Исполнение заповедей нравственного закона до полного самоотречения и пожертвования всякими эгоистическими привязанностями (ст. 21), поставлено здесь необходимым условием достижения царства небесного. Ту же мысль, о необходимости добрых дел для спасения и именно – дел высокой, самоотверженной любви христианской, в отличие от дел формальной иудейской законности, выразил Спаситель в нагорной беседе с учениками Своими: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное» ( Мф.5:20 ). «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное», обращается Господь в другом месте ( Мф.18:3 ) к ученикам Своим, образно характеризуя чистоту душевного настроения, из которого должна исходить богоугодная и спасительная деятельность христианина. В иных случаях Спаситель именует блаженными ( Иоан.13:17 ) и друзьями своими ( Иоан.15:14 ) тех, кто исполняет заповеди Его и между ними – главнейшую заповедь о любви (ср. Лук.10:25–28 ). Наконец, говоря о дне второго Своего пришествия и страшном суде, Господь постоянно учит, что суд этот и за ним – вечное воздаяние – имеют последовать по делам каждого ( Мф.16:27 ; Мф.25:34–46 ). Тоже учение о значении добрых дел, как необходимого условия для достижения жизни вечной, проповедовали и св. апостолы. Послание ап. Иакова дает наиболее решительные показания на этот счет. «Блажен человек, который переносит искушение», – говорит апостол ( Иак.1:12 ), – «потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящих Его». «Будьте исполнители слова, a не у только», – назидает тот же апостол ( Иак.1:22 ) и далее: «кто вникнет в закон совершенный, закон свободы и пребудет в нем: тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (ст. 25). «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» ( Иак.2:14 ), – спрашивает апостол подобных нашим сектантам христиан, мнивших найти спасение в одной вере и затем примером Авраама, отца верующих, доказывает, что в оправдании и спасении человека на ряду с верой имеют столь же существенное значение и добрые дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Близ Спасителя Мария из Вифании, - образец жены глубоко привязанной.Ревнуя об одном на потребу, избрав благую участь, сегодня сидит она у ног Спасителя и насыщается словом жизни, а назавтра омывает эти же самые ноги драгоценным миром и отирает их собственными волосами, желая тем самым выразить свое уважение и любовь к Спасителю (Лук.10,38-Лук. 10, 38, 42; Иоан.11,2;12,3). Подле Спасителя и сестра ее Марфа, образец женщины-хозяйки. Хлопочет она о любимом брате, заботится о Боготворимом Спасителе; служит она Ему во время посещения, призывает Его в день скорби, благословляет Его в день избавления (Лук.19,38-42;Иоан.11,19-45;12,1-2). Подле Спасителя Хананеянка - образец женщины постоянной, твердой в вере и уповании. Своей верой и своим пониманием превосходит она самих Апостолов; своей неотступностью в молитве побеждает отказ Спасителя и удостаивает вместе с исцелением дочери получить такую высокую почесть, какой прежде ее никто еще не заслужил со времени Адама: " О, жено! велия вера твоя " (Матф.15,11-28). Подле Спасителя Мария Магдалина, - образец женщины признательной. Мужеством и любовью ко Христу превзошла она приближенных учеников Его. Вслед за Христом явилась она на Голгофу, когда ученики разбежались; прежде учеников пришла она ко гробу, и за это первая удостоилась видеть воскресшего Господа и принести радостную весть об этом тем, которые должны были после разнести эту весть по всему миру (Лук.8,2;Иоан.20). Близ Спасителя Тавифа, которая была исполнена добрых дел и творила много милостыни, - образец женщины сердобольной. Всю жизнь свою посвятила она на облегчение страданий бедных жителей Иоппии и в минуту смерти ее открылось, как много значила она для людей ее окружавших, когда все почувствовали что ее ни стало и проливали горькие слезы (Деян.9,36-44). Подле Спасителя верой своей стоит и Фива, диаконисса Кунхрейская, оказавшая гостеприимство многим и своим примером показавшая путь множеству диаконисс последующих веков (Рим.16,1,2). Подле Спасителя и Прискилла, - образец благовестницы Христовой. Подвергая себя всевозможным опасностям, она вместе с мужем своим содействует утверждению церквей, основанных среди язычников (Рим.16,3,4), и своими беседами утверждает веру ученого, красноречивого Аполлоса (Деян.18,24-28).

