митрополит Иоанн (Снычёв) ПРОЩЕНИЕ ЗА МОЛИТВЫ СТАРЦЕВ Пример о том, что Господь по Своему великому милосердию и человеколюбию принимает за молитвы старцев покаяние даже тех людей, которые по причине греховного вожделения отреклись от Бога и от крещения, и от всех данных ими обетов. Некоторый монах был борим вожделением. Случилось ему придти в одно из сел Египта. Там он увидел дочь жреца идольского, полюбил ее и предложил отцу отдать ее за него в замужество. Жрец отвечал: не могу отдать ее за тебя, не спросив бога моего; и пришедши к демону, которому он покланялся, сказал ему: вот! некоторый монах пришел ко мне, хочет жениться на дочери моей, отдать ли ее за него? Демон отвечал: спроси его, отречется ли от Бога своего, от крещения и от обетов монашества? Жрец, пришедши к монаху, сказал ему: отрекись от Бога своего, от крещения и от обетов монашества, – я выдам за тебя дочь мою. Монах согласился, – и немедленно увидал, что из уст его вышло подобие голубя и возлетело на небо. Жрец пошел к демону и сказал ему: вот! он обещал исполнить все три условия. Диавол отвечал жрецу: не отдавай ему дочери твоей в жены, потому что Бог его не отступил еще от него, но и доселе помогает ему. Жрец, пришедши к брату, сказал ему: не могу отдать тебе дочери, потому что Бог твой доселе помогает тебе и не отступил от тебя. Услышав это, брат сказал сам себе: я, несчастный, отрекся от Бога, от крещения и от обетов монашества, а всеблагий Бог доселе помогает мне окаянному! Если Бог оказывает мне такую милость, зачем же мне отступать от Него? Очувствовавшись и опомнившись, он пришел к некоторому великому старцу и поведал ему случившееся. Старец сказал ему: останься со мною в пещере и пробудь в посте целые три недели, а я буду молиться Богу за тебя. И подвизался старец за брата, молясь Богу и говоря: Господи! умоляю Тебя: даруй мне эту душу и прими покаяние ее. И услышал Бог молитву старца. Когда исполнилась первая неделя, старец пришел к брату и спросил его: видел ли ты что-нибудь? Брат отвечал: да, я видел голубя, стоящим в высоте небесной над головою моею. Старец сказал ему: внимай себе и молись Богу тщательно. По прошествии второй недели старец опять пришел к брату и спросил его: видел ли ты чего-либо? Брат отвечал: видел, что голубь ниспустился даже до головы моей. Старец заповедал ему: трезвись и молись. Когда исполнилась третья неделя, старец опять пришел к брату и спросил: еще не видел ли ты чего? Брат отвечал: видев, что голубь спустился и стал над головою моею, я протянул руку, чтоб удержать его, а он вспорхнул и вошел в уста мои. Старец возблагодарил Бога и сказал брату: Бог принял покаяние твое. Отселе внимай себе и тщательно заботься о спасении твоем. Брат отвечал: отселе я пребуду с тобою до смерти. Стр. 480 (83). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ТЕМА БЕСЕД СТАРЦЕВ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ Каковы примеры тому, что святые Отцы любили говорить с посетителями не из Священного Писания о предметах духовных, а из своей подвижнической жизни о страстях? Некоторый брат из тех мест, где имел жительство отец Пимен, пошел однажды на чужую сторону. Там он посетил некоторого отшельника, которого очень любил и к которому приходили многие. Брат рассказал ему об отце Пимене. Старец, услышав о образе жизни его, возжелал видеть его. Когда брат возвратился в Египет, спустя несколько времени, отшельник поднялся с своей стороны и пришел в Египет к брату, который был у него, потому что этот брат сказал ему о своем месте жительства. Брат, увидев его, очень обрадовался неожиданному пришествию его. Отшельник сказал брату: окажи любовь, отведи меня к отцу Пимену. Брат взял его с собою и пошел с ним к старцу, которого предупредил о посетителе, сказав: это великий муж, очень любимый и очень почитаемый в стране своей. Я сказал ему о тебе, и он пришел, желая видеть тебя. Старец принял его с радостию, и по взаимном приветствии они сели. Посетитель начал говорить из Писания о предметах духовных и небесных. Но авва Пимен отвратил от него лицо свое и не отвечал ему. Тот, увидев, что старец не говорит с ним, огорчился и, вышедши из келлии, сказал приведшему его брату: напрасно совершил я такой длинный путь! я пришел к старцу, а он не хочет и говорить со мною. Брат взошел к отцу Пимену и сказал ему: авва! ради тебя пришел этот великий муж, пользующийся такою славою