Любовь к миру есть часть греховной порчи, обуявшей сердце. Эта любовь овладевает каждым нераскаянным грешником, в виде похоти плоти, похоти глаз или гордости житейской (1 Иоан. 2:16 ). в) Этот дух познается по холодности и равнодушию, если не открытой вражде к Иисусу Христу и Его слову; по непрестанному беспокойству и тайному страху (Исаии 48:22 ); по состоянию рабства, в котором он всегда находится под властью князя мира сего (2 Тим. 2:26 ). 2. Дух от Бога. а) Под духом, иже от Бога, разумеется образ мыслей и наклонностей, a также происходящих отсюда действий и стремлений, которые находятся у человека духовного или покаявшегося, и которые суть плоды Святого Духа, живущего в нем (1Кор. 3:16 ). б) Этот Дух, не смотря на все искушения и соблазны мира, владычествует в верующих душах (Рим. 8:9 ). в) Этот Дух познается: по любви к Иисусу Христу, обнаруживающейся в соблюдении Его слова и исполнении Его заповедей (Иоан. 14:23 ); по преуспеванию в духовной мудрости и разуме (1Кор. 2:15 ); по непрестанному душевному миру и радости; по победе над миром и князем мира сего. Заключение. Смотрите теперь сами, слушатели, какой дух живет в вас? Если вы еще не оставили места в сердце для Духа Божьего, то в вас несомненно господствует дух мира сего. Вы спрашиваете: как нам принять Духа, иже от Бога? Будьте верными последователями Христовыми и Его Дух прийдет и вселится в вас. Без Святого Духа невозможно быть истинным христианином “ Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый ” (Деян. 19:2). Некогда апостол Павел, проходя с евангельской проповедью, нашел в Ефесе людей, которые называли себя учениками Христовыми, a благодати Святого Духа не имели. На вопрос к ним: “ приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? ” эти полухристиане отвечали: “ мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый .” Мы все с самой купели крещения омылись, освятились и оправдались Духом Бога нашего (1Кор. 6:11 ). Каждый из нас не только часто слышит ο Святом Духе, но и сам неоднократно взывал к Нему с церковью: “прииди и вселися в ны!” Но что если бы какой-нибудь муж апостольский стал теперь среди нас и спросил: вы, кои празднуете в честь Святого Духа — “ приняли ли вы Святаго Духа, уверовав ?”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

в) Слепые телесно не спорят с видящими о том , чего не могут ощущать зрением и охотно вверяются руководству других: но незрячие духом, хотя у них “ пути кривы, и … блуждают на стезях своих ” (Притч. 2:15), никогда не сознают, что они слепы, напротив, в слепоте своей говорят: “ ни в чем не имею нужды ” (Апок. 3:17 ). г) Страждущий телесной слепотой никогда не берётся быть руководителем других и потому никого не вводит в заблуждение: но так ли поступают пораженные слепотой духовной? д) Все несчастье для слепых телесно ограничивается только временем настоящей жизни; но для духовно слепых ни в жизни нет отрады, ни после смерти (Иоан. 3:36; Мф. 10:33; Иоан. 11:9 ). Об освящении наших главнейших чувственных органов “ Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых ” (ст.27). Евангельское чтение представляет нам двух несчастных слепцов и одного немого (ст.32). Бог попускает некоторым людям быть слепыми и глухонемыми для того, чтобы, большей части остальных людей выразительно напомнить, какое великое благо составляет для нас зрение, слух и язык. Существованием слепых и глухонемых Бог увещевает нас к доброму употреблению этих трех благороднейших чувств, к посвящению их на служение добродетели, — Богу. Об освящении наших главнейших чувственных органов. 