. Т.: Вавила-Витгенштейн. М., 2000, с. 92. 348 ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853, с. 264. Туда же был сослан Смоленский епископ Варсонофий – «на Кубено озеро, в монастырь на Камено» (ПСРЛ. Т. 4, с. 290). 351 См. о нем: Б. Н. Патриарх Иоасаф I//Русский биографический словарь. Т. 8. СПб., 1897, с. 294–296; Священник Н. Писарев. Иоасаф 1-й//Православная богословская энциклопедия. Т. 7: Иоанн Скифопольский – Календарь. СПб., 1906, стб. 171–174; Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т 2. Париж, 1959, с. 110–112; Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 6. М., 1996, с. 314–325; Архимандрит Макарий. Всероссийский Патриарх Иоасаф I//Вышснский паломник. Православный журнал. Рязань, 1998. 2(7), с. 91–93; Богданов А. П. Русские Патриархи: 1589–1700. М., 1999, с. 362–370; Иоасаф недерзновенный//Наука и религия. 1994. 5, с. 4–6; Понырко Н. В. Иоасаф I//СКиКДР. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 2: И–О. СПб., 1993, с. 78–80; Мысли русских Патриархов от начала до наших дней. М., 1999, с. 55–60; Митрополит Мануил (Лемешевский) . Русские православные иерархи: 992–1892. Т. 2: Иоанн – Симеон И. М., 2003, с. 65–66; Патриархи Московские. М., 2004. с. 73–84. 354 Архимандрит Досифей. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени... Изд. 4. М., 1847, с. 49. 356 Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т. 1. М., 1884, стб. 114. 358 ПСРЛ. Т. 31. М., 1968, с. 161. См. также: ПСРЛ. Т. 33, л., 1977, с. 172. В летописце конца XVII века, связанном с Соловецким монастырем, есть некоторые противоречивые сведения об избрании Патриарха Иоасафа: «Того же году марта в 27 день возведен на Превысокий Патриаршеский престол царствующаго града Москвы Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея России, бывший архимандрит в Симонове монастыре». – ПСРЛ. Т. 31, с. 180. Однако, под настоятельством в монастыре, очевидно, следует понимать постриженничество в Соловецкой обители. В перечне Псково-Печерских настоятелей о нем сказано: «...из Печерских же иеромонахов». – Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Изд. дополненное. Великие Луки, 1995, с. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Иоасаф (Овсянников), архиеп. Ростовский и Новочеркасский. Фотография. Нач. 80-х гг. ХХ в. Иоасаф (Овсянников), архиеп. Ростовский и Новочеркасский. Фотография. Нач. 80-х гг. ХХ в. (Овсянников Василий Семенович; 1.01.1904, г. Белгород Курской губ.- 2.04.1982, Ростов-на-Дону), архиеп. Ростовский и Новочеркасский. Из семьи рабочего. В 1910 г. осиротел. Был воспитан верующей женщиной. Какое-то время жил под присмотром монахинь на Украине. С детства прислуживал в алтаре. Окончил 7-летнюю школу. С 1924 г. проживал в Харькове, где, по воспоминаниям современников, тайно был иподиаконом при викарии Херсонской епархии Елисаветградском еп. сщмч. Онуфрии (Гагалюке ; впосл. архиепископ), находившемся в ссылке в городе. По нек-рым сведениям, работал на железной дороге. После ареста епископа в окт. 1926 г. нек-рое время работал чертежником в Харьковском геологоразведочном техникуме. В 1931-1933 гг. учился в Харьковском железнодорожном техникуме. 5 янв. 1937 г. Винницким еп. Александром (Петровским ; впосл. архиепископ) был тайно пострижен в монашество с именем Иоасаф в честь свт. Иоасафа Белгородского, к-рого он особо почитал. 6 янв. был посвящен во чтеца и иподиакона. Во время нем. оккупации входил в состав клира автономной УПЦ, поддерживавшей каноническую связь с Московским Патриархатом. 14 янв. 1943 г. Полтавским и Лубенским еп. Вениамином (Новицким ; впосл. архиепископ) был рукоположен во диакона, 15 янв.