Трипеснец на великий Понедельник Песнь 1-я. Ирмос. Осушившему непроходимое волнующееся море Божественным своим повелением, и проведшему чрез него пешешествовавший народ Израильский, Господу воспоем: ибо Он торжественно прославвлся. Неизреченно нисхождение Слова Божия, поелику Христос есть Бог и вместе человек; будучи Богом не по хищению, он и в образе раба являет сие ученикам: ибо он торжественно прославился (Флп. 2:6—7). Послужить обнищавшему Адаму, коего образом Я — Создатель — облекся добровольно, пришел Я сам богатый по Божеству, и для искупления его положить душу Мою, (хотя Я и) безстрастный по Божеству (Мф. 20:28). Песнь 8-я. Ирмос. Устрашился равночестнаго душе несквернаго тела благочестивых отроков и отступил (от него) неутомимый пламень, питаемый веществом без меры; среди же обезсилевшаго непогасшаго пламени воспевалась непрестанная песнь: все творения воспевайте Господа и превозносите во все веки. Тогда познають все, что вы — Мои ученики, если будете соблюдать Мои заповеди, говорит Спаситель возлюбленным, шествуя на страдание; мир имейте между собою и со всеми, и смиренно мудрствуя возвышайтесь: и познав Меня — Господа воспевайте и превозносите во все веки (Иоан. 13:35, 15:10, 17:3; Мк. 9:50; Лк. 14:11). Не по обычаю язычников да будет у вас господство над собратиями; ибо Мой жребий — не насилие, а свободное произволение; посему кто между вами хочет быть предпочтен пред другими, да будет последним из всех: и познав Меня — Господа воспевайте и превозносите во все веки (Мф. 20:25—26; 1 Петр. 5:2). Песнь 9-я. Ирмос. Возвеличил ты, Христе, родившую Тебя Богородицу, от которой Ты, Создатель наш, восприял подобострастное нам тело, во искупление наших согрешений: ублажая ее мы, все роды, Тебя величаем. Отвергнув всякую нечистоту страстей, стяжите разум мудрый, достойный Царствия Божия, в котором вы прославитесь, просветившись яснее солнца, предсказал Ты, верховная Премудрость, Твоим Апостолам (Мф. 10:16, 13:43). Взирая на Меня, сказал ты Господи ученикам своим, не высокомудрствуйте, но водитесь (мыслями) смиренными; вы пиете чашу Мою, какую Я пию; посему в царствии Отца со Мною и прославитесь (Мф. 11:29, 20:22, 20:29; Рим. 8:17, 12:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3573...

Содержание Предисловие Паримия из книги Деяний Апостольских в день памяти св. Апостола Матфея. (9 августа, Деян. I, 15–26.) Соборное послание святого Апостола Иакова Третья паримия из соборного послания Апостола Иакова. Гл. II, стт. 1–13. Паримии из 1-го соборного послания святого Апостола Петра, читаемая на вечернях во дни памяти Апостолов Петра и павлв, Филиппа, Матфея, Андрея Перврзванного и Варфаломея. В подлежащей рассмотрениию паремии (1 Петр. 2, 21–25; 3,1–9) содержится учение о неповинном, по примеру Христа, страдании, о поведении жен в отношении к мужьям и об общих христианских обязанностях. В подлежащей рассмотрению паремии (1 Петр. 4, 1–11) содержится увещание к верующим о воздержании от свойственных язычникам грехов плотоугодия и о духовной бдительности. Четыре паремии из 1-го соборного послания св. Апостола Иоанна Богослова, читаемые в апостольские праздники. В сей паремии (1 Иоан. 4, 11–16) предлагается учение о любви Божией в связи с христианскою любовью к ближним. В сей паремии (1 Иоан. 4:20–21, 5:1–5), читаемой в праздники Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября), говорится о несовместимости любви к Богу с нелюбовью к ближним и о силе веры.     Предисловие Толкованием на парамии из новозаветных книг заканчивается наш многолетний труд толкования на все паримийные чтения. Предлагаемое вниманию читателей, вторично издаваемое, толкование на паремии из книг новозаветных по своему характеру, по своим внутренним и внешним свойствам, не отличается от толкования на паремии из книг ветхозаветных, вторично изданнаго в двух томах в 1894 году. В обоих толковательных трудах мы старались совместить общевразумительность с обстоятельностию и основательностию в раскрытии смысла священнаго текста, имея в виду удовлетворить не только благочестивому чувству, но и духовной любознательности. В филологические исследования мы мало вдавались, преимущественною нашею заботою было изъяснение текста по существу и в строго – церковном направлении. Следуя сему направлению, мы, однако, не пренебрегали трудами иноврных толковников, старинных и новейших, хотя ни одному из них не слдовали рабски, следуя правилу: вся искушающе, добрая держите ( 1Сол. 5, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» Зачем Богу церковь? 