I. Патриарх Филарет Никитич II. Патриарх Иоасаф I III. Патриарх Иосиф IV. Общий взгляд на тогдашнее состояние Церкви Глава IV. Западнорусская митрополия в борьбе с униею, под управлением православных митрополитов I. Иерусалимский патриарх Феофан и восстановление им западнорусской иерархии II. Митрополит Иов Борецкий III. Митрополит Исаия Копинский IV. Митрополит Петр Могила V. Общий взгляд на состояние Западнорусской митрополии Примечания к тому 10 Примечания к тому 11 КНИГА СЕДЬМАЯ От редакции Д. М. Шаховской. Митрополит Макарий как церковный мыслитель и историк Отдел II. Патриаршество Московское и всея Великия и Малыя и Белыя России, воссоединение Западнорусской Церкви с Восточнорусскою ТОМ 12 Примечание протоиерея Александра Булгакова к 12 тому Истории Русской Церкви Глава I. Патриарх Никон до оставления им кафедры: время управления его Церковию I. Начало воссоединения Западнорусской Церкви с Восточнорусскою, и насколько участвовал в этом деле патриарх Никон II. Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов, и начало русского раскола, именующего себя старообрядством III. Патриарх Никон в стремлениях к утверждению независимости Русской Церкви и патриаршей в ней власти, и три основанные им монастыря IV. Патриарх Никон во всех прочих делах его служения Русской Церкви и оставление им патриаршей кафедры Глава II. Патриарх Никон до его низложения и время междупатриаршества I. Положение патриарха Никона по оставлении им кафедры и смуты от него и из-за него в Москве II. Нестроения и смуты в Западнорусской митрополии III. Первые распространители русского раскола и меры против них православной Церкви Глава III. Большой Собор В Москве, низложение патриарха Никона и новый патриарх Иоасаф II Личный состав Большого Московского Собора 1666-1667 г. I. Суд над Никоном и его низложение II. Патриарх Иоасаф II и деяния Большого Московского Собора при участити патриарха Иоасафа, изложенные в книге соборных деяний Примечания к тому 12 Комментарии к тому 12 Приложения к седьмой книге Д. Ф. Полознев. Московские патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан Н. В. Синицына. К истории раскола последней трети XVII в. (Соловецкое и Московское восстания)

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

II. Патриарх Иоасаф I К оглавлению Об избрании и поставлении преемника патриарху Филарету Никитичу сохранилось следующее краткое, но знаменательное свидетельство современника: «В лето 7142 (1634) поставлен бысть на великий престол Московского государства в патриархи Пскова и Великих Лук Иосаф, архиепископ по изволению царя Михаила Федоровича всея Русии и по благословению Филарета патриарха, понеже был дворовой сын боярской, во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновен» . Патриарх Филарет, без сомнения, понимал, что то необыкновенно высокое значение, каким он пользовался в Церкви и в государстве, не вполне приличествовало бы другому патриарху, что если царь Михаил Федорович с покорностию подчинялся советам своего отца и богомольца и благодушно переносил силу его власти, то наверно не согласится того же переносить от его преемника, и что, следовательно, если этот преемник будет смелый и «ко царю дерзновенный» и захочет подражать своему предместнику, то между царем и новым патриархом неизбежны будут столкновения ко вреду Церкви и государства. Потому-то, может быть, и решился пред своею кончиною сам указать и благословить преемника себе в лице смиренного и благочестивого архиепископа Псковского Иоасафа. Иоасаф, родом из боярских детей, принял монашеское пострижение в Соловецком монастыре, потом служил при Новгородском митрополите Исидоре († 1619), бывшем прежде соловецким игуменом, в 1621 г. сделан архимандритом Псково-Печерского монастыря, а 1 генваря 1627 г. посвящен в сан Псковского архиепископа. Здесь пришлось ему однажды подвергнуться царскому гневу. В 1632 г. приехали в Псков из Москвы немцы с грамотою, которою дозволялось им ставить в Пскове немецкий двор, свободно входить в город и торговать в нем. Псковичи не согласились и послали к государю челобитную, чтобы немцам в Пскове не быть, под челобитною подписался и архиепископ Иоасаф. Это признали в Москве за сопротивление верховной власти, и у архиепископа патриарх «отнял благословение и службу». Скоро, однако ж, псковичи собрали три тысячи рублей и отправили к государю, и немцам велено было копать рвы для гостиного двора около Пскова, а не в самом городе.