- во иерея. Служил в Преображенском соборе Харькова. В 1944 г. И. вступил в число братии Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры . Затем был переведен в кременецкий в честь Богоявления мужской монастырь , а в 1950 г. назначен его настоятелем. В 1951 г. Львовским архиеп. Макарием (Овсиюком) возведен в сан игумена. В том же году поступил на заочное обучение в Ленинградскую ДС, по окончании которой также заочно учился в Ленинградской ДА. В 1953 г. был назначен 2-м священником кафедрального собора Полтавы. В 1955 г. по приглашению Ташкентского и Среднеазиатского еп. Ермогена (Голубева ; впосл. архиепископ) переведен служить в Воскресенский собор в г. Фрунзе (ныне Бишкек) Ташкентской епархии. С 1959 г. служил в Успенском кафедральном соборе г. Ташкента. В 1961 г. назначен ключарем того же собора. Весной 1964 г. возведен в сан архимандрита. 15 мая 1966 г. ему присвоена степень канд. богословия за соч. «Святитель Иоасаф, еп. Белгородский, и его религиозно-нравственные воззрения».

http://pravenc.ru/text/578102.html

Канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому было установлено в 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . И. также входит в Собор Московских святых, учрежденный в 2001 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Соч.: Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. 2. С. 374-376; Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 410-413. Ист.: АИ. Т. 1; ААЭ. Т. 1. 184. С. 158-163; ПСРЛ. Т. 8. С. 274, 281, 295; Т. 13. С. 132-137, 140-141; Т. 29. С. 206-207; РФА. 1987. Ч. 3. С. 683; Перечень актов архива Троице-Сергиева мон-ря, 1505-1537 гг. М., 2007. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 259-262; Токмаков И. Ф. Историческое и археол. описание ц. во имя Ржевской иконы Пресв. Богородицы, что у Пречистенских ворот в Москве, в связи с ист. очерком о явлении Ржевской иконы Богоматери в 1539 г. М., 1888; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 140-141; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 739-743; Розанов С. П. «Никоновский» летописный свод и Иоасаф как один из его составителей//ИОРЯС. 1930. Т. 3. Кн. 1. С. 269-287; Смирнов И. И. Очерки полит. истории Рус. гос-ва 30-50-х гг. XVI в. М.; Л., 1958 (по указ.); Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного: Очерки соц.-эконом. и полит. истории России сер. XVI в. М., 1960 (по указ.); Клосс Б. М. Библиотека Московских митрополитов в XVI в.//Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. C. 116. Примеч. 7; Дмитриева Р. П. Иоасаф (Скрипицын)//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 409-414 [Библиогр.]; она же. Иоасаф Скрипицын - книжник и библиофил XVI в.//КЦДР: XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 300-312; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 114-116; Щенникова Л. А. Икона Богоматерь «Одигитрия» Смоленская Иоасафовская из Архангельского собора Московского Кремля//ИХМ. 1999. 3. С. 69-74; Макарий (Веретенников), архим. Митр. Иоасаф (Скрипицын) и Троице-Сергиев мон-рь// Он же. Обитель прп. Сергия: Сб. ст. Серг. П., 2004. С. 15-31; он же. Из истории рус. иерархии XVI в. М., 2006. С. 7-26; он же. Святительские надгробные плиты//АиО. 2006. 1(45). С. 311-312; Шапошник В. В. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-х гг. XVI в. СПб., 20062. С. 35-43; Попеску Т. А. Рукописные книги, хранившиеся в книгохранительнице Троице-Сергиева мон-ря в 1-й пол. XVI в.: Частичная реконструкция//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы 4-й междунар. конф., 29 сент.- 1 окт. 2004 г. М., 2007. С. 105; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 427-428.