5 Ответов Тимур, а зачем люди вступают в брак, недостаточно ли просто любить на расстоянии? Для ответа на Ваш вопрос нужно определиться с тем, какое значение Бог вкладывает в слово вера . Христианская вера — это верность Богу, уверенность в Нём, как Творце, Промыслителе и Спасителе человечества. Именно такой веры ждёт от нас Бог: « Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди » ( Ин.14:15 ). Бог основал Церковь как сообщество любящих Его, живущих по Его святой воле и через Церковь Господь подаёт людям спасение, соединяет с Собой. Церковь — это установление Самого Бога. Это Его народ, именно в Церкви, как через канал, Он передает людям Свои вечные духовные дары. Важнейшие церковные действия — семь таинств, Господь Иисус Христос установил лично Сам или через Своих верных учеников. Главная задача Церкви во все времена — возрождать людей для Бога, делая их частью Его семьи, народа, которые будут способны к жизни в новом мире, Который откроется через огненное обновление нынешнего. Без Церкви этого достичь нельзя, потому что человек не знает как это делать сам и не имеет для этого ресурсов. Это зависит от того, что мы называем словом «верить» и что мы собираемся обрести этой верой. «Верить» в смысле «признавать бытие Бога», конечно, можно и без Церкви — но какая нам польза от такого признания? Чем вера, которая ничего не меняет в нашей жизни, отличается от ее отсутствия? В Библии речь идет о другой вере — через которую мы входит в «завет», то есть в союз со Христом, и обретаем ту жизнь вечную и блаженную, которую он приобрел для нас Своей смертью и Воскресением. Такая вера проявляется в том, что мы присоединяемся к Церкви, о которой сам Христос сказал «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мат.16:18). Мы принимаем Крещение — «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мар.16:16 ) и приступаем к Евхаристии — «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Иоан 6:54 )

http://azbyka.ru/vopros/zachem-bogu-uslu...

15. Святой Дух наставляет людей на всяку истину (Ин. 16:13) Вот мирской кабинет светского ученого, вот он, муж ученый, окруженный книгами всякого рода, с глубокою думою на челе и гордым сознанием в сердце: «богат есмь и обогатихся», богат я книгами и пособиями всякого рода, богат я талантами и сведениями и потому " ничтоже более требую« ( Откр. 3:17 ). При таком мнении о себе, будет ли он просить помощи свыше? Но вот тесная келлия одинокого пустынника. Глаза его полны слез, грудь его вздымается от воздыханий сердечных, уста повторяют молитву: «окаянен аз, и беден, и нищ, и слеп, и наг, Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека! Да знаменается на мне свет лица Твоего, да в нем узрю свет неприступный! Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в мя, наставь мя на всяку истину!» Как подобною молитвою не испросить у Господа Духа премудрости, Духа разума, Духа ведения? И вот чистое, просвещенное свыше око пустынных старцев видело мысли людей, прозирало в будущее, созерцало светлый мир добрых Ангелов, проникало и в темный мир духов злобы. Мы указали бы на преподобного Анувия, который подробно рассказывал мысли, желания и образ жизни посетителей, приходивщих к нему, который не раз видал Ангелов и демонов, видел и светлые обители рая и мрачные затворы ада («Чет.-Мин.» июня 5); указали бы на преподобного Нифонта, который видел, как души разлучаются с телами («Чет.-Мин.» декаб. 23); указали бы на преподобного Андрея, который видел в храме, как Матерь Божия молится за род человеческий («Чет.-Мин.» окт. 1); указали бы на преподобного Пахомия, который не знал греческого языка, но, при помощи свыше, вдруг стал понимать инока грека, пришедшего к нему, и отвечать ему на греческом языке («Чет.-Мин.» мая 15), или на преподобного Ора, который в пустыне читал, никогда не учившись читать («Чет.– Мин.» авг. 7); указали бы и на многих других, но не укажем потому, что таких примеров так много, что о них можно было бы написать целую книгу. Укажем только несколько современных нам примеров на это из жизни о.