http://sedmitza.ru/lib/text/436128/

В последующее время в неделю Православия торжественно возглашалось: «Святейшим Патриархом Московским и всея России, Иову, Ермогену, Филарету, Иоасафу вечная память» 473 . Патриарх Никон воздвиг Патриарший дворец, где наверху «устроил маленькую церковь во имя новых московских святых, Митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, коих велел написать над ее дверью, а в церкви написать портреты шести Патриархов, бывших со времен Иеремии Константинопольского: первый из них Иов, затем Филарет, Иоасаф и Иосиф» 474 . Английский дипломат А. Мейерберг в своем описании Московии пишет, что после Патриарха Филарета «по порядку следовали Иоасаф, Иосиф и в настоящее время Никон. Все они правят с неограниченной властию, судят всякие дела, относящиеся к духовенству, церковному послушанию и христианским правам, и никогда не получают у царя отказа на просьбы об утверждении своих приговоров» 475 . В истории Русской Церкви имеется целый ряд Первосвятителей, имена которых стоят в тени своих более знаменитых предшественников. Такими были Митрополит Афанасий (1564–1566) и Патриарх Иоасаф II (1667–1672). К их числу следует отнести и Патриарха Иоасафа I. Он сменил на Патриаршем престоле Патриарха Филарета, который был отцом царствующего государя. Поэтому на Патриарха Иоасафа смотрят, прежде всего, через призму его предшественника: он не имел титула «Великий государь», не имел такого влияния на государственные дела, как тот, и т. д. Между тем церковная жизнь при Патриархе Иоасафе продолжалась и развивалась. В своей деятельности он активно продолжал труды своего предшественника – Патриарха Филарета. Он общался с царем, заботился о дисциплине в Церкви, давал вклады в монастыри. Многочисленны источники, свидетельствующие о его личности. Историк митрополит Макарий (Булгаков) так характеризует второго Первосвятителя, поставленного после окончания Смуты: «Патриарх Иоасаф был строгий инок, смиренный и благочестивый, помнил место своего монашеского пострижения – Соловецкую обитель и почти ежегодно делал в нее свои пожертвования то церковными облачениями, то печатными книгами, то деньгами» 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ [в миру Иоанн Владинтер; греч. Ιωννης Βλαδντερος] ( 1437), митр. Эфесский, визант. церковный дипломат и писатель. Хотя сведения о жизни И. чрезвычайно скудны, однако А. Коракидис ( Κορακδης . 1992. Σ. 21-63) убедительно показал, что дипломат Иоанн Владинтер «с Пелопоннеса» (PLP, N 2780) и «великий протосинкелл и иеромонах» Иоасаф, сведения о церковно-дипломатической деятельности которых содержатся в «Воспоминаниях» о Ферраро-Флорентийском Соборе Сильвестра Сиропула ( Laurent. 1971),- одно и то же лицо. И. род. в посл. четв. XIV в. на п-ове Пелопоннес и в молодом возрасте поступил на службу к морейским деспотам. И., владевший латынью, участвовал в ряде дипломатических посольств на Запад (в 1418 в Констанц, в 1419 и 1421 во Флоренцию). В 1423/4 г. принял монашество c именем Иоасаф, был рукоположен во иерея. В 1423-1431 гг. пребывал в К-польском мон-ре Продрома, в 1431 г. стал его настоятелем и оставался им до 1433 г., когда был возведен в сан митрополита Эфесского. Сильвестр Сиропул сообщает, что И. входил в состав посольств к папам Мартину V и Евгению IV , к-рые вели переговоры о созыве Собора с целью объединения Западной и Восточной Церквей. В 1435 г. И. вместе с митр. Антонием Ираклийским представлял архиереев на переговорах в К-поле с послами Базельского Собора (1431-1449), на к-рых обсуждался принятый в Базеле декрет о созыве Вселенского Собора; И. принял участие в написании нового варианта введения к декрету. В 1436 г. И. был назначен местоблюстителем Антиохийского патриарха на предстоящем униональном Соборе. В апр. следующего года И. умер, его преемником на кафедре Эфесской митрополии по настоянию имп. Иоанна VIII Палеолога стал свт. Марк Евгеник . Все 6 сохранившихся сочинений И. изданы (см. наиболее полное критическое изд.: Κορακδης . 