" Забытые " каноны Существуют и правила, которые не соблюдаются в современной Православной церкви по ряду причин, в том числе историческим, но соблюдение которых только бы улучшило жизнь христиан. Первые два канона – 46-ой Лаодикийского собора и 78-ой Трулльского (одинаковые), который предписывает обязательную катехизацию готовящихся к крещению: " Крещаемым должно изучати веру, и в пятый день седмицы давати ответ епископу, или пресвитерам " (46-ое Лаод.). Следующее – 76-ое правило Трулльского собора избавило бы нас от многочисленных упреков со стороны протестантов: " Никто не должен внутри священных оград корчемницу или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святой храм мирским местом (Иоан. 2:15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен " . Как видно, это правило запрещает любую торговлю в храмах или на храмовой территории. Еще два полезных правила – о проведении Великого поста и Светлой седмицы. " Не подобает в четыредесятницу совершати браки, или праздновати дни рождения " (52-ое Лаод.). И: " От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище " (66-ое Трулл.). Последнее правило предписывает частое посещение богослужений на Светлой седмице и частое Причащение. 80-ое правило Трулльского собора говорит о том, что нельзя удаляться от церковного общения более чем на три воскресения подряд, этим самым человек сам себя отлучает от Церкви. Причем правило предписывает лишь посещать богослужения в воскресные дни, оставляя вопрос участия в таинстве Евхаристии на усмотрение каждого: " Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения " .

http://religare.ru/2_99519.html

Ибо я рассудил, – сказал апостол, – быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса ( 1Кор.2:2 ). Ибо Иисус для того, кто прилепляется к Нему, есть просвещение ума, красота душевная, здравие для тела, веселие сердцу, помощник в скорбях, радость в печалях, врачевство в болезни, отрада во всех бедах, и надежда на спасение и для того, кто Его любит, Сам есть награда и воздаяние. Некогда, по сказанию Иеронима, неисповедимое имя Божье начертывалось на золотой дощечке, которую носил на челе своем великий первосвященник 14 ; ныне же божественное имя Иисус начертывается истинною Его кровью, излиянною при Его обрезании. Начертывается же оно уже не на золоте вещественном, а на духовном, т. е. на сердце и на устах рабов Иисусовых, как оно начертано было в том, о котором Христос сказал: «ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое» ( Деян.9:15 ). Сладчайший Иисус хочет, чтобы имя Его как самое сладкое питие было носимо в сосуде, ибо Он воистину сладок всем, вкушающим Его с любовью, к которым и обращается псалмопевец с такими словами: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» ( Пс.33:9 )! Вкусив Его, пророк вопиет: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя» ( Пс.17:2 )! Вкусив Его, и святой апостол Петр говорит: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» ( Мф.19:27 ; Иоан.6:68 ). Сею сладостью для святых страдальцев настолько были услаждены их тяжкие мучения, что они не боялись даже и самой ужасной смерти. Кто нас, – вопияли они, – отлучит от любви Божией: скорбь, или опасность, или меч, ни смерть, ни жизнь, ибо крепка, как смерть, любовь ( Рим.8:35, 38 ; Песн.8:6 ). В каком же сосуде неизреченная сладость – имя Иисусово любит быть носимой? Конечно, в золотом, который испытан в горниле бед и несчастий, который украшен, как бы драгоценными камнями, ранами, принятыми за Иисуса и говорит: «Ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» ( Гал.6:17 ). Такого сосуда требует та сладость, в таком имя Иисусово желает быть носимым. Не напрасно Иисус, принимая имя во время обрезания, проливает кровь; этим Он как бы говорит, что сосуд, имеющий носить в себе Его имя, должен обагриться кровью. Ибо когда Господь взял Себе избранный сосуд для прославления Своего имени – апостола Павла, то тотчас же прибавил: «И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» ( Деян.9:16 ). Смотри на Мой сосуд окровавленный, изъязвленный – так начерчивается имя Иисусово краснотою крови, болезнями, страданиями тех, кто стоит до крови, подвизаясь против греха ( Евр.12:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда умрет и погибнет имя его? Тяжел он нам и по виду, говорят они. Итак, когда он умрет? или когда пропадет имя его, чтоб и не слышалось более? Сими словами иудеи выражали, как желательно было для них, чтоб истребилось имя Иисуса хоть одним часом раньше, поелику видели, что оно было исполнено божественною силою и исцеляло всякую болезнь, то есть, долговременный недуг, и всякую немощь, то есть, недавнюю слабость, а посему и думали, что со смертью Его вовсе погаснет и самое имя Его. Пс.40:7 .  