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Велемичи. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты В церковных документах Минской епархии есть подтверждение, что в 1724 году в д. Велемичи был построен деревянный Ильинский храм. Храм был корабельной формы, с тремя куполами, дощатой кровлей, одним входом и двухъярусными окнами. Пол и потолок деревянные. Площадь храма составляла 25 саженей (65 кв.м). Храм не обогревался, в 1879 году требовался капитальный ремонт. Иконостас был сделан из доски и имел 32 иконы, размещённые в четыре ряда. Имелась колокольня, на которой было четыре колокола. Один – 1 пуд (16 кг), второй – 3 пуда (48 кг), третий – 6 пудов (96 кг), четвёртый – 10 пудов (160 кг). В годы Великой Отечественной войны два колокола были затоплены в озере Сиять и до сих пор не извлечены, хотя место их захоронения известно. На территории прихода находилось 2 кладбища и одна приписная церковь. В приход входили д. Велемичи и окольца Ольпень. Причт церкви состоял из настоятеля и псаломщика. Одним из настоятелей был священник Иоан Корженевский. В школьном листке начальной церковной школы за 1911 год значится, что он работал 37 лет и окончил МинДС. В 1875 году начал своё служение, был награждён набедренником. Его годовой оклад составлял 42 рубля. Храм имел около 60 десятин земли (120 саженей). Из них полей и сенокоса 40 десятин (80 га), приусадебной участок 1,5 десятины (3 сажени), остальное – леса. Годовой доход прихода составлял 60 руб. На 1864 год в приходе насчитывалось 529 прихожан мужского пола и 591 женского. При храме имелась приходская школа и дом милосердия. Первое упоминание о церковно-приходской школе относиться к 23 декабря 1875 года. В «Ведомости о состоянии приходских школ состоящих в ведомстве благочиния 3 округа» Велемичская церковно-приходская школа значится под номером 4. Указано количество учащихся: 21 юноша. В школе обучались «чтению по азбукам и изучали Св. историю». В ведомости по церковно-приходским училищам за 1880 год за номером 177 значится Велемичское церковно-приходское училище Мозырского уезда с количеством учащихся 22 человека мужского пола, состояние здания неудовлетворительное, учителя недобросовестно относятся к своим обязанностям. В школьном листке начальной церковной школы значится, что школа посещалась уездным наблюдателем 15 февраля 1911. Существенных нарушений найдено не было. Здание школы построено в 1824 году и нуждается в капитальном ремонте. В школе учится

http://sobory.ru/article/?object=23172

Поучение в день Св. первоверховных Апостолов Петра и Павла Ныне у нас праздник в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла. Чему же мы можем научиться у этих апостолов? У них можем мы научиться тому, как нужно каяться нам во грехах, и как после покаяния нужно служить Богу и веровать в Него. Посмотрим на св. Петра. Он был ученик и апостол Христов. Но что же случилось с этим учеником и апостолом? Когда Иисус Христос, пред Своими страданиями, во дворе первосвященника Каиафы, был судим своими врагами и недругами, то ап. Петр с клятвою трижды отрекся от Христа ( Матф. 25:70, 72, 74 ). А отречься от Христа по истине тяжкий грех ! Кто отрекается от Христа, тот пропащий человек. Господь сказал в Своем Евангелии: кто отречется от Меня пред человеками, отрекусъ от того и Я пред Отцем Моим, сущим на небесех ( Матф. 10:33 ). Что же согрешивший Петр? Он не предался отчаянию, но немедленно после своего грехопадения – горько плакал и рыдал, каялся, как великий грешник ( Матф. 26:75 ), всей душой возлюбил Иисуса Христа; и за его покаяние и любовь Иисус Христос пред учениками своими утвердил его в святом сане апостольском (Иоан. 21:15, 16, 17). И ап. Петр имел крепкую, непоколебимую веру, со всем усердием исполнял свое апостольское служение, и за веру Христову 29-го июня, в 67-м году по Рожд. Христовом, окончил жизнь свою мученическою смертью, а церковь Христова причла его к лику апостолов первоверховных. Посмотрим и на св. Павла. Он был гонитель христиан и Самого Христа. А гонитель христиан и Христа тоже пропащий человек. Но вот этот гонитель обратился ко Христу и сделался после своего обращения верным Его апостолом, добрым пастырем и