6:38, 5:30); в этом Он полагает Свою «пищу» (Иоан. 4:34), т. е. Свою насущную потребность. И действительно, во всю Свою жизнь Христос выполнял волю Отца во всей точности и с полною покорностью. Первое слово Христа, приведенное Евангелистом, выражает мысль о повиновении Отцу. Еще в пору нежного отрочества, 12-ти летний Иисус говорит Своей матери: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк. 2:49). И после, когда он открыто выступает на общественную деятельность, ничто не может отвлечь Его от этого повиновения. Каждое предприятие Его, всякое слово и деяние, — все вращается около него, все имеет непосредственное к тому отношение. Отправляется ли Иисус в какой-нибудь город, или селение, — Он делает это, исполняя волю Пославшего Его. Дух Божий побуждает Его идти в пустыню, — Он и идет туда. Дух поставляет Его в отдаленном от врагов месте, — Он и остается там. Дух ведет Его в Иерусалим в минуты самой большой опасности, когда ненависть и злоба врагов готова употребить грубейшее насилие над Ним — Он и не колеблется. Тот, Кто вчера скрывался потому, что Отец желал этого, исполняя волю Того-же Отца, с полным спокойствием неожиданно является пред Своими врагами, дрожащими от злобы на Него. Не старается Христос приблизить Своего часа; но лишь только прозвучал этот час, — час скорби и страданий, — Он восклицает: «на сей час Я и пришел» (Иоан. 12:27). Он вполне знает, что ожидает Его впереди; человеческое чувство самосохранения подсказывает Ему молитву к Отцу о том, чтобы чаша страданий прошла мимо Его (Лк. 22:42); как Бог, Он мог сделать один знак, и Гефсиманский сад превратился бы для Него в место славы. И, однако, этого знака Он не подал, а остался покорен воле Отца: «Отче, мой! ...да будет воля Твоя» (Матф. 26:42), а воля Отца вела Его к Голгофе. Так Христос остался «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Крестная смерть была тяжка и мучительна для Него; но Его любовь к Отцу столь безгранична, что она вполне господствует над Его человеческою волею, побеждает в Нем чувство самосохранения, уничтожает страх смерти, дает Ему силу принести самую тяжкую жертву, лишь бы исполнить желание любимого Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4001...

«Господь, говорит псалмопевец, испытывает праведного, а нечестивого, любящего насилие ненавидит душа Его» ( Пс. 10:5 ; См. Суд. 10:16 ; Иер. 5:9  и др.). Нелепо и кощунственно было бы, на основании одинакового слова, обозначающего духовную природу человека и Бога, утверждать одинаковое существо и достоинство этой природы в твари и ее Творце. Равным образом нелепо, на основании того, что иногда духовная природа животного и человека называется в Св. Писании одним и тем же словом – «душа», утверждать, что душа человека, как и душа животных одинаковы, что она в крови его и потому уничтожима. Это противоречило бы всем приведенным нами местам Св. Писания. 2) Что душа человека не духовной, а телесной природы, говорят адвентисты, и потому уничтожима, это видно из тех мест Св. Писания, где не только говорится о душе, что ее можно съесть; но что она сама хочет есть: «ныне душа наша изнывает: ничего нет, только манна в глазах наших» ( Чис. 11:6 ) – и что ее можно искать и уловить; ты «ищешь души моей», говорит Давид Саулу, ( 1Цар. 24:12 ); «собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, говорит о врагах своих Давид, чтобы уловить душу мою» ( Пс. 55:7; 123:7 ; Иез. 13:19–20 ), – что душа умирает: «да умрет душа моя со смертью праведников», говорит Валаам ( Чис. 23:10 ; Иов, 7:15), – что, наконец, ее можно убить и истребить: «проклят, кто берет подкуп, чтобы убить душу и пролить кровь невинную» (Вт. 27:25); о необрезанном мужеского пола говорится: «истребится душа та из народа своего» ( Быт. 17:14 ; Исх. 22:12  и др.). Как в Ветхом Завете говорится: «Моисей раб Мой умер» (Иис. Н. 1:28), так и в Новом Завете, говорят адвентисты, сказано: «умер нищий», «умер богач» ( Лк. 16:22 ). «Лазарь умер» (Иоан, 11:14); «мертвые во Христе воскреснут прежде» ( 1Фес. 4:16 ), «отцы ваши ели манну в пустыне и умерли» ( Иоан. 6:49 ), т. е. говорится, что люди умирают целиком и телом, и душой. 