1992. Σ. 21-63). 2 сочинения принадлежат времени, когда И. был мирянином: «О характере [надгробной] речи» (Περ το χαρακτρος το λγου) Мануила II Палеолога его брату деспоту Феодору I Палеологу (1-е изд. С. Ламброса в: Λμπρος Σ. Παλαιολγεια κα Πελοποννησιακ. Αθναι, 1926. Τ. 3. Σ. 8) и «Надгробные стихи к Иоанну Нотаре» (1-е изд.: Acconcia Longo. 1977). Остальные сочинения были написаны после 1424 г.: «Толкование молитвы «Всесвятая Троица» (Παναγα τρις)», ок. 1424; гомилия на «Свете тихий» (Θς λαρν), сопровождается пространным посланием к некоему «монаху Нилу», между 1424 и 1431 гг.; «Вопросоответы к Георгию Дразину», ок. 1430 г. (1-е изд.: Алмазов. 1903; дополнения: Бенешевич. 1904).

http://pravenc.ru/text/578076.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иоасаф Каменский, или Спасокубенский, Вологодский чудотворец (+ 1457) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 сент. в день преставления На берегу Кубенского озера находился небольшой и бедный удел князей заозерских, прямых потомков св. князя ярославского Феодора Ростиславича (+ 1299, память его 19 сент.). Состоял он из нескольких деревень, а столицей его была убогая усадьба. Удельные князья заозерские жили в бедности, но князь Димитрий и супруга его Мария отличались высоким благочестием, добротой и милосердием и много делали добра как подданным своим, так и находившимся в их владениях монастырям и отшельникам. У них было три сына и дочь, и они заботились об их христианском воспитании. Но в 1429 г. князь Димитрий был убит при защите Ярославля от татарского набега. В том же году родился младший его сын Андрей. Старший же сын женился, а дочь вышла замуж за двоюродного брата вел. князя Василия II, князя галицкого Димитрия Юрьевича, прозванного Шемякой. Брак этот и был причиной всех несчастий семьи князей заозерских. В 1447 г. князь Димитрий Шемяка восстал против великого князя, низложил и ослепил его, но восстание его было усмирено, великий князь вернул себе престол, а ни в чем не повинные князья заозерские попали в немилость и были лишены своего бедного удела. Князь Андрей увидел в этом руку Божию. В бывшем уделе его семьи находился, на острове уединенного Кубенского озера, Спасо-Каменный монастырь, водой, как бы стенами, огражденный от мира. Князь Андрей всегда его любил. Туда он и решил поступить. Не без труда удалось ему умолить игумена принять его в число братии — так боялся игумен принять к себе опального молодого князя. При постриге дали ему имя Иоасаф, и братия прозвала его «Иоасаф-царевич». Ему было тогда 23 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/437633/

1539 г., марта 26. Отреченная грамота митрополита Даниила Се яз смиренный бывший митрополит Дании всея Руси, пребывшу ми в митрополии на Москве время доволно и тако по неколицех летех едва в себе бывшу ми, разсмотрих разумениа своа немощна к таковому делу и мысль свою погрешителну, и недостаточна себе разумех в таковых святительскых начинаниих, отрекохся митрополии и всего архиерейскаго действа отступих, и молих всего освященнаго Събора, архиепископа Макариа Великаго Новагорода и Пскова и всех еже о Христе епископскый Събор, да простят ми и не позазрят моему отступлению от святительства и молят государя Великаго князя отпустити мя в молчалное житие и тако по моей мысли вся схвершишась. И ныне се отхожу от митрополии и