митрополит Иоанн (Снычёв) ОСКВЕРНЕНИЯ В каких случаях при совершающихся в нас осквернениях находимся в состоянии падшего естества Адамова и в каких случаях – в состоянии естества Иисусова? Если совершаются в тебе осквернения, а ты услаждаешься тем и содействуешь тому, от чего рождается осквернение, не печалясь и не болезнуя сердцем, то состояние твое в падшем естестве Адамове. Тогда ты будешь действовать соответственно естеству Иисуса и привлечешь к себе помощь Его, когда сердце твое отречется от греха, когда оно отречется от начал, рождающих грех, когда будешь памятовать непрестанно о муках адских, когда ощутишь, что Помощник твой неотступно присутствует при тебе, когда ни в чем не будешь оскорблять Его, когда будешь постоянно плакать пред Ним, говоря: Господи! избавление меня от греха принадлежит единственно Тебе. Самому мне, без помощи Твоей, не избегнуть из рук врага. Стр. 141 (38). Если сердце твое увлекается от молитвы и поучения в разные помыслы и подвергается против воли твоей рассеянности, так что ты не можешь остановить этого увлечения, то делание твое еще находится в естестве Адама. Напротив того, оно в естестве Иисуса, если сердце искренно возненавидело грех и с решительностью устранило себя от начал, рождающих его, если вечная мука предстоит непрестанно пред душевными очами твоими, и ты соделался чуждым всего, что влечет в нее, если ты молишь Творца твоего сосредоточенною молитвою, чтоб Он пребывал с тобою и никаким прослушанием не прогневляешь Его, если ты плачешь пред Ним, говоря: «Господи! спасение мое от врагов моих принадлежит Тебе: самому мне, без помощи Твоей, невозможно избежать рук их». При этом наблюдай за сердцем твоим, чтоб не огорчать ни в чем наставляющих тебя о Господе. ( Авва Исаия ). Стр. 196 (343). Если человек не стяжет послушания, смирения и терпения, то он не может выйти из противоестественного состояния, хотя бы и сохранил все прочие заповеди. ( Авва Исаия ). Стр. 196 (344). Обратись всем сердцем в повиновение Богу, искренно умоляя Его и говоря: «Господи! весь я пред Тобою. Удостой меня быть в воле Твоей, потому что я не знаю, что полезно мне. Ты сотвори брань с врагами моими, потому что я не способен ведать всей злобы их и всех ухищрений». Если будешь молиться таким образом от всей души и направишь деятельность твою соответственно естеству Иисуса, то Он не попустит тебе подвергнуться обольщению и обману в чем-либо. ( Авва Исаия ). Стр. 196 (345). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) УПОТРЕБЛЕНИЕ ВИНА Можно ли иноку пить вино? Сказали авве Пимену о некотором монахе, что он не пьет вина. На это авва сказал: монаху отнюдь не должно пить вина. Стр. 337 (64). В какой мере и когда дозволяется иноку употреблять вино? Брат спросил авву Ксоя: если я выпью три чаши вина, – не много ли этого? Авва отвечал: если нет диавола, то не много; если же он тут, то много. Вино – враг монахов, живущих по Богу. Стр. 308 (1). Виноградное вино в жарких климатах имеет совсем иное значение, нежели в климате умеренном. В жарком климате употребление вина часто бывает необходимостью. Диавол понуждает употреблять вино для наслаждения и по прихоти. По этому признаку познается его присутствие и действие. От такого употребления вина проистекает многообразный вред, особливо возбуждаются страсти, блудная и гневная. Монаху дозволяется употребление вина только в случаях нужды. При представившейся нужде должно обдумать, точно ли это – нужда? не прикрывается ли личиною нужды пожелание? По требованию истинной нужды монаху разрешается употребление вина умеренное, чтоб вино подействовало только на желудок, а никак не на голову. Какое действие производит в душе человека неумеренное употребление вина? Умоляю каждого человека, желающего принести Богу покаяние, отказаться от употребления вина в большом количестве. Вино возрождает погашенные страсти в душе и изгоняет из нее страх Божий. ( Авва Исаия ). Стр. 205 (434). Пример о том, как древние старцы старались воздерживать себя