Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь. Монашество ДИОНИСИЙ (ок. 1722 - после 1792), иером., духовный писатель, насельник Димитрия Солунского вмч. скита (Ватопедский мон-рь, Афон) ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ЕВТИХИЙ (Угурлус Георгий; кон. XVIII в. - 1866), мон., мелург, певчий, автор транскрипций песнопений в нотацию Нового метода ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист ЗАКХЕЙ болг. книжник, мон.-переводчик, представитель раннего этапа афоно-тырновской книжной справы, работавший в 1-й пол.- сер. XIV в. на Афоне ИЛАРИОН НОВЫЙ ДАЛМАТСКИЙ (770-775/6 - 845), игум. Далматского мон-ря в К-поле, архим. (экзарх) к-польских монастырей, прп. исп. (пам. 6 июня) ИОАНН (кон. XIII (?) - 1-я пол. XIV в.), мон. («старец»), болг. книжник, работал в Великой Лавре на Афоне ИОАНН (Вишенский (Вышенский); сер. XVI в. (?)), мон., подвизавшийся на Афоне, правосл. полемист, один из наиболее значительных западнорус. писателей ИОАНН КОЛОВ (кон. IX в.), подвижник, ученик прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, основатель мон-ря Иоанна Колова на Афоне ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН МАКСЕНЦИЙ архим., лидер группы монахов из пров. М. Скифия (совр. Добруджа, Румыния), которые в 1-й пол. VI в. отстаивали теопасхитскую формулу ИОСИФ ИСИХАСТ [Иосиф Молчальник, Иосиф Пещерник] (в миру Франгискос Коттис; 1897-1959), выдающийся подвижник благочестия XX в., духовный наставник мн. афонских монахов КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД (ок. 1325 - 2-я пол. XIV в.), подвижник-исихаст, правосл. богослов, основатель и игумен мон-ря Богородицы «Катафиги» КЕРАМЕВС Даниил (1-я пол. XVIII в.- 6.04.1801), мон., дидаскал и ученый из школы ап. Иоанна Богослова при Патмосском монастыре (Патмиада) (1769-1801)

http://pravenc.ru/rubrics/121506_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ ВАТОПЕДСКИЙ [Паросский; греч. Ιωσαφ Βατοπαιδηνς Πριος] (2-я пол. XVIII в.), мон., переписчик певч. рукописей. Известно неск. кодексов письма И. В.: Анфология 1763 г. (Ath. Vatop. 1437), Стихирарь Германа, митр. Новых Патр, 1771 г. (Thessal. Univ. 1), вероятно, также Анфология кон. XVIII в. (Ivir. 1301). В рукописи Thessal. Univ. 1, имеющей подпись И. В. («Завершено 17 июля 1771 г. в Ватопеде» - Fol. 445v), содержатся разделенные на 3 части и написанные пятнадцатисложником «Стихи (Στχοι πολιτικο) о музыкальном искусстве и о настоящей книге, акростих которых - Иоасафа Ватопедского, паросца и грешника» (Fol. 192v, 278-278v, 445v): «Иессей богоотец имел сына Давида,/Словно лиру Святого Духа и певца./Истинно слово, где говорится, что он/При слабости тела велик был и удивителен,/Кроткий среди царей и ведущий среди псалтов,/Ближайший друг Всевышнего и пророк избранный./Видишь ли, человек, божественную и святую музыку?/Не найдется никакого другого прежде него (Давида.- Ред.) изобретателя./Не приводи мне в качестве примера Иувала, сына Ламеха,/Потому что не он изобрел божественные гимны и песни./Первым божественный Давид воспел Бога,/Ликуя, взывая, в тимпане и лице./После этого Иоанн, светоч Дамаска,/Позволь сказать, что [были еще] и Косма, отец канонов,/Иосиф Песнописец, Иоанн Кукузель,/Чтобы я перечислял всех остальных, думаю, ты не очень хочешь./Все они с мудростью и божественным духом/Музыкальными напевами воспевали Бога всяческих./Если ты опустишь всех позднейших, все же вспомни, что/Прекрасный из Новых Патр Герман, достойный удивления,/Паче всех потрудившись, даровал обильный свет,/Более всех украсив сладкозвучный Стихирарь./Его творением, друг мой, является и настоящая [книга],/А из сладостной мелодии текут мед и млеко./Иоасаф со многими трудами записал это,/Все [...] светильник [...] отеческий./Ткань [...] звуками, как нитями,/И, не говоря прочего, видна при испытании./Этот человек есть в [...]/Пожалуй, по делам для Бога - грешник./По своей родине зовется паросцем,/Живет в большом монастыре, он ватопедец./Воистину не имеет учения, в том числе и музыкального,/Трость взял в руки [...]/Этот Стихирарь, псалты мои прекрасные,/Когда возьмете в руки, пойте долгие часы./Если даже случайно найдете ошибку (ибо и он человек),/Все дайте ему прощение и таким образом хорошо поступите./Затем воздайте благодарение Богу,/Прекрасное пение подобает Богу во веки веков». Лит.: Χατζηγιακουμς Μ. Κ. Χειργραφα κκλησιαστικς μουσικς, 1453-1820 Συμβολ στν ρευνα το νου λληνισμο. Αθνα, 1980. Σ. 45, 173-174. А. Халдеакис Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/578122.html

