Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл встретился с Предстоятелем Антиохийской Православной Церкви 19 февраля 2015 г. 16:22 19 февраля 2015 года в Патриаршей и Синодальной резиденции  Данилова ставропигиального монастыря  в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с  Блаженнейшим Патриархом Великой Антиохии и всего Востока Иоанном X . Во встрече приняли участие управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , викарий Патриарха Московского и всея Руси  епископ Подольский Тихон , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата диакон Феодор Шульга. В составе делегации, прибывшей с Предстоятелем  Антиохийской Православной Церкви  в Москву, — епископ Ниневийский Афанасий, архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас). Блаженнейшего Владыку также сопровождают представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском игумен Арсений (Соколов). Перед началом переговоров Предстоятели двух Церквей прошли в крестовый храм Патриаршей резиденции, освященный в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. В храме был совершен молебен, по завершении которого Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился со словами приветствия к высокому гостю. Подчеркнув, что история отношений двух Церквей восходит к глубокой древности, Его Святейшество засвидетельствовал: «В Русской Православной Церкви почитаются имена святых, относящихся к этой древности, в том числе тех, которые были верными чадами Антиохийской Церкви. Это и муж апостольский святой Игнатий Антиохийский Богоносец, и святой Иоанн Дамаскин, и святитель Иоанн Златоуст, который был чадом Антиохийской Церкви, и целый ряд других выдающихся отцов и святителей, которые украсили ее духовный небосклон».

http://patriarchia.ru/db/text/3997403.ht...

«Беседы, поучения и речи Иоанна, епископа смоленского, сказанные смоленской пастве». Смоленск. 1871 г. Один из усердных почитателей памяти и та­ланта преосвященного Иоанна, некто г. Н. В., поль­зуясь позволением его наследников, собрал и издал плоды его проповеднической деятельности в Смоленске – «беседы, поучения и речи», помещенные в разное время, по мере произнесения, в мало кому известных местных епархиальных ведомостях. Нельзя не пожалеть, конечно, что почтенный издатель не внес в свой сборник проповедей предшествовавшего, более блестящего периода проповед­нической деятельности преосвящ. Иоанна, – нельзя не пожалеть тем более, что перепечатка их из «Христианского Чтения» и «Православного Собеседника» не представила бы большого труда; тем не менее мы думаем, что любители духовно-назидательного чтения будут благодарны ему и за то, что он сделал. Изданные г. Н. Б. проповеди преосв. Иоанна несколько слабее или, говоря точнее, проще, низменнее, ординарнее, чем проповеди, сказанные в Петербурге и, особенно в Казани, создавшие его проповедническую знаменитость, и перепечатанные в свое время в светские газеты и даже, в качестве образцов церковного красноречия, в учебные хрестоматии (гг. Галахова и Филонова). Прежде всего, конечно, это зависело от характера паствы, перед которой проповедовал преосв. Иоанн в Смоленске. Епископский сан проповедника, с другой сто­роны, как известно, делает авторитетным его слово и независимо от блестящих ораторских красот и до некоторой степени уполномочивает его меньше заботиться о внешнем изяществе слова. Наконец, из напечатанных в настоящем сборнике проповедей многие говорились одна за другой каждый день (например, проповеди на дни страст­ной седмицы), так, что проповеднику не было, может быть, и времени на более тщательную обра­ботку их. Тем не менее, несмотря на все выше­сказанное, оригинальная даровитость нашего знаменитого оратора бьет и в них роскошной и обиль­ной струей, и прекрасные качества ораторского таланта преосв. Иоанна, в большей или меньшей мере, сказываются в каждом из настоящих его поучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Древнее разграничение поместных пределов церкви Формы поместного церковного управления, в древние времена в разных христианских Церквах, были различны. Рассматривая их исторически, можно различать три главных вида: 1) первоначальный, более простой образ управления, 2) управление митрополитов, 3) управление патриархов. Но, чтобы яснее видеть происхождение этих форм, надобно предварительно обозреть древнее разграничение поместных Церквей. В веке