Закрыть itemscope itemtype="" > Русь мещанская 15.03.2017 1291 Время на чтение 10 минут Часто сталкиваешься с мнением, и услышанное находит живой отклик в сердце, что обычные русскоговорящие граждане, у чьих родителей в советском паспорте значилось «русский», с натяжкой могут считаться носителями русского характера. Мало кто близок национальному образу, еще безошибочно определяемому интуитивно. Русский типаж раскрыт в литературе, кинематографе, богат историческими примерами, но редок в повседневной жизни. Для большинства уместно определение «русскоговорящие» или сделавшееся из формального отражением бесцветных будней - «россияне». Среди «русофилов» живо настроение, что образы ушедших поколений им ближе, чем соотечественники. Соседи по жилью, коллеги, посетители общих выставок и творческих вечеров, оказываются чужды родных настроений и привязанностей. Речь не о высоких качествах, а о сути человека. Обратим внимание на галерею характеров русского наследия. Выпуклыми профилями, воплощающими русских мужчин, являются: Андрей и Владимир Дубровские, Купец Степан Калашников, Парфен Рогожин (Идиот), Иван Флягин (Очарованный странник), Ахилла Десницын (Соборяне), Косьма Громов (Угрюм Река), Пантелей и Григорий Мелеховы (Тихий Дон), Егор Прокудин (Калина красная), Андрей Соколов (Судьба человека). Рядом с ними эпические герои: Илья Муромец, Евпатий Коловрат, Иван Сусанин. На видном месте исторические фигуры: Князь Владимир Святославович, Иван Васильевич Грозный, Михаил Воротынский, Ермак Тимофеевич, Сенька Разин, Емельян Пугачев, Александр Суворов, Денис Давыдов, Александр Ермолов, Александр Александрович III, Иоанн Кронштадтский, Петр Столыпин, Григорий Распутин, Федор Шаляпин, Сергей Есенин, Александр Матросов, Владимир Высоцкий, Василий Маргелов, Алексей Мересьев, сонм страстотерпцев, служителей Церкви, героев сражений и защитников Отечества, а также многих и многих других. Что у них общего? Отличительной чертой русского характера является самобытность, верность народной самости, прямота чувств и мыслей. Такой человек «не щадит живота» ради Великого, идет напролом ради Истины.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Закрыть Участники Иоанновского авто-паломничества посетили в Архангельске студенческий храм 03:00 26.12.2008 239 Участники мемориального Иоанновского авто-паломничества посетили 25 декабря домовый храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского при Поморском университете (ПГУ, Архангельск). Паломников встретил руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии, настоятель студенческого храма протоиерей Евгений Соколов, сообщает корреспондент ИА «Православие на Северной земле». В беседе с участниками автопохода отец Евгений отметил, что «учеба св. Иоанна Кронштадтского большой пример всем нам». В своей автобиографии о. Иоанн писал: «Грамота давалась мне туго... но, будучи приучен отцом и матерью к молитве в скорби о неуспехах своего учения, я горячо молился Богу, и я помню, как вдруг спала точно пелена с моего ума». Гости совершили маленькую экскурсию по главному корпусу Поморского университета, где до революции размещалась Архангельская духовная семинария, в которой учился и возрастал Всероссийский Батюшка. В дар студенческому храму паломники подарили книги о жизни и земном подвиге св. прав. Иоанна Кронштадтского и большой фотографический портрет святого. Фотография будет украшать университетскую библиотеку, которая при жизни свят. Иоанна была домовым храмом семинарии. Беседуя с паломниками, отец Евгений отметил, что современные чиновники от Минобразования отрывают целые поколения русских от самого главного - четких духовных ориентиров. «Что слышат сегодня от учителей наши школьники, с профессорских кафедр студенты? Человек произошел от обезьяны... Об этом говорится, как о научно обоснованной и непререкаемой истине! С точки зрения Церкви это ни что иное, как ересь, сознательная попытка ввести людей в заблуждение. Более того, это прямое оскорбление, восстание против Бога. Ответственные за это крещеные люди достойны отлучения от церковных Таинств. Сегодня так много говорят о толерантности, но почему-то категорически не разрешают в рамках школьной программы рассказывать об альтернативных версиях происхождения человечества», - подчеркнул о. Евгений.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/12/26/uc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШЕЕ ВРЕМЕННОЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИБИРИ (ВВЦУ Сибири), было сформировано на сибир. Соборном Церковном совещании 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. Открытие первого в истории РПЦ провинциального Соборного совещания состоялось в томском кафедральном Троицком соборе, работа проходила в Покровском домовом храме (в актовом зале) нового Томского жен. епархиального уч-ща. На совещании присутствовали 39 делегатов, представлявших епархии Сибири, Урала и Поволжья, территории к-рых находились под властью правительства адмирала А. В. Колчака, провозглашенного Верховным Правителем России. Из архиереев в совещании участвовали: митр. Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) , избранный почетным председателем совещания; архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский) , Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) , Иркутский и Верхоленский Иоанн (Смирнов) , Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) , епископы Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) , Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) , Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский) , Енисейский и Красноярский Назарий (Андреев), Чебоксарский вик. Казанской и Свияжской епархии Борис (Шипулин) , Берёзовский вик. и управляющий Тобольской и Сибирской епархией Иринарх (Синеоков-Андреевский) , викарии Томской и Алтайской епархии Бийский Иннокентий (Соколов) и Барнаульский Гавриил (Воеводин) . Среди делегатов совещания были представители духовенства и мирян, участники Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в частности прот. Иаков Галахов , главноуправляющий правительства адмирала Колчака по делам вероисповеданий, проф. П. А. Прокошев, а также бывш. ректор Томского ун-та, министр народного просвещения Сибирского временного правительства В. В. Сапожников. Ввиду невозможности связаться с Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном делегатами совещания было принято решение об образовании ВВЦУ Сибири, полномочия к-рого признавались до восстановления прерванной гражданской войной связи с патриархом. В управление вошли архиеп. Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора Прокошев и Л. И. Писарев, главой управления был избран архиеп. Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский).

