Пространство Церкви, как общества верующих, в совокупности всех времён и стран мира, не может быть по праву ограничено никакими пределами. Истинная Церковь Христова есть Церковь вселенская. Такова она и по назначению и по существу своему. Сам И. Христос положил на земле основание Церкви – не какой либо поместной или частной, но вселенской: ибо Он не указал пределов ни времени, ни места, до которых должна простираться Его Церковь ( Мф. 28:19 . Мар. 16:15 . Деян. 1:8 ); поэтому апостолы, по вознесении Спасителя, изшедше из Иерусалима, проповедаша всюду ( Мар. 16, 20 ), так что во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их ( Рим. 10:18 ). С этого времени и доселе благовествование Христово существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо непрестанно ( Кол. 1:5–6 ). Можно сказать, что и в самом существе Церкви положено основание вселенскому распространению её. Ибо учение веры, заключая в себе поклонение Богу духом и истиною ( Ин. 4:25 ), по тому самому нс может быть ограничено никаким местом и временем (ст. 21. 24). Таинства, имея отношение ко внутренней, духовной жизни человека, и действуя в ней силою благодати Св. Духа, которая неистощима и вседейственна, также не подлежат, в своем действии, никаким внешним условиям места, или времени ( Ин. 3:5, 6:54, 6:56 , Мф. 18:18 ). Церковное священноначалие, утверждаясь на преемстве единой благодати от апостолов через рукоположение, сообщается от одной Церкви другой: так образовались иерархии поместных Церквей: а в единомыслии веры, в общении молитв и таинств, в согласии прав и законов управления, – все отдельные православные иерархии составляют одну вселенскую иерархию, и во взаимных сношениях между собой, или в виде вселенского собора, могут простирать свое действие на всю кафолическую Церковь . 1 Это вселенское общество веры, в своём видимом составе, состоит из разных частей, которые, имея свои отдельные устройства, составляют частным, или поместные Церкви. Таким образом существует почти столько же поместных Церквей, сколько есть народов, или обществ, исповедующих веру Христову. |
Разделы портала «Азбука веры» Люди договариваются молиться о чем-либо вместе: в одно и то же время они встают на молитву, хотя бы даже их разделяли многие километры. Как правильно читать такую молитву по соглашению, кого брать в молитвенную команду и когда ожидать результатов, рассказывает протоиерей Николай Соколов, настоятель храма свт. Николая в Толмачах. Где двое или трое Молитва по соглашению не новшество. Мне эта молитва известна уже лет пятьдесят, а то и больше. Если я не ошибаюсь, впервые ее стали использовать в своей пастырской практике такие опытные духовники, как протоиерей Валентин Амфитеатров , митрополит Сурожский Антоний (Блум), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . Они предлагали читать ее в том случае, если какой-то человек попал в тяжелое положение — будь то болезнь, скорбь или другие житейские трудности — и хотелось бы, чтобы оно исправилось. Тогда ему предлагалось найти несколько единомышленников, которые согласились бы добровольно принять на себя подвиг молитвы за него. И не просто молитвы «обо всем хорошем», а о конкретной просьбе. Опираясь на слова Евангелия от Матфея «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ) хорошо было бы для усердной молитвы собираться вместе. Ведь когда все вместе стоят в церкви — легче же молиться! К сожалению, это не всегда возможно, поэтому участниками утверждается какое-то время, удобное для всех, и люди собираются на молитву ежедневно именно в время суток. Если у вас не получается каждый день молиться строго в определенное время, можно просто добавить эту молитву и к утреннему правилу — все-таки для Бога время не существует. И если все помолились в 12 часов дня, а вы забыли и помолились в 13 или даже только вечером спохватились, ничего страшного. Хотя и желательно, все-таки стараться молиться вместе. Какую выбрать молитву? Существует несколько ее вариантов, смысл у них примерно один и тот же. Я пользуюсь тем, который приписывается отцу Валентину Амфитеатрову . Вот он: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Ты сказал нам: «Если двое или трое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и с надеждой на безмерное Твое к нам милосердие смиренно просим Тебя услышать рабов Твоих (имена) согласившихся совместно просить Тебя: Господи, да будет Твоя Святая воля. Вразуми нас, укрепи нас и помоги нам во всем на пользу людям и во славу Твою, Господи. Сподоби нас, Господи Боже Спасителю наш, идти за Тобою, помогая и ближним нашим идти по пути спасения, совершая дела веры, чтобы с Твоей помощью и по Твоей милости наши усилия служили увеличению добра и уменьшению зла в наших делах, словах и мыслях. Аминь». |
