Между тем, император, узнав о бегстве любимца своего, крайне огорчился и послал в некоторые из отдаленных мест нарочных для отыскания певца, но покрываемый Богом, Иоанн остался в совершенной неизвестности, несмотря на то, что посланные императора были и на Святой Горе, и даже в лавре святого Афанасия. Тихо и спокойно текли дни и годы Иоанна в строгой пустыннической жизни: он не мог нарадоваться новому своему положению.   Однажды в трогательном и глубоком раздумье сидел он при своем мирно пасшемся стаде: мысль его переносилась чрез пространство всего минувшего, и сердце трепетало чувством живой признательности к Богу и всепетой Его Матери, за Их промысл о нем. Думая, что никого нет в пустыне и никто не слышит его, Иоанн начал петь, как бывало, Божественные свои гимны, и ангельский его голос далеким эхом переливался и замирал на пустынных высотах Афона мелодическими своими звуками. Долго и в сладости пел умилившийся Иоанн, не видя и не зная, что один пустынник, таившийся близ него в дикой трещине скалы, подслушивал его. Звуки пастушеского пения потрясли сердце строгого пустынника, растрогали до слез и произвели благодатное впечатление на растеплившуюся его душу. Пока пел Иоанн, пустынник не сводил с него глаз своих, не понимая, откуда взялся в пустыни такой ангельский голос, такой безподобный певец. Изумление пустынника достигло высшей степени, когда он заметил, что самые козлища не паслись под гармоническими звуками пастушеских песен, - что самые животные, притаив дыхание и окружив своего пастуха, неподвижно стояли пред ним и не сводили с него неразумных глаз своих, как будто усыпленные, как будто очарованные ангельским его голосом.   Нимало не медля, пустынник отправился в лавру и известил игумена о дивном пастухе и трогательном его пении. Иоанн был вызван из сокровенной пустыни и, нехотя, только заклинаемый именем Божиим, открылся игумену, что он придворный сладкопевец Иоанн. Игумен едва мог узнать в потухающем его взоре и в безжизненных ланитах любимца царева, с которым он сблизился в Константинополе и который тогда был в полном развитии жизни, с пленительным взором и с играющим на щеках румянцем. По слезной просьбе скромного Иоанна настоятель оставил его при прежнем пастушеском послушании; впрочем, боясь императора, на случай, если б донесся до него слух от открытии его любимца, игумен отправился в Константинополь и лично представился государю.

http://isihazm.ru/1/?id=581

Много трудов положил святитель Иоанн и на устроение благолепного богослужения: он составил последование (чин) литургии, ряд молитв, ввел в церковное употребление крестные ходы. Особое внимание Иоанн обращал на пение. «Ничто так не возбуждает и не возвышает душу, – писал он, – ничто с такою силою не отрывает ее от земли, ничто так не располагает к любви святой, как священная песнь… Духовная песнь – это источник освящения; слова ее очищают душу, и Святой Дух нисходит в души поющих, так как те, которые поют псалмы с сознанием, действительно призывают на себя благодать Его». Он ввел антифонное, то есть попеременное пение двух клиросов. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Эта позиция ревностного поборника святой христианской веры восстановила против него многих, в том числе и императрицу Евдоксию, женщину властолюбивую и златолюбивую. Святитель Иоанн не мог не чувствовать окружающую его злобу, но не обращал на это никакого внимания. Чем больше его хулили, тем сильнее гремела его слава: он стал известен во многих странах, люди приходили издалека, желая видеть святого и слушать его поучения. Но враги его не унимались. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией был инициирован собор из личных недругов Златоуста, который осудил и его по самым мелочным и ложным обвинениям (в частности, за то, что он-де «не знает гостеприимства»). Святитель Иоанн был лишен своей кафедры и изгнан из Константинополя. В ту же ночь в городе случилось страшное землетрясение. Устрашенная явным знамением гнева Божия, Евдоксия упросила Златоуста возвратиться. Уступив настоятельным просьбам, святой Иоанн возвратился в Константинополь. Прошло два месяца… Евдоксия снова предалась пагубным страстям – и святитель Иоанн вновь не смолчал, выступил с обличениями. На этот раз он был осужден уже заочно и отправлен в ссылку. Это произошло в 404 году. Около трех лет прожил старец сначала в армянском городе Кукузе, а затем его отправили еще дальше – в Питиунт, в Абхазию (в район нынешней Пицунды).