1. Очей. Мы освящаем око, если: а) Заключаем его для зла, могущего повредить нашей душе . “ Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице ” (Иов. 31:1). “ Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую ” (Сир. 9:8–9). “ Закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла, … убежище его — неприступные скалы… ” (Ис. 33:15–16 ). “Смотрет не грешно, но остерегайся, чтобы это не послужило случаем ко греху. В глазах — зрение, в сердце — грех.” “Хочешь ли сохранить свое сердце, остерегайся взират на то, чего непозволительно желать.” б) При взгляде на зло отвращаемся зла . Рассмотри хорошо мерзость зла и отвращайся от него. Посмотри, как пьяница шатается во все стороны; как разгневанный отравляет самого себя и теряет человеческое достоинство; как бледен и страшен завистливый и т. д.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Против нечестивцев, безумно утверждавших, что Господь не страдал плотию, но призрачно казался страждущим:   Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна .   Павел: «завтещаваю ти пред Богом, оживляющим всяческая, и Христом Иисусом, свидетельствовавшим при Понтийском Пилате доброе исповедание» (1 Тим. 6:13). В Евангелии: «Иисуса ищеши Назарянина распятого» (Мк. 16:6)? Павел: «предах... яко (Христос) умре, и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием» (1 Кор. 15:3—4).   Против Иудеев и Еллинов, и всех прочих нечестивцев:   И воскресшего в третий день, по Писанием .   В Евангелии: «воскрес Иисус заутра в первую субботу» (Мк. 16:9). «Третий сей день имать днесь, отнелиже сия быша» (Лук. 24:21). «Воскрес Иисус от мертвых, ста посреде ученик и глагола им: мир вам» (Иоан. 20:19). «Помяните, якоже глагола вам еще сый в Галилеи, глаголя, яко подобает Сыну человеческому предану быти в руце человек грешник, и пропяту быти, и в третий день воскреснути» (Лук. 24:6—7).   И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца .   В Евангелии: «Господь же убо по глаголании Его к ним вознесеся на небо и седе одесную Бога» (Мк. 16:19). «И бысть, егда благословяше их, отступи от них, и возношашеся на небо» (Лук. 24:51). В Деяниях: «зрящим им взятся и облак подъят Его от очию их» (Деян. 1:9).   И паки грядущего со славою судити живым и мертвым .   В Деяниях: «мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас на небеса такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1:11). В Евангелии: «и тогда узрят Сына человеческого грядуща на облацех с силою и славою» (Лук. 21:27). «Тогда сядет (Сын человеческий) на престоле славы Своея и соберутся пред Ним вся языцы» (Матф. 25:31—32). В Деяниях: «иже с ним ядохом и пихом по воскресении Его от мертвых; и повеле нам проповедати людем и засвидетельствовати, яко Той есть нареченный от Бога Судия, живым и мертвым» (Деян. 10:41—42). Даниил: «зрях, дондеже престоли поставишася и Ветхий денми седе: и се на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше; и Тому дадеся власть и честь» (Дан. 7:9, 13—14).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

д. Еврейский алфавит состоит из 22-х букв, а в псалме не 22, а 21 стих. Ясно, один стих утрачен. Но он сохранился у LXX. Вы и у LXX встретите деление псалма на 21 стих. Сделано это, очевидно, применительно к еврейскому делению. Но у LXX, как видно из представленной параллели стихов 13-го и 14-го, тринадцатый стих вдвое длиннее еврейского и вторая половина его составляет утраченный евреями 14-й стих. Доказать это не трудно. И в нынешних еврейских изданиях Библии первый стих псалма начинается первою буквою еврейского алфавита, второй – второю и т. д. до стиха 18-го включительно, так как он начинается 13-ю же буквою Мем; но стиха, начинающегося 14-ю буквою еврейского алфавита Нун, нет в еврейском тексте. Постараемся переложить на еврейский язык вторую половину 13-го стиха по LXX, недостающую в еврейском тексте: верен Господь во всех словесех Своих. Выйдет: т. е. вторая половина 13-го стиха по LXX должна была начинаться по еврейски словом нээман (верен) 5 , или буквою Нун, 14-ю буквою еврейского алфавита, и составлять 14-й стих псалма. Тогда теперешний 14-й стих будет