http://pravenc.ru/text/161101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ПАКУРИАН [Бакуриани, Бакурианисдзе; груз. ; греч. Γρηϒριος Πακουριανς] (20-е гг. XI в.- 1086, Белятово, территория совр. Болгарии), визант. полководец, севаст и доместик, основатель Петрицонского (Бачковского) мон-ря (1083; совр. Юж. Болгария). Нарративные и документальные сведения о Г. П. имеются на груз., греч. и арм. языках. С его именем связан один из полностью сохранившихся памятников визант. права - Типикон Петрицонского мон-ря, составленный на греч. и груз. (по предположению нек-рых исследователей, и на арм.) языках и сохранившийся в списках XII-XIII вв. (оригинал груз. и греч. текста: Б-ка им. А. Кораиса (о-в Хиос, Греция). 1598; пер. на новогреч.: Там же. 1599; копия греч. текста: Софийская публ. б-ка, Болгария). Груз. (КЦ, Синодик Уложения Руис-Урбнисского собора, Синодик грузинского мон-ря Ивирон на Афоне), греч. (кроме «Алексиады» Анны Комнины) и арм. (Матеос Урхаеци) источники называют Г. П. грузином по происхождению. В. А. Арутюнова-Фиданян на основе всех известных источников составила подробное жизнеописание Г. П. (Curriculum vitae) и отнесла дату его рождения к 20-м гг. XI в. (Типик Григория Пакуриана. С. 47). В Типиконе неск. раз отмечено, что Г. П. принадлежал к «блестящему грузинскому роду», а мон-рь Петрицон был основан им для грузин, что подтверждается древнегруз. эпиграфикой, груз. фресками, иконами, рукописями мон-ря и т. д. В 1888 г. был издан новогреч. перевод Типикона по Софийской рукописи (XIII в.), где было сказано о существовании помимо груз. также и арм. варианта Типикона, и о том, что подпись под греч. текстом была выполнена Г. П. на арм. языке. Эти сведения дали повод нек-рым ученым считать Г. П. армянином. Н. Я. Марр писал, что Г. П. называл себя грузином, поскольку придерживался Православия, т. е. «грузинского вероисповедания» ( Марр. Аркаун. С. 25-28; он же. Иоанн Петрицский. С. 54). Это мнение разделяли И. И. Соколов , А. Грабар , И. Гошев , Ф. И. Успенский , В. Николаев, Х. Г. Бек , С. Овнанян, Арутюнова-Фиданян, П. М. Мурадян и др. На первоначальной т. зр. о груз. происхождении Г. П. настаивали А. Цагарели, П. В. Безобразов , Л. Пти, И. Иванов, А. Протич, Э. Хонигман, В. Н. Лазарев , Л. Менабде и др.