http://pravoslavie.ru/2697.html

Святой Роман внезапно на амвоне появился, И благозвучным пением собор огласился; Хвала в сладчайших ангельских тонах излилась, Ко Господу из сердца молитва вознеслась: «Се Дева днесь рождает Бога пресущественного, Земля вертеп приносит Ему, Невещественному, И славу небеса [Богомладенцу] воспевают, И в Вифлеем волхвы за звездой поспешают; Нас ради Отроча родилось преславное – Бог в образе раба явился державно». Услышав песнь сию, люди все изумились, От истины небесной лица их просветились. Пречистой вознесем хвалу с благодарением – Молитвам внемлет Дева, исполняя прошения 146 . 4. Преп. Иоанн Кукузель . Славянин из Драча. В юношеским возрасте был принят в хоровую школу в Царьграде, а затем стал всеми любимым певчим царском дворе. Опасаясь людских похвал и лести, удалился на Святую Гору, где, войдя в Великую Лавру, назвался пастухом. Нес усиленные монашеские подвиги [а сверх того] и пас монастырские стада. Дважды ему являлась Пресвятая Богородица. Упокоился [преподобный Иоанн] в XII столетии. 5. Преп. Григорий, доместик великой церкви . Монах святогорской Лавры, [подвизавшийся] в XIV веке. Рассуждение Пресвятая Богородица часто являлась святым людям, когда было нужно либо укрепить их в подвиге, либо исцелить от болезни, либо открыть им некую тайну. Два отчасти похожих один на другой случая имели место в святогорской Лавре, а именно: со святым Иоанном Кукузелем и со святым монахом Григорием, только в разное время. По окончании великого Акафиста, совершаемого в святую Четыредесятницу, преподобный Иоанн от утомления опустился на скамью перед Богородичной иконой и тотчас заснул. Тогда явилась ему Пресвятая Пречистая Дева, вся в небесном сиянии, и сказала: «Радуйся, Иоанн! Пой и не переставай петь, – а Я тебя за то не оставлю». При этом Она вложила в руку Иоанна золотую монету. Когда Иоанн пробудился ото сна, монета была у него в руке. Поразительные чудеса совершались после сего как от Богородичной иконы, так и от [этой] золотой монеты. Второй случай произошел с монахом Григорием. Он так же, как и Кукузель, был певчим в церкви. Патриарх Каллист установил, чтобы на литургиях святителя Василия Великого вместо «Достойно есть» пели «О Тебе радуется» . Его преемник, патриарх Филофей, отменил это постановление, повелев для краткости всегда петь «Достойно есть» . Но однажды накануне Богоявления в присутствии Григория, патриарха Александрийского, [монах] Григорий пропел «О Тебе радуется» . После этого немедленно явилась ему Пресвятая Пречистая Дева; также как и Кукузелю, вложила Она ему золотую монету в руку и сказала: «Изрядно благодарю тебя за твое пение в Мою честь». Благодаря этому явлению с той поры было окончательно установлено, чтобы на литургиях святителя Василия Великого всегда пелось «О Тебе радуется» .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

ИВЕРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ (Афонские) (пам. 13 мая, 10 окт. вместе с Ватопедскими и Зографскими преподобномучениками, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) ИЛАРИОН († 1804), прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 20 сент.) ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН [Иоанн Болгарин] († 1784), нмч. (пам. в Соборе Афонских преподобных во 2-ю Неделю по Пятидесятнице; пам. греч. и болг. 5 марта) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси КОСМА ЗОГРАФСКИЙ († 1323 (иногда в лит-ре указывается 1423)), прп. (пам. болг. 22 сент.; пам. рус. 23 февр. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик

http://pravenc.ru/rubrics/128841.html

     Пока пел Иоанн, пустынник не сводил с него глаз своих, не понимая, откуда взялся в пустыне такой ангельский голос, такой бесподобный певец. Изумление пус­тынника достигло высшей степени, когда он заметил, что самые козлища не паслись под гармоничными звуками пастушеских песен, что самые животные, притаив дыхание и окруживши своего пастуха, неподвижно сто­яли пред ним и не сводили бессмысленных глаз своих с него, как будто усыпленные, как будто очарованные его ангельским голосом.   В то же время пустынник отправился в Лавру и известил игумена о дивном пастухе и о его трогательном пении. Иоанн был вызван из сокровенной пустыни и нехотя, заклинаемый Богом, открылся игумену, что он придворный сладкопевец Иоанн. Игумен едва мог узнать в его потухающем взоре и в безжизненных ланитах любимца царева, с которым он сбли­зился в Константинополе и который тогда был в полном расцвете жизни, с пленительным взором и с играющим на щеках румянцем.     По слезной просьбе скромного Иоанна настоятель оставил его при прежнем пастушеском пос­лушании; впрочем, боясь Императора, если донесется до него об открытии его любим­ца, игумен отправился в Константинополь и лично представился Государю.     Помилуй, Государь, раба твоего! - вос­кликнул старец, целуя ноги своего царя. — Во имя Бога, желающего спасения всем и каждому из нас, умоляю тебя, выслушай отечески мою просьбу, исполни ее, да и Бог исполнит во бла­гих желания твои! Тронутый глубоким верноподданническим смирением старца, император поднял его и лас­ково спросил:     - Чего ты, отец, хочешь от меня?   -                 Прости меня, Государь, если я буду дерзок пред твоим Величеством. Просьба моя ничтож­на для того, чтобы ее исполнить. Тебе это легко и ничего не стоит с твоей стороны, кроме одного твоего слова; между тем ее исполнение составит утешение и радость самих Ангелов и благо моей Лавры.   - Чего же ты хочешь? Говори, я все испол­ню, — ласково промолвил император.   -                 Царское слово свято, - почтительно заме­тил игумен, — оно неизменно!

http://isihazm.ru/?id=957

Первые молитвенные христианские собрания были сосредоточены на главном Таинстве Евхаристии, так заповедовал Господь. Но так как христианство зародилось в Иудее, то в первых богослужениях были заимствованы ветхозаветные тексты, основой которых являлись пророчества о Мессии. Таким образом складывалось и наше новозаветное богослужение, которое по сути своей подготавливает верующего к Божественной Трапезе, к Причастию. Со временем, в уставное богослужение вошли службы святым, а также уставы постовых и праздничных богослужений. Примерно к VII –VIII векам сформировался и наш Типикон, который по сути своей является монастырским уставом. Основной вклад в составление богослужебных текстов внесли богодухновенные отцы Феодор Студит, Савва Освященный, песнописцы Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец, Иоанн Кукузель, Роман Сладкопевец и другие, а также составители текста Божественных литургий святители Иоанн Златоуст и Василий Великий. Общепринятым суточным кругом является следующий порядок служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, но главным центром остается Евхаристия. Даже в дни Великого поста, когда не положено совершать полную Литургию, совершается Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, на которой верным дается возможность причащаться. Первые отшельнические уставы были положены основателем монашеского образа жизни преподобным Антонием Великим, основателем общежительного устава преподобным Феодосием Великим (IV в.). Также преподобному Антонию Великому был преподан образ монашеского делания, который заключается в перемене занятий: молитва, труд, отдых, молитва. Святому преподобному Пахомию Великому было видение Ангела, положившее основу иноческого келейного правила, которое включало в себя начальные молитвы по «Отче наш…» 50-й псалом, «Верую…», 100 молитв Иисусовых, «Достойно есть…». Правило предлагалось совершать двенадцать раз в сутки. Основателем афонского монашества является преподобный Петр Афонский, а учредителем общежития и афонских уставов преподобный Афанасий Афонский.