уже 15-м, 15-й16-м и так до конца, так что последний теперешний 21-й стих будет уже 22-м и акростих будет полным. Если вообще перевод ветхозаветных книг священного Писания требует большой внимательности и осмотрительности; то тем бóльшего внимания и тем бóльшей осмотрительности требуют места нарочитые и в особенности пророческия. Разсмотрение одного из таковых мест мы и решаемся предложить читателям. По нашему мнению мысль, что Дух Святый посылает Сына Божия, с истинно-богословской точки зрения, – мысль не верная. а) Отношение Духа к Сыну заключается в том, что Дух, исходя от единого Отца, почивает в Сыне; и потому посольство Духа в мир приписывается как Отцу, так и Сыну, а не наоборот ( Иоан. 14, 26; 15, 26; 16, 7 ; Гал. 4, 6 ). б) Сын нигде не называется не только Сыном, но и Словом Духа; тогда как Дух называется Духом не только Отца, но и Сына ( Гал. 4, 6 ). Между тем в русском переводе 16-го стиха 48-й главы пророка Исаии читаем: «и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Спб. 1892), где представляются доказательства, что невозможно 15 нисана считать днем распятия Христа. Таким образом, приходится отыскивать в ряду годов правления Пилата тот год, когда по астрономическим данным, воскресенье приходится на 16 нисана. Таким годом оказывается прежде всего 30 год нашего летосчисления, 783 от основания Рима, затем 33 нашей эры, 786 от основания Рима. Все вероятности за то, что Иисус Христос воскрес 5 апреля 786 г. Таким образом, выясняется, что Иисус Христос скончался в 33 г. Но это покоится на положениях, которые исторически обосновать очень трудно. Что касается указания Евангелия, что когда Христу было около 30 лет, шел 15-й год правления Тиверия Кесаря (Лк. III, 1, 23), то главный вопрос здесь не в том, как считать годы царствования Тиверия (допуская, что еврейское летосчисление могло расходиться с римским и за 15 год мог быть считаем не 29, а 27), а в том, что величина " около 30 лет " в рассматриваемой дате указывается приблизительная. И несмотря на весь хронологический авторитет Евсевия кесарийского, мы не можем вместе с ним настаивать, что Христос умер именно на 34 году рождения, потому что было и другое известие, идущее от Иринея лионского, что Христос освятил своим пребыванием на земле все возрасты человеческой жизни (Adv. haer. 2, 23, 2). А известно, что Ириней был ученик св. Поликарпа смирнского, который имел своим учителем Иоанна Богослова; следовательно, возможно, что это известие исходит от Иоанна Богослова, а в таком случае это такой авторитет, перед которым авторитет Евсевия может в прах рассыпаться. Ириней говорит, что Христос был " старец, достигший преклонных лет " . Но удобно ли называть так человека 30 лет? А что наружность Христа была не из цветущих, об этом есть свидельство в самом Евангелии (Иоанна). Так фарисеи возражали Христу: " Тебе нет и пятидесяти лет, а Ты говоришь, что видел Авраама " (Иоан. VIII, 57). Очевидно, что на вид Ему было гораздо более 30 лет. Несомненно, они были бы рады сказать: " Тебе и тридцати лет нет " , если бы это было возможно. Твердого исторического предания и о времени общественного служения Христа не сохранилось. Обычное воззрение, что служение Его продолжалось 3 1/2 года и жизнь окончилась на 34-м году, опирается на авторитет Евсевия. Полного подтверждения этого предания в тексте Евангелия не находим; так, праздник, ко времени которого относится исцеление расслабленного, с текстуальной точки зрения допускает различные толкования. Может быть, это и не была пасха. А ведь пасхами и определяется время общественного служения Христа. А в древнейшее (доевсевианское) время упорно держалось другое воззрение, что служение Христа продолжалось одно лето Господне приятно (Ипполит римский и др.); в таком случае Христос умер на 31 году, а на основании года распятия приходится вычислять год рождения.

