Главы Русской Православной Церкви Киевские митрополиты Михаил (988—992) Леон(тий) (992—1008) Иоанн I (упоминается в 1020-е гг.) Феопемпт [Кирилл] (упоминается в 1039) Иларион (1051 — до 1055) Ефрем (упоминается в 1055; умер, предположительно, после 1061) Георгий (в 1062 прибыл в Киев, упоминается в 1072—73) Иоанн II (до 1077/78—1089) Иоанн III (1090—91) Николай (упоминается в 1097—1101) Никифор I (1104—21) Никита (1122—26) Михаил I (1130—1145/46) Климент Смолятич (1147—59; в 1155—58 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях) Константин I (признан не во всех епархиях, рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156—59) Феодор (1160—1161/62) Иоанн IV (1163—66) Константин II (упоминается в 1167—69) Михаил II [прибыл на Русь в 1171 (?)] Никифор II (упоминается в 1183—98) Матфей (по другим данным, 1200—20)] Кирилл I (II) (рукоположен в 1224, настолование 1225—33) Иосиф (1236—?) Кирилл II (III ?) (поставлен до 1242/43, рукоположен ок. 1246/47, на Руси упоминается в 1250—81) Киевские и всея Руси митрополиты Максим (рукоположен в 1283, прибыл на Русь в 1285, в 1299/1303 перенёс резиденцию во Владимир Суздальский, умер в 1305) Пётр (1308—26) Феогност (1328—53) Алексий (1354—78) Киприан (рукоположен в 1375, до 1378 и в 1382—90 в Киеве; в 1381—82 и в 1390—1406 в Москве) Михаил (Митяй) (наречённый митрополит с 1378, умер в 1379, не рукоположен) Пимен (рукоположен в 1380, принят в Москве в 1382; низложен 1384/85) Дионисий (рукоположен в 1384, умер в 1385) Фотий (рукоположен в 1408, прибыл на Русь в 1409; умер в 1431) Герасим (рукоположен в 1433, сожжён в 1435 литовским князем Свидригайлом) Исидор (рукоположен в 1436, прибыл на Русь в 1437, в 1441 бежал из Москвы в Литву, а затем в Рим) Иона (наречённый митрополит с 1442/43, рукоположен Собором русских епископов в 1448; умер в 1461 Московские и всея Руси митрополиты Феодосий (Бывальцев) (1461—64) Филипп (1464_73) Геронтий (1473—89) Зосима (Брадатый) (1490—95) Симон (1495—1511) Варлаам (1511—21) Даниил (1522—39) Иоасаф (Скрипицын) (1539—42) Макарий (1542—63) Афанасий (1564—66) Филипп II (Колычев) (1566—68) Кирилл III (1568—72) Антоний (1572—81) Дионисий (1581—86) Иов (1586—89; с 1589 патриарх) Патриархи Московские и всея Руси Иов (1589—1605) Игнатий (1605—06, 1611—12) Гермоген (1606—11) Филарет (Романов) (1619—33) Иоасаф I (1634—40) Иосиф (1642—52) Никон (1652—66) Иоасаф II (1667—72) Питирим (1672—73) Иоаким (Савелов) (1674—90) Адриан (1690—1700) Тихон (Белавин) (1917—25) Сергий (Страгородский) (1943—44) Алексий I (Симанский) (1945—70) Пимен (Извеков) (1971—90) Алексий II (Ридигер) (с 1990)  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В 1961 г. Константинопольский Патриарх Иоасаф II подтвердил совершенное в 1547 г. Митрополитом Макарием венчание на царство первого русского государя. В летописи об этом говорится: " Того же лета, августа, приехал ко царю и великому князю Егрипской митрополит Иоасаф да Ефесской епископ, а привез митрополит Егрипской Иоасаф от Патриарха Цареградского Иоасафа же царю и великому князю грамоты благословенные на царство с патриаршескою подписью и печатию " . После Патриарха в грамоте расписались 36 архиереев . Кроме этой грамоты Вселенский Патриарх прислал " Послание учително от Божественных Писаний к преосвященному Макарию Митрополиту, обличая злославимую и пагубную богомерзкую люторскую ересь " . Это послание вызвано, очевидно, рассказами митрополита Иоасафа после его первой поездки на Русь об осуждении ереси М. Башкина, а также реформационными движениями Западной Европы. Патриарх писал в своем послании: " И есть в ваших странах в Малой Русии некия отпадоша в погибель, в злослужение лютерско, в злословимую и пагубную ересь, и отчитаеми убыточно и вредими не токмо сами, и неведущих губят и прельщают инех. И понеже есми слышал сию немощную бурю и смерть душевную в людех ваших, пожалехи поболех и слезы точих на землю горюще и одержим скорбью и тугою великою " . О цели послания Патриарх говорит: " Проповедаем истинную православную веру от Святаго Писания и веру утвердити благоверне, яко нашим образом, а еже вражия шатания еретическо проклятых лютор духовным обощренным мечем посекати, ибо словом Господним, яко секирами, разсекоша их Божественным Писанием, даже и обратити их в разум истинный и ко спасению наставити их и судив паче всея вселенная, и отчасти восхотехом