однадворец Петр Дмитриев сын Чернопятов (49), жена ево Елена Фаддеева (46) и дворовые; однадворец Евсей Евдокимов (49), жена ево Васса Никитина (44), дети их – Алексей (20), Демид (13), у Алексея жена Акилина Кандратьева (22), дочь их Анна (2); деревни Харинской прапорщица Домна Васильева дочь Кастамарова (50), у ней дочери: Марфа (23), Евдакея (21), Елисавета (18) – Федоровы дети и дворовые их люди и крестьяне; деревни Чернецовки помещицы вдовы Ирины Лукиной дочери Радиловой дворовые люди и крестьяне; той же деревни помещицы вдовы Татьяны Ивановой дочери Карцовой крестьяне. 29) 23, лл. 391–394. Села Георгиевскаго Меленина тож церковь Святаго Николая Чюдотворца. 1 . Той же церкви иерей Петр Александров вдов (55), сын ево дьячек Федор (28), жена ево Дарья Федорова (27), дети их – Мария (7), Иван (5). 2 . Пономарь Никита Андреев (47), жена ево Ксения Прокопиева (48), дети их – Семион (21), жена ево Елена Кирилова (22), сын их Меркур (полугоду), Тотияна (19), Акилина (12). Прихожане: порутчика Ивана Борисова сына Крюкова того ж села дворовые люди и крестьяне. 30) 24, лл. 395–408 об. Села Головлина церковь Святыя Великомученицы Параскевы. 1 . Тоя церкви иерей Иоан Федоров (32), жена ево Анна Никифорова (32), дети их – Ефимия (10), Василей (8), Антон (5), Ксения (4); диякон Федор Антипов (57), жена ево Анна Семионова (58). 2 . Дьячек Семион Тимофеев (37), жена ево Ксения Григорьева (35), дети их – пономарь Мартин (14),Агафия (10), Матрона (8), Марья (5). Прихожане того ж села Головлина: помещика Ивана Васильева сына Воронцова дети – Екотерина (8), сержант Николай (6), Михайла (4), Петр (3) Ивановы дети, девица Анна Иванова дочь Коробова, жительствующая в доме онаго Воронцова для призрения детей ево (20), дворовые их люди и крестьяне; помещика Федора Кирилова сына Сухотина деревни Алешни крестьяне; поручик Иван Никитин сын Крюков вдов (46), дети ево – Анна (20), Василей (13), того ж помещика деревни Крюковки дворовые люди и крестьяне; помещика Михайлы Родионова сына Арсеньева деревни Зуборевки дворовые ево люди и крестьяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

-------- 332. ТИХОН (БЕЛАВИН) , свт. Вегетарианство и его отличие от христианского поста. – 1994, 3, 25. 333. ЕГО ЖЕ. Новогоднее слово. – 1992, 11–12, 2. 334. ЕГО ЖЕ. Поучения новопоставленному иерею. (К 60-летию со дня кончины). – 1985, 4, 28. 335. ЕГО ЖЕ. Слово в ответ на приветствие от имени Петроградской Духовной Академии. – 1993, 9, 34. 336. ЕГО ЖЕ. Слово в ответ на речь председателя правления Братства православных приходов. – 1993, 9, 34. 337. ЕГО ЖЕ. Слово Петроградской пастве в Александро-Невской Лавре. 1993, 9, 33. 338. ЕГО ЖЕ. Слово при посещении Кронштадта. – 1993, 9, 35. 339. ЕГО ЖЕ. Слово, сказанное 8/21.07.1918 года в Казанском соборе г. Москвы во время торжественного патриаршего служения литургии по случаю храмового праздника (с комментариями к нему члена Собора протоиерея П.Н. Лахостского). – 1996, 10, 71. 340. ВОСТРИШЕВ М. Холмская Русь. – 1994, 3, 17 341. ЗАЙЧЕНКО П., проф. Воспоминания о Святейшем Патриархе Тихоне. – 1990, 4, 71. 342. МИССИОНЕРСКОЕ служение святителя Тихона в Северной Америке. – 1990, 4, 67. 343. СИМОН, архиеп. Святейший Патриарх Тихон и его служение Русской Церкви. (Доклад на Международной научной конференции, посвященной 400-летию установления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Москва, 5–8 сентября 1989г.). – 1990, 4, 63. -------- 344. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ , свт. О гневе. – 1985, 2, 40. 345. ЕГО ЖЕ. О покаянии. – 1986, 2, 44. 346. ЕГО ЖЕ. О святости. – 1988, 12, 46. 347. ЕГО ЖЕ. Слово о подвиге против греха. – 1984, 10, 23. 