П.С. Соколов Иоанн Арндт и его сочинение «Об истинном христианстве»: очерк из истории западных исповеданий Источник Скачать epub pdf § I. В западной богословской литературе, не много можно насчитать произведений, целые столетия оказывавших такое влияние на сотни тысяч миллионы умов, как «Истинное христианство » И. Арндта. После Библии и Фомы Кемпийского, трудно указать в богословской литературе другую книгу, которая выдержала бы такое количество изданий на всевозможных языках. Еще при жизни автора было до одиннадцати изданий «Истинного христианства»; у Фр. Арндта 1 до 1780 г. указано их 50, Пертц прибавляет к ним еще 3 и во второй четверти прошлого столетия насчитывает их до 31 2 . «Истинное христианство » переведено на множество языков, распространено по самым отдаленным частям земли. Пертц замечает, что излишне перечислять языки, на которые оно переведено, – сколько существует языков, на стольких существует «Истинное христианство». В России судьба «Истинного христианства» отличается превратностью: то оно пропускается цензурою и одобряется, то конфискуется и запрещается. Первый раз оно было переведено на русский 3 язык, по желанию Феофана Прокоповича , Симоном Тодорским 4 и в 1735 г. напечатано в одном томе в Галле под заглавием: «Чтири книги о истинном христианстве». Но не прошло и 10 лет, как именным указом от 9 декабря 1743 г. императрицы Елизаветы Петровны предписано было отбирать это сочинение. «По представлению Нашего Св. Синода», –говорится здесь, – «известно Нам учинилось, что книга, нарицаемая о истинном христианстве, автора Арндта, в 1735 г. в Гале и прочие, там же на российском диалекте напечатанные... произошли внутрь России и у многих православных находятся, имея титлу под видом ревности к Богу, аки бы о истинном христианстве добродетелей, а в Нашем Святейшем Синоде оные несвидетельствованы. Того ради Всемилостивейше указали Мы, чтобы всякого чина люди, кто у себя вышеупомянутая – именуемую о истинном христианстве и о начале христианского жития... и прочие подобный тем, с иностранных на российский язык переведенные и вне Российской Империи российским диалектом напечатанные, богословские термины в себе содержащие, а от Святейшего Нашего Синода несвидетельствованные книги имеются, оные бы без всякого у себя удержания не умедляя объявляли в Санкт-Петербурге в Синоде, в Москве в синодальной конторе, а в прочих губерниях и провинциях – в городах, где есть архиереи, архиереям, где нет – в Наш Св. Синод в синодскую контору» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

свящ. Иоанн Соколов Часть вторая I 1. Понятие о нравственности Все деяния людей разделяются на добрые и злые. Определение того, что добро и что зло, выяснение красоты добра и вредоносности зла для жизни, указание побуждений и средств для проведения добра в жизнь и уклонения от зла, – вот те вопросы, которые составляют предмет учения о нравственности. 2. Всеобщность нравственного закона Способность разделять все свои поступки на добрые и злые есть общее достояние всех людей в той же степени, как и способность веры в Бога и загробную жизнь. Доказательством всеобщности нравственного закона служит присущий душе каждого человека голос совести. 3. Понятие о совести Совесть есть такое внутреннее чувство, которое оценивает каждый поступок человека, причём одни поступки одобряет, а другие осуждает ( Рим.2:15 ); за одни награждает человека покоем и радостью, a за другие наказывает беспокойством и печалью. Суд совести нелицеприятен. Человек, совершая проступок против добра, может избегнуть осуждения ближних, обмануть или усыпить человеческое правосудие, – но ему не удастся избежать осуждения своей совести, чем и объясняются такие факты, когда преступник, совершивший преступление много лет назад, и в своё время избегнувший достойной кары, через несколько лет неожиданно для всех сам отдаёт себя в руки правосудия, иногда даже с просьбой наказать строже, чтобы избавить его от угрызений совести за преступление. «Жалок, – говорит поэт, – тот, в ком совесть нечиста». Определение доброго и злого, даваемые совестью, как показывает наше самонаблюдение, не совпадают с понятием полезного и вредного; совесть часто осуждает такие поступки, которые являются выгодными для личной жизни, каковы, например, все поступки, мотивируемые эгоизмом, и наоборот, одобряет те, которые стоят в противоречии с личной пользой, каковы деяния самопожертвования. 4. Прирождённость нравственного чувства душе человека Объяснить происхождение в человеке нравственного чувства и голоса совести нельзя ничем иным, кроме утверждения, что способность различать все поступки как добрые и злые и стремление к нравственно-доброму прирождены душе человека Творцом Богом, как прирождены душе чувство веры в Бога и вера в бессмертие души. Мысль о прирождённости голоса совести нашей душе заключается и в названии совести «голосом Божиим». Господь Бог дарованием человеку чувства совести указал ему путь совершенствования в добре через послушание внушениям совести. 5. Недостаточность естественного закона, как руководителя нравственной жизни человека; необходимость в законе внешнем