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/15/...

13–14. Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя: отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй. Помощь, о которой молит Бога страдалец, тем скорее и более ему нужна, что его враги уже окружили его и они многочисленны, сильны и чрезвычайно злы: они крайне упорны, как тельцы – буйволы Васанские, тучные, мощные; они грозны, как львы, похищающие добычу и рыкающие над ней, – они в страшной ярости своей громко угрожают праведнику лютой смертью . Как ни были яростны враги Давида, однако, они не растерзали его; только Христос был жертвой ярости своих врагов, которые с зверским упорством и лютою злобой терзали и, наконец, умертвили Его... 15–16. Яко вода излияхся, и рассыпашася вся кости моя, бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего. Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси. При крайнем смущении от врагов и уничижении от всех, праведник испытывал и крайнее истощение телесных и душевных сил; он говорить: яко вода излияхся – так обильно плакал, как будто изливал не слезы, а поток воды; и рассыпашася вся кости моя – слабость во всем теле была такова, как будто все кости распались, – нельзя двинуть ни ногой, ни рукой; бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего – мое сердце как бы растаяло, – сосредоточенный в нем надежда, мужество, терпение исчезли в потоке горячих слез, как воск тает в яром пламени огня; изсше яко скудель крепость моя – моя сила иссякла в моем теле, как влага в глиняном черепке под зноем солнца; и язык мой прилпе гортани моему – язык мой, при смертельной жажде, прильпнул к моей гортани, так что я и кричать о помощи не могу; и в перст смерти свел мя ecu – так, скорбного духом и изнуренного телом «Ты, Боже мой, свел меня к персти смертной», или – покрыл меня не только тем прахом, каким обыкновенно покрывались в знак лишений и скорбей, но и прахом могилы... И Давид, то гонимый Саулом, то страждущий на одре болезни, много раз проливал горячие слезы, лишался здоровья до крайнего изнеможения, терял и мужество, а томимый страшной жаждой, был и в смертельной опасности; но он далеко не доходил до столь великого истощения, какое испытал Христос, распятый на кресте. Он, изнуренный мучениями еще до момента смерти, чувствовал смертельную жажду и воскликнул: «жажду!» –Распятый на кресте, Он чувствовал, что все кости его вышли из своих суставов и как бы распались. – Оставленный всеми, Он чувствовал свое одиночество и, как бы теряя мужество, воскликнул: «Боже мой, для чего Ты Меня оставил»?! – Затем, в крайнем изнеможении, «преклонив главу, предал дух» ( Иоан.19:28–30 ). И наконец, действительно низведен был в прах смерти, – был погребен в могиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Новозаветное Писание о злых духах    Распространение идолопоклонства и всевозможных суеверий ко времени Рождества Христова содействовало чрезмерному засилью злых духов в человеческом обществе. Внешним показателем этого засилья было наличие большого количества бесноватых — людей, одержимых злыми духами. Придя в наш мир из жалости к людям, Господь Иисус Христос в первую очередь стал освобождать их от насилия дьявола (Мф. 12:24-29; 1 Иоан. 3:8; Евр. 2:14). На страницах Евангелия читатель найдет множество случаев исцеления бесноватых (Мф. 4:24, 8:16, 9:31; Мк. 1:32-34; Лк. 4:41, 8:2, 11:4). Подробнее других описаны случаи исцеления бесноватого отрока (Мф. 17:14-21), дочери хананеянки (Мк. 7:24-29) и двух гадаринских бесноватых (Мф. 8:28-34, Мк. 5:1-19). В последнем случае замечательно то, что в человека вселился не один, а целый легион бесов, т.е. огромное множество их.    Внимательное изучение евангельских рассказов об исцелении бесноватых убеждает в том, что речь там идет не об эпилепсии или других нервных заболеваний, а именно об изгнании совершенно реальных, хотя невидимых, сознательно-злых существ, которые наслаждаются, когда мучают других.    