348. ЕГО ЖЕ. Терпящим клевету и оскорбления. – 1991, 2, 49. 349. ЕГО ЖЕ. Толкование Евангелия от Луки. (К 125-летию прославления). – 1986, 10, 41;11, 35;12, 43;1987, 1, 36;2, 35. 350. ЕГО ЖЕ. Что такое покаяние. – 1992, 11–12, 56. 351. ИОАН (МАСЛОВ), архим. Милосердие в деле спасения. (По учению святителя Тихона Задонского ). – 1992, 11–12, 55. 352. ТИХОН, игум. Духовное наследие святителя Тихона, епископа Воронежского. – 1984, 5, 16. -------- 353. ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ , преп. Поучение о казнях Божиих. – 1988, 3, 37.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ев. 2:10,12), как и, будучи первенец из умерших ( 1Кор. 15:20,23 ), в воскресении сделался залогом нашего будущего воскресения и для царства славы в вечную жизнь 142 . – Вместе с тем, как от Адама было естественное рождение человечества, так и от Христа сверхъестественное, благодатное возрождение ( Иоан. 3:3,5,7,8 – срав. 1:12–13; 1Иоан. 3:9  и др. Рим. 6 г. и др. Еф. 2:1  и дал. Колос. 2:13  и д., Иак. 1:18 ; 1Петр. 1:23 143 ). Далее св. апостол проводит соотношение и между потомством перстного т. е. Адама и потомством небесного т. е. – Христа ( 1Кор. 15:48,49 ). И, таким образом, «Адам есть естественно глава всего человечества, которое составляет одно с ним по естественному происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатью соделался новой, всемогущей главой человеков, которых соединяет с Собой посредством веры», по исповеданию нашей православной церкви, (смотр. Простр. Кат. 4 чл. Симв. вер. стр. 54 144 ). Наконец, первозданного человека Господь поместил в раю, среди которого росло дерево жизни ( Быт. 2:8,9,15 ), которого плодами питаясь, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен» 145 . Св. тайновидец Иоанн, под раем разумея царство небесное, под вкушением от древа жизни ( Апок. 2:7  сн. 22:12,14) разумеет таинственное общение верующих в царстве славы со Христом, Который Сам называет Себя жизнью и источником жизни ( Ин. 11:25 , срав. 1, 4, 5, 26 и 10:10,28 и др.). 2) Во втором отношении т. е. в истолковании св. апостолом истины Богоучрежденного союза между первым мужем и женой ( Быт. 1:27; 2:18,21 и дал. Мф. 19:4–5 и парал.) во образ тайны союза Христа с церковью, мы главное учение этого апостола находим в послании к Ефесеям 5 главе. Нам уже раньше приходилось упоминать об этом. Теперь мы раскроем лишь самое преобразовательное отношение по апостолу, которое не есть нечто «субъективное», как полагают многие западные ученые, основываясь лишь на неправильном толковании выражения св. апостола: «γ δε λγω» ( Еф. 5:32 146 ), а лежит в существе дела и подтверждается еще ветхозаветными отношениями Иеговы к церкви Своей – ветхозаветной – Израилю как мужа к своей жене или жениха к своей невесте, смотр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Богопосланным Мессиею и Искупителем мира Иисус Христос сознавал Себя и так учил о Себе с самого начала Своего служения, помимо всяких народных представлений о Нем, как Мессии, и вообще сторонних влияний и обстоятельств. Прикровенно о Своем мессианском достоинстве Он свидетельствовал еще в годы отрочества, в 12-л. возрасте, когда сказал искавшим Его и нашедшим Его беседующим с иудейскими учителями в храме: что яко искасте Мене (зачем было вам искать Меня)? Не весте ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми ( Лук. 2:49 ) 24 ). Посему ложными должны быть признаны утверждения новейшего рационализма, будто Иисус Христос к сознанию Своего мессианского достоинства пришел в позднейшее время Своей жизни по влиянию разных внешних причин, когда Его учительская деятельность имела уже успех. Равно ложно утверждение, будто и самое мессианское служение Он понимал в смысле только научения людей новой, совершеннейшей религии и нравственности, но не учил о Себе, как Искупителе грешных людей, – что будто бы апостолы и вообще ближайшие Его последователи перенесли на Него ветхозаветные представления о Мессии, как невинном страдальце, жертвующем Своею жизнью за грехи рода человеческого. 