http://zavet.ru/a/rss_1056270525.html

Даже язык, на котором говорили жители этой страны, в сравнении с прежним языком после вавилонского плена получил свой особый отпечаток. Древний еврейский язык, на котором первоначально были написаны книги Ветхого Завета, более и более терял теперь значение языка народного, а в конце концов он остался только языком богослужебным и языком ученых, который для обыкновенных евреев становился понятным лишь при посредстве перевода и толкования. Вместо него, с течением времени, в народное употребление вошел из Сирии язык арамейский с еврейским оттенком. Уже ( 1Ездр.4:8–16 ; 2Ездр.2:16 ) и Даниил ( Дан.2:4; 7:28 ) писали отчасти на арамейском языке; а Новый Завет ясно дает видеть, что во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа народным языком был язык арамейский, ибо он полон арамеизмами, напр., Голгофа ( Мф.27:33 ), Авва ( Мк.14:36 ), Мессия – вместо Мешиах ( Иоан.1:41 ), Кифа ( Ин.1:42 ) «Или, Или» – на кресте ( Мк.15:34 ) и т. д. Кроме того, едва ли можно сомневаться, что и греческий язык и даже греческие нравы и обычаи были не чужды палестинцам как на западе, так и на востоке страны. Прибрежные города были населены по преимуществу греками, – и если масса иудейского народа была знакома с греческим языком, конечно, только по нужде, то тем более знали его иудейские высокопоставленные и ученые люди. Главный город Самарии во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа носил даже греческое название Севастии, имел греческие монеты и даже греческие богослужения. В царствование Тиверия большую часть жителей Галилеи также составляли именно греки. Даже в Иудее и в особенности в Иерусалиме греческий язык был хорошо известен. Ирод держал при своем дворе многих эллинов; Рим сносился с Палестиной на греческом языке; в высшей степени вероятно также и то, что императорские монеты были греческого чекана (ср. Мф.22:19 ); наконец, в храм иерусалимский стекались многочисленные иудеи, говорившие только по-эллински, иудейские единоверцы из различных городов и даже язычники ( Ин.12:20 ); эллинисты имели в главном городе свои собственные синагоги ( Деян.6:9 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

23:6), сильно гордятся названием — учителя (Матф. 23:7), чрезмерно хвалятся охранением закона посредством расширения «воскрилий риз своих» (Матф. 23:5), но нисколько не заботятся об истине и не исполняют ни одного дела благочестия. Таково жало зависти: лишь только оно вонзилось в душу, поражает всего человека; зависть ослабляет силу помышления о добре, до крайности извращает чувства, пользование коими есть средство к познанию, и не позволяет помышлять о полезном, укреплять слух памятью и правильно созерцать видимое.    Мы же, возлюбленные, станем избегать сих душевредных страстей. Будем удаляться тщеславия (Флп. 2:3), из-за которого пал первым падением первый из бесплотных (Ис. 14:12). Станем избегать зависти (1 Петр. 2:1) и в особенности потому, что она для того, кто имеет ее является гибелью, нисколько или мало опечаливающею того, кому завидуют. Будем удаляться самомнения и честолюбия, которыми прогоняется уразумение истины. Станем избегать неблагодарности (2 Тим. 3:2) и хуления (Кол. 3:8). Ибо все это низвергло архиереев и книжников иудейских в бездну погибели (Матф. 23:13), привело их в неистовство Христоубийства (Мк. 11:18) и сделало не разумнее младенцев (Матф. 21:15—16). Не будем подражать неразумию иудеев, но взревнуем благодарению детей. Будем следовать не богоборству старейшин, но богословствованию младенцев, не слепоте завидующих, но богопознанию воспевающих, не злобе убивающих, но незлобию младенствующих. Будем и мы как дети, ибо Господь говорит: «аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Матф. 18:3). Будем детьми по незлобию, не записывая в своей душе ничего дурного или лукавого, но, освободившись от образов злочестия и приняв и