в своем месте, почему же ты не говоришь с ним? Старец отвечал ему: он из высоких, и говорит о небесном, а я из нижних, и говорю о земном. Если б он начал говорить со мною о душевных недугах, то я отвечал бы ему, но он говорит о духовном, а я этого не знаю. Брат пошел к странному отцу и сказал ему: старец не любит говорить из Писания, но кто говорит с ним о страстях, тому он отвечает. Посетитель пришел в умиление, возвратился к старцу и сказал ему: авва! что делать мне? меня побеждают плотские вожделения. Старец, обратясь к нему с радостным лицом, сказал: ныне благословенно твое пришествие! отверзи уста твоя об этих предметах и исполнись благ. Отшельник, получив великое назидание, говорил: точно! Это истинный путь. – Он возвратился в страну свою, благодаря Бога за то, что сподобился видеться с таким святым. Стр. 340 (77). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ПИЩА Пример о том, как вкусна благословенная, хотя и скудная пища инока. В царствование императора Феодосия жил близ Константинополя некоторый монах в маленькой келлии, вне города, невдалеке от врат, из которых императоры обыкновенно выезжали за город для прогулки. Феодосий, услышав, что тут живет монах-затворник, никуда не выходящий из келлии, начал при прогулке направляться к этому месту. Последовавшим за ним придворным он приказал не приближаться к келлии монаха, подъехал к ней один и постучался в дверь. Встал монах, отворил ему дверь, но не узнал, что это был император, потому что император, чтоб не быть узнанным, снял с себя царский венец. После обычной молитвы оба они сели, и спросил император монаха: как живут святые Отцы в Египте? Монах отвечал: все молят Бога о спасении вашем. Между тем император внимательно осматривал самую келлию. В ней он не увидел ничего, кроме немногих сухих хлебов в корзинке, которая висела на веревке, прикрепленной к потолку. Император сказал: авва! на благословение предложи мне пищу. Монах вложил поспешно в сосуд соли и сухарей, влил воды, и они вместе употребили эту пищу; затем монах подал чашу воды императору, который и выпил ее. Тогда Феодосий сказал: знаешь ли, кто я? Монах отвечал: не знаю, кто ты, господин. Император: я Феодосий император, пришел к тебе попросить молитв твоих. Монах, услышав это, пал ему в ноги. Император продолжал: блаженны вы монахи, свободные от мирских забот! Вы наслаждаетесь спокойною и безмолвною жизнию; попечение ваше только о спасении душ ваших, о достижении жизни вечной, о получении наград небесных. Будь уверен в справедливости слов моих, я рожден от царя и царствую; но никогда не вкусил пищи с такою приятностью, как теперь. После этого император поклонился с особенным уважением монаху и вышел от него. Стр. 415 (1). Кто имеет большую мзду: тот ли кто, поев много, пребывает ненасытившимся или же тот, кто, вкусив мало, чувствует себя насыщенным? Иной человек, употребив много пищи, еще чувствует позыв на пищу, а иной насыщается немногим количеством пищи: большую имеет мзду тот, кто, поев много, пребывает еще ненасытившимся, нежели тот, кто, поев мало, чувствует себя насыщенным. Стр. 391 (90). Что должно делать, когда случится тебе отяготиться пищею? Если случится когда отяготиться пищею, то понудь себя на телесные труды, чтоб прежде ночи облегчилось чрево, и ты не узрел мечтаний и привидений греховных. Стр. 376 (29). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть В Самаре будет установлен памятник митрополиту Иоанну (Снычеву) Попечительский совет по установке монумента обращается с просьбой оказать финансовую помощь в его возведении 04:00 06.05.2008 726 В Самаре установят памятник выдающемуся просветителю, Почетному гражданину России, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву). Такое решение принял Попечительский совет по установке памятника владыке Иоанну, сообщает Управление информации и аналитики города Самары. Митрополит Иоанн, в миру Иван Матвеевич Снычев, - выдающийся деятель Русской Православной Церкви, мыслитель, богослов и историк. Владыка Иоанн провозглашал, что " родиться русским есть дар служения " , а православная Россия стоит на страже духовного мира всего человечества. Долгое время митрополит Иоанн жил и работал в Самаре. В 1969 году он был утвержден епископом Куйбышевским и Сызранским, а в 1976 году возведен в сан архиепископа.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/05/06/v_...

