4. митрополит Одесский и Измаильский АГАФАНГЕЛ 5. митрополит Рижский и всея Латвии АЛЕКСАНДР 6. архиепископ Белоцерковский и Богуславский МИТРОФАН 7. епископ Бельцкий и Фэлештский МАРКЕЛЛ 8. епископ Переяслав-Хмельницкий АЛЕКСАНДР 9. архимандрит КИРИЛЛ (Говорун) 10. игумен СЕРАПИОН (Митько) 11. протоиерей Андрей НОВИКОВ 12. священник Иоанн МИРОЛЮБОВ 13. диакон Максим ПЛЯКИН 14. КИПШИДЗЕ Вахтанг Владимирович 15. МАЛЕР Аркадий Маркович 16. ОРЛОВА Екатерина Петровна Комиссия по вопросам отношения к инославию и другим религиям: 1. митрополит Волоколамский ИЛАРИОН – председатель 2. протоиерей Максим КОЗЛОВ – секретарь 3. митрополит Кишиневский и всея Молдавии ВЛАДИМИР 4. митрополит Виленский и Литовский ХРИЗОСТОМ 5. митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский ИЛАРИОН 6. митрополит Рижский и всея Латвии АЛЕКСАНДР 7. архиепископ Берлинский и Германский ФЕОФАН 8. архиепископ Казанский и Татарстанский АНАСТАСИЙ 9. архиепископ Корсунский ИННОКЕНТИЙ 10. архиепископ Львовский и Галицкий АВГУСТИН 11. епископ Бакинский и Прикаспийский АЛЕКСАНДР 12. игумен ФИЛИПП (Рябых) 13. протоиерей Александр АБРАМОВ 14. протоиерей Андрей НОВИКОВ 15. протоиерей Всеволод ЧАПЛИН 16. диакон Максим ПЛЯКИН 17. БУРЕГА Владимир Викторович 18. НЕЛЮБОВА Маргарита Борисовна Комиссия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ: 1. ЛЕГОЙДА Владимир Романович – председатель 2. протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ – секретарь 3. епископ Гатчинский АМВРОСИЙ 4. игумен САВВА (Тутунов) 5. игумен ДИМИТРИЙ (Байбаков) 6. протоиерей Георгий КОВАЛЕНКО 7. протоиерей Максим КОЗЛОВ 8. протоиерей Игорь ПЧЕЛИНЦЕВ 9. протоиерей Александр СОРОКИН 10. протоиерей Александр СТЕПАНОВ 11. иеромонах ДИМИТРИЙ (Першин) 12. протодиакон Андрей КУРАЕВ 13. игумения СЕРАФИМА (Шевчик) 14. ГАНИЧЕВ Валерий Николаевич 15. НИКИФОРОВ Евгений Константинович 16. ОРЛОВА Екатерина Петровна 17. СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович 18. ЧАПНИН Сергей Валерьевич Источник:  Официальный сайт РПЦ МП СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Деятельность Межсоборного присутствия

http://religare.ru/2_81740.html

Поблагодарив за памятный дар, Глава государства, в частности, отметила, что для нее Пасхальное яйцо знаменует стремление к единству народов, живущих на Латвийской земле. Его Святейшество также приветствовал сестер Троице-Сергиевой женской обители, отметив, что немало ее насельниц взяли на себя подвиг возрождения православных монастырей в России: 19 настоятельниц и игумений российских обителей начали свое монашеское служение в рижском Троице-Сергиевом монастыре. Десять из них молились за Божественной литургией в Рождественском храме. По завершении богослужения Святейший Патриарх Алексий побеседовал с людьми, которые из-за недостатка места в храме молились на улице. Всем им были розданы образки Воскресения Христова. Вечером митрополит Рижский и всея Латвии Александр дал в честь Предстоятеля Русской Православной Церкви торжественный прием. Справка: О раннем распространении Православия на территории Латвии свидетельствуют найденные археологами предметы быта: крестики, образки святого Георгия. К началу XI века на территории Латвии уже были такие выдающиеся православные духовные центры, как Ерсика. Здесь, по свидетельству хроники католика Генриха Латышского, было несколько храмов с богато украшенными иконами, утварью из благородных металлов, великолепными фресками. На правом берегу устья Даугавы (Западной Двины) находилась первая построенная в этих краях церковь, освященная во имя святителя Николая. Христорождественский храм был построен по проекту академика Р.Пфлуга. Освящение закладного камня собора состоялось 3 июля 1876 года. Императором Александром III были подарены храму 12 колоколов, самый большой из которых, во имя благоверного князя Александра Невского, весил более 800 пудов. Через восемь лет строительство храма было полностью завершено. 24 апреля 1884 года состоялась передача его в ведение духовного ведомства. А 27 октября 1884 года над Ригой впервые раздался звон всех 12 колоколов собора Рождества Христа Спасителя. Вскоре рижский кафедральный собор становится общепризнанным духовным центром не только Риги, но и всего края. В ряде источников сохранились сведения о том, что в сентябре 1894 года здесь совершал богослужение святой праведный Иоанн Кронштадтский.