обличити злославных люторов, о них же начинаем, наказуя их Божественным Писанием, законным правилом явити им истину " . В 1561 г. приходило на Русь целое посольство с Афона. Помимо иноков русского Пантелеимоновского монастыря были насельники еще двух монастырей. Они просили помощи для уплаты дани. Царь " многажды почтив их и удоволив многими почестми и милостынями также и митрополит их многажды почтив их милостыню да по силе... И жили те игумены и старцы на Москве два года без двух месяцев и во Святую Гору отпущены. И тех игуменов и старцов святогорских государь, преосвященный Макареи Митрополит всея Русии многажды спрашивал со многим духовным и любезным испытанием о святей Афоньской Горе и о святых тамошних монастырех и церковных чинех, чтобы испытати подлинно. И те игумены и старцы соборне себе советовав, да о Святей Горе написали... " В этом Сказании говорится об афонских монастырях, о количестве братии в них, о монастырских храмах, о взымаемых с них турецких налогах; описывается тогдашнее состояние монастырей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

В 1961 г. Константинопольский Патриарх Иоасаф II подтвердил совершенное в 1547 г. Митрополитом Макарием венчание на царство первого русского государя. В летописи об этом говорится: “Того же лета, августа, приехал ко царю и великому князю Егрипской митрополит Иоасаф да Ефесской епископ, а привез митрополит Егрипской Иоасаф от Патриарха Цареградского Иоасафа же царю и великому князю грамоты благословенные на царство с патриаршескою подписью и печатию”. После Патриарха в грамоте расписались 36 архиерее 19 . Кроме этой грамоты Вселенский Патриарх прислал “Послание учително от Божественных Писаний к преосвященному Макарию Митрополиту, обличая злославимую и пагубную богомерзкую люторскую ересь”. Это послание вызвано, очевидно, рассказами митрополита Иоасафа после его первой поездки на Русь об осуждении ереси М. Башкина, а также реформационными движениями Западной Европы. Патриарх писал в своем послании: “И есть в ваших странах в Малой Русии некия отпадоша в погибель, в злослужение лютерско, в злословимую и пагубную ересь, и отчитаеми убыточно и вредими не токмо сами, и неведущих губят и прельщают инех. И понеже есми слышал сию немощную бурю и смерть душевную в людех ваших, пожалехи поболех и слезы точих на землю горюще и одержим скорбью и тугою великою”. О цели послания Патриарх говорит: “Проповедаем истинную православную веру от Святаго Писания и веру утвердити благоверне, яко нашим образом, а еже вражия шатания еретическо проклятых лютор духовным обощренным мечем посекати, ибо словом Господним, яко секирами, разсекоша их Божественным Писанием, даже и обратити их в разум истинный и ко спасению наставити их и судив паче всея вселенная, и отчасти восхотехом обличити злославных люторов, о них же начинаем, наказуя их Божественным Писанием, законным правилом явити им истину 20 . В 1561 г. приходило на Русь целое посольство с Афона. Помимо иноков русского Пантелеимоновского монастыря были насельники еще двух монастырей. Они просили помощи для уплаты дани. Царь “многажды почтив их и удоволив многими почестми и милостынями также и митрополит их многажды почтив их милостыню да по силе… И жили те игумены и старцы на Москве два года без двух месяцев и во Святую Гору отпущены. И тех игуменов и старцов святогорских государь, преосвященный Макареи Митрополит всея Русии многажды спрашивал со многим духовным и любезным испытанием о святей Афоньской Горе и о святых тамошних монастырех и церковных чинех, чтобы испытати подлинно. И те игумены и старцы соборне себе советовав, да о Святей Горе написали… 21 В этом Сказании говорится об афонских монастырях, о количестве братии в них, о монастырских храмах, о взымаемых с них турецких налогах; описывается тогдашнее состояние монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Хотунцевский (Хотунцевич); † 29.04.1759, Новгород), еп. Кексгольмский и Ладожский, вик. Новгородской епархии, миссионер. Род. в Малороссии. В кон. 20-х - 30-х гг. XVIII в. обучался в Киево-Могилянской академии, принял постриг, был рукоположен во диакона. В 1739 г. перемещен в Москву в Славяно-латинскую академию на должность проповедника. В 1741 г. рукоположен во иерея, был экзаменатором ставленников Крутицкой епархии, проживал при архиерейском доме. Главное служение И. связано с миссионерской экспедицией на Камчатку. С 1 февр. 1742 г. по определению Святейшего Синода И. стал «именоваться и писаться архимандритом Камчатским». 