митрополит Иоанн (Снычёв) ХРАНЕНИЕ СВОЕГО СЕРДЦА Почему необходимо быть стражем своего сердца? Опять сказал: Будь привратником сердца твоего, чтоб не входили в него чуждые, постоянно говоря приходящим помыслам: наш ли еси или от супостат наших. (Авва Стратигий). Стр. 356 (7). Должен ли человек, пока находится в теле, оставлять хотя бы на минуту сердце свое без хранения и почему? Еще говорил: Умоляю тебя, доколе находишься в теле, не оставляй ни на минуту сердце твое без хранения. Как земледелец не может признать надежным плод свой, доколе он находится на поле, и не знает, что может с ним случиться до того времени, как он сложится в кладовые, так и подвижник не может оставить сердца своего нехранимым, дóндеже дыхание есть в ноздрех его. До самой кончины человека страсти сохраняют способность восставать в нем, и неизвестно ему, когда и какая страсть восстанет; по этой причине он, доколе дышит, не должен оставлять бдительного наблюдения над сердцем своим; он должен непрестанно вопиять к Богу, умоляя Его о помощи и помиловании. ( Авва Исаия ). Стр. 145 (58). Человек! злобные враги твои не дремлют, они неусыпно заботятся о погибели твоей. Не вознеради, не попри твоей совести, никак не доверь себе, что ты достиг во что-нибудь угодное Богу: ты находишься еще в стране врагов твоих. ( Авва Исаия ). Стр. 218 (496). Что должен удалять из своего сердца тот, кто страшится геенны? Кто страшится геенны, тот да извергнет из сердца все виды злобы, чтоб не пало на него от Господа грозное определение отвержения. Брат! Внимай сердцу твоему, бодрствуй над ним, потому что неимоверная злоба врагов соединена с неимоверным коварством. Они никогда не спят! Будь убежден сердцем твоим в верности этого преподаваемого тебе сведения. ( Авва Исаия ). Стр. 233 (572). Примеры о том, как старцы стремились охранять свое сердце от греховных помыслов. В горе аввы Антония безмолвствовали семь монахов. Поочередно один из них, когда поспевали финики, стерег их от птиц. Между монахами был старец. Когда приходила его очередь стеречь финики, он исполнял это, восклицая: удалитесь из сердца моего греховные помыслы, а от фиников птицы. Стр. 429 (12). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) НЕРАДИВОСТЬ 1. Чему подобен нерадивый человек? Невнимательный и ленивый, не пребывающий бодренно в служении Богу, если падет, увлеченный искушением диавола, – не видит даже совершаемого им греха; сердце его ожесточено; оно подобно камню; оно подобно объезженному и обузданному коню, на которого непрестанно садятся разные всадники, которым он не может противиться. ( Антоний Великий ). Стр. 19(32). Нерадивый подобен разрушенному дому без жителей, не имеющему никакого значения ни для кого, презренному всеми, как жилищу змей, скорпионов и других зверей; никто о нем не заботится, как о находящемся в разрушении и падении. Каково состояние нерадивого: ты не найдешь в нем никакой Божественной добродетели, которая охраняла бы его или жительствовала в нем. ( Антоний Великий ). Стр. 19 (33). Как развалина, находящаяся вне города, служит к складу всех смрадных нечистот, так душа ленивого и слабого в исполнении монашеских постановлений отделывается вместилищем всех страстей и всякого зловония. ( Антоний Великий ). Стр. 23 (78). 2. Какими сравнениями показывали святые Отцы, что не должно предаваться нерадению о спасении до последнего своего издыхания? Авва Исаия говорил о себе: Вижу себя подобным коню, блуждающему без всадника. Кто не найдет его, садится на него и ездит на нем сколько угодно. Когда же этот оставит коня, другой поступает с ним точно так же. Стр. 135 (6). Он говорил: Я подобен пленнику, окованному врагами и ввергнутому ими в ров, наполненный нечистотами. Когда этот пленник возопиет к Господу своему, тогда враги бьют его, чтоб он замолчал. ( Авва Исаия ). Стр. 135 (7). Говорил также: Я подобен птичке, пойманной мальчиком и привязанной им за ноги на нить. Когда мальчик ослабит нить, птичка вспархивает, полагая, что освободилась, но мальчик натягивает нить и снова низвергает птичку на землю. Таким вижу себя. Говорю же это с целью показать, что никто не может предаться нерадению о спасении своем до последнего издыхания своего. ( Авва Исаия ). Стр. 135 (8). 