Святой Иоанн Кукузель написал много музыкальных произведений: херувимских, причастнов, аниксандариев 3 и т.д. разных гласов. Много занимался теорией византийской музыки. Далее следуют такие великие протопсалты, как Ксенос Коронис, святой Григорий Кукузель, Иоанн Кладас и двое великих псалтов, певших в Святой Софии во время захвата Константинополя турками: это протопсалт Григорий Бунис и ламбадарий (то есть регент левого хора) Мануил Хрисафис. Во времена турецкого ига певческая традиция продолжается. Из числа остальных особо выделяются в это время Панайотис Хрисафис Новый, Германос, архиепископ города Новые Патры, иерей Валасий, Панайотис Ха- латзоглус, Петр Берекетис, Иоанн Трапезундский, Иаков Протопсалт и Петр Пелопоннесский. В 1814 году специальная музыкальная комиссия, состоящая из трёх членов: прусского митрополита Хрисанфа, Григория Протопсалта и Хурмузия Хартофилака – упростила систему нотной записи византийской церковной музыки и систему обучения. Многие музыкальные произведения были переписаны в соответствии с новым методом нотации. С того времени и до сего дня можно назвать много выдающихся греческих псалтов, таких, например, как константинопольские протопсалты Георгий Виолакис, Иаков Навплиотис, Константин Прингос и Фрасивулос Станицас. Из среды афонских псалтов можно отметить иеродиакона Дионисия (Фирфириса), монашеские общины Данилеев и Фомадов. Не могу не упомянуть и своего учителя архиламбадария Василакиса Еммануилидиса. Обратимся теперь к характерным особенностям византийской церковной музыки. 1 . Византийская церковная музыка – это, прежде всего, вокальная музыка. По словам Златоуста, употребление музыкальных инструментов в ветхозаветные времена было разрешено из-за дебелости ума евреев. По той же самой причине Бог допускал и жертвоприношения. Однако теперь, говорит Святитель, нам нужны не гусли, струны и разные музыкальные инструменты, а наш собственный язык, наш голос, которым мы должны молиться и приближаться к Богу вниманием, покаянием и умилением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдельно следует отметить такую выдающуюся фигуру поздневизантийской истории и культуры, как Иоанн VI Кантакузин, император ромеев, выдающийся политический и государственный деятель, крупный богослов и духовный писатель XIV в. Отдельные статьи в 24-м томе посвящены и крупнейшим представителям византийской музыкальной культуры XIII-XIV вв. Это, в частности: Иоанн Кукузель, Иоанн Глика и Иоанн Дука, а также видные деятели византийской музыкальной культуры 2-й половины XIV — начала XV вв. Иоанн Клада и Иоанн Ласкарь. Среди крупных христианских мыслителей, уклонившихся от православного пути в своих богословских воззрениях, следует отметить таких деятелей, как Иоанн Филопон, александрийский богослов и философ VI в., приверженец монофизитской ереси, приверженец учения тритеизма, и другой видный монофизит VI в. Иоанн Эфесский. О деятельности и учении обоих этих представителей монофизитства читатель может узнать из крупных публикаций в новом 24 томе энциклопедии. Жизненный путь и труды видных деятелей других Поместных Православных Церквей также нашли свое отражение на страницах нового тома. В частности, следует отметить материалы, посвященные Иоанну Петрици — знаменитому грузинскому писателю, философу и поэту XI-XII вв., представителю Гелатской литературно-богословской школы, и Иоанну, экзарху Болгарскому, выдающемуся духовному писателю эпохи царя Симеона (IX-X вв.). Из числа крупных исторических деятелей Древней Руси в материалах нового тома «Православной Энциклопедии» фигурируют великий князь Иоанн Иоаннович Молодой (+1490 г.), сын Иоанна III, а также великий князь Иоанн Иоаннович (+1581 г.), сын царя Иоанна IV Грозного, известный также своим вкладом в русскую церковную гимнографию, о чем также можно узнать из посвященной ему статьи. В числе современных церковных деятелей, удостоившихся статьи в 24-м томе энциклопедии, — митрополит Пергамский (Константинопольская Православная Церковь) Иоанн (Зизиулас), видный греческий богослов. Помимо статей об упомянутых православных деятелях в новый том «Православной Энциклопедии» вошло множество материалов о крупных представителях католицизма и протестантизма. Прежде всего, следует отметить публикации о Римских Папах Иоанне Павле I и Иоанне Павле II. И если первый из них мало что успел сделать за несколько недель своего пребывания на папском престоле, то другой, чей понтификат стал одним из самых длительных в истории Католической Церкви, успел внести гигантский вклад в ее развитие. Все это отражает обширнейший материал, освещающий различные аспекты жизни и деятельности Папы Войтылы.