Рассуждая о священстве, как таинстве, мы должны обозреть церковные постановления, относящиеся 1) к приобретению священства, или к избранию и рукоположению во священство, 2) к его духовным правам и священным обязанностям, и 3) к случаям оставления священного сана. 1. Общие постановления о избрании во священство Сообразно важности священного сана, в Церкви изначала положены были самые строгие правила о избрании в этот сан достойных людей. Правила относятся к качествам а) Физическим, б) духовным, т. е. умственным и нравственным избираемых во священство, равно и в) к внешним обстоятельствам их жизни, общественной и частной. Имея в виду зрелость ума, твердость в вере и добродетели, основательность в мыслях и поступках, важность и обширность обязанностей и всецелое посвящение себя на служение Богу и Церкви Его, столь необходимые и свойственные сану духовному, Церковь с самого начала приняла за правило – посвящать достойных этого сана только в зрелом возрасте. Уже в книгах апостольских постановлений находим общее правило – рукополагать епископа не ранее 50 лет, исключая только случаев особенного призвания свыше, или особенных духовных дарований и добродетелей в избранном 1 . В начале IV века встречается на соборах правило, чтобы пресвитеры были не моложе 30 лет, а диаконы 25-ти, и это утверждено вселенскими соборами (неокес.11. карф. 22. VI всел. 14. 15). Правила этих соборов не говорят положительно о летах для епископского сана; но уже из правил о возрасте пресвитеров ясно, что если не больше, то никак не меньше их должны быть лета епископов. Законом императора Юстиниана постановлено было – на степень епископа избирать не ранее 35 лет, и никак не менее 30 2 . Вообще же соборные правила повелевают, чтобы, не смотря ни на какие личные достоинства, в умственном и нравственном отношении, избранные были рукополагаемы в сан священный не поспешно, и не прежде, как прошедши низшие степени церковнослужения, притом в каждой из них пробыв немалое время. Особенно же строгие правила в этом отношении постановляемы были для избрания епископов. |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта Наши материалы на Яндекс Дзен " Чтец смыслов " " Живое слово " Наш канал на You Tube Наша страница в Telegram Наша страница в Контакте Священномученик Августин (Беляев) архиепископ 1937 Епископ Августин (Беляев) Александр Александрович Беляев. 1913 год Епископ Иваново-Вознесенский Августин. 1923 год Епископ Августин с дочерьми Юлей (слева) и Ниной. 1926 год Донской монастырь. 1925 год. Вынос тела Святейшего Патриарха Тихона после отпевания. (Слева направо, на переднем плане): архиепископ Борис (Соколов), епископы Афанасий (Сахаров), Августин (Беляев), Иларион (Бельский), Иоасаф (Удалов), Амвросий (Полянский) Епископ Августин. Москва. Бутырская тюрьма. 1926 год Епископ Августин и иподиакон Борис Семенов. Педжикент Епископ Сызранский Августин Архиепископ Калужский и Боровский Августин 03.04.2024 5 апреля в 20:00 гостями программы «Светлый вечер» на радио «Вера» будут архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», и протоиерей Максим Максимов, главный редактор книжной серии «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников. Разговор пойдет о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, о почитании новомучеников, их духовном наследии и проекте «Живое слово» по созданию документальных фильмов о новомучениках. 31.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Научиться узнавать Христа. 23.03.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). В Неделю Православия. 16.03.2024 В рамках реализации проекта " Живое слово " по созданию фильмов о новомучениках, вышел трейлер фильма " Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться неразрывно к совершенству " . 11.03.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Страшное и гибельное заблуждение. 06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru . |
Речь, сказанная 6-го декабря 1866 года по прибытии в Смоленск и вступлении в кафедральный собор Благословен Бог , благоустроивший путь мой к вам, братия. С благодарением Богу и преданностью воле Его, я принял настоящее мое назначение; с доверием и любовью спешил к вам. Я уже слышал издали много доброго о здешней пастве, и в том, что вижу теперь, по прибытии сюда, я с первого раза нахожу добрые признаки, оправдывающее и молву, и те чувства мои, с которыми я шел к вам. Я слышал о собрании многих в архиерейской церкви в ожидании моего прибытия, когда я еще медлил в пути; по прибытии меня утешило немедленное посещение почетных граждан и лиц местной гражданской администрации; я вижу и в этот не ранний час, уже после общего церковного собрания к праздничному богослужению настоящего дня, это новое многочисленное стечение народа в соборном храме, чтобы соучаствовать в особой молитве о новом пастыре. Все это служит залогом добрых соотношений между паствою и пастырем. Я не смею такую внимательность приписывать одному любопытству, одному понятному, но мимолетному желанию видеть нового архиерея; я не даю себе права относить это к своей личности: и вы меня еще не знаете, и я еще ни чем не заслужил вашего особенного внимания. Нет; я вижу здесь добрый дух народа, преданного своей вере и Церкви, уважающего сан святительский готового внимать своим пастырям и любить их. Да, братия мои, великое дело любовь и единение духа между пастырем и паствою; это сила, сила нравственная, которая много может сделать и в духовной и в общественной жизни нашей, и в делах веры и в нравах народных, и в пользах Церкви и в благе гражданском. Ничто не может одолеть этой силы, когда твердая в своих основаниях, положенных для неё Христовым евангелием, чистая в своем духе, она идет верным путем и действует правильными средствами к цели духовного развития народа. Что такое епископ-пастырь Церкви в истинном смысле слова? Не учитель только, хотя и высший, в предметах веры и благочестия, не совершитель только торжественного богослужения и рукоположитель священства, не судия только главный дел совести и дел официально церковных, наконец не начальник только духовного сословия. Пастырь-епископ есть высший руководитель народа на всем пути духовной жизни, наблюдатель общественной нравственности, хранитель и защитник высших духовных потребностей и польз народа, представитель за его душу и совесть и благо вечное пред Богом и человеком, на небе и земле; это наконец представитель Церкви православно-кафолической в данном месте, её законов, её прав, её сил, её целей. |
РЕШЕНИЕ ЖЮРИ КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ XIX МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ «РАДОНЕЖ» ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ЖЮРИ КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ XIX МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ «РАДОНЕЖ» от 25 ноября 2014 года Присутствовали: Председатель - В.Н.Крупин Члены жюри: протоиерей Виктор Салтыков, В.И.Хотиненко, иерей Владимир Соколов, А. В.Богатырев, А. Н. Золотухина, Т.О. Иенсен, В.И.Теличкина. Слушали: о награждении фильмов и телепрограмм XIX Международного фестиваля «Радонеж». Постановили: Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ Присваивается звание Лауреата XIX Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм " Радонеж " с вручением Серебряной медали Преп. Сергия Радонежского за 20-летний подвиг телепроповеди в программе " Слово пастыря». Постановили: наградить следующие фильмы и телепрограммы: ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ «…МЫ НЕ ПОДПИСЫВАЛИ ДОГОВОРА В ВЕРСАЛЕ…» Авторы сценария: Виктор Листов, Виктор Лисакович. Режиссер Виктор Лисакович. (ООО «Совинфильм» при поддержке Министерства культуры РФ. Россия, Москва) Приз Иконописной мастерской " Александрия " (прот. Владимир Верига) Приз от издательства «Дар» (Руководитель – Г.М.Гупало) ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА «КРЕСТЬЯНСКАЯ ИСТОРИЯ. ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» Автор сценария, режиссер Валерий Тимощенко. (АНО ЦТК «Согласие» по заказу и при поддержке Телеканала «Россия-Культура». Россия, Москва) Приз иконописной мастерской «Русский стиль» ( Руководитель – П.И.Симеофориди) ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ «МОНАСТЫРЬ» Авторы сценария: Александр Столяров, игумения Татиана (Алатарцева). Автор закадрового текста протоиерей Андрей Ткачев. (Мономах Фильм. Украина, Киев) Грамота Синодального отдела по связям Церкви и общества (Председатель - прот. Всеволод Чаплин) Приз иконописной мастерской «Русский стиль» ( Руководитель – П.И.Симеофориди) ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА «ВОИНЫ ХРИСТОВЫ» Оператор Руслан Макиев (ООО «Аланофильм» при поддержке Министерства культуры РФ. Россия, Москва) Грамота Синодального миссионерского отдела ( Председатель – Иоанн Митрополит Белгородский и Старооскольский) |