5 . Многие и из современников И. Христа признавали Его истинным обетованным Мессиею и Искупителем мира. Иоанн Предтеча, которого все, даже сами фарисеи, почитали пророком, многократно указывал на Иисуса Христа, что Он именно есть Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Иоан. 1:29 ). Елисавета признала Пресвятую Деву Материю Господа ( Лук. 1:43 ); Захария назвал Его Господом, Востоком свыше, пришедшим просветити во тме и сени смертней седящия ( Лук. 1:76–79 ); Симеон наименовал Его Светом во откровение языков и Славою Израиля ( Лук. 2:32 ); и много других истинных израильтян признали Его истинным Мессией. Апостолы исповедовали Его Христом Господом и Сыном Божиим ( Мф. 16:16 ), пришедшим в мир грешные спасти ( 1Тим. 1:15 ), единым ходатаем Бога и человека (2:5), кроме которого несть ни о едином же ином спасения ( Деян. 4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Пересматривая употребление слова: πστολος в Новом Завете, мы находим, что оно означает, как и у классиков, посланника вообще, человека посланного с какими-нибудь поручениями, или приказаниями, напр., Иоан. 13:16 : ο στι δολος μεζων το κυρου υτο, oδ πστολος μεζων το πμψαντος ατν, – нест раб болий господа Своего, ни посланник болий пославшаго его. Так Епафродит у Ап. Павла называется посланником к нему от Филипийцев ( Филип. 2:25 ; сравн. 2. Кор. 8:23). Употребляется слово: πστολος в значении посланника Божия вообще, напр. Лук. 11:49 . ποστελ ες ατος προφτας κα ποστλους, послю к ним пророки и апостолы; тут говорится о пророках В. З. и посланниках от Бога к народу иудейскому, которых народ убивал, или изгонял от себя (2. Парал. 36:15). В послании к Евреям Павел называет самого Иисуса Христа πστολος: разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа (3:1), – в том смысле, что Он послан был Богом Отцем на землю для возвещения людям воли Божией и для их спасения. Но главнейшим образом название ποστολος усвояется в Н. 3. 12-ти мужам, которых Сам Спаситель избрал для проповедания Его учения во всем мире и которых Сам наименовал Апостолами, ος και ποστλους νμασεν ( Лук. 6:13 ). Это название усвояет себе и Ап. Павел ( Римл. 1:1 ): κλητς ποστολος, зван апостол, и τν ϑνν ποστολος, апостол языков (11:13). Приписывается это название и другим, кроме 12, ученикам и мужам апостольским, напр., Варнаве ( Деян. 14:4–14 ), Андронику ( Римл. 16:7 ) и даже одной девице Юнии, которая с Андроником участвовала в проповедании учения Христова: целуйте Андроника и Иунию, иже, суть нарочиты во Апостолех (πσημοι ν τος ποστλοις). Таким образом, мы видим, что слово: ποςολος со значением специальным, есть чисто новозаветное. Как слово новое, типическое, оно без изменения вошло в Латинский язык и потом во все Европейские. В церковном языке словом: ποςολος называется книга, заключающая в себе послания Апостольские; Кодин (Сар. 6) говорит: » псалмы на часах читает архидиакон, а пророчества и апостол (τòν πστολον) – первый апостольник (πρωταποςολριος)».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, Преосвященный Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. 