И вхождаше видети Предатель – Иуда, говорит, как друг и ученик Мой, входил свободно в тот дом, или в то место? где находился Я, входил с злою целью, чтобы увидеть, не было ли удобное время к преданию Меня, как говорит божественный Кирилл. Ибо Евангелист сказал: с того времени искал удобного случая – предать Его ( Матф.26:16 ). Всуе глаголаше сердце его Сердце, говорит, предателя Иуды суетно говорило, то есть, помышляло само в себе о предательстве, когда он входил – видеть, удобно ли время предать Меня. Или напрасно он старался утаиться, лицемерно называя Меня – равви, или учителем, ибо Я, как сердцеведец, знал, что он замышляет и чего желает Мне. Собра беззаконие себе Сие, говорит, замышляя против Меня, несчастный Иуда не приобрел никакого добра, кроме того, что снискал себе беззаконие, потому что умыслил зло против Учителя и Спасителя своего. Некоторые после слов: «всуе глаголаще» поставляют полную точку, чтобы вышла мысль такая: что напрасно Иуда говорил со Мною мирно, тогда как в сердце своем он составлял на Меня враждебные и смертоносные советы. Впрочем первая мысль лучше. Исхождаше вон, и глаголаше вкупе Это и евангелист Иоанн показывает, когда говорит: он (Иуда), приняв хлебец, тотчас вышел ( Иоан. 13:30 ); а это – вместе означает, что Иуда, совокупясь с врагами моими – иудеями, разговаривал с ними, ибо он говорил с ними о предательстве, и соглашаясь с архиереями и книжниками, говорил: что мне дадите, и я вам предам Его? ( Матф. 26:15 ). Божественные евангелисты явно говорят, что все это сбылось.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Меня поразила еще одна идея, которую высказал К.Фролов, а именно то, что миссионер должен быть «специалистом по сетевому маркетингу». Это что, получается, он живыми душами торгует? Понятно, когда нет ничего за душой, то и становишься маклером, менеджером, специалистом по маркетингу в Православии. С этим ли шли святые апостолы, святая Нина, святые Мефодий и Кирилл, святой Стефан Пермский, святители Иннокентий Алеутский и Николай Японский? С такими ли идеями? Становится смешно и страшно. Нуждались ли святые Кирилл и Мефодий в услугах константинопольских мимов для вящих успехов в своей миссии? Нуждался ли Стефан Пермский в помощи новгородских скоморохов с медведями, а Иннокентий Алеутский в труппе Большого театра? Нет, они проповедовали своей жизнью во Христе, той, которой наши миссионеры не живут. А «миссионэры» же полагаются на те технологии, которые насильствуют и уродуют душу человека, которые наш безбожный мир разработал совершенно для другого. На деле они - не за Христа, а против Него, не за спасение, а за погибель, не за искупление, а за продажу душ человеческих. Невольно вспоминается образ Спасителя, который с бичом в руке разогнал торговцев во Храме и сказал: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоан. 2:15,16). Он сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» (Матф. 21:13). Вот таким же «вертепом разбойников» пытаются сделать нашу Церковь «дорогие миссиоманы». Еще одна опасная мысль, ими проводимая, - это идея харизматического лидера, удача которого служит гарантией его богоизбранности. Эта идея напрочь сносит идею легитимной власти, как светской, так и духовной. Она дает возможность клеветникам Церкви порочить Святейшего Патриарха Кирилла. Например, Святейший благословил спортивную команду, она потерпела поражение, и немедленно клеветники Церкви обрушились на Патриарха. Почему? Да потому что в головы их вложена кураевско-фроловско-уткинская идея об удачливом и харизматичном вожде. У нас полыхали пожары, и опять пошли разговоры относительно Патриарха Кирилла, что де правление его не благословлено.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/13/sv...