апостольском, когда Церковь только ещё созидалась на своём основании, когда притом сами апостолы повсюду управляли ею, как вселенские учители и пастыри, – естественно не могло ещё быть строгого разграничения поместных Церквей. Иерусалим был средоточием церковного управления, откуда исходили действия апостольской власти по всем Церквам, и куда все другие Церкви обращались со своими делами ( Деян.11:22, 15:2, 22:21, 17–19 . сн. Гал.2:12 ). Впрочем, общества верующих по областям и городам, вне Иудеи, уже образовались в поместные Церкви, которые, под главным начальством апостолов, имели своё отдельное, местное управление. В посланиях апостольских уже разделяются Церкви: коринфская, ефесская, Церкви галатийские, македонская, и др. Видно, что основанием для такого разделения служило гражданское разделение областей и городов римской империи. Ибо обширнейшие пределы Церкви отличаются именем целых округов, как например, Церкви асийская ( 1Кор.16:19 ); меньшие – именем провинций, как то македонские ( 2Кор.8:1 ); – а в провинциях ещё разделяются Церкви по главным городам, например, фессалоникская ( 1Сол.1:1 ), ефесская (Ап.2:1), и пр. Все эти Церкви имели своих пастырей, епископов, которым сами апостолы поручали церковное управление ( Деян.20:17 . Тит.1:5 ). Видно и то, что главное управление сосредоточивалось в главных городах провинций, где епископы имели свои кафедры. Об этом свидетельствуют самые апостольские послания, которые надписаны на имя знатнейших городов разных провинций. Таковы послания в Коринф, Фессалоники, и пр. Ап. Иоанн возвещает суд Божий на малоазийские Церкви чрез Ефес, Смирну, Лаодикию, и пр., – знатнейшие города во всей малой Азии, и притом обращает его к главным предстоятелям (ангелам), имевшим в этих городах свои кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Когда Ульяновск был церковным центром СССР В 1941-м руководство РПЦ оказалось в городе без храмов 25.06.2019 812 Время на чтение 3 минуты Всё поменялось в советские годы в бывшем Симбирске. Монастыри, храмы разрушили. Исторические кладбища сровняли с землёй. Старым улицам дали имена Маркса, Энгельса, Либкнехта, Робеспьера. На месте Свято-Троицкого собора установили бронзового Ленина . Открыли несколько музеев в честь вождя, а к его юбилею в 1970 году построили огромный мемориальный центр. Тем удивительнее, что в этом «образцово-атеистическом» городе в 1941 году оказалось всё уцелевшее руководство Русской Православной Церкви. Как же получилось, что ленинские места почти на два года стали церковной столицей? Поезд шёл на Урал До осени 1941-го никто в Ульяновске и помыслить не мог о том, что здесь разместится церковное начальство. В 1930-х годах местные приходы жесточайшим образом зачистили: НКВД разоблачил «масштабный заговор» во главе с ульяновским епископом. Владыку и ещё два десятка священников и мирян расстреляли, около 100 верующих отправили в лагеря. Богослужения изредка проводились в единственном кладбищенском Воскресенском храме. Потом закрыли и его. Более неподходящее место для иерархов трудно было придумать. Но всё получилось спонтанно. Московские власти определили в качестве места эвакуации Оренбург (тогда он назывался Чкалов). 14 октября поезд со священством выехал из Москвы . Но до Чкалова не доехал: тяжело заболел 74-летний митрополит Сергий. Состояние стало критическим, у него начался сильный жар. И тогда с разрешения Москвы 19 октября поезд прибыл на родину Ильича. Дом на окраине Таких гостей здесь никто не ждал. В горисполкоме растерялись: мало того что сюда эвакуируют оборонные предприятия и нужно срочно размещать сотни рабочих, так ещё и «попы» на нашу голову! Вагон с митрополитом Сергием отогнали на запасной путь. Несколько дней владыка провёл в купе. Пил чай, молился. В итоге здоровье пошло на поправку. Тем временем ульяновские власти подыскали ему домик на окраине. Предлагали и другой, ближе к центру, но он стоял на крутом склоне к Волге, неудобно. У владыки было немало помощников: вместе с ним при­ехали архиепископы Иоанн (Соколов), Сергий (Гришин), протоиерей Николай Колчицкий, протодиакон Георгий Антоненко, иеродиакон Иоанн (Разумов). Но наиболее активную роль, по мнению местных краеведов, сыграл протоиерей Александр Смирнов, который хорошо знал эти места: несколько лет он служил в Троицком кафед­ральном соборе Симбирска.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/26/kogd...