http://bogoslov.ru/event/6025951

Позднее в том же столетии пострадал святой мученик Данакт Иллирийский (память – 16 января), который служил чтецом при церкви в местечке Авлон. Во время нашествия неверных святой взял церковные сосуды и хотел скрыться, но был схвачен воинами. После того, как он отказался поклониться идолу, его зарубили мечом. В III веке в городе Бутринт (ныне южная Албания) принял смерть за Христа святой мученик Ферин (память – 23 апреля) при императоре Декии (249-250). В IV столетии прославился своими чудесами святой Донат, епископ Еворский (память – 23 апреля), происходящий из Бутринта. Известно, что он освободил от беса дочь императора Феодосия (379-394) и воскресил мёртвого. Почил святой в 387 году, а в 602 году его честные мощи перенесли на Корфу, чтобы спасти от варварского нашествия. В начале XI в. недалеко от современного Эльбасана подвизался и пострадал святой мученик Иоанн-Владимир (память – 22 мая, 7 июля). Это был сербский князь, правивший Иллирией и Далмацией. Он с детства воспитывался в благочестии, любил молитву, построил много храмов, боролся с ересью богомилов, распространившейся в его крае. Был женат на Косаре, дочери Болгарского царя Самуила. Болгарский царь Иоанн-Владислав пригласил святого Иоанна-Владимира якобы на переговоры, и под этим предлогом сначала заточил в темницу, а затем, выпустив, подослал убийц, которые убили святого 22 мая 1015 года у входа в храм. Благочестивая супруга святого князя, Косара, затворилась в построенном ее мужем храме, где и скончалась, до конца жизни не покидая церкви. Мощи святого князя находятся в посвящённом ему монастыре, близ албанского города Элбосан. Родом из Диррахия был известный византийский композитор святой Иоанн Кукузель (XIII в.), а в XIV в. на Афоне просияли подвигами святые Нифонт из Люковы и Нил Эрихиот. В период турецкого ига во многих местах Албании православное население сопротивлялось исламизации. В этом краю приняли смерть за Христа и некоторые новомученики: прп. Никодим (1722) и Христос Садовник (1748). Знаменитый миссионер и просветитель святой Косьма Этолийский с 1775 г. трудился в Албании, проходя с проповедями по южной её части, от Химара и Влоры до Берата, Музека и Дурреса. Святой Косьма возрождал и укреплял веру среди православных, препятствуя их исламизации и отступничеству от Христа. В этой стране он и принял мученическую смерть в 1779 г. в Берате.