15 мая 1891 года без возведения в сан архиепископа был награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 8 сентября 1896 года. Погребён на кладбище Покровского миссионерского монастыря. Труды Переводы с русского на якутский язык: Все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса. Псалтырь, Служебник, Бытие, Требник, Каноник, Часослов. Указание пути в Царствие Небесное». (Поучения митрополита Иннокентия Вениаминова »). Литература «Церк. Вед.» 1891, 20, стр. 170. 1892, 9, стр. 80 «Приб. к „ЦВ“» 1888, 4, стр. 88. 1891, 16–17, стр. 542–960. 1891, 37, стр. 1257. 1893, 8, стр. 327. 1896, 37, стр. 1343–1345. 1896, 46, стр. 17–17–1718. 1900, 14, стр. 575–584. 1900, 18, стр. 720–728. 1903, N9 50, стр. 1966 «Прав. Собес.» 1898, октябрь, стр. 378. 1901, январь, стр. 105. 1901, март, стр. 320–321 «Изв. Каз. Еп.» 1867, 20, стр. 545. 1869, 4, стр. 98. 1884, 2, стр. 33. 1887, 12, стр. 285 «Церковн. Вестн.» 1891, 14, стр. 222–223. 1891, 21, стр. 332. 1891, 29, стр. 449–450. 1891, 37, стр. 588. 1891, 39, стр. 621. 1891, 46, стр. 729 «Самар.Еп. Вед.» 1886, 9, оф. стр. 183–210; неоф. 185–208. 1886, 10, стр. 199–208 «Русск. Архив» 1910, 1, кн. 1, стр. 107 «Странник» 1872, т. 1, стр. 12. 1891, т. V. стр. 177 «Прав. Обозрен.» 1885, сент., стр. 193–201. 1886, май-июль, стр. 367–391, 409–416. 1870, январь, стр. 17–18 «Мисс. Обозрен.» 1904, сент., стр. 551 «Богосл. Вестн.» 1901, март, стр. 67 «Воскреси. День» 1890, 17. Статьи И.К. «Преосвящ. Дионисий, епископ Уфимский» «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на» 1894 г. стр. 50. 1896 г., стр. 48–49 «Список архиереев Иерархии Всерос.» СПб., 1896, 402, стр. 57 Барсуков И. «Памяти Дионисия, епископа Якутского и Вилюйского, а затем Уфимского и Мензелинского» (скончался 08.09.1896 г.) СПб., 1902 Булгаков стр. 1416–1417 т. I, стб. 747. т. II, стб. 2215 т. IV, стб. 1101. т. VIII, стб. 234–235 т. XVI, стб. 377–378 (труды). Igor Smolitsch 417 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По сему случаю, оставя неблагодарное отечество, Иисус утвердил Свое пребывание в Капернауме, где учил в субботы, изгонял беса, исцелил тещу Симона от горячки и других от различных недугов ( Лk.IV, 15–41 и паралл.). Отселе исшедши однажды во всю Галилею с проповедью покаяния и царствия Божья, на озере Генисаретском, после чудесной ловитвы рыб, призвал Он в ловцы человеков рыбарей: Симона, Андрея, Иакова и Иоанна; исцелил в некотором городе прокаженного. Возвратясь в Капернаум, Он отпустил грехи расслабленному, носимому на одре; призвал мытаря Левия или Матфея и на вечер в его доме имел беседу с фарисеями и с учениками Иоанновыми о посте ( Лк.4:42 – 5:39 и паралл.). В. Вторая Пасха 78 Когда наступила Пасха, вторая во время общественного служения Его роду человеческому, И. Христос, по обыкновению, прибыл в Иерусалим, а после того оставался в пределах Иудеи до Пятидесятницы. Здесь, когда он проходил однажды засеянными полями в день субботний, ученики Его срывали колосья по пути, растирали руками и ели. Это сочтено было фарисеями за нарушение субботнего покоя, но Господь защитил поведение учеников Своих и обличил внешнюю праведность фарисеев. Прение с фарисеями о субботе возобновилось потом, когда Он в иную субботу исцелил в одной синагоге сухорукого ( Лк.6:1–11 и паралл.) и когда во время Пятидесятницы, в субботу же, исцелил в Иерусалиме человека 38 лет, бывшего в расслаблении. Защищая это Свое дело от упреков фарисеев в нарушении субботы, Господь объявил Себя Сыном Божьим, Жизнедателем и Судьею мира ( Иоан. 5 гл.). Но как фарисеи согласились с иродианами на Его погибель, то Он удалился из Иудеи к морю или озеру Генисаретскому ( Мр. 3:6–12 ). В сие время, после уединенной, целую ночь продолжавшейся молитвы на горе, Иисус избрал из Своих учеников двенадцать апостолов и потом, сойдя с горы, предложил им и народу