Закрыть itemscope itemtype="" > Реконструктор Возлюбленных все убивают… 27.11.2019 1213 Время на чтение 9 минут Убийство любовницы, в котором обвиняют доцента кафедры истории нового времени Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, члена Научного совета РВИО Олега Валерьевича Соколова, стало поводом для множества публикаций в СМИ. Добавить к сказанному вроде бы и нечего, тем более что лично с обвиняемым в убийстве я никогда знаком не был. Общие знакомые, правда, у нас имеются. И, всё же следует обратить внимание на то, что деятельность реконструктора, кем также был Соколов, очень близка по своей сути профессии актёра, лицедея. К лицедейству же Церковь всегда относилась отрицательно, по крайней мере – насторожённо. Так, церковные каноны прямо запрещают рукополагать актёров в священники (55-е правило Карфагенского собора). Исключено занятие клириков актёрской профессией, включая профессиональные танцы (балет) и сценическое пение. Раньше актёров даже хоронили за пределами христианских кладбищ. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что театр - училище страстей. Праведный отец Иоанн Кронштадтский считал, что театр – опаснейшее для души человека занятие. Проблема в том, что актёр на сцене становится образом того персонажа, роль которого играет. Для достижения успеха актёру надо вжиться в этот образ. Конечно, если бы все спектакли в театре были христианскими по содержанию и духу, то и актёры стали бы ангелами во плоти. Но, много ли у нас в стране православных театров? Много ли показывается православных спектаклей? То-то… В основном на сцене кипят страсти, и актёры живут этими страстями. Историческая реконструкция – тот же театр, только под открытым небом. Историческая реконструкция – это зрелище, у участников которого кипят страсти. Правда, в защиту современной исторической реконструкции можно привести тот «железный» аргумент, что в нашей стране реконструкторы в основном воссоздают традиции Русской императорской армии (вариант – советской армии, рабоче-крестьянской красной армии), что неизбежно подразумевает и воспитание патриотизма, и укрепления любви к истории России. В какой-то степени возможно и приобщение к духовным традициям, так как до 1917 года русская армия была православной. Например, служение панихиды о воинах Русской императорской армии, павших за веру, царя и Отечество, стало традиционным перед реконструкцией Гумбинен-Гольдапского сражения. Реконструктор может быть неверующим или слабо верующим обывателем, в обыденной жизни в храме вообще не бывающим. Но здесь он в общем строю стоит, молитвы слушает, проповедь священника также слушает. Так что в настоящее время в России историческая реконструкция в отличие от театра может реально оказывать положительное духовное влияние и на её участников, и на зрителей.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/27/...

Книга 2 → Содержание Предисловие 1) Епископ Феофан 2) Епископ Петр 3) Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев 4) Проф. А.Ф. Гусев 5) Ф. Ф. Гусев 6) Проф. П. П. Пономарев 7) Архимандрит (ныне архиепископ) Сергий (Страгородский) 8) Проф. И. В. Попов 9) Проф. А. С. Архангельский 10) Г. Георгий Левицкий 11) Проф. К. Д. Попов 12) Профессор М. М, Тареев 13) Проф. Алексей Попов 14) О. Иннокентий 15) Иеромонах Иоанн (Соколов) 16) Шалфеев 17) Проф. А. И. Гренков 18) Прот. Ключарев (впоследствии архиепископ 19) Архимандрит (ныне епископ) Тихон (Белавин) 20) Проф. прот. Т. И. Буткевич 21) Левитский С. Д 22) Иеромонах (ныне архимандрит) Феодор (Поздеевский) 23) С. Говоров 24) А. Иванов 25) Проф. В. Никольский 26) Adolf Harnack 27) Karl Holl 28) D: Otto Zöckler 29) Dr. Stephan Schiwietz, 30) Dr. Julius Mayer 3l) Философ В.С. Соловьев Заключение Addenda et corrigenda     Предисловие Вопрос об «аскетизме“ приобрел в последнее время глубокий научный интерес и серьезную важность, хотя, впрочем, такое значение он получил не столько сам по себе, сколько по тесной, неразрывной связи его с другими вопросами, выдвинутыми на очередь запросами живой современности. Живой интерес вопрос об «аскетизме“ получил, благодаря решительному повороту, заметно обозначившемуся в направлении науки, преимущественно биологии и психологии, а также отчасти в направлении философии и общественного сознания. «Материализм“, сменившийся «позитивизмом“, постепенно уступает место «идеализму“. Если прежнее направление мысли и жизни было неблагоприятно для уяснения вопроса об аскетизме, то, благодаря указанному перевороту, названный вопрос в значительной степени привлек к себе научное и общественное внимание. В самом деле, одно из популярнейших и авторитетнейших, господствовавших до последнего времени в науке о жизни направлений, считавшееся долгое время единственно объективным и точным, целиком сводило все