от употребления вина. Однажды в Скиту сделано было для братии угощение. Одному из присутствовавших старцев подали чашу вина. Он отказался выпить ее, сказав подавшему: унеси от меня эту смерть. Прочие, участвовавшие в трапезе, увидев это, также не стали пить вина. Стр. 482 (84). В другой раз принесен был в Скит сосудец с вином от начатков с тем, чтоб братиям было подано каждому по одной чаше. Один из братии, входя в трапезу и заметя, что подают вино, возвратился и побежал крытым ходом. Ход провалился. Прочие братия, услышав стук, побежали, чтоб увидеть случившееся: они нашли брата лежавшим, едва дышащим, и начали укорять его, говоря: поделом тебе! за твое тщеславие! Но авва, утешая его, сказал: оставьте сына моего: он сделал доброе дело. Жив Господь! во времена мои не будет возобновлен ход, пусть все знают, что в Скиту из-за чаши вина провалился крытый ход. Стр. 482 (85). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ОБЛИЧЕНИЕ Надо ли обличать человека в недостатке его? Никого, ни по какой причине, не обличай в недостатке его. ( Антоний Великий ). Стр. 22 (51). ОБОЛЬЩЕНИЕ ДЕМОНСКОЕ Пример о том, как демоны под видом благочестия пытаются обольстить делателей Божиих, являясь им в виде ангелов, показывая свет и побуждая их к доброделанию. Брат безмолвствовал в келлии своей. Демоны, приняв вид Ангелов, хотели обольстить его; они приходили к нему, будили его, показывали ему свет и приглашали к Божественной службе. Брат пошел к некоторому старцу и сказал: авва! ангелы приходят ко мне и приглашают к Божественной службе. Старец сказал: не слушай их, сын: это – демоны и, когда они придут будить тебя, скажи им: я, когда мне захочется, встану. Получив такое наставление, брат возвратился в келлию. На следующую ночь демоны, по принятому ими обычаю, опять пришли будить его. Но он отвечал так, как было заповедано ему, говоря: я, когда захочу, встану, а вас не слушаю. Они возразили: этот злой старик, лицемер, сбил тебя с толку! К нему приходил брат, прося денег взаймы, деньги у старца были, но он обманул брата, говоря, что у него нет денег, и не дал брату; из этого пойми, что он лицемер. Брат встал рано утром, пошел к старцу и пересказал ему слышанное от бесов. Старец сказал на это: что у меня были деньги – правда, а что я не дал брату, просившему в заем, то поступил так, зная, что причиню вред душе его, если дам. Я признал за лучшее нарушить одну заповедь, чтоб исполнением ее не впасть в нарушение десяти; из этого нарушения могло бы произойти значительное смущение, причиною которого были бы деньги, если бы я дал их. А ты не слушай демонов, которые хотят обольстить тебя. Утвержденный словами старца, брат ушел в свою келлию. Стр. 500 (110). Никак не должно увлекаться добродетелями, которые предлагаются демонами, как бы эти добродетели не были возвышены и блестящи. Все, предлагаемое демонами, должно отвергать, без всяких исключений. Произвольное повиновение демонам, хотя бы оно совершилось по их приглашению и настоянию, подчиняет человека демонам, лишает человека духовной свободы, соделывает его орудием их. Великое бедствие – поработиться демонам и сделаться орудием их! Бедствие, объемлющее мир и не понимаемое миром. Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ХРАНЕНИЕ СВОЕГО СЕРДЦА Почему необходимо быть стражем своего сердца? Опять сказал: Будь привратником сердца твоего, чтоб не входили в него чуждые, постоянно говоря приходящим помыслам: наш ли еси или от супостат наших. (Авва Стратигий). Стр. 356 (7). Должен ли человек, пока находится в теле, оставлять хотя бы на минуту сердце свое без хранения и почему? Еще говорил: Умоляю тебя, доколе находишься в теле, не оставляй ни на минуту сердце твое без хранения. Как земледелец не может признать надежным плод свой, доколе он находится на поле, и не знает, что может с ним случиться до того времени, как он сложится в кладовые, так и подвижник не может оставить сердца своего нехранимым, дóндеже дыхание есть в ноздрех его. До самой кончины