вписав в своей душе благочестивую веру, (станем стремиться) к тому, чтобы войти в Царство Небесное (Матф. 5:20). Принесем Господу ваии сострадания и человеколюбия, дабы войти нам в вечную радость праведников (Матф. 25:46). Выйдем в сретение Ему, грядущему на «жребяти осли» (Иоан. 12:15), предавшему позору безумие иудеев (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   «В получении Бога», возлюбленные слушатели! В получении, говорю; то есть, в совершенном с Ним соединении. Два союза, которые нас неразлучно связывают с Богом, или, ежели можно сказать, делают Бога нашим: «ясное Его познание и совершенная к Нему любовь». Сии союзы в жизни сей не имеют настоящей твердости: ибо мы ныне еще в зерцале смотрим на Божию несозданную красоту и в гаданиях только воображаем сие превосходнейшее добро. Также и любовь к Нему не есть еще столь совершенна, чтобы все сердце наше занимал Он един. «Совершенная любовь», говорит возлюбленный ученик, «вон изгоняет страх» (1 Иоан. 4:18). А мы, ныне любя Бога, боимся еще, чтобы не прогневить любящаго нас небеснаго Отца, работаем Господеви, но со страхом, и радуемся, но с трепетом.    Но когда сие облако темнаго понятия пройдет; когда бремя вещества тела нашего с себя сложим; когда отворится нам к вечности дверь, тогда уже в разуме нашем возсияет полное познание Божества. «Узрим бо Его лицем к лицу, и якоже есть» (1 Кор. 13:12), а в Нем, яко в чистейшем зерцале, и прочия вещи все в своих совершенствах. Тогда же и сердце наше все наполнится несозданной доброты сладостию: ибо тогда Бог, по Апостольскому богословствованию, «будет всяческая во всех» (1 Кор. 15:28). То есть, Он будет разуму свет, сердцу — веселие и тишина, очамъ — радость, вкусу — сладость, приятность — ушам; Он будет телу красота, пища и одежда, Он будет «всяческая во всех».    Такое состояние, слушатели, называем мы совершенным человеческим блаженством; в сем поставляем мы крайнее или верховное добро. Сия-то есть оная благая часть, которая временем не стареется, печалями не смущается, зависти не боится, которая не отъимется никогда от того, кто сподобится единожды получить ее.    Сего язычники не знали; и мы бы в сем незнании пребывали, ежели бы не блеснул на нас восток с высоты. Сим познанием просвещенный, Давид взывал ко Господу: «насыщуся, насыщуся». Но когда, скажи нам, блаженный Давид? — «Егда явится мне слава Твоя, Боже», — поет он (Псал. 16:15). Он же, будучи уязвлен любовию Божественнаго наслаждения радостотворный сей возносил глас: «что мне есть на небеси? и кроме Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, о, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век» (Псал. 72:25—26)!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

           Главное свидетельство всей его жизни в том, что любовь к врагам совершенно необходима для познания Божиих тайн. Он категорически утверждал, что в ком нет любви к врагам, тот вне Бога, тот Бога не познал. Его невозможно было обмануть. Там, где была ненависть к врагам, там видел он лицо темной бездны, какою бы «службою Богу» (Иоан. 16, 2), каким бы пророческим пафосом она ни прикрывалась.          Свидетельство такого человека, неискушенного лукавством интеллектуальной культуры, свидетельство того, кто действительно всю жизнь проливал кровь сердца своего в молитве за врагов и за весь мир, — приобретает исключительную силу и значение.          Нам часто приходила мысль, чем был бы Старец, если бы он при его природной недюжинной одаренности полн ил бы большое научное и богословское образование. Думалось иногда, что это был бы гигант мирового значения и славы. Но иногда нам кажется обратное: именно тот факт, что это был человек столь же непосредственного восприятия, какое мы видим в Евангелистах, что это был человек совершенно неизвращенный лукавством современной цивилизации, — именно этот факт делает его свидетельство неотразимо убедительным. И, в сущности, никакая человеческая наука не может прибавить что-либо к глубине и достоинству истины, о которой он свидетельствует.        