Содержание Письма Новицкого 1 • 2 Письма Кочетова 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 • 11 Письмо Голубинского Письма Павского 1 • 2 • 3 Письма архимандрита Иоанна 1 • 2   Из ряда материалов для биографии Иннокентия, предлагаем вниманию читателей письма к нему Ф.А. Голубинского, Иоанна (Соколова) , епископа смоленского и протоиереев И.С. Кочетова, Г.И. Павского и Феофила Новицкого (брата известного киевского профессора-философа Ореста Новицкого ), знакомящие с ходом научных работ Иннокентия и с теми затруднениями с какими приходилось бороться при издании в свет своих сочинений. Печатаем эти письма без сокращений, в полном составе, между прочим, и потому что, по крайней мере, первые четверо, – Голубинский, Иоанн, Кочетов и Павский, – сами по себе принадлежат к числу замечательных русских исторических деятелей. В эпоху, к которой относятся эти письма, это были главные представители богословской учености в России, светила духовной науки, пользовавшиеся громкой и вполне заслуженной славой не только в России, но более или менее, и за пределами ее. Ф.А. Голубинский, – профессор и доктор философии в московской духовной академии. Знакомец Шеллинга и Гегеля, если не творец, то главный представитель христианской, строго научной философии у нас в России, Голубинский стоял во главе ученой корпорации этой академии, процветшей и прославившейся, под эгидой непосредственного руководства ее, научной жизнью приснопамятного митрополита Филарета. Живя и трудясь исключительно для аудитории, Голубинский почти не оставил после себя печатных сочинений. Лишь несколько лет тому назад изданы его лекции по умозрительному богословию, да в настоящее время, его замечательные лекции по философии, в хороших записях его слушателей, печатаются в московском духовном журнале: «Чтения в московском обществе любителей духовного просвещения». Иоанн Соколов , умерший в начале семидесятых годов в сане епископа смоленского, ученик и почитатель Голубинского, избранник и постриженик митрополита Филарета, сделался известен, как один из первоклассных русских богословов еще в бытность свою бакалавром с.-петербургской духовной академии (по кафедре церковного права), где потом был профессором и инспектором (с 1841–1856 года), а позже и ректором, разделяя славу учености с Макарием Булгаковым , автором знаменитой системы догматического богословия, впоследствии митрополитом московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Устройство церковной иерархии, или порядок лиц, начальствующих и служащих в Церкви, имеет свое основание в разделении их по степеням священного сана. Ибо самой власти церковной источник есть духовное полномочие, сообщаемое пастырям в таинстве священства, для руководства душ к спасению – учением, тайнодействием и духовным судом. Отсюда высшая степень сана дает духовному лицу и высшую степень в церковном управлении. Таким образом, высшую степень в иерархии составляет епископский сан, с его особенными преимуществами. Мы рассмотрим по порядку происхождение и права различных степеней священного сана, входящих в состав церковной иерархии. 1. О епископах Когда св. апостолы лично управляли Церковью , в ее первоначальном, еще не великом пространстве, то первыми сотрудниками их в управлении по городам и селениям были пресвитеры, которые под их непосредственным начальством также пасли стадо Христово ( Деян.18:20 ; 1Петр.5:1 ), совершали общественные моления и таинства ( Иак.5:14 ) и учили ( Деян.18:19 ; 1Тим.5:17–18 ). Апостолы не иначе оставляли христиан, когда проходили с проповедью из одного места в другое, как рукоположив для них пресвитеров ( Деян.14:23 ) 1 . Так было до тех пор, пока труды апостольские ограничивались еще пределами иерусалимской Церкви. Потому в обществе христиан этого времени св. дееписатель указывает только три разряда членов: апостолов, пресвитеров и братию ( Деян.15:1–4, 22–23 ) 2 . Но когда проповедь апостольская распространилась за пределы Иудеи, и общества христиан по разным областям составили уже отдельные Церкви, то апостолы новооснованным Церквям давали особых предстоятелей в качестве полномочных правителей и пастырей. Так, оставляя Иерусалим, апостолы поставили