http://pravenc.ru/text/578036.html

Патриарх Иоасаф I известен своей строгой аскетической жизнью, смирением, благочестием, любовью к монастырям. Отдельная страница в жизни Патриарха – это его связи с Соловецкой обителью, постриженником которой он был и которой усердно благотворил в течение своей жизни, давая различные вклады. Во вкладной монастырской книге имеется следующая запись: «143-го году октября в 12 день Великий господин Святейший Иоасаф Патриарх Московский и всея России пожаловал вкладом ризы отлас золоченой оплечье участковое 70 рублев, да денег 100 рублев. А прислал те ризы и денги с Троецким казначеем с старцом Иоасафом Да прошлого 121-го году как он Святейший Иоасаф Патриарх Московский и всеа Росии был во Пскове архиепископом пожаловал прислал 70 рублев, да книгу Псалтирь Толковую Максима Грека цена 30 рублев по своих родителех за отца и за матерь написати в литии инока Боголепа, да иноку Улию. Да он же пожаловал дал на Москве старцу Саве денег 50 рублев» 414 . В 1635 году он дал вкладом в Соловецкий монастырь фелонь 415 , в 1637 году – потир 416 . В 1638 году Патриарх Иоасаф пожертвовал в Соловецкий монастырь печатное Евангелие 1614 года в окладе 417 . Еще ранее, будучи Псковским владыкою, он пожаловал в место своего пострижения Толковую Палею 418 . Сохранившиеся святительские грамоты на Соловки, их почтительный тон свидетельствуют о его глубоком почитании обители, где он принял монашество. В вышедшей при Патриархе Иоасафе I декабрьской богослужебной Минее была помещена служба Митрополиту Филиппу, что позволяет говорить о его общерусской канонизации в это время 419 . Будучи соловецким постриженником, он, вполне возможно, был очевидцем принесения на Соловки из Твери мощей святителя Филиппа в 1591 году. Автором жития Митрополита Филиппа был соловецкий инок Сергий (Шелонин), которого возводил в игумены Ипатьевского монастыря Патриарх Иоасаф, хотя П. Знаменский справедливо сомневается в этом известии 420 . Известны также имена некоторых других лиц из окружения Первосвятителя. Память тиуну И. Манойлову подписал дьяк Феодор Торопов 421 . Патриаршим архидиаконом был старец Арсений (Суханов) , в последующее время знаменитый Троицкий келарь 422 . Когда в 1634 году по благословению Патриарха патриарший боярин С. Колтовский и дьяк А. Максимов переписали домовую патриаршую казну, то она была передана патриаршему «казначею старцу Данилу Соловетцкому» 423 . Ставленники, ожидавшие своего рукоположения, при Патриархе Иоасафе «зимнею порою все дожидались в крестовой, а ночевали в хлебнее безденежно» 424 . Патриаршим духовником был «соловетцкой черной поп Серапион» 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАШИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Тверской епархии, названо по г. Кашину (ныне Тверской обл.). Кашин известен в 1289-1589 гг. как второй кафедральный город епископов Тверских и Кашинских, которые с 1589 г. именовались как Тверские и Старицкие, но в 1681-1682 гг. снова упоминаются как Тверские и Кашинские. На Московском Соборе 1681-1682 гг. был утвержден проект создания Кашинской епархии в рамках Тверской митрополии , в которую планировалось реорганизовать Тверскую архиепископию (см. Тверская и Кашинская епархия ). На содержание Кашинского епископа в 1682 г. были определены кашинские Димитриевский и Клобуков во имя свт. Николая Чудотворца монастыри, Успенский монастырь, Изосимина (Изосимова) пуст. близ Клина, которым принадлежало в общей сложности 183 крестьянских двора. Однако данный план не осуществился, Кашинская епархия не была создана. Постановлением архиерейского совещания от 29 июля 1918 г. в Тверской епархии было образовано К. в. со статусом полусамостоятельной кафедры. 