http://pravenc.ru/text/166859.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Екатеринбургской епархии, выходившее с 19 апр. 1886 по май 1917 г. В 1886-1896 и 1907-1917 гг. журнал издавался еженедельно (в 1917 вышло 22 номера), в 1897-1906 гг.- 2 раза в месяц. Первым редактором был назначен преподаватель ДУ свящ. Алексий Серебренников, с 1889 г. его сменил свящ. (впосл. протоиерей) Николай Кибардин, выпускавший офиц. и неофиц. отделы до 36 за 1896 г., а затем только неофиц. отдел до 31 за 1907 г. Прот. Александр Антонинов, в 1889-1905 гг. неоднократно временно исполнявший обязанности редактора, редактировал неофиц. отдел с 37 за 1907 г. по 1913 г., после него исполнял обязанности редактора отдела свящ. (впосл. протоиерей) Иоанн Уфимцев, утвержденный в должности с 6 за 1916 г. и работавший до прекращения издания. Офиц. отдел редактировали секретари Екатеринбургской духовной консистории А. Е. Космачевский (1896-1897), К. М. Размахнин (1897-1898), П. П. Беллавин (1898-1902), С. Г. Павловский (1903-1908), П. П. Сребрянский (1908-1911), В. И. Соколов (1911-1915) и М. В. Майеранов (1915-1917). Особенность «Е. е. в.» была в том, что объем офиц. отдела в 1-е десятилетие выхода издания превышал объем неофиц. части. Помимо обычных для епархиальных изданий публикаций (манифестов, указов, сведений о наградах и благодарностях, приказов по ведомству правосл. исповедания, распоряжений и определений Сената, Святейшего Синода и епархиального начальства) в офиц. части регулярно печатались доклады секретарей духовной консистории, правила и уставы к руководству причтом; подробнейшие отчеты о состоянии епархиальных учебных заведений, разрядные списки учеников ДС и духовных уч-щ и расписания экзаменов (до открытия в 1913 Екатеринбургской ДС приводились сведения по Пермской ДС), журналы епархиальных и окружных училищных съездов; маршруты поездок правящих архиереев для обозрения церквей епархии, отчеты епархиальных миссионеров о численности и деятельности старообрядцев в епархии; расписания проповедей в Богоявленском соборе Екатеринбурга; ведомости движения делопроизводства в консистории; сведения о работе епархиального свечного завода; извещения училищного совета, редакции «Е. е. в.», братств и епархиального попечительства и т. п. Кроме того, в каждом номере печатались «Епархиальные известия», сообщавшие обо всех архиерейских богослужениях, о вакантных местах клириков, причетников и просфорниц, о переменах по службе, о производстве в чины.

http://pravenc.ru/text/189619.html

Мысли покойного преосвященного Иоанна, епископа смоленского, бывшего ректора и профессора Санкт-Петербургской духовной Академии (Из лекций, читаемых студентам 26 курса Санкт-Петербургской академии.) Идея божественного Промысла состоит в том, что Бог , обнимая мир своим Промыслом, не только сохраняет, но и направляет его к известным целям. Чтобы уяснить эту идею, нужно знать, что промыслительное действие божественное – не физическое, а нравственное, не механическое, но свободное и разумное; свободное , потому что Бог не стесняется никакими внешними влияниями со стороны мира; разумное – потому что предполагает цель; оно не есть действие внешнее, но есть действие внутреннее, которое раскрывается в жизни существ; не есть формальное, но духовное, которое дает дух, силу и жизнь. Понятие о Промысле соединяет понятие об уме, который дает разумную идею всему, о воле, которая стремится осуществить эту идею, и о силе, действительно осуществляющей эту идею. Но этим понятием не исчерпывается еще вполне идея Промысла. Она получает свою законченность в христианстве, которое придает ей особый характер, указывая на бесконечную любовь Промысла в искуплении, в обновлении человечества и возведении его к высшим степеням совершенства. Действительность идеи божественного Промысла доказать не трудно. Можно представить логические основания для этой идеи. Прежде всего нельзя не признать, что мир, в целом своем составе, должен выражать какую-либо идею: представить мир без идеи – значит представить сбор различных явлений, не имеющих никакого смысла. Трудно представить, чтобы и отдельное явление в мире лишено было идеи; тем более нужно сказать это о целом мире. Если мир нельзя признать лишенным идеи, то нужно признать и высшее существо, которое развивает эту идею. Это тем неизбежнее, когда мы обратим внимание на часть мира – человека. Представить себе человека без идеи, без цели, без назначения, значит представить человечество скопищем бесцельных существ. Другое, что представляется при взгляде на мир, есть единство в целом мироздании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