7 окт. 1742 г. еп. Нижегородский Димитрий (Сеченов) возвел И. в сан архимандрита. В состав Камчатской миссии, к-рую возглавил И., также вошли иеромонахи Иоасаф (Свияжцев) из Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского монастыря , Пахомий из московского в честь Богоявления монастыря , иеродиак. Александр из Донской иконы Божией Матери московского монастыря , а также студенты Славяно-латинской академии, избранные преподавать в школах для новокрещеных и письмоводства, В. Кочуров, П. Логинов, С. Никифоров, Ф. Серебряков, П. Грязный, А. Ласточкин и Д. Камшигин. 7 дек. 1742 г. Синод утвердил для миссии инструкцию из 29 пунктов, важнейший из к-рых определял: «Никаких не употреблять насильственных мер к привлечению иноверцев к крещению, но располагать к тому кротким и постоянным убеждением и объяснением заслуг Искупителя» (Инструкция архим. Хотунцевскому//Приб. к Иркутским ЕВ. 1868. 50. С. 584). Инструкция отражала не только терпимость правительства, но и боязнь бунтов «инородцев». Помимо утвари, облачений и книг миссия была снабжена нательными крестами (210,2 тыс.) и иглами (50 тыс.) для подарков. И. добился повышенного жалованья для членов миссии (100-500 р. в год) и для камчатских причтов (40-80 р.). Позже, в 1744 г., миссионеры получили «хлебную дачу» крупой и мукой; местные власти распорядились выстроить для них дома, а для обучения детей - школы, выделить для перевода проповедей толмача из солдат, а для разъездов - собак и оленей.

http://pravenc.ru/text/578110.html

Архив Пн 17 февраля — день кончины Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II 16 февраля 2009 г. 16:37 Большой Московский Собор 1666-1667 годов, осудивший и низложивший Патриарха Никона и предавший старообрядцев анафеме как еретиков, избрал нового Предстоятеля Русской Церкви. Патриархом Московским и всея Руси стал архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф . Бывший ко времени избрания на Патриаршество глубоким стариком, Иоасаф, похоже, совершенно искренне отказывался занять Первосвятительскую кафедру, ссылаясь на преклонные года, малую ученость и отсутствие опыта. Однако царь Алексей Михайлович уговорил старца стать новым Патриархом Московским и всея Руси, и 10 февраля 1667 года состоялась его интронизация. Узнав об избрании Иоасафа, Никон в своей ферапонтовской ссылке отозвался об этом событии весьма иронично: «И то непрямой патриарх». После своего поставления Иоасаф II, уже в качестве Патриарха, продолжал участвовать в работе Большого Московского Собора, который после осуждения Никона и избрания его преемника наконец-то занялся вопросом о старообрядцах. Но Первоиерарх мало влиял на работу Собора, где тон задавали любезные государю греки: Патриархи Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский и другие. Кстати, соответственно этому и место Иоасафу II на Соборе отвели после греческих первоиерархов. Русские архиереи к тому времени были устрашены прещениями, наложенными на Патриаршего местоблюстителя митрополита Павла Крутицкого и архиепископа Илариона Рязанского, дерзнувших опротестовать предложенную греками при осуждении Никона формулировку о необходимости послушания Патриарха царю. В результате грекам удалось навязать Собору чрезвычайно жесткие по отношению к русским старообрядцам определения, которые фактически сделали необратимым раскол в Русской Церкви. По сути, греческие иерархи брали реванш за все свои обиды и досады на Москву: за автокефалию Русской Церкви, обретенную ею в пору оступничества греков на униатском Флорентийском соборе, за утверждение царского достоинства за Москвой и ее гордое именование себя Третьим Римом, за необходимость выпрашивать милостыню у Российских государей и Патриархов. Все это припомнили русским, когда давали на Соборе оценку старым обрядам и всем, кто их держится. Потому-то 13 мая 1667 года и прозвучало столь резко соборное определение, гласившее, что старые русские обряды суть ересь, а все, кто не желает с ним расстаться и перейти на исправленные по греческому образцу, — еретики, подлежащие отлучению и анафеме. Собор не только проклял староверов, но и повелел предавать их «градскому суду», то есть подвергать уголовному преследованию со стороны государственных властей.