великую беседу о путях к блаженству ( Лк.6:12–49 . Мф.5,6,7 гл.). Вошед потом в Капернаум, Он исцелил заочно раба сотника, а при входе в Наин воскресил сына вдовицы ( Лк.7:1–17 и паралл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Посему мы должны знать Бога не в половину только, и человеколюбия Его не должны употреблять в повод к беспечности. Для того и громы, для того и молнии, дабы мы не вознерадели в надежде на благость. Тот, Кто возводит солнце, наказывает и слепотою. Тот, Кто дает дождь, дождит и огнем. То – дело благости, а это строгости, дабы мы за первое любили, а из-за другого боялись, и дабы не было сказано и нам: »или о богатстве благости и кротости Его нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева» ( Рим.2:4,5 ). Итак, поелику невозможно спастись, не творя дел по заповеди Божией, и презирать что-либо из повеленного не безопасно, ибо чрезвычайная была бы гордость – сесть судиями законодателя: то почтим соблюдение евангельских догматов истинною верою, употребим общее старание и попечение о том, дабы ничто из заповеданного не ускользнуло от нас. Если Божий человек должен быть совершен ( 2Тим.3:17 ), то ему всячески необходимо сообразоваться со всеми заповедями, чтобы достигнуть «в меру возраста исполнения Христова» ( Ефес.4:13 ). Ибо, как «мне нужда належит, и горе мне есть, аще не благовествую» ( 1Кор.9:16 ): так и вам равная угрожает опасность, если только вознерадите об исполнении повелений, если будете небрежны и беспечны в соблюдении преданного и в совершении добрых дел. Посему Господь сказал: «слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» ( Иоан.12:40 ). Еще: «раб не ведевый, сотворив же достойная ранам, биен будет мало, ведевый же волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много» ( Лук.12:47,48 ). Посему, дабы это законоположение и строительство слова для меня не послужило в осуждение, а для вас было плодотворным, притом зная, что слова богодухновенного Писания, во время пришествия Христова, будут поставлены пред лице наше, ибо сказано: «обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя» ( Пс.49:21 ), будем бдительнее внимать сказанному и тщательнее стараться приводить божественные догматы в действие, поелику мы не знаем, «в кий« день и »час Господь наш приидет» ( Мф.24:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

458 Св. Василий великий : «Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его. Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителей нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех». Св. Амвросий медиоланский : «Зачем же вдали стоят (как сказано в псалм. 37, ст. 12) те, кои на то и поставлены, чтобы оказывать помощь? Да они и не отошли далеко; только палимый искушениями полагает, что далеко от него те, которых желал бы он видеть вблизи. Но тогда как он почитает себя оставленным ими, они с нетерпением ждут того мановения, которым Владыка укажет им вступить в помощь. Владыка же, чем блистательнейшую для своего борца предвидит победу, тем продолжительнейшее предоставляет ему борение». Св. Златоуст: «Доколе продолжалась брань, Христос не попускал являться ангелам, дабы сим не отогнать того, которого надлежало уловить. Но когда изобличил его во всем и заставил бежать, тогда явились и ангелы ( Мф. 4:11 ). Познай отселе, что и тебя после победы над диаволом приимут с рукоплесканием ангелы, и будут ограждать во всех случаях». Св. Васил. велик. Бесед. на псал. 33: твор. ч. 1, стр. 296. Москва, 1845 г. Св. Амврос. медиол. Толков. на псал. 37: твор. ч. 1, стр. 385. Париж, 1686 г. Св. Златоуст. Бесед. 