На территории нового комплекса Суворовского училища в Твери заложен храм великомученика Георгия Победоносца 5 октября 2022 г. 14:25 4 октября 2022 года управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершил на территории Тверского суворовского военного училища чин освящения закладного камня в основание храма великомученика Георгия Победоносца. Знаменательное событие произошло в преддверии 80-летия училища, которое будет отмечаться в следующем году. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , духовник Суворовского училища иерей Валерий Юкин, настоятель собора в честь благоверного князя Александра Невского г. Твери, руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Тверской епархии иерей Кирилл Алексеев, ключарь Спасо-Преображенского собора г. Твери иерей Сергий Будков, клирики Воскресенского кафедрального собора г. Твери протодиакон Роман Соколов и диакон Иоанн Зорин. Церемония началась с подписания грамоты для закладной капсулы в музее Суворовского училища. Подписи поставили митрополит Дионисий, митрополит Амвросий, губернатор Тверской области И.М. Руденя, начальник Суворовского военного училища генерал-лейтенант В.Н. Ляпоров. Перед молебным пением митрополит Амвросий обратился к собравшимся с приветственным словом: «Сегодня в жизни Суворовского училища особый день. В канун его 80-летия здесь, на этом месте, на новой территории знаменитого учебного военного заведения, будет заложен храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Удивительно то, что большую часть из этих 80 лет Суворовское училище находилось в стенах Тверской духовной семинарии. Еще до перехода его в эти стены семинарский храм святителя Тихона Задонского перестал существовать, но та благодать, которая, верим, находилась и пребывает здесь до сих пор, укрепляла воспитанников, которые становились видными военачальниками нашего Отечества. И сегодня училище как будто отдает долг Церкви. Здесь основан новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

http://patriarchia.ru/db/text/5964902.ht...

Недавно нам пришлось видеть подлинные письма преосвященного Иоанна, епископа Смоленского, к своему другу, архимандриту Фотию, в бытность преосвященного архимандритом – инспектором С.-Петербургской духовной академии (1851–1855гг.) и ректором Казанской духовной академии. В этих письмах ярко выступает личность преосвященного, его отношение к современной церковной жизни и к ведомству православного исповедания, так что письма эти вносят не только ценную долю для биографии преосвященного, но представляют интерес и общего характера. Вот эти письма. Желательно видеть в печати и другие. Августа 31, 1852 г. С.-Петербург Любезнейший отец Фотий Много благодарен Вам за усердие. Портрет келейника, нарисованный Вами, кажется, удовлетворителен; и я решаюсь взять его к себе. Только теперь нужно прояснить одну статью: на каких условиях он соглашается служить мне? Нельзя ли Вам переговорить с ним об этом? Если он будет требовать чего-либо особенного (напр., большого жалования и т.п.), то потрудитесь снова отписать ко мне. Если же ничего особенного он не желает, то может отправляться в Петербург. Во всяком случае, он может быть уверен, что будет обеспечен во всем нужном; будет получать и жалованье, и тем больше, чем, разумеется, лучше будет служить. Нужно еще, чтобы он получил от Консистории отпускной билет, который, пожалуй, может быть написан на мое имя сроком примерно на один год (билет для постоянного жительства в Петербурге будет выдан здесь). Наконец, надобно внушить ему три непременные добродетели: послушание беспрекословное, воздержание беспредельное, скромность безусловную. Волосы пусть острижет. Что нового в великом Новгороде? Как поживает новый отец ректор наш, это единственная в Новгороде новость, как отозвался митрополит по возвращении из Новгорода? Много ли осталось от иконы преп. Антония, что в паперти Антониева монастыря, или уже вся скушена православными. Не оказывают ли они усердия отведать и камешка, который, помнится, тут же лежит? Не возвратился ли Волхов вспять, как во дни оны и пр., и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

