16 «Велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. А вы хулите Его тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее – пища ничтожная» ( Мал. 1:11–12 ). Все, кто уклоняются от пастырского призвания, а между тем, к сему они подготовлены или по своему образованию, или как теперь, когда нет школ церковных, по своему положению (сын клирика) – и если основанием тут является для них материальная необеспеченность православного духовенства, такие являются насмешниками над делом Божиим, творят же богохульства: высокого сана пастырского они, конечно, недостойны. Православное пастырство есть выражение и дар нашей любви к Богу и Его наследию: бедным, слабым, грешным людям, хотя мы и сами грешны ( Иоан. 21:15 ), пастырство истинное есть мертвенность наша к людям, искупленным безценною кровию Христа Бога ( Деян. 20:28 ). 17 «Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога. Знающий Бога слушает нас, кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» ( 1Ин. 4:5–6 ). Как объясните то, что в нашей так по-видимому благочестивой стране – многие отвернулись от св. веры? – Не будем говорить о тех, страха ради или из-за карьеры переменили христианство на неверие. Скажем о тех, кто свободно перенес от светлого православия в атеизм мрачный... Что их побудило к этому? – Трудность христианской жизни, требующей воздержания от страстей и подвигов святости, труда, любви – непрестанных... Жизнь вечная, с ее призрачными радостями: наслаждениями пищи, очей, разврата и прочее, – пленили этих отступников от св. веры. Но далеко, далеко не все ушли в неверие. Многие, очень многие остались в св. вере православной; они не убоялись трудов христианских и подвигов и даже страданий, уз и смерти, – потому знают они своим умом и всей душой, что нет ничего на свете дороже Христа Бога, что только в Нем мы познаем истину и получим полное счастье, какое доступно человеческому естеству... «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его: потому что он вестник Господа Саваофа» ( Мал. 2:7 ) – православный пастырь есть учитель своей паствы. К нему обращаются его духовные дети с своими различными недоумениями. А где у него источник для врачевания духовных? – Главным образом в святое Божие: все св. Библию . Он является всегда источником для мудрых суждений и теперь и всегда: для св. отцов, для философов, ученых, писателей и всех верующих и даже не христиан. На все времена она рассчитана и на все недоумения и все скорби: черпай все от этого богатого сокровища!..

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

2) Из того, что в Церкви ветхозаветной, действительно, су­ществовало верование в происхождение мира из ничего. Так одна благочестивая Иудеянка, во время гонения Антиохова, убеждая сына своего вкусить смерть за веру Отцов, сказала ему между прочим: умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий ( 2Мак. 7:28 ), – от несущих, т.е., из ничего. 1034 3) Из тех мест Нового Завета, где говорится, что Господь сотворил всяческая ( Кол. 1:16 ; Ефес. 3:9 ; Евр. 3:4 ; Откр. 4:11 ), что все из Него, Им и к Нему ( Рим. 11:36 ), что все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Иоан. 1:3 ). Все эти выражения были бы не вполне справедливы, если бы материя существовала от века сама собой, и если бы Бог создал мир уже из готового вещества. 4) Наконец из прямых свидетельств св. апостола Павла, что мы Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое ( Евр. 11:3 ), что Бог называет несуществующее, как существующее (- τ μ ντα, ς ντα Рим. 4:17 ). Святые Отцы и писатели Церкви – 1) Постоянно исповедовали и проповедовали сотворение мира из ничего, как то: Ерма , 1035 Тациан, 1036 Афинагор, 1037 Ириней, 1038 Тертуллиан , 1039 Ефрем Сирин , 1040 Иоанн Златоуст , 1041 Григорий Богослов , 1042 Григорий Нисский , 1043 Августин 1044 и другие. “Что было бы великого, спрашивает, например, Феофил Антиохийский , если бы Бог создал мир из материи готовой? И у нас художник, получив от кого-либо вещество, образует из него, что угодно. Но могущество Бога в том усматривается, что Он произвел из ничего все, что только восхотел”. 1045 “Итак, замечает другой учитель Церкви, пусть никто не спрашивает, из какого вещества произвел Бог столь великие и удивительные создания; Он произвел все из ни­чего”. 1046 2) Опровергали учение, будто Бог создал мир из материи вечной. Допускать эту мысль, говорили защитники истины, значит подчинять Бога материи, в которой Он якобы нуждался для творения; 1047 значит признавать Бога слабосильным. 1048 С другой стороны, если бы материя была вечна, то она была бы и неизменна, и следовательно из нее никогда не мог бы образо­ваться мир. 1049 Если бы она была совечна Богу, и следовательно, так же самобытна, как Он, то она была бы и совершенно незави­сима от Него. Как же тогда Он мог бы образовать из нее мир? 1050 “Пусть отвечают нам, каким образом встретились между собой и деятельная сила Божия, и страдательная природа вещества, встретились между собой и вещество, доставляющее материю без образа, и Бог, имеющий знание образов без ве­щества, встретились так, что недостающее у одного дается другим; дается Зиждителю то, над чем показать искусство, а ве­ществу то, чтобы отложить свое безобразие и неимение формы”? 1051