http://pravoslavie.ru/17533.html

Том содержит множество статей, рассказывающих о подвиге новомучеников ХХ в., носивших имя Иоанн. Среди них особое внимание обращает на себя публикация о первых жертвах развязанных большевиками гонений на Церковь и духовенство — священномучениках протоиерее Иоанне Кочурове (1917 г.) и протоиерее Иоанне Восторгове (+1918 г.). Среди новомучеников, чей подвиг также нашел отражение в материалах XXIII тома, — св. Иоанн (Пашин, +1938), епископ Рыльский, св. Иоанн (Поммер, +1934 г.), архиепископ Рижский и всея Латвии, св. Иоанн Васильевич Попов (+1938 г.), крупный русский богослов, патролог. Отдельная публикация сообщает о расстрелянном в 1941 г. епископе Печерском Иоанне (Булине). Вызывают интерес публикации, сообщающие о св. Иоанне, епископе Готском (VIII в.), св. Иоанне Реомском (V-VI вв.), галльском подвижнике, одном из основоположников западного монашества. В новом томе энциклопедии присутствуют материалы, рассказывающие о четырех митрополитах Киевских XI-XII вв. греческого происхождения, носивших имя Иоанн. Статья, посвященная иеросхимонаху Иоанну (Попову, +1738 г.), сообщает об основателе знаменитой впоследствии Саровской Успенской пустыни. В материалах нового тома нашли отражение жизнь и деятельность многих архиереев Русской Православной Церкви ХХ века, носивших имя Иоанн. В частности, опубликованы материалы об архиепископе Горьковском и Арзамасском Иоанне (Алексееве, +1966 г.), архиепископе Ульяновском и Мелекесском Иоанне (Братолюбове, +1968 г.), митрополите Ярославском и Ростовском Иоанне (Вендланде, +1989 г.), архиепископе Костромском и Галичском Иоанне (Лавриненко, +1985 г.), митрополите Псковском и Порховском Иоанне (Разумове, +1990 г.), митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве, +1995 г.), митрополите Киевском и Галицком Иоанне (Соколове, +1968 г.), Патриаршем Экзархе всея Украины. Из ныне здравствующих иерархов Русской Православной Церкви в статьях нового тома отмечены архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн (Попов), председатель Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата; архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн (Сиопко), глава Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви; архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев), епископ Брестский и Кобринский Иоанн (Хома).