О Стоглавном Соборе постоянно упоминается в сочинениях по истории Русской Церкви, и в частности по истории русского раскола. Но в первых кратко излагаются исторические сведения о нем и некоторые (важнейшие) из его постановлений; в последних обращается преимущественное внимание на известные, в отношении к расколу, главы его: о брадобритии, о крестном знамении, и о двойном аллилуйя. Полного и подробного изложения постановлений Собора в печати доселе нет у нас: они остаются в рукописях. Между тем, как весьма любопытный памятник нашей старины, внутреннего состояния нашей Церкви, как дело церковное, по мысли, и цели, и плану, весьма важное и обширное, но неуспешное по выполнению, даже какое-то загадочное по своей истории и самому составу, – в том виде, как состав его дошел до нас, – Стоглавный Собор требует и давно ожидает выхода из темных углов старинных рукописей на свет, в своем полном, ясном виде. Вместе с тем постановления его требуют разбора и обсуждения по началам православно – церковной истины и канонического законоположения. В этих видах мы представим полное и подробное изложение всех определений Стоглавного Собора, сопровождая их надлежащими историческими, каноническими, догматическими и археологическими замечаниями. В летописях царствования Иоаннова и последующих времен не осталось описания этого Собора, его истории и деяний. Сборник под именем Стоглава, излагающий соборные постановления, дошел до нас во многих списках: но первоначальный, или подлинный, список их остается в неизвестности. Также ни в одном из дошедших до нас списков не видим подписи лиц, бывших на Соборе, как это находим в других соборных актах. Отсутствие подписей нельзя иначе объяснить, как тем предположением, что самые определения Собора не были вполне утверждены общим согласием всех членов Собора. Но какие бы ни были причины этого несогласия, недостаток ли единомыслия между членами Собора в определениях, или общая неуверенность в правильности и твердости всех соборных постановлений, – во всяком случае, неутверждение их рукою даже митрополита, главного лица на Соборе должно было означать, что решения Собора в полном их составе не вводятся в Церковь , и не получают силы законов, а следовательно не было нужды и даже не надобно было полный список их обнародовать для всеобщего сведения. Между тем списки соборных деяний, хотя и неутвержденные, могли чрез бывших на Соборе и чрез посторонние руки выйти из Собора в народ, и сохраниться, а таким образом дойти и до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

О тайнах религии св. Иоанн Дамаскин (Изложения православной Веры, гл. 11) так говорит: «все божественное – выше естества, разума и слова. Напр. кто станет разсуждать, как и для чего Бог привел все из ничего в бытие, и захочет постигнуть сие естественным разумом: тот не постигнет, потому что такое знание есть душевное, бесовское. Но кто, руководствуясь верою, будет размышлять о благости, всемогуществе, истине, премудрости и правде Божией: для того все будет гладко и ровно, и он найдет путь правый. На вере основывается все, как человеческое, так и духовное. Без веры и земледелец не проводит бразды на земле, и купец не вверяет жизни своей малому древу на бурной глубине морской... Верою совершаем все дела, как Божеския, так и человеческия... Вера есть согласие без всякой пытливости». О тайнах религии (есть тайны и в природе) говорит тот же св. Отец следующее: «иное значит доступное для ведения, а иное – выразимое. Иное же совершенно непостижимое и неизреченное, что Бог безначален, безконечен, вечен, присносущ, несотворен, непреложен, неизменен, прост, несложен, безтелесен, невидим, неосязаем, неописан, неограничен, недомыслим, необъемлем, непостижим, благ, праведен, создатель всех тварей, всемогущ, вседержитель, всеведущий, всепромыслитель, властитель и судия, – сие мы знаем и исповедуем. Также – и то, что Бог есть един, или единая сущность; – что Он есть и познавается в трех Ипостасях, т. е. во Отце и Сыне и Св. Духе; что Отец, Сын и Св. Дух по всему едино суть, кроме нерожденности, рождения и исхождения; что единородный Сын и Слово Божие и Бог, по благоутробию Своему, нашего ради спасения, благоволением Отца и содействием Св. Духа, зачавшись безсеменно, родился нетленно от св. Девы... О том свидетельствуют св. Писание и все святые. Но в чем состоит сущность Божия? Каким образом Бог существует во всем? Каким образом единородный Сын и Бог, уничижив Себя, соделался человеком от Девических кровей, образовавшись во утробе по особенному сверхестественному закону? Или каким образом ходил по водам, не омочив ног, – того мы не знаем и изречь не можем. Таким образом, мы не можем ничего сказать, ни даже помыслить о Боге, кроме того, что нам показано, изречено и открыто свыше в Божественном писании Ветхаго и Новаго завета».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010