http://patriarchia.ru/db/text/559417.htm...

Др. представителем коллегии, трудившимся во 2-й пол. XVII в. в Москве, был иером. Симеон (Полоцкий). Его мировоззрение сложилось под сильным лат. влиянием, он стал богословским оппонентом иером. Епифания, в большей мере ориентированного на греч. традицию. В 1665 г. в Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя московском мон-ре открылось уч-ще, руководитель к-рого иером. Симеон преподавал здесь латынь и польск. язык, грамматику, риторику, поэтику и философию. Средства на содержание школы выделил царь Алексей Михайлович. Покровителем иером. Симеона был избранный 31 янв. 1667 г. на Большом Московском Соборе (1666-1667) предстоятелем Русской Церкви патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II, который с интересом и симпатией относился к ученому укр. духовенству - выпускникам Киево-Могилянской коллегии. Патриарх Иоасаф II высоко оценил представленную ему 15 февр. 1669 г. книгу «Мир с Богом человеку, или Покаяние святое, примиряющее Богови человека, учением, от Писания Святого и от учителей церковных собранным», изданную в Киеве в 1669 г. Ее автором считают архим. Иннокентия (Гизеля), бывшего ректора коллегии. Патриарх Иоасаф II также оказал покровительство прибывшему в апр. 1669 г. в Москву выпускнику коллегии протопопу Иоанну Шматковскому, приверженцу вхождения укр. земель в состав Московского гос-ва. Он снискал особую благосклонность патриарха Иоасафа II, к-рый назначил его настоятелем московского храма ап. Иоанна Богослова в Бронной слободе. Патриарх надеялся открыть с его помощью школу при ц. св. Иоанна Богослова. Однако этот проект, видимо, не был реализован. В 1685 г. при Заиконоспасском московском монастыре была основана Эллино-греческая (впосл. Славяно-греко-латинская) академия, устроенная по образцу Киевской коллегии. В XVIII в. выпускники К.-М. а. во многом влияли на развитие церковной жизни в России. Царь Петр I вызывал киевских профессоров в Москву (позже в С.-Петербург) и способствовал назначению их на епископские кафедры в пределах России. Ученым монахам настолько часто приходилось покидать Киев, что в К.-М.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

е. за 24 коп.) подновлял патриарху волосы, бороду и усы.    После 14-летнего правления патр. Филарета власть царя Михаила была закреплена. Но было еще не мало тревог за династию. Поэтому Филарет еще при жизни своей наметил, какого склада ума и воли должен быть по смерти его около его сына Михаила новый патриарх. Михаил с возрастом стал тверд во власти, научившись тому у отца, пред которым и он вместе с боярами трепетал. Нужно было эту властность Михаила поставить несравнимо выше всякой фигуры патриарха. Поэтому Филарет подыскал человека неглупого, но незаметного, почти безличного. Это был - Иоасаф I (1634—1640 гг.)    Иоасаф I былархиепископ Псковский. Тот же Пахомий Астраханский очень метко характеризует и его социальное происхождение и его нрав: «В лето 7142 (1634) поставлен бысть на великий престол московского государства в патриархи Пскова и Великих Лук Иоасаф архиепископ, по изволению царя Михаила Федоровича всея Руси и по благословению Филарета патриарха, понеже был дворовой сын боярской; во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю недерзновенен». Форма избрания патриарха внешне была соблюдена. Архиереи в Успенском Соборе избрали трех кандидатов. Разумеется, среди трех было указанное царем лицо. Когда доложили царю результат выборов, он указал среди трех одного, т. е. Иоасафа.    Положение патриарха сразу изменилось. Исчез титул «Великий Государь». Патриарх стал именоваться просто «Великий Господин». В царских бумагах уже рядом с царем не стояло имя патриарха. Даже в некоторых распоряжениях царя по делам церковным не упоминалось имя патриарха. Но иногда, по старой теократической традиции, царь по чисто государственным делам обращался за советом к патриарху. Но Иоасаф подчеркнуто уклонялся от вмешательства в эти дела, символизируя тем инаковость своего положения в сравнении с Филаретом.    