человека страсти сохраняют способность восставать в нем, и неизвестно ему, когда и какая страсть восстанет; по этой причине он, доколе дышит, не должен оставлять бдительного наблюдения над сердцем своим; он должен непрестанно вопиять к Богу, умоляя Его о помощи и помиловании. ( Авва Исаия ). Стр. 145 (58). Человек! злобные враги твои не дремлют, они неусыпно заботятся о погибели твоей. Не вознеради, не попри твоей совести, никак не доверь себе, что ты достиг во что-нибудь угодное Богу: ты находишься еще в стране врагов твоих. ( Авва Исаия ). Стр. 218 (496). Что должен удалять из своего сердца тот, кто страшится геенны? Кто страшится геенны, тот да извергнет из сердца все виды злобы, чтоб не пало на него от Господа грозное определение отвержения. Брат! Внимай сердцу твоему, бодрствуй над ним, потому что неимоверная злоба врагов соединена с неимоверным коварством. Они никогда не спят! Будь убежден сердцем твоим в верности этого преподаваемого тебе сведения. ( Авва Исаия ). Стр. 233 (572). Примеры о том, как старцы стремились охранять свое сердце от греховных помыслов. В горе аввы Антония безмолвствовали семь монахов. Поочередно один из них, когда поспевали финики, стерег их от птиц. Между монахами был старец. Когда приходила его очередь стеречь финики, он исполнял это, восклицая: удалитесь из сердца моего греховные помыслы, а от фиников птицы. Стр. 429 (12). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) НЕРАДИВОСТЬ 1. Чему подобен нерадивый человек? Невнимательный и ленивый, не пребывающий бодренно в служении Богу, если падет, увлеченный искушением диавола, – не видит даже совершаемого им греха; сердце его ожесточено; оно подобно камню; оно подобно объезженному и обузданному коню, на которого непрестанно садятся разные всадники, которым он не может противиться. ( Антоний Великий ). Стр. 19(32). Нерадивый подобен разрушенному дому без жителей, не имеющему никакого значения ни для кого, презренному всеми, как жилищу змей, скорпионов и других зверей; никто о нем не заботится, как о находящемся в разрушении и падении. Каково состояние нерадивого: ты не найдешь в нем никакой Божественной добродетели, которая охраняла бы его или жительствовала в нем. ( Антоний Великий ). Стр. 19 (33). Как развалина, находящаяся вне города, служит к складу всех смрадных нечистот, так душа ленивого и слабого в исполнении монашеских постановлений отделывается вместилищем всех страстей и всякого зловония. ( Антоний Великий ). Стр. 23 (78). 2. Какими сравнениями показывали святые Отцы, что не должно предаваться нерадению о спасении до последнего своего издыхания? Авва Исаия говорил о себе: Вижу себя подобным коню, блуждающему без всадника. Кто не найдет его, садится на него и ездит на нем сколько угодно. Когда же этот оставит коня, другой поступает с ним точно так же. Стр. 135 (6). Он говорил: Я подобен пленнику, окованному врагами и ввергнутому ими в ров, наполненный нечистотами. Когда этот пленник возопиет к Господу своему, тогда враги бьют его, чтоб он замолчал. ( Авва Исаия ). Стр. 135 (7). Говорил также: Я подобен птичке, пойманной мальчиком и привязанной им за ноги на нить. Когда мальчик ослабит нить, птичка вспархивает, полагая, что освободилась, но мальчик натягивает нить и снова низвергает птичку на землю. Таким вижу себя. Говорю же это с целью показать, что никто не может предаться нерадению о спасении своем до последнего издыхания своего. ( Авва Исаия ). Стр. 135 (8). 3. Что произойдет с тем подвижником, который останется на жительство в таком месте, в котором живут нерадивые и, наоборот, что произойдет с ленивым, который будет жить с подвижником? Сказали Отцы: Если подвижник останется на жительство в таком месте, в котором живут нерадивые, то он лишится возможности преуспевать, неприметным образом нисходя к образу жизни, которым окружен. Крепость подвижника заключается в постоянном усилии, чтоб подвиг его не уменьшился. Если же ленивый будет жить с подвижником, то преуспеет; если же не преуспеет, то, по крайней мере, не низойдет к большему нерадению. Стр. 390 (82). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ОБЪЯСНЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ Как относились святые Отцы к изъяснению Священного Писания? Опять авва Аммон спросил: если случится беседовать с братом, – из чего лучше заимствовать беседу, из Писания или из Отеческих изречений? Старец отвечал: если не можешь молчать, то говори лучше из Отеческих изречений, нежели из Писания. Объяснение Писания сопряжено с великою опасностию для души. Стр. 65 (13). Многие иноки тех времен, по причине неправильного объяснения, которое они давали разным местам священного Писания, впали в ереси. Объяснение Писания даруется Божественною благодатию. Монах, не имеющий этой благодати и стремящийся к объяснению Писания из своего самомнения и невежества, непременно делается виновным пред Святым Духом, изрекшим Писание; за дерзость свою он отвергается Богом, делается добычею падших духов. Из такового толкования Писаний пророческих и апостольских возникли все ереси и расколы. Может ли воздавать славу Богу тот, кто понимает и исполняет слова Писания по своему разуму? Кто понимает и исполняет слова Писания по своему разуму, настаивая упорно, что именно так должно понимать и исполнять их, тот не ведает славы и богатства Божиих. Напротив того, кто и понимая, говорит: «не знаю с точностью слова Божия, потому что я ограниченный человек», тот воздает славу Богу. В нем будет обитать слава Божия, соответственно его преуспеянию и смиренномудрию. ( Авва Исаия ). Стр. 184 (242). Какими страстями бывает порабощен тот, кто, не стяжав предварительно духовной свободы, берется за объяснение Писания? Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот поработился страсти любопытства и сильному увлечению мысленным пленением. ( Авва Исаия ). Стр. 183 (237). К чему приводит человека любопытное расположение к исследованию Писания? Расположение к любопытному исследованию Писания приводит ко вражде и спорам, а плачем о грехах доставляется мир. ( Авва Исаия ). Стр. 183 (235). Как должен поступать знающий, когда возникает вопрос о значении какого-либо места из Священного Писания? Если возникнет между вами вопрос о значении какого-либо из изречений Писания, то знающий значение этого изречения да объяснит его смиренно, по силе своей, не настаивая на своем мнении, и да успокоит брата с любовию. ( Авва Исаия ). Стр. 179 (211). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ПРОЩЕНИЕ ЗА МОЛИТВЫ СТАРЦЕВ Пример о том, что Господь по Своему великому милосердию и человеколюбию принимает за молитвы старцев покаяние даже тех людей, которые по причине греховного вожделения отреклись от Бога и от крещения, и от всех данных ими обетов. Некоторый монах был борим вожделением. Случилось ему придти в одно из сел Египта. Там он увидел дочь жреца идольского, полюбил ее и предложил отцу отдать ее за него в замужество. Жрец отвечал: не могу отдать ее за тебя, не спросив бога моего; и пришедши к демону, которому он покланялся, сказал ему: вот! некоторый монах пришел ко мне, хочет жениться на дочери моей, отдать ли ее за него? Демон отвечал: спроси его, отречется ли от Бога своего, от крещения и от обетов монашества? Жрец, пришедши к монаху, сказал ему: отрекись от Бога своего, от крещения и от обетов монашества, – я выдам за тебя дочь мою. Монах согласился, – и немедленно увидал, что из уст его вышло подобие голубя и возлетело на небо. Жрец пошел к демону и сказал ему: вот! он обещал исполнить все три условия. Диавол отвечал жрецу: не отдавай ему дочери твоей в жены, потому что Бог его не отступил еще от него, но и доселе помогает ему. Жрец, пришедши к брату, сказал ему: не могу отдать тебе дочери, потому что Бог твой доселе помогает тебе и не отступил от тебя. Услышав это, брат сказал сам себе: я, несчастный, отрекся от Бога, от крещения и от обетов монашества, а всеблагий Бог доселе помогает мне окаянному! Если Бог оказывает мне такую милость, зачем