в нем предстоятелем Церкви Иакова, брата Господня 3 . Апостол Павел, основав во время своих апостольских путешествий Церкви в Ефесе и Крите, поручил управление первой Тимофею, последней – Титу ( 1Тим.1:3 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 ). Есть замечательное предание, что ап. Иоанн, по кончине всех других апостолов, предвидя и свою близкую кончину и угрожавшее Церкви распространение лжеучений и пороков ( 1Ин.2:18–19 ), рукоположил для разных Церквей нарочитое множество иерархов, так что некоторые из церк. писателей от него начинают ряд большей части хр. епископов 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

1. В настоящем издании справочника помещены краткие сведения о составе Епархиального Управления, Духовной Консистории, Епархиального Попечительства, о начальствующих лицах духов.-учебн. Заведений, Епархиального Училищного совета и отделений оного, церковноучительских и второклассных школ, Тульского Отдела ИМПЕРАТОРСКОГО Православного Палестинского общества, Тульского комитета Православного Миссионерского общества, Тульского Епархиального Братства во имя Св. Иоанна Предтече, Тульского Епархиального Свечного Завода, Эмеритальной Кассы Духовенства Тульской Епархии, Тульской Епархиальной палаты Древностей, а также о монастырях, благочинных, духовных следователях и приходах епархии, с указанием почтовых адресов приходов. 2. Церкви и села, где для причтов положено казённое жалование, напечатаны курсивом. 1. Епархиальное управление Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Парфений, Архиепископ Тульский и Белевский. Его Преосвященство, Преосвященнейший Евдоким, Епископ Каширский, Викарий Тульской епархии. 2. Духовная консистория Штатные члены: протоиерей Казанской г. Тулы церкви Феодор Тихвинский, протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Феодосиевской г. Тулы церкви Александр Сенявин и священник Петропавловской г.Тулы церкви Владимир Архангельский и сверхштатный член-протоиерей Воскресенской церкви при Тульском ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО Оружейном Заводе Дмитрий Протасов. Секретарь кол. Сов. Иван Осипович Савич. 3. Епархиальное попечительство Члены попечительства: протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Пречистенской г.Тулы церкви Симеон Соколов, священник Вознесенской г.Тулы церкви Петр Зеленецкий, священник Христорождественской, что в Чулкове, г.Тулы церкви Феодор Глаголев и священник Николо-Завальской г.Тулы церкви Иоанн Смирнов . Скретарь – священник Кафедрального Собора Платон Рачинский. 4. Духовно-учебные заведения Духовная Семинария: Ректор – Архимандрит Корнилий, инспектор – ст. сов. Петр Иванович Повлушков, секретарь – священник Петр Невский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 2 К оглавлению Сегодня мы продолжаем нашу прошлую лекцию, вводную, о значении Ветхого и Нового Завета, об истории их создания, о том, как они дошли до наших дней. Вот как говорит св. Василий Великий о Ветхом Завете: «Как ясному утру предшествует ночная мгла, так явлению в мир Солнца Правды предшествовали времена предрассветного приготовления человечества к принятию Воплощенного Логоса, Сына Божия. Домостроитель нашего спасения, подобно глазу человека, выросшего во тьме, вводит нас в великий свет истины после постепенного к нему приобщения, потому что щадит немощь нашу. Господь приучает нас сначала видеть тени предметов и как бы в воде смотреть на солнце, чтобы приступив к созерцанию чистого Света, мы не ослепли. На таком основании измышлен закон, имеющий тень будущих благ». Нам будет трудно представить себе всю высоту нравственного значения Нового Завета, если мы не откроем страницы Ветхого Завета и не увидим, какой сложнейший путь прошел человек до того момента, когда на земле, в Назарете, прозвучали слова, сказанные Марией в момент Боговоплощения: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу Твоему» (Лк. 1:38). Эти слова были произнесены, но должны были пройти сотни и тысячи лет, чтобы человек созрел для того, чтобы отдать Себя на служение всему миру, как сделала это Дева Мария. Различие двух Заветов — Ветхого и Нового — несомненно. В нравственном отношении, бесспорно, Новый Завет выше Ветхого. Но не будем забывать ни на минуту, что как ветхозаветное учение, так и новозаветное несут на себе печать Богодухновенности. Читая Ветхий Завет, изучая его, мы не можем не ощущать действия Духа Божиего, «глаголавшаго пророки», как говорит нам Символ веры. Конечно, Новый Завет предъявляет христианам повышенные требования по сравнению с Ветхим Заветом, но это отнюдь не умаляет значения ветхозаветной нравственности. Все ветхозаветные нравственные нормы не отменяются, но углубляются и дополняются возвышенным учением Спасителя. Великий святой Иоанн Златоуст пишет так:

http://sedmitza.ru/lib/text/432069/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 5 К оглавлению Перечень литературы Сегодняшнюю лекцию начнем с перечня литературы, необходимой для подготовки к сдаче экзамена и к написанию письменных работ. Прежде всего у вас должна быть Библия — желательно Синодального издания 1896 г., которое неоднократно у нас переиздавалось. Это стандартное издание, содержащее все книги — и канонические, и неканонические. Желательно, чтобы тексты, которые мы будем использовать, читались вами и на русском, и на славянском языках для более глубокого проникновения в их содержание. Можно пользоваться и Библией других изданий. Не пренебрегайте и богослужебной литературой. В частности, рекомендую вам Триодь постную, т.к. там очень много текстов, связанных с Ветхим Заветом (то, что мы называем паремиями). Затем — произведениях свв. отцов: св. Василия Великого (беседы на Псалмы, творения, части 1 и 2); св. Григорий Нисский, св. Иоанн Златоуст (любой том); св. Кирилл Александрийский («Толкование на пророка Исаию», творения, часть 8). Различные издания «Творений святых отцов» (издания разных лет). Н.Бердяев «Смысл истории» (Париж, 1923), «О назначении человека», или «Опыт парадоксальной этики» (Париж, 1931). Эта книга сейчас переиздается. Труды о.Александра Меня, в частности «Сын человеческий», «Магизм и единобожие», «О пророках». Есть такой католический богослов Буйе, у него есть книга «О Библии и Евангелии» (пер. с франц., Брюссель, 1965). Не могу не обратить вашего внимания на труды о. Сергия Булгакова — «Друг жениха», «Свет невечерний», «Лествица Иаковлева» и др. С ними вы должны обязательно познакомиться, чтобы иметь представление о богословской позиции о. Сергия, особенно в свете изучения Ветхого Завета. Проф. Введенский «Учение Ветхого Завета о грехе». Редкое издание, опубликовано в Сергиевом Посаде в 1905 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/432078/

IV. Благотворительное общество для вспоможения приходским бедным при Владимирской церкви 1 Учреждение общества. – Устав. – Открытие общества. – Деятельность в первый год существования. – Выдача пособий денежных. – Другие способы помощи бедным. – Приют для престарелых женщин. – Бесплатные квартиры для вдов с детьми. – Детский дневной приют. – Собственный дом. – Источники денежных средств общества: членские взносы, единовременные пожертвования, кружечный сбор, книжки, подписные листы, завещания, стипендии, неприкосновенный капитал, крупные пожертвования, материальные пожертвования, пожертвования к праздникам. Об учреждении приходского благотворительного общества при Владимирской церкви было объявлено в церкви 25 апреля 1865 года. Через несколько дней вышел отпечатанный устав нового общества. Учредители общества, подписавшие устав: протоиерей Александр Соколов, священники Петр Никитский, Иоанн Гратинский и Николай Вирославский и церковный староста коммерции советник Сергей Кудрявцев присоединили к уставу небольшое предисловие. Оно начиналось словами: «Во имя Бога любви и милосердия, благочестивым прихожанам Владимирской церкви». В предисловии было сказано, что на учреждение общества получено благословение митрополита и разрешение министра внутренних дел, а затем прихожане приглашались к пожертвованиям. Учредители писали: «Конечно, никто не будет сомневаться, что предпринимаемое нами дело есть в полном смысле святое, христианское дело. Чтобы благое начало могло увенчаться желаемыми последствиями, необходимо живое и деятельное сочувствие со стороны прихожан. Поэтому мы обращаемся к вам, наши