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Сортировать по Исключить новости «Не надо придумывать легенды-страшилки» Полемика вокруг статьи Дмитрия Соколова-Митрича «Очень маленькая вера» 21 апреля, 2011 Полемика вокруг статьи Дмитрия Соколова-Митрича «Очень маленькая вера» Особенно ярко в глазах моих выглядят мысли о том, как «мы» хотим, чтоб была обустроена Россия. Очень я люблю такое «мы», с виду такое демократичное и скромное, а на деле — хорошо закамуфлированное царственное. Мне могут сказать, что бывает еще и «мы» гомилетическое, но тогда не очень понятно, к какой конфессии РР относится. Согласно концепции, в идеально мыслимой России должны быть и православные, и просвещенные мусульмане (другие мусульмане, непросвещенные, кстати, не очень-то с ними считаются, — и куда предполагается их, непросвещенных, девать?), и много еще кто из религиозного народа, и честные атеисты ученые (а бесчестные? а верующие ученые? а неученые атеисты?), и добросовестные коммерсанты (а им нельзя быть верующими? а недобросовестных расстреливать, как в Китае?). Такой городок в табакерке, и скорее всего под управлением «нас». Мучительно напоминает проект соловьевского антихриста, который в свое время произвел на меня большое впечатление. К «Трем разговорам», философской беседе антитолстовской направленности, Вл. Соловьев присовокупил «Краткую историю об антихристе», центральный эпизод которой выглядит так: воцарившийся антихрист созывает лжесобор и пытается соблазнить представителей всех трех ветвей христианских конфессий, что ему отчасти и удается, — но лишь отчасти. Католикам он предлагает восстановление административной власти, протестантам — безграничную свободу богословских исследований, православным — заповедники «древлего благочестия». И раздраженно обращается к тем, кто не поддался: «А вам что надо?». И отвечает ему старец Иоанн: «А нам от тебя ничего не надо. Прославь Христа»… То есть имеет место очередная, привычная уже концепция, которая разворачивается как идиллия, а являет себя как антиутопия. Пел же Вертинский: …кто укажет нам путь в это царство весны?

http://pravmir.ru/ne-nado-pridumyvat-leg...

§ I Известно, какое важное значение имеет личность во всяком деле. В мире нравственном она кладет свою печать на все действия человека. И всегда, во всяком деле – вернее заключать от личности к делу, чем наоборот: часто бывает, что лицо великое и уважаемое случайно может выпустить дело из рук. Поэтому и нам, для полного понимания христианских истин – догматических и нравственных, нет лучшего средства, как изучить ту Личность, которая основала это учение. Эту Личность, Личность Христа мы и проследим во всех проявлениях ее жизни. Тогда и учение будет понятнее для нас. Изучение божественной Личности ведет к тому, что свет от нее больше и обильнее будет падать на ее учение, и мы тогда лучше поймём то громадное значение, которым мир обязан ей. В последнее время много было попыток, – богословских и исторических, – с целью выяснить Личность Спасителя. Но в этих попытках можно заметить два основных недостатка: во-первых, недоверие к первичным источникам, в которых описывается жизнь Иисуса Христа. Конечно, эти источники могут подлежать исследованию и с ученою целью можно подвергать их критике, но ученая справедливость и здравая логика говорят, что пока не исследованы источники, не нужно писать и жизни Христа. Второй недостаток тот, что, и с доверием относясь к источникам, заранее составляют для себя масштаб, с которым приступают к измерению этой Личности. Размер этого масштаба, очевидно, определяется тою точкою зрения, которую избирает испытующий ум, значит, определяется «подлежательно». В этом случае гораздо уже лучше приготовлять меру для определения личности более широкую, нежели узкую. Узкая рамка сдавит ее, и она со многих сторон не будет понята, тогда как в широкой рамке личность лучше обозначится, и если личность высока, широкая мерка не скроет ее высоты. И это естественно: если нужно бывает испытать степень ума человека, нужно давать ему для испытания труд большой, тяжёлый, – ум слабый прямо покажет на нем свою несостоятельность, а ум высокий – свою силу; к малому же труду высокий ум отнесется несерьезно. Таким образом, и те господа, которые пытались по Евангелиям писать жизнь Спасителя, не могли, при своей узкой рамке, изобразить во всем свете лучезарную Личность Спасителя. Ренан в тесные рамки заключил жизнь Спасителя, вследствие чего его книга оказалась слабой и пустой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