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В чем же должно выражаться служение общины? Главное служение общины – это служение слова. Мы говорили о том, что условием существования личности является общение, личности без общения не существует, поэтому община – это всегда общение ее членов, как Святая Троица – это общение Лиц Святой Троицы. Но что делать со всеми теми, кто находится вне этого общения? Хотя в них еще и не раскрыта в полноте личность, и они находятся в парадигме природного существования, тем не менее мы не можем их игнорировать, мы должны вступить с ними в общение, потому что мы не можем быть в личностных отношениях с избранным кругом лиц, а с другими находиться в природных. Общение утверждает иного, его бытие. Но специфика общения с теми, кто находится вне общины, будет иная, потому что они еще не родились свыше, еще находятся в рамках природного мира, царства смерти. Поэтому в каком-то смысле на данном этапе общение будет односторонним: это будет устремленность личности к иному, призыв его к общению, к выходу за пределы его ограниченной природном миром реальности. Это есть свидетельство, или миссия. Поэтому братское общение в любви, что конституирует общину изнутри, вовне выливается в свидетельство. Член общины обращается к иному за ее пределами, чтобы помочь ему родиться вновь, явить свою подлинную идентичность через общение во Христе. Таким образом, миссия – это интегральная часть жизни общины, свидетельствующая о жизни этой общины именно как общины, а не просто какой-то общности, коллектива. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф.28:19), – это задание вступить в общение со всем миром, чтобы привести всех в общину Бога, что в окончательном своем варианте есть Царство Божие. То же самое делает и сам Бог-Троица. Из полноты Своего общения Лиц на землю посылается Сын для того, чтобы всех привести к общению со всей полнотой Святой Троицы. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан.3:16).

http://bogoslov.ru/article/4673396

К постановлениям и законам, о которых. говорится во всей книге Второзакония святые пророки и ветхозаветные праведники прибавили очень многое, но не были за это наказаны Богом. Так, напр., пророки Гад, Нафан и Давид ввели при богослужении в доме Господнем игру на цитрах и кимвалах ( 2Пар. 296 25); Соломон поставил в выстроенном им храме много такого, чего не было в скинии Моисея, напр., изображения пальм, гранатовых яблок, львов и волов ( 3Цар. 7: 29, 36 и 42), и Господь освятил этот храм (гл. 9: 1–3). Гораздо позже Моисея установлены некоторые посты и праздники (Есфирь 9: 20–22. 24–28. Неем. 10: 34 . Зах. 8: 19 . 1Мак. 4: 59 см. Иоан. 10: 22 и др.), о которых нет и помину в Моисеевом Законе. б) Здесь говорится не о св. Предании и даже не о всем Св. Писании, а только об одной книге Откровения св. Иоанна, ибо книг в Библии несколько десятков (см. заглавие ее: «Библии, или книги Св. Писания»; «первая книга Моисеева»; «вторая книга Моисеева“ и т. д.), а здесь сказано об одной книге – об «Откровении“, что не должно ни уменьшать, ни прибавлять новых пророчеств о конце видимого мира, кроме тех, какие записал в эту книгу св. Иоанн. Если же толковать это место по-сектантски, то выйдет, что сами сектанты не избегнут язв, написанных в Откровении, ибо они не только признают, кроме Откровения, и другие священные книги Библии , но имеют еще и свои ими выдуманные «псалмы“, например «Гусли“ имеют «катихизисы“, в которых изложены правила их веры и проч. 8) Сектант: Никакого предания не нужно достаточно для веры и одного Писания, ибо Апостол пишет Тимофею: «Ты из детства знаешь священныя писания, которыя могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления в праведности» ( 2Тимоф. 