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

В книге «Колокол на башне вечевой» М., 2005 г. игумен Феофан (Пожидаев) проходит мимо неразрывности слова и действия в жизни архиепископа Иоанна, акцентируя внимание на одном элементе, но упуская из виду другой. И при внешней привлекательности выводов о. Феофана (Пожидаева) теряется нить историчности в повествовании, требующая конкретности и доказательности суждений. Конечно, образы многих святых в чем-то схожи друг с другом. Как средневековые жития святых сходятся в обязательном каноне, так и в биографиях священномучеников православной церкви Новейшего времени много общих черт. Однако в ХХ веке нарастает роль индивидуальности. Так и в жизни архиепископа Иоанна сочетались, на первый взгляд, абсолютно не совместимые виды деятельности. Глава православной церкви в Латвии – монах и, одновременно, депутат Сейма, исповедник и в то же время активный общественный деятель. В этом очевидном разрыве слепое следование историками церкви за распространенными клише вовсе не обязательно должны привести к пониманию личности святого, мотивов его поступков, сути его исповеднического долга. Замеченная автором книги «Колокол на башне вечевой» чрезвычайная скромность жилища главы православной церкви, например, не натолкнула на мысль о том, что отношение к богатству для архиепископа Иоанна было краеугольным камнем его богословия и политической философии. В главе «Архиепископ Иоанн в Латвии», несколько страниц (с. 58 – 61) автор посвящает вопросу об отношении Владыки к труду и богатству. Эти страницы включают несколько разрозненных описаний: 1) Архиепископ Иоанн все необходимое для епископского служения приобретает на собственные средства (с. 58). 2) Архиепископ Иоанн в подвале кафедрального собора. Один из гостей владыки вспоминает: «Скудно живет наш владыка. Несколько кресел, стулья, шкафы с книгами, иконы. Над столом – большой портрет Патриарха Тихона. Кровать за перегородкой. В углу, у печи – груда поленьев... и сырость, и темнота в углах, и тусклый свет электрической лампочки как-то сразу угнетают» (с. 58–59).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Мы с владыкой Иоанном первоначально  оказались в Нью-Йорке. Там и произошло очень значимое для меня событие: 20 августа 1950 года владыка Иоанн, к тому времени уже епископ Детройтский и Кливлендский Иоанн рукоположил меня в диаконы. С тех пор я начал регулярно служить в разных приходах. В 1956 году владыка  переехал в Чикаго, а спустя год – и я тоже. — А где в это время находилась Тихвинская икона? — Сначала в Свято-Покровском соборе в Нью-Йорке, затем в Свято-Троицком соборе в Чикаго. А когда владыка Иоанн в 1979 году вышел за штат, то Святыня пребывала в его резиденции. Позже Тихвинская икона хранилась в нашем доме в Арго (пригород Чикаго, — ред.). Там я 23 года был настоятелем Свято-Пантелеимоновского храма. Перед выходом на пенсию владыка Иоанн составил завещание, согласно которому я должен был вернуть икону в Тихвинский монастырь, когда его восстановят, а в России падет большевистская власть. Если при моей жизни этого бы не случилось, то выполнить завещание должен был мой старший сын Александр. — Вы ездили в Россию, чтобы понять, можно ли уже вернуть Тихвинскую икону? — Первый раз я посетил Россию в 1991 году. Потом приезжал каждый второй год, но не как официальный представитель церкви, а сам по себе. А в 1993 году я оказался в Тихвине и увидел, что монастырь все еще в очень печальном состоянии. Уже тогда мне начали в Америке говорить: «Батюшка, пора вам вернуть икону». Я отвечал: «Хорошо, я исполню то, что должен. Но сам монастырь еще не готов принять Святыню». Только в 2004 году мы решили вернуть икону в Россию. Покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II предлагал везти ее в Тихвин через Москву и Санкт-Петербург. Но митрополит Рижский и всея Латвии Александр хотел, чтобы икона вернулась в Россию тем же путем, каким она покинула страну. То есть через Ригу. Так и было решено.  После того, как православные в США простились со Святыней, ее поместили в специальный бронированный сейф. Там поддерживался нужный уровень температуры и влажности. А еще был установлен маячок, по которому можно было, в случае чего, в любой момент установить местонахождение сейфа с иконой. Кстати, застраховать ее не согласилась ни одна компания. Ведь  ценность иконы так велика, что у страховщиков просто не хватило бы средств, чтобы выплатить компенсацию.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-gark...