Но это убедило в истине происшедшего только одного Иоанна. О Петре св. Лука говорит, что он «пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лук. 24:12). Состояние духа его, после троекратного отречения от Господа, было очень тяжелым и не располагало к живой вере. И вот, вероятно, при возвращении его от гроба милосердный Господь явился ему в утешение и умиротворение сердца его, о чем лишь кратко упоминает св. Лука в 24:34 и св. ап. Павел в 1 Коринф. 15:5. Как видно из этих мест, Господь явился Петру наедине и прежде других Апостолов. Явление Господа Марии Магдалине (Иоан. 20:11-18; Марка 16:9-11; Матф. 28:9-10). После того, как Апостолы Петр и Иоанн ушли от гроба, там осталась одна Мария Магдалина, может быть, пришедшая вместе с ними или сейчас же вслед за ними. Душа ее была в смятении, и она плакала, считая тело Господа похищенным. Плача, она наклонилась к отверстию гроба и увидела там двух Ангелов, сидящих на том одре, на котором в гробных пещерах полагали тела мертвых. Скорбь о Господе была столь велика, что заглушала все прочие чувства, а потому Магдалина, видимо, даже не была особенно потрясена этим явлением Ангелов, и на их вопрос, конечно, с желанием ее утешить: «Женщина! что ты плачешь?» она запросто, как бы говоря с земными существами, трогательно выражает свою скорбь все в тех же словах, как раньше Апостолам Петру и Иоанну: «Унесли Господа моего, и не знаю где положили Его.» Сказав это, она, может быть случайно, в растерянности чувств, а, может быть, движимая инстинктивным внутренним чувством, обратилась назад и увидела Иисуса, но не узнала Его. Не узнала, вероятно, потому, что Он явился «иным образом,» как позже Эммаусским путникам, в «смиренном и обыкновенном» виде (св. Иоанн Злат.), почему она и приняла Его за садовника. а может быть, не узнала и потому, что глаза ее были заплаканы, она была подавлена скорбью и отнюдь не ожидала видеть Господа живым. Не узнала она Его вначале даже по голосу, когда Он спросил ее: «Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь?» Принимая Его за садовника, что вполне естественно, ибо кому же и быть так рано в саду, как не садовнику, она говорит Ему: «Господи,» в смысле «господин,» «если ты унес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его,» не думая даже при этом, будет ли она, слабая женщина, в состоянии поднять Его.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

По его учению, природа человека повреждена глубоко и существенно, но тем не менее в ней сохранились остатки нравственной свободы. Язычники, не возрожденные благодатию, могут творить добро собственными силами, это добро угодно Богу, но недостаточно для спасения 1 1. Такой взгляд, основываясь на приведенных нами местах из Св.Писания, подтверждается и всем опытом жизни, который с несомненностью убеждает нас в возможности делать добро вне христианства. Задача человека, по учению Православия, заключается в том, чтобы при помощи благодати Божьей препобеждать в себе греховное начало и достигать святой богоугодной жизни. Задача эта называется иначе воспитанием нравственной свободы. Термин «свобода» в богословии имеет несколько иной смысл, сравнительно с его употреблением в науке и общежитии. Психологической или формальной свободой выбора называется способность человека во всякое время поступать так или иначе, избирать добро или зло по собственному произволению: «Предложих ти огнь и воду, и на неже хощеши, простреши руку твою. Пред тобою живот и смерть, и еже аще изволиши, дастся тебе» (Сирах, 15:16–17). В Св.Писании и богословской науке свободой называется следование закону добра. В этом смысле употребляет данное слово Господь Иисус Христос , когда говорит: «Уразумейте истину, и истина свободит вы; аще убо Сын вы свободит, воистину свободны будете» ( Иоан. 8:32,36 ). А по словам апостола Павла: «Идеже Дух Господень, ту и свобода» ( 2Кор. 3:17 ). Наоборот, всякий, делающий злое, становится рабом греха, по свидетельству Самого Господа ( Ин. 8:34 ). Воспитание нравственной свободы на первых порах представляется для человека в высшей степени трудным. Ему нужно препобедить греховную сторону своего существа, настойчиво приковывающую к себе волю человека. «Ин закон» влечет его к «плоти и крови» греховных наслаждений, эгоистического чувственного счастья, и нужно немало внутренних усилий, напряжения воли и борьбы с собою, чтобы подавить в себе силу греховных наклонностей и пожеланий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Levitov/...