Итак, кто не знал Старца лично, тот может судить о нем по писаниям его, а кто его знал, кто видел его подлинную простоту и смирение, его постоянно приветливое, благодушное, ровное, мирное, кроткое устроение, тот знает, что это был муж высокого совершенства.          Слово Старца кроткое, часто ласковое, исцеляюще действующее на душу, но, чтобы последовать за ним, нужна великая, огненная решимость, до «ненависти» к себе (Лк. 14, 27).   Комментарии Всего комментариев: 3 2016/10/06, 15:03:19 Силуан Афонский, моли Бога о Нас! Марина 2016/08/14, 14:19:04 Отче Силуане, моли Бога о нас! Прошу твоих святых молитв, святой блаженный отче, о спасении, духовном преуспевании, очищении души от страстей, о благополучии и здравии моего сына, болящего Алексия, который страдает психическим заболеванием с ранней юности после того, как был в драке избит до полусмерти. Помоги, заступись, отче, в твоих молитвенных прошениях перед Господом Богом, и за мою дочь непраздную Марию, ожидающую 6-го ребёнка, её мучают приступы диких головных спазмов, не хватает на жизнь денег, надо платить огромные деньги за съёмную квартиру. Помолись, отче, о том, чтобы устроил Господь для Марии и её мужа всё для того, чтобы дали им, наконец, квартиру, в очереди при РПЦ МП для многодетных стоят уже несколько лет, очередь опять передвинули, и они в хвосте снова. И чтобы муж моей дочери Вадим воцерковился, а их работа начала им приносить такой доход, какой покрывал бы их нужды. Низко кланяюсь и прошу также твоей молитвенной помощи и для себя, грешной Галины, благодарю!

http://isihazm.ru/?id=1465

В различных древнехристианских памятниках изображающих Крещение: на аквилейских памятниках 15 , барельефе Монцского собора 16 , наконец, на указанных, чашах, погружение, как неизменная и законная форма крещения с первых времен Христианства, сопровождается, однакоже, обливанием из патеры или иного сосуда 17 , но эта деталь имеет явно символическое значение, тем более, что этот сосуд изображается иногда в облаках, в клюве голубя – св. Духа. Если, поэтому, исключительно символический смысл должен был заключаться и в употреблении при крещении настоящих патер, то эти предметы, украшенные соответствующие обряду символами, скорее всего могли служить крещальными подарками новообращенному от родствеников и друзей. Такого рода подарки указаны между мелкими христианскими древностями знаменитым их исселедователем Дж. Бат. де Росси 18 . Быть может, со временем и другие стеклянные патеры 19 , подходящие по форме к нашему и скутарийскому образцу, будут подведены к тому же типу. Нам остается только сказать несколько слов о том, почему подобный крещальный подарок, грубой и неценной работы, мог быть положен в могилу христианина, погребенного в Керченких катакомбах. Известно, как сильно вкоренен был между древними христианами Востока и Запада обычай принимать крещение уже в старости или даже перед самой смертью . Великие учители церкви: Августн, Иоан Златоуст, Григорий Нисский , и особенно Григорий Богослов в своих речах и поучениях, прямым или косвенным образом, постоянно касались этого пагубного для христианства обычия, увещевая паству примерами, несчастными случаями внезапной смерти, пародных бедствий и пр. не откладывать, необходимого обряда 20 и не увлекаться для этого мнимо благочестивыми, или приличными предлогами и толкованиями вкрив слов священного писания. В отдалении от религиозных центров подобный обычай мог удерживаться еще дольше, т. е. существовать случайно даже в VII веке, и если тот христианин, который был погребен в Керченской катакомбе принял крещение перед самой своей смертью , то священный крещальный подарок, естественно, мог быть положен вместе с ним в могилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010