3. Что произойдет с тем подвижником, который останется на жительство в таком месте, в котором живут нерадивые и, наоборот, что произойдет с ленивым, который будет жить с подвижником? Сказали Отцы: Если подвижник останется на жительство в таком месте, в котором живут нерадивые, то он лишится возможности преуспевать, неприметным образом нисходя к образу жизни, которым окружен. Крепость подвижника заключается в постоянном усилии, чтоб подвиг его не уменьшился. Если же ленивый будет жить с подвижником, то преуспеет; если же не преуспеет, то, по крайней мере, не низойдет к большему нерадению. Стр. 390 (82). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ОБЛИЧЕНИЕ Надо ли обличать человека в недостатке его? Никого, ни по какой причине, не обличай в недостатке его. ( Антоний Великий ). Стр. 22 (51). ОБОЛЬЩЕНИЕ ДЕМОНСКОЕ Пример о том, как демоны под видом благочестия пытаются обольстить делателей Божиих, являясь им в виде ангелов, показывая свет и побуждая их к доброделанию. Брат безмолвствовал в келлии своей. Демоны, приняв вид Ангелов, хотели обольстить его; они приходили к нему, будили его, показывали ему свет и приглашали к Божественной службе. Брат пошел к некоторому старцу и сказал: авва! ангелы приходят ко мне и приглашают к Божественной службе. Старец сказал: не слушай их, сын: это – демоны и, когда они придут будить тебя, скажи им: я, когда мне захочется, встану. Получив такое наставление, брат возвратился в келлию. На следующую ночь демоны, по принятому ими обычаю, опять пришли будить его. Но он отвечал так, как было заповедано ему, говоря: я, когда захочу, встану, а вас не слушаю. Они возразили: этот злой старик, лицемер, сбил тебя с толку! К нему приходил брат, прося денег взаймы, деньги у старца были, но он обманул брата, говоря, что у него нет денег, и не дал брату; из этого пойми, что он лицемер. Брат встал рано утром, пошел к старцу и пересказал ему слышанное от бесов. Старец сказал на это: что у меня были деньги – правда, а что я не дал брату, просившему в заем, то поступил так, зная, что причиню вред душе его, если дам. Я признал за лучшее нарушить одну заповедь, чтоб исполнением ее не впасть в нарушение десяти; из этого нарушения могло бы произойти значительное смущение, причиною которого были бы деньги, если бы я дал их. А ты не слушай демонов, которые хотят обольстить тебя. Утвержденный словами старца, брат ушел в свою келлию. Стр. 500 (110). Никак не должно увлекаться добродетелями, которые предлагаются демонами, как бы эти добродетели не были возвышены и блестящи. Все, предлагаемое демонами, должно отвергать, без всяких исключений. Произвольное повиновение демонам, хотя бы оно совершилось по их приглашению и настоянию, подчиняет человека демонам, лишает человека духовной свободы, соделывает его орудием их. Великое бедствие – поработиться демонам и сделаться орудием их! Бедствие, объемлющее мир и не понимаемое миром. Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ВЕЩЬ 1. Как должно поступать с вещью, взятою у ближнего? Взяв у брата какую-либо вещь на время, по нужде твоей, не обращайся с этою вещью небрежно, заботься о том, чтоб скорее возвратить ее в целости. Если это – орудие, которым производится какая-либо работа, то отдай его тотчас по окончании работы. Если изломаешь или испортишь его – поправь или замени новым и лучшим. ( Авва Исаия ) Стр. 169 (161) 2. Должно ли настоятельно требовать возвращения от ближнего вещи, если ближний не в состоянии отдать ее? Ссудив чем-либо по