2) Мы уже объяснили, что слова св. Писания: «кровь есть душа, не ешь души с мясом» относятся не к душе человека, а к душе животных, ибо нигде в Писании душа человека не называется кровью, нигде не говорится, что душа человека в крови; это – выдумка адвентистов; напротив, – многие места св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Рече же им Пилат: имате кустодию: идите, утвердите, якоже весте. Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею» (Матф. 27:65—66). Пилат избегает сообщничества с богоубийцами, зная, что сам он не нашел в Нем ни единой вины, и все безумное дело слагает на них. «Чтоб не осталось вам никакого повода возражать против воскресения, вам самим поручаю я печать и стражу. Смотрите же, не прибегайте опять к безчестным вымыслам и нелепым рассказам, когда событием воскресения будет доказана истинность предсказаний этого, как вы говорите, обманщика. Дело стоит теперь на острие бритвы; «ныне суд есть» (Иоан. 12:31), как сам Он говорил. Если Он, воскреснув, «вознесен будет от земли» , вы — начальствующие будете отвергнуты, а Он «всех привлечет к себе» (Иоан. 12:32). Таковы были речи Пилатовы. Но безстыдные и неблагодарные Иудеи ринулись, как псы, ко гробу и запечатали камень. Итак Тот, кто сотворил бездну и запечатал ее, кто пределом морю положил песок, лежит во гробе, мертвый охраняемый стражею и печатию. «Уснул яко лев и яко скимен» (Быт. 49:9). Опочил, как Цар, за охранною стражей. Кто возбудит Его? «Ныне воскресну, глаголет Господь» (Псал. 11:6), ныне вознесуся, ныне прославлюся: ныне узрите, ныне уразумеете. Между тем жены, сгоравшие пламенною любовию к Учителю, не скрываясь смотрели на все происходившее; и готовые подвергнуться опасности за Господа, превзошли дерзновение Апостолов и никому не дозволили предвосхитить у себя в сем деле преимущество. Будем же и мы подобны мудрым рабам, ожидавшим пришествия домувладыки: получивши талант, постараемся всеми мерами приумножить его, и получить таким образом радость Господа, как рабы благие и верные домостроители. Талант этот, по моему мнению, есть всякий дар, подаваемый людям Божественною благостию. А даров Божественных никто не лишен совершенно: только один способен к такой добродетели, другой к иной: один к большему числу добродетелей, другой к меньшему; один к добродетелям высшим и превосходнейшим, другой к низшим и не столь совершенным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3239...

12. Общение сего Святого Духа даровал Господь Апостолам. Ибо написано: «Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20, 22. 23 ). Это вторичное дуновение, потому что первоначальное не было уже действенно по причине произвольных грехов. И сим исполнилось Писание: «поднимется на тебя разрушитель, охраняй твердыни» ( Наум. 2:1 ). Откуда же «поднимется»? Из ада, ибо так повествует Евангелие, что дунул тогда по воскресении. Но хотя дает теперь благодать, однако же обещает еще более ущедрить и говорит ученикам: «готов Я дать и теперь, но не вмещает еще сосуд. Посему примите пока благодать, сколько можете вместить, но ожидайте и большой благодати. Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» ( Лк. 24:49 ). Теперь примите отчасти, а тогда будете носить на себе все совершенно. Ибо приемлющий часто удерживает только часть данного, а облекающий объемлется отвсюду ризою. Не бойтесь, говорит, оружий и стрел диавольских, ибо будете носить на себе силу Духа Святого». Помните же сказанное недавно, что разделяется не Дух, но благодать, подаваемая Духом. 