http://patriarchia.ru/db/text/1283302.ht...

  - Так, так, отец! - подхватил император, растроганный простотою старца. - Чего ж ты хочешь?     - Подари нам одного из твоих подданных, который ищет своего вечного спасения и молит­ся о державе твоей. Более ничего, - сказал игумен и замолчал.   — Изволь, — весело отвечал император. -«Кто он и где?   -                 У нас уже и даже в ангельском образе, -боязненно произнес старец. -   Имя его Иоанн Кукузель...   -Кукузель!- подхватил император, и слезы невольно выступили из глаз его и скати­лись на царственную грудь.   Тогда игумен рассказал подробно об Иоанне. Император внимательно выслушал его и нако­нец с чувством воскликнул:   - Жаль мне единственного певца! Жаль мне моего Иоанна! Но если уж он постригся — нече­го делать! Спасение души дороже всего; пусть молится о моем спасении и о царстве моем.   Старец благословил Господа и милостиво­го своего Государя и весело воротился в свою Лавру. С той поры Иоанн остался спокоен, выстроил себе келлию с церковью во имя свя­тых Архангелов и, уединяясь там шесть дней, в воскресенье и другие праздники приходил в собор, становился на правый клирос и умили­тельно пел в числе других псалтов.   Раз, таким образом пропевши в субботу акафист, после бде­ния он сел в форму (так называются братские седалища) напротив иконы Богоматери, пред которою читался акафист, и тонкий сон успоко­ил его утомившиеся чувства. Радуйся, Иоанн! — вдруг произнес крот­кий голос.     Иоанн смотрит... В сиянии небесного света стояла пред ним Богоматерь. -                 Пой и не переставай петь, — продолжала Она, — Я за это тебя не оставлю. При этих словах Богоматерь положила в руку Иоанна червонец и стала невидима. Потрясенный чувством невыразимой радости, Иоанн проснул­ся и видит, что действительно лежит в его правой руке червонец (латница).    Слезы искренней при­знательности потекли из очей певца; он заплакал и благословил неизреченную милость и благово­ление к нему Царицы Небесной. Червонец был привешен к Богоматерней иконе, пред которою пел Иоанн и удостоился явления небесного, и поразительные чудеса совершались от иконы и от самой златницы (в настоящее время ее нет: она отсылается, кажется, со сборщиками).