возможности твоей бедного брата, деньгами или одеждою, и видя, что он не в состоянии отдать, не огорчай его, не требуй настоятельно возвращения данной вещи. ( Авва Исаия ) Стр. 169 (162) 3. Должно ли отдавать вещь ближнему своему, когда сам имеешь в ней необходимую нужду? Хотя ты безмолвствуешь в келлии, но это не освобождает тебя от любви к брату твоему и не дает права отказать ему, если он попросит у тебя какой-либо вещи. Но если эта вещь у тебя не лишняя, и ты имеешь в ней необходимую нужду, то не отдавай ее, чтоб из-за этого не расстроилось твое безмолвие. Лучше потерять один член, нежели все жительство. ( Авва Исаия ) Стр. 167 (147) 4. Удаляет ли человека собирание вещественного от невещественного? Сказал авва Ор ученику своему: убегающий от вещества приближается к невещественному; собирающий же вещи отлучает себя от невещественного. Стр. 315 (1) 5. Должно ли печалиться в сердце своем на ближнего, если он во время твоей болезни не даст какой-либо вещи, необходимой для тебя? Если впадаешь в болезнь и попросишь у кого какой вещи, тебе нужной, а он не даст тебе просимого, то не опечалься на него в сердце твоем, напротив того, скажи: если б я был достоин получить, Бог вложил бы в сердце брату моему, и он дал бы мне. Стр. 444 (24) от слов «Если впадешь...» 6. На какие три чина разделяются иночествующие по отношению к принятию вещей от других? По отношению к принятию, монашествующие разделяются на три чина. Отцы наши, достигшие совершенства, не скоро принимали от кого что-либо. Средние не просили ни у кого ничего, если же кто от себя давал им, то принимали с благодарением, как посланное от Бога. Мы же если недостаточны в силах, чтоб трудами приобресть нужное себе, то просим со смирением, зазирая себя непрестанно и укоряя, как немощных. Стр. 445(24) Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

О том, что именно таким может оказаться дальнейший ход российской жизни, если мы решительно не порвем со своим коммуно-советским прошлым во всех сферах нашего государственного и общественного бытия, предупреждает нас и митрополит Иоанн (Снычев) : «Сумеем ли отстоять Святую Русь? Верую, что Господь не оставит нас без помощи и вразумления, вдохновит и направит на должный путь. Ибо если мы не оставим это безумие сейчас, то скоро — ох, как скоро, — придется платить за него страшную, кровавую цену…» ( Высокопреосвященнейший Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский . Битва за Россию. Православие и современность. СПб., 1993. С. 57). Подчеркнем, что ощущение потенциального катастрофизма внутренней ситуации в России присуще сегодня многим общественным деятелям; вот, например, весьма показательное мнение по этому поводу — академика И. Шафаревича: «Нам… грозит социальная катастрофа. Сейчас говорят о том, что в России назревает социальный взрыв. Я считаю, что в особой форме он уже происходит. Народ болезненно воспринимает насилие и путь через насилие. Люди боятся его. Мне кажется, я никогда не слышал о такой форме протеста, как голодовки… даже офицеры вместо того, чтобы взять оружие и направить его в того, кого считают своим врагом, а уж последняя пуля себе, и те убивают себя. Офицер, стреляющийся в знак протеста, — нечто беспрецедентное. Это свидетельствует, что социальный протест осуществляется, только в особой форме. И когда видишь нынешних вершителей судьбы нашей страны, понимаешь, что никаких идей, чтобы изменить ситуацию, остановить нарастающий снежный ком, у них нет. Боюсь, что впереди какие-то очень тяжелые потрясения. Хотелось бы надеяться, что они не погубят страну окончательно… Перед народом стоит задача собрать все силы для сопротивления, спасения страны. Потому что тот путь, который мы наблюдаем… бесперспективен даже с точки зрения тех, кто на нем выигрывает» ( Шафаревич И.Р. Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью. М., 2000. С. 13).