13. Итак, Иисус вознесся на небо и исполнил обетование, ибо сказал ученикам: «и Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя» ( Иоан. 14:16 ). Во Иерусалиме пребывали они, ожидая сошествия Святого Духа, «и при наступлении дней Пятидесятницы» ( Деян. 2:1 ), здесь в этом граде Иерусалиме – наше это преимущество, говорим о благах, не у других открывшихся, но у нас дарованных. Итак, в Пятидесятницу «бяху седяще» (2), и снисшел с небес Утешитель и Освятитель Церкви, правитель душ, кормчий обуреваемых, просветитель заблудших, подвигоположник подвизающихся, и раздаятель венцов победившим. 14. Снисшел же для того, чтобы облечь силою и крестить Апостолов. Ибо Господь говорит: «Вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» ( Деян. 1:5 ). Не частная это благодать, но всесовершенная сила, ибо как погружающийся и крестящийся в водах отвсюду окружается водами, так и Духом крещены они были всецело. Но вода омывает внешность, а Дух, ничего не исключая, все крещает до внутренности самой души. И чему дивишься? Возьми пример чувственный, который сам в себе мал и неважен, но полезен для людей простых. Если огонь, входя внутрь грубого железа, целый состав его делает огнем, и холодное раскаляется, черное начинает светиться; и если огонь, будучи веществом и проникая в вещество железа, действует так беспрепятственно, то чему дивишься, если Дух Святый входит во внутренность самой души?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

13.  Может быть, возразишь мне и следующее: если Отец, равно как и Сын, все наполняют, то какое же место остаетея для силы враждебной? Ибо вместе с собою иметь врага — Богу не приличествует. А если там, где находится князь злобы, Бога нет: то Бог окажется ограниченным и обемлющим только часть всего. Отвечаю, что Он вездесущ, и нет места, где Бога нет, хотя в каком либо месте и находится князь злобы. Ибо лучи солнца не оскверняются падая на грязь и нечистоты, но даже уничтожают их, изсушая своим жаром: так и Бог наш именуется огнем поядающим (Евр. 12:20); и еще: огнь пред Ним возгорится (Пс. 49:3), дабы для возлюбленных служить светильником и светом, а для врагов пламенем поядающим; ибо попалит, сказано, окрест враги Его (Пс. 96:З). Посему и князь злобы, желая избегнуть огненосных стрел Божиих, бегает по всем местам. Всюду находя Бога, проходит по всем людям; когда находит пламенеющих Духом, бежит и от их пламени. А найдя в ком нибудь, не имеющем Духа Божия, выметенное и убранное убежище (Матф. 13:44), он, по кратком отдохновении, погибнет вместе с радушно принявшим его; ибо одинаково окажется врагом и принявший его, соделав своим другом противника Божия. 14.  Думаю, что для утверждения истины достаточно и сих разсуждений. Но пусть не оставлено будет мною по забвению или подобно пловцу, увлеченному в другия места сильным ветром, разсмотрение и того, почему, вместе со всеми, не знает (последняго) дня и Сын (Марк. 13:32), имеющий в Себе Отца и Сам сущий в Отце? И это означает избыток Его смирения. Ибо Сыну Божию надлежало по преимуществу смирить Себя, потому что Он по преимуществу совершенно восприял и весь образ человеческаго бытия. Сказав, что Он не знает, Он явил слушателям Свое смирение. А дабы не оказаться сказавшим неправду, Он прибавил: токмо Отец един весть; по букве Он отрекся от ведения, а по силе таинственнаго выражения исповедал оное, ибо когда знает один Отец, то знает и Сын, поелику Он и Отец едино суть. От сего проистекли два блага для рода человеческаго, — урок смирения и неведение конца мира, полезное для жизни. Что труднее было бы знать, день кончины, или самаго Бога и Отца? Если же Отца познал Сказавший: да знаете Мене, якоже знает Мя Отец и Аз знаю Отца (Иоан. 10:15): то как же Ему не знать дня, котораго Он Сам был и Создателем? Ибо без Него ничтоже бысть (Иоан. 1:3). Наше слово, в котором предложены кратко сии доказательства, каково бы ни было само по себе, да не послужит ни для кого препятствием к (приобретению) правой веры! Итак вы, последователи Савеллия и Ария, столь между собою различающиеся, познав из сказаннаго всю истину, войдите со мною в согласие, и шествуя между той и другой сети; обретете путь истины, идя по которому, узрите вечную жизнь. Слово о Святом Духе против македонян духоборцев