Возник конфликт с Крымским ханом. Тот забрал в плен царское посольство. Встал вопрос о войне. Патриарх с собором ответил, что их дело быть молитвенниками, а дела государственного управления — это дело царское.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И аще убо обрящет нас Господь тако творящих прияти веде и заступити нас и избавит нас от тмы греха и искушения и молвы борющих и ненавидящих нас ви­димых и невидимых враг и почести даст светлы и нетленны и просветит душ наших и к Божественному чертогу введет и Своего Царствия дарует наслажения, его же буди всем нам получити благодатию и человеколюбием Господа нашего Исуса Христа, с Ним же Отцу купно и Святому Духу подобает слава и держава, честь и поклоняние и велелпие ныне и присно и во веки веком. Аминь. Таков наказ дан от Иоасафа, Патриарха Московского и всеа Р yñèè äóõîâíîãî ÷èíó ëþäåì Èïàòöêîìó àðõèìàðèòó Èîñèôó и архидьякону и попом. Лета 7145-го июня в 16-ое Государь Царь и великий князь Михайло Федорович всеа Р yñèè, ñîâåòîâàâ ñî îòöåì ñâîèì è áîãîмолцем с великим господином Святейшим Иоасафом, Патриархом Московским и всеа Русии, со всем освященным Сбо­ром, и указал послати по прошению Иверские земли начальника Теймураза царя в ево подначальствуемую в Ыверскую землю с послы своими со князь Федором Волконским, да з дьякоим Ортемьем Хватовым для исправления и утвержения святыя и православныя християнския веры учителных людей Живоначальные Троицы с Костромы Ипатцкого монастыря архимарита Иосифа, да священноинока Олексея, да священноинока дьякона Арсения, да священноиерея Григория, да священнодьякона Онтония. И как ож даст Бог будут в Грузинской земле, и велит Теймураз царь быти у себя на посольстве государевым послом, и архимариту Иосифу з братьею и с товарыщи итти к Теймуразу царю вместе з государевыми послы со князем Федором Волконским, да з дьяком с Ортемьем. Да как князь Федор и дьяк Ортемей по государеву наказу Теймуразу царю поклон исправят и речь изговорят и госуда­реву жаловальную грамоту подадут, и их дьяк Ортемей Тей­муразу царю объявит и после того архимариту Иосифу говорить речь Теймуразу царю от Святейшаго Патриарха Иоасафа всеа Руси. Первое благословение правит: Святейший Иоасаф, Божиею милостию Патриарх царствующаго града Москвы и всего царства Росийскаго тебя, Иверские земли началника Теймураза царя, благословляет и велел тебе поклонитися. Святейший Иоасаф, Божиею милостию, Патриарх всея Великия Р oñèè âåëåë òåáå Òåéìóðàçó öàðþ ãîâîðèòü: ïðèñûëàë еси к великому Государю ко благочестивому Царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Р yñèè ñàìîäåðæöó ïîñëà ñâоего нареченнаго митрополита Никифора бити челом, чтоб благо­честивый Государь Царь и великий князь Михаило Федорович всеа Русии пожаловал тебя Теймураза царя и всю твою землю Ив epñêóþ, è ïðèíÿë ïîä ñâîþ öàðñêóþ ðóêó è âî îáîðîíó îòî âñåõ твоих недругов, и прислати б к тебе царскому величеству сво­его посла и учительных людей для исправления веры християнские.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Если в конце жизни Патриарха Филарета Московская Русь вела войну с Речью Посполитой, до окончания которой он не дожил, то при Патриархе Иоасафе имело место героическое азовское сидение (1637–1641): взятие донскими казаками Азова, который они затем удерживали в своих руках от наседавших значительно превосходящих турецких сил 115 . Жизнь Святейшего Патриарха Иоасафа подходила к концу. Очевидно, последним иерархом, кого рукоположил Первосвятитель, был архиепископ Герасим, поставленный 31 мая 1640 года из игуменов Тихвинского монастыря 116 . Осенью, на праздник Введения Богоматери во храм, 21 ноября 1640 года, престарелого Патриарха соборовали 117 . Через неделю, 28 ноября 1640 года, Святейший Патриарх Иоасаф скончался и был погребен в Успенском Кремлевском соборе у южной стены рядом с гробницей Патриарха Филарета 118 . В летописи говорится об этом: “Во 148. Ноября 28 дня преставися Великий Господин Святейший Иоасаф Патриарх Московский, правящий престол Российския Церкве” 119 . 