отрекаюся всего архиерейскаго именования и оставляю государю Великому князю мир и благословение, также и о [Го]споде [братии] своей архиепископом оставляю мир и благословение и требую молитв их, яже о мне. Послежде и того благословляю и прощаю, его же изберет Себе Бог пастыря и митрополита Своей Церкви в мое место предстателя, да о всем славится Бог в Троице певаемый, аминь. А отпись писал яз Данил своею рукою лета 7047 марта 26 355 . Святой митрополит Иоасаф (1539–1542; † 1555) Древняя Русь знает трех предстоятелей Русской Церкви с именем Иоасаф: два возглавляли ее в XVII в. в патриаршем сане, и еще один был митрополитом в XVI в. Митрополит Иоасаф относится к числу тех первоиерархов, кто недолго находился на Московском престоле, и в трудах по истории Русской Церкви ему уделено мало внимания 356 . Активная деятельность святителя Иоасафа приходится на конец правления Василия III и начало Uoahha IV . Он происходил из рода Скрипицыных 357 , его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV в. Известно предположение, что это бывший священник Георгий Скрипица из Ростова, который писал возражения на решения Собора 1503 г. о вдовом духовенстве 358 . Актовый материал свидетельствует, что некоторые родовые вотчины Скрипицыных в виде вкладов с течением времени отходят к Троицкому монастырю. Поэтому вполне логично, что будущий митрополит из рода Скрипицыных принял постриг в Троице-Сергиевой обители с именем Иоасаф, став затем ее настоятелем. Его служение Церкви можно разделить на три периода: настоятельство в Троице-Сергиевом монастыре (1529–1539), первосвятительство (1539–1542) и, наконец, пребывание на покое (1542–1555).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Иоасаф (Заболотский), архим. С.-Петербургской Троице-Сергиевой пуст. Гравюра. XVIII в. (ГИМ) Иоасаф (Заболотский), архим. С.-Петербургской Троице-Сергиевой пуст. Гравюра. XVIII в. (ГИМ) (Заболотский Иоанн; 1744 (1750), с. Заболотье, ныне Сергиево-Посадского р-на Московской обл.- 13.02.1788, Жёлтиков Успенский мон-рь), архиеп. Тверской и Кашинский. Род. в семье священника, служившего в ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1734) с. Заболотья. Обучался в Новгородской ДС, как лучший ученик был направлен в Троицкую лаврскую семинарию, по окончании к-рой назначен учителем Новгородской ДС. В 1774 г. ректором архим. Феофилом (Раевым) Заболотский был пострижен в монашество, в том же году вызван в московскую Славяно-греко-латинскую академию и определен проповедником на место иером. Амвросия (Подобедова) , ставшего в авг. того же года ректором академии. В 1775 г. архиеп. Московским Платоном (Левшиным) И. был возведен в сан игумена, назначен настоятелем 3-классного Крестовоздвиженского муж. мон-ря в Москве. Часто служил в Успенском соборе Московского Кремля, стал известен как блестящий проповедник. В 1777 г. по распоряжению имп. Екатерины II был вызван в С.-Петербург, назначен законоучителем при АХ. 1 февр. 1778 г. Новгородским и С.-Петербургским архиеп. Гавриилом (Петровым) И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем с.-петербургской Троице-Сергиевой пустыни Будучи придворным проповедником, многие речи произносил в присутствии императрицы и ее двора. 11 марта 1780 г. определен членом Святейшего Синода. Среди прочего участвовал в разбиравшемся в янв.-апр. 1782 г. деле о двоеженстве капитана морской артиллерии И. А. Ганнибала (деда А. С. Пушкина ): незаконном браке с У. Е. Толстой при живой супруге М. А. Пушкиной (см. подробнее: Вопреки веку Просвещения: Высокопреосв. Гавриил (Петров), митр. Новгородский и С.-Петербургский: Жизнь. Творчество. Кончина/Сост.: П. В. Калитин. М., 2000. С. 68-69, 131).