4 марта 1919 г. во епископа Кашинского был хиротонисан Александр (Надеждин), в 1921 г. он был переведен на Вологодскую кафедру. 15 мая 1921 г. на К. в. был назначен Иоасаф (Шишковский-Дрылевский), вскоре уклонившийся в обновленчество . В мае 1925 г. к обновленческому расколу присоединился 3-й Кашинский епископ - Иоасаф (Рогозин), назначенный на кафедру в 1924 г. В 1925 г. К. в. прекратило существование. В 1922-1938 гг. действовало обновленческое К. в., которым управляли «епископы»: Иоасаф Шишковский-Дрылевский (1922-1923), Игнатий Жебровский (1923-1924), Сергий Андреев (1932-1938). В 1950 г. Кашин вновь стал 2-м кафедральным городом Тверской (в 1950-1990 Калининской) епархии. Епископы: Александр (Надеждин; 4 марта 1919 - март 1921), Иоасаф (Шишковский-Дрылевский; 15 мая 1921 - 1922), Иоасаф (Рогозин, 1924-1925?). Лит.: Воробьёв Г. А. О Московском Соборе 1681-1682 гг. СПб., 1885. С. 51; Виноградский Н. Церковный Собор в Москве 1682 г.: Опыт ист.-крит. исслед. Смоленск, 1899. С. 53-54; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1913. Т. 2; Губонин. История иерархии. С. 208. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1683973.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ Свт. Иоасаф Белгородский. Икона. Нач. 10-х гг. XX в. (Почаевская Успенская лавра) Свт. Иоасаф Белгородский. Икона. Нач. 10-х гг. XX в. (Почаевская Успенская лавра) (Горленко Иоаким Андреевич; 8.09.1705, близ г. Прилуки - 10.12.1754, слобода Грайворон Хотмыжского у. Белгородской губ.), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский. Из укр. казачьей семьи. Прадед И. Лазарь Горленко дослужился до должности полковника Прилуцкого полка, в 1665 г. был пожалован дворянством, в 1687 г., во время Крымского похода кн. В. В. Голицына, убит взбунтовавшимися казаками. Останки Л. Горленко перенесли в Густынский во имя Святой Троицы монастырь , где устроена родовая усыпальница. Д. Л. Горленко, дед И., также занимал должность полковника Прилуцкого полка, был близок к гетману И. С. Мазепе , после разгрома шведов под Полтавой в 1709 г. бежал из России вместе с сыном А. Д. Горленко. Впосл. они вернулись и были прощены царем Петром I, хотя долго находились под подозрением. Сыновья Д. Л. Горленко получили образование в школе киевского Братского в честь Богоявления монастыря . Святитель род. в день Рождества Пресв. Богородицы. По преданию, явившийся отцу ангел покрыл мальчика архиерейской мантией, возвестив о святительском служении сына. В 1713 г. Иоаким был направлен в Киево-Могилянскую академию. Уже в 1716 г. юноша, по его словам, «возлюбил монашество», собирался принять постриг, однако долго не решался открыть свое желание родителям. В эти годы покровителем и духовником Иоакима был его дядя, насельник Киево-Печерской лавры инок Пахомий. В 1723 г. Иоаким приехал домой попросить у родителей благословение на постриг, но получил отказ. Тогда он поехал в Киев под предлогом завершения обучения и поступил в находившийся в окрестностях города Межигорский в честь Преображения Господня монастырь , а в Киеве оставил слугу для доставки ему писем из дома и отправки ответов родителям. Вел строгий монашеский образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 окт. 1725 г. в пещерном храме преподобных Онуфрия и Петра Афонских Межигорского монастыря иеросхим. Феодором был пострижен в рясофор с именем Иларион. Родители примирились со случившимся и благословили сына на дальнейшее служение. В 1727 г. рясофорный монах был переведен в киевский Братский монастырь, где 21 нояб. настоятелем игум. Иларионом (Левицким) пострижен в мантию с именем Иоасаф в честь прп. Иоасафа, царевича Индийского. 6 янв. 1728 г. Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) И. был рукоположен во диакона.