§ I. Эрнест Ренан, автор сочинения «Жизнь Иисуса», получившего незаслуженную и незавидную известность, в заключении введения к своей книге говорит: «Чтобы представить историю религии, нужно, во-первых, испытать на себе самом состояние верования в нее (иначе нельзя понять, чем она могла пленять, чем удовлетворяла человеческое сознание); во-вторых, нужно выйти из безусловного в нее верования, потому что такая вера несовместима с беспристрастием историка. Но любовь возможна и без веры. Не связывая себя ни одною из форм обожания людей, тем не менее можно питать самое живое сочувствие к тому, что есть в них истинно доброго и прекрасного. Никакое преходящее явление не исчерпывает божества; Бог проявлял себя и прежде Иисуса, Бог будет проявлять себя и после него. Ни с чем несравнимые откровения божества в глубине человеческого самосознания носят все одну печать, хотя в высшей степени не равны между собою: чем выше, чем самороднее эти откровения, тем они божественнее. Иисус не мог принадлежать исключительно только тем, которые называли себя Его учениками. Он составляет достояние и честь всякого, в ком бьется человеческое сердце. Исключить Его из истории, поставить Его выше и вне истории – не значит еще Его прославить. Гораздо полнее и вернее мы почтим Его, когда покажем, что без него непонятна вся история». Таким образом, Ренан отказывается верить в Иисуса Христа как лицо в собственном смысле божественное, хотя не отказывается любить Его как явление в высшей степени доброе и прекрасное, не отказывается признать в Нем откровение Божества, сокрытого в глубине человеческого самосознания. На этом он и останавливается. Но если бы он побольше обратил внимания на эту глубину человеческого самосознания, то его история жизни Иисуса вышла бы иной. Мы и начнем с того, на чем остановится Ренан, т. е. с анализа человеческого самосознания. Что такое самосознание? Это не простое состояние бытия, не одно чувство индивидуальности, какое замечается и у животных, не одно отличие своего я от всего, что не я.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

А.Г.Бондач Часть 1. Соборы I-III «Деяния Вселенских соборов» (далее – ДВС) на сегодняшний день являются единственным сравнительно полным русским переводом актов 7-ми Вселенских соборов. Русский перевод ДВС был подготовлен силами преподавателей (а, возможно, и студентов) Казанской духовной академии. Данный переводческий проект тесно связан с общими тенденциями развития богословской науки в КазДА в 50-х – 60-х гг. XIX в. В частности, в 1855 г. начал издаваться богословский журнал КазДА «Православный собеседник». 17 марта 1857 г. ректором КазДА был назначен выдающийся ученый-канонист архим. Иоанн (Соколов ; впоследствии еп. Смоленский; 1818–1869), по инициативе которого и был начат перевод ДВС. В 1859 г. преподавателем канонического права в КазДА стал А. С. Павлов (1832–1898), в ту пору – начинающий исследователь, а в дальнейшем – один из крупнейших специалистов по истории и источниковедению православного церковного права. Можно предположить, что молодой ученый также принимал участие в работе над ДВС. Подробный очерк истории перевода ДВС требует изысканий в архивных фондах КазДА, в настоящий момент не доступных автору. С другой стороны, чрезвычайно насущна необходимость составления росписи актов, вошедших в ДВС 1 , и, прежде всего, установления оригиналов каждого переведенного документа по современным критическим изданиям. Поэтому мы решили начать с публикации собственно библиографических материалов, а исторический очерк поместить в одном из последующих выпусков БВ. Пока отметим, что перевод ДВС, осуществлявшийся редакцией «Православного собеседника», был начат в 1859 г. и завершен в 1873 г. Он основывался, как отмечают сами переводчики, на известных многотомных изданиях соборных актов Labbeus-Cossartius и Harduinus 2 . При этом, скорее всего, издание Лаббе-Коссара использовалось не непосредственно, а в расширенном и улучшенном переиздании Ж. Д. Манси (Mansi). Остается неясным, привлекались ли для сравнения публикации отдельных соборных актов в греческой и латинской патрологии Ж.-П. Миня (PG и PL).