благочестивые и добрые прихожане, и просим вас, от имени Бога и Его Святой Церкви, принять живое участие в начатом нами добром деле и располагать к нему и прочих членов семейств ваших и посторонних лиц, с которыми вы находитесь в родственных или других близких отношениях. Конечно, за это дело, как дело христианское, нет ни внешних отличий, ни наград на земле, но есть награды в душе каждого – в отрадном сознании того, что совершаемое дело есть истинно доброе, христианское дело, что лепта, приносимая в общество, будет употреблена на удовлетворив не мнимой и кажущейся нищеты, но действительной нужды и несчастья. За нее нет награды на земле, но есть награда в молитвах Церкви и лиц облагодетельствованных, которые, восходя к престолу Всевышнего, низведут благословение Божие на наши земные труды и занятия, и смягчат гнев Божий в день праведного воздаяния. «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавить его Господь» ( Пс.40:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

I. Историк Никита Хониат , рассказывая об отношении византийского императора Исаака II Ангела (1185–1195 и 1203–1204 гг.) к церкви, свидетельствует, с одной стороны, о произволе, который допускался этим царем в церковных делах 1 , а с другой – об уважении его к церковным канонам, о горячей вере в Бога и предстательство святых, о необыкновенной щедрости к храмам, монастырям и благотворительным учреждениям, которые он в изобилии строил, о любви к монахам 2 . Характеристика Никиты вызывает двойственное впечатление относительно церковной политики Исаака. Несомненно, историк дает повод говорить о цезаропапизме Исаака, но с другой стороны, в его труде имеются несомненные данные и для отрицания системы цезаропапизма в церковной политике родоначальника византийской династии Ангелов. Ясно, что для правильной оценки вопроса необходимо привлечь в научный оборот и другие исторические памятники, проливающие свет на положение церкви в Византии в царствование Исаака. Настоящий этюд и имеет эту задачу, причем для её осуществления привлекаются материалы давно опубликованные, но, насколько известно, еще не обследованные в том специальном отношении, какое определяется нашей задачей. Прежде всего, от императора Исаака Ангела сохранились две новеллы, характеризующие de jure его отношение к византийской церкви. Обе новеллы относятся к 1187 году и касаются – одна избрания архиереев, а другая – пострижения в монашество жен кандидатов на архиерейские кафедры 3 . Новеллы весьма любопытны по своему содержанию. Кто не обличает грех брата своего, говорится в первой из них, тот, по Писанию, оставляет яд в укушенном ядовитою змеею. А с какою целью наше царство предваряет свою речь таким предисловием, это весьма ясно будет видно из последующего, замечает Исаак. И дальше рас- сказывается, что 7 сентября 1187 года к царю явился митрополит Кизика Иоанн, сообщил, что в синодальных заседаниях его собраний нарушаются священные и божественные каноны и благочестивые законы, и просил царя позаботиться о сохранении их совместно с святейшим господином и вселенским патриархом, так как царь, в силу помазания на царство, получил и значение епистимонарха церкви и имеет возможность исправлять (вместе с патриархом) то, что происходить вопреки церковным канонам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Надо лишить сана этих священников Редакция «Благодатного Огня» призвала священноначалие вспомнить опыт Русской Церкви 1943 года 12:48 02.05.2022 2113 Фото: ТАСС Как сообщала «Русская народная линия», редакция «Благодатного Огня» опубликовала список представителей духовенства Русской Православной Церкви, осудивших действия Российской Армии по искоренению нацизма на Украине . Всего подписантов – 293 человека. Авторами и идейными вдохновителями этого антироссийского обращения являются игумен Арсений (Соколов), протоиерей Виктор Григоренко, иерей Алексий Дикарев, иеромонах Димитрий (Першин), протоиерей Георгий Завершинский, протоиерей Владимир Зелинский, иеромонах Иоанн (Гуайта), иерей Петр Коломейцев, протоиерей Андрей Лоргус, игумен Петр (Мещеринов), протоиерей Владимир Шмалий.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/02/na...