понятие о жизни к приспособлению, а все значение, цель и ценность жизни – к наилучшему осуществлению такого приспособления. На первый план с полной определенностью выдвигалось значение именно внешнего фактора, окружающей среды, к которой все живущее, не исключая и человека,– чтобы не исчезнуть с лица земли, должно было всеми способами приспособляться, приноровляться, претерпевая изменения, сообразно влияниям и импульсам, получаемым именно совне и совершенно, ни в каком случае и смысле, независимым от внутренних импульсов живого существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Кому из русских людей не знакомо и не дорого имя о. Иоанна?! Кто из них не читал и не слыхал бесчисленных повествований о высоком его молитвенном подвиге, о благодатной силе его слова, о неиссякающем потоке благих деяний его христианской любви?! Кто не задумывался невольно над необычайным, всенародным значением его жизни и деятельности?! Чья мысль, искренно- верующая или колеблющаяся, не останавливалась с благоговением или хотя-бы только в бессильном недоумении пред этим знаменательным явлением современной нам религиозной жизни?! Поистине можно сказать словами Премудрого: «не отыдет память его и дорогое русскому сердцу имя его поживет в роды родов» ( Сир. 39:12 ).–Где бы ни появлялся уважаемый пастырь, во всех городах и селениях, на всех вокзалах и станциях, тысячные толпы теснятся подле него, восторженно стремясь выразить свое беспредельное уважение тому, в ком очами горячей веры видят верного служителя и избранника Божия. Но наша матушка–Русь таких необъятных размеров, что, сколько ни странствует о. Иоанн, многие сотни и тысячи городов и селений и многие миллионы людей, при всем своем пламенном желании, все еще лишены доселе возможности видеть его, слышать его слово и получить его благословение. Даже в больших городах и столицах, где очень часто бывает уважаемый служитель Божий, при массах стекающегося к нему народа далеко не всем желающим удается получить его благословение. При таких условиях, понятно с каким сердечным трепетом встречается всюду, в особенности же в каком-либо маленьком городке или селении, радостная весть о приезде дорогого гостя. С необычайной быстротою несется эта весть из уст в уста. Скорбящий жаждет услышать от любвеобильного наставника слово утешения; больной начинает горячо молиться в надежде исцеления; счастливый и довольный чувствует особенную потребность излить пред Богом душу свою в благодарении за дарованные благодеяния. Все как будто пробуждается от обычной, к сожалению, нравственной дремоты, охватывается общим молитвенным порывом и восторженно стремится хотя несколько часов пожить как бы иною жизнью. Счастливь тот, кому привел Господь быть свидетелем и участником этого возвышающего душу момента и, конечно, никогда не забудет он пережитых им впечатлений высокой духовной радости. Такой-то радости дождалась, такого-то высокого порыва была свидетельницей и участницей наша академическая семья. О. Иоанн был у нас дорогим гостем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Н.И. Оловяшников Н.Е. Прянишников 824 Николай Иванович Оловянишников. (Биографический очерк) Родился Николай Иванович 12 октября (25 по новому стилю) 1875 года в семье Ивана Порфирьевича Оловянишникова, ярославского первой гильдии купеческого сына 825 , и жены его Евпраксии Егоровой (урожденной Горошковой). Прадед Николая Ивановича, Иван Порфирьевич Оловянишников, получил по именному указу Николая I потомственное почетное гражданство (см. Приложения). Дед, Порфирий Иванович, превратил традиционное для семьи колокольное производство в современное промышленное предприятие. Родители поселилась в Москве в начале 70-х годов, не прерывая торговых и коммерческих связей с родным городом. В Москве семейство проживало в доме купеческой вдовы Молчановой на Покровке, в Мясницкой части. Ныне это дом под Николай появился на свет четвертым. Третий сын, Виктор, родился годом раньше, и братья-погодки были очень близки друг другу. Так в семье сложились три возрастных пары: старшая – Порфирий и Иван, средняя – Виктор и Николай, и младшая – Владимир и Георгий. Между девочками Марией и Татьяной было 13 лет разницы по возрасту. Надо сказать, что еще в семье были дети, умершие в младенчестве. Так, в книгах, фиксирующих сборы за венчики за 1879 год, от 10 мая имеется запись о смерти младенца Владимира, 3-х месяцев. На Леонтьевском кладбище в Ярославле покоится младенец Николай. В метрических книгах за 1894 год сказано, что в половине 6-го утра 6 февраля родился сын Сергей, причем крестным отцом его был города Кронштадта Андреевского собора протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (отец Иоанн Кронштадтский ). Младенец скончался от воспаления оболочек мозга на новый 1896 год и был похоронен на