учителем Христовой церкви. Он более всех апостолов потрудился в проповедании слова Божия ( 1Кор. 15:10 ), удостоился быть даже на третьем небе, в самом рае, и слышатъ там неизреченный глас ангелов ( 2Кор. 12:2, 4 ). Чрез год после мученической кончины св. ап. Петра, и он того же 29-го июня, за веру Христову окончит жизнь свою мученическою смертью. Церковь Христова и его причла к лику апостолов первоверховных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Миссия Апостольской Церкви 13.07.2023 17:28:50 Сергей Львович Худиев Празднование памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла напоминает о многом — и, в частности, о нашей вере в апостольскую природу Церкви. Церковь не только «утверждена на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф.2:20,21) Церковь продолжает миссию Апостолов. Как говорит Господь, «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19), или, у Евангелиста Марка, «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар.16:15,16) Церковь есть длящееся присутствие Христа в этом мире. Христос проповедует и отпускает грехи устами ее клириков, и преподает спасительные Таинства их руками. В Церкви и через Церковь Христос преподает верующим жизнь вечную и блаженную. Как говорит Он сам о Таинстве Евхаристии, «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:54) Вечная жизнь — это благо, бесконечно более важное, чем любые земные блага; вечное осуждение — бесконечно худшая беда, чем все земные беды. Если мы верим словам Господа — то Церковь бесконечно важнее любого другого человеческого сообщества, и на нее возложена миссия, несопоставимо более важная, чем что бы то ни было еще. Спасение душ для вечности. Как говорит Господь, «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матф.16:26,27) Царство Небесное — это такое сокровище, ради которого можно (и нужно) отказаться от всего остального: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Матф.13:44)

http://radonezh.ru/2023/07/13/missiya-ap...

Содержание Глава 1    Тогда будете люди Божии и спасенные Им, когда, отступив от всякого вашего зловерия, упрямства и непокорства, воззовете Ему с верою и любовью вместе с людьми Божиими: «Благословен грядый во имя Господне... Бог Господь и явися нам» (Пс. 117:26—27), и начнете жить по Его заповедям, крестившись во имя Отца и Сына и Святого Духа, как написано: «Твой есмь аз, спаси мя», а за тем приводит причину: «яко оправданий Твоих взысках» (Пс. 118:94). Вы же отрицаетесь Его Божества, заявив пред Пилатом: «не имамы царя, токмо кесаря» (Иоан. 19:15), и опять: «кровь Его на нас и на чадех наших» (Мф. 27:25); и не принимаете Его оправданий, когда Он говорит: «иже веру имет и крестится, спасет будет, а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16:16). Как же ты говоришь: мы — Божии, в каком бы состоянии ни находились. Или не слышал ты Пророка, который го­ворит: «Отчуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу» (Пс. 57:4). Глава 2    Не Божии вы теперь, как мы показали, и надежда ваша не прочна, ибо написано: «пожрите жертву правды и» тогда «уповайте на Господа» (Пс. 4:6). Вы же, убив Его, стали Его врагами и убийцами, а не сынами, не друзьями и не людьми Его паствы. Как же вы на Него надеетесь? Суетно ваше упование и богомерзко. Глава 3    Если же вы находитесь под гневом Божиим, то, следовательно, вы Ему враги и мерзостны. Как же вы называете себя Его людьми, когда Писание гово­рит: «сынове чуждии солгаша Ему, сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих» (Пс. 17:45—46). Он вас признает и называет чужими: как же ты, Самуил, говоришь, что вы Ему свои? Глава 4    Если же, как утверждает слово истины, и как ты признаешь, отцы ваши и погрешили, и заблу­дились, не познав пришествия Христова, то, следовательно, и вы сами погрешили и заблудились с ними, а потому и погибли, по сказанному: «се удаляющии себе от Тебе, погибнут» (Пс. 72:27). Глава 5    И в ссылках своих на древних праведников говоришь ты неправду, Самуил: Моисей и прочие пророки ходили во всех заповедях, установлениях и оправданиях Божиих, живя праведно и целомудренно; они с верою несумненною и горячим желанием ожидали пришествия Христа — Мессии, уповали на Него и про­рочествовали о Нем. Вы же не только не ходите во всех