Руководство ЛПЦ и архиепископ Иоанн (Поммер) придерживались консервативных взглядов на происходящее, считали себя хранителями опыта, традиций дореволюционной РПЦ. Об этом говорит, например, название доклада владыки Иоанна, произнесенного на Вселатвийском Соборе 1923 года: «Верность православных христиан Латвии Святой православной Восточно-кафолической церкви» К новым течениям в православии, в том числе к некоторым идеям русских религиозных философов, владыка относился скептически. Однако, долгое время, дабы не усугублять и так полную конфликтов церковную жизнь русского зарубежья, мирился с этим. Некоторые современники и последующие историки считали архиепископа Иоанна (Поммера) русским шовинистом и черносотенцем кем он, будучи этническим латышом, конечно же, не был. А на обвинения в русофильстве владыка отвечал, что он защищает вселенское православие Архиепископ Иоанн ценил обе части своей паствы – русских и латышей, всегда относился и к тем, и другим с уважением. В этой связи стоит вспомнить, что свои проповеди перед прихожанами, речи, выступления на церковных Соборах владыка часто произносил двуязычно, говоря попеременно то на одном, то на другом языках, обеими из которых владел перфектно. Для него естественной была некоторая идеализация дореволюционных российских порядков, хотя он прекрасно понимал и те изъяны в старой жизни, которые привели к 1917 году. В то же время, он категорически не принимал идей революционного, насильственного переустройства общества. Четко осознавая ложность революционных посылов, постоянно своей пастве указывал на это. Крах старых порядков воспринимал не иначе как катастрофу, приведшую к многочисленным жертвам и обрекшую многих людей на нищету. В каждом слове, в каждой статье и выступлении слышалась глубокая боль и озабоченность владыки за судьбы паствы и Православной церкви Отрицательно архиепископ Иоанн относился к церковным расколам, к дроблению церковной организации по национальному и территориальному принципам Строго он придерживался канонической верности материнской церкви – Московской патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Были и подревней, – самая крайняя справа икона Святой Нерукотворной Троицы создана доелизаветинскими русскими живописцами. Запомнилась и беседа в самом соборе с проясненной глубизной, – тоже постройка не наших лет, – родом своего рождения она считает 1866-й. Эта жизнь, эта дача – на многоверстном Кишэзере. Здесь архиепископ с медленно движущейся лодки иногда удил рыбу, свершал свой улов, – очень малый, потому что выезжал не в часы клева. Это время было не для него: мешали люди. Многие и многие приходили сюда и за помощью, и за советом, с горестями и с радостью, шли к этой зеленой сени, на этот дремотный берег, к тихим водам озера, с доверенной исповедью сердца пред этим спокойным высоким человеком с черной волной волос и в черном одеянии. В Иоанне всегда жила глубокая вера в свою моральную правоту, в свою логичность, полную согласованность действий с учениями церкви и ее законами. Только обладая такими данными, идя этой дорогой, исповедуя эти принципы, Иоанн мог оставаться строго неуклонным и во всех других сторонах своей проповеди: и словом, и делом. Он был хранителем духа церкви, заступником и защитником ее прав. На этих путях он не знал уступок. Во всем понимании и чувствованиях вера и нравственность стояли у него в полной и недосягаемой нерушимости. Ни бури века, не поветрия скептицизма, ни зараза революции не должны были и не смели поколебать вечных истин, и в этом вопросе у Иоанна не было никаких ни уступок, ни сделок, ни соглашений. Наука, философия, и искусство, мораль, право, быт для Иоанна являлись только проповедными, только следствиями, – «все