кладбище Алексеевского монастыря. Крещение младенца Николая было произведено спустя семь дней, 19 октября, в приходской церкви Троицы, что на Грязях у Покровских ворот. Крестил протоиерей Александр Соколов, а восприемниками новорожденного были его дедушка Порфирий Иванович Оловянишников, купец первой гильдии и потомственный почетный гражданин, и его бабушка по материнской линии, тоже потомственная почетная гражданка Ираида Константиновна Горошкова (урожденная Волгина) 826 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Предстоятель Антиохийской Православной Церкви совершил молебен в крестовом храме резиденции Патриарха Московского и всея Руси Операторы: Л. Брусенцов, Р. Самсонов. Звукооператор: А. Бригадов 25 января 2014 г. 20:54 25 января 2014 года  Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X , прибывший в пределы Русской Православной Церкви с официальным визитом, посетил Патриаршую и Синодальную резиденцию в  Даниловом монастыре  в Москве. Блаженнейшего Владыку сопровождает делегация, в составе которой — митрополит Аккарский Василий, митрополит Триполийский Ефрем, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси  архиепископ Филиппопольский Нифон , архимандрит Филипп (Язейджи), архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас), а также ряд православных мирян. У входа в резиденцию в Даниловом монастыре Предстоятеля  Антиохийской Церкви  приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятели Антиохийской и Русской Православных Церквей проследовали в крестовый храм во имя Всех святых Церкви Русской. Блаженнейший Патриарх Иоанн X возглавил краткий молебен, во время которого Святейший Патриарх Кирилл молился в алтаре. Также за богослужением молились председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве  протоиерей Владимир Диваков , наместник Данилова монастыря  архимандрит Алексий (Поликарпов) , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов). По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл приветствовал Блаженнейшего Патриарха Иоанна X:

http://patriarchia.ru/db/text/3542567.ht...

Разделы портала «Азбука веры» ( 7  голосов:  4.7 из  5) Неподалеку от Смоленского железнодорожного вокзала расположен исторический и архитектурный памятник — церковь апостолов Петра и Павла. Храм, построенный в XII веке в традиционном тогда византийском стиле, через три столетия, при польском владычестве был перестроен с учетом западных влияний. Однако, когда Смоленск был возвращен Руси, храм снова был перестроен с учетом традиций того времени. Нашествие французов в 1812 году прошло благополучно для храма, в то время как современник его — Свирская церковь на окраине города — приглянулась Наполеону, пожелавшему ее использовать как неплохое помещение для своих скакунов. Перед Второй мировой войной над уже закрытым храмом нависла угроза уничтожения. Однако храм не был уничтожен ни тогда, ни даже впоследствии, в пламени самой войны. Более того, Провидение послало храму неожиданного заступника — знаменитого архитектора-подвижника Барановского, того самого, который, как говорили, отказался участвовать в сносе церкви Василия Блаженного на Красной площади Москвы в мрачные 30е годы нашего столетия. Благодаря Барановскому, храм Петра и Павла в Смоленске был восстановлен в первоначальном виде. Однако с момента его закрытия и до 1991 г. в нем не было церковной жизни. Теперь началось духовное возрождение храма. Появился энергичный настоятель, настоящий пастырь, о. Владислав Степанов. Идет реставрация храма, уже создан хороший мужской хор, который использует старинные распевы. Теперь пришло время вспомнить и последнего настоятеля храма, до его закрытия, — протоиерея Иоанна Даниловича Соколова. Этому благоприятствует и то, что появилась возможность доступа к архивам КГБ. Отец Иоанн родился 24 июня 1879 года в селе Хариново Духовщинского уезда Смоленской губернии, в семье псаломщика местной церкви. Как он рассказывал, его первым сильным детским впечатлением было услышанное дома известие об убийстве Царя Александра II. Отец Ивана Даниловича после смерти жены был переведен псаломщиком в село Новоспасское Ельнинского уезда, бывшее имение композитора Глинки. Здесь, среди красот природы в верховье Десны и проходило детство будущего священника. Отсюда он и уехал на учение сначала в духовное училище города Рославля, а затем — в духовную семинарию Смоленска. Большие способности и усердие обеспечили Ивану второе место среди учащихся и, следовательно, обучение за казенный счет. По окончании семинарии в 1900 году, после непродолжительного учительства в церковноприходской школе г. Дорогобужа и после женитьбы он был рукоположен в сан священника епископом Феодосием.

http://azbyka.ru/fiction/bozhie-bogu-pro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010