Чтобы выявить перед сомневавшимися всю свирепость бесов, Господь однажды разрешил им из человека переселиться в стадо свиней, которые неподалеку паслись. И вот на глазах изумленной толпы огромное стадо взбесившихся свиней понеслось к обрыву, бросилось в озеро и утонуло в нем (Мк. 5:13). Уже один этот факт мгновенного переселения духов из одного существа в другие совершенно исключает всякую обычную психическую болезнь. Читая Евангелия и другие повествования об изгнании бесов, выявляется целый ряд определенных симптомов беснования. Во-первых, бесноватые проявляют специфическую отрицательную реакцию ко всему священному и Божественному. Так, например, при виде Христа бесноватые начинали биться в конвульсиях. Нередко демоны, засевшие в несчастном человеке, узнавали в Христе Сына Божия и устами бесноватого молили Христа повременить с наказанием и не посылать их в бездну (Мф. 8:29; Мк. 5:7). Причем во время их разговора, голос бесноватого становился неестественным, нечеловеческим. Окружающим было ясно, что говорит не человек, а кто-то через него. Наконец, сразу же после исшествия беса, бывшие одержимые становились нормальными людьми, и все признаки беснования бесследно исчезали. Эти специфические симптомы беснования можно наблюдать и у современных бесноватых. Если скептики не хотят верить в чудеса, то пусть хотя бы из поведения бесноватых заключат, что действительно существует духовный мир. К теме беснования мы еще вернемся позже.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Так – согласно с изложенными словами они изъясняют и прочие слова псалма. Что же касается до слов: во всю землю изыде вещание их; то великий Павел в послании к Римлянам ( Рим.10:18 ) в приличное время привел и приспособил их к Евангелистам и Апостолам Господним. А словам: «в СОЛНЦЕ положил селение свое», некоторые дают такой смысл: Христос обитает в том человеке, который сияет лучами добродетелей. Ибо Я, говорит, и Отец придем и сделаем у него жилище. Или жилищем Христовым называется принятое в соединение человечество, в котором обитавши, по личном соединении с ним, Бог Слово положил (его) во свете, т. е. жил и обращался славно и открыто, как прекрасный жених: прекрасен, говорит, красотою более сынов человеческих ( Пс.44:3 ), блистав, подобно солнцу, лучами и дарами добродетелей. Сей Христос – умственное солнце правды, как назвал Его Малахия, радовался когда совершил течение крестным путем к смерти для спасения нашего (4); снизшедши же с края неба, Он опять возвратился на оный. «Я вышел, говорит, от Отца и пришел в мир! опять оставляю мир и иду к Отцу ( Иоан.16:28 ). Никто не укрылся от света и теплоты слов Его; но все просветились и согрелись духовно. (3) Григорий Богослов о солнце: Красиво как жених, быстро как великан и исполин, таково по силе своей, что с одних краев теплотою своею объемлет другие, и ничто не избегает чувствования его, но и всякий взор наполняется светом и телесное естество теплотою его. Оно согревает, но не жжет, по приятной благорастворенности и по чинности движения, оно как бы присуще всем и равно объемлет все. И Феодорит: Определил жилище солнцу на небесах, так что оно, восседя на них как на колеснице, по красоте своей уподобляется жениху, исходящему из чертога с большим великолепием; а по скорости – некоторому великану, бегущему с великою силою и крепостью, которому ничто не может воспрепятствовать и, воспламенившись, возбранить шествие вперед. Так и оно восходит после зари, в один день пробегает небо и достигает вечера, сообщив каждому животному свою теплоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Это и есть то, что разумел Апостол, говоря, что «будет Бог все во всем». Во всех личных жизнях Бог будет всем, чем они живы, – их существом и все они с Ним и в Нем будут «едино». Это – высшее, ближайшее и опытное проникновение в тайну единосущия Божественных Лиц. Тогда откроются нам эти тайны и нашей, неведомой нам в целом, жизни и божественной. Начало этих откровений мы имеем и теперь, ибо и теперь «мы Им, Богом, живем и движемся, и существуем» ( Деян. 17:28 ). Полное единство с Божественной жизнью это – перспектива нашего бесконечного развития. Но, конечно, и целая вечность не наполнит беспредельного расстояния между Творцом и тварью. Одно дело – единство тварных, изменчивых, условных и ограниченных существ и личностей, и совсем другое – безначальное и совершенное вечное единство по существу Творческих безусловных Личностей. Поэтому нужно сказать следующее: для Бога все возможно, все – в деснице Его, нет предела Его снисхождению и любви, все Он может нам дать, но если бы что и осталось для нас вечной тайной в Его существе и жизни, даже в нашей собственной природе, то неужели бы мы соблазнились этим, неужели стали бы требовать у Него отчета?!.. В том-то и состоит