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

56:10–11, Иер. 10:21, Иер. 23:1–6, Иез. 34:1–6, Зах. 11:16–17. Об антихристе: Ис. 14:4-20, Иез. 28:13–19, Дан. 11:35–40, Дан. 12:9-13. О суде над народами: Ис. 2:10–21, Ис. 13:6-15, Ис. 24:4-23, Ис. 63:1–6, Ис. 66:15–16, Нет. 46:10, Иер. 50:31–32, Иез. 9:4–8 (Апок. 7:3), Иез. 30:2–3, Иез. 38:20–23, Дан. 7:9-12 (Апок. 4:2, 5:11, 20:12), Иоил. 2:1-10, Иоиль 3:2-17, Амос. 5:18–20, Соф. 1:14–18, Соф. 3:8–9, Наум 1:3–7, Авд. 15, Мал. 4:5, Мал. 4:5 (Апок. 11:3–6). Об уничтожении зла и страданий: Числа 24:17, Ис. 11:1-10. О вечной радости: Ис. 42:1- 12, 54:12–14, 60:1–5, 61:1–4). О воскресении плоти (Иов 19:25) и уничтожении смерти: Ис. 26 гл., 42:1-12, 61:1–4, Зах. 9:9-11, Ос. 13:14. О торжестве истины и справедливости: Ис. 9:6–7, 11:1-10, 26 гл., Иер. 23:5. О славе торжествующей Церкви: Ис. 26–27 главы, Ис. 52:1–2, Ис. 60:1–5, Ис. 61:10–11, Ис. 62:1–5. Об обновлении мира: Ис. 4:2–6, Ис. 11:1-10, Ис. 44:22–24, Ис. 49:13–15, Ис. 52:1–9, Ис. 60:1-21, Ис. 61:10, Ис. 62:11–12, Ис. 65:17–20, Ис. 65:25, Ис. 66:22–24, Иер. 32:39–41, Иер. 33:6–9, Иер. 33:15–16, Вар. 5:9, Дан. 12:1–3, Ос. 3:4–5, Ос. 13:14, Авв. 2:14, Соф. 3:9, Зах. 8:3. Заключительный обзор Пророческих книг При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников, на пророков легла трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь. Естественно, что в речах пророков преобладает обличение. Чтобы всколыхнуть совесть слушателей, эти обличения порой принимали очень настойчивый и даже резкий тон, что в глазах современного читателя придает пророческим книгам известную суровость. По образному сравнению Спасителя, древние пророки первыми как бы вскапывали почву жестоких человеческих сердец, подготавливая ее к последующему принятию семян апостольской проповеди (Иоан. 4:37–38). Если бы какой-нибудь проповедник или писатель в наши дни употребил по адресу евреев эпитеты подобные тем, которыми испещрены пророческие книги, то, несомненно, его бы обвинили в крайнем антисемитизме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

«Ведущее начало». В стоической доктрине—средоточие высших потенций человека, разумное начало. 177 Перечислены представители презираемых занятий. Трибада— лесбиянка. Жрецы Кибелы оскопляли себя. 178 Имеется в виду трактат «О душе». 179 Первосвященники иудейские (см. Лук. 3:2). 180 См., например, Ис. 13—23. 181 См. Пл. Христ. 10 сл. 182 См. Иоиль 3:9—16; Дан. 7:13сл. 183 См. Деян. 1:11; Зах. 12:10—12; Мал. 4:5; Откр. 12:6; 18:9 и др. 184 Онисифор — ученик ап. Павла. 185 Фигелл и Гермоген—ученики ап. Павла, покинувшие его (см. 2 Тим. 1:15). Ср. прим. 9 к трактату «О прескрипции…». 186 См. Откр. 6:9—11; 15:7; 16:1; 17:12; 19:19—20; 20:4—12. 187 Любопытный пример аллегорического толкования, основанного на недоразумении. В Септуагинте стоит не Ιμτια («одежда»), но Ιματα («выздоровление», «исцеление»). Тертуллиан либо неверно прочел слово, либо пользовался поврежденным текстом. 188 См. Исх. 4:2—9. 189 Тертуллиан ошибочно приписывает Исайе слова из Второзакония. 190 Источник установить не удалось. 191 См. Быт. 9:4—5. 192 См. Ис. 6:9. 193 См. Матф. 13:18—23; Лук. 18:1—5; 13:6—9. 194 См. Лук. 15:4—6. 195 См. Матф. 22:11 сл. 196 См. Матф. 22:23—28; Марк. 12:18—23; Лук. 20:27—34. 197 Тертуллиан подразумевает неготовность израильтян последовать за Моисеем (см. Иоан. 6:31:49:58). 198 Ср. выше, гл. 19. 199 Exuti («раздетые») вместо vestiti («одетые») Вульгаты; видимо, Тертуллиан читал εκδυσμενοι вместо ενδυσμενοι. 200 Текст испорчен. Восстановлено по смыслу, следуя Кг. 201 Самая мелкая римская монетка (четверть асса). 202 См. Душ. 51. 203 Речь, видимо, идет о Карфагене. Одеон — крытый театр для музыкальных представлений. 204 См. Быт. 1:28. 205 См. Душ. 27. 206 См. Крещ. 1. 207 Ср. Пл. Христ. 10 ел. 208 См. Иоан. 209 См. Исх. 4:6—7; 34:30. 210 См. Деян. 7:60. 211 См. Матф. 17:3—8. 212 См. 1 Фесе. 4:13—17; 5:23. 213 Здесь перечисляются права вольноотпущенника. В частности, он получал родовое имя господина, приписывался к его трибе — территориальному округу (основное условие обладания гражданскими правами); право носить золотое кольцо первоначально было привилегией должностных лиц и сенаторов (jus anuli aurei), но в эпоху империи его могли носить и вольноотпущенники. О белых одеяниях ср. Идол. 18 и прим. к этому месту. 214