это всеми своими живыми, здоровыми соками обязано Христу». С живой и настороженной любознательностью Иоанн все время следил за враждебными церкви течениями. Тогда, в период наших первых встреч, его главным врагом стало обновленчество. Все же главную осаду церкви он видел не в открытых гонителях, а в ее разлагателях. Его волновали нарушения реальных правил церкви, его тревожило уничтожение отдельных православных приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Власти Латвийской республики долго препятствовали полному правовому признанию Православной церкви во вновь возникшем государстве. Вплоть до 1926 года у ЛПЦ не было всех прав юридического лица, что естественно мешало налаживанию нормальной церковной жизни. В такой ситуации ЛПЦ сложно было отстаивать свои интересы перед государством и недоброжелателями, которых было немало. В тоже время, Управление по делам религии поддерживало с ЛПЦ официальные контакты, для преподавания Закона Божия в государственных школах создавались православные группы, церковь владела недвижимым имуществом, платила налоги, участвовала как сторона в судебных процессах и даже получала казенные субсидии. Все это создавало достаточно странную двойственность: фактически компетентные инстанции признавали за ЛПЦ статус юридического лица, но по букве закона он отсутствовал. Архиепископ Иоанн данное положение характеризовал так: «Правительство нашим затруднениям как бы радовалось и нарочито затягивало устранение их, нас нарочито душило положением бесправия» 30 октября 1923 года, на церковном Соборе, архиепископ Иоанн (Поммер) положение ЛПЦ определил как полнейшую нищету. Кроме того, указал, что церковь окружена сплошной ненавистью и злобой Тем не менее жизнь постепенно налаживалась. Латвия выходила из состояния послевоенной разрухи. С приездом в Ригу архиепископа, постепенно на поправку пошли и дела ЛПЦ. С 1923 года церковь начала издавать духовный журнал «Вера и жизнь», ставший официальным православным изданием в стране. Стали вновь возобновлять работу некоторые приходы, богослужения в которых не проводилось со времен войны. Как было отмечено выше, несмотря на отсутствие всех прав юридического лица, ЛПЦ, как и не гонимые властями Евангелически-лютеранская и Римско-католическая церкви, в иные годы от государства получала финансовую поддержку (объем финансирования определялся численностью паствы). Так в 1925 году правительство выделило ЛПЦ 45 000 латов, поэтому бюджет синода церкви в этом году составил 64517,50 латов (в 1924 году ЛПЦ гос. финансирования не получила и в распоряжении синода было только 17101,32 латов). Однако до тех пор, пока не было определено правовое положение ЛПЦ, синод не мог рассчитывать, что казенные дотации будут регулярными. Так на 1926 год синод планировал свой бюджет в размере 18400 латов, причем в смете полностью отсутствовала графа «государственные субсидии»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

– Первое служение новоизбранного главы латвийской церкви в кафедральном соборе... Оно собрало тысячи молящихся, православных и инославных. Уже первое это богослужение показало, что латвийская православная церковь в лице архиепископа Иоанна приобрело сильного волей духовного вождя – молитвенника, прекрасного оратора, слова которого проникают в душу и никогда не забываются. Архиепископ Иоанн не любил блестящего церемониала встречи прежних владык духовенством, и его богослужения совершались просто, без них. Зато владыка очень любил, чтобы духовенство почаще говорило народу слова назидания. Сам владыка говорил проповеди в последнее время вследствие болезни редко, но все они отличались большой глубиной и доходили до сердца молящихся. В первое время, не имея больше