особенное, истинно только Богу свойственное, величие Божией любви и снисхождения, что Он зовет нас к славе Своей жизни из такого ничтожества. Многие из высших духов, призванные к этому, возгордились и пали. Теперь уничижением и кровью креста Сына Своего зовет Отец к участию в Своей жизни нас, зачатых из пепла и праха, рожденных во грехе, униженных падениями, отягченных страшной немощью своей плоти, не сознающих в себе проблески божественных черт, ощущающих прикасающуюся к нам благую и родную Силу, пред которой ничтожен весь мир, и горячим сердцем, живыми вечными корнями души приросших к Отцу своему, в Котором для нас – все, и без Которого все – ничто. Конечно, идеал слишком высокий, мы не осмелились бы сами и мечтать о нем, если бы Бог не создал нас по образу Своему, если бы не заповедал уподобляться Первообразу нашему и не ободрил бы сердца нашего высоким доверием, высказавши, что оно способно вместить любовь Сына Божия к роду человеческому, любовь Отца к Сыну и вечное причастие Духа Святого ( Иоан.15: 12; 17:26; 14:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Христос пришел на землю, пострадал и умер за народ «и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать во едино“ ( Иоан. 11: 52 ). Об этом Он молился и Отцу Небесному пред Своими крестными страданиями в саду Гефсиманском: «Отче Святый! Соблюди их (Апостолов) во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю: но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня; и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино: Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня“ (Иоан. гл. 17-я). 4) Как учат св.Апостолы о единстве Церкви, а следовательно, и веры? «Имейте, говорит св. ап. Павел, одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны“ ( Фил. 2: 2 . Рим. 12: 16 ), «стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде; вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение; один Бог и Отец всех“ ( Ефес. 4: 3–6 ). «Ибо все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе“ ( Гал. 3: 27–28 ). «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях“ (1 Kop. 1: 10). «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны» ( Рим. 16: 17 ). 5) Что говорит Св. Писание об отделяющихся от Церкви и нарушающих единство веры? «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей... Это – ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям, нечестиво и беззаконно; уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти... Это – люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа“ (Иуд. ст. 11, 16 и 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих, и да отступит от неправды всякий, призывающий имя Господне (2 Тим. 2:16—19). Свойства Церкви: ее пребывание в истине и святость Истина и благодать являются важнейшими свойствами Церкви, ее сокровищем. Без них Церковь перестанет быть Церковью. Смотри тексты: Мт. 23:2—3, Мт. 28:18, Иоан. 8:32, Иоан. 14:6, Иоан. 16:13—14, Иоан. 17:17, Иоан. 18:37, 1 Иоан. 5:6, 2 Иоан. 1:4, 3 Иоан. 1:4,1 Кор. 2:9—10, Еф. 4:4—6 (один Бог, одна вера), 1 Тим. 3:15, 1 Тим. 6:3, 2 Тим. 1:13, Тит. 1:9, Тит. 2:1, Тит. 2:8, Ев. 10:23. Даже если духовные наставники и не исполняют то, чему учат, следует уважать учение истины: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, облюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мт. 23:2—3). Господь повелел апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. Кто поверит и крестится, спасен будет, а кто не поверит, осужден будет (Мт. 28:18—19). Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). Иисус сказал: «Я есть путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6). Истина — отличительное свойство Духа Святого: Утешитель, Дух Истины… Он наставит вас на всякую истину (Иоан. 16:13). Первосвященническая молитва Христа: Освяти их истиною Твоею, слово Твое есть истина (Иоан. 17:17). Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Иоан. 18:37). Сей есть Иисус Христос, пришедший водой и кровью и Духом, не водой только, но водою и кровью, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина (1 Иоан. 5:6; Истина есть природа Духа). Отношение апостолов к христианскому учению: Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца (2 Иоан. 1:4). Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине (3 Иоан. 1:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2621...