же мне отступать от Него? Очувствовавшись и опомнившись, он пришел к некоторому великому старцу и поведал ему случившееся. Старец сказал ему: останься со мною в пещере и пробудь в посте целые три недели, а я буду молиться Богу за тебя. И подвизался старец за брата, молясь Богу и говоря: Господи! умоляю Тебя: даруй мне эту душу и прими покаяние ее. И услышал Бог молитву старца. Когда исполнилась первая неделя, старец пришел к брату и спросил его: видел ли ты что-нибудь? Брат отвечал: да, я видел голубя, стоящим в высоте небесной над головою моею. Старец сказал ему: внимай себе и молись Богу тщательно. По прошествии второй недели старец опять пришел к брату и спросил его: видел ли ты чего-либо? Брат отвечал: видел, что голубь ниспустился даже до головы моей. Старец заповедал ему: трезвись и молись. Когда исполнилась третья неделя, старец опять пришел к брату и спросил: еще не видел ли ты чего? Брат отвечал: видев, что голубь спустился и стал над головою моею, я протянул руку, чтоб удержать его, а он вспорхнул и вошел в уста мои. Старец возблагодарил Бога и сказал брату: Бог принял покаяние твое. Отселе внимай себе и тщательно заботься о спасении твоем. Брат отвечал: отселе я пребуду с тобою до смерти. Стр. 480 (83). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) XITPOCTЬ ЛУКАВОГО ПРИ ОСЛАБЛЕНИИ БРАНИ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА Должно ли оставлять свое бодрствование, когда заметишь, что страсти в душе твоей ослабевают и отступают от тебя? Да не возрадуется сердце твое, если при подвиге, в брани против восставших на тебя страстей и духов, заметишь, что она ослабевает и отступает от тебя. Главнейшие силы злобных духов обыкновенно становятся в их задних рядах. Обращаясь в бегство передовыми полками, духи вместе с этим приготовляют сражение более лютое, нежели каким было первоначальное столкновение. Они ставят засаду в стороне от города, отдав ей приказание не трогаться с места, а сами, при наступлении на них подвигом, бегут от тебя, притворяясь изнемогшими пред тобою. Когда же сердце твое превознесется гордостию, и ты возомнишь, что прогнал их, что город почти в твоих руках, тогда бежавшие внезапно останавливаются пред лицом твоим, а скрывавшиеся в засаде подымаются из нее в тыл тебе; несчастная душа, окруженная ими отовсюду, не имеет возможности спастись куда-либо бегством. Город, в котором можно найти убежище при таком бедствии, – Бог. Повергни себя от всего сердца пред Ним, Он спасет тебя от всех искушений вражеских. ( Авва Исаия ). Стр. 170 (171). Брат! доколе ты находишься в теле, не попусти себе беспечности. Хотя бы ты увидал, что на некоторое время успокоился от страстей, никак не доверь этому спокойствию. Демоны лукаво прекращают на время нападения свои. Поступают они так с тем намерением, чтоб человек, возомнив о себе, что он достиг бесстрастия, престал наблюдать за сердцем и хранить его. Тогда они внезапно наскакивают на бедную душу, уловляют ее как птицу, и если окажутся более сильными, чем она, попирают и уничижают ее немилостиво, ввергая в разные согрешения, более тягостные, нежели те, о отпущении которых она доселе молилась. ( Авва Исаия ). Стр. 206 (436). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ПРИЧИНЫ ПОДВИГОВ ПЛАЧА И НАПАСТЕЙ ИНОКОВ Почему люди, живущие в миру и допускающие множество грехов, не оплакивает себя как грешных, а иноки, проводящие жизнь в подвигах, оплакивают себя как погибших? Брат спросил старца: каким образом мирские люди, живущие посреди мира и принадлежащие ему, презирая пост и молитвы, насыщаясь всякого рода брашнами, проводящие жительство по своим пожеланиям, в клятвах и клятвопреступлениях, не падают, не окаявают себя, как грешных, но отлучают себя от причащения святых Христовых Тайн? а мы, пригвожденные к постам, бдениям, молитвам, сухоядению, лишенные всякого плотского упокоения, плачем и рыдаем, и говорим: мы погибли, мы утратили Царство Небесное, мы соделались повинными геенне? Старец, вздохнув, отвечал: правильно сказал ты, что они не падают: упав однажды дивным и лютым падением, они ниже могут восстать, ниже имеют куда упасть. И диавол нисколько не нуждается бороться с лежащими ниц и никогда не восстающими. Монахи, напротив того, тогда побеждают, иногда побеждаются; падают и восстают, их оскорбляет диавол, и они оскорбляют диавола; с ними борется диавол, и они борются с диаволом. Миряне, подвергшись первому падению, по многому неведению даже не знают, что они пали. Однако ведай, сын, что не только я и ты, мнимые монахи, нуждаемся в непрестанном трезвении и плаче, но и великие подвижники нуждаются в них. Услышь следующее духовное рассуждение: ложь – от диавола, страстное воззрение на женщину вменено Богом в любодеяние; гнев на ближнего причислен к убийству; за каждое праздное слово обетовано воздаяние. Кто же таковый человек и где его найти, который бы не ведал лжи, не был искушен вожделением ни одного лица, никогда не прогневлялся на ближнего напрасно, в котором бы не нашлось празднословия, который не нуждался бы в покаянии? Знай, если кто не предаст себя всем напастям, которые попустит ему Бог, в мнении о себе смиренном и уничиженном, если не повергнет себя пред всеми на попрание, обидимый и оскорбляемый всеми, если не претерпит всего этого с радостию, силою молитвы, ради Бога, если не устранит себя от человеческой славы, чести и похвалы, от сладостных брашен и напитков, то не возможет достигнуть совершенства. Стр. 382 (50). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) БЕССТРАСТИЕ 1. В чем состоит достоинство бесстрастия? Монашеская жизнь есть путь; цель пути – достижение покоя. На этом пути, на пути добродетелей, встречаются падения, встречаются враги, встречаются перемены, на нем бывают и обилие и умаление, и плоды и бесплодие, и печаль и радость, и болезненное сетование сердца и спокойствие сердца, и успех и утраты. Но бесстрастие чуждо всего упомянутого. Оно не имеет никакого недостатка. Оно в Боге, и Бог в нем. Для бесстрастия нет врагов, нет падения. Не стужает ему ни неверие, никакая другая страсть. Оно не ощущает труда в хранении себя, его не беспокоит никакое пожелание, он не страдает ни от какой брани вражеской. Велика слава его, достоинство невыразимо. Далеко отстоит от него всякое душевное устроение, возмущаемое какою-либо страстию. Оно есть то тело, которое восприял на себя Господь Иисус; оно – та любовь, которую преподал Господь Иисус. ( Авва Исаия ) Стр. 224 (545) 2. Подвержено ли колебанию бесстрастие от нападений врага? Бесстрастие уже не подвержено колебанию от нападений врага. Оно прияло награду за борьбу – почесть победы. Оно пребывает в спокойствии и не боится разъединения трех частей, соединенных миром Божиим. Эти три части суть: дух, душа и тело. Когда эти три части действием Святого Духа составят из себя одно целое: тогда они уже не разделяются. ( Авва Исаия ) Стр. 223 (536) 3. Что возводит инока в пристанище бесстрастия? Авва Аммоний передавал изречение другого отца, что сухоядение и воздержание от приятной пищи, соединенное с возделыванием любви, скоро вводит инока в пристанище бесстрастия. Стр. 68 (1) Авва Евагрий поведал, что некоторый из Отцов сказал: Сухоядение и равномерность в количестве пищи, при душевном расположении любовию ко всем, скоро вводят монаха в пристанище бесстрастия. Стр. 112 (3) 4. Кто достигает бесстрастия – тот ли, кто прилежит исключительно телесным подвигам или же тот, кто заботится о устроении внутреннего человека? Стяжавают бесстрастие не те, которые прилежат исключительно телесным подвигам, но по преимуществу те, которые заботятся о устроении внутреннего человека и отсекают пожелания падшего естества: эти именно и получают венец добродетелей. ( Авва Исаия ). Стр. 195 (338) 6. Может ли достигнуть бесстрастия тот, кто любит человеческую славу? Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия; зависть и рвение живут в нем. ( Авва Исаия ). Стр. 194 (334) Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010