Скачать epub pdf Нижеследующее поучение, столетней давности, являет собою последовательное развитие мыслей знаменитого, рано похищенного смертью , церковного витии, Иоанна, епископа Смоленского, в трех его словах, произнесенных им на утренни Великого Пятка, при чтении 12 Евангелий, затем на вечерне Великой Пятницы, по выносе Плащаницы, и, наконец, на утрени Великой Субботы. Это поучение с необыкновенной силой раскрывает внутреннее существо тех процессов западного общества, захватывавших с большой силой и нас, которые вызвали катастрофу, нами ныне переживаемую. Эти процессы, в результате катастрофы, не ушли в прошлое, а продолжают свое губительное действие, почему настоящее поучение получает характер жгуче-злободневный. Мы извлекаем его из изданного епископом Никандром в 1914 г. «Слова Жизни» – того выпуска его, который дает богослужебные песнопения страстной седмицы. Воспроизводим и поучение, в заключение тут же приводимое, тоже замечательное по своей силе и тоже более, чем современное, другого, еще более знаменитого, церковного витии, Иннокентия, архиепископа Херсонского, сказанное перед Плащаницей и названное им «Завещание Господа Спасителя». Не призываемся ли мы, по-истине, быть выполнителями этого Завещания?! Не можем не выразить своей благодарности П. М. Чижову, обратившему наше внимание на эти замечательные проповеди и давшего нам возможность их перепечатать. Вы слышите, братия мои, евангельския сказания о страданиях Спасителя. Теперь я хочу спросить вас: не были ли вы сами при Его страданиях? Не были ли при Его осуждении, поругании и распятии? Вы, конечно, скажете, что, слушая с глубоким вниманием и чувством описание Христовых страданий, мы, наконец, можем так живо представить их себе, как будто сами их видели, – и, конечно, при событии и зрелище, совершившемся почти за две тысячи лет до нас, и можно присутствовать только мыслию, воображением, чувством. О таком ли присутствии вопрос? Нет, братия; я ставлю вопрос прямо и не только повторяю его определенно, но еще хочу усилить его другим вопросом: не участвовали ли вы в осуждении Спасителя? Да, скажете вы, все мы своими грехами внесли горькия доли в чашу скорбей Христовых, все мы повинны в Его смерти. – Но опять у меня не о том речь. Я вас спрашиваю: не были ли вы сами лично, действительным образом, если не в числе судей, то обвинителей или свидетелей против Христа, или, наконец, в толпе народа, который кричит: «распни Его»? |
Слово первое. Об испытании самого себя «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» ( 2Кор. 13:5 ). Слава Богу! Все мы называемся христианами, все мы исповедуем Единого Триипостасного Бога, Бога живого и бессмертного; все мы крестились во имя святой и единосущной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа; все мы веруем в распятого и из мертвых воскресшего Иисуса Христа Сына Божия, и в ознаменование этого, знаменуем себя крестом; все входим в Святую Церковь и молимся, и призываем, поем и славословим святое имя Божие; все слушаем святое Божие Слово; все причащаемся святых и животворящих Тайн Христовых; все мы позваны к вечной жизни и небесному царству, и говорим в Символе святом: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Слава Богу за это и за все! Воистину преславны и великолепны Таинства христианства, слушатели! Велико и преславно быть христианином! Но осмотримся и испытаем себя, истинные ли мы христиане, по увещанию апостольскому: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы» ( 2Кор. 13:5 ). Ибо без веры христианин быть не может. Показываем знаки христианства, как выше сказано, но имеем ли внутри себя истинное христианство ? Ведь все внешнее без внутреннего – ничто, и внешние знаки без самой истины – ложь и лицемерие. Хвалимся все верой, но творим ли дела, сообразные вере, как апостол говорит всякому: «Покажи мне веру твою от дел твоих» ( Иак. 2:18 )? Называемся христианами от Христа, но распяли ли плоть со страстями и похотями, как подобает христианам, верующим в распятого Христа, чему и апостол учит: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5:24 ). Чувствуем ли внутри себя то духовное радостное помазание, о котором писал св. апостол Иоанн ( 1Ин. 2:27 )? Веруем в Евангелие, но достойно ли Евангелия живем? Исповедуем и призываем Бога истинного, но угождаем ли ему верой и чистой совестью, чего Он от нас требует? Слушаем святое Божие Слово, но внимаем ли ему и исправляем ли себя по его правилу? Причащаемся святых и животворящих Тайн тела и крови Христовых, но обновляемся ли мы от святого Причастия и созидаем ли в себе духовного, нового человека? |