собственных архиерейских покоев, архипастырь жил в подвальных помещениях кафедрального собора, где к нему в любое время всякий имел свободный доступ. Жил он в своей частной жизни очень скромно, мало заботясь о себе, но больше обращая внимания на свою паству и неимущих. В городе часто можно было видеть могучую богатырскую фигуру архипастыря Иоанна, никем не сопровождаемого. Владыка отказывался от всех личных, свойственных архиереям прежнего времени, средств передвижения и пользовался, как простой гражданин, всеми теми средствами передвижения, которые существуют в городе для всех, – извозчиками, трамваями, автобусами. В последнее время владыка сильно недомогал. Вероятно, долгое проживание в сырых подвалах кафедрального собора неприспособленных для жилья, оказало свое влияние и сломило его крепкое, богатырское здоровье. Он сильно изменился, редко служил и все более уединялся в своем церковном имении у Киш-озера. Где и нашел свою мученическую кончину... Газета “Сегодня” 13 октября 1934 год, No 283, с. 2 И. – Архиепископ Иоанн – церковный и политический деятель Еще на прошлой неделе я говорил с архиепископом по телефону. Я просил его о статье для юбилейного номера «Сегодня». Архиепископ обещал, но сказал, что не может ее дать сейчас, ибо у него много другого дела. Мне было известно, что архиепископу нездоровится. Я его спросил, не этим ли вызвана задержка?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

1. митрополит  Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ — председатель 2. ЧАПНИН Сергей Валерьевич — секретарь 3. епископ Бакинский  и Прикаспийский АЛЕКСАНДР 4. епископ Зарайский МЕРКУРИЙ 5. епископ Бельцкий и Фэлештский МАРКЕЛЛ 6. епископ Бобруйский и Быховский СЕРАФИМ 7. епископ Переяслав-Хмелницкий АЛЕКСАНДР 8. игумен ФИЛАРЕТ (Булеков) 9. игумен ФИЛИПП (Рябых) 10. игумен ФИЛИПП (Симонов) 11. протоиерей Александр АБРАМОВ 12. протоиерей Александр БАЛЫБЕРДИН 13. протоиерей Антоний ИЛЬИН 14. протоиерей Георгий КОВАЛЕНКО 15. протоиерей Максим МАКСИМОВ 16. протоиерей Всеволод ЧАПЛИН 17. игумения СЕРАФИМА (Шевчик) 18. АВЕРЬЯНОВ Виталий Владимирович 19. ДЕРКАЧ Андрей Леонидович 20. ГАНИЧЕВ Валерий Николаевич 21. ГОРБАЛЬ Василий Михайлович 22. ЗУБОВ Андрей Борисович 23. КАРПОВ Сергей Павлович 24. КИРИЛЛИН Владимир Михайлович 25. КРАВЕЦ Сергей Леонидович 26. ЛЕБЕДЕВ Валентин Владимирович 27. ЛЕГОЙДА Владимир Романович 28. НАРОЧНИЦКАЯ Наталья Алексеевна 29. НЕЛЮБОВА Маргарита Борисовна 30. РУДОВ Сергей Юрьевич 31. СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович Комиссия  по вопросам противодействия  церковным расколам и их преодоления: 1. митрополит  Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР — председатель 2. архиепископ Волоколамский ИЛАРИОН — заместитель председателя 3. протоиерей Николай БАЛАШОВ — секретарь 4. митрополит  Одесский и Измаильский АГАФАНГЕЛ 5. митрополит Рижский и всея Латвии АЛЕКСАНДР 6. архиепископ Новосибирский и Бердский ТИХОН 7. архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН 8. архиепископ Белоцерковский и Богуславский МИТРОФАН 9. епископ Бельцкий и Фэлештский МАРКЕЛЛ 10. епископ Переяслав-Хмельницкий АЛЕКСАНДР 11. архимандрит КИРИЛЛ (Говорун) 12. игумен СЕРАПИОН (Митько) 13. протоиерей Александр ЛЕБЕДЕВ 14. протоиерей Андрей НОВИКОВ 15. священник Иоанн МИРОЛЮБОВ 16. диакон Максим ПЛЯКИН 17. КИПШИДЗЕ Вахтанг Владимирович 18. ЛЕГОЙДА Владимир Романович 19. МАКСИМОВ Юрий Валерьевич 20. МАЛЕР Аркадий Маркович 21. ОРЛОВА Екатерина Петровна 22. СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович Комиссия  по вопросам отношения  к инославию и  другим религиям:

http://pravmir.ru/kto-vojdet-v-komissii-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010