http://pravenc.ru/text/578086.html

Предмет учительных слов и посланий митрополита Даниила составляют: во-первых, теоретическо-богословские или вероучительные истины, нарочитого раскрытия которых, по его мнению, требовали обстоятельства времени; во-вторых, нравственное христианское учение, обращённое к мирянам, с резким обличением пороков современного общества, и в-третьих, – специально нравственное и дисциплинарное учение, обращённое к монахам. К обстоятельным речам о сочинениях митрополита Даниила мы возвратимся после, т. е. во второй половине тома. Митрополит Иоасаф На место низверженного Шуйским Даниила поставлен был в митрополиты игумен Троицкого Сергиева монастыря Иоасаф 1507 . В минуту низвержения Даниила находились в Москве шесть епископов. Каким образом оказались они здесь, – быв ли нарочито вызваны Шуйским именно для того, чтобы низвести Даниила и поставить преемника ему, или съехавшись для какого-нибудь другого дела, остаётся неизвестным; вероятнее, как кажется, первое 1508 . Как бы то ни было, но с находившимися налицо епископами поставление нового митрополита могло быть совершено очень скоро. И оно действительно совершено было чрезвычайно скоро: Иоасаф был избран в митрополиты на третий день по низведению Даниила 5 Февраля, а посвящён был на седьмой день 9 Февраля. Сохранившаяся запись об избрании Иоасафа уверяет, что епископы не совершили только простой обряд избрания, провозгласив кандидата, который был им указан, но произвели его настоящим образом, именно – что были избраны ими три кандидата: архимандрит Чудовский Иона, наш Иоасаф и игумен новгородский Хутынский Феодосий, и что потом из трёх кандидатов избран один действительный посредством жеребьёвки 1509 . Если это правда, то с вероятностью нужно думать, что три кандидата все одинаково были угодны Шуйскому и прямо были им указаны. В сохранившемся чине поставления Иоасафа в митрополиты замечательно исповедание веры, которое он произнёс при этом поставлении. В исповедании этом он не отрицается от патриарха константинопольского, аки во области безбожных Турок сущего, но говорит: «во всем последую и по изначальству согласуя(ю) всесвятейшим вселеньским патрьархом, иже православие дръжащим истинную и непорочную христианьскую веру, от святых апостол уставленную и от богоносных отець преданную, а не тако, якоже Исидор принесе от новозлочестивне процветшего несвященного латиньского собора» 1510 . Чем объяснить это признание со стороны Иоасафа неповреждённости православия у современных ему Греков, – влиянием ли представлений Максима Грека или иным чем, сказать не можем. Так или иначе, но и после него Русские остались при своём прежнем мнении, что у позднейших Греков повреждена чистота истинного православия и что хранителями этой чистоты православия остаются они – Русские 1511 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Прп. Иоасаф Нижегородский. Икона. Нач. XXI в. (Печерский Вознесенский мон-рь в Н. Новгороде) Прп. Иоасаф Нижегородский. Икона. Нач. XXI в. (Печерский Вознесенский мон-рь в Н. Новгороде) († ок. 1567), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 26 авг.- в Соборе Нижегородских святых), Нижегородский, схим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря . Основным источником сведений об И. является рассказ о мощах схимника И., который встречается в контаминации с различными редакциями «Сказания о разрушении Печерского монастыря» в составе «Нижегородского летописца» (РГБ. Ф. 29. 