13 на еванг. Матфея: ч. 1, стр. 241. Москва, 1846 г. 459 Св. Григорий нисский : «Служение сих духов (ангелов) в том и состоит, чтобы быть посылаемым, для попечения о спасении спасаемых». Св. Златоуст: «Ангелы употребляются на то, служение их состоит в том, чтобы служить Богу для нашего спасения. Таким образом дело ангелов – исполнять все к нашему спасению». Св. Григор. нисск. Прот. Евномия кн. 1: твор. т. 2, стр. 350. Париж, 1638 г. Св. Златоуст. Бесед. 3 на посл. к евреям, стр. 49–50. Спб. 1859 г. 460 Ориген : «И ангел каждого, даже тех, кои в Церкви суть малые, всегда видя лице Отца небесного ( Мф. 18:10 ) и созерцая божество Создателя нашего, молится с нами и содействует нам, сколько может, в получении просимого... Христианин, истинный христианин, подчиняющий себя владычеству единого Бога и Слова Его, ничего не может потерпеть от демонов, как лучший их. Причина сего заключается в том, что ополчится ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их Он ( Пс. 33:8 ) и его ангел, который выну видит лице Отца небеснаго ( Мф. 18:10 ), чрез единого великого Архиерея возносит его молитвы к Богу и сам молится с тем, кто вверен попечению его». Св. Иоанн лествичник : «Когда при каком ни есть молитвы твоея изречении почувствуешь внутреннее услаждение, либо умиление, то остановись на оном. Ибо тогда ангел-хранитель вкупе с нами молится». Ориген . О молитв. чл. 11 и Прот. Цельса, кн. 8, чл. 36: твор. т. 1, стр. 215. 769. Париж, 1733 г. Св. Иоан. леств. Лествиц. степ. 28, л. 150. Москва, 1836 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

67:12). И во первых воззрению нашему да будет предлежать надписание сей книги. Во всей Церкви читаются Моисей и закон, пророки, псалмопение, вся история, и если что; заключается в Ветхом и Новом Завете, все то провозвещается в церквах. Итак, почему же эта одна книга по преимуществу украшается надписанием Екклесиаста? Что; же предположить нам об этом? Не то ли, что во всех других писаниях, исторических и пророческих, цель их клонится и к чему либо другому, не вовсе полезному для Церкви. Ибо какая нужда для Церкви в точности изучать бедственные последствия войн, или кто были князьями у народов, основателями городов, кто от кого выселился, или какие царства впоследствии времени исчезнут, сколько таких браков и чадорождений, о которых тщательно упомянуто, и всему сему подобное, о чем только можно почерпнуть сведение в каждом писании, может ли столько содействовать Церкви в деле благочестия? А учение сей книги имеет в виду такой только образ жизни, какого требует Церковь, и преподает то, чем можно человеку преуспеть в добродетельной жизни. Ибо цель сказуемого здесь, поставить ум выше чувства, оставив наконец все, что; в существах есть кажущегося великим и блистательным, обратиться душею к тому, что недоступно чувственному пониманию, восприять, вожделение того, что недостижимо для чувства. А, может быть, надписание имеет в виду и Вождя Церкви. Ибо истинный Екклесиаст, собирающий рассеянное в единую полноту и блуждающих многократно по разным обманчивым путям воцерковляющий в единый сонм, — кто иный, как не истинный Царь Израилев, Сын Божий, которому Нафанаил сказал: Ты еси Сын Божий, Ты еси царь Израилев (Иоан. 1:49)? Посему, если глаголы сии Царя Израилева, а Он же самый, как говорит Евангелие, и Сын Божий; то Он же именуется и Екклесиастом. Да и не без основания, может быть, значение надписания возводим до сего смысла, но чтобы дознать чрез это, что сила и сих глаголов возводится к Тому, Кто на Евангелии утвердил Церковь. Ибо сказано: глаголы Екклесиаста, сына Давидова (Еккл. 1:1) . А так и Его именует Матфей в начале Евангелия, называя Господа сыном Давидовым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010