http://pravoslavie.ru/41553.html

Сакра, или августейшее послание Гонория Августа к государю востока Аркадию. Это послание императора Гонория к императору востока Аркадию относится к делу св. Иоанна Златоуста. Император сначала говорит в нем об изображении императрицы Евдоксии, которое было пущено по провинциям в честь императрицы. Сначала воздвигнута была статуя Евдоксии перед церковью св. Софии. По этому случаю даны были разные игры постыдные зрелища, способные отвращать народ от дел благочестия. Св. Иоанн Златоуст в своей беседе восстал против этого соблазна и навлек на себя гнев императрицы. Гонорий в своем письме негодует на все то, что произошло в Константинополе, а затем и на несправедливость низложения святителя. Он напоминает о жертвеннике, орошенном человеческой кровью, о священниках, отсылаемых в изгнание, и об Иоанне Константинопольском, изгнанном из своей церкви. 3. Епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу. Это письмо было написано, как полагают, в Кукузе в 404 году. Св. Иоанн Златоуст обращался к ним еще и с другим письмом, которое помещено ниже.   4. Письма к Олимпиаде Госпоже моей достопочтеннейшей и боголюбезнейшей, диаконисе Олимпиаде, епископ Иоанн о Господе радоваться. Семнадцать писем, адресованных к Олимпиаде, представляют собой самые длинные, самые прекрасные и полезные из всех писем святителя, говорит Фотий. Олимпиада была дочь князя Анисия. Ее отец отдал ее замуж за префекта Небридия (вероятно, в 384 году). Св. Григорий Назианзин, приглашенный на брак, извинился, что не может на нем присутствовать, и обратился к молодой супруге с похвальным словом. Олимпиада была замужем только один год и восемь месяцев. Овдовев в столь юном возрасте, она решила остаться вдовой и ничто не могло поколебать этого ее решения. Напрасно император Феодосий прибегал к просьбам и угрозам, чтобы заставить выйти ее замуж за своего родственника испанца Елпидия. Ее отказ разгневал императора, который прежде чем отправиться в поход против Максима, приказал префекту города секвестровать все ее имения, пока она не достигнет тридцатилетнего возраста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Барская икона Богородицы находится в Барскоме монастыре, Могилевской епархии. Икона эта очень древняя, византийской живописи, и привлекает многочисленных поклонников как из православных, так и из неправославных христиан. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая Кукузелиса, находится в лавре св. Афанасия на Афоне. Так называется по имени св. подвижника Иоанна Кукузеля, XII века, который однажды слышал голос от сей иконы: «Радуйся, Иоанн, Я не оставлю тебя». С того времени от сей иконы начали совершаться чудеса. 2-е число Священномученик Киприан сначала был язычником и занимался волшебством. Жил в Антиохии. В его время в этом же городе жила девица Иустина, обратившаяся ко Христу и подвизавшаяся в воздержании, посте и молитве. Один из богатых и знатных юношей Антиохии Аглаид хотел жениться на Иустине, но она отвечала ему, что уже имеет Христа своим женихом. Юноша прибегнул к Киприану, прося склонить Иустину к супружеству своим чародейством. Но как ни старался Киприан – ничего не мог сделать, потому что Иустина сокрушала молитвой козни диавола. Тогда Киприан понял всю силу креста Христова, уверовал, бросил волшебные книги и крестился, затем скоро сделался священником и епископом. Иустина же, поступив в монастырь, была избрана в игуменьи. Язычники донесли правителю на Киприана и Иустину, что они служат Христу, и после истязаний умертвили их обоих мечом. Видя сτрадания святых мучеников, некто Феоктист объявил себя христианином, и тут же был умерщвлен. Это было в Никомидии около 300-х годов. Св Андрей юродивый жил в X веке в Константинополе. В молодых летах он полюбил храм Божий и священные книги. Господь Сам призвал его к подвигу юродства. Так однажды он видел Господа, сидящего на царском троне. Господь спросил Андрея, хочет ли он служить Ему всей душой. «Хочу, Господи», – отвечал Андрей. Тогда Господь подал ему что-то горькое и сказал: «Таков путь работающих Мне в сем мире». Потом Господь дал Андрей что-то, бывшее белее снега и слаще меда, и при этом сказал: «Такова пища работающих Мне и терпящих до конца».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Но среди всех испытаний св. Иоанн Златоуст тверд, как скала и обнаруживает величайшее христианское терпение. В письме к Феодоре, описавши свои страдания, он продолжает: «Слава Богу и за это! Мы никогда не перестанем прославлять Его за все. «Буди имя Его благословенно во веки» ( Иов. 1:21 ). 12 В письме к Исанию говорит: «Слава Богу за все! Это изречение – роковой удар диаволу. Кто его употребляет, для того оно величайший залог неприкосновенности и радости среди всякого рода опасностей. Как только произнесешь его, мгновенно разгоняются облака печали». 13 «Может быть, Богу угодно, – утешает святитель скорбящую диакониссу Олимпиаду, – длиннее распространить круги моего течения, именно потому чтобы венцы мои сделать блистательнее. 14 Ибо то моя истинная прибыль, то мое богатство, то моя издержка грехов моих, чтобы беспрерывно путешествовать среди величайших испытаний, чтобы подвергаться им от таких людей, от которых я никак не ожидал». 15 В своих скорбях Златоуст обнаруживает необыкновенное христианское спокойствие, миром веет от всех его писем. Согласно с апостолом Павлом, он может сказать о себе: «аз бо навыкох, в нихже есмь, доволен быши» ( Филип. 4, 11 ). Он даже выражает довольство, что находится в Кукузе. «Чрезвычайно пустынное место Кукуз, при всем том он не столько печалит нас своею пустынностью, сколько радует тишиною и совершенным спокойствием. Мы нашли в этой пустыне, как будто своего рода пристань, и теперь, живя здесь, отдыхаем от дорожных бедствий». 16 Он просит Олимпиаду не скорбеть, что ей не удалось переместить его из Кукуза в какое-нибудь другое место. «Здесь, – пишет он, – спокойствие, тишина». 17 Пресвитер Констанций сообщает о Кукузах, что жить здесь приятно, «наслаждаясь сообществом святейшего епископа, тишиною здешнего места». 18 В своем изгнании Златоуст – мученик и страдалец, находит величайшее для себя утешение в отправлении писем друзьям и в получении писем от них. «Как ни много волн, – говорит он, – окружает нас всюду: и пустынность места, и осадное положение, и нашествие исаврийцев, и ежедневно грозящая смерть (мы постоянно живем об руку со смертью , заключившись в этой крепости, как в тюрьме, и страдая тяжким телесным недугом), при всем том, несмотря на все злополучие, мы почерпаем немалое утешение среди этих бедствий в вашей любви... Не забывайте же нас никогда, какое бы расстояние ни разделяло нас, и не поставьте за труд писать к нам постоянно, как только дозволит возможность, радуя нас известиями о своем здоровье». 19 Чуть ли не в каждом своем письме он просит друзей писать ему, 20 а если возможно, посетить его и лично. 21 Иногда, впрочем, он и отклоняет желание прибыть к нему, указывая на возможные опасности. Жалуется, что не находит людей, которые могли бы оказать ему услугу в передаче писем. 22 Письма вообще трудно было доставлять, так как все дороги, ведущие в Кукуз, не один раз были повсюду заграждены. 23

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010