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

По подобие на обществените молитви в Стария Завет, Църквата извършва в различни часове на деня и време от годината богослужения по определен начин – съобразно указанията и чинопоследованията в богослужебните книги. Според Устава (Типика) основните богослужения от денонощния кръг са вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часове и Св. Евхаристия (Литургия), а при особени случаи Църквата извършва и всенощни бдения (вкл. литии), както и обредите водосвет, молебен, опело на починал, панихида, петохлебие. Извън речника: Православното богослужение. Богохулство (гр. blasphemia) (Мат. 9:3; 26:65; Марк 2:7; 7:22; 14:64 ; Лук. 5:21 ; Иоан. 10:33,36 ; 1Тим 1:20 ; Откр. 13:1,5 , Лев. 24:11–16 , Иов 2:9 ) – всички оскърбителни или непочтителни думи, действия или намерения по отношение на Бога и светините, в т.ч. към Св. Троица, Божието име, Божия промисъл, Св. Богородица и светиите, съзнателното отхвърляне на Божието откровение. Обикновено богохулството се свързва със съзнателното кощунство или поругание на светините. Сред Божия народ само един богохулник е достатъчен, за да оскверни цялата община. Ето защо по Мойсеевия закон хулителя на името Господне наказвали със смърт: извеждали го извън пределите на града и го убивали с камъни ( Лев. 24:11,15–16 , ср. Изх 20:7; 22:27; 3Цар 21:13 , 3Езд 14:24 ). Бог не оставя неотмъстено оскверняването на Името Му (най-често от езичниците, вж. Пс. 88:51 следв., 4Цар 19:4 следв.; 16:22; Йов 1:18, 2Мак. 8:4; 9:28; 10:34 ; Дан. 7:8,25; 11:36 ). Затова Божият народ бил длъжен сам да не предизвиква езичниците към богохулство ( Иез. 36:20 , Ис. 52:5 ). В Мат. 9:2–3 книжниците смятали за богохулство дори опитът за вършене на Божието дело и да се говори от Божие име. Юдеите обвинили Господ Иисус Христос за това, че наричал Себе Си Божи Син ( Иоан 8:49–59; 10:31–36 ) и затова го осъдили на смърт ( Марк 14:64 и следв.; Иоан 19:7 ), безчестили Го и Го обсипвали на Кръста с хули ( Марк 15:29 и следв.). Ако те правели това поради непознаване на Богочовека и «понеже не знаят, що правят», то този им грях могло да бъде простен (Мат. 12:32, Лук. 23:34 ). Но те приписвали знаменията, които Иисус извършвал не на Божия Дух, а на бесовския княз Веелзевула (Мат. 12:24,28 и следв.). Отхвърляйки съзнателно Божието откровение, те извършвали най-тежкия, непростим грях на хулата към Светия Дух (Мат. 12:31, Мк 3:28–30 ), по думите на Спасителя: «всеки грях и хула ще се прости на човеците; но хулата против Духа няма да се прости на човеците; и ако някой каже дума против Сина Човечески, ще му се прости; но ако някой каже против Духа Светаго, няма да му се прости ни на този, ни на онзи свят» (Мат. 12:31–32, също Марк 3:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

12, 6). Итак, не ослабевай, обличаемый, от Мене наказуемый, но терпи. Всякое наказание не мнится радость быти, но печаль, последи же приносит мирный плод праведности (Евр. 12, 11). Для совершения Божественной литургии потребна возвышенная душа или человек с возвышенною душою, не связанный никакими житейскими пристрастиями, похотями и сластями, коего сердце все объято было бы пламенем Духа Святого, племенною любовью к Богу и к человечеству, ко всякой душе человеческой, наипаче душе христианской, чтобы искренним сердцем всегда возноситься к Богу в молитвах. Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лк. 12, 49)? Этот огонь ниспослан на апостолов в виде огненных языков. Необходим и для нас этот огонь, для наших оледеневших сердец, чтобы разогревать, размягчать, переплавлять и очищать их всегда, чтобы просвещать и обновлять их. Где найти такого достойного иерея, который бы, подобно Серафиму, горел духом, любовью, славословием, благодарением пред Господом за такие чудеса Его к нам и в нас, благости и премудрости? Я первый из грешников недостойно совершаю это пренебесное таинство, ибо имею всегда нечистое сердце, связанное похотями и сластями. Господи, Ты зриши глубины сердец наших; но окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся (Пс. 50, 9). Аще чистого помилуеши, ничтоже дивно, и аще праведного спасеши, ничтоже велие, но на мне грешнем удиви милость Твою (см. мол. веч. св. Иоан. Дамаск.)! Господи! Благодарю Тебя от всего сердца, яко без числа спасал еси меня от бесчестия, насилия, лютости страстей и угашал разжженные во мне стрелы лукавого и миром ограждал душу мою и росою благодати Твоей прохлаждал еси ю. Слава Тебе, Многомилостиве и Всесильне, яко доселе благодатью Твоею остаюсь цел и невредим, несмотря на бесчисленные коварства надо мною невидимых и всезлобных врагов, ищущих поглотить меня. Вем, Господи, яко и от всех козней и наветов их избавиши мя и спасеши меня, имиже веси судьбами, во Царствие Свое Небесное, и не меня только, но и всех благочестиво живущих и наветуемых от духов злобы: Твое бо есть еже миловати и спасати хотящих и даже не хотящих спасения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

3.127. Пресвитеру Полихронию. И письмом своим и через подателей письма просил ты меня подать тебе какой–нибудь совет, как истребить уныние и уничтожить грусть, тайно посеваемую демонами в твоем трудолюбивом и боголюбивом сердце. И нимало не медля, вкратце, в немногих словах подам тебе утешение. Будь же внимателен к тому, что скажу. Воды, в большом количеств поднимаемые облаками в высоту — разумею же воды морские, — по повелению Божию, отлагают свою соленость и делаются сладкими. Так и мы, по Божию изволению и Божиею силою, тогда будем подняты и соделаемся добрыми и чуждыми всякой греховной солености, когда «поглощающии» нас, по пророчеству, «удалятся» от нас (Ис. 49,19). Ибо «восхищены» будем на мысленных «облацех» в таинственный воздух, и «тако всегда уже с Господем будем» (1 Сол. 4,17), не соглашаясь более падать или уклоняться от вожделенного и истинного Владыки и Пастыря и отдаляться от Его благости. Но будем за Ним следовать в продолжение всей вечной жизни, состоять всегда под Его управлением и пастырством. Посему будем утешать себя и утешаться в «словесех сих», как пишет божественный Апостол Павел (18), без сомнения, преодолеем скорбное ощущение, коварно посеваемое в нас нечистыми духами, чтобы ослабить нас и лишить силы веру в воскресение праведных. Ибо для чего нам унывать или падать духом после того, как Господь ясно обетовал в Евангелии, что, когда «вознесен будет, вся привлечет к Себе (Иоан. 12, 32)? И Пророк подкрепляет и ободряет каждого, говоря: «потерпи Господа и сохрани пути Его, и вознесет тя, еже наследити» горнее место (Пс. 36, 34). Посему, представляя сие в мысли, не будем отчаиваться в своем спасении. «Поработаем же Господеви со страхом и возрадуемся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11) и великим благоговением, никогда не предаваясь ни безнадежности, ни небрежению, ни презорству. 3.145. Монаху Петру. Никогда не должно пребывать в праздности и прекращать изучение Писания, молитву, духовные песнопения и светоносное, согласное с правдою, делание, чтобы, вознерадев о себе самих, при расслаблении нравов, не утратить нам теплоты благодати. Посему–то божественный Апостол повелевает, взывая: «духа не угашайте» (1 Сол. 5, 19). Да и в ветхозаветном законе, как неоднократно ты слышал, предписано: «огнь на алтаре да горит на нем», — то есть, во владычественном души, — и «не угасает» (Лев. 6, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010