http://pravenc.ru/text/578038.html

В патриаршество Иоасафа II Русская Церковь продолжила обширную книгоиздательскую деятельность. В 1667 году вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления», написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола. Московским печатным двором были напечатаны «Поучения» преподобного Ефрема Сирина (1667); Служебник (1667); Богослужебное Евангелие (1668); Архиерейский Чиновник (1668); Чин освящения антиминса (1668); Следованная Псалтирь (1669); Триодь Цветная (1670, сверена с греческим подлинником); «Поучение святительское к новопоставленному иерею» (1670); Апостол (1671); Требник (1671); «Большой катехизис» и «Малый катехизис»; Постная Триодь (1672, вновь переведена с греческого). На Патриаршем престоле Иоасаф II пробыл пять лет. Перед своею кончиной он написал прощальную грамоту, в которой оставляет всем мир, прощение и благословение. Скончался Патриарх 17 февраля 1672 года и похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Сохранилась «Книга чиновная о поставлении Московскаго и всея России Патриарха Иоасафа», написанная скорописью XVII века. На первых 12 листах содержится описание избрания, наречения и поставления в Патриархи, далее следует описание выдающихся событий жизни первоиерарха, посещений, обедов, жалований. Заканчивается книга описанием кончины и погребения святителя, списками настольной и духовной патриарших грамот (РГИА. Ф. 834. Оп. 1. Д. 1031). Исторические источники сохранили для нас изображения Патриарха ­Иоасафа II: его портреты имеются в «Царском титулярнике» 1672 года, а также его копиях, датируемых семидесятыми годами XVII — началом XVIII века. Рейтинг: 10 Голосов: 16 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Справка 1 Назначение Иоасафа настоятелем произошло по желанию братии монастыря в 1646-1647 гг., о чем, как тогда говорили, «бил челом» в Москве монастырский старец Варсонофий (Вельяминов). Это позволяет предположить, что Иоасаф подвизался в Антониевой обители уже несколько лет и был известен братии. Среди настоятелей Николаевского Антониева монастыря Иоасаф стал вторым игуменом с таким именем. По этой причине единственный пока историограф Антониевой обители игумен Анатолий (Смирнов) именует его Иоасафом II, устанавливая по документам монастырского архива его настоятельство в Анто­ниевом монастыре в 1647-1654 гг., но, что в целом характерно для исторических описаний монастырей второй половины XIX в., без ссылок на источники. В настоящее время известны три царские грамоты второй половины XVII в., в которых Иоасаф упоминается как игумен Николаевского Антониева монастыря. В несохранившемся Краснохолмском монастырском синодике 1685 г. за родом Патриарха Никона был указан род Патриарха Иоасафа. Делал ли Иоасаф II вклады в Николаевский Антониев монастырь, неизвестно.

http://pravoslavie.ru/144385.html

Иоанникий, патр. Александрийский Иоасаф I, патр. Московский Иоасаф II, патр. Московский Иоасаф, архим. афонского Павловского мон. Иоасаф, иерусалимский архим. Иоасаф, митр. Тверской и Кашинский Иов Многострадальный, прав., библ. Иов. иером., наместник В.Н.-И. мон. Иов, каз., житничий Ф. мон. Иов, ключарь из Успенского собора московского Кремля Иов, митр. Новгородский Иов, патр. Московский Иов, риз. Иоганн де Родес, шведский агент Иоиль, м. Иона (Сысоевич), митр. Ростовский и Ярославский Иона, еп. Рязанский, затем митр. Московский и Всея Руси. св. Иона, израильский прор., библ. Иона, каз. Иона, митр. Иона, митр. Киевский и Всея Руси Иона, стар., изготовитель крестов для патр. Никона Ионафан, сын ц. Саула, храбрый воин, библ. Иорам, сын ц. Ахава, правитель Израиля, библ. Иосиф Волоцкий , прп., св. Иосиф Собакин, соб. стар, К.