заповедях Божиих, как они ходили, но и, противясь их пророчествам, убили Христа Бога, посланного к вам на избавление вас и всего рода человеческого. Если и они, как люди, в чем-либо когда погрешили по неведению и забвению, — помыслом ли, или каким-нибудь маловажным согрешением однажды, то немедленно исправлялись, а не пребывали в противлении заповедям Божиим, не валялись в сквернах плотских и беззаконных услаждениях, как вы и мы. Итак, солгал ты и хулу нанес на тех праведников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И дам вам сердце новое 10.06.2022 17:05:44 Сергей Львович Худиев В это воскресенье Церковь совершает великий праздник Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на Апостолов. Это событие, которое обещает Господь Иисус в Евангелии: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан 14:16-17) Кто такой Утешитель? Прежде всего, как нам открывает Священное Писание, и как учит Церковь, это Личность — а не безличная сила, как полагали некоторые еретики. Он, например, дает повеления от Своего Лица, и прямо говорит о Себе «Я»: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2) Он обладает мыслями (Рим.8:27), волей (Деян.15:28), его возможно огорчить (Еф.4:30), то есть в Писании речь последовательно идет о Личности. Люди могут жаловаться на то, что учение о Троице непонятно и не укладывается в голове — но такова реальность, открытая нам в Священном Писании: Святой Дух — как и Отец, как и Сын — целиком и полностью Бог, при этом существует не три Бога, а один Бог — Святая Троица, Единый по Существу и Троичный в Лицах. Что совершает Святой Дух? Прежде всего, Он обновляет Сердца верующих и созидает Церковь. Как обещает ветхозаветный пророк Иезекииль: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:25-27) О чем здесь идет речь? Люди, по природе своей, религиозны, и падшее человечество создало великое множество религий. Христианство тоже может восприниматься людьми как одна из религий — которая обслуживает потребность в коллективных ритуалах, утешении и смутной надежде на помощь потусторонних сил. Но существо нашей веры — другое.

http://radonezh.ru/2022/06/10/i-dam-vam-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий. О молитвенном призывании святых. Опубликовано: 03 сентября 2022 Православная Церковь, как это изложено в «исповедании» её, учит о молитвенном призывании святых так: «мы призываем святых в посред­ничество между Богом, чтобы они молили Его за нас, призываем их не как богов каких, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою, но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать... Они (во время земной жизни сво­ей) молятся за других и ходатайствуют не только частно, в тайне, но и всенародно, открыто, как это подтверждают писания... тем более по смерти своей молят о нас Бога». Будучи послушны голосу своей Матери – Православной Церкви, и мы, православные христиане, на каждом шагу своей многотрудной жизни обращаемся к святым Божиим с молитвой. Примеров призывания в молитвах к Богу святых множество, как в Свя­щенном Писании, так и в чуть ли не двухтысячной истории Православ­ной Церкви. Священное Писание не только повествует о призывании в молитвах святых, но и свидетельствует, что призывание святых заповедано Самим Богом. Так, в книге Бытия рассказывается о том, как Герарский царь Авимилех взял к себе Сарру, жену Авраама, и Бог явился ему и приказал отпус­тить Сарру, ибо «Авраам пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» (Быт 20, 7). Если мы, грешные, надеемся на свои молитвы и ими думаем приблизить к себе Бога, то сколь действеннее и сильнее дол­жны быть молитвы тех избранников Божиих, которых Сам Спаситель на­звал Своими друзьями (Иоан. 15 гл., 14 ст.). Если по молитвам нас, живу­щих часто не как друзья Божии, а как враги Его закона, посылает Господь на землю Своё благословение, то как не послать Ему его, если об этом просят праведники, молитва которых по слову Апостола (Пак. 5,16) «много может»? Вот, потому-то и Священное Писание говорит, что Сам Бог иногда ищет праведного человека, который бы мог вознести достойную Бога мо­литву за погибающее человечество.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/753-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010