3: 15–16 ). Объяснения православного: Прежде всего нужно заменить, что Тимофей из детства мог знать одни лишь ветхозаветные писания, которых не достаточно для полного познания Христа и спасения. Затем, если св. Апостол говорит, что Писание полезно, то это еще не значит, что он признает Предания вредным. Так, если кто скажет, что хлеб человеку полезен, то это не будет значить, что он признает воду для человека вредной. Если бы Апостол признал Предание ненужным, то он прямо так и сказал бы. Но Апостол, напротив, сам требует, чтобы христиане держали предания так же, как и Писания: «стойте и держите Предания“, учит он ( 2Фес. 2: 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но мы возвратимся к прежней мысли. Кроме вышеуказанного св. Григория Нисского , поименуем еще несколько святителей грузинских, которые известны по греческим документам: 2) Фотий и 3) Милетий Трапезундские, святительствовавщие в царствовании Диоклетиана, 4) отец Маркиона еретика (IIb.), Колхидский епископ Пальм современник IV-ro Понтийского собора, на котором шло прение о дне празднования Пасхи; кроме того известны учителя понтийские; 5) Бакхилиди 6) Евпат; по их убеждениям Дионисий Церентский составил в Амастрисе послание понтийским церквам. Об этом упоминает Афанасий, Мелетий и Василий Вел. в речи против ариан. Афанасий говорит также о понтийском епископе 7) Квинтиане, который апологии своем о бегстве пишет, что он был в изгнании во время неистовой ярости ариан. Василий В. писал увещательное послание к грузинскому епископу 8) Епифанию (епист. 325) Бичвинские и Никопские епископы: 9)Ипатий, 10) Стратофил 11) Епациан и др. 795  Сказанные епископы имели в заведывание храмы и монастыри уцелевшие до наших дней, таковы: Бедийский, Илорский, Моквинский. Драндский, Севостополийский или Окваме, Гумийский, Никопских три, Соукский, Еллагский, Мычижский, Пицундский (Пицунда, Pimheos-nocлeдhый укрепленный город Колхиды), Гагрский и др. 12) Ромуль епископ колхидский присутствовавший на IV всел. соб. 796 , 13) Феодор епископ Фазийский, в стране Лазов присутствовал на VI всел. соб. 797 , 14) Иоан епископ города Петры, в стране лазов – на VI всел. соб. 798 , 15) Кир, епископ Фазский (в Мингрелии), перемещенный императором Ираклием на Александрийскую патриаршую кафедру в 630 году за его униональные воззрения 799 , 16) Иоанн, Католикос Мцхетский, рукоположивший в 758 году, избранного на вакантную Готфскую кафедру Иоанна во епископа 800 , 17) епископы Гангрские: Александр-на VII вс. соб., 18) Сергий VI, 19)и Константин IV, Драндские епископы: 20) Петр-на IV 21)Стратегий-на VII, 22) Иован, епискрп Имерийский(западная Грузия-имеретия), 23) Панфиль Иберийский – на; II), 24)Антиох Синопский-на IV, 25) Урани Иверский-на IV, епископы Севастопольские (Сухумские); 26) Фотий- на VI и 27) Константин на VII, 28) Христофор, епископе Фасидский-на VII, 29) Север, епископ Тавский (Цкарос-Тавский 801  и др. Следовательно и относительно IX п. проф. Болотов сделал спешное и не совсем извинительное заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Иоанн говорит о вечном Слове – Бог: Вся тем быша и без Него ничто же бысть, еже бысть (1, 1), т. е. ничто не имеет бытия независимого от вечного Слова; все, что есть вне Бога, получило от Него бытие; следовательно ни вечной материи, ни самобытной натуры, нет. Он же тайнозритель говорит о Сыне Божием: Ты создал еси всяческая и волею Твоею суть и сотворена ( Апок. 4:11 ). Следовательно здесь, как и у апостола Павла, все получило бытие только по воле Божией; ни вечная материя, ни самобытная натура здесь немыслимы. Наконец ни раскрытие мира из божества, ни существование абсолютного мира, непримиримы ни с одним из изречений св. Писания, рассмотренных нами теперь. Непримиримо первое, потому что св. Писание говорит о творении мира, как о деле свободной воли Божией, а не как о необходимом процессе, совершившимся или совершающемся в божестве. Не совместимо второе как по той же самой причине, так и потому, что св. Писание знает одного самобытного Бога, осуждает каждый вид творения богов, как поклонение ничтожеству (elilim), как уничтожение духа человеческого ( Втор. 4, 9 ). 309 § 79. Особенность учения, о виновнике мира Божественное откровение сообщает о виновнике мира и такое, чего разум совсем не знает и знать не может. Это есть то, что мир одолжен бытием своим триипостасному божеству. Представляя творение мира делом безграничного могущества, делом божества, оно вместе относит это дело ко всем трем лицам божества. О Боге Отце говорит: нам един Бог Отец, из Него же вся ( 1Кор. 8:6 ). К Нему молится: Владыко, Ты Боже сотворивый небо и море и вся, яже в них... Иже Духом святым усты отца нашего Давида рекл еси: вскую – собрашися на Господа и на Христа его (Дея. 4:24–28). О Сыне Божием учит: вся тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Иоан. 1:3 ). Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли ( Кол. 1:16 ). О Духе св. свидетельствует: и Дух ношашеся верху бездны ( Быт. 1:2 ). Под именем Духа не следует разуметь здесь ветра, как разумели иные, 310 потому что тогда еще не было воздуха, тем менее движения воздуха. Потому остается для дела творения Дух Божий, как лицо с могуществом божества, также как Слово – Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковь соборная кафолична; это соответствует апостольскому: " полнота Наполняющего все во всем " (Еф. 1:23). Это понятие указывает на то, что весь род человеческий призывается к спасению, и потому всем людям надлежит быть членами Церкви Христовой, хотя и не все принадлежат к ней на деле. Пространный Православный Катехизис на вопрос: " Почему Церковь называется Соборною, или что то же, Кафолическою или Вселенскою? " отвечает: " потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. " Церковь не ограничивается местом: она обнимает собой всех православно верующих людей, где бы они ни обитали на земле. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что Церковь была соборной, или кафолической, еще, когда она состояла из ограниченного числа общин, и тогда, когда - в день Пятидесятницы - ее пределы не были раздвинуты далее Сионской горницы и Иерусалима. Церковь не ограничивается временем: она предназначена приводить людей к вере " до скончания века. " Я с вами во все дни до окончания века (Мф. 28:20). Дух Утешитель пребудет с вами вовек (Иоан. 14:16). Таинство Евхаристии будет совершаться, доколе придет на землю Господь (1 Кор. 11:26). Церковь не связывается ни с какими условиями гражданского устройства, которые она считала бы для себя необходимыми, ни с каким определенным языком или народом./Прот. Михаил Помазанский. Догматическое богословие.Новосибирск; Рига, 1993. С.154-156/. Ссылка на электронный вариант: 2. Демократия - это язычество. Демократия, в отличие от соборности, предполагает принятие решения большинством голосов. В демократическом государстве закон устанавливает избрание властей путем механического подсчета голосов. Но надо помнить, что так решались вопросы в языческих государствах, в языческих обществах, где было желательно путем голосования выяснить - какая группа больше, а значит и физически сильнее. Кто имел более многочисленных сторонников, тот был сильнее, а значит и был прав.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/18/ne...

   7) Но нечестивые, и это выставляя на вид, хулят Господа и нас укоряют, говоря: «Вот Бог называется единым, единственным и первым, как же говорите вы, что Сын есть Бог? Если бы и Сын был Бог, то не сказал бы сам Бог: Я единственный, или: Бог есть един». Посему необходимо, сколько можно, объяснить смысл и этих изречений, чтобы и из этого все уразумели, что ариане подлинно богоборцы.    Ежели у Сына есть соперничество с Отцом, то пусть слышат такие слова. Или если, как Давид выслушал об Адонии и Авессаломе, так и Отец взирает на Сына, то пусть Сам к Себе говорит и произносит такие слова, чтобы Сын, именуя Себя Сыном, не отвлек иных от Отца. Если же кто знает Сына, тот лучше знает Отца, потому что Сам Сын открывает ему Отца, и он, как сказано, лучше узрит Отца в Слове; Сын же, пришедши, прославлял не Себя, но Отца, когда говорил «приступлшему» к Нему: «что Мя глаголеши блага? Никтоже благ, токмо един Бог» (Матф. 19:16, 17), и вопросившему: «кая заповедь больши есть в законе?» (Мф. 22:36) отвечал: «слыши, израилю, Господь Бог твой Господь един есть» (Мк. 12:29), и народу говорил: «снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Иоан. 6:38), и учеников учил: «Отец Мой болий Мене есть» (Иоан. 14:28), и: кто чтит Меня, чтит Пославшего Меня (Иоан. 5:23), если, говорю, Сын таков к Своему Отцу, то какое противление между Ними, чтобы из подобных изречений выводить такое подозрение? С другой стороны, если Сын есть Отчее Слово, то у кого, кроме христоборцев, станет безрассудства думать, что Бог изглаголал такие слова в оклеветание и отрицание Слова Своего? Это не христианская мысль. Да не будет сего. Не ради Сына написано это, но в низложение измышленных людьми лжеименных богов. И этот смысл таковой их речений имеет основательную причину.    8) Поелику преданные лжеименным богам уклоняются от Бога истинного, то как благой и благопопечительный о людях Бог, взывая к заблудшим, говорит: «Аз есмь Бог един», и: «Аз есмь, и несть Бог разве Мене» (Второз. 32:39), и подобными сему словами, чтобы посрамить не сущее, всех же обратить к Себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2577...