     22 июля 2016 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была представлена новая книга председателя Отдела внешних церковных связей, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона «Начало Евангелия». Она является первои в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение». Серия будет продолжена следующими книгами: «Нагорная проповедь», «Чудеса Иисуса», «Притчи Иисуса», «Агнец Божий. Иисус в Евангелии от Иоанна», «Смерть и воскресение». В презентации также приняли участие: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Смоленский и Рославльский Исидор; митрополит Брянский и Севский Александр; архиепископ Якутский и Ленский Роман; епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Щеблыгин, журналисты, представители общественности. В числе участников мероприятия – представители Поместных Православных Церквей: митрополит Варненский Иоанн (Болгарская Православная Церковь); митрополит Тамасосский Исаия (Кипрская Православная Церковь); епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь), представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний; представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров). На презентации присутствовали представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов), главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Владимир Силовьев, московское духовенство.

http://pravoslavie.ru/95587.html

Арианство, пораженное на никейском Соборе, с новою силою восстало по возвращении из заточения главнейших его предводителей. Арий умер, но ариане остались, и ересь ожила в новых порождениях своей нечистой силы. Более и более распространяясь, арианство наконец потопило весь Восток, и уже до такой степени расплодилось, что ариане не узнавали друг друга, и одни из них считали еретиками других ариан. Они поражали друг друга проклятиями на своих соборах, которых было очень много 1 . Непосредственно из учения Ария возникло до десяти главнейших отраслей. Таковы были, кроме ариан, полуариане, македониане, евномиане, аномеи, евдоксиане, маркеллиане, фотиане, аполлинаристы, и мн. др. 2 Из этих отраслей особенно развилась и возмутила Церковь в половине IV века – ересь Македония. Как Арий отвергал Божество Сына Божия, так Македоний – Божество Святого Духа. Македоний сначала был чистый арианин, и арианами возведен на константинопольский престол; но, за гордость и жестокость, самими же арианами лишенный кафедры, отстал от них, и перешел к полуарианам, которые признавали подобосущие Сына Отцу (μοιουσιον), только не единосущие (μοουσιον). Впрочем, Македоний, увидев, что ему немного будет славы повторять за другими слова, которые прежде него выдуманы, решился открыть себе новый путь к своим целям. От учения о Сыне Божьем он обратился к догмату о Святом Духе и дал новый вид этому догмату. Он начал проповедовать, что Дух Святой не единосущен ни Отцу, ни Сыну, но есть сила подчиненная им и служебная. Множество новых сообщников пристали к Македонию, и хотя в рассуждении второго лица Св. Троицы они были неодинаковых мыслей, но всесогласно отвергали Божество Св. Духа. Такие бедствия Церкви продолжались до Феодосия Великого. Желая содействовать восстановлению мира Церкви и единомысленного исповедания веры, император Феодосий назначил быть в Константинополе общему Собору епископов. Это было в 381 году по Р. Хр. По приглашению императора собрались в Константинополе 150 православных епископов, согласно с никейским символом исповедовавших единосущие Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010