Дух Святой учил апостолов: Как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (Исаия 64:4). А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор. 2:9—10). В особенности предстоятели Церкви должны знать истину и только ее проповедовать. Ап. Павел наставляет своих учеников Тимофея и Тита: Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Кто учит иному, и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает (1 Тим. 6:3). Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе (2 Тим. 1:13). Епископ должен быть непорочен… держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1:9). Ты (Тит) говори то, что сообразно с здравым учением… Слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего о нас сказать худого (Тит. 2и 8). Будем держаться исповедания, уповая неуклонно (Ев. 10:23). Благодать духа святого освящает чад Церкви. Верующие должны стремиться к святости. Тексты Писания: Мт. 7:6, Мт. 18:17, Мт. 18:20, Мт. 28:19, Иоан. 1:14—17, Иоан. 3:5—6, Иоан. 4:13—14, Иоан. 8:34, Иоан. 14:16—17, Иоан. 15:1—8 (о лозе), Иоан. 16:7, Иоан. 17:17, Деян. 2:36—47, Деян. 8:14—17, 1 Пет. 2:9, 1 Пет. 5:12, 1 Иоан. 1:3, Рим. 5:1—2, Рим. 11:16, Рим 6:22, 1 Кор. 1и 7, 1 Кор. 3:16, 1 Кор. 6:11—19, 1 Кор. 7:14, Еф. 5:25—27, Кол. 3:11, 1 Фес. 4:3—7, 1 Фес. 5:19, 2 Тим. 2:21, Ев. 4:16, Ев. 12:7—10, Ев. 13:9—10. О явлении Сына Божия в мир: Слово стало плотью, и обитает с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа (Иоан. 1:14—17). Христос учил беречь духовные сокровища Церкви:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2621...

Евангелисты мгновение разлучения Его духа (τ πνεμα) с телом поставляют мгновением Его смерти ( Мф. 27:50 ; Иоан. 19:30 ). Душа Иисуса Христа представляется с принадлежащими человеческой душе силами и свойственными им проявлениями. Так, замечание евангелиста, что Иисус преспеваше премудростию ( Лук. 2:52 ), дает понятие о том, что во Христе человеческий ум и в ближайшем единении с божеством не был изъят от свойственных нам условий и ограничений, и не иначе, как постепенно исполнялся премудростию и ведением. Подобным образом усвояется И. Христу человеческая воля. Сам Он в молитве к Отцу изъявил желание человеческой воли: Отче Мой, еще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия; обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты ( Мф. 26:39 ; Лук. 22:42 ; сн. Евр. 5:7 ). Говорится об Иисусе Христе, что Он возмущался духом ( Иоан. 11:33; 12:27; 13:21 ), скорбел и тужил при мысли о страданиях и смерти ( Мф. 26:37–38 ; Лук. 22:42–45 ), печаловался о народе, который, слушая Его несколько дней, не вкушал пищи ( Марк. 8:2 ), радовался, когда видел явление славы Божией в человеках ( Лук. 10:21 ; Иоан. 11:15 ), имел ревность о славе Божией, сопровождавшуюся справедливым гневом ( Иоан. 2:14–17 ; Мф. 21:12–13 и др.), сожалел об Иуде, чаде погибели ( Иоан. 13:21 ), изъявлял особенную любовь к детям и негодование на возбранявших им приближаться к Нему ( Марк. 10:13–16 ). Можно находить в Писании указания на то, что духовная и телесная природы в человеческом естестве Иисуса Христа имели такую же связь или взаимодействие, как и в нашем составе. Так, напр., душевная скорбь Иисуса Христа о жителях Иерусалима ( Лук. 19:41 ), о Лазаре, четверодневном во гробе ( Иоан. 11:35 ), открывалась в слезах Его и плаче. Ревность о славе Божией, возгоравшаяся в душе Его, сопровождалась внешними действиями, соответствующими внутреннему расположению ( Иоан. 2:14–17 ; подобн. Лук. 4:2 ; Иоан. 19:28–29 ). II. Церковь неизменно отвергала и отвергает учения, которыми Иисус Христос признается не единосущным нам по человечеству, – по телу или по душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010