http://isihazm.ru/?id=957

Но еще большею славой св. Златоуст почтен был Господом по смерти, что можно видеть из рассказа епископа Адельфия, который с почетом принимал у себя в Кукузе святителя, бывшего в изгнании. Услышав о кончине св. И. Златоуста в заключении, он впал в великую печаль и со слезами умолял Бога, дабы Он показал ему (Адельфию), в каком ликостоянии святых находится Иоанн. Однажды, молясь о сем, Адельфий пришел в восторженное состояние и увидел светлого юношу, который, взяв епископа за руку, привел его в прекрасное райское место. Адельфий увидел здесь многих церковных учителей и святителей, но среди них не узрел Иоанна Златоуста , чем был опечален. Юноша (ангел) затем вывел Адельфия из светлого места (рая). При выходе из оного некто, стоявший у дверей, удержал епископа за руку и сказал: зачем ты уходишь отсюда с такою скорбью? Если кто и войдет сюда печальный, то отсюда возвращается радостным». Адельфий отвечал: «потому я скорблю, что не видел среди церковных учителей возлюбленного для меня Иоанна». – «Ты разумеешь, спросил тот, Иоанна, проповедника покаяния? " – «Да», отвечал ему Адельфий. Тогда стоявший в дверях рая сказал: «Человек, находящийся в теле; не может видеть его, так как он предстоит Престолу Божию, который окружают только херувимы и серафимы» – Таким образом св. Златоуст, по этому сказанию, прославлен Богом в царстве небесном выше всех святителей и причислен к лику высших ангелов. Имя святителя Иоанна Златоуста должно быть приснопамятно и для нашего Общества, которое Святейшим Синодом было утверждено 14 сентября 1906 г. и первое торжественное собрание для заслушания отчета о его деятельности предлагается вашему вниманию 14 сентября – в день, когда скончался великий святитель вселенской церкви св. Иоанн Златоуст ; да будет же он покровителем нашего юного еще Общества. Святой Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский (Краткие сведения о почитании его в России) 1 «Уст твоих, якоже светлость огня, воссиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска; высоту нам смиренномудрия показа. Не твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте , моли Слова Христа Бога, спастися душам нашим» (Тропарь св. Иоанну Златоусту , 13 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Прп. Ефрем Сирин – составитель многих песнопений и напевов, учредитель греческой крюковой нотации. Святитель Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский – много потрудился словом и делом для благоустройства церковного пения. Он впервые организовал настоящий певческий хор под управлением придворного музыканта, принимавший участие в литургиях и всенощных. Прп. Роман Сладкопевец , диакон – творец кондаков, которых он написал до тысячи (среди них – «Дева днесь», «В молитвах неусыпающую», «Душе моя» Прп. Иоанн Дамаскин – роль которого в истории церковного пения заслуживает отдельного рассказа. Он составитель многих церковных песнопений и установитель в нашей Церкви Осмогласия—основного закона ежедневного богослужебного пения. В Западных Церквах много заботились об устройстве пения: Святитель Амвросий Медиоланский – памятником его трудов осталась книга «Антифонарий», в которой положены были на ноты составленные им гимны (среди них «Тебе Бога хвалим»). Святитель Григорий Двоеслов – устроил в Риме певческую школу, просуществовавшую около 300 лет, в которой благоговейно сохранялись подлинник его Церковного Устава и бич для наказания певчих. Существует немало примеров того, что церковное пение есть дело богоугодное и что люди, надлежаще его употребляющие, пользуются особым покровительством Божиим, преимущественно через Матерь Божию. Так, прп. Роман Сладкопевец получил дар песнопения через свиток, данный ему Богоматерью. Она же исцелила отсеченную руку Иоанна Дамаскина . Подобного же явления и исцеления удостоился афонский певец XIV в. Иоанн Кукузель. По преданию Матерь Божия явилась прп. Косме Маюмскому, составителю «Честнейшей» и «… с веселием рекла: “Приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близка не бывала к ним, как когда поют они сию новую песнь твою”». По прошествии двадцати веков христианской истории церковное пение, сливая воедино музыку и слова молитвы, воздействует на людей все с той же благодатной силой – возвышает душу над земным, примиряет нас с самими собой и с ближним, уменьшает наши немощи, облегчает наши скорби, приводя нас в состояние, так знакомое каждому молящемуся в православном храме, когда, по слову поэта:

http://azbyka.ru/proisxozhdenie-i-istori...

Т. о., Житие не может рассматриваться как достоверная биография И. К., однако оно содержит отрывочные воспоминания о мелурге, важные для монашеской общины Великой Лавры, а также легенды, к-рые связывались с его именем. Наиболее достоверными источниками являются сведения, содержащиеся в певч. рукописях, на основании к-рых можно предполагать, что в 1-й четв. XIV в. И. К., ученик Иоанна Глики, стал известен как выдающийся мелург и был назначен на должность маистора - руководителя придворного хора. О его слав. происхождении и связанных с этим обстоятельствах известно только из Жития, потому эти сведения не могут считаться вполне достоверными. Вероятно, впосл. И. К. удалился на Афон и принял монашество, благодаря чему отдельные упоминания о нем сохранились в преданиях Великой Лавры. Хронология жизни И. К. может быть лишь приблизительно определена на основании рукописных колофонов: его певческая деятельность началась до 1302 г., к 30-м гг. он приобрел известность и стал маистором. Даты принятия И. К. монашества и его кончины остаются неизвестными. Деятельность «Древо параллаги» прп. Иоанн Кукузеля. Миниатюра из Пападики. 1774 г. (Ath. Paul. 132. P 83) «Древо параллаги» прп. Иоанн Кукузеля. Миниатюра из Пападики. 1774 г. (Ath. Paul. 132. P 83) И. К. приписывают реформирование традиц. визант. певч. книг - Ирмология и Стихираря (см.: Strunk. 1961). Й. Ростед , сравнивая традиц. Стихирарь и Стихирарь И. К. (1341), выяснил, что в последнем устранены несоответствия акцентов мелодии и текста, некоторые фразы транспонированы в более высокий регистр и переходы между строками унифицированы, но в целом творчество И. К. осталось в рамках традиции ( Raasted. 1995). «Колесо» прп. Иоанна Кукузеля. Миниатюра из Стихираря. 1727 г. (Ath. Paul. 97. P. 1) «Колесо» прп. Иоанна Кукузеля. Миниатюра из Стихираря. 1727 г. (Ath. Paul. 97. P. 1) Большая часть муз. сочинений И. К. переписывалась в певч. Анфологиях и калофонических Стихирарях - новых типах певч. книг, связанных с распространением Иерусалимского устава и с появлением нового муз.