Совершение таинства крещения, заповеданное первоначально от И. Христа апостолам, после них по праву принадлежит их приемникам, пастырям Церкви. Положительные правила апостольские, когда говорят о крещении, всегда совершение его приписывают епископам и пресвитерам (апост. прав. 46. 47. 49. 50). Впрочем, из истории апостольских деяний видно, что сами апостолы и диаконам предоставляли крестить обращающихся ко Христу ( Деян. 8, 12 ). Но из практики первых веков известно и то, что даже пресвитеры совершали тогда крещение не иначе, как с дозволения епископов ( 8 ). Общее же установление в православной Церкви таково, что право крещения предоставляется епископам и пресвитерам, как вообще совершителям всех таинств; в случай же крайней необходимости, когда нужно поспешить крещением, напр. в опасности жизни младенца, или возрастного болящего, и когда священник не может в скором времени явиться для совершения таинства, совершить его дозволяется и всякому клирику, даже мирянам обоего пола,–именно совершить погружение тела в воду, с произношением слов: «во имя Отца и Сына и Св. Духа». При этом непременное условие только то, чтобы крещающее лице было православное, чтобы означенные слова крещения произносило в духе православной Церкви и искренней веры, и чувствовало важность и нужду совершаемого действия ( 9 ). Для этого священники обязываются предварительно давать приличные на подобные случаи наставления своим прихожанам, также и женщинам, служащим при рождении детей ( 10 ). Такое крещение, совершенное не священником, а мирским лицом имеет свою силу и не повторяется ( 11 ). Но если опасность жизни для крещенного таким образом минует: то крещение его должно быть дополнено положенными по чину церковному молитвами и обрядами, (кроме погружения) ( 12 ). Но священник, по нерадению допустивший младенца умереть без крещения, отрешается от места службы и низводится на должность причетника, для очищения совести раскаянием ( 13 ). Мирянин, сделавший такое опущение, подвергается отлучению от св. тайн и покаянию на три года ( 14 ). Если бы представлялась необходимость безотлагательно крестить младенца, при опасении за его жизнь, а местный священник почему-либо не мог прибыть в нужной скорости, – в таком случае и ни один священник не вправе отказываться от исполнения требы ( 15 ). |
Содержание Беседа Иоанна, Епископа Смоленского На Утрени Пятницы при чтении 12-ти Евангелий Иисус Христос пред судом современного разума Вы слышите, братия мои, евангельские сказания о страданиях Спасителя. Теперь я хочу спросить вас: не были ли вы сами при Его страданиях? Не были ли при Его осуждении, поругании и распятии? Вы, конечно, скажете, что, слушая с глубоким вниманием и чувством описание Христовых страданий, мы, наконец, можем так живо представить их себе, как будто сами их видели, – и, конечно, при событии и зрелище, совершившемся почти за две тысячи лет до нас, и можно присутствовать только мыслью, воображением, чувством. О таком ли присутствии вопрос? Нет, братия; я ставлю вопрос прямо и не только повторяю его определительно, но еще хочу усилить его другим вопросом: не участвовали ли вы в осуждении Спасителя? Да, скажете вы, все мы своими грехами внесли горькие доли в чашу скорбей Христовых, все мы повинны в Его смерти. – Но опять у меня не о том речь. Я вас спрашиваю: не были вы сами лично, действительным образом, если не в числе судей, то обвинителей или свидетелей против Христа, или, наконец, в толпе народа, который кричит: «распни Его»? Вы изумляетесь, вы ужасаетесь таких вопросов. Вы соображаете, что у нас теперь совершается только воспоминание события давно прошедшего времени. О, если бы это было только воспоминание! О, если бы распятие Спасителя было только фактом одного известного времени и оставалось делом только Иуды, Иудейских первосвященников, Ирода, Пилата и бессмысленной толпы народа иудейского! О, если бы ничего подобного не повторялось в другие времена, при других людях и обстоятельствах! Но вот зрелище, которое открывается в наше время, пред глазами нашими. Иисус Христос снова предан и снова предстоит на суде. На каком суде? На суде настоящего, современного нам мира и он, этот мир, судит Христа по своим новым идеям и началам. Какое зрелище! Здесь уже не тот грубый, невежественный суд, который происходил в Иудее, не те жалкие судьи, которые в отупении мыслей и чувств сами ясно не сознавали, что делали. Здесь, чтобы судить Христа, соединяется все, что есть высокого и блестящего в современном мире: просвещение, цивилизация, политика, все новые идеи времени; сюда обращены взоры всего образованного мира, чтобы по суду образованнейших его представителей определить отношение современного человечества к Христу: «как Его разуметь и что с Ним делать? |
| |