-Б. мон. Иосиф, архиеп. Астраханский Иосиф, архим. нижегородского Печерского мон. Иосиф, архим. Ново-Спасского мон. Иосиф, м. В.Н.-И. мон. Иосиф, очевидец чудесного явления над Иверским мон. Иосиф, патр. Московский Иосиф, приёмный отец Иисуса Христа, библ. Иосиф, ч. свщ. Иосия, дк. Иосия, ц. Иудеи, библ. Ирина Михайловна, црв., родная сестра ц. Алексея Михайловича Иринарх, стрл. Флорищевой пустыни Ирод(Архелай), см, Аркелай Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, правитель Галилеи, Иудеи и Самарии, библ. Ирод Агриппа II, сын Агриппы I, библ. Ирод Антипа, правитель Галилеи, библ. Ирод Великий, правитель Иудеи, наместник Галилеи, библ. Иродиада, жена Ирода Антипы, библ. ИсаакСирин, церковный писатель Исаак, сын Авраама и Сарры, библ. Исав, старший брат-близнец Иакова, сын Исаака и Ревекки, библ. Исайя, м., перев. Исайя, прор., библ. Исайя, стрл. К.-Б. мон. Исайя, стрл. Ф. мон. Исайя, ч. дк., сопровождал патр. Никона в ссылку в Ф. мон. Исакий пещерник, персонаж Киево-Печерского патерика Исаков Ивашка, порт. Исаченко Т.А. (Исаченко-Лисовая Т.А.) Исидор, митр. Киевский Исидор, митр. Московский Исихий Искандер Итоваал II, ц. Тирский, библ. Иуда Искариот, ученик, предавший Иисуса Христа иудейским первосвщ., библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Иоасаф II, Патриарх Московский и всея Руси Дата смерти: 17 февраля 1672 г. Страна: Россия Биография: Будущий Патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II принял монашеский постриг в новоторжском монастыре в честь святых князей Бориса и Глеба, отсюда встречающееся в источниках прозвище Новоторжец. В 1654 г. стал архимандритом владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, 25 апреля 1656 г. — архимандритом Троице-Сергиевой лавры . Царь Алексей Михайлович регулярно совершал паломничества в Троицкую обитель, известны послания, в которых государь связывал победу над польскими отрядами в сентябре 1661 г. под Могилевом с заступничеством преподобных Сергия и Никона Радонежских и с молитвами архимандрита Иоасафа и монастырской братии. Архимандрит Иоасаф принимал участие в Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., низложившем Патриарха Никона . Собор избрал 12 кандидатов на Патриарший престол, из которых «не без ведома» царя были оставлены трое. Из этих кандидатов Алексей Михайлович указал на архимандрита Иоасафа. 8 февраля 1667 г. было совершено наречение, 10 февраля — поставление Иоасафа на Русскую Первосвятительскую кафедру с участием присутствовавших на Большом Московском Соборе Патриарха Александрийского Паисия и Патриарха Антиохийского Макария III. Патриаршество Иоасафа II, продолжавшееся 5 лет, было ознаменовано крупными событиями в жизни Русской Церкви и важными церковными реформами. В мае 1667 г. проходил Большой Московский Собор, на котором решались важнейшие для того времени вопросы и выносились постановления, направленные на искоренение недостатков Русской Церкви. Кроме Патриарха Московского Иоасафа II на этом Соборе присутствовали Патриархи Александрийский и Антиохийский, 24 архиерея и 54 духовных лица. В своей деятельности Патриарх Иоасаф II стремился реализовать постановления Собора 1667 г., утвердившие церковные реформы Патриарха Никона. Он вел энергичную борьбу с последователями старого обряда. Большой Московский Собор принял решение об упразднении Монастырского приказа и об отмене подсудности духовенства светским чиновникам. Выполнение данного решения растянулось на долгие годы, но уже в Патриаршество Иоасафа II многое удалось изменить. 28 мая 1667 г. Собор во главе с Патриархом постановил «весь церковный и монашеский чин» судить в патриаршем Разрядном приказе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245797...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010