2. Нашего собственного креста. « Чашу, которую Я пью, будете пить », предсказывает Господь Своим ученикам в дневном евангелии. а) Крест наш — вина греха (Осии 9:9). Но почему он так тяжел? (Иоан. 15:8). Он есть наказание Божье (Исаии 28:7; Иер. 2:13 ). б) Крест — любовь и благодеяние Божье. Многие видят благодетеля только в том, если он снимет с них крест. Для таких слова апостола, сказанные в Послании к Евреям (12:6), кажутся сокровенной истиной (Осии 13:14). Однако Бог посылает нам благодеяния, если возлагает на нас крест (Лук. 15:16–17 ; Исаии 28:19; Гал. 6:14; Рим. 6:6 ). Благо тому, кто знает тайну креста. Мы должны знать более других (Мат. 13:11 ). Многие мудрецы не имеют об этом никакого понятия (Мат. 11:25 ). Крестоносцы, замечайте, как Бог любит вас, и чего вы не понимаете сегодня, то узнаете завтра (Псал. 118:71 ). Узкий и скорбный путь к небу « Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (ст.39). По поводу просьбы учеников — дать им первые места в царстве небесном, Иисус Христос указывает им на страдания и крест, как единый истинный путь к славе: « чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (Матф. 20:23). Широкий путь ведет к погибели (Мат. 7:13). Бог не хочет ничьей погибели, однако же Он представил нам свободный выбор (Иер. 21:8). Обычный человек охотно идет по широкому пути (Псал. 94:10). Тут встречают большое общество. Но исход — худой (Притч. 16:25). Напротив, узкий путь ведет к жизни (Деян. 14:22). 1. Он по истине узок. а) Потому что наш разум его не замечает. Мы замечаем пути звезд небесных, но о нашем собственном пути к небу мы ничего не знаем (1Кор. 2:14; Мат. 16:17 ). Иисус Христос указывает нам на писание (Иоан. 5:39). б) Потому что должны веровать многому, чего не понимают. Много тайн! Тут соблазняется иудей и еллин (1Кор. 1:23). К тому же, многие ложные учители хотят соблазнить, если возможно, и избранных (Мат. 24:24). в) Потому что мы должны делать многое, что нам не нравится. Отвергнуться себя (Мар. 8:34); распять плоть (Гал. 5:24); не сообразоваться с миром (Рим. 12:2); любить врагов (Мат. 5:44). Кто тут не вздохнет и не скажет, как те ученики, о которых говорится у святого апостола Матфея (12:25)?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Рим. 2:14–15 . Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то... они сами себе закон... Рим. 2:12 . Те, которые, не имели закона, согрешили, вне закона и погибнуть... Иоан. 12:48 . Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. м) Только нечестивые оставляют важное в законы и даже отвергают его, а соблюдают мелочи Мф. 23:23 . Горе вам... лицемеры.. оставили важнейшее в законе. Пс. 77:10 . Они не сохранили завета Божия, и отреклись ходить в законе Его. Иер. 6:16 . Так говорит Господь: остановитесь на путях наших... Но они сказали: не пойдем. Иер. 6:19. Они слов Моих не слушали, и закон Мой отвергли. 15) О вере и делах а) Веру и дела за одно признавать нельзя Иак. 2:24 . Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только. Евр. 11:6 . А без веры угодить Богу невозможно... Иак. 2:26 . Вера без дел мертва… 1Тим. 5:8 . Если кто о домашних не печется... то отрекся от веры. 1 Иоан. З:23. Заповедь его та, что бы мы веровали во имя Сына Его И. Хр. и любили друг друга, как Он ваповед. нам. Гал. 5:6 . Во Христе Иисусе (имеет силу) вера действующая любовью. Тит. З:8. Чтобы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам. в) Сердечная вера у людей бывает различна Мы. 17:19.20. Почему мы (апост.) не изгнали его (беса?)... По неверию вашему. Лук. 17:5 . Умножь в нас веру. ж) Сердечную веру, как и добрые дела, могут иметь и язычники Лук. 7:9 . И в Израиле не нашел Я такой веры. Мф. 15:28 . О женщина! велика вера твоя... Деян. 10:1.2 . Муж... Корнилий... благочестивый и боящийся Бога, творивший много милостыни... Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он еще не христианин. и) Сердечная вера должна быть искренней и сильной Мрк. 9:23 . Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему… Мрк. 11:24 . Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам. 16) О спасении а) Слово Божие в деле спасения нашего различает две стороны

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010