22, посл. четв. XVII в.; РНБ. Q. XVII. 53, 80-е гг. XVIII в.; ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602а. 101, нач. XIX в.), в отдельной рукописной традиции (один из наиболее ранних списков: РНБ. Соф. 1521. Л. 258-264, 1-я пол. XVII в.), в рукописях, содержащих подборки сведений о нижегородских святынях, которые часто входят в конвой «Нижегородского летописца» (напр.: РГБ. Ф. 178. 3345, сер. XVIII в.). В рассказе, составленном очевидцем событий, сообщается, что на 3-й день после разрушения оползнем Печерского Вознесенского мон-ря, случившегося 18 июня 1597 г., «обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах; мощи убо его, и ризы, и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем не вредимы, и миро во гробе есть». Монастырские старцы сообщили, что это мощи И., погребенного 30 лет назад, и сказали, что он «к Богу же в чувственном житии бысть зело подвижен». Мощи освидетельствовали игум. Дудина Амвросиева во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Евфимий и архим. Печерского мон-ря Трифон, к-рый, возможно, был составителем первоначального рассказа об обретении мощей И. В «Описании о российских святых» кончина И. отнесена к 7100 (1592) г. В агиологической лит-ре встречаются и др. датировки - XV в. ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194), «в лето 6100 (по-видимому, описка, вместо 7100.- Авт.)» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562).

http://pravenc.ru/text/578040.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ (Скрипицын; † 27.07. 1555, Троице-Сергиев мон-рь), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), бывш. митр. всея Руси. Принадлежал к известному с сер. XV в. роду Скрипицыных, вероятно детей боярских (среди свидетелей закладной кабалы, данной ок. 1447-1455 старцу Троице-Сергиева мон-ря Геронтию (Лихареву) Васюком Ногой Есиповым, упом. Казак Скрипицын - АСЭИ. T. 1. С. 448. 465). Нек-рые родовые вотчины Скрипицыных перешли к Троицкому мон-рю в качестве вкладов. По всей видимости, буд. митрополит принял постриг в Троицкой обители. И. отмечен в актах 1526/27 г. как старец, участвовавший в межевании монастырских земель в Переславском и Московском уездах (Акты Рус. гос-ва: 1505-1526 гг. М., 1975. 300. С. 299; 302. С. 300-301). Свт. Иоасаф, митр. Московский. Роспись алтаря ц. Покрова Пресв. Богородицы в МДА. 1988 г. Свт. Иоасаф, митр. Московский. Роспись алтаря ц. Покрова Пресв. Богородицы в МДА. 1988 г. В 1529 г. митрополит Даниил поставил И. игуменом Троице-Сергиева мон-ря. Очевидно, новый настоятель пользовался особым доверием вел. кн. Василия III Иоанновича . 4 сент. 1530 г. И. крестил новорожденного наследника - Иоанна IV Васильевича . 3 нояб. 1533 г. на Московском подворье Троицкого монастыря вместе с прп. Даниилом Переславским И. крестил 2-го сына вел. князя - Юрия. Согласно летописной Повести о болезни и смерти Василия III, 3 дек. 1533 г. смертельно больной вел. князь обратился к приехавшему в столицу И. с просьбой, не уезжая из Москвы, молиться «о земском строении, и о сыне моем Иване, и о моем согрешении» (БЛДР. 2000. Т. 10. С. 36). И. участвовал в монашеском пострижении вел. кн. Василия III перед его кончиной, совершенном митр. Даниилом. Автор Похвального слова Василию III характеризует И. как «мужа повсюду добродетелна и в всякой вещи беззазорна» ( Розов Н. Н. Похвальное слово вел. князю Василию III//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 285).

http://pravenc.ru/text/578036.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010