3 декабря было дано блюдо в Успенский собор 120 , 20 января 1641 года была дана книга творений святителя Григория Богослова “по Святейшем Иоасафе Патриархе из его патриаршии келейной казны” 121 . Завершился земной путь Предстоятеля Русской Церкви, начатый в Спасо-Преображенской обители на Соловках, и местом его упокоения стал Успенский собор Московского Кремля. Чин избрания последующего Патриарха Иосифа (1642–1652) начинается с извещения о кончине Патриарха Иоасафа, который “оставя свой святительский престол, отъиде с миром в вечное блаженство, в Небесное Царство, еже уготова Бог любящим Его от сложения мира” 122 . Собравшись на Собор для избрания нового Предстоятеля, иерархи прикладываются в Успенском соборе к святыням, а также ко гробу Патриарха Филарета “и ко гробу великаго господина, Святейшего Иоасафа Патриарха Московскаго и всея Руси прихождаху, и зрящее уже его под спудом скрывшася, а святую Божию Церковь вдовствующу, такоже и иереев и причетников, яко во унынии дряхлостью стесняемых, жалостию угнетахуся, и над гробом великаго святителя погребальнаго плача песнь, яко долг некий воздающее отцу своему и пастырю, за его духовную и неизмеримую ко всем, яже о Христе любовь” 123 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ ДИОНИСИАТ [греч. Ιωσαφ Διονυσιτης] (нач. XIX в. (?), Сере, ныне Серес, Греция - 17.02.1866, мон-рь прп. Дионисия, Афон), иером., дидаскал, греч. мелург. Дата смерти И. Д. известна благодаря ремарке в Книге монастыря прп. Дионисия (Βραβεον τς μονς Διονυσου - Ath. Dionys. 977. P. 52): «1866. В этом году 17 февраля отошел ко Господу священноучитель и священник ( Ιεροδιδσκαλος παπ) Иоасаф из Серр и был погребен на верхнем кладбище (ες τ νω πεζολιον)». Время его рождения, вероятно, следует отнести к нач. XIX в. Сначала И. Д. поступил в мон-рь Икосифинисса (Драмская митрополия). Впосл. он требовал от этого мон-ря различные ценные книги, к-рые остались там после его ухода, заручившись специальным письмом патриарха К-польского Анфима IV (датировано апр. 1849). Затем И. Д. переехал в К-поль, где, согласно свидетельству архим. Гавриила, игум. афонского мон-ря прп. Дионисия, служил протосинкеллом Вселенского патриарха (вероятнее всего, одного из 2 патриархов, занимавших К-польский престол в 1830-1840,- Констанция I или Григория VI ). В К-поле он помимо завершения общего образования и постепенного продвижения по лестнице церковных должностей учился у хартофилакса Хурмузия , к-рого называл «своим необыкновенным (περφυς) учителем». В мон-рь прп. Дионисия он пришел, вероятно, ок. 1840 г. Сохранилось следующее свидетельство свящ. Герасима Византийского Дионисиата от 1842 г. (Ath. Dionys. 995. Fol. 1): «Начало с Богом преподавания музыки в святой киновии святого Дионисия всемудрейшим и священноучителем, проживающим в киновии нашей, господина Иоасафа, с позволения всепреподобнейшего отца нашего святого кафигумена господина Евлогия, которого да сохранит Господь Бог, со всей во Христе братией нашей, в спасительный год 1842, месяца мая 4». Согласно свидетельству упомянутого выше архим. Гавриила, И. Д., «будучи выслан сюда после изгнания его старца из Патриархии, как он сам пишет, полюбил братию, успокоился душой и навсегда там остался. [Как] учитель и ученый, составил энкомии и поучения (διδαχς), [как] наилучший в византийской музыке, оставил после себя целые тома церковных мелодий. Превосходнейшие из печатных изданий нашей библиотеки принадлежат ему, и многие содержат на полях схолии, свидетельствующие о всесторонней образованности и эрудиции этого мужа. Годами он служил секретарем монастыря и был правой рукой кафигумена Евлогия».

http://pravenc.ru/text/578124.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010