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Беседа 1 В настоящие великие дни христианской церкви, конечно, лучше бы только размышлять и чувствовать, нежели беседовать между собой. Какая беседа не будет слишком слабой и скудной пред необъятным величием настоящих воспоминаний? Но мы не свои слова хотим предложить вам; мы желали бы передать вам в размышлениях те беседы, какие Сам Спаситель имел с учениками в последние дни земной жизни Своей. Тогда Он говорил ученикам о будущих судьбах обетованной земли, христианства и мира. Есть особенные побуждения ныне размышлять об этих предметах. Современные движения человечества, идеи и события, их сопровождающие во внутренней и внешней жизни народов, вызывают на эти размышления. Какие точки указывает нам Божественное откровение для миросозерцания? Какие судьбы Промысла открываются в разнообразных движениях мира? Как относится все, что видим в мире, к христианству и какие судьбы его самого ожидают? Чувствуем всю недоступную высоту и всю необъятную широту этих вопросов: но, повторяем, не свои мысли и слова хотим мы излагать. Спаситель мира, за несколько дней до своих страданий, в последний раз посетил Иерусалим. Торжественно, всенародно обличив здесь фарисеев, уже решившихся предать Его смерти, Он предрек запустение св. города и вышел из него со словом – возвратиться туда не иначе, как в славе Божественной. Но на тот раз святейшая душа Его была полна предвечных мыслей о предстоящей Ему жертве искупления был вечер, и Спаситель по обыкновению пошел с учениками на гору Елеонскую. С горы открывался весь Иерусалим и величественный иерусалимский храм, с которыми соединены были судьбы обетованной земли и народа. Спаситель сел; тогда несколько избранных учеников, отделившись от прочих, занятые в виду города своими мыслями о царстве Мессии, подошли и обратились к Божественному учителю с вопросами: «скажи нам, когда будет все, что Ты предсказывал об участи Иерусалима и какое знамение Твоего (будущего славного) при шествия и кончины мира?» Спаситель начал беседу: «Берегитесь, чтобы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

В предисловии автор, между прочим, говорит: «не смотря на дух кротости, миролюбия и терпения нашей Церкви, пастырей и последователей ее, на Западе издано в предшествовавшие века последователями различных христианских вероучений, преимущественно же издается в наши времена, такое множество книг против учения восточной Церкви, что их трудно было бы даже перечесть, не только оценить по достоинству. Такие книги вообще наполнены клеветами, баснями, порицаниями, очевидными вымыслами и лжами, а особенно умственными, ядотворными хитросплетениями, с очевидною целью образовать в Европе дух, враждебный восточной Церкви, особенно нашему отечеству, и, поколебав вероучение нашей Церкви, совратить простых последователей ее с пути истины. Но особенно вооружились против нее теперь так называемые ультрамонтаписты, или писатели латинской Церкви, провозглашающие господство своего папы и частной римской Церкви над всеми правительствами, частными Церквами и народами мира. Правда, что с учением ультрамонтанизма не совсем согласны и писатели латинской Церкви, состоящие вне Италии, наприм. в Австрии, Баварии и в самой Франции; но ультрамонтанизм, распространяемый и усиливаемый в наше время езуитами, преимущественно во Франции, пользуясь повсеместным распространением Французского языка, посредством сочинений на этом языке, с какою-то лихорадочною деятельностью усиливается повсеместно насадить свой образ мыслей, особенно же восстает против вероучения и иерархического устройства восточной Церкви, не щадя для этой цели самых чудовищных вымыслов, очевидных лжей и бессовестного искажения исторических истин.... Наконец, эти сочинения темными путями стали проникать и в наше отечество, по всей вероятности действием ультрамонтанизма, который теперь с крайним напряжением всех своих сил старается усилиться привлечением на свою сторону, как можно более, последователей своего образа мыслей. Притом, сии сочинения, враждебные восточной Церкви, издаются под заманчивыми названиями, в уютных форматах, с такою типографскою опрятностью, что как бы невольно завлекают любопытство читателей, в числе коих найдется, конечно, и в нашем отечестве не мало таких, которые, имея поверхностное понятие о предметах христианского вероучения, не могут не увлекаться мыслями, противными истине. Сверх того, проживающие в нашем отечестве некоторые иноверцы, обращаясь с последователями нашей Церкви, не опускают случаев предлагать возражения против ее догматов, или привлекать к чтению книг, составленных в духе, враждебном ее вероучению. Итак очевидно, что руководствуемые нашею Церковью находятся теперь в положении, подобном тому, в каком были правоверующие христиане первых четырех веков Христианства, когда еретики и неверные усиливались всевозможными хитросплетениями поколебать учение церкви Христовой. – В противоположность учению и действиям ультрамонтанизма издается настоящая книга». (Предисловие стр. IV – VII).