Ясно, что сила бескровной жертвы животворящего Слова есть сила духовная, религиозная, но не плотская. Наконец Кирилл точно подтверждает свое учение словами ап. Павла, что хлеб, который преломляем, есть – общение тела Христова ( 1Кор. 10, 16 ) и особенно словами Самого И. Христа: «плоть не пользует ничтоже ( Иоан. 6, 63 )», потому что, говорит он, плоть по самой своей природе «тленна и развращенна» и она никоим образом не оживотворяет. – Невозможно быть более ясным» 13 . Наконец в заключении разбора данных из Толкований на Иоанна проф. Мишо заявляет: «Мы, верится нам, достаточно выяснили, на основании подлинных слов, учение св. Кирилла. Если снести Толкования с ответом Несторию и с Трактатом о поклонении в духе и истине, то нельзя усмотреть между ними никакого противоречия» 14 . Итак, по мнению проф. Мишо, то, что содержится в Ответе Несторию и в Трактате о поклонении в духе и истине, содержится и в Толкованиях на Иоанна. Мысли Толкований на Иоанна по вопросу об евхаристии, по Мишо, ценны еще потому, что, излагая их, св. Кирилл сообщает воззрения не свои личные, но отцов церкви (за исключением впрочем одного суждения) 15 . Понятна идея, какую проф. Мишо соединяет с учением св. Кирилла об евхаристии. Он всячески отстраняет мысль как о материальном присутствии Христа в таинстве евхаристии, так и о материальном вкушении плоти и крови Христовой, и видит в учении св. Кирилла об евхаристии только идею о духовном причащении Слова – sola fide. Усматривая только эту идею, он естественно и конечно намеренно становится в прямую оппозицию к тем, кто исповедует в таинстве евхаристии пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христа, почему неоднократно делает замечания по адресу, как он называет, «транссубстанционистов». В своих результатах исследования он, замечательно, не совпадает и со своим бывшим собратом по вере, ныне членом римско-католической церкви, проф. Ваттерихом 16 , который в сочинении: «Присутствие Господа во Святом Причащении», ссылаясь между прочим на св. Кирилла, полагает, будто бы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

С какой душой я мог быть с Ним? Видел Бог сердце измученное, но не захотел сам сокрушить того, кто мучился сам по себе. Это именно и показывает, что «трости надломленной не переломит» ( Мф. 12:20 ). И вот ноги учеников Он омыл. Дошла очередь наконец до Петра. А пока Спаситель омывал прочих, Петр размышлял о достоинстве Господа и о ничтожестве человека, о бедности людей и о славе Прославленного, и решил не принимать от Него омовения. Подошел к нему Спаситель, и он говорит: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги» ( Иоан. 13:6 )? Ты, мертвых воскрешающий, прокаженных очищающий (это – «Ты» имеет большую силу), Ты, о Котором я засвидетельствовал, что «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф. 16:16 )? Если я сказал это по неведению, тогда это и останется лишь человеческим предположением; но если Ты сам подтвердил эти мои слова, говоря что «не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф. 16:17 ), то как теперь унижаешься Ты до того, чтобы Господними руками мыть ноги раба? «Не умоешь ног моих вовек» ( Иоан. 13:8 ). Что же Спаситель? Прервал речь его. «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» ( Иоан. 13:7 ), т.е. ты не понимаешь цели Моего дела. Не перенес он, но, услышав это, говорит: «не умоешь ног моих вовек». Обнаружил душу тверже адаманта. Спаситель же поднес огонь Свой и сделал адамантовую душу мягче воска. Нет, – говорит, – хотя ты упорствуешь и противишься, оставь свою настойчивость. «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» ( Иоан. 13:8 ). И он несогласный и противящийся говорит: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» ( Иоан. 13:9 ). Готов был отдать не только капитал, но и всю прибыль. Нрав христиан не должен быть упрямым; не следует христианину быть себялюбивым; неприлично ему строить лукавые замыслы, но следует свободно идти к добродетели; во время радости нужно быть веселым, а во время печали мрачным, как говорит Павел, «радуйтесь с радующимися», поститься с постящимися, «плачьте с плачущими» ( Римл. 12:15 ). Это значит то, что говорит Павел: «едите ли, пьете ли, ...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