http://pravmir.ru/o-gosudarstvennyx-zada...

Одолевала бедность, а разъезды по стране требовали средств. Он продал из своих вещей все, что только можно было продать, влез в долги. Объездив множество епархий и беседуя со многими архиереями, он везде получал один и тот же ответ. Все архиереи, велев ему ждать, посылали запрос о нем в управление КГБ Ленинграда, и оттуда вскоре сообщали: был связан с диссидентами и состоит на учете в психдиспансере. И архиереи, разводя руками, под тем или иным предлогом отказывали ему. Он объездил всю европейскую часть России, Белоруссию, Среднюю Азию и Сибирь. Как-то в Сибири ему пришлось провести ночь под Пасху в доме старообрядцев, что и послужило основой рассказа Христос воскресе! Потерпев такую моральную катастрофу, когда все его мечты и планы здесь, в России, были разбиты, он с тяжелым сердцем уехал в Германию и стал там ауслендером, то есть чужеземцем, оплакивая себя, Россию и все, что он оставил в ней. Через несколько лет на Петербургскую кафедру взошел митрополит Иоанн (Снычев). Разбирая оставшиеся без ответа прошения, прозорливый и чуткий сердцем владыка Иоанн наткнулся на прошение и автобиографию Игоря и как-то сразу понял, что для церкви потерян бесценный служитель. Узнав его адрес в Германии, владыка послал Игорю вызов телеграммой, чтобы тот срочно приезжал по интересующему его вопросу. Но Игорь, поцеловав телеграмму, прижал ее к сердцу и с горечью произнес: – Das ist schon vorbei. Слишком поздно, дорогой владыка, слишком поздно. Кузьма Крестоноситель После общей проверки и скудного завтрака тюремный вертухай, заспанный и злой, зевая в руку, открыл железную дверь камеры и выкрикнул на выход Кузьму с вещами. Непутевый русский мужик Кузьма отбыл свой восьмилетний срок в лагере за убийство в пьяной драке своего же соседа по деревне. Почему-то перед окончанием срока его из лагеря перевезли в тюрьму и вот теперь выпускают на волю. В деревню Кузьма ехать боялся, так как братаны убитого Коляна поклялись проломить Кузьме башку, если он опять там появится. Получив какие-никакие документы, Кузьма поплелся по городским улицам, озираясь по сторонам. Подобрав с асфальта жирный окурок, он закурил, жадно втягивая до самых потрохов крепкий табачный дым. В маленьком, загаженном собаками сквере он сел на скамейку и, морща лоб, раздумывал о своем житье-бытье: куда ему теперь податься. В скверик пришли старухи-собачницы и, отпустив своих питомцев, собрались в кружок толковать о вязке, собачьих болезнях и о достоинствах разных псовых кормов. Кузьма смотрел на собак и думал: Ишь, гладкие черти, откормленные. Ни забот ни хлопот. Хоть бы меня кто взял на поводок. К нему подошел тучный, тяжелый ротвейлер. Понюхав его колено, учуял кислый тюремный запах и злобно зарычал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2083...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010