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Если вы, благородные слушатели, ожидаете теперь слова, то перед вами лучший и высший всемирный учитель – Крест, ныне воздвигнутый Церковью : вот на этот раз вам и нам проповедник! Чему учит вас Крест? Мы можем передать только его слова. Остановимся на одном предмете его поучения. Вспомните, что Крест постоянно напоминает вам о себе в самом близком для вас предмете, в самом названии тех людей, которых жизнь рождением, судьбою, порядком общественным, вашими правами и их нуждами предана вполне вашему попечению и управлению. Ныне же в особенности много рассуждают об улучшении крестьянского быта. Ах, если бы при этих рассуждениях, как и всех других, мысли и взоры чаще обращались к Распятому на кресте! Как много, много доброго внушил бы он рассуждающим! Тот, Кто под сень креста своего призывает всех труждающихся и обремененных, Кто распялся и за последнего из меньших людей, и за первого из высших, и за всех, и всех своею кровью искупил, возродил и освятил, и таким образом в высшей степени облагородил человечество и возвысил права его: Кто своею всемирною жертвою на кресте воцарил в мир правду и любовь всеобъемлющую, – Тот, не внушает ли вам со Своего креста особых чувств и обязанностей к вашим подвластным? Какие же это чувства и обязанности? По чувству христианской любви, христианской правды – не отчуждать себя в духе и жизни от подвластных, но блюсти единение с ними в духе Христовом; не обращать их в жертвы одной нашей безусловной воле и самоугождению, но жертвовать им своими силами и трудами; не отделять своего блага от их блага, но заключать одно в другом: себя совершенствовать, чтобы их усовершать: их счастье устроить, чтобы свое счастье упрочить, – вот чему научает с креста Господь. Которого мы все равно, безусловно, и вечно рабы. Подумали бы современные люди, не здесь ли основание и средство к улучшению жизни поселян, – просвещению их, исправлению нравственности, благоустройству внешнего быта их! Прекрасная и добрая мысль просветить тьму неведения, предрассудков, в которых представляется погруженным простонародный быт.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Есть для человека дар Божий, который, если человек захочет или сумеет пользоваться им, как должно, всегда принесет чистые и не обманчивые наслаждения душе его. Этот дар – красота физической природы и жизнь ее во цвете лета. Если такой роскошный город, как Петербург, ищет себе летом отрады и в такой не роскошной природе, как петербургская, то не истинно ли дар Божий у вас, владетели этой прекрасной местности? Необыкновенная в нашем крае свежесть и приятность воздуха, зеленеющая, густая, вековая растительность с тенистыми аллеями, обилие самой чистой, прозрачной воды, которая бьет живыми ключами и разливается потоками, шумными каскадами, фонтанами, речками и озером, давая в себе приволье множеству резвящейся рыбы; живописные возвышенности с широкими и разнообразными видами; наконец на всем этом–характер самой естественной простоты, чуждой всякой искусственности, и только небольшой резец в руке доброго хозяина, мирно живущего с природою, очищающего ее, но нисколько не насилующего: не сокровище ли это для духа и тела, в особенности изможденных городскою жизнью? Какая восхитительная картина, скажет всякий, смотря на это место. Нет, скажу я: это еще не картина; это только рама, а настоящая картина–внутри. Здесь, среди этой прекрасной природы, живет еще прекраснейший дух, которому я не найду лучшего имени, как дух–христианский. Ах, с какою любовию и утешением сердца описал бы я все светлые черты этого духа, если бы не боялся нарушить почтительной скромности пред самым лицом его, в сию минуту так простосердечно ко мне обращенным, если бы пред глубиною смирения, которое есть по истине венец его, не сдерживались самые сильные порывы моего слова. Не хочу я и в глазах других наводить на мое слово краски лести... Да не будет! И на кафедре священной, и везде и всегда речь моя да будет чужда лести, этой отравы истины, пред кем бы ни говорил я! Да не расточает легко язык мой и не льстивых похвал видимым достоинствам человека, чтобы не приносить с собою суда человеческого, пред которым не раскрыта внутренняя жизнь человека, на место суда Божия, который один должен я возвещать пред Божиим престолом на земли. Страшно хвалить людей, когда говорим пред лицом Бога и от Его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010