14) Изречение: «Аз есмь лоза» (Иоан. 15:1), и: «Отец Мой болий Мене есть» (Иоан. 14:28), и: «созда Мя» (Притч. 8:22); и: «Аз... есмь червь, а не человек» (Псал. 21:7); также всё, что в Евангелиях и у пророков изрек о Себе Сын уничижительно, — сказано о теле, которое понес Он на Себе ради нас. А удобостраждущего сего тела, которое понес Сын на Себе для спасения вселенной, не приписываем мы Отцу. Ибо все создано Отцем чрез Сына; единый же Сын рожден от Отца. Почему Бог Слово «перворожден всея твари» (Кол. 1:15), и Он непреложный от Непреложного. Поэтому тело, которое ради нас понес на Себе Сын, есть тварь. 15) Ибо во Адама, нареченного Иисусом, облекшись по всему, даже и с Адамовыми немощами, кроме греха, чтобы чрез Него привести к Отцу погибшую овцу, «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен» (Иса. 53:7). О Нем пишет Павел: «человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (1 Тим. 2:5, 6), и в другом месте говорит: «человеком смерть бысть, и человеком жизнь. Яко же бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» (1 Кор. 15:21, 22). 16) Все получило бытие и создано Самим Словом, но Слово не имеет начала бытия; получившим же начало бытия и созданным Писание именует человека, которого ради нас понесло на Себе Слово. Ибо Господь говорит: всякая розга, во Мне пребывая, приносит «плод» (Иоан. 15:4, 5). И в человеке, которого понес Он на Себе от Адамова рода, оживотворил Он сущих от Адамова рода. 17) Прими во внимание, что доныне никто не знал Сына Божия как Он есть, пока не явил Он нам Себя. Сына же человеческого, которого Он понес ради нас, мы знаем. О нем сказал Павел: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса... верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3:1, 2); о Нем и Стефан говорит: «вижу... Сына человеча одесную стояща Бога» (Деян. 7:56). Не сказал же: вижу Слово или Премудрость Отчую; но: «Сына человеча» — Господне от Марии тело. 18) А что касается выражения: «Иисус преспеваше возрастом, и премудростию, и благодатию» (Лук. 2:52), то оно говорится о человеке, разумеемом в Спасителе; Он был некогда младенцем, преспевал возрастом, премудростию и благодатию; Он, «начиная, бе яко лет тридесять» , как повествует евангелист Лука (Лук. 3:23). Тело же, допускающее преуспеяние и возраст, есть тварь и создание. Иисус Христос, разумеемый в Спасителе человек, приемлет преуспеяние возраста, бывает некогда младенцем, а потом мужем, «начиная яко лет тридесять», как говорит Лука. Итак, приемлющий возрастание человек Христос Иисус, Посланник и Святитель, верный Сотворшему Его, Он-то и есть допускающий преуспеяние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2581...

Но еще ужаснее приговор, какой услышат грешники от сидящего на престоле славы Господа: « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный ». « Идите » — Я не признаю вас более своим народом; вы презрели мой крест, мое евангелие; вы отреклись от Меня, теперь и Я отрекаюсь вас. Время благодати и покаяния уже прошло и не возвратится (Мат. 7:22; Лук. 13:26–27 ); вся надежда на спасение потеряна (Прем. 3:18). « И пойдут сии в муку вечную .» Тут вечный плач и скрежет зубов; тут огонь вечно горит и не угасает, мучениям нет предела, времени нет конца. 2. Утешительно для праведников. а) « Приидет Сын Человеческий во славе своей » и это пришествие, столько страшное для грешников, будет невыразимо радостным для праведников. « Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше » (Лук. 21:28), сказал Господь смущенным ученикам, после того, как возвестил им о грядущем суде своем. Теперь избранные Божьи ведут мучительную борьбу с своею греховной природой; тогда настанет для них «избавление от этой борьбы». Теперь они терпят поношения и оскорбления, тогда Бог «отымет всяку слезу от очей их» (Апок. 20:4). Теперь они скрываются во мраке и неизвестности, тогда «просветятся как солнце» (Матф. 17:2). « Приидите », скажет Господь одесную стоящим, « благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ». Приидите все, подвизавшиеся в вере и благочестии, и наследуйте не царство мира, земное, преходящее, но царство вечное. — И придут « праведники в жизнь вечную ». Настанет блаженство, которого никакое слово человеческое не в состоянии выразить (1 Коринф. 2:9; Рим. 8:18; 1 Иоан. 3:2 ), и этому блаженству не будет конца. б) « Приидет Сын Человеческий во славе своей »: итак вы, ревнующие о Господе, « вы же, братия, не унывайте, делая добро » (2 Фесс. 3:13). « Труд ваш не тщетен пред Господом » (1Кор. 15:58). « В мире будете иметь скорбь » (Иоан. 16:33), но « и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас » (Иоан. 16:22; Псал. 125:5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010