http://pravenc.ru/text/471332.html

За нею с изумительною быстротою понесли заслуженную кару и другие главные злоумышленники и враги угодника Божия. Так, епископ Кирин Халкидонский – один из главных деятелей печального собора «При дубе» – подвергся страшной болезни от разбереженной ему мозоли, на которую нечаянно наступил епископ Маруфа: у него сгнили ноги, и, несмотря на то что неоднократно совершалась ампутация, он умер от Антонова огня. Один из врагов святителя получил смертельный ушиб при падении с лошади, другой умер от гнойной водянки, третий – от рака на языке, заставившего его сознаться в тяготевшем на его душе мрачном преступлении. Феофил Александрийский, временно избегнув суда человеческого, также впоследствии не избег суда Божия. От крайнего напряжения в своих злобных ухищрениях он помешался и умер скоропостижно – от паралича. Если не телесно, то еще более душевно терзался и злополучный император Аркадий, который, освободившись, наконец, от невыносимой тирании своей злонравной супруги, хотел найти себе облегчение от сердечной туги в молитвах пустынников. Но когда он обратился с просьбой помолиться за него к знаменитому синайскому отшельнику Нилу, то отшельник с истинною твердостью и дерзновением древних пророков отписал ему: «По какому праву желаешь ты, чтобы царствующий град избавлен был от опустошающих его землетрясений, когда в нем совершаются такие преступления, нечестие с неслыханною наглостью возводится в закон, и когда из него изгнан столп церкви, светило истины, труба Христова, блаженный епископ Иоанн? Как можешь ты желать, чтобы я согласился молиться об этом злосчастном городе, потрясенном всесокрушающим гневом небес, когда я изнываю от скорби, потрясен духом и когда мое сердце разрывается от злодеяний, совершенных на твоих глазах против всех законов?» 29 . Так праведный гнев Божий карал творителей зла, и они, думая праздновать свою победу, в действительности несли страшные поражение и наказание, терзаясь и душой, и телом. А в это самое время великий угодник Божий, державшийся того христианского убеждения, что «Господня земля и исполнение ея», нашел себе успокоение и даже радость в самом Кукузе, который своей удаленностью от суеты грешного мира как бы вновь возвратил его к пустынножительству, столь сладостному для его утомленного невзгодами духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

– Не ты ли наш владыка Феофан, которого мы потеряли вот уже два года тому назад? Сказав это, капитан упал на землю и поклонился ему. Но тот стал отрицать это: – Ты с кем-то меня путаешь, возлюбленный. Я не тот, за кого ты меня принимаешь. Возможно, мы похожи. Епископ сразу вернулся в скит и в скором времени решил уйти оттуда, поскольку все узнали о происшедшем и стало очевидно, что его тайна раскрыта. Старец этого мужа удивился такому его смирению и послушанию. Он упал ему в ноги и просил прощения за свое суровое с ним обхождение. А владыка Феофан удалился в некую пустынь – ныне это калива «Живоносный источник» – и жил там простым монахом. Святой Иоанн Кукузель был большим знатоком византийской музыки. Он имел ангельский голос и занимал должность преподавателя и протопсалта 323 при дворе династии византийских императоров Комниных (XII век). Оставив суетную славу и удовольствия этого мира, он тайно покинул свой город и пришел в Великую Лавру. Желая скрыть свое имя и положение, он говорил всем, что в миру пас овец. Игумен обители возложил на него послушание пасти в лесу монастырских козлов. Иоанн с радостью исполнял свое послушание, получая великую пользу от смирения и безмолвия, пока однажды ему не захотелось пропеть прекрасные церковные песнопения, которые он исполнял в Византии. Его пение было столь сладким и мелодичным, что бессловесные животные – козлы, которых он пас, – внезапно перестали жевать, подняли передние копыта и замерли, слушая, как разумные твари, эту ангельскую мелодию. Это было поистине поразительное зрелище. Пустынники из близлежащей келлии стали свидетелями этой сцены и на следующий день рассказали об увиденном игумену. Так открылась тайна Иоанна Кукузеля. Вскоре он был пострижен в монахи и пел в монастыре как протопсалт. Как-то на одном из бдений, когда он пребывал в состоянии легкого сна в своей стасидии, ему явилась Госпожа Богородица в образе Царицы, окруженная славой, и сказала: – Радуйся, Иоанне, чадо мое, пой Мне, и Я